DOI 10.47643/1815-1337_2022_1_391 УДК 340.5, 342.9, 347.9
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О ПРИЗНАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ЭКСТРЕМИСТСКИМИ PROCEDURAL ORDER OF CONSIDERATION OF CASES ON THE RECOGNITION OF INFORMATION MATERIALS AS EXTREMIST
ОГНЕВА Ксения Олеговна,
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры гражданского и административного судопроизводства Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 123001, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9. E-mail: samadha@yandex.ru;
OGNEVA Ksenia Olegovna,
Candidate of Legal Sciences, Lecturer of the Department of Civil and Administrative Proceedings Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSLA). 123001, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str., 9. E-mail: samadha@yandex.ru
Краткая аннотация: Статья посвящена процессуальным аспектам рассмотрения дел о признании информационных материалов экстремистскими. В статье анализируются положения нормативных правовых актов, посвященных данной теме, раскрывается процессуальный порядок рассмотрения административных дел данной категории.
Abstract: The article is devoted to the procedural aspects of the consideration of cases on the recognition of information materials as extremist. The article analyzes the provisions of normative legal acts devoted to this topic, reveals the procedural procedure for considering administrative cases of this category.
Ключевые слова: экстремизм, признание материалов экстремистскими, административное судопроизводство, сеть «Интернет».
Keywords: extremism, recognition of materials as extremist, administrative proceedings, the Internet.
Дата направления статьи в редакцию: 15.11.2021
Дата публикации: 31.01.2022
Впервые понятие «экстремизм» в российском праве в качестве юридического термина появилось в связи с подписанием и ратификацией Шанхайской конвенции от 15 июня 2001 г. «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». Согласно данной Конвенции экстремизм определяется как «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них».
Согласно статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистская деятельность (экстремизм) включает в себя: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иную террористическую деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (пункт «е» части 1 статьи 63 УК РФ); пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в законе и являющихся преступлением; организация и подготовка таких деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование названных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публика-
ции, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в КАС введена новая глава, посвященная рассмотрению административных дел о признании информационных материалов экстремистскими.
Как показывает анализ судебной практики, до принятия данных норм большинство дел о признании информационных материалов экстремистскими рассматривалось судами по общим правилам особого производства либо в порядке производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
В судебной практике и научной литературе выявлены юридические особенности дел о признании судом информационных материалов экстремистскими:
1) в рамках таких дел устанавливается правовой статус (правовое состояние) информационного материала;
2) правовой статус информационного материала может иметь юридическое значение в будущем, в том числе не только для привлечения лиц к ответственности за распространение, производство или хранение соответствующего информационного материала, но и для изъятия, дальнейшего предотвращения распространения материала иными лицами;
3) предметом судебной защиты является публичный интерес, а именно интерес в охране государства и общества от проявлений экстремистской деятельности;
4) рассмотрение дела может инициироваться только государственным органом;
5) признание информационных материалов экстремистскими одновременно является установлением факта совершения их автором экстремистской деятельности, констатацией противоправности действий автора (согласно ст. 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»);
6) признание материалов экстремистскими является публично-правовой мерой, применяемой одновременно с другой публично-правовой мерой - конфискацией как санкцией к правонарушителю (ч. 3 ст. 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»).
На территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
С учетом этого, признание материалов экстремистскими является одним из случаев признания информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Данные дела направлены на фиксацию определенного факта, затрагивающего публичные интересы и отношения, с целью последующего привлечение лиц к ответственности за распространение, производство или хранение экстремистских материалов, а также их включение в федеральный список экстремистских материалов.
Согласно статье 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» и статье 265.6 КАС административное исковое заявление о признании информационных материалов экстремистскими может быть подано в районный суд по месту обнаружения, распространения данных материалов или по адресу организации, осуществляющей их производство.
Возбуждение дела в суде инициируется на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.
Административное исковое заявление о признании экстремистскими материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также иное административное исковое заявление о признании информационных материалов экстремистскими подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
Данное заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом копии административного искового заявления и приложенных к нему документов могут быть направлены лицу, участвующему в деле, обладающему государственными или иными публичными полномочиями, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В административном исковом заявлении о признании материалов экстремистскими должны содержаться следующие сведения:
1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;
3) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет»,
содержащих экстремистские материалы (при подаче административного искового заявления о признании размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» материалов экстремистскими);
4) обоснование доводов об отнесении материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», к экстремистским с указанием соответствующих норм права;
5) в случае, если доступ к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», ограничен, сведения, необходимые для получения доступа суда к такой информации;
6) сведения о соблюдении досудебного порядка признания материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», экстремистскими в случае, если такой порядок установлен законом;
7) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
К административному исковому заявлению о признании материалов экстремистскими прилагаются:
1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.
В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора;
2) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования;
3) доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, если административное исковое заявление подано представителем;
4) документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом;
5) к такому административному исковому заявлению также прилагаются письменные доказательства, в том числе документы и материалы, выполненные в форме цифровой и графической записи, полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, содержащие соответствующую информацию, или их копии.
Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению о признании материалов экстремистскими могут быть представлены в суд в электронной форме.
При подготовке административного дела к судебному разбирательству судья определяет круг лиц, участвующих в деле, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение. В случае выявления таких лиц суд привлекает их к участию в деле, извещает о времени и месте судебного заседания.
В случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информационных материалов экстремистскими, суд привлекает его к участию в деле в качестве административного ответчика.
Извещение о времени и месте рассмотрения административного дела о признании информационных материалов экстремистскими не позднее десяти дней до дня проведения судебного заседания размещается на интернет-портале Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» в порядке, установленном Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
Если лицо, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информационных материалов экстремистскими, не установлено, к участию в рассмотрении административного дела привлекается Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации для дачи заключения по административному делу.
После возбуждения производства по административному делу о признании информационных материалов экстремистскими судья вправе принять меры предварительной защиты в виде ограничения доступа к данным материалам. Указанные и иные предусмотренные федеральным законом меры могут быть приняты судьей по заявлению лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе.
Административное исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством.
Решение по делу о признании материалов экстремистскими должно соответствовать общим требования статьи 180 КАС и содержать в себе вводную, мотивировочную и резолютивную части.
В резолютивной части решения помимо сведений об удовлетворении или об отказе в удовлетворении административного иска должно содержаться указание на порядок распределения судебных расходов.
Особенностью взыскания судебных расходов по данной категории дел является то, что в случае неустановления лица, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информационных материалов экстремистскими, судебные расходы, понесенные в связи с рассмотрением административного дела о признании информационных материалов экстремистскими, относятся на лиц, которые их понесли, и не подлежат распределению судом.
В случае удовлетворения административных исковых требований по данной категории дел суд разрешает одновременно два вопроса:
- о признании информационных материалов экстремистскими;
- о конфискации таких материалов.
В резолютивной части такого решения указываются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информационных материалов экстремистскими подлежит немедленному исполнению.
Копия вступившего в законную силу решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется судом в трехдневный срок в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, общественных объединений и религиозных организаций, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, иным лицам, участвующим в деле.
Федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими в течение тридцати дней вносит их в федеральный список экстремистских материалов.
Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке.
Библиогра фия:
1. Аргунов А.В. В поисках надлежащей процедуры рассмотрения дел о признании информационных материалов экстремистскими // Вестник гражданского процесса. 2015. № 6. С. 23 - 41.
2. Бывальцева С.Г., Макарова Н.Г. Анализ законопроекта о внесении изменений в КАС РФ, касающихся порядка рассмотрения заявлений прокурора о признании запрещенной информации, распространяемой посредством сети Интернет // Административное право и процесс. 2019. N 4. С. 40 - 44.
3. Сигарев А.В. Законодательство о противодействии экстремизму: требуется не либерализация, а модернизация // Российская юстиция. 2021. № 1. С. 55 -
57.
4. Шкобенева Г.В. Практика рассмотрения гражданских дел о признании информационных материалов экстремистскими: процессуальные особенности // Судья. 2015. № 4. С. 54 - 56.
5. Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консуль-
тантПлюс».
6. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».
7. Шанхайская конвенция от 15 июня 2001 г. «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» // СПС «КонсультантПлюс».
References (transliterated):
1. Argunov A.V. V poiskah nadlezhashchej procedury rassmotreniya del o priznanii informacionnyh materialov ekstremistskimi // Vestnik grazhdanskogo processa. 2015. № 6. S. 23 - 41.
2. Byval'ceva S.G., Makarova N.G. Analiz zakonoproekta o vnesenii izmenenij v KAS RF, kasayushchihsya poryadka rassmotreniya zayavlenij prokurora o priznanii zapreshchennoj informacii, rasprostranyaemoj posredstvom seti Internet // Administrativnoe pravo i process. 2019. N 4. S. 40 - 44.
3. Sigarev A.V. Zakonodatel'stvo o protivodejstvii ekstremizmu: trebuetsya ne liberalizaciya, a modern izaciya // Rossijskaya yusticiya. 2021. № 1. S. 55 - 57.
4. SHkobeneva G.V. Praktika rassmotreniya grazhdanskih del o priznanii informacionnyh materialov ekstremistskimi: processual'nye osobennosti // Sud'ya. 2015. № 4.
S. 54 - 56.
5. Federal'nyj zakon ot 28 noyabrya 2018 g. № 451 -FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'-tantPlyus».
6. Federal'nyj zakon ot 25 iyulya 2002 g. № 114-FZ «O protivodejstvii ekstremistskoj deyatel'nosti» // SPS «Konsul'tantPlyus».
7. SHanhajskaya konvenciya ot 15 iyunya 2001 g. «O bor'be s terrorizmom, separatizmom i ekstremizmom» // SPS «Konsul'tantPlyus».