Научная статья на тему 'Вариативное моделирование направлений импортозамещения в Республике Татарстан'

Вариативное моделирование направлений импортозамещения в Республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT STRATEGY / ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ / TARGET INDICATORS / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / ИМПОРТ / IMPORT / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY / САМООБЕСПЕЧЕННОСТЬ / SELF-RELIANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярлыченко Алла Александровна

В статье представлена трактовка импортозамещения как процесса формирования неоиндустриальной экономики, способствующей развитию экспортно-импортных взаимоотношений, а также обеспечению экономической и политической независимости. Доказано, что внедрение инструментов импортозамещения в систему регионального управления способствует повышению инвестиционной привлекательности региона и росту уровня конкурентоспособности отечественных производителей. Представлена характеристика динамики основных показателей экономического развития Республики Татарстан и сделан вывод о необходимости внедрения инструментов инновационного импортозамещения в систему регионального управления. Выявлены угрозы развития региональной экономики, обусловленные введением запретительных санкций со стороны ряда зарубежных государств. Сформулированы цели реализации стратегии импортозамещения, выявлены приоритетные для этих целей рыночные ниши, способствующие повышению самообеспеченности Республики Татарстан. Оценивается деятельность по импортозамещению в агропромышленном комплексе Республики Татарстан. Разработаны целевые индикаторы развития промышленных отраслей Республики Татарстан и представлен прогноз их достижения, актуализирующий необходимость активизации инновационной деятельности. Смоделированы потенциальные варианты импортозамещения при определенных входных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIABLE MODELING OF THE DIRECTIONS OF IMPORT SUBSTITUTION IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

In article the author presented the interpretation of import substitution as process of formation of the neoindustrial economy contributing to the development of export-import relationship and also ensuring economic and political independence, proved that introduction of instruments of import substitution in the system of regional government promotes increase in investment attractiveness of the region and growth of level of competitiveness of domestic manufacturers, submitted the characteristic of dynamics of key indicators of economic development of the Republic of Tatarstan and made the conclusion on need of introduction of instruments of innovative import substitution in the system of regional government, revealed the threats of development of regional economy caused by introduction of prohibitive sanctions from a number of the foreign states, formulated the purposes of realization of strategy of import substitution, revealed the market niches, priority for these purposes, promoting increase in self-reliance of the Republic of Tatarstan, estimated activities for import substitution in agro-industrial complex of the Republic of Tatarstan, developed target indicators of development of industrial branches of the Republic of Tatarstan and submitted the forecast of their achievement staticizing need of activization of innovative activity and simulated potential options of import substitution under certain entrance conditions.

Текст научной работы на тему «Вариативное моделирование направлений импортозамещения в Республике Татарстан»

УДК 338.24 doi: 10.20310/1819-8813-2018-13-2-93-97

ВАРИАТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

ЯРЛЫЧЕНКО АЛЛА АЛЕКСАНДРОВНА

Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань, Российская Федерация, e-mail: alla.yarlychenko@mail.ru

В статье представлена трактовка импортозамещения как процесса формирования неоиндустриальной экономики, способствующей развитию экспортно-импортных взаимоотношений, а также обеспечению экономической и политической независимости. Доказано, что внедрение инструментов импортозамещения в систему регионального управления способствует повышению инвестиционной привлекательности региона и росту уровня конкурентоспособности отечественных производителей. Представлена характеристика динамики основных показателей экономического развития Республики Татарстан и сделан вывод о необходимости внедрения инструментов инновационного импортозаме-щения в систему регионального управления. Выявлены угрозы развития региональной экономики, обусловленные введением запретительных санкций со стороны ряда зарубежных государств. Сформулированы цели реализации стратегии импортозамещения, выявлены приоритетные для этих целей рыночные ниши, способствующие повышению самообеспеченности Республики Татарстан. Оценивается деятельность по импортозамещению в агропромышленном комплексе Республики Татарстан. Разработаны целевые индикаторы развития промышленных отраслей Республики Татарстан и представлен прогноз их достижения, актуализирующий необходимость активизации инновационной деятельности. Смоделированы потенциальные варианты импортозамещения при определенных входных условиях.

Ключевые слова: импортозамещение, стратегия развития, целевые индикаторы, инновационная деятельность, моделирование, импорт, региональная экономика, самообеспеченность

Импортозамещение как стратегия развития субъектов Российской Федерации и фактор интеграции страны в некоторые сегменты мирового рынка определяет в качестве конечной цели повышение конкурентоспособности и расширение экспорта товаров на мировом рынке. Субъектам Российской Федерации отводится важная роль в формировании координированных действий в активизации производств импортозамещающей продукции, что актуализирует необходимость согласованности взаимодействий федерального центра и регионов. Региональный уровень импор-тозамещения определяется либо в направлении перехода на применение отечественных аналогов импортной продукции, существующих на рынке, либо путем организации собственного производства продукции или комплектующих, аналогичных импортным.

