А.П. Ситников*
доктор экономических наук, профессор, Южно-Российский гуманитарный институт (ЮРГИ)
Процессы архаизации в жизненных ориентациях россиян
Актуальность проблематики нашей статьи нужно рассматривать в контексте процессов архаизации жизненных практик россиян. В результате архаизации в российском обществе примитивизируются и упрощаются жизненные стратегии и ориентации, что во многом связано с расширенным воспроизводством «человека-массы». Стремление к упрощению оказывается стремлением к созданию структуры, максимально подобной структуре традиционно-патриархальной.
Архаизация общества как процесс гомогенизации, иначе усреднения, и одновременно примитивизация главных жизненных устремлений человека связаны с тем, что в России на основе предшествующего трагического опыта не родились осознанные новые демократические миропонимание и мышление, а вместо этого были девальвированы и дискредитированы такие ценности, как свобода слова и созидательной деятельности, личный успех, самоценность человеческой жизни.
Социальный примитивизм и упрощение все больше отличают жизненные ориентации значительной части молодежи. Потребление как процесс становится одной из наиболее важных социальных практик, предоставляющих поле для самовыражения, а соблазн потребления становится характеристикой всего российского общества. Стандарты потребления, скопированные с западных, все более определяют траектории социализации определенной части молодежи. Значимым элементом рождающегося в России общества потребления стала «революция притязаний» среди молодежи, которой сопутствуют появление новых потребительских стандартов и трансформация самого потребительского поведения.
Проявление архаической составляющей в жизненных ориентациях и условиях их реализации во многом связано с оформлением молодежных субкультур, которые начинают играть значимую роль в социализационных траекториях молодых, отличающихся по большей части развлекательно-рекреативным характером, копированием западных культурных запросов и интересов (так называемой вестернизацией), преобладанием потребленче-ской активности над креативистской, малой долей индивидуализированно-сти и селективности культуры.
* Ситников Алексей Петрович, е-mail: urgi@urgi.info.
В итоге проявление архаизации в жизненных ориентациях во многом обусловлено личностно-психологическими свойствами «человека-массы», опирающегося на традиционные образцы культуры и политические стереотипы традиционного сознания, а сложившиеся социальные и политические условия способствуют проявлению интенций социальной примитивизации и социального упрощения.
С учетом сказанного в данной статье мы ставим перед собой цель проанализировать процессы архаизации жизненных практик россиян.
Архаизация представляет собой процесс упрощения и примитивизации сложной социальной системы, которая в отдельных своих элементах возвращается к прошлым формам социальной и культурной жизни, вытесняя в какой-то мере из повседневных практик и культуры новейшие элементы бытия. Все это начинает сказываться на жизненных ориентациях и стратегиях массового человека.
Ростовский социальный философ М.Б. Маринов исходит из того, что концептуализация стратегии жизни личности в контексте понятий «стратегия», «жизнь», «личность» позволяет приблизиться к ее пониманию как комплекса представлений и действий стратегически мыслящей личности, который направлен на выстраивание социальных действий, ориентирующихся на перспективы посредством перераспределения жизненных ресурсов. В основе его - самоценность жизни1.
Кардинальные реформы в России с их радикальным разрывом, с предшествующим строем и идеологией привели к тому, что их собственная суть и сущность выхолащивались, оставляя лишь пустую форму, которую незаметно, исподволь заполняло старое, неразделимо связанное с традицией содержание.
Реформистский хаос 1990-х гг., глобальное нарушение социального и экономического баланса создали благоприятные условия для атомизации и своеобразного варварства социальной жизни. Рынок стал примитивным базаром. Приватизация обернулась разграблением общественной собственности новой номенклатурой. Демократия выродилась во власть различных «группировок влияния». Результат: вместо развития гражданского общества как высшей точки демократической цивилизации мы пришли к нарастающей варваризации всех сфер жизни2.
Исследователи выстраивают определенный логический ряд процессов упрощения социального пространства и, соответственно, жизненных ориентаций и условий их реализации.
По определению известного социального философа и социолога Л.Д. Гудкова, с течением времени все сильнее проявляется взаимосвязь механизмов персонификации политики и структурного разрушения социума,
1 Маринов М.Б. Трансформация стратегии жизни личности в индивидуализирующемся обществе. М. : Социально-гуманитарные знания, 2008.
