Научная статья на тему 'ПРОЦЕССЫ ДЕСАКРАЛИЗАЦИИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ'

ПРОЦЕССЫ ДЕСАКРАЛИЗАЦИИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
141
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАОСИЗМ / БУДДИЗМ / ОТХОД ОТ ОБОЖЕСТВЛЕНИЯ / МАРКСИЗМ / ТКМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ван Хайянь, Хэ Ижуй

В статье показано, что китайская народная медицина как философское течение является пантеистической с точки зрения мировоззрения. Ее мистические элементы не только определены представлениями о природе в китайской культуре, но и распространенной в территории Китая религиозными культами, в частности даосизмом и буддизмом. С развитием науки ее концептуальный базис стал отличаться от влияния религиозно-мистических представлений. После установления для современной науки цели “поиск истин” и принятия научных парадигм как единственного подхода к поиску истины, этот процесс окончательно сформировался. При этом, в современных условиях в китайской народной медицине (ТКМ) не осталось мистических элементов, при этом произошел процесс атеизации и попытки истолкования своих теорий с точки зрении философии. Данная статья посвящена анализу влияния религиозных воззрений даосизма и буддизма на ТКМ и её десакрализации в эпоху марксизма. Цель статьи заключается в том, чтобы исследовать предпосылки научного анализа ТКМ и рассмотреть основания её интеграции с современной медициной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESSES DESECRATION OF CHINESE TRADITIONAL MEDICINE

The article shows that Chinese traditional medicine as a philosophical trend is pantheistic in terms of worldview. Its mystical elements are not only determined by ideas about nature in Chinese culture, but also by religious cults widespread in China, in particular Taoism and Buddhism. With the development of science, its conceptual basis began to differ from the influence of religious and mystical ideas. After setting the goal of “search for truths” for modern science and the adoption of scientific paradigms as the only approach to the search for truth, this process finally took shape. At the same time, in modern conditions, there are no mystical elements left in Chinese traditional medicine (TCM), while there was a process of atheization and attempts to interpret their theories from the point of view of philosophy. This article is devoted to the analysis of the influence of the religious beliefs of Taoism and Buddhism on TCM and its desacralization in the era of Marxism. The purpose of the article is to investigate the prerequisites for the scientific analysis of TCM and consider the foundations of its integration with modern medicine.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕССЫ ДЕСАКРАЛИЗАЦИИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ»

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Процессы десакрализации китайской народной медицины

©

CJ

см л

Ван Хайянь,

аспирант филос. наук, доцент, Северо-Западный педагогический университет, Китай E-mail: 380862378@qq.com,

Хэ Ижуй,

магистр, старший преподаватель, Северо-Западный педагогический университет, Китай E-mail: 380862378@qq.com,

В статье показано, что китайская народная медицина как философское течение является пантеистической с точки зрения мировоззрения. Ее мистические элементы не только определены представлениями о природе в китайской культуре, но и распространенной в территории Китая религиозными культами, в частности даосизмом и буддизмом. С развитием науки ее концептуальный базис стал отличаться от влияния религиозно-мистических представлений. После установления для современной науки цели "поиск истин" и принятия научных парадигм как единственного подхода к поиску истины, этот процесс окончательно сформировался. При этом, в современных условиях в китайской народной медицине (ТКМ) не осталось мистических элементов, при этом произошел процесс атеизации и попытки истолкования своих теорий с точки зрении философии. Данная статья посвящена анализу влияния религиозных воззрений даосизма и буддизма на ТКМ и её десакрализации в эпоху марксизма. Цель статьи заключается в том, чтобы исследовать предпосылки научного анализа ТКМ и рассмотреть основания её интеграции с современной медициной.

Ключевые слова: даосизм, буддизм, отход от обожествления, марксизм, ТКМ.

Даосизм и буддизм являются главных религиозными культами по численности верующих в Китае. Они оказали большое влияние на образование цивилизации китайской нации. С глобализацией современной науки, взгляд на вселенную и подход к ее исследованию кардинально изменилось. Такие эмпирически полученные знания, как ТКМ, эффективность которой была доказана пяти тысячелетней историей китайской нации, активно ищут пути десакрализации. Это, в первую очередь, касается атеизации местных знаний или отхода от опоры на религиозные культы. Анализ этого процесса дает возможность рационального рассмотрения интеграции местных знаний и современной науки. ТКМ же является самым подходящим предметом данного исследования в связи со своим цивилизационным фоном и масштабной медицинской практикой в Китае.