Импортозамещение рассматривается в контексте данного исследования в качестве совокупности взаимообусловленных противоречивых процессов, заключающихся в сокращении импорта некоторых товаров и организации производст-

ва аналогов внутри страны. При этом позиция региональной экономики заключается в принципиальном акценте на внутристрановое производство. Кроме того, в сложившихся условиях возможно утверждать не столько приоритет непосредственно импортозамещения, сколько формирование неоиндустриальной экономики, способствующей не только развитию экспортно-импортных взаимоотношений, но и формированию экономической и политической независимости.

Республика Татарстан занимает третье место после г. Москвы (1038 проектов в 12 отраслевых планах) и г. Санкт-Петербурга (330 проектов в девяти отраслевых планах) по показателю активности участия в импортозамещении, и обеспечила 126 проектов в 12 отраслевых планах. В Республике Татарстан наличествуют богатые природные ресурсы, мощная и диверсифицированная промышленность, высокий интеллектуальный потенциал и квалифицированная рабочая сила. Республика Татарстан является одним из регионов Российской Федерации, лидирующих по макроэкономическим показателям: объем ВРП - 6 место,

сельское хозяйство и объем инвестиций в основной капитал - 3 место, промышленное производство и строительство - 5 место среди субъектов Российской Федерации [1]. Валовый региональный продукт РТ по оценке 2016 г. составил 1,94 трлн руб., продемонстрировав рост на 2,5 % к 2015 г., величина ВРП на душу населения составила 501,4 тыс. руб., а расчет объема ВРП на одного занятого в экономике показал значение 1 076 тыс. руб. [2].

Достижение указанных целевых показателей актуализирует необходимость активизации инновационной деятельности. В соответствие с рейтингом инновационных регионов России, проведенным Ассоциацией инновационных регионов России, Республика Татарстан стабильно занимает третье место, а по подрейтингу «Инновационная активность региона» - первое место. Однако в качестве недостатков инновационной активности, следует отметить относительно низкую долю продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП, составляющую 23,9 % ВРП. Кроме того, в подрейтинге «Научные исследования и разработки» Республика Татарстан заняла лишь шестое место, что соответствует недостаточной активности научных работников и требует стимулирования их труда в целях создания или интеллектуального копирования высоких технологий для реализации политики импортозамещения.

В Республике Татарстан определены приоритетные для развития и импортозамещения рынки, включающие в себя рынки овощеводства, птицеводства, производства мяса и субпродуктов, производства растительного масла, производства синтетического каучука, резиновых шин, пластмассовых изделий, строительных изделий из обожженной глины; производства грузового автотранспорта. Однако в 2016 г. в соответствие с требованиями Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года [3] выявлены новые рыночные ниши, способствующие формированию дополнительных приоритетных направлений в импортозамещении. В их состав включены рынки телекоммуникаций, фармацевтики, информационных технологий и производства электрооборудования.

Введенные в 2014 г. санкции европейских стран обусловили установление запрета на импорт некоторой продукции, в том числе и сельскохозяйственной. Импорт указанной продукции в 2013 г. составлял 37,8 %, а в связи с российским запретом и реализацией политики импортозаме-щения, данный показатель в 2016 г. достиг 22 % при одновременном росте агропромышленного комплекса. Кроме того, в 2016 г. отмечено нара-

щивание экспорта и его реструктуризация с «точками роста» в виде продовольственных товаров при одновременном снижении административного воздействия, контрсанкций и активной государственной поддержке.

В настоящее время доля импортозамещающей сельскохозяйственной продукции составляет: 70 % молочной продукции местных производителей, 98,3 % социального хлеба, 28,3 % - мяса птицы и колбасных изделий, 7-8 % в зависимости от сезона овощной продукции, 19,5 % яиц.

Активизация импортозамещающих проектов обусловливается усилением государственной поддержки малого и среднего сельскохозяйственного бизнеса. Кроме того, необходима модернизация машинно-тракторного парка с привлечением ресурсов Росагролизинга, годовое удорожание которых составляет порядка 3,5 % [4], что выгодно отличается от банковского кредитования, имеющего тенденцию к снижению по объемам и росту процентных ставок.

В целях реализации политики импортозаме-щения разработаны целевые индикаторы развития промышленных отраслей Республики Татарстан, обусловленные влиянием стратегических приоритетов как регионального, так и федерального уровней, заключающихся в:

- самообеспечении потребностей экономики и населения РТ;

- кластерном развитии промышленности РТ, базирующемся на крупнейших республиканских предприятиях;

- глубокой переработке углеводородного сырья, модернизации добывающих и транспортировочных технологий;

- поддержании уровня РТ как основного нефтедобывающего региона РФ;

- интеграции научного, образовательного и производственного сообществ в целях формирования наукоемкого, высокотехнологичного, ресурсосберегающего, безопасного и экологически чистого производственного комплекса.

