А.П. СИТНИКОВ старший научный сотрудник Лаборатории исследования и экспертизы социальных практик на Юге России Института социологии и регионоведения Южного федерального университета*
Архаизация социальных практик в современной России в условиях вызовов массового общества
Статья посвящена проблеме архаизации социальных практик в условиях вызовов массового общества, когда новая социальная реальность, испытывающая на себе проявления архаизации, отличается кризисными тенденциями и характеристиками, что проявляется в деформации системы ценностей, кризисе идентичности, деструктивных адаптационных стратегиях, социальной апатии, отчуждении широких масс от процессов социальной регуляции.
Ключевые слова: архаизация, социальные практики, глобализация, вызовы массового общества, потребительство.
Sitnikov A.P. Archaization of social practices in modern Russia in the context of challenges of mass society. The article is devoted to the problem of archaization of social practices in the conditions of challenges of mass society, when a new social reality, experiencing the manifestations of archaization, is characterized by crisis trends and characteristics, which is manifested in the deformation of the system of values, the crisis of identity, destructive adaptation strategies, social apathy, alienation of the masses from the processes of social regulation.
Keywords: archaization, social practices, globalization, challenges of mass society, consumerism.
ХХ столетие стало временем массовых движений, когда большинство населения приобщалось к демократическим процедурам и всеобщему образованию, когда имело место активное вторжение интересов и вкусов «массы». При этом обнаруживались и отрицательные тенденции, связанные с процессами массовизации, утратой смыслотворческих ин-
* Ситников Алексей Петрович, e-mail: isir-sfedu@yandex.ru
тенций, формированием индивидуализма вместо индивидуальности. Недаром Х. Ортега-и-Гассет связывал с этими обстоятельствами падение уровня цивилизации, нарастание угрозы примитивизма и «нового варварства».
По оценке А. Рябова, феодальная архаика в современном российском обществе - это некие архетипические социальные практики, имеющие истоки в далеких по времени исторических образцах и воспроизводящие основополагающие черты этих практик. Одновременно понятия «феодализм» и «феодальный» маркируют явления, выступающие для правящих элит как объекты подражания, источники вдохновения1.
С современными историческими процессами связано формирование типа социальности, кардинально отличного от предыдущих этапов развития общества. В основе его -глобализация и массовизация. Именно массовизация является значимой чертой современного российского социокультурного пространства и общественного сознания.
Согласно У. Эко, современный человек, опираясь на множественность идентичностей и стилей жизни, рассматривает их как маски или игровые роли. При этом сложившийся в условиях массового общества индивид в результате активного и целенаправленного влияния средств массовой информации утрачивает способность к критической рефлексии 2.
В условиях глобализации, социальной модернизации и вызова массового общества размывание механизмов культурного регулирования отношений с миром приводит к необходимости заимствования тех «готовых» форм, которые предлагает массовая культура.
Политолог В.Б. Пастухов пишет, что происходящее в России - это эхо мировых катаклизмов. Если сосредоточиться только на сфере духовной жизни, то можно прийти к выводу, что главный вызов человечеству связан с «массовой культурой» Запада. Современная массовая культура - это изнанка жизни общества постиндустриализма, это шлак, который
1 Рябов А. Возрождение «феодальной» архаики в современной России: практика и идеи // Московский фонд Карнеги. Серия «Рабочие материалы», 2008, № 4, с. 3-4.
2 Эко У. Средние века уже начались // Иностранная литература, 1994, № 4, с. 258-267.
отравляет всю культуру. Массовая культура оформилась как культура неограниченного и расточительного потребления1.
Формирование массового общества в России в принципе шло теми же путями, что и в Западной Европе и в Соединенных Штатах Америки. Однако были и некоторые особенности.
А.А. Кара-Мурза недаром концентрирует внимание на особенностях исторического контекста, в котором происходило формирование российского массового общества. Культура объективно и неизбежно «омассовляется» и ее уровень понижается с появлением индустриального общества. Насколько низко она может опуститься: до уровня срединной культуры цивилизованного общества, с его сложившимися правовыми нормами и рутиной демократических механизмов и процедур, или же просядет дальше - к имитациям демократии и свободы, а дальше - к социальному хаосу2.
Согласно Г.Л. Тульчинскому, на смену ориентации на труд (духовный, интеллектуальный, физический), напряжение, заботу, созидание и эквивалентный обмен приходит ориентация на дары, карнавалы, организованный кем-либо праздник жизни. Возникает и утверждается посредственность, безапелляционно притязающая на всевозможные блага мира. В итоге возникает множащаяся масса людей, желающих лишь одного - пусть их кормят, поят и всячески ублажают3.
