ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
Коноплева И.А.
Западный филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС доцент кафедры таможенного дела, доцент, к.т.н.
Коноплева В. С. Западный филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС доцент кафедры таможенного дела, доцент, к.э.н.
GLOBALIZATION PROCESSES IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC
Konopleva I.
Western Branch of RANEPA Associate Professor of the Department of Customs Affairs, Associate Professor, Candidate of Technical Sciences
Konopleva V.
Western Branch of the RANEPA Associate Professor of the Department of Customs Affairs, Associate Professor, Ph. D. in Economics
Аннотация
Процессы глобализации в допандемический период рассматривались учеными и политиками неоднозначно. Выявляли как положительные, так и отрицательные проявления международной интеграции. Однако в период пандемии коронавирусом проявились весьма негативные процессы, которые были спровоцированы закрытием границ, нарушением цепочек поставок, невозможностью пересечения границ для расширения бизнеса и т.д. Однако многие из ключевых факторов глобализации, как преимущества, должны сохраниться в мировом масштабе, а глобализация изменится благодаря переменам в настроениях населения, политике правительства и корпоративной практике. Пандемия коронавируса, скорее всего, приведет не к краху глобализации, а к ее трансформацию.
Abstract
The processes of globalization in the pre-pandemic period were viewed ambiguously by scientists and politicians. We identified both positive and negative manifestations of international integration. However, during the coronavirus pandemic, very negative processes were manifested, which were provoked by the closure of borders, disruption of supply chains, the inability to cross borders for business expansion, etc. However, many of the key drivers of globalization are expected to continue on a global scale, and globalization will change due to changes in public attitudes, government policies and corporate practices. The coronavirus pandemic is likely to mark not the end of the era of globalization, but its transformation.
Ключевые слова: глобализация, пандемия, цепочки поставок, коронавирус, капитал, санкции, Брек-сит, трасформация.
Keywords: globalization, pandemic, supply chains, coronavirus, capital, sanctions, Brexit, transformation.
До последнего времени в экономиках различных стран существенную роль играли процессы глобализации, которые с исторической точки зрения считались неизбежными. Учеными-экономистами, политиками, бизнесменами признавалось, что глобализация как бы связывает мир, укрепляет отношения путем растущих темпов оборота товаров, услуг, информации, технологий, рабочей силы и организации эффективного взаимообмена этими и прочими ресурсами. Таким образом подчеркивалось, что создается постоянная циркуляция ресурсов в мировых масштабах, что не только усиливает технический прогресс, экономический рост стран, но и укрепляет их зависимость друг от друга.
В век информационных технологий процесс глобализация начал расти с куда более высокой, а порой даже и поражающей силой. Все это до недавнего времени происходило благодаря развитию научных технологий, транспорта, средств связи и многих других факторов. Отсюда можно сделать, казалось бы, простой, но и крайне очевидный вывод - технологический прогресс напрямую влияет на
темпы роста глобализации как процесса и на ее эффективность. Все это актуализировало аналитические исследования, ориентированные на определение положительных и отрицательных сторон глобализации, ее влияния, вызывающего прогрессивные и регрессивные проявления в мировых экономических, социальных и других процессах.
Исследованиям подвергался процесс глобализации, который достаточно интенсивно развивался в начале нулевых годов, несмотря на финансовый кризис 2008 г., отрицательно повлиявший на интеграционные мировые процессы в допандемический период.
Отметим, что быстрый темп мирового развития за счет глобализации не носит однозначно положительный характер. Связано это с тем, что в последние годы темпы роста интеграционных процессов начали усиливаться настолько, что многие страны стали опасаться глобализации. А развитые страны мира, пытались путем разработок и введения соответствующих мер осуществлять контроль глобализационных процессов в мире.
При этом по вопросу разработки методов контроля над глобализацией многие страны разошлись во мнениях. В последнее десятилетие интеграционные процессы стали одной из главных тем для споров на международной арене
Чаще всего, критике подвергалась, так называемая, экономическая интеграция. Она заключалась в снижении тарифов и создании более привлекательной среды для зарубежных инвестиций и торговли, что на первый взгляд должно иметь и хорошие стороны. Но при углубленном анализе существа вопроса можно понять, что данный метод оказывал негативное влияние на развивающиеся страны, создавая тем самым достаточно четко прослеживающее экономическое неравенство. Таким образом, с точки зрения критиков глобализации, она формирует то, с чем, отчасти, и должна бороться - экономический диспаритет.