Реализация Стратегии развития обусловливает достижение следующих общеотраслевых показателей, представленных на рисунке 1.

Достижение указанных целевых показателей актуализирует необходимость активизации инновационной деятельности. В соответствие с рейтингом инновационных регионов России, проведенным Ассоциацией инновационных регионов России [5], Республика Татарстан стабильно занимает третье место, а по подрейтингу «Инновационная активность региона» - первое место. Од-

SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

нако в качестве недостатков инновационной активности, следует отметить относительно низкую долю продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП, составляющую 23,9 % ВРП. Кроме того, в подрейтинге «Научные исследования и разработки» Республика Татарстан за-

Проведенное исследование и оценка реализации политики импортозамещения в Республике Татарстан обусловили моделирование потенциальных вариантов импортозамещения при определенных входных условиях: при отсутствии аналогов импортной продукции на внутреннем отечественном рынке, в случае недостаточного производства аналогов импортной продукции и в случае потребления импортной продукции, аналоги которой не производятся отечественными производителями по объективным причинам экономической невыгодности или невозможности производства.

Вариативность предлагаемых моделей представлена на рисунке 2.

Реализация политики импортозамещения неразрывно сопряжена с формированием благоприятной среды для подъема отечественной про-

няла лишь шестое место, что соответствует недостаточной активности научных работников и требует стимулирования их труда в целях создания или интеллектуального копирования высоких технологий для реализации политики импортоза-мещения.

мышленности. Сторонниками данной концепции утверждается возможность устойчивого экономического странового развития только путем предельного повышения уровня промышленной самообеспеченности, увеличения объема выпуска национального продукта [6]. Приоритетность самообеспеченности обусловлена нестабильностью мировых экономических процессов, а также скепсисом по отношению к иностранному капиталу, что формирует необходимость сосредоточенности на участии государственного сектора в промышленности и жестко регламентированном задействовании иностранного капитала. Преимуществен-ность замещения импорта промышленных товаров обусловливается повышением уровня безопасности национальной промышленности в условиях негативных воздействий со стороны глобального рынка [7].

Рис. 1. Достижение общеотраслевых показателей при реализации Стратегии развития отраслей промышленности Республики Татарстан на период 2016-2021 гг. с перспективой до 2030 г.

Таким образом, проблематика возможностей и экономической целесообразности импортоза-мещения является многоаспектной, включая в себя качественные характеристики аналогов импортной продукции, затруднения в поиске рынков сбыта, протекционизм и др. Моделью импортоза-мещения определяют стратегию удовлетворения потребностей внутреннего рынка за счет развития национального производственного потенциала в условиях проведения протекционистской политики и предотвращения инфляции путем установления твердого курса национальной валюты, что обусловливает улучшение структуры платежного баланса, нормализует внутренний спрос, обеспечивает занятость, совершенствует производство, повышает научный потенциал.

Литература

1. Стратегия развития отраслей промышленности Республики Татарстан на период 2016-2021 годы с перспективой до 2030 года. Приложение № 1 к Приказу от 26.07.2017 г. № 185-ОД Министерства промышленности и торговли РТ. URL: http://mpt.tatars-tan.ru/file/File/

2. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. URL: http://tatstat.gks.ru/

3. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года: Закон Республики Татарстан. URL: http://pravo.tatars-tan.ru/rus/iile/npa/2015-06/4431/npa_44-31.pdf/ Дата обращения: 09.01.2018

4. Официальный сайт АО «Росагролизинг». Лизинговая программа в поддержку сельхозпроизводителей. URL: https://www.rosagroleasing.ru/leasing/catalog/sht/?tab-=1

5. Официальный сайт Ассоциации инновационных регионов России. Рейтинг инновационных регионов России. Версия 2016. URL: http://www.i-regions.org/images-/files/presentations/AIRR_26.12.pdf

6. Березинская О. Б. Производственная зависимость российской промышленности от импорта и механизм стратегического импортозамещения // Вопросы экономики. 2015. № 1. С. 103-115.

7. Ершов А. Ю. Формирование импортозамещающей стратегии // Фундаментальные исследования. 2015. № 8 (часть 2). С. 374-379.

