Научная статья на тему 'Волны реформ и контрреформ банковской системы России в динамике долгосрочных экономических циклов Н. Д. Кондратьева'

Волны реформ и контрреформ банковской системы России в динамике долгосрочных экономических циклов Н. Д. Кондратьева Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
495
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / БАНКОВСКАЯ РЕФОРМА / ДЛИННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ Н.Д. КОНДРАТЬЕВА / ВОЛНЫ РЕФОРМ И КОНТРРЕФОРМ / BANK / BANKING SYSTEM / BANKING REFORM / THE LONG ECONOMIC CYCLES ND KONDRATIEFF WAVE OF REFORMS AND COUNTER-REFORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уразова С.А.

В работе представлены результаты исследования соответствия российских банковских реформ, реформаторских нововведений и общей направленности государственной политики в области банковской деятельности волнам длинных экономических циклов Н.Д. Кондратьева. Проведенное исследование позволило сделать вывод о существовании волн реформ и контрреформ российской банковской системы, соответствующих динамике экономических циклов Н.Д. Кондратьева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of the study corresponds to the Russian banking reforms, innovations and the overall reform of the state policy in the field of banking activities of long waves of economic cycles ND Kondratiev. The study led to the conclusion about the existence of the waves of reform and counter-reform Russia's banking system, the dynamics of the relevant economic cycles ND Kondratiev.

Текст научной работы на тему «Волны реформ и контрреформ банковской системы России в динамике долгосрочных экономических циклов Н. Д. Кондратьева»

Уразова С.А.

доктор экономических наук, профессор кафедры «Банковское дело» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) Эл. почта: urazova@inbox.ru.ru

ВОЛНЫ РЕФОРМ И КОНТРРЕФОРМ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В ДИНАМИКЕ ДОЛГОСРОЧНЫХ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ Н.Д. КОНДРАТЬЕВА

В работе представлены результаты исследования соответствия российских банковских реформ, реформаторских нововведений и общей направленности государственной политики в области банковской деятельности волнам длинных экономических циклов Н.Д. Кондратьева. Проведенное исследование позволило сделать вывод о существовании волн реформ и контрреформ российской банковской системы, соответствующих динамике экономических циклов Н.Д. Кондратьева.

Ключевые слова: банк, банковская система, банковская реформа, длинные экономические циклы Н.Д. Кондратьева, волны реформ и контрреформ.

S.A. Urazova

WA VE OF REFORMS AND COUNTER RUSSIAN BANKING SYSTEM IN THE DYNAMICS OF LONG-TERM ECONOMIC CYCLE ND KONDRATIEVA

The results of the study corresponds to the Russian banking reforms, innovations and the overall reform of the state policy in the field of banking activities of long waves of economic cycles ND Kondratiev. The study led to the conclusion about the existence of the waves of reform and counter-reform Russia's banking system, the dynamics of the relevant economic cycles ND Kondratiev.

Keywords: bank, banking system, banking reform, the long economic cycles ND Kondratieff wave of reforms and counter-reforms.

Одним из направлений экономической политики большинства государств является антициклическое регулирование, базирующееся на исследованиях экономических циклов. В этой связи принципиально важным является рассмотрение специфики функционирования банков на различных стадиях экономических циклов, возможностей нивелирования кризисных ситуаций в банковской сфере и предупреждения их негативного влияния на экономическую систему страны в целом. Рядом ученых уделяется значительное внимание исследованию влияния деятельности банков на динамику среднесрочных экономических циклов. Однако на экономические процессы влияют циклы различной продолжительности. Наложение кризисных стадий различных циклов способно вызвать очень глубокие кризисы. Например, именно такая ситуация сложилась в 19291933 гг., что привело к затяжному и особенно глубокому мировому экономическому кризису получившему широкую известность под названием Великой депрессии. Представляется важным изучение вовлеченности банковских систем не только в динамику деловых экономических циклов, но и в динамику долгосрочных циклов, в том числе циклов, выявленных Н.Д. Кондратьевым.

В этой связи принципиально важным является исследование соответствия характеристик развития российской банковской системы динамике долгосрочных экономических циклов Н.Д. Кондратьева. Следует отметить, что вопрос этот практически не изучен и в ходе его рассмотрения могут быть выделены различные аспекты. В данной статье сделан акцент на рассмотрении соответствия специфики российских банковских реформ и наиболее существенных преобразований в банковской сфере динамике циклов Н.Д. Кондратьева. Получила известность изложенная в работе В.Т. Рязанова [1] идея о сменяющих друг друга волнах реформ и контрреформ в России, их соответствии волнам долгосрочных экономических циклов Н.Д. Кондратьева. В этой статье предпринята по-

пытка изучения справедливости данного вывода для банковских реформ.

Теория предвидения, разработанная Н.Д. Кондратьевым, акцентирует внимание на циклах и кризисах. Н.Д. Кондратьевым были выявлены большие экономические циклы длительностью 48-55лет, «периоды больших циклов оказались приблизительно следующие:

1. 1. Повышательная волна: с конца 80-х - начала 90-х гг. XVIIb. до 18101817гг.