В это же время сторонники глобализационных процессов утверждали, что введение открытой экономики во Вьетнам, в Индию, в Китай, в Уганду и в некоторые другие государства повысило эффективность экономики указанных стран. Так, например, в Китае в конце прошлого века реформа, спровоцированная глобализацией, позволила уменьшить численность бедняков, проживающих в сельской местности с 250 до 34 миллионов. В Индии за последние 20 лет в условиях глобализации уровень бедности снизился в 2 раза. Здесь же необходимо отметить и рост экономики во Вьетнаме, где в конце прошлого столетия достаточно интенсивно привлекались инвестиции из Сингапура, Южной Кореи, из Тайваня. Благодаря им были проведены радикальные реформы, в результате которых 98% самых бедных семей смогли улучшить свои жилищные условия, дети большинства семей населения, находящегося за чертой бедности, стали посещать школу, улучшилось питание в таких семьях [1]. Вследствие экономической интеграции выросла стоимость фермерской продукции, которая реализовывалась по крайне низким ценам. Соответственно увеличилось количество рабочих мест на предприятиях текстильной, швейной и обувной промышленности.
Таким образом, можно заключить, что глобализация не такой уж и однозначный процесс, каким может показаться на первый взгляд. То есть она имеет как положительные, так и негативные стороны, и не стоит рассматривать ее как что-то крайне хорошее или же сугубо плохое.
Противники глобализации, как правило, утверждают, что интеграционные процессы приводят к эксплуатации работников в развивающихся странах и снижению их среднего уровня жизни. Что действительно имело место на практике в ряде стран и еще раз подтверждало неоднозначность процесса глобализации, имеющего как негативные, так и положительные проявления. Действительно многим странам глобализация не помогла. Ярким примером подобных явлений может послужить большая часть африканских стран, которым интеграционные процессы не позволили повысить эф-
фективность экономики. Население этих государств по-прежнему производит на экспорт первично-необходимые виды сырья, что свидетельствует о практически полном отсутствии роста и развития экономического состояния этих стран.
Многие эксперты считают, что проблемы таких государств и их отставание зависит в основном от политики, проводимой в данных странах. Это может быть неразвитая инфраструктура, слабость экономических институтов и даже коррумпированность органов власти [1].
Другие исследователи глобализационных процессов, в свою очередь, настаивают на том, что экономическое отставание стран, куда были инвестированы значительные средства, связано в основном с географическим местоположением государств, их ресурсами и климатическими условиями. В качестве примера приводятся страны без выхода к морю и, соответственно, без возможности конкурировать с другими государствами в конкретных рыночных сегментах.
Здесь следует отметить, что четкого понимания и согласия по вопросу: почему глобализация не помогла повысить уровень жизни во многих отсталых странах среди научного сообщества так и не возникло. Однако факт экономического отставания, которое не преодолевалось за счет международной интеграции никто не оспаривал. Именно поэтому во многих государствах Европы, а также в США часто выражаются протесты, связанные с внедрением глобализационных процессов в подобные страны. Причем волна этих протестов в последнее время только усиливалась.
Тем не менее, многие западные исследователи и политика в целом были ориентированы на интенсификацию глобализационных процессов, считая, что глобализация в целом стремится к повышения общего экономического состояния стран, способствует интеграции их экономик и сближению друг с другом. Однако, как показали исследования, в большинстве случаев, это распространяется лишь на развитые страны, что спровоцировано спецификой и особенностями развития интеграционных процессов на мировой арене. Развивающиеся страны не всегда способны обратить глобализаци-онные процессы себе на пользу, что с точки зрения мировой экономики является безусловным недостатком глобализации [2].
Пандемия СОУТО-19 заставило все мировое сообщество по-другому отнестись к процессу глобализации, пересмотреть свои позиции и начать вырабатывать новые подходы к мировому разделению труда, к глобальным инвестиционным процессам и т.д.
Закрытые границы, запреты на поездки, парализованные цепочки поставок и экспортные ограничения заставили многих ученых и политиков задаться вопросом, может ли сама глобализация стать жертвой коронавируса. Пандемия высветила риски, связанные с чрезмерной зависимостью от глобальных цепочек поставок, вызвала ренационализацию
производства и высветила отрицательные тенденции в международной взаимозависимости государств.