References

1. Strategiya razvitiya otraslej promyshlennosti Respubliki Tatarstan na period 2016-2021 gody s perspektivoj do 2030 goda. Prilozheniye № 1 k Prikazu ot 26.07.2017 g. № 185-OD Ministerstva promyshlennosti i torgovli RT [The strategy of development for industries of the Republic of Tatarstan for 2016-2021 with prospect till 2030. Appendix №1 to the Order of 26.07.2017 № 185-OD of the Ministry of Industry and Trade of RT]. URL: http://mpt.tatars-tan.ru/file/File/

Нет аналогов импортной продукции

X

Недостаточное производство аналогов импортной продукции

х

Не производимая в стране продукция

X

Модели реализации политики импортозамещения

Создание или интеллектуальное копирование высоких технологий

Создание новых импортозамещающих производств

Увеличение инвестирования вНИОКР

Государственная поддержка научно-образовательной сферы

Стимулирование научных работников

Развитие законодательства в области интеллектуальной собственности

Развитие рынка интеллектуальной и инновационной продукции

Создание аналогичной конкурентоспособной отечественной продукции

Модернизация или перепрофилирование действующих производств

Разработка инвестиционных программ и проектов

Увеличение производственных мощностей и техническое перевооружение

Серийный выпуск продукции, опытные образцы которой являются конкурентоспособными на мировом рынке

Сокращение импортопотребления

Сокращение потребления «критического импорта»-экономически невыгодных или невозможных по объективным причинам к производству товаров

Рис. 2. Модели реализации политики импортозамещения

SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

2. Ofitsial'nyj sajt Territorial'nogo organa Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Respublike Tatarstan [Official site of Territorial authority of Federal State Statistics Service in the Republic of Tatarstan]. URL: http://tatstat.gks.ru/

3. Ob utverzhdenii Strategii sotsial'no-ekonomi-cheskogo razvitiya Respubliki Tatarstan do 2030 goda: Zakon Respubliki Tatarstan [About the adoption of Strategy of social and economic development of the Republic of Tatarstan till 2030: Law of the Republic of Tatarstan]. URL: http://pravo.tatars-tan.ru/rus/file/npa/2015-06/4431-/npa_44-31.pdf/ Data obrashcheniya: 09.01.2018

4. Ofitsial'nyj sajt AO «Rosagrolizing». Lizingovaya programma v podderzhku sel'khozproizvoditelej [Official site of JSC «Rosagroleasing». The leasing program in support of agricultural producers]. URL: https://www.rosa-groleasing.ru/leasing/catalog/sht/?tab-=1

5. Ofitsial'nyj sajt Assotsiatsii innovatsionnykh regionov Rossii. Rejting innovatsionnykh regionov Rossii. Versiya 2016 [Official site of Association of innovative regions of Russia. Rating of innovative regions of Russia. Version 2016]. URL: http://www.i-regions.org/images-/files/presentations/AIRR_26.12.pdf

6. Berezinskaya O. B. Proizvodstvennaya zavisimost' rossijskoj promyshlennosti ot importa i mekhanizm strategicheskogo importozameshheniya [Production dependence of the Russian industry on import and mechanism of strategic import substitution] // Voprosy ekonomiki. 2015. № 1. S. 103-115.

7. Ershov A. Yu. Formirovaniye importoza-meshchayushchej strategii [Formation of import-substituting strategy] // Fundamental'nye issledovaniya. 2015. № 8 (chast' 2). S. 374-379.

* * *

VARIABLE MODELING OF THE DIRECTIONS OF IMPORT SUBSTITUTION IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

YARLYCHENKO ALLA ALEKSANDROVNA

Kazan National Research Technological University, Kazan, the Russian Federation, e-mail: alla.yarlychenko@mail.ru

In article the author presented the interpretation of import substitution as process of formation of the neoindustrial economy contributing to the development of export-import relationship and also ensuring economic and political independence, proved that introduction of instruments of import substitution in the system of regional government promotes increase in investment attractiveness of the region and growth of level of competitiveness of domestic manufacturers, submitted the characteristic of dynamics of key indicators of economic development of the Republic of Tatarstan and made the conclusion on need of introduction of instruments of innovative import substitution in the system of regional government, revealed the threats of development of regional economy caused by introduction of prohibitive sanctions from a number of the foreign states, formulated the purposes of realization of strategy of import substitution, revealed the market niches, priority for these purposes, promoting increase in self-reliance of the Republic of Tatarstan, estimated activities for import substitution in agro-industrial complex of the Republic of Tatarstan, developed target indicators of development of industrial branches of the Republic of Tatarstan and submitted the forecast of their achievement staticizing need of activization of innovative activity and simulated potential options of import substitution under certain entrance conditions.

Key words: import substitution, development strategy, target indicators, innovative activity, modeling, import, regional economy, self-reliance

Об авторе:

Ярлыченко Алла Александровна, аспирант Казанского национального исследовательского технологического университета, г. Казань

About the author:

Yarlychenko Alla Aleksandrovna, Post-graduate Student, Kazan National Research Technological University, Kazan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.