В Китае под даосизмом, помимо философской школы, подразумевается и религия и составляют совершенно разных понятия, и называют их по-разному: «даоцзя» - философия даосизма и «даоцзяо» - религия даосизма, между которыми существуют большие различия.

Даосы (верущие в даосизм) не верят ни в судьбу, ни в мир будущего, только стремятся к созданию большого дао нынешней жизни, то есть к бессмертию. В свою очередь, люди, практикующие доктрины религии даосизма, занимаются и изучением медицины. Для этого, в процессе развития религии даосизма образовались девять способов продления жизни путем самосовершенствования.

Под влиянием религии даосизма медики ТКМ в период династий Мин (1368-1644 гг.н.э.) и Цзин (1636-1911 гг.н.э.) стали уделять внимание идее о великой душе (юань шэнь): «Отказаться от продуктов, не есть - это есть дао (закон) юань шэнь». В ТКМ юань шэнь воспринимается по-другому. Она соединяет великую душу с физическими функциями человеческого тела. Ли Шичжэнь (15181593 гг.н.э.) считает: «Мозг является местонахождением юань шэнь, а нос - вратами жизни» [4, с. 553].

Отдельно следует рассмотреть взаимосвязь ТКМ и буддизма. Китайский буддизм (заимствован во второй половине III века до н.э.) придерживается теории «освобождение от жизни», которая является учением об образе жизни и рассматривает вопросы о космосе в связи с тем, что вопросы жизни человека связаны с окружающей средой. Теоретическую систему китайского буддизма можно разделить на две части:

1. Практика, догмат и мораль о добре и зле. В этике ТКМ взгляд милосердия китайского буддизма был принят медиками, что послужило образованию этического принципа ТКМ. Лекарства часто носят имена Будд, например, «Порошок Гуа-ньинь», «Пилюли Цзиньган» и т.д.

2. Знания о жизни и космосе, которые отражают теорию доктрины, диалектический образ мышления буддизма. Среди этих знаний учение «причины возникновения» (юань ци) буддизма тесно связано с теорией патогенеза ТКМ. Под юань ци подразумевается зарождение всех предметов и явлений, взаимозависимое, взаимопричинное отношение и процесс. Учение причины возникновения согласовывается со взглядом на небо и человека, по сути которого подчеркивается взаимозависимая, взаимоопределяющая связь всего сущего. Она и есть метод эпистемологии и восточного мышления. Буддисты считают, что причины возникновения болезней разделяются на внутренние, внешние, а также на причины под воздействием кармы. Под внутренними причинами подразумеваются физиологическая функция и психологические факторы, под внешними причинами - семейная, социальная и природная обстановка. Такая классификация отсылает нас к тройной этимологии: внутреннюю, внешнюю и неэндо-неэкзогенную, т.е. причины, которые не относятся ни ко внутренним, ни ко внешним, например, неправильное питание, неравномерность между трудом и отдыхом и т.д.

Нужно отметить, в ТКМ были заимствованы также и религиозные ритуалы и суеверные толкования причин болезней, которые подчеркивают связь с иным миром. Например, по доктрине кармы буддизма, мучение, в том числе болезни, полученное человеком в этой жизни, является следствием совершенных грехов в предыдущей жизни. Для религии даосизма типичен метод лечения болезни амулетами и заклятиями, который существовал и в глубокой древности, когда лечили магией. Как записано в «Трактате Желтого императора» - учении о перемещении цзин и изменении ци» [9], "Желтый император спросил: древние люди лечили болезнь посредством перемещения цзин и изменения ци, осуществленным через чжую (магию). А сейчас болезнь лечится лечебными травами для внутреннего применения, иглоукалывание и прижигание действуют снаружи. Возможно, человек вылечится или нет. Почему?» Слова Желтого императора указывали на магический источник ТКМ. Тесная связь с религией и магический источник ТКМ стали основаниями рассмотрения ее как псевдонауки. В Европе она нередко отождествляется с магией.

Однако необходимо обратить внимание на одну из важных предпосылок для становления науки -это отделение ее от религии в частности и любых мистических представлений в целом. В Европе этот процесс стимулировали мысли таких великих ученых, философов, как Дильлея, Декарта, Коперника, Ньютона и т.д. Большое различие между ки-

тайским и европейским мировоззрениями в том, что в китайской культуре не возникли философские и научные идеи, которые способствовали бы вытеснению мистических элементов из знаний. Но существует несомненный факт, упущенный сторонниками магической принадлежности ТКМ, что ТКМ не перестала развиваться со времени Средневековья и не ограничивается только китайской традиционной культурой, ее теоретическая система находится в постоянном взаимодействии с учениями европейской философии, среди которых нужно отметить марксизм, который глубоко повлиял на все сферы Китая.