Всемирная взаимосвязь товаров, услуг, капитала, людей, информации в свое время принесла определенные преимущества. Но во время пандемии коронавируса, охватившей, практически, все страны, очень четко проявились риски международной зависимости. Каждая страна стала бороться за себя, свои интересы, основной упор был сделан на национальные ответные меры, а не совместные международные, усилились националистические аргументы в пользу переноса производства, стали устанавливаться и более жесткие ограничения в миграционных процессах.
Прогнозы ученых и политиков по дальнейшему развитию глобализации ориентируют мировое сообщество на то, что в целом процесс международной интеграции не прекратится. Скорее он будет преобразован в более ограниченную версию, чем та, которая существовала до последнего времени.
И это подтверждается и тенденциями в политических процессах, когда на первый план выступили такие политические течения, как пограничное отделение от Китая, торговые войны, Брексит, национальный суверенитет против американских и китайских технологических корпораций, санкции против Российской Федерации и т.д.
Ключевые индикаторы подтверждают изменения в политических процессах. До пандемии мировая торговля товарами продолжала расти, но по отношению к общему объему производства в мировой экономике доля торговли сегодня ниже, чем до финансового кризиса 2008 г. Правительства США и других стран усиливают контроль над экспортом критически важных технологий, а Интернет становится все более расколотым по национальному признаку. Международные поездки и учеба за границей были на рекордно высоком уровне до пандемии коронавируса, а миграция была настолько широкомасштабной, что во многих странах стали воспринимать ее достаточно негативно.
Однако процесс глобализации достаточно сложен, и не все индикаторы указывают только на негативные стороны глобализации. Интенсивность торговли товарами снизилась, а услугами - повысилась. Резко возросли и информационные потоки через границы.
Здесь следует отметить и санкции, которые вводились западными странами против Российской Федерации. Они явились ярким показателем анти-глобалистических процессов в нашей стране, и с одной стороны сказались достаточно негативно на экономических процессах, но с другой стороны подтолкнули экономику России к развитию определенных отраслей производства, что в целом дало положительный эффект, на который не рассчитывали западные «партнеры».
Негативные настроения против глобализации продолжают охватывать определенные слои населения значительного количества государств. И в допандемический период многие политики (даже
самые глобально ориентированные) избегают рекламировать преимущества открытых границ, торговых и денежных потоков, а также международного участия. Можно отметить, что многие выборы, проходящие в последнее пятилетие, были выиграны за счет подчеркивания вреда глобализма, и обещания защиты от его последствий, включая переподготовку рабочих и переобордование рабочих мест, трансфертные выплаты, более эффективные системы социальной защиты, тарифы и ограничения на иммиграцию и т.д. И особенно в пандемический период противники глобализации указывают на риски быстрого распространения болезней по континентам, начиная с 2003 года, когда в мире наблюдались последовательные вспышки атипичной пневмонии, свиного гриппа, MERS, лихорадки Эбола и вируса Зика.
И здесь следует подчеркнуть, что в отличии от предыдущих заболеваний кризис с коронавирусом оказался значительно мощнее. Он является глобальным, но при этом ответные меры носят национальный характер. Многие считают COVID-19 не причиной, вокруг которой должны сплотиться правительства мира, а, скорее, наиболее ярким примером уже сломанной глобализированной системы.
Учитывая широко распространенные негативные настроения, связанные с глобализацией, правительства по всему миру в целом переосмысливают международные поездки, миграцию, риски цепочки поставок, экспортный контроль, обмен информацией и многое другое - то есть, ключевые компоненты самой глобализации. Однако новый тренд глобализации, на которую оказывает значительно влияние пандемия коронавируса, скорее всего, будет заключаться в снижении рисков, а не в сокращении затрат.
Многие из ключевых факторов глобализации -судоходство, данные и потоки капитала, как преимущества, должны сохраниться в мировом масштабе, но глобализация изменится благодаря переменам в настроениях населения, политике правительства и корпоративной практике. Пандемия коронавируса ознаменует, скорее всего, не конец эпохи глобализации, а ее трансформацию.
Западные правительства будут уходить от единой точки поставок, зависимости поставок из одной страны. В этих условиях потребуется широкомасштабная диверсификация поставки основных ресурсов и перевода их производства на внутренний или региональный уровень. Достижения в области автоматизации и других трудосберегающих производственных технологий сделают это проще.
