Научная статья на тему 'Процессуальные особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных актов, действий (бездействий) должностных лиц налоговых органов'

Процессуальные особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных актов, действий (бездействий) должностных лиц налоговых органов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
оспаривание / налоговый орган / должностное лицо / нормативный акт / действие (бездействие) / challenge / tax authority / official / normative act / action (inaction)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захар Магомедович Пирбудагов

В настоящей статье предпринята попытка теоретико-правового осмысления правового регулирования вопросов по оспариванию решений налоговых органов. Методологической основой послужили юридико-правовой, сравнительно-правовой, и общенаучные методы познания (методы анализа, логики и др.). Осуществлен анализ нормативных актов, юридической литературы и судебной практики относительно природы рассмотрения дел об оспаривании актов, действий (бездействий) должностных лиц налоговых органов. Автором Высказано суждение о необходимости повышения налоговой культуры участников налоговых отношений и законодательной техники, что способствовало бы достижению соответствия между духом закона (пониманием, сущности, цели и задач) и буквой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Procedural features of consideration of cases contesting regulative acts, actions (inactions) of tax officials

This article attempts to provide a theoretical and legal understanding of the legal regulation of issues related to challenging decisions of tax authorities. The methodological basis was legal, comparative legal, and general scientific methods of cognition (methods of analysis, logic, etc.). An analysis of regulations, legal literature and judicial practice regarding the nature of consideration of cases challenging acts, actions (inactions) of tax authorities was carried out. The author expressed a judgment about the need to improve the tax culture of participants in tax relations and legislative technology, which would help achieve compliance between the spirit of the law (understanding, essence, goals and objectives) and the letter.

Текст научной работы на тему «Процессуальные особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных актов, действий (бездействий) должностных лиц налоговых органов»

Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 158—160. State service and personnel. 2023;(5): 1 58 — 1 60.

Научная статья

УДК 34.09 ББК 67.410.1

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-158-160 NIION: 2012-0061-05/23-286

EDN: https://elibrary.ru/JNQDXR MOSURED: 77/27-008-2023-05-486

Процессуальные особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных актов, действий (бездействий) должностных лиц налоговых органов

Захар Магомедович Пирбудагов

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, zakharp@mail.ru

Аннотация. В настоящей статье предпринята попытка теоретико-правового осмысления правового регулирования вопросов по оспариванию решений налоговых органов. Методологической основой послужили юридико-правовой, сравнительно-правовой, и общенаучные методы познания (методы анализа, логики и др.). Осуществлен анализ нормативных актов, юридической литературы и судебной практики относительно природы рассмотрения дел об оспаривании актов, действий (бездействий) должностных лиц налоговых органов. Автором Высказано суждение о необходимости повышения налоговой культуры участников налоговых отношений и законодательной техники, что способствовало бы достижению соответствия между духом закона (пониманием, сущности, цели и задач) и буквой.

Ключевые слова: оспаривание, налоговый орган, должностное лицо, нормативный акт, действие (бездействие) Для цитирования: Пирбудагов 3. М. Процессуальные особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных актов, действий (бездействий) должностных лиц налоговых органов // Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 158—160. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-158-160 EDN: https://elibrary.ru/JNQDXR

Original article

Procedural features of consideration of cases contesting regulative acts, actions (inactions) of tax officials

Zahar M. Pirbudagov

Dagestan State University, Makhachkala, Russia, zakharp@mail.ru

Abstract. This article attempts to provide a theoretical and legal understanding of the legal regulation of issues related to challenging decisions of tax authorities. The methodological basis was legal, comparative legal, and general scientific methods of cognition (methods of analysis, logic, etc.). An analysis of regulations, legal literature and judicial practice regarding the nature of consideration of cases challenging acts, actions (inactions) of tax authorities was carried out. The author expressed a judgment about the need to improve the tax culture of participants in tax relations and legislative technology, which would help achieve compliance between the spirit of the law (understanding, essence, goals and objectives) and the letter.

Keywords: challenge, tax authority, official, normative act, action (inaction)

For citation: Pirbudagov Z. M. Procedural features of consideration of cases contesting regulative acts, actions (inactions) of tax officials // State service and personnel. 2023. (5):158—160. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-158-160 EDN: https://elibrary.ru/JNQDXR

Налоговое право, являясь публичной отраслью права, стоит на страже публичных ин-шЛш ^ктересов. Во главе угла налогово-правово-го регулирования — защита интересов бюджета в пополнении доходами за счет налогов, сборов и иных обязательных платежей. Вместе с тем при© Пирбудагов З.М., 2023

оритет публичных интересов в налогово-право-вом регулировании не означает непризнание частных интересов налогоплательщиков и отрицание права на их защиту различными способами. Баланс публичных и частных интересов в налоговой сфере достигается, в том числе за счет применения налогоплательщиками различных способов защиты своих прав и интересов.