2. Понижательная волна: с 1810-1817 до 1844-1851 гг.

II. 1. Повышательная волна: с 18441851 до 1870-1875 гг.

2. Понижательная волна: с 1870-1875 до 1890-1896 гг.

III. 1. Повышательная волна: с 18901896 до 1914-1920 гг.

2. Вероятная понижательная волна: с 1914-1920» [2].

При этом Н.Д. Кондратьевым были установлены «четыре важные эмпирические правильности в развитии больших экономических циклов» [2].

Исходя из обобщенных позднее сведений, в том числе о последующей динамике экономического развития, различные теории объясняли причины и характеризовали продолжительность долгосрочных циклов. Исследованиям в области длинноволновой динамики экономического развития посвящены труды ряда зарубежных (Шумпетера Й., Менша Г., Ростоу У., Дж. ван Дейна, Дж. Форестера), а также российских ученых, в том числе Яковца Ю.В. и Кузык Б.Н. [3], Фоминой А.В. [4], Еро-хиной Е.А. [5], Пантина В.И. [6], Лапкина В.В., Гринина Л.Е. и Коротаева А.В. [7] Получила широкую известность теория долгосрочного технико-экономического развития, предложенная С.Ю. Глазьевым, и включающая, в частности, выделение пяти последовательно сменявших друг друга технологических укладов, период доминирования каждого из них - 50-60 лет (первый - от 1770г. до 1830г.; второй - от 1830г. до 1880г., третий - от 1880г. до 1930г., четвертый - от 1930г. до 1980г., пятый - от 1980-1990 гг. до 2030-2040 гг.)

[8]. В ряде исследований указанные технологические уклады сопоставляются с долгосрочными экономическими циклами Н.Д. Кондратьева.

На основе обобщения результатов, полученных рядом ученых, Гринин Л.Е. и Коротаев А.В. приводят следующую периодизацию «посткондратьевских» длинных волн [7]:

III цикл: Восходящая волна: от 18901896 гг. до 1914-1920 гг.

Нисходящая волна: от 1914-1928/29 гг. до 1939-1950 гг.

IV цикл: Восходящая волна: от 19391950 гг. до 1968-1974 гг.

Нисходящая волна: от 1968-1974 гг. до 1984-1991 гг.

V цикл: Восходящая волна: от 19841991 гг. до 2005-2008 гг.?

Нисходящая волна: от 2005-2008 гг.? до - ?

При проведении дальнейшего исследования будем исходить из приведенных периодизаций.

Переходя к исследованию связи между банковскими реформами, проводившимися в России и долгосрочными экономическими циклами Н.Д. Кондратьева, следует отметить, что характеристики банковских реформ свидетельствуют о том, что они проводились относительно редко и не все волны долгосрочных экономических циклов были отмечены четко выраженными и заявленными банковскими реформами. Однако углубленное изучение всего периода эволюции российской банковской системы [9] показывает, что кроме явно выраженных заявленных реформ был ряд преобразований в банковской системе страны, которые по своей значимости сопоставимы с реформами. Так, в частности, реорганизации в банковской сфере, проведенные советской властью после Октябрьской революции 1917г., а также в начале НЭПа, не принято рассматривать в качестве банковских реформ. Однако данные преобразования имели столь переломный по своему содержанию и последствиям характер, что, они должны рассматриваться наряду с банковскими реформами в качестве основ-

ных преобразований, повлиявших на ход развития российской банковской системы. С учетом этого рассмотрим банковские реформы, значимые преобразования и общую направленность государственной банковской политики в России XVШ-XX вв., обращая внимание, в первую очередь, на причины, условия, содержание и последствия их проведения, существенность реформ для дальнейшего развития банковской системы.

Начало развитию банков в России было положено в период правления Елизаветы Петровны. В целях предотвращения отчуждения ростовщиками дворянских имений императрица Елизавета Петровна 1 мая 1753г. дала Сенату указ обсудить возможность учреждения специального банка. Результатом этого стало учреждение в мае 1754г. по проектам П.И. Шувалова первых российских банков: Государственного банка для дворянства (точнее, Петербургского и Московского дворянского банков, находившихся в ведении Сената) и Банка для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества в Петербурге.

В 1758г. в Санкт-Петербурге и Москве по инициативе П.И. Шувалова были учреждены «Банковые конторы вексельного производства для обращения медных денег», получившими большую известность под названием - Медный банк). В 1760г. также по инициативе П.И. Шувалова был создан Банк артиллерийского и инженерного корпусов.

Первый эмиссионный банк в России был создан в период правления Екатерины II в связи с тем, что в 1768 г. было принято решение о введении в денежное обращение ассигнаций, ставших первыми в России денежными знаками, отпечатанными на бумаге. Для их выпуска и организации обращения в 1769 г. были созданы Ассигнационные банки в Санкт-Петербурге и Москве. Начиная с 1772г. создавались променные конторы Ассигнационных банков и к 1783 г. были открыты уже 23 такие конторы в различных городах. По сути это был первый опыт создания в России филиальной банковской сети.