Кроме того, экономическая интеграция по-прежнему будет иметь место, но перейдет с глобального уровня на региональный и двусторонний..
В заключении следует указать на то, что пандемия коронавируса кардинально сказалась на развитии международной интеграции в том виде, в котором она существовала в допандемический период. Это не значит, что от глобализации необходимо сделать резкий переход к изоляционизму. Вероятным решением реорганизации глоба-
лизационных процессов может быть ускорение изменений, которые уже давно идут в сторону новой, иной и более ограниченной формы глобализации.
Список литературы
1. Стоукс, Б. В отличии от Запада, Индия и Китай принимает глобализацию» Pew Research Center
Исследовательский Центр Пью,
https://www.pewresearch. org/global/2016/10/24/unlik e-the-west-india-and-china-embrace-globalization
2. Фонтейн, Р. Глобализация будет выглядеть совсем иначе после пандемии коронавируса. https://foreignpolicy.com/2020/04/17/globalization-trade-war-after-coronavirus-pandemic/
КОНЦЕПТУАЛЬН1 ЗАСАДИ ФОРМУВАННЯ МЕХАН1ЗМ1В ДЕРЖАВНО-ПРИВАТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА РИНКУ ПОСЛУГ АВТОМОБШЬНОГО ТРАНСПОРТУ
Лапоног Д.
Aспiрант Харювського нацюнального автомобшьно-дорожного утверситету (Харюв, Укра'та)
CONCEPTUAL BASES OF FORMATION OF MECHANISMS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE MARKET OF SERVICES OF MOTOR TRANSPORT
LaponohD.
Postgraduate student of the Kharkiv national automobile and highway university (Kharkiv, Ukraine)
Анотащя
У статп здшснено дослщження шституцюнального забезпечення, змюту та функцюнальносп ме-xaHÎ3MÎB державно-приватного партнерства на ринку послуг автомоб№ного транспорту в Укршш, шституцюнального забезпечення та iнструментiв ïx регулювання.
Abstract
The article examines the institutional support, content and functionality of public-private partnership mechanisms in the market of road transport services in Ukraine, institutional support and tools for their regulation.
Ключов1 слова: державно-приватне партнерство, ринок послуг, автомобшьний транспорт, державне регулювання, шститути.
Keywords: public-private partnership, services market, road transport, government regulation, institutions.
Formulation of the problem. Intensification of economic development, increasing the welfare of the country's population and strengthening Ukraine's position in the world community are impossible without high efficiency of public administration and dynamic use of available resources in the economy. The most progressive way to increase the efficiency of state public functions is public-private partnership, which involves the transfer of private business part of the economic, organizational and managerial functions in the production of public goods, public services, public property management. The study of this issue will reveal the nature of public-private partnership to set realistic goals for its development, to explore the conceptual and technological aspects of optimizing management, forecasting and planning to address emerging extraordinary problems, which determines the relevance of this study. In modern economic conditions, the management of the development of public-private partnership should be carried out through a constant search for mechanisms and means of their implementation that ensure high efficiency of public administration.
Literature analysis. Various aspects of further improvement and optimization of interaction between the state and business, mechanisms of public-private partnership in various spheres of economic and social development were given a prominent place in the works of foreign scientists, in particular Yu. Belyaev [2], M.
Bult-Spiering [6], G. Dewulf [6], J. Selsky, W. [7], Parker [7], Fd. Weiss [8]. A significant contribution to the development of public administration science is the work of modern Ukrainian scientists and practitioners V. Bakumenko [1], P. Nadolishniy [1], O. Boyko [3], N.M. Cooper [4], I.A. Brailovsky [5] and others. However, given the complexity and multifaceted nature of the problem, many challenges in improving public administration in public-private partnerships remain unresolved or underdeveloped. The issues of defining strategic directions of public-private partnership development, improvement of the complex mechanism of state management of public-private partnership development, as well as application of innovative methods of forecasting and planning of public-private partnership development need more thorough theoretical and methodological elaboration.
Research results. Intensification of economic development, sustainable improvement of the welfare of the country's population and strengthening of Ukraine's position in the world community are impossible without high efficiency of public administration and dynamic use of available resources in the economy. The most progressive way to increase the efficiency of state public functions is public-private partnership, which involves the transfer of private business part of economic,