УДК 343.121
Процессуальные меры безопасности, применяемые в отношении лица, заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве
Федосеева Елена Леонидовна,
старший преподаватель кафедры уголовного процесса Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук
e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены меры безопасности процессуального характера, применяемые к лицу, заключившему досудебное соглашение о сотрудничестве.
Ключевые слова: меры безопасности; государственная защита участников уголовного судопроизводства; досудебное соглашение о сотрудничестве; обвиняемый; уголовное дело.
Procedural security measures in respect of a person who signed pre-trial
cooperation agreement
Fedoseeva Elena Leonidovna,
Senior lecturer of the Department of Griminal Рrocess of the Ural Law Institute of the
Ministry of the Interior Affairs of the Russian Federation, Candidate of juridical sciences
The article discusses the security measures of the procedural character applied to the person who signed pre-trial cooperation agreement.
Key words: the security measures of the state protection of participants of criminal proceedings; pre-trial cooperation agreement; the defendant in a criminal case.
Некоторые особенности производства по уголовным делам в отношении подозреваемого (обвиняемого), с которым заключено соглашение о сотрудничестве, связаны с обеспечением его безопасности.
В частности, при необходимости защиты лица, заключившего досудебное соглашение, и его близких могут применяться меры, предусмотренные ст. 11 и п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ. Кроме того, на такое лицо распространяются все меры государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, предусмотренные федеральным законодательством1. А это значит, что должностные лица в пределах своей компетенции вправе применить меры безопасности, которые можно отнести к группе процессуальных мер.
Рассмотрим процессуальные меры безопасности, применение которых возможно в отношении лица, заключившего досудебное соглашение.
Одной из таких мер является право следователя на основании п. 4 ч. 1 ст. 154 УПК РФ выделить в отдельное
1 Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 34. Ст. 3534.
производство дело в отношении подозреваемого или обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве.
Следователи Главного следственного управления при ГУ МВД России по Свердловской области основную цель выделения уголовного дела, по которому заключено соглашение, видят в реализации задач правового института, а также в обеспечении конфиденциальности и безопасности такого подозреваемого, обвиняемого2. Данное мнение не случайно и подтверждается нормами уголовно-процессуального законодательства, предусматривающего необходимость выяснения прокурором при вынесении представления, а потом и судом степени угрозы личной безопасности, которой подвергались обвиняемый в результате сотрудничества со следствием и его родственники (ст. 317.5 УПК РФ).
Часто о выделении уголовного дела в отдельное производство, ссылаясь на необходимость обеспечения их безопасности, ходатайствуют и сами обвиняемые либо их защитники.
2 Анкетирование следователей Главного следственного управления ГУ МВД России по Свердловской области //Архив автора.
№ 4 • 2016
В случае возникновения угрозы безопасности подозреваемого (обвиняемого) материалы уголовного дела, идентифицирующие его личность, могут быть изъяты из основного дела и приобщены к выделенному делу. Процессуально это обеспечивается постановлением следователя о хранении документов, указанных в ч. 2 ст. 317.4 УПК РФ и относящихся к досудебному соглашению, в опечатанном конверте, что является еще одной гарантией обеспечения безопасности лица, его заключившего. По смыслу ст. 317.4 УПК РФ такое постановление выносится независимо от того, выделено уголовное дело или нет. Следователь, оценив степень угрозы безопасности подозреваемого, обвиняемого или его родственников, должен не только «засекретить» соответствующие материалы, но и обязательно принять решение о выделении дела в отдельное производство. При этом постановление о выделении дела приобщается к тому делу, из которого оно выделено. Однако в этом случае меры по обеспечению безопасности неэффективны, поскольку данный процессуальный документ раскрывает сведения о личности лица, желающего сотрудничать со следствием. Следовательно, постановление о выделении уголовного дела в отношении подозреваемого, обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение, следует хранить в основном деле в опечатанном конверте, добавив его к перечню документов, перечисленных в ч. 2 ст. 317.4 УПК РФ.
Такие меры безопасности, как выделение уголовного дела в отдельное производство и принятие решения о хранении документов в опечатанном конверте, не являются исчерпывающими, потому что не всегда в полной мере гарантируют безопасность лица, заключившего досудебное соглашение, его родственников и близких лиц.