Взаимодействие теорий марксизма и ТКМ. Марксизм является главной идеологией основания КПК и КНР. КПК, как правящая партия марксизма [8], создана на основе его научных теорий. В Китае марксизм, изменив категорию философии, стал основополагающей верой, которая оказывает большое влияние на все сферы жизни китайской нации. На Конференции, посвященной 200-ой годовщине со дня рождения К. Маркса, генеральный секретарь Си Цзинпин сказал: «Марксизм глубоко изменил не только мир, но и Китай» [5].

Китайский марксизм включает в себя не только основные мысли, теории и методы марксизма, созданные К. Марксом и Ф. Энгельсом, но и его наследие в работах В.И. Ленина. Важную роль в китайском марксизме играют такие представители КПК, как Мао Цзэдун, Дэн Сяопин, Цзянь Цзэминь, Ху Цзиньтао, Сы Цзыпин, то есть произошла «ки-таизация марксизма», под которой понимается процесс сочетания ее основополагающих теорий с фактическими обстоятельствами Китая и образование новых теорий марксизма с учетом китайской специфики. Иначе говоря, осуществилось соединение основных теорий марксизма с практикой реформы и строительства Китая, с китайской культурой и традициями посредством поддержания и развития марксизма [1, с. 46].

Во время взаимодействия марксизма с китайской традиционной культурой самое большое расхождение отмечено в их отношении к Богу (религии). Философские мысли марксизма характеризуются атеистическим диалектическим и историческим материализмом, который подчеркивает первичность материи, определение материей сознания. Он критикует существование Бога, вечность души, и другие верования в духов и магию [6, с. 6-10]. «...Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных» [325, с. 328]. В свою очередь, хотя натурфилософия, на основе которой развивается традиционная культура, имеются магические источники. Ее главные учения о природе как первоисточнике мира, о единстве неба и человека, инь-ян и пяти стихий хотя и носят характер стихийного материализма, отражают пантеистические мысли: «.

сз о

о Л о

о сз о в

древние натурфилософы - греческие, индийские, китайские - вовсе не отрицали существование потустороннего мира. .философский материализм на первых этапах своего развития связан с религиозным свободомыслием, но никак не с атеизмом» [3, с. 120].

В Китае задача атеизма марксизма заключается не только в критике и отрицании теизма, но и в помощи обществу по созданию научного мировоззрения, и таким образом воздействию на другие знания [2, с. 9-10]. В аспекте китайской традиционной культуры соединение атеизма марксизма и пантеистических мыслей не означает полностью отрицание существования Бога, так как в отличие от отделения науки от религии в Европе, которое является результатом мировоззренческого переворота в философии эпохи Просвещения (конец XVII-конец XVIII веков), и историческим процессом замены старых мыслей новыми, в Китае в течение пяти тысяч лет теистическая культура уже стала частью мировоззрения китайской нации. С ней связаны особые народные обычаи и традиции, например, праздник Циси1, ритуалы почтения предков и т.д. Заимствованный марксизм, образовавшийся в рамках европейского мировоззрения, не соизмерим с китайским традиционным мировоззрением. Строгое вытеснение мистических элементов из него приведет к кризису разрыва китайской традиционной культуры и ее резкому сопротивлению марксизму.

Однако, по сравнению с европейским монотеизмом, особенности пантеизма в китайской традиции сделали взаимодействие марксизма с китайской традиционной культурой возможным.

Во-первых, в китайской культуре единый Создатель не единственное трансцендентное существо, имеющее сверхъестественную силу. В китайской культуре Будда, Ю-ди даосизма, Феи и многие другие сосуществуют в «небе». В одном из четырех классических литературных произведений «Путешествие на запад» есть сюжет, где Будда помогает Небесному императору Юхуану (божеству религии даосизм) завоевывать Сунь У-кун (Волшебного царя обезьян). Такая культурная толерантность позволила, что марксизм не исключается из нее.