При этом массовая культура в координатах современного общества явно приобретает статус особого феномена, превращаясь в своего рода целостную форму общего самоощущения и самовыражения человека в мире. Между тем в условиях нарастающей архаизации общества социальные практики испытывают на себе ее воздействие.
Архаизация апеллирует к основам социокультурного опыта общества и имеет вполне определенный «объект» обращения. Недаром А. Рябов исходит из того, что в данном бытии проявляются «рудименты прошлого». В обстановке, когда бизнес повсеместно зависит от государства и органов власти, чиновники рассматривают должности, позволяющие извлекать ренту, в качестве надежных способов получения
1 Пастухов В.Б. Затерянный мир. Русское общество и государство в межкультурном пространстве // Общественные науки и современность, 2006, № 2, с. 22-23.
2 Кара-Мурза А.А. «Новое варварство» как проблема российской цивилизации. М.: ИФ РАН, 1995, с. 114-121.
3 Тульчинский Г.Л. Культура в шопе // Нева, 2007, № 2. с. 139.
высоких доходов. К архаике нужно отнести и исходящую от правящей элиты откровенную пропаганду антиэгалитаризма, сословности, корпоративности, что противоречит социальной
1
динамике развития современного социума .
Сегодня российское общество архаизируется. Не только властные, но и социальные институты перестают нормально работать, переходя на авральный и мобилизационный режим, или перерождаются, причем подчас в нечто противоположное заявленной социальной функции, либо «просто» имитируют цивилизацию .
В подобной ситуации массовый человек складывается как субъект с пониженной способностью к рассуждению и анализу, большее впечатление на него оказывает, как правило, пусть и бездоказательное, но энергичное и уверенное утверждение. Его вкус (а хороший вкус требует направленного образования и развития) потребления3.
Архаизация социальных практик в условиях вызова современности претерпела в российском обществе заметную эволюцию.
В 1990-е гг. после распада советского государства, воцарился социальный хаос, некие «первобытные джунгли». Как и в природных джунглях, в «социальных джунглях» начались процессы адаптации и естественного отбора лучших особей в зависимости от их функциональной принадлежности. Социокультурная среда и возникшие условия формировали в результате естественного отбора ту разновидность элиты социальных джунглей, которая лучше всего
4
могла выжить в новых условиях .
Люди, привыкшие к скромному достатку, который обеспечивала им советская система с ее институтами социальной помощи, бесплатно получавшие квартиры от государства, платившие символические деньги за коммунальные услуги, получавшие бесплатные путевки в санатории, вдруг в одночасье оказались на грани голодного существования. Выжить
1 Рябов А. Возрождение «феодальной» архаики в современной России: практика и идеи, с. 5.
2 Неклесса А. Праведное дело. [Электронный ресурс]. URL: http://www.intel-ros.ru/2011/
3 Самохвалова В.И. Массовая культура как парадигма утверждения нетворческого бытия // Полигнозис, 2003, № 3(23). [Электронный ресурс]. URL: http://www.polignozis.ru/
4 Сухонос С.И. Три элиты новой России. [Электронный ресурс]. URL: http://www/suhonos.ru/
им помогла высокая способность к общинной самоорганизации и взаимопомощи.
На насаждаемый сверху либеральный капитализм массы ответили стихийным народным коммунизмом, при котором люди объединяются в союзы взаимопомощи вроде общин, цехов и артелей, чтобы сообща выживать в трудных условиях, и какой издавна существовал в традиционном обществе, уживаясь с государством и классовой экономикой. Это покажется парадоксом, но 90-е гг. стали, вопреки желанию реформаторов, годами расцвета реального коммунизма в России; эти годы показали насколько силен общинный дух в России1.
При этом, сравнивая Китай и Россию, ряд исследователей исходит из того, что, если в Китае Дэн Сяопин выдвинул и реализовал на деле лозунг четырех модернизаций: армии, науки, сельского хозяйства и промышленности, в России при Ельцине в кратчайшие сроки провели четыре архаизации: армии, промышленности, сельского хозяйства и науки, к которым добавилась пятая архаизация - человеческого и интеллектуального капитала2.
Вряд ли с подобной точкой зрения можно согласиться. Другое дело, что в первое десятилетие XXI столетия ситуация начала меняться. Сложившиеся условия стали способствовать проявлению определенных трендов в общественных настроениях, которые выступали в качестве сточ-ников архаизации. Соответственно, именно в первое десятилетие XXI столетия властвующие элиты сознательно и целенаправленно начинают действовать в направлении архаизации, чтобы приостановить перемены, несущие угрозу их всевластию и благополучию.
Все это в своей совокупности сказывалось на практиках социокультурного взаимодействия и жизненного существо-
3
вания .
В иерархии ценностей главенствующее место начинают занимать политические и идеологические ценности, в связи
1 Вахитов Р.Р. Как мы выживали в 1990-е? или народный коммунизм как ответ на вызов «дикого капитализма». [Электронный ресурс]. URL: http://redeurasia.narod.ru/
2 Кудрявцев М, Миронин С., Скорынин P. Кризис в России: аналитическая справка. [Электронный ресурс]. URL: http://www.contrtv.ru/2011/10/17/
3 Костюк К. Архаика и модерн в российской культуре // Социологический журнал, 1999, № 3-4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.spasi.ru/
с чем «подавляется», политизируется искусство, наука,
религия и т.д., происходит архаизация, переструктурация
1
смыслов культуры, их примитивизация .
Активизируются технологии политического влияния, т. е. совокупности правил, процедур, способов воздействия на политический процесс, которые обеспечивали конкретному актору оптимальную и эффективную реализацию его целей и задач.
Специфика политической технологии в том, что в современных условиях власть, политические идеи, организации, политики выступают как некий политический товар, предлагаемый гражданам. Политические технологии направлены на эффективность рыночного продвижения политического товара2.
В итоге социальные практики как совокупность принятых в культуре традиционных способов деятельности, навыков обращения с людьми, следование правилу, поведение, имеющее ритуальный характер и базирующееся на коллективных представлениях, ожиданиях и стандартах, все больше испытывают на себе воздействие архаизационной составляющей.
Ряд исследователей прослеживают это на примере практик дедовщины в Российской армии. С. Королев исходит из того, что дедовщина - это самодеятельные и нелегитимные аналоги телесных наказаний, нелегальные, криминальные практики и техники подавления более сильным более слабого3.
А.Ю. Солнышков пишет, что в армии имеют место незаконные социальные практики, которые деформируют неформальные отношения между военными-краткосрочника-ми, значительно снижают эффективность управленческого взаимодействия в воинских подразделениях. Они негативно влияют на престиж воинской службы, деструктивно влияют на физическое, психологическое и социальное состояние солдат и трудно поддаются социальной коррекции. В официальных документах подобные практики обычно именует-
1 Хоружая С.В. Смысловая сфера культуры: модусы кризисного развития. Автореф. дисс. ...д-ра филос. наук. Ростов-н/Д., 2008.
2 Обухов Д.В. Потенциал политического менеджмента в конкурентной среде современного российского общества. Ростов-н/Д.: СКНЦ ВШ, 2011, с. 83-84.
3 Королев С.А. Модернизация и демодернизация в российской истории // Философия и культура. 2009. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://sergei-korolev.sitecity.ru/
ся «неуставными отношениями», а неофициальное их название - «дедовщина»1.
Архаизация проявляется и в практиках принудительного (рабского) труда. Говоря о формах и видах принудительного труда, обычно говорят о физическом насилии или угрозе насилия (включая сексуальное); об ограничении свободы передвижения работников; об изъятии и удержании документов; о долговой кабале (предъявление долга за кредит); о психологическом насилии: шантаж и т.п.; об удержании заработной платы до окончания работ; о манипулировании работником и т.п.
Экспертами фиксируется распространение особо циничных форм принуждения к труду. Все это имеет место в контексте таких новых для России явлений, как нелегальная миграция, рост асоциальных элементов и маргинальных групп (проститутки, бомжи, беспризорные дети, нищие, безработные, больные, алкоголики), распространение криминальных практик манипулирования людьми сверхэксплуатации2.
По оценкам Е.В. Самойлова, важным фактором, «провоцирующим» возникновение капиталиста архаического типа, является сфера «наноэкономики». Именно особенности поведения в этой сфере и определяют специфику российской экономики на современном этапе как своеобразной «экономики физических лиц», в которой интересы руководителей различных рангов, обусловленные их институциональным положением, играют подчинённую роль по отношению к их собственным интересам как физических лиц. Причем в условиях процессов архаизации культуры, несформировав-шейся базовой системы ценностей и идеалов, ориентации на индивидуализм и ситуативный моральный выбор «запретительная» функция культуры ослабевает, что ведет к
3
негативным последствиям .
1 Солнышков А.Ю. Неформальные отношения военнослужащих, проходящих службу по призыву, в ситуации управленческого взаимодействия. Авто-реф. дисс. ...канд. социолог наук. М., 2008.
2 Принудительный труд в современной России. Нерегулируемая миграция и торговля людьми. М., 2004, с. 96.
3 Самойлов Е.В. Культурные запреты как фактор экономической деятельности. Автореф. дисс. .д-ра. филос. наук. Ростов-н/Д., 2004.