Научная статья на тему 'Процессы демонополизации банковской сферы в условиях «Перестройки» (1987-1991 гг. )'

Процессы демонополизации банковской сферы в условиях «Перестройки» (1987-1991 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ФИНАНСОВ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олейник Татьяна Викторовна

статье рассмотрены процессы реорганизация банковской системы СССР и перевода государственных специализированных банков на хозяйственный расчет в разряд коммерческих и акционерных банков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процессы демонополизации банковской сферы в условиях «Перестройки» (1987-1991 гг. )»

ПРОЦЕССЫ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ БАНКОВСКОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ «ПЕРЕСТРОЙКИ» (1987-1991 гг.)

I Т.В. Олейник

Аннотация. В статье рассмотрены процессы реорганизация банковской системы СССР и перевода государственных специализированных банков на хозяйственный расчет в разряд коммерческих и акционерных банков.

Ключевые слова: история финансов, банковская система, коммерческий банк, демонополизация.

Summary. The article deals with the process of restructuring the banking system of the USSR and the transfer of state specialized banks in the financial account in the category of commercial and joint stock banks.

Keywords: history of finance, banking system, commercial bank, demonopolization.

Во второй половине 1980-х годов, после очередного обновления в составе политического руководства страны, в СССР начали набирать силу все более радикальные экономические реформы, целью которых, в итоге, был провозглашен переход от «административно-командной системы» к свободной рыночной экономике. С позиций времени, очевидно, что намерения реформаторов практически изначально отличала нацеленность на решительную модернизацию существующей экономической модели.

В частности, это доказывают инновации в сфере банковской политики, не только обеспечивающей финансовую стабильность государства, но и выступающей в качестве важнейшей гарантии динамичного развития всей экономики страны. Начало преобразований здесь относится к 1987 г., когда целым рядом правительственных постановлений Госбанк СССР был лишен своих монопольных функ-

ций и, в конечном счете, отстранен от непосредственной работы с клиентурой. Взамен этого, на фоне растущего многообразия банков, за ним закреплялась роль организатора и руководителя банковской системы, то есть роль Центрального банка.

Уже на начальной стадии реформы пяп основным вектором обновления банковской системы страны стала ее демонополизация на основе создания системы специализированных банков, за которыми закреплялись отдельные сферы экономики. Так возникли Промышленно-строительный банк СССР (Промстройбанк СССР), Агропромышленный банк СССР (Агропромбанк СССР), Банк жилищно-коммунального хозяйства социального развития СССР (Жилсоцбанк СССР), Банк для внешней экономической деятельности СССР (Внешэкономбанк СССР). Особое место в данном ряду занял Банк трудовых сбережений и кредитования СССР (Сберегательный банк СССР).

250

Таким образом, уже в 1987 г. в значительной степени просматривались контуры развернувшейся банковской реформы. Ее специфика в условиях СССР состояла, прежде всего, в реализации идеи передачи кредитования реального сектора экономики специализированным государственным банкам - Промстройбанку (ПСБ), Жил-соцбанку (ЖСБ), Агропромышленному банку (АПБ). При этом Госбанк СССР начал отходить от решения данных задач.

Тем не менее, реорганизация 1987 года, по сути, носившая административно-управленческий характер, принципиально не меняла характера советской банковской системы. Фактически она обозначила курс на усиление специализации банковской деятельности, повышение эффективности кредитно-денежного стимулирования ключевых секторов экономики. При этом, по мнению ряда исследователей, она породила больше негативных, чем позитивных моментов, лишь увеличив число монополистов и издержки на содержание банковского аппарата, а также породив своего рода «банковскую войну» за раздел ресурсов.

Действительно, принципиальных изменений в данном случае не произошло. С одной стороны, вновь созданные банки продолжали базироваться на прежней единой государственной форме собственности и по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, распределяя кредитные ресурсы. С другой стороны, предприятия, как и прежде, были жестко закреплены за банками и ограничены в возможности финансового маневра. Таким образом, реорганизация 1987 г. лишь в самом общем виде приближала структуру банковской системы к потребностям нарождающихся рыночных отношений.