Следствие также может не приводить данные о личности потерпевшего, его представителя или свидетеля в протоколе следственного действия, в котором они участвуют, указывая только их псевдоним и «вымышленную» подпись. В случаях, не терпящих отлагательства, следственное действие может производиться на основании постановления следователя о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия без получения согласия руководителя следственного органа. Однако следователь при появлении реальной возможности должен передать данное постановление его начальнику для проверки законности и обоснованности (ч. 9 ст. 166 УПК РФ).
Следующие две процессуальные меры безопасности связаны с проведением таких следственных действий, как контроль и запись телефонных и иных переговоров и предъявление лица для опознания. Проведение первого допускается по письменному заявлению лица, заключившего досудебное соглашение при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в его адрес, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения (ч. 2 ст. 186 УПК РФ).
Следственное действие «предъявление лица для опознания» может проводиться в условиях, исключаю-
щих визуальное наблюдение опознающего (например лица, заключившего соглашение о сотрудничестве) опознаваемым (ч. 8 ст. 193 УПК РФ).
К процессуальным мерам безопасности, возможным в судебном производстве, следует отнести в первую очередь закрытое судебное разбирательство, которое допускается в случае, если этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства и их близких (п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ). По этому поводу некоторые авторы справедливо высказываются о том, что удостоверение судом соблюдения подсудимым условий и обязательств по досудебному соглашению может привести к снижению эффективности применяемых мер безопасности, поскольку в ходе судебного заседания предполагается открытое исследование характера и пределов содействия подсудимого следствию (ч. 4 ст. 317.7 УПК РФ)1.
Поэтому представляется верным разъяснять данное требование закона подозреваемому (обвиняемому) до заключения с ним соглашения о сотрудничестве, а разбирательство по существу дела проводить только в закрытом судебном заседании, для чего необходимо закрепить данное положение в нормах гл. 40.1 УПК РФ.
Также в ходе судебного следствия суд при необходимости обеспечения безопасности лица, заключившего соглашение, вправе провести его допрос без оглашения подлинных данных его личности и в условиях, исключающих визуальное наблюдение другими участниками судебного разбирательства.
С учетом развития технических возможностей современного государства и потребностей правоприменителей нельзя не добавить к названному списку новые процессуальные меры, направленные на обеспечение безопасности участников процесса.
Например, вполне целесообразно использовать систему видеоконференц-связи как новое средство получения доказательств и обеспечения защиты нуждающихся в этом лиц в уголовном судопроизводстве России. Причем в настоящее время использование видеоконференц-связи достаточно актуально. Данная мера призвана обезопасить личность субъекта уголовного процесса, поскольку при ее применении желающим оказать на него давление будет сложнее определить местонахождение и личность лица, заключившего соглашение.
Для работников следственных и судебных органов возможность использования видеоконференц-связи в ходе уголовного судопроизводства видится необходимой и очень важной. В первую очередь это сокращение сроков предварительного расследования и судебного следствия (соблюдение требований ст. 6.1 УПК РФ), уменьшение финансовых, организационных и процессуальных затрат на обеспечение процесса расследования (соблюдение принципа процессуальной экономии).
Учитывая актуальность данной меры безопасности, необходимо включить ее в перечень норм, предусмо-
1 См.: Зуев С. В. Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве // Российская юстиция. 2009. № 8. С. 54.
тренных ч. 3 ст. 11 УПК РФ, обеспечивающих государственную защиту участников уголовного судопроизводства процессуальным способом.
Решение о выборе мер государственной защиты в отношении лица, заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве, принимает следователь, в производстве которого находится уголовное дело.
Процессуально применение мер безопасности обеспечивается обязанностью следователя, прокурора и суда оценивать (исследовать) степень угрозы личной безопасности, которой подвергались лицо и его близкие в результате сотрудничества со стороной обвинения и отражать это в соответствующих документах (досудебное соглашение о сотрудничестве, представление прокурора об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, приговор).
Итак, в статье рассмотрены меры безопасности процессуального характера, применяемые к лицу, заключившему досудебное соглашение о сотрудничестве, и некоторые проблемы их законодательной регламентации.
Список литературы
1. Зуев С. В. Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве / С. В. Зуев // Российская юстиция. -2009. - № 8.