Банковская реформа, проведенная в 1786г. включала преобразование государственных дворянских банков в единый Государственный заемный банк и объединение прежних двух Ассигнационных банков в единый Государственный ассигнационный банк. Благодаря реформе банки получили новые права, расширили перечень банковских операций, проводившихся теперь на более выгодных для клиентов условиях. Основным направлением деятельности Государственного заемного банка являлось долгосрочное кредитование дворянства и купечества. Однако на практике основной объем операций был связан с кредитованием столичного дворянства под залог населенных имений. Применявшийся при этом принцип расчета максимальной суммы выдаваемого кредита, исходя из количества крепостных «душ», введенный еще в 1754г., просуществовал до отмены крепостного права. Наряду с этим банк принимал вклады под 4,5% годовых на срок не менее года. Вкладчики получали «передаточные» банковые билеты, которые могли использоваться как векселя.

Государственный ассигнационный банк получил большие права по сравнению с прежними банками. В круг его операций входили: эмиссия ассигнаций; прием вкладов под 4,5% годовых; учет векселей из 0,5% в месяц; купля-продажа меди; проведение торгов золотом и серебром; чеканка золотых, серебряных и медных монет на перешедшем в его распоряжение Монетном дворе в Петербурге и регулирование соразмерного обращения монет. Изначально предполагалось, что банк получит и кредитные функции и в итоге станет аналогом Банка Англии, но на практике целый ряд обстоятельств не позволил осуществить эти планы.

В 1797-1798 гг. Павлом I были проведены преобразования включавшие создание Учетных контор при Государственном ассигнационном банке, а также учреждение Вспомогательного банка для дворянства. Целью деятельности Вспомогательного банка для дворянства стало предоставление кредитов дворянам-

помещикам для погашения их прежних долгов. Обращает на себя внимание тот факт, что идея положенная в основу создания этого банка не встретила поддержки в конце XVШв., однако с некоторыми модификациями очень успешно использовалась в России для организации земельного кредита и кредитования под залог городской недвижимости в условиях капитализма. Поэтому остановимся подробнее на специфике деятельности этого банка. Ссуды банк предоставлял на 25 лет под 6% годовых банковскими билетами с 5%-ым доходом, выпущенными на 25 лет и обязательными к приему наравне с ассигнациями. Принципиальным новшеством стало введение дифференциации губерний для определения залоговой цены крестьянских душ. Более того «в ряде губерний (прибалтийских, малороссийских, белорусских) с высоким уровнем товарности помещичьего хозяйства впервые размер ссуд стал определяться исходя из доходности поместья путем капитализации годового оброка» [10]. Банк выдавал кредиты только с 1 марта 1798г. до начала 1799г. и прекратил выдачу ссуд в связи с израсходованием выделенных средств. За этот период банк выпустил билетов на сумму 50 млн. руб. [11, С.97]. Для сравнения - в 1796г. государственный бюджет составил 68 млн. руб. При этом возникла проблема, связанная с нежеланием владельцев банковских билетов держать их на руках, в результате выкупать билеты пришлось почти сразу после открытия банка. Следствием этого стало присоединение в 1802г. Вспомогательного банка к Государственному заемному банку под названием Двадцатипятилетней экспедиции. В 1812г. эта экспедиция полностью утратила самостоятельность, слившись с Заемным банком.

Банковская реформа, проведенная в 1817г. включала создание Государственного коммерческого банка и Совета государственных кредитных установлений. Государственный коммерческий банк был создан на основе учетных контор Государственного ассигнационного банка с целью для краткосрочного кредитования торгового оборота. Банк должен был осуществлять

следующие операции: хранение вкладов в слитках золота, серебра и в иностранной валюте; трансферты денежных вкладов; прием вкладов под 5% годовых; учет векселей; кредитование под залог товаров.

Совет государственных кредитных установлений был образован для наблюдения за Комиссией погашения долгов и всеми государственными банками. В это период в Российской империи действовало три таких банка: Государственный ассигнационный, Государственный заемный и Государственный коммерческий. Совет государственных кредитных установлений получил право оценки возможных нововведений по «кредитной части». Выразилось это в том, что все предполагаемые изменения в законодательстве, регулирующем деятельность кредитных учреждений, а также проекты создания новых банков должны были обсуждаться и проходить утверждение в Совете государственных кредитных установлений [11, С.285].

Переломной для развития российской банковской системы стала реформа, объявленная в 1860 г. и включавшая: учреждение Государственного банка Российской империи на основе Государственного коммерческого банка; ликвидацию большинства прежних кредитных учреждений (включая Государственный заемный банк, сохранные казны, приказы общественного призрения) с последующей передачей их активов и пассивов Государственному банку Российской империи; поощрение создания частных банков и прочих кредитных организаций.

После этой реформы в стране остался лишь один государственный банк, это был Государственный банк Российской империи, и в его ведение были переданы сберегательные кассы. Согласно идее реформаторов даже в сфере долгосрочного кредитования под залог недвижимости после реформы должны были действовать только частные кредитные учреждения.

Государственный банк Российской империи, учрежденный в мае 1860г. на основе Государственного коммерческого банка, выполнял как коммерческие операции, так и операции за счет Государствен-

ного казначейства, возложенные на банк Министерством финансов.