№ 5/2023

Частноправовые (цивилистические) науки

Конституцией Российской Федерации гарантируется право каждого «защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Данное право является неотъемлемым, и возможность его реализации не должна зависеть от отраслевого регулирования. Правоведами справедливо отмечается, что повышение роли налоговых платежей и их развитие обусловили бурное развитие налогового законодательства и необходимость выработки особых правовых механизмов государственной защиты интересов и прав налогоплательщиков и плательщиков сборов.

Анализ действующего законодательства о налогах и сборах позволяет выявить, что формально налогоплательщики наделены возможностями применения разнообразных мер для восстановления их прав как в юрисдикционной, так и неюрис-дикционной формах. При этом обращает на себя внимание, что, как правило, защита прав налогоплательщиков в юридической литературе сводится только к обжалованию актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Вместе с тем неюрисдикционная форма защиты — защита права самостоятельными действиями уп-равомоченного лица без обращения к уполномоченным органам — также возможна к применению в налогово-правовой сфере. [4, 242 с.]

Подпунктом 11 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) закреплено право налогоплательщика не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам. Несомненно, данное право ограничено публичной природой налоговой обязанности, следствием которой является возложение бремени доказывания правомерности действий на налогоплательщика. Правом невыполнения неправомерных требований стоит пользоваться, если требование налогового органа заведомо неправомерно, поскольку невыполнение законных требований (незаконных только с точки зрения налогоплательщика) чревато негативными последствиями. Из примеров заведомо неправомерных требований налоговых органов можно отметить такие как требование доступа на территорию налогоплательщика вне рамок налоговой проверки и без предъявления документов, предусмотренных статьей 91 НК РФ; требование о предоставлении документов налогового учета, датированных ранее пяти лет назад; и др. В иных случаях необходимо пользоваться юрисдикционными формами защиты прав.

Чаще налогоплательщики используют юрис-дикционную форму защиты прав. Статья 22 НК РФ гарантирует налогоплательщикам административную и судебную защиту их прав и законных интересов. Законодательство Российской Федера-

ции о налогах и сборах предусматривает обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц как в административном (в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу), так и в судебном порядке.

Несомненно, наибольшие гарантии защиты нарушенных прав предоставляет судебный порядок, однако его применение налогоплательщиками существенным образом ограничено нормами НК РФ. Согласно пункту 2 статьи 138 НК РФ по общему правилу все акты налоговых органов ненормативного характера, а также действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган, т, е. установлена обязательная административная преюдиция. Единственное исключение, когда налогоплательщик может обратиться в суд, не имея на руках решение вышестоящего налогового органа по жалобе, — непринятие решения в установленные НК РФ сроки. В таком случае доказательством факта соблюдения преюдиции будет жалоба, поданная налогоплательщиком. И, конечно, напрямую в суд обжалуются решения Федеральной налоговой службы.

При наличии несомненных плюсов административного обжалования — сокращенных сроков, упрощенной процедуры (в сравнении с судебной) и отсутствием государственной пошлины — налогоплательщикам приходится решать множество вопросов, прежде всего, связанных с недостатками административных процедур, которые прописаны НК РФ схематично. [5, 455 с.]

В соответствии со ст. 142 НК РФ жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействия их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве и иными федеральными законами.

Анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие группы обязанностей сторон налогового спора:

1. Обязанности на стадии обращения в суд, которые касаются: соблюдение формы, содержания и сроков заявления; правил подсудности. К особенностям этой группы обязанностей относится то, что для субъектов публичных полномочий, к которым относятся налоговые органы, по разным составам установлен разный срок обращения в суд с иском. Он может быть восстановлен судом, как и прочие процессуальные сроки (ч. 1 ст. 107 ГПК РФ, ч. 1 ст. 92 КАС РФ, ч. 1 ст. 117 АПК РФ) при наличии уважительных причин пропуска (ч. 1 ст. 112 ГПК РФ, ч. 1 ст. 95 КАС РФ, ч. 2 ст. 117 АПК РФ).

