Научная статья на тему 'Процессуальное правопреемство в Конституционном судопроизводстве'

Процессуальное правопреемство в Конституционном судопроизводстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
532
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чаптыков Александр Владимировича

Институт процессуального правопреемства не предусмотрен в Законе о Конституционном Суде РФ, однако эта процессуальная форма используется в практической деятельности Суда. Природа процессуального правопреемства для субъектов частноправовой и публично-правовой инициативы различна, поскольку инициируются разные формы нормоконтроля, а также не сопоставимы интересы, в защиту которых выступают указанные виды субъектов инициаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Judicial Procedure of Getting Rights in Constitutional Legal Proceedings

There is no item of the institution of judicial procedure of getting rights in the Law of Constitutional Court of the RF, but this judicial procedure is practiced by the Court. The nature of the judicial procedure of getting rights for the subjects of the private-legal and public-legal initiative is different as different forms of norm-control are initiated and the interests defended by the above-mentioned subjects-initiators are not comparable.

Текст научной работы на тему «Процессуальное правопреемство в Конституционном судопроизводстве»

А.В. Чаптыков

ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВОПРЕЕМСТВО В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Институт процессуального правопреемства не предусмотрен в Законе о Конституционном Суде РФ, однако эта процессуальная форма используется в практической деятельности Суда. Природа процессуального правопреемства для субъектов частноправовой и публично-правовой инициативы различна, поскольку инициируются разные формы нормоконтроля, а также не сопоставимы интересы, в защиту которых выступают указанные виды субъектов - инициаторов.

Согласно отраслевой процессуальной теории процессуальное правопреемство всегда предполагает преемство в материальном праве, когда в процессе рассмотрения спора права или обязанности субъекта спорного материального правоотношения могут перейти к другому лицу, которое не является процессуальным участником конкретного дела. В указанном случае происходит процессуальное правопреемство, т.е. замена одной из сторон процесса другим лицом - процессуальным правопреемником. Процессуальное правопреемство всегда является общим, так как правопреемник продолжает участие в процессе правопредшественника во всем объеме процессуального правоотношения, пользуется всем комплексом процессуальных прав и обязанностей правопредшественника независимо от того, является ли правопреемство в материальном праве универсальным или сингулярным. Институт процессуального правопреемства, детально разработанный в рамках отраслевого процессуального права, в теории конституционного судопроизводства должного освещения не получил. Как отмечает Т.Я. Хабриева, вопросы процессуального правопреемства не урегулированы ни в одном процессуальном акте, хотя они и могут возникнуть в конституционном судопроизводстве [1. С. 134].

Возможно ли процессуальное правопреемство в современном конституционном процессе? Какова его правовая природа? В чем отличие от аналогичных институтов отраслевого процессуального законодательства? Попытаемся построить и развить наши теоретические рассуждения, основываясь на практике Конституционного Суда РФ.

Весьма интересным в этой связи представляется Определение Конституционного Суда от 16 июля

2004 г. № 208-0. Как следует из него, 5 февраля 2004 г. Конституционный Суд РФ принял к рассмотрению конституционную жалобу гражданина Ю.С. Аверина о признании не соответствующими Конституции РФ ряда положений Бюджетного кодекса РФ. Однако 27 апреля 2004 г. гражданин Ю.С. Аверин умер, вследствие чего, на основании ст. 68 Закона о Конституционном Суде РФ, суд прекратил производство по делу. В обоснование этого решения суд указал следующее: «...согласно пункту 2 статьи 17 Гражданского кодекса РФ, правоспособность гражданина прекращается его смертью. Поскольку прекращение правоспособности является безусловным основанием к отказу в принятии жалобы к рассмотрению, производство по жалобе гражданина Ю.С. Аверина подлежит прекращению. Этим не исключается возможность использования законными наследниками Ю.С. Аверина предусмотренных законодательством возможностей судебной защиты, в том числе посредством конституционного судопроизводства, своих имущественных прав, вытекающих из

преемства правоотношений, лежащих в основе данной жалобы» [2].

Таким образом, прекращая производство по конституционной жалобе гражданина, умершего ко дню ее рассмотрения, Суд все же не исключил (а если быть более выразительным - подтвердил) возможность конституционно-процессуального правопреемства, но, во-первых, при наличии преемства в материальном правоотношении, лежащем в основе конституционной жалобы, и, во-вторых, лишь в отношении законных наследников заявителя.

Последнее условие выглядит несколько сомнительным: действительно, насколько важен этот факт в деле, в котором не заявлено никаких имущественных требований и тем более для суда, исследующего исключительно вопросы права? Думается, что определяющим при решении вопроса о процессуальном правопреемстве должен быть вопрос именно о преемстве в материальном правоотношении, лежащем в основе жалобы, обладание же статусом наследника умершего заявителя может служить лишь косвенным подтверждением такого преемства (как, впрочем, может отнюдь и не свидетельствовать об этом). Развивая логику этого тезиса, можно предположить, что такой критерий допустимости жалобы, как «применение оспариваемого закона к гражданину в конкретном деле», для потенциального процессуального правопреемника предопределится критерием преемства в материальном правоотношении, лежащем в основе конституционной жалобы. Гражданину (объединению граждан) - процессуальному правопреемнику - достаточно представить доказательства такого правопреемства, что и будет служить условием допустимости жалобы.