Преподаватель

Следующим шагом по пути реформирования монолитной государственной банковской системы СССР стал допуск в советскую экономику «кооперативных банков». Закон СССР «О кооперации в СССР» разрешал «создавать хозрасчетные отраслевые или территориальные кооперативные банки», [1, 30] и этим разрешением немедленно воспользовались наиболее рыночно ориентированные деловые люди советской эпохи - кооператоры. Конечно, появление первых таких банков в 1988 г. еще не имело сколько-нибудь серьезного экономического эффекта. Это были в основном небольшие (во всех отношениях) учреждения. Однако сам факт их возникновения свидетельствовал о начале развертывания принципиально значимого процесса разгосударствления финансового сектора экономики и создания сети банков, ведущих самостоятельную деятельность на коммерческой основе. Виды и формы работы новых банков выступили альтернативой традиционным формам банковской деятельности в нашей стране. Коммерческие банки предоставляли кредиты на конкурсной основе, руководствуясь критериями рентабельности объекта, платежеспособности заемщика. Они были более приспособлены к отбору наиболее эффективных объектов кредитования.

Таким образом, открывавшие все более широкий простор для развития частной инициативы, реформы в полной мере затронули банковскую сферу. В отличие от советской модели, в которой деятельность банков подчинялась задаче выполнения народнохозяйственных планов, банковская система впервые начала реформироваться на хозрасчетной основе.

Однако основой будущей банковской системы России суждено было

2 / 2009

стать не кооперативным, а акционерным коммерческим банкам (АКБ). Впервые, как особый тип кредитно-финансового учреждения, они были названы в перечне кредитно-банковс-ких учреждений СССР постановлением Совета Министров СССР «Об утверждении Устава Государственного банка СССР» № 1061 от 1 сентября 1988 года.

Косвенно развитие системы коммерческих банков стимулировала постепенная передача функции кредитования народного хозяйства от Центрального банка к системе коммерческих банков. Следует также учитывать, что, по мере расширения самостоятельности отдельных предприятий и учреждений, в СССР объективно закладывались благоприятные условия для развития всей банковской системы. Ее количественному росту, в частности, способствовало возникновение все большего количества новых предприятий и организаций, в том числе основанных частными предпринимателями. Естественно, что все они должны были открыть расчетный счет в банке и обслуживаться последним. В условиях стремительного развития рыночных отношений, когда в стране возникало все больше кооперативов, малых и совместных предприятий и других организаций, коммерческие банки получали все более растущий контингент клиентуры нового типа, что также способствовало их росту.

Непосредственно в повестку дня практической работы вопрос о форсированном создании АКБ был впервые поставлен в постановлении правительства «О переводе государственных специализированных банков СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование» (№ 280 от 31.03.1989 г.). Целью предложенных преобразований виделось, пре-

жде всего, расширение самостоятельности спецбанков и, соответственно, их дальнейшее дробление (потенциально). Таким образом, в марте 1989 году правительством был взят курс на перевод государственных специализированных банков в разряд коммерческих и акционерных банков. Этим же постановлением клиентуре было предоставлено право самостоятельно выбирать банк для обслуживания своей деятельности.

В свете указанных документов в июле 1990 г. были реорганизованы первые специализированные банки -Агропромышленный банк СССР и Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР.

В то же время, следует признать, что на начальном этапе развития, коммерческие банки, в известном смысле, явились конкурентами специализированным государственным банкам, которые сопротивлялись росту их сети. Однако это сопротивление было недолгим и неэффективным. Довольно быстро специфика сложившейся ситуации была осознана и руководством данных мегабанков, которое, в свою очередь, включилось в раздел прежней, государственной по своей природе, банковской системы.[7, 11-12].

В целом, процесс разгосударствления спецбанков проходил стремительно. При этом разделу советских специализированных мегабанков объективно способствовал ряд факторов. Прежде всего, учитывая характер советского социально-политического строя, укажем на такой важнейший, на наш взгляд, фактор, как общий кризис государственности и дезорганизацию работы госаппарата. В условиях, когда банковская реформа, связанная с отходом Госбанка СССР от непосредственной работы с клиентами, переплеталась с противостоянием союз-

251

ного и российского центров, как не парадоксально, но именно Госбанк СССР и стал главным «сторонником» создания коммерческих банков, их союзником в борьбе с бюрократией.