После проведения реформы наблюдался активный процесс создания частных банков и других кредитных организаций, видовое разнообразие которых было новым для Российской империи. Из прежних видов банковских учреждений сохранились лишь банкирские дома и городские общественные банки, начало деятельности последних было положено еще жалованной грамотой городам, утвержденной Екатериной II в 1785г.

Уже к середине 70-х гг. XIX в. процесс становления новой структуры банковской системы, просуществовавшей до Октябрьской революции 1917г. в основном был завершен. Исключение составили только государственные земельные банки, созданные в 80-х годах XIX в.

Появившиеся в России акционерные коммерческие банки и получившие в дальнейшем очень широкое распространение специализировались на краткосрочном кредитовании и создавались по аналогии с подобными банками, существовавшими в Западной Европе. Первый российский акционерный коммерческий банк - Петербургский частный коммерческий банк -был создан в 1864г., причем правительство приняло участие в образовании его основного капитала. С 1869г. по 1873г. наблюдалось массовое учредительство акционерных коммерческих банков, их количество возросло с 6 до 39 [12].

Акционерные земельные банки предоставляли долгосрочные кредиты под залог земель и городской недвижимости. Наряду с этим банки выдавали и краткосрочные кредиты, но в незначительных объемах. В 1871-1873 гг. были учреждены 11 акционерных земельных банков. Лишь один из них позднее разорился, а все остальные успешно действовали до Октябрьской революции 1917г. Обращает на себя внимание тот факт, что после 1873г. акционерные земельные банки в Российской империи уже не создавались.

Только через два с лишним десятилетия после проведения банковской реформы 1860г. в Российской империи были созда-

ны государственные земельные банки: Государственный крестьянский поземельный банк (в 1882 г.); Государственный дворянский земельный банк (1885 г.).

После принятия в 1894г. нового Устава Государственного банка Российской империи и проведения в 1895-1898 гг. денежной реформы С.Ю. Витте к началу ХХв. Государственный банк Российской империи приобрел функции центрального банка. Он являлся центральным эмиссионным банком, выдавал ссуды кредитным организациям, а также промышленным и торговым фирмам [13, С.60-62, 69-73], фактически являлся центром безналичных расчетов [14], был банком правительства, способствовал организации государственного кредита, распространяя облигации государственных займов. В спектр операций Государственного банка Российской империи входили и операции, не свойственные центральным банкам. Так, в рамках государственного регулирования хлебной компании с 1910 г. банк создавал сеть зернохранилищ и элеваторов. Банк являлся крупнейшим кредитором не только хлебной торговли, но и других отраслей сельского хозяйства.

Наряду с этим банк содействовал активному развитию учреждений мелкого кредита, выдавая им кредиты в значительных масштабах. За период с 1898 г. по 1904 г. включительно при содействии Государственного банка Российской империи было создано 227 кредитных товариществ, при этом всего к концу 1904 г. в стране было 537 таких учреждений и 79 % их основного капитала было создано за счет кредитов Государственного банка [13, С.64-65]. Согласно Положению об учреждениях мелкого кредита (принятому 7 июня 1904 г.) общее заведование делами мелкого кредита было вверено Министерству финансов и возложено на образованное при Государственном банке Управление по делам мелкого кредита. Последнее осуществляло надзор за деятельностью учреждений мелкого кредита, руководство их деятельностью (в т.ч. проведение ревизий), издание уставов, а также распоряжение капиталом, предназначенным для

нужд мелкого кредита. После этого увеличились объемы кредитования учреждений мелкого кредита.

Для деятельности прочих банков в начале ХХв. были характерны: наращивание количества банков и их филиалов, за исключением кризисных периодов; активное развитие кредитования под залог недвижимости, как в государственных, так и в частных банках; развитие учетных операций; активное создание банков с участием иностранного капитала; создание финансово-промышленных групп; активное развитие операций с ценными бумагами.

Главной особенностью развития банковской системы в советский период являлась череда этапов разнонаправленного развития, обусловленного сменой государственной политики в отношении организации банковского дела в стране, включавшая: национализацию и ликвидацию банков в 1917-1920 гг.; создание частных и государственных банков в период НЭПа; кредитную реформу 1930-1932 гг. и последующее функционирование банковской системы распределительного типа в 19331986 гг.; банковскую реформу 1987-1991 гг., повлекшую за собой проведение политики, ориентированной на создание банковской системы рыночного типа. Остановимся подробнее на преобразованиях и реформах советского периода.

В ходе национализации банковской системы после Октябрьской революции 1917 г. большевиками был произведен захват Государственного банка Российской империи, предпринята попытка установления рабочего контроля над частными банками, осуществлена ликвидация государственных банков земельного кредита и, наконец, национализация частных банков. Государственный банк Российской империи был преобразован в Народный банк Российской Советской Республики. И в дальнейшем ему передавались средства акционерных коммерческих банков.