2 Пугачев Б.М. Развитие советских и постсоветских элит // Россия и современный мир. 1995. № 3.
негативизма в восприятии институционального комплекса, роста недоверия к структурам, обеспечивающим порядок социального бытия.
Ценностные, целевые проблемы, как и проблемы развития, были подменены рабочими задачами сохранения власти, задачами политического манипулирования, гарантирующего ей требуемую реакцию и безоговорочную поддержку. Такие мифологические декорации политической арены общество принимает, они начинают играть роль элементов массовой самоидентификации, как, например, это случилось с мифом антироссийского заговора западных стран и спецслужб. Распространение подобной интерпретации является сигналом того, что в общественном мнении возникли и успешно действуют устойчивые механизмы упрощения, примитивизации политических образов1.
Морально-нравственный императив в качестве фундаментальной ориентации уступил место ценности материального благополучия / минимума, каким бы содержанием та ни наполнялась, включая «субкультурный». Наряду с уменьшением роли семейных связей происходит возрастание роли других субъектов влияния - массмедиа и сверстников. Следствием этого становится то, что источником конструирования идентичности становятся потребление и жизненные стили. В координатах глобализации происходит виртуализация отношений с эффектами «пространственно-временного сжатия» или «пространственно-временного дистанцирования»2.
Согласно исследованиям социолога И.Б. Пржиленской, которая выявляет реакции населения на модернизационную политику, причина общественных конфронтаций - это несоблюдение или исчезновение социальной коммуникации, единого толкования смыслов любых действий всеми участниками процесса интеракции. Без достаточного контроля властей в условиях реформирования коммуникативные пропасти компенсируются стратегиями выживания в случае явлений бедности, отсутствия законности, фиаско, одиночества, бездушия, обессиленности, безработицы как антиценностей.
Потеря смысложизненных ориентиров, перемены в институциональных и духовных сферах жизни, глобальная трансформация социальной среды и стиля жизни первоначально привели к хаосу всех уровней самоосознания большинства россиян и создали благодатную почву для возникновения неверия в собственные силы, а также в эффективность реформ3.
Едва установившая политическая стабильность, возврат к традиционной патерналистской политике параллельно с ухудшающимся экономическим положением населения ведут к достаточно заметному росту фунда-
1 Гудков Л.Д. Реформы и процессы общественной примитивизации // Кто и куда стремится вести Россию? Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса / под общ. ред. Т.И. Заславской. М. : МВШСЭН, 2001.
2 Пителинский К.В. Социоэкономические аспекты управления - архаизация общества через его виртуализацию // Вестник Московского института лингвистики. 2014. № 2-1.
3 Пржиленская И.Б. Эволюция жизненного мира россиян: поиски современности. Ставрополь : Изд-во СГУ, 2007.
менталистских настроений в обществе. Россияне ждут от власти реальных, а не имитационных действий в решении социальных проблем1.
В итоге проявление архаизации в жизненных ориентациях во многом обусловлено личностно-психологическими свойствами «человека-массы», опирающегося на традиционные образцы культуры и политические стереотипы традиционного сознания, а сложившиеся социальные и политические условия способствуют проявлению интенций социальной примитивизации и социального упрощения.
Социальный примитивизм и упрощение все больше отличают жизненные ориентации значительной части молодежи.
Молодежная среда явственно копирует и зеркально отображает в себе все наиболее значимые процессы, происходящие в российском обществе. Кризис, в котором пребывает наше общество, свидетельствует о тревожной тенденции глубокой и системной социальной деградации значительной части современной молодежи как составляющей социальной архаизации.
Архаизация предопределяется тем, что в современном российском обществе в ходе кардинальных социальных и экономических трансформаций потребление начинает лидировать в социальных процессах и подчинять себе другие элементы, включая и производство, и распределение, и обмен. Потребление как процесс становится одной из самых важных социальных практик, дающих возможности личностного самоосуществления, индикатором современного российского общества. Тем самым происходит вульгаризация потребительских установок.