Здесь, в частности, следует в полной мере согласиться с заместителем председателя Госбанка СССР В.С. Захаровым, указывавшим, что уже утративший свою клиентуру Госбанк, который прежде «очень сильно противился бы созданию коммерческих банков», теперь, в своем новом качестве, прямо поощрял их учредителей [8, 11]. Работники Госбанка СССР активно содействовали созданию коммерческих банков, поскольку теперь они являлись конкурентами не Государственному банку СССР, а специализированным банкам. Так или иначе, по всей видимости, не вполне бескорыстно, но работники Госбанка СССР преодолевали сопротивление курсу на создание коммерческих банков.

В процессе разгосударствления специализированных государственных банков уже в 1990 году система коммерческих банков вполне оформилась. При этом они возникали на 252 основе бывших специализированных государственных банков, и, в основном, создавались на базе их региональных филиалов. Местные подразделения Агропромбанка, Жилсоцбан-ка, Промстройбанка стали колыбелью системы коммерческих банков в России. При этом само разгосударствление шло практически незаметно для общества, которое попросту не поняло, не успело осознать, что происходит в банковском секторе экономики.

Следует учитывать, что банки, возникавшие на базе бывших специализированных банков СССР, опираясь на государственные средства, довольно легко справлялись с организационно-финансовыми проблемами своего

Преподаватепь

становления. К тому же и в последующем они развивались вполне комфортно, поскольку обладали неплохими стартовыми условиями развития. Они унаследовали от своих предшественников относительно подготовленный кадровый потенциал, клиентуру, филиальную сеть и т.д.

Помимо участия в банковском переделе финансовой элиты российского общества, сумевшей виртуозно «приватизировать» столь важный сектор экономики задолго до каких-либо программ ваучерной приватизации, процесс создания коммерческих банков в России облегчался также довольно упрощенными правилами создания и регистрации новых банков. При этом общая простота схемы разгосударствления дополнялась низким уровнем требований к размеру минимального уставного капитала банка. Для коммерческих банков он первоначально составлял 2 миллиона рублей (для кооперативных - 500 тысяч).

В итоге, на 1989-1991 годы пришелся настоящий бум в развитии банковской системы страны. Уже на рубеже 80-90-х годов в банковской сфере произошел качественный скачек, связанный с явочным созданием новой финансовой системы, основным звеном которой стали коммерческие банки, прежде всего, возникшие на основе государственных специализированных банков путем их разгосударствления и акционирования.

К концу 1990 года, когда были все же приняты законы РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», «О банках и банковской деятельности в РСФСР» [2], а затем и аналогичные законы СССР [6], в стране насчитывалось уже более тысячи зарегистрированных и реально действующих коммерческих банков. По некоторым данным только в 1990 году

2 / 2009

было зарегистрировано около 800 банков. Из них 3/4 возникали на базе бывших специализированных государственных банков. При этом в основном они создавались на базе филиалов последних непосредственно в российских регионах (не менее 700 банков) [9; 4].

Отмечая стремительность протекания процессов разгосударствления банковской системы СССР, нельзя не указать на исключительную сложность и противоречивость процесса дробления мегабанков советской эпохи, на наш взгляд, связанную не только с особым значением субъективного фактора в создании, организационном и финансовом обеспечении и дальнейшем развитии таких банков, но и с факторами объективного порядка.

Рассматривая процессы в банковской сфере, заметим, что на начальном этапе на них наложило сильный отпечаток противостояние союзного и российского центров. В частности, это проявилось в параллельном существовании двух Центральных банков (СССР и РСФСР), а также в принятии различных законов на союзном и российском уровне. Причем российские законы «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», «О банках и банковской деятельности в РСФСР» появились даже раньше союзных. В практической работе Центральных банков отмеченное противостояние нашло продолжение в многочисленных ведомственных нормативных документах.

Анализируя банковскую реформу, следует особо отметить значение для ее радикализации самостоятельной позиции российского руководства, в т.ч. Центрального банка РФ.

Банк России был учрежден 13 июля 1990 года на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР и первоначально назывался Го-

сударственным банком РСФСР. Естественно, поначалу его возникновение породило элементы хаоса в банковской сфере, поскольку функции союзного и российского центральных банков не были разграничены четко. В принципе Банк России, узаконенный законом РСФСР 2 декабря 1990 года, объявлялся независимым от союзного Госбанка, а также вообще «независимым от распорядительных и исполнительных органов государственной власти» (ст. 1). Однако последнее требование не могло быть реализовано в сколько-нибудь полной мере. На наш взгляд, к наиболее проблемным моментам следует отнести недостаточную прописанность его статуса, а также непроработанность системы его взаимоотношений с органами государственной власти и управления. Ситуация разрешилась лишь после упразднения Госбанка СССР и передачи его функций Госбанку РСФСР (20.12.1991 г.) [5; 19.12.1990].