Во-вторых, материальность сакральных трансцендентных существ, в том числе и Бога. С точки зрения генезиса мира, в мифах и религии Бог не сотворил мир из ничего. До сотворения мира существует некая материя, как ци. Подчеркивается первичность материи, которая сходится с позицией марксизма.

В-третьих, подчиненность действий Творца законам вселенной. Все сакральные трансцендентные существа соблюдают определенные законы (в религии даосизма они называются небесные е законы), никто не может их переступить. Эта осо-е бенность менталитета дисциплинированности ки-^ тайской нации. Предпочтение объективных за-сЗ конов, следование определенным законам так-

^ 1 Китайский аналог Дня Святого Валентина

же свойственно и марксизму, и науке. В данном случае следует учитывать и влияние природно-климатического фактора на ведение поливного земледелия в субтропических районах Китая Великих равнин, что исторически способствовало выработке коллективизма, дисциплинированности и уважения к государственной власти, а также популярности марксистских идей.

Поэтому главным путем вытеснения божества в китайской культуре является внедрение марксизмом мировоззренческой идеи традиционной китайской культуры и усиление образования атеизма, что заключается в создании представления о Боге китайзационного марксизма, в том числе определение Бога и духов на основе описания классическими марксистскими представителями - как сверхъестественное, сверхпригодное, как все «жизненные образы», «духовные существа», которые не имеют материального носителя, а обладают волей и силой, и отнесении всех их к одному виду, с общим наименованием «шэнлин» (Бог и духи). Таким образом произошло разделение материи и ума. Шэнлин существуют только в сферах жизнедеятельности, в том числе это и свободное вероисповедание, и традиционные жертвоприношения и т.д. А области научной деятельности строго ограничены материальным миром, с отрицанием возможности существования Бога и смысла теологии. Кроме того, решение вышеописанной задачи заключается в организации уроков марксизма в государственных образовательных учреждениях, в проведении экзаменов на вступительных экзаменах в университет, магистратуру, докторантуру.

В отношении ТКМ низвержение божества осуществляется через разрыв связи между ТКМ и религией, магией, удалением мистических элементов из ее теорий и практики, сохранение теорий, основанных на базе материалистических идей, и нормализацией ТКМ. Что касается методологии, то исключены лечебные магические ритуалы, неапробированные медицинские рецепты, но сохранены рецепты траволечения, иглоукалывание и прижигание, а также другие методы, которые записаны в общепризнанной древней медицинской литературе, а их эффективность доказана в клинике. В аспекте медицинских теорий ТКМ сближается с наукой в том смысле, что с материалистической точки зрения объясняются понятия, связанные с духом. Дух не находится в сфере исследования, соответственно, подчеркиваются умственная и психическая деятельность. Если понятию нельзя дать материальное объяснение, то проводится описание его функционального типа. Например, понятие «юань шэнь» в мифах и религии понимается как существо, что может отдельно существовать вне тела, а в ТКМ описывается, что оно образуется посредством закалки и совершенствования себя отшельниками, может управлять духом. В нем заключается настоящий смысл и квинтэссенция жизни человека. Господин Пань И в своей книге «Найти потерянную юань шэнь» истол-

ковал понятие юань шэнь таким образом, чтобы оно стало приемлемым для современной науки. Пань И считает: «Юань шэнь является истоком существования человека. Она врожденная часть человека, господствующая над жизнедеятельностью человеческого тела, являющаяся внутренним механизмом и законом внутреннего самостоятельного существования жизненной деятельности... Если сравнивать духовную деятельность человека с островом, юань шэнь является морским руслом по глубокому морю.» [7].

Развитие марксизма в Китае стало причиной разделения категории реальности и Бога. Китайская традиционная медицина была полностью десакрализирована и стала осуществлять поиск научной основы. Таким образом, в Китае традиция и современная наука сосуществуют, развиваются во взаимодействии.

Литература

1. Гао, Ин. Обзор системы идеологии Мао Цзэду-на и китайской теории социализма / Гао Ин. -Пекин: издательство высшего образования, 2014. - 304 с.

2. Гун, Сюцэн. Что такое атеизм марксизма / Сюцэн Гун // Наука и атеизм. - 2011. - № 1. -С. 9-10.

3. Кузьменко, Г.Н. Введение в историю философию (мировоззренческий аспект): учебное пособие / Г.Н. Кузьменко. - М.: Ардарики, 2005. -141 с.

4. Ли, Шичжэнь. Свод лекарственных трав / Ли Шичжэнь. - Пекин: Хуася, 2011. - Т. 2. - 1301 с.