Архаизации способствуют те явления, что происходят в обществе. Результаты трех волн социологического мониторинга, реализованного в 2014-2015 гг. сотрудниками Института социологии РАН в рамках проекта Российского научного фонда «Динамика социальных трансформаций современной России в социально-экономическом, политическом, социокультурном и этнорелигиозном контекстах», показали, что нашему обществу присущ рост социальной напряженности вследствие реакции на экономические и политические испытания. Большинство граждан России (51 %) разделяют мнение, что Россию ожидают тяжелые времена. Самым значимым уроном последних лет россияне считают прежде всего снижение уровня жизни населения и общеэкономический спад, ухудшение положения дел с занятостью (51-63 %), а также в сфере здравоохранения, жилищной ситуации, ситуации с коррупцией (33-38 %), негативные изменения фундаментальных основ жизни социума - сферы морали и социальной справедливости (35-36 %).
При этом, если еще недавно главными для людей были факторы внутри страны, ныне таковыми выступают угрозы из-за другой стороны границы (75 %). Это иллюстрирует восприятие большинством людей ситуации
1 Буранчин А.М. «Неоконсервативная революция» в России: итоги путинского десятилетия [Электронный ресурс]. URL: http://www.rb21vek.com/ (дата обращения: 05.03.2019).
в стране как подверженной внешним источникам угроз ее благополучию. Данный факт частично меняет вектор социального напряжения с экономического кризиса на «лишь бы не было войны»1.
В подобном обществе, наполненном противоречиями, популярными становятся образцы потребления как модели поведения, имитирующие уровень такового и стиль жизни стран с рыночной экономикой. Выход России во внешний мир породил скачок притязаний.
Довольно быстро возникла небольшая прослойка общества, чей уровень жизни заметно превосходил средний по стране и которая начала воспроизводить модели потребления состоятельных людей Запада. Формирующаяся культура потребления в нашем обществе копирует, перенимает черты западной, вовлекаясь в революцию притязаний и «ценностный реванш».
Исследователи выделяют такие условно идеальные типы жизненных стратегий молодежи, которые четко отражены ныне в СМИ, художественной прозе, кино, на которые реально молодежь ориентируется. Это - ориентация на успех в пространстве социальных норм; размытые стратегии; стратегии протеста. При этом стратегии молодых во многом выступают как реакция на сохранение неопределенности и риска во всех жизненных сферах2.
Проявление архаической составляющей в жизненных ориентациях и условиях их реализации во многом связано с оформлением молодежных субкультур.
Общее основание для возникновения молодежных субкультур - неудовлетворенность жизнью, кризис социума с отсутствием его готовности и возможностей поддержать реализацию базовых потребностей молодежи в момент ее социализации.
При этом сказываются нарастающие кризисные явления, связанные с функционированием института семьи и семейным воспитанием, подавлением индивидуальности и инициативы молодых, с коммерциализацией СМИ, которые посредством телевизионной субкультуры выращивает удобных для себя зрителей-потребителей, бездумно воспроизводящих навязанные ею стандарты и образцы.
Молодежные субкультуры, представляя часть общей потребительской культуры, обретают статус социального пространства и условий реализации жизненных ориентаций.
Анализируя архаизацию, исследователь Л.В. Киржанова выходит на растущую тенденцию негатива в идеалах, ценностях и экспектациях молодежи при изучении молодежных субкультур, вызываемую тем, что для со-
1 Горшков М.К. О социальном ресурсе адаптации россиян к условиям кризиса (вместо предисловия) // Россия реформирующаяся : ежегодник : сб. науч. ст. / отв. ред. М. К. Горшков. М. : Новый хронограф, 2016.
2 Леонов Ю.С. Жизненные стратегии молодых людей, массовые стереотипы и потребности их коррекции [Электронный ресурс] // Молодежная политика: зарубежный и отечественный опыт : аналит. вестн. URL: www.council.gov.ru/ (дата обращения: 22.06.2019).
временной молодежи пространство культуры является не трудом - духовным, нравственным, интеллектуальным, а развлечением и досугом1.
Необходимыми условиями субкультурных конфронтаций выступают присвоение молодежью роли властного субъекта потребления, имеющего собственный заработок, реальное свободное время, богатство досугового рынка; отделение частной сферы от публичной, плюрализм в культурной сфере; присутствие культурного господства, разводящего высокое и низкое искусство, элитарное и массовое. В ментальном пространстве большинства россиян прошла глобальная смена ценностных координат.