Уже на самой ранней стадии стала очевидной и другая серьезная проблема ближайшей перспективы, состоявшая в неурегулированности отношений Банка России и Правительства, прежде всего, Министерства финансов РФ. В частности это вылилось в моменты противостояния по вопросам кредитования правительства со стороны Банка России. Дело в том, что кредитование народного хозяйства традиционно являлось главной задачей Госбанка СССР. При этом в советское время кредит был «системно невозвратным», т.е. в значительной степени являлся средством безвозмездной поддержки производителя. В новых условиях, первоначально (с апреля 1989 г.) в отечественной банковской системе в качестве инструмента регулирования банковской деятельности стало использоваться обяза-

253

тельное резервирование средств в процессе кредитования. Однако эту меру следует рассматривать как некий паллиатив. В итоге, в период с начала реформ и в течение последующего периода 1990-х гг. в России шел неуклонный процесс снижения объема капитальных вложений в производство. Так, за 1993-1999 годы объем инвестиций сократился в три раза по сравнению с 1991 годом [4, 14-16]. Заметим, что данная проблема не решена и по нынешний день.

Таким образом, банковская система России все более становилась самодостаточной, по сути, слабо связанной с реальным сектором экономики. Эта тенденция была закреплена на рубеже 1991-1992 гг., когда рыночные преобразования в стране перешли в стадию «либерализации» экономической деятельности. Президент Российской Федерации тогда сообщал, что «мы отстояли политическую свободу, теперь надо дать экономическую, снять все преграды на пути свободы предприятий, предпринимательства, дать людям возможность работать и получать столько, сколько они зарабатывают, 254 сбросив бюрократический пресс» [3].

При этом общая тенденция развития системы коммерческих банков состояла в том, что доля государства в банковском капитале именно с 19901991 гг. стала устойчиво сокращаться. Государство оставило за собой позиции лишь в тех в коммерческих банках, которые работали на ключевых направлениях. В частности, оно сохранило контрольный пакет в Сберегательном банке РФ. Наряду с этим, в сфере внешней торговли ведущие позиции сохранил Внешэкономбанк. Позиции государства здесь обеспечивали также Внешторгбанк и Росэксимбанк. Выбор данных сфер вполне очевиден. Сбербанк обеспечивал контроль за де-

Преподаватель

нежными ресурсами населения, Внешторгбанк - внешнеэкономической деятельностью. Наряду с этим, после стремительного передела государственной собственности в 1990-1991 гг. постепенно все большее значение приобретало создание новых банков, которые в итоге к середине 1990-х годов догнали по своей численности банки, основанные на базе прежних специализированных банков СССР.

В целом, особенностью развития банков в 1987-1990 гг. был процесс их децентрализации, в 1990-1991 гг. перешедший в качественно новую стадию разгосударствления, начавшегося задолго до общероссийской кампании приватизации. При этом потребность в коммерческих банках в России оказалась настолько значительной, а «предприимчивость» работников банковской сферы настолько высокой, что в 1992 году процесс децентрализации банковской системы, доставшейся в наследство от СССР, фактически закончился. Старая советская банковская система была поглощена вновь возникавшей буржуазией в мгновение ока.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон СССР «О кооперации в СССР». -М., 1988.

2. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР. - 1990. -№ 27. - Ст. 356-358.

3. Выступление Ельцина Б.Н. // Советская Россия. - 1991. - 29 октября.

4. Российский статистический ежегодник. - М., 1998.

5. Известия.

6. Деньги и кредит. - 1991. - № 1. - С. 7-24.

7. Матюхин Г.Я. Я был главным банкиром России. - М., 1999.

8. Рождение коммерческих банков (Свидетельства участников). - М., 1998.

9. Матовников М.Ю., Михайлов Л.В.,Сычева Л.И. Российские банки: 10 лет спустя. - М., 1998. ■

2 / 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.