К декабрю 1919 г. было подготовлено 230 ликвидационных балансов учреждений бывших коммерческих банков и на баланс Народного банка перешло 12,7 млрд. руб. или 94,1% суммы балансов частных бан-

ков [15]. В 1918-1919 гг. ликвидировались акционерные земельные банки и городские общественные банки. Народный банк был упразднен в январе 1920г., поскольку фактически стал учреждением, выполнявшим наряду с финансовыми органами в основном бюджетные операции. И это стало завершающим аккордом процесса официальной ликвидации банковской системы в стране. Однако процесс ликвидации кредитных учреждений в стране затянулся и подтверждением этого является, в частности, принятие 3 августа 1921г. Циркулярного письма НКФ «О немедленном окончании работ по национализации и ликвидации б. банковских учреждений» [16, С.100], согласно которому во всех районах страны должны были быть распущены ликвидационные комиссии и прекращены действия, направленые на национализацию и ликвидацию банков.

Исследования архивных материалов показывают, что в ряде регионов страны на территориях неподконтрольных большевикам во время гражданской войны продолжали действовать различные виды кредитных организаций. При этом осуществлялись мероприятия, направленные на совершенствование их деятельности, обобщалась информация об их численности и операциях, для организации денежного обращения и обеспечения возможности функционирования банков на этих территориях была организована эмиссия денежных знаков [17].

Таким образом, несмотря на ведение гражданской войны, официальные заявления о национализации и последующей ликвидации всех банковских учреждений в стране, банки не были окончательно ликвидированы вплоть до введения НЭПа.

Переход от «военного коммунизма» к НЭПу, происходивший с начала 1921г., обусловил необходимость учреждения центрального банка и последующего формирования банковской системы. И в октябре 1921г. был создан Государственный банк РСФСР. Кредитные, расчетные и кассовые операции банк начал проводить с ноября 1921 года.

Согласно тексту «Отчета о деятельности правления Госбанка за период с 16 ноября по 15 декабря 1921 г.» [16, С.136] уже в течение первого месяца работы банка были открыты Северо-западная Областная контора в Петрограде, Московская контора и Всеукраинская Контора в г. Харькове. На 1 апреля 1922 г. действовало 45 учреждений банка [16, С.108]. На 1 января 1923 г. насчитывалось 169 учреждений Госбанка, а на 1 января 1925 г. — 406. Для работы с зарубежными банками-корреспондентами при Правлении Госбанка РСФСР создан иностранный отдел и уже к 1925 г. с Госбанком сотрудничали более ста иностранных банков.

Банки различных видов создавались с 1922 г. и процесс формирования банковской системы был невероятно быстрым. Принципиально важным для последующего развития банковской системы стало создание отраслевых акционерных банков: Торгово-промышленного банка в 1922 г. (Промбанк занимал второе место после Госбанка по объему операций); Электробанка, созданного в 1924г. на основе общества «Электрокредит». Акционерным был и Внешторгбанк, созданный в 1924 г. на основе Роскомбанка, учрежденного в 1922г. В дальнейшем Внешторгбанк стал центром системы кредитования внешней торговли СССР. С 1922 г. создавались и акционерные территориальные банки: Юго-Восточный коммерческий банк (1922г., г.Ростов-на-Дону); Дальневосточный банк (1922г., г.Хабаровск); Среднеазиатский коммерческий банк (1924г., г.Ташкент). Наряду с этим появились в стране и кооперативные банки для кредитования потребительских кооперативов: Украинбанк и Покобанк (с 1923 г. - Всеко-банк). В декабре 1922 г. было принято решение о создании государственных трудовых сберегательных касс, за чем последовало активное развитие сети сберкасс. И к 01.10.1927г. в СССР действовало уже 14428 гострудсберкасс [18].

В марте 1925 г. как акционерное общество был создан Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанк СССР). Он

предоставлял долгосрочные и краткосрочные кредиты местным Советам, коммунальным предприятиям, жилищной кооперации и частным домовладельцам. Наряду с Цекомбанком действовали и местные коммунальные банки.

К 1925г. сформировалась система сельскохозяйственного кредита во главе с Центральным сельскохозяйственным банком СССР. Как и республиканские банки, он был создан на акционерных началах с преобладанием государственных средств. Банк выдавал долгосрочные и краткосрочные кредиты, а основными источниками ресурсов были долгосрочные кредиты Госбанка и бюджетные средства. Наряду с указанными банками в систему сельскохозяйственного кредита входили сельскохозяйственные кредитные ассоциации и первичные кредитные кооперативы. С 1926 г. по 1928 г. валюта ЦСБ СССР, также как и всей системы сельскохозяйственного кредита возросла более чем в два раза [19].

Одной из особенностей деятельности банков этого периода было то, что в отличие от банков дореволюционных (за исключением, Русско-Азиатского банка), не имевших права осуществлять покупку и продажу товаров за собственный счет, большинство уставов банков послереволюционного периода, наоборот, разрешали эти операции. Объяснялось это тем, что большинство банков учреждались в период значительной инфляции и защищаясь от быстрого обесценивания денег, банки вынуждены были помещать их в товары. Более того, банки формировали свой капитал также товарными ценностями. «Собирать свои основные капиталы в виде обесценивающихся денежных знаков было неразумно... В то же самое время клиенты банка, которые желали стать его акционерами, не могли предложить ему ничего кроме товаров своего производства или торговли. Было бы, конечно, совершенно непоследовательно разрешить банку собирать свой капитал товарами (так, между прочим, был создан первоначальный капитал. Промышленного банка СССР) и не разрешать ему продавать эти товары» [20].