Под жизненными ориентациями нами понимается комплекс представлений и действий субъекта, подчиненных определенной индивидуальной стратегии поведения, выражающейся в поиске и реализации наиболее рациональных (или кажущихся таковыми) поведенческих программ. Жизненные ориентации решаются через постановку целей и определение задач, формулировка которых зависит от условий адаптации к внешней социальной среде, способности удовлетворять потребности ради снятия источников напряжения, обретение вполне понятных и доступных смыслов жизни и т.п. Таким образом, жизненные ориентации можно трактовать в качестве устойчивых, значимых детерминант социальной деятельности, определяющих главные направления социальной активности субъекта, векторы реализации его помыслов и надежд, представлений о социальном порядке и социальной справедливости, общественных правилах и ценностях.
Жизненные ориентации обусловливаются характерными особенностями жизненного мира субъекта. Жизненный мир российского человека складывается из следующих базовых компонентов:
1. Системные деформации социальной среды. Модернизация несет вместе с собой перемены как основополагающие свойства социальной реальности. Перемены есть отражение развития. Если развитие имеет несистемный, противоречивый характер, то модернизация воспринимается как источник дискомфорта и даже разрушение жизненного пространства.
2. Расколотость жизненного пространства. Инициация модернизаци-онных преобразований дает одним шансы и лишает их других. В результате общество утрачивает признаки синкретичности, традиционно свойственные российскому сознанию. Борьба с модернизацией в таких обстоятельствах направлена на воспроизводство старых социальных моделей.
3. Коммерциализация социальной реальности. Традиционному сознанию коммерциализация имманентно враждебна, так как рассматривается как механизм отчуждения человека от человека. Особенно это значимо в бедных обществах, где у всех нет равных шансов для реализации практик с целью достижения социальной успешности.
4. Корпоративная регламентация. Корпорация уже предполагает разлом единого жизненного пространства на локальные смыслы и ценности.
1 Киржанова Л.В. Что приводит к уходу в иллюзорные фантазии? [Электронный ресурс]. URL: http://www.chel-pravoslavie.ru/index_3_24.html (дата обращения: 06.02.2019).
Регламентация этого процесса ведет к его упрочению, что актуализирует в общественном сознании борьбу за более понятные универсальные ценности социальной правды, которая едина для всех, независимо от корпоративной принадлежности.
5. Слабое развитие гражданского общества как щита, защищающего индивидуального человека от внешних и внутренних угроз, разрушающих традиционный жизненный мир россиян.
Отсутствие способности к системной и легитимной самоорганизации граждан направляет их поиск социального защитника в сторону государственной власти, принимающей при этом институциональные свойства, типичные для патерналистской модели. Это, со своей стороны, способствует интеграции стихийного процесса архаизации в управляемый, поскольку в ней как источнике манипуляции массовым сознанием находит заинтересованность политическая элита.
Ситников А.П. Процессы архаизации в жизненных ориентациях россиян. В статье рассматриваются процессы архаизации, осуществляющиеся в жизненных ориентациях россиян. Ставятся такие проблемы, как системная деформация социальной среды, расколотость жизненного пространства, коммерциализация социальной реальности, корпоративная регламентация, слабое развитие гражданского общества как щита, защищающего индивидуального человека от внешних и внутренних угроз, разрушающих традиционный жизненный мир россиян. Воздействие массового сознания на социальную реальность ведет к упрощению и примитивизации жизненных ориентаций россиян, что обусловливает возникновение синтеза модернизма и архаизации с преобладанием последней.
Ключевые слова: архаизация, жизненные ориентации, власть, примитивизация, корпоративная регламентация, расколотость жизненного пространства.
Sitnikov A.P. The process of archaism in the orientations of the Russians. This article discusses the processes of archaism carried out in the life orientations. Are such issues as a system of social strain, the Division of living space, the commercialization of social reality, corporate regulation, the underdevelopment of civil society as a shield, protected individual against external and internal threats, destroying traditional life world. The impact of mass consciousness at social reality leads to a simplification and life orientations primitivizing of Russians, which causes the appearance of synthesis of modernism and archaization with a predominance of the latter.
Keywords: archaization, life orientations, power, primitivizing, corporate regulation, the split of living space.