5. Марксизм, глубоко изменивший Китай / Дневная газета Китая (05.17.2018)

6. Нью, Юфэн. Об основных идеях Коммунистической партии Китая / Юфэн Нью // Исследование Ханчжоу. - 2011. - № 26 (3). - C. 6-10.

7. Пан, И. Поиск потерянного юань в китайской медицине / Гималайского радио [Электронный ресурс]. / И. Пан. - Режим доступа: https://www. ximalaya.com/jiankang/16344797.

8. Пан, Сяньчжи. Коммунистическая партия Китая - марксистская партия с уникальными преимуществами. - В честь 95-летия Коммунистической партии Китая / Сяньчжи Пан // Газета народа (Жэньминь жибао) 03.06.2016 [Электронный ресурс].°-°Режим°доступа:^Ир://ортюп. people.com.cn/n1/2016/0603/c1003-28408077. html.

9. Трактат Желтого императора. Учение о перемещении цзин и изменении ци [Электрон-

ный°ресурс].°-°Режим°доступа:°https://www. gushiwen.org/GuShiWen_5eb7ffec65.aspx. 10. Энгельс, Ф. Анти-Дюринг / Ф. Энгельс // Полн. собр. соч.: в 50 т. - 2-е изд. - М.: Гос. Изд-во полит. лит, 1988. - Т. 20. - С. 5-338.

PROCESSES DESECRATION OF CHINESE TRADITIONAL MEDICINE

Haiyan Wang, Yirui He

Northwest Normal University, China

The article shows that Chinese traditional medicine as a philosophical trend is pantheistic in terms of worldview. Its mystical elements are not only determined by ideas about nature in Chinese culture, but also by religious cults widespread in China, in particular Taoism and Buddhism. With the development of science, its conceptual basis began to differ from the influence of religious and mystical ideas. After setting the goal of "search for truths" for modern science and the adoption of scientific paradigms as the only approach to the search for truth, this process finally took shape. At the same time, in modern conditions, there are no mystical elements left in Chinese traditional medicine (TCM), while there was a process of atheization and attempts to interpret their theories from the point of view of philosophy. This article is devoted to the analysis of the influence of the religious beliefs of Taoism and Buddhism on TCM and its desacral-ization in the era of Marxism. The purpose of the article is to investigate the prerequisites for the scientific analysis of TCM and consider the foundations of its integration with modern medicine.

Keywords: Taoism, ism, TCM.

References

Buddhism, departure from deification, Marx-

2.

3.

7.

9.

10,

Gao, Ying. Review of the system of ideology of Mao Zedong and the Chinese theory of socialism / Gao Ying. - Beijing: Higher Education Publishing House, 2014. - 304 p. Gong, Shutsen. What is the atheism of Marxism / Shucen Gong // Science and Atheism. - 2011. - No. 1. - P. 9-10. Kuzmenko, GN Introduction to the history of philosophy (world-view aspect): a tutorial / GN Kuzmenko. - M.: Ardariki, 2005. -141 p.

Li, Shizhen. Collection of Medicinal Herbs / Li Shizhen. - Beijing: Huaxia, 2011. - T. 2. - 1301 p.

Marxism That Deeply Changed China / China Daily (05.17.2018) New, Yufeng. On the main ideas of the Chinese Communist Party / Yufeng New // Study of Hangzhou. - 2011. - No. 26 (3). -P. 6-10.

Pan, I. Search for the lost yuan in Chinese medicine / Himalayan radio [Electronic resource]. / I. Pan. - Access mode: https:// www.ximalaya.com/jiankang/16344797. Pan, Xianzhi. The Chinese Communist Party is a Marxist party with unique advantages. - In honor of the 95th anniversary of the Communist Party of China / Xianzhi Pan // Newspaper of the People (People's Daily) 06/03/2016 [Electronic resource]. ° - ° ° Access Mode: ° http: //opinion.people.com.cn/n1/ 2016/0603 / c1003-28408077.html.

Treatise of the Yellow Emperor. Teaching about moving the jing

and changing qi [Electronic ° resource].

Mode ° access:

https: //www.gushiwen.org/GuShiWen_5eb7ffec65.aspx. Engels, F. Anti-Duhring / F. Engels // Complete. collection op.: in 50 volumes - 2nd ed. - M.: State. Publishing house polit. lit, 1988. - T. 20. - S. 5-338.

C3

о

о Л о

о сз о в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.