Подготовка к реформированию банковской системы в соответствии с требованиями административно-командной системы началась с Постановления «О принципах построения кредитной системы» [16, С.216-219], принятого в 1927 г. и предусматривавшего: усиление централизованного руководства и доминирующей роли Государственного банка СССР, а также строгое разграничение клиентуры между банками. В 1928г. Промбанк был объединен с Электробанком, и на их базе создан Банк долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК).

К началу 30-х годов ХХв. в СССР в общих чертах сложилась командно-административная система управления экономикой, в связи с чем потребовалось завершение централизации банковской системы, что и послужило основной причиной проведения кредитной реформы 1930 - 1932 гг. Постановление «О кредитной реформе» [16, С.251-252], принятое 30.01.1930г, предусматривало в частности: запрещение коммерческого кредита и его замену банковским кредитом; сосредоточение краткосрочного кредитования в Госбанке СССР; реорганизацию системы сельскохозяйственного кредита.

В дальнейшем производилась ликвидация взаимной задолженности по отпуску товаров и оказанию услуг в кредит, а также открытие контокоррентных счетов всем участникам расчетов. В начале 1931г. были введены виды новые виды безналичных расчетов: акцептный, аккредитивный, расчеты по особому счету (в данном случае возможно было осуществление расчетов с несколькими постоянными поставщиками, а счет открывался в филиале по месту их нахождения). Во второй половине 1931г. были проведены следующие преобразования: размеры собственных средств предприятий приводились в соответствие с потребностью в них; вводились расчетные счета, а также особые счета для отражения банковских кредитов. И в этой связи с ноября 1931 г. были ликвидированы контокоррентные счета.

Завершение реформы было связано с Постановлением ЦиК и СНК СССР от 5 мая 1932 г. «Об организации специальных банков долгосрочных вложений», согласно которому были созданы всесоюзные банки, подчинявшиеся Наркомфину: Промбанк, Сельхозбанк, Всекобанк, Цекомбанк. Все остальные банки, действовавшие в стране, были ликвидированы в короткие сроки.

Специальные банки распространяли свою деятельность на всю территорию страны (за исключением Цекомбанка, осуществлявшего свою деятельность в тесном взаимодействии с местными коммунальными банками), все они имели сети своих филиалов, открываемых в пунктах с достаточным количеством объектов финансирования. В тех пунктах, где открытие филиалов специальных банков оказывалось экономически нецелесообразным, обслуживание клиентуры проводилось через учреждения Госбанка. В этих случаях специальным банкам разрешалось иметь своих уполномоченных при конторах Госбанка. Наряду с этим Госбанк осуществлял кассовое обслуживание специальных банков.

В результате кредитной реформы 1930-1932 гг. в СССР сложилась банковская система распределительного типа, включавшая Госбанк СССР, банки финансирования и долгосрочного кредитования капитальных вложений, Внешторгбанк СССР и гострудсберкассы. В течение ряда лет после реформы структура банковской системы не подвергалась существенным реорганизациям, лишь в 1936 г. Всекобанк был ликвидирован, а его активы и пассивы переданы Торгбанку СССР (Банку финансирования капитального строительства торговли и кооперации). Таким образом, сложившаяся в ходе реформы структура банковской системы просуществовала с небольшими модификациями несколько десятилетий.

Реорганизация банковской системы, проведенная во второй половине 50-х годов ХХ в. включала: прекращение с января 1957 г. операций Торгбанка СССР; упразднение в 1959 г. Сельхозбанка СССР и Це-комбанка СССР с системой коммунальных

банков; реорганизацию Промбанка во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР). Функции ликвидированных банков были перераспределены между Госбанком СССР и Стройбанком СССР. При этом отказались от политики четкого разграничения краткосрочных и долгосрочных операций между Госбанком СССР и спецбанками, и с 1960 г. Госбанк СССР начал составлять планы кредитования долгосрочных вложений. Еще одним важным нововведением этого периода, имевшим свои долгосрочные последствия для развития банковской деятельности в РСФСР, стало учреждение в 1959 г. Российской республиканской конторы Госбанка СССР. В результате указанных преобразований к началу 60-х годов прошлого века в стране осталось три банка: Госбанк СССР, Стройбанк СССР, Внешторгбанк СССР. В 1962 г. государственные трудовые сберегательные кассы были переданы из системы Министерства финансов СССР в ведение Госбанка, что привело к еще большей концентрации ресурсов и более эффективному использованию общегосударственного ссудного фонда.

После проведенных преобразований в 60-х гг. наблюдался рост сети кредитных учреждений на фоне сокращения числа учреждений Госбанка СССР [21]. Каждый из трех банков, действовавших в стране, представлял собой сложную централизованную систему с разветвленной сетью учреждений на местах.

В 1965-1969 гг. в ходе проведения хозяйственной реформы в деятельности Госбанка произошли изменения, связанные с организацией расчетов и кредитования, расширением объемов кредитования, планированием и регулированием денежного обращения, финансированием капиталовложений и организацией сберегательного дела. Основными видами кредитования промышленности стали кредитование по обороту материальных ценностей и затрат на заработную плату и по простым ссудным счетам.

В дальнейшем Госбанк СССР сосредоточился на следующих направлениях деятельности: аккумуляция денежных ресур-

сов; эмиссия наличных денег и организация денежного обращения; кратко- и долгосрочное кредитование народного хозяйства; финансирование капитальных вложений; организация безналичных расчетов; кассовое обслуживание народного хозяйства; кассовое исполнение госбюджета.

Основными направлениями деятельности Стройбанка СССР стали: аккумуляция денежных ресурсов для капитального строительства; финансирование и долгосрочное кредитование капитальных вложений; краткосрочное кредитование подрядных строительных организаций; организация безналичных расчетов в строительстве.

Внешторгбанк СССР по поручению Госбанка СССР осуществлял краткосрочное и долгосрочное кредитование внешней торговли, осуществлял международные расчеты.

Логичным следствием проведения в стране с 1985 г. политики «перестройки» явилось признание в июне 1987г. Пленумом ЦК КПСС необходимости осуществления радикальной реформы управления экономикой, реализации задач ускорения социально-экономического развития страны и значительного усиления роли кредита в экономике. И это положило начало проведению банковской реформы, начавшийся в 1987 г. с создания пяти государственных специализированных банков: Промстройбанка СССР, Жилсоцбанка СССР, Внешэкономбанка СССР, Агропромбанка СССР, Сберегательного банка СССР. Однако в дальнейшем реформа приобрела совсем иной характер.

С 1988г. наблюдался активный процесс создания кооперативных и коммерческих банков, происходил перевод спецбанков на хозрасчет и самофинансирование. Кооперативные банки создавались кооперативами и могли привлекать средства предприятий, организаций, граждан и прибегать к займам у специализированных банков СССР. Первый кооперативный банк в СССР был создан в Казахстане в августе 1988г., второй подобный банк появился в Ленинграде в августе того же года. Коммерческими банками изначально

назывались банки, учрежденные государственными организациями. К апрелю 1990г. в СССР были созданы 170 коммерческих и 91 кооперативный банк [22]. Позднее все кооперативные банки в России получили статус коммерческих.

Постановлением Совета Министров СССР от 31 марта 1989 г. №280 «О переводе государственных специализированных банков СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование» Госбанк СССР был лишен коммерческих функций и сосредоточился на эмиссионной деятельности и проведении денежно-кредитной политики, а специализированные банки перешли на полный хозрасчет и самофинансирование.

Принципиально важным нововведением для банковской системы страны стало привлечение иностранного капитала для создания банков. Первым банком с иностранным участием в капитале стал Международный Московский банк, созданный в 1989г.

Со второй половины 1990г. наблюдался процесс формирования банковской системы РСФСР, начавшийся с создания 13.07.1990г. Государственного банка РСФСР, на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Принципиально важным было то, что Госбанк РСФСР был подотчетен Верховному Совету РСФСР, в Постановлении которого «О государственном банке РСФСР и банках на территории республики», принятом 13.07.1990 г., содержалось требование: до 1 января 1991 г. преобразовать учреждения государственных специализированных банков в коммерческие банки на акционерной или паевой основе. В 1991 г. акционирование спецбанков было завершено и банковская система фактически стала двухуровневой. С принятием 2.12.1990 г. законов «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР» основы организации банковской системы РСФСР были закреплены законодательно. В связи с созданием СНГ и упразднением союзных структур 20.12.1991 г. Госбанк СССР был упразднен, а его активы, пассивы и иму-

щество на территории РСФСР переданы Банку России.

Результатом этих преобразований явилось формирование банковской системы, ориентированной на рыночные принципы организации, включавшей Банк России и банки. Последние в свою очередь были организованы на акционерной и паевой основе. Структурное формирование банковской системы, приведшее к той форме организации, которую мы наблюдаем и в настоящее время по сути завершилось с появлением в 1992 г. небанковских кредитных организаций. Последние наряду с банками стали видами кредитных организаций, действующих в банковской системе РФ.

(продолжение следует)

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX-XXвв. - СПб.: Наука, 1998. - С. 26-69

2. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989. С.225

3. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия — 2050: стратегия инновационного прорыва. — 2-е изд. доп. — М.: Экономика, 2005. — С. 97.