№ 5/2023

Для налогоплательщиков устанавливается трехмесячный срок обращения в суд со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов (ст. 219 КАС РФ, ст. 198 АПК РФ). Кроме того, необходимо строго соблюдать требования к форме, а также к содержанию заявления, установленные ч .1 ст. 126 КАС РФ ист. ст. 125, 126, 199 АПК РФ. Другими словами, возможность обращения в суд — это право субъекта, однако для того чтобы он смог это право в надлежащее образом реализовать, без каких-то осложнений и дополнительных действий, заявитель должен четко выполнить установленные законом формальные требования по такой процедуре. Невыполнение этих обязанностей дает суду законные основания для оставления заявления без рассмотрения, его возвращения заявителю. Это, конечно, не лишает субъекта (налогоплательщика или контролирующий орган) возможности реализовать свое право на обращение в суд за решением спора. [6, 1281 с.]

2. Обязанности по добросовестному пользованию своими процессуальными правами и поведение в судебном процессе. Закон требует от сторон спора проявлять уважение к суду и к другим участникам судебного процесса (ст. 45 КАС РФ и ст. 154 АПК РФ). Также в нем закреплено, что участники судебного процесса и их представители должны добросовестно пользоваться процессуальными правами. Злоупотребление процессуальными правами не допускается. Однако, необходимо отметить, что официального определения понятия «злоупотребление процессуальными правами» действующее законодательство, в частности КАС РФ, не содержит. Кроме того, перечень действий, закрепленных в КАС РФ, и которые судом могут быть расценены как означенное злоупотребление, не является исключительным. Следовательно, формируется не совсем четкая обязанность участников судебного процесса, оценка исполнения которой напрямую зависит от усмотрения судьи (суда). В связи с этим, необходимо определить на законодательном уровне не только приблизительный перечень действий, которые считаются «злоупотреблением процессуальными правами», а круг критериев, которыми должен руководствоваться суд, оценивая такое поведение, а именно: затягивание процесса; введение суда в заблуждение относительно тех, или иных обстоятельств дела; препятствование получению доказательств и тому подобное.

В заключение стоит отметить, что обеспечение должного уровня защиты прав налогоплательщиков достигается не сколько закреплением основных прав, сколько регламентацией гарантий их реализации, к которым нужно отнести и закрепление обязанностей налоговых органов, и детальное урегулирование административных процедур.

Список источников

1. Валашвили А.С. Совершенствование налогового законодательства в части предотвращения спорных ситуаций в налоговой сфере // Форум молодых ученых. 2023. № (85). С. 30—37.

2. Васильева Н.В. Способы защиты прав налогоплательщиков: проблемы налогово-правовой регламентации // Академический юридический журнал. 2023. Т. 24. № 3 (93). С. 332—336.

3. Карпова Е.Р. Проблема оспаривания решений налоговых органов, связанная с реализацией права на обжалование // Научные исследования XXI века. 2022. № 6 (20). С. 241—248.

4. Прокопенко АА. Проблемы защиты некоторых прав налогоплательщиков // Российская наука в современном мире. М, 2023. С. 454—456.

5. Якубова Л.Ф. Проблема ограничения срока обжалования налогоплательщиком ненормативного акта, действия (бездействия) налогового органа // Вопросы судебной деятельности и правоприменения в современных условиях. Симферополь, 2023. С. 1278—1384.

References

1. Valashvili A.S. Improving tax legislation in terms of preventing controversial situations in the tax sphere // Forum of young scientists. 2023. No. (85). P. 30—37.

2. Vasilyeva N.V. Methods of protecting the rights of taxpayers: problems of tax and legal regulation // Academic Legal Journal. 2023. T. 24. No. 3 (93). P. 332—336.

3. Karpova E.R. The problem of challenging decisions of tax authorities related to the exercise of the right to appeal // Scientific research of the XXI century. 2022. No. 6 (20). P. 241—248.

4. Prokopenko A.A. Problems of protecting certain rights of taxpayers // Russian science in the modern world. M, 2023. P. 454—456.

5. Yakubova L.F. The problem of limiting the period for a taxpayer to appeal a non-normative act, action (inaction) of the tax authority // Issues of judicial activity and law enforcement in modern conditions. Simferopol, 2023. P. 1278—1384.

Информация об авторе

З.М. Пирбудагов — Магистрант Юридического Института Дагестанского государственного университета.

Information about the author Z.M. Pirbudagov — Master's student at the Law Institute of Dagestan State University.

Статья поступила в редакцию 24.11.2023; одобрена после рецензирования 27.1 1.2023; принята к публикации 28.11.2023. The article was submitted 24.11.2023; approved after reviewing 27.1 1.2023; accepted for publication 28.11.2023.

№ 5/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.