Вместе с тем Определение Конституционного Суда РФ о прекращении производства по жалобе гражданина Ю.С. Аверина вызывает несколько вопросов. Насколько правомерна ссылка Суда в обоснование своего сугубо процессуального решения на ст. 17 Гражданского кодекса РФ? Является ли все-таки смерть гражданина заявителя основанием для прекращения производства по делу? Применим ли подобный механизм правопреемства для объединений граждан? Наконец, распространяется ли выраженная в упомянутом Определении правовая позиция на субъектов публично-правовой инициативы? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Как указал Конституционный Суд в Определении от 23 января 2003 г. № 6-О, согласно ст. 68 Закона о Конституционном Суде РФ, Конституционный Суд РФ прекращает производство по делу в том числе в случаях, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению. Эти основания определены в ст. 43 названного закона. И

далее: «. статья 68 Закона о Конституционном Суде РФ находится в нормативном единстве с его статьей 43, которая, определяя общие основания для отказа в принятии обращения к рассмотрению, только называет установленные в статьях 96 и 97 данного закона критерии допустимости жалоб граждан; статьи 68 и 43 всегда применяются в системной связи с данными статьями» [3].

В Определении от 21 декабря 2000 г. № 253-0 Суд указал следующее: «Что касается пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о Конституционном Суде РФ, определяющего общие основания для отказа в принятии обращения к рассмотрению, то он только называет установленный в статьях 96 и 97 Закона о Конституционном Суде РФ критерий допустимости жалоб граждан и всегда применяется в системной связи с данными статьями, производными от положений статьи 125 Конституции РФ» [4].

Формальный анализ названных статей Закона о Конституционном Суде РФ, которые, как было указано, находятся между собой в нормативном единстве и системной связи, позволяет сделать однозначный вывод: смерть заявителя не является одним из оснований прекращения производства по делу. Закон о Конституционном Суде РФ вообще не содержит каких-либо указаний по поводу содержания, момента наступления конституционно-процессуальной правоспособности и дееспособности, а также последствий и момента их прекращения. В отсутствие законодательного регулирования этого вопроса, полагаем, следует согласиться с мнением тех ученых, которые предлагают определять конституционно-процессуальную дееспособность и правоспособность граждан по общим правилам, существующим в других отраслях процессуального права [5. С. 34]. Традиционно в теории гражданского процесса процессуальная правоспособность признается наряду с судебной подведомственностью гражданского дела юридическим условием права на обращение в суд [6. С. 110112]. Если придерживаться именно такого подхода, то прекращение производства по делу из-за смерти гражданина-заявителя со ссылкой на ст. 17 ГК РФ выглядит вполне логично и оправданно. В более широком осмыслении этот очевидный процессуальный пробел Закона о Конституционном Суде РФ затрагивает другой важный аспект современного конституционного судопроизводства - проблему процессуальной аналогии, о которой мы поговорим несколько позже.

С другой стороны, допустимость конституционных жалоб граждан объективно не может и не должна зависеть от продолжительности их рассмотрения в Конституционном Суде РФ. Действующий Закон о Конституционном Суде РФ содержит критерии допустимости конституционных жалоб, требования к надлежащим заявителям и их правовому статусу, однако механизм «трансформации» надлежащего субъекта - заявителя -в ненадлежащего действующим Законом не предусмотрен. Конституционные жалобы, отвечающие требованиям допустимости, исходящие от надлежащих заявителей и принятые Конституционным Судом РФ к производству, должны быть рассмотрены и разрешены по существу вне зависимости от последующих изменений статусных характеристик заявителя. Однако, как

видим, процессуальная судьба этих жалоб весьма превратна и непредсказуема, причем проявляется это в явно не предусмотренных Законом о Конституционном Суде РФ процессуальных формах и является, по сути, порождением практики Конституционного Суда РФ, основанной на принципе процессуальной аналогии.

Думается, что правовая позиция, выраженная в обсуждаемом нами Определении от 16 июля 2004 г., может быть распространена и на обращения объединений граждан - в случае ликвидации соответствующего объединения, направившего конституционную жалобу, Суд откажет в принятии этой жалобы к рассмотрению либо, в соответствии со ст. 68 Закона о Конституционном Суде РФ, прекратит дальнейшее производство по делу, мотивируя свое решение прекращением правоспособности данного объединения. При различных формах реорганизации необходимо, на наш взгляд, представить в Суд доказательства такой реорганизации (решение учредителей о реