ПРОЦЕССЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ПРОЦЕССУ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
В.В. Глебов
Экологический факультет Российский университет дружбы народов Подольское ш., 8/5, Москва, Россия, 113093
Важность поиска новых подходов к проблеме академической адаптации иностранных студентов в вузе в период интеграции российского образования в систему мирового образовательного движения заставляет активно использовать различные информационные технологии и инновационные методики. В статье рассматриваются возможности информационных технологий и инновационных методик в процессе академической адаптации иностранных студентов на примере РУДН.
Ключевые слова: информационные технологии, инновационные методики, академическая адаптация, иностранные студенты, интеграция, вузовское образование, электронные учебники, профессиональное образование.
Глобальные процессы и активная интернационализация российского образования обуславливают необходимость введения существенных изменений в системе подготовки высшего профессионального образования для иностранных учащихся [2].
Адаптационные процессы затрагивают все уровни и сферы жизнедеятельности (психосоциальный, психофизиологический, культуральный) иностранных студентов, обучающихся в вузах России. Безусловно, эффективность учебного процесса будет тесным образом связана с уровнем адаптированности иностранных учащихся, которая зависит как от готовности иностранного студента, его мотивации, так и от комплекса условий, предоставляемых вузом.
Адаптация иностранных учащихся к новой среде обитания (био-, социокультурной) изучается при междисциплинарном подходе, включающем различные аспекты — философию, педагогику, культурологию, экологическую и этническую психологию, физиологию и т.д.
В сфере образовательных услуг любая страна имеет свою специфику, что зачастую является препятствием для скорого погружения иностранных учащихся в учебный процесс российского вуза. Адаптация иностранных студентов к новым методам и формам академического образования является важным процессом, поскольку определяет эффективность учебного процесса [2].
Под академической адаптацией понимается комплексность процессов адаптации обучающегося к новой для него образовательной среде, педагогической системе. Успешность академической адаптации означает приспособление иностранных учащихся к специфике организации учебного процесса в российском вузе, методам и формам обучения, процессу усвоения большого объема знаний, анализа и синтеза учебного материала [4].
Для иностранных студентов, приезжающих в Россию для получения образования, первой серьезной проблемой является овладение русским языком в объеме,
Глебов В.В. Процессы академической адаптации иностранных студентов.
необходимом для обучения на основных курсах вуза в соответствии с выбранной специальностью. Поэтому академическая адаптация является процессом сложным, она состоит из нескольких аспектов приспособления в жизни каждого иностранного учащегося [4].
Лингвистическая адаптация является естественным барьером между разными этносами, преодоление которого является первым шагом к успешному обучению.
Дидактическая адаптация — приспособляемость к новым педагогическим методикам и формам обучения.
Культурная адаптация — приспособляемость к меняющимся природно-гео-графическим и историческим (социальным) условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни и элементов картин мира, способов жизнеобеспечения, направлений и технологий деятельности, а также номенклатуры ее продуктов, механизмов коммуницирования и трансляции социального опыта и т.п. [3].
Помимо перечисленных аспектов адаптации большую проблему для иностранных учащихся представляет отсутствие навыков самостоятельной работы. Студенты не умеют пользоваться библиотекой, работать с источниками, составлять конспекты и тезисные планы по общенаучным дисциплинам. Значительно облегчить процесс самообразования помогает внедрение информационных технологий в образовательную систему [5].
Рассмотрим наиболее хорошо зарекомендовавшие себя программные средства учебного назначения, которые наиболее широко используются в системе образования.
Программные средства учебного назначения на современном этапе включают в себя электронные учебники; электронные лекции; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; учебно-методические комплексы; программно-методические комплексы [1].
В РУДН создание учебно-методических комплексов (УМК) в виде электронных учебников позволило шире использовать их в учебном процессе. Данный вид учебного пособия представляет собой автоматизированную обучающую систему, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать учебник для самостоятельного получения и контроля знаний. В процессе обучения иностранных студентов в высшей школе России методика использования электронного учебника имеет свои преимущества перед работой с традиционным учебником [5]. Во-первых, электронный учебник обладает интерактивными ссылками, дающими возможность студенту, не затрачивая много времени на поиски нужной информации, получить доступ к той или иной ссылке и ознакомиться с ее содержанием.
Во-вторых, наличие системы самопроверки знаний позволяет оценить приобретенные знания.
В-третьих, для успешной адаптации иностранных учащихся к учебной деятельности в электронных учебниках используются онлайн словари или онлайн пе-
Вестник РУДН, серия Экология и безопасность жизнедеятельности, 2012, № 5
реводчики, что позволяет студенту перевести непонятный термин на английский язык. Общеизвестно, что именно языковой барьер зачастую является препятствием в освоении профессиональной лексики.
Таким образом, можно сделать выводы об эффективности использования информационных (компьютерных) технологий в процессе обучения иностранных студентов в вузах России, которые позволяют:
— применять инновационные технологии, включенные в образовательный процесс иностранных студентов с позиции обучения навыкам самостоятельной работы, что способствует успешной академической адаптации при обучении в вузе;
— использовать электронные учебники (учебно-методические комплексы), что позволяет успешно включать иностранных студентов в учебный процесс;
— проводить мониторинг качества образования иностранных учащихся на каждом этапе обучения благодаря внедрению новых информационных технологий в образовательный процесс;
— разрабатывать новые образовательные технологии, базирующиеся на применении компьютеров и использовании информационных ресурсов, что позволяет обеспечить практическую реализацию учебной деятельности иностранных студентов с позиции активного творческо-познавательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Башмаков А.И., Старых В.А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. — М.: Европейский центр по качеству, 2003.
[2] Коларькова О.Г., Повшедная Ф.В. Адаптационный аспект профессионального самоопределения студентов-иностранцев в условиях педагогического вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2008. — № 3. — С. 111—115.
[3] Культурология ХХ век. Энциклопедия. — М., 1996.
[3] Никифоров В.И., Сурыгин А.И. Теория и практика высшего профессионального образования. Термины, понятия и определения. — СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2009.
[4] Сазонова З.С., Матвеева Е.В. Информационно-образовательное пространство новой педагогики // Высшее образование в России. — 2011. — № 2. — С. 98—103.
PROCESSES OF THE ACADEMIC ADAPTATION FOREIGN STUDENTS TO HIGH SCHOOL FORMATION OF RUSSIA
V.V. Glebov
Ecological Department Peoples' Friendship University of Russia
Podolskoe shosse, 8/5, Moscow, Russia, 113093
Importance of search of new approaches to a problem of the academic adaptation of foreign students in higher education institution in integration of Russian education into system of world educational movement forces to use actively various information technologies and innovative techniques. In article it is considered possibilities of information technologies and innovative techniques in the course of the academic adaptation of foreign students on PFUR example.
Key words: information technologies, innovative techniques, academic adaptation, foreign students, integration, high school education, electronic textbooks, professional education.