4. Фомина А.В. Циклы Кондратьева в экономике России: Монография.— СПб.: МФК, 2005. — С. 89

5. Ерохина Е.А. Стадии развития открытой экономики и циклы Н.Д. Кондратьева. — Томск: Водолей, 2001. — С. 150-151

6. Пантин В.И. Мировые циклы и перспективы в первой половине XXI века: основные вызовы и возможные ответы. -Дубна: Феникс+, 2009

7. Гринин Л.Е., Коротаев А.В. Глобальный кризис в ретроспективе. Краткая история подъемов и кризисов: от Ликурга до Алана Гринспена / Отв. Ред. С.Ю.Малков. - М.: Книжный дом «ЛИБ-РОКОМ», 2010. - С.214

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М. ВлаДар, 1993. С. 96-97

9. Уразова С.А. Генезис банковской системы России: системно-эволюционный аспект. Монография. - Ростов н/Д: Рец.-изд. центр Рост. гос. эконом. ун-та «РИНХ», 2007

10. Проскурякова Н.А. Земельные банки Российской империи. — М.: РОСПЭН, 2002. — С. 45

11. Морозан В.В. История банковского дела в России (вторая половина XVIII в. — первая половина XIX в.) — СПб.: Крига, 2004

12. Статистический временник Российской империи. Издание центрального статистического комитета Министерства внутренних дел. Серия II. Выпуск 11. -Санкт-Петербург, 1875. - Стр.432-433

13. Государственный банк Российской империи (1860-1916). - М.: Кошелек, 1998

14. Бугров А. В. Деятельность расчетных отделов при учреждениях Государственного банка в 1898—1917 годах // Вестник Банка России. — 2004. — № 57 (781)

15. Каценеленбаум З.С. Учение о деньгах и кредите. — М.: Изд-во «Экономическая жизнь», 1927. — Ч. II. — С. 483

16. История Государственного банка СССР (в документах) — М.: Финансы, 1971

17. Уразова С.А. Российские кредитные учреждения в период Октябрьской революции и гражданской войны // ЭКО. -2011. - №5. - С.168-182

18. Социалистическое строительство СССР: Стат. ежегодник ЦУНХУ Госплана СССР. — М.: 8-я тип. Мособлполи-графа, 1934. — С. 478.

19. Soviet union. Year-book 1929 / Compiled and Edited by A.A.Santalov and Louis Segal, Ph.D., M.A. — London. — С. 447.

20. Цыпкин М.С. Основные банковские операции — М. — Л.: Центральное управление печати СССР, 1926 — С. 80.

21. Кредитно-денежная система СССР — М.: Финансы, 1967 — С. 303

22. Захаров В.С Очерки банковской реформы 1988-1991 годов. - М.: Финансы и статистика, 2005. - С.74

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Ryazanov VT The economic development of Russia. Reforms and the Russian economy in XIX-XX centuries. -SPb .: Science, 1998. - S. 26-69

2. ND Kondratiev The problems of economic dynamics. M .: Economics, 1989. p.225

3. Boris Kuzyk, Yakovets Y. Russia -2050: Strategy of innovative breakthrough. -2nd ed. ext. - M .: Economics, 2005. - S. 97.

4. AV Fomina Kondratieff cycles in the economy of Russia: St. Petersburg .: Monograph IFC, 2005. - S. 89

5. EA Erokhina Stages of development of an open economy and the cycles of ND Kondratiev. - Tomsk: Aquarius, 2001. - P. 150-151

6. Pantin VI Global cycles and prospects in the first half of the twenty-first century: the main challenges and the possible responses. - Dubna: Phoenix + 2009

7. Grinin LE, Korotaev AV The global crisis in retrospect. A brief history of booms and crises, from Lycurgus to Alan Greenspan / Editor. Ed. S.Yu.Malkov. - M .: Book House "LIBROKOM", 2010. - p.214

8. Glazyev SY The theory of long-term technical and economic development. Vladar M., 1993. S. 96-97

9. Urazova SA The genesis of the Russian banking system: system-evolutionary aspect. Monograph. - Rostov n / D: Rets.-ed. Center Height. state. Economy. Zap "RINH", 2007

10. Proskuryakova NA Land Bank of the Russian Empire. - M .: ROSPEN, 2002. -S. 45

11. VV Morozan The history of banking in Russia (second half of the XVIII century. -The first half of XIX century.) - St. Petersburg .: Krieg 2004

12. Statistical Annals of the Russian Empire. Publication of the Central Statistical Committee of the Ministry of Interior. Series II. Issue 11 - St. Petersburg, 1875. - Str.432-433

13. The State Bank of the Russian Empire (1860-1916). - M .: Purse, 1998

14. Bugrov AV departments settlement activities in the institutions of the State Bank

in 1898-1917 years // Bulletin of the Bank of Russia. - 2004. - № 57 (781)

15. Katsenelenbaum ZS The doctrine of money and credit. - M .: Publishing House of the "economic life", 1927. - Part II. - P. 483

16. The history of the State Bank of the USSR (in the documents) - M .: Finance, 1971

17. Urazova SA Russian credit institutions during the period of the October Revolution and the Civil War // IVF. - 2011. -№5. - S.168-182

18. Soviet Socialist construction articles. Yearbook TsUNKhU Gosplan. - M .: 8th style. Mosoblpoligrafa, 1934. - S. 478.

19. Soviet union. Year-book 1929 / Compiled and Edited by AASantalov and Louis Segal, Ph.D., MA - London. - S. 447.

20. Zipkin MS Basic banking - M - L .: Central control printing of the USSR, 1926 -S. 80.

21. The monetary system of the USSR -M .: Finance, 1967 - S. 303

22. Zakharov VS Essays on banking reform 1988-1991. - M .: Finance and Statistics, 2005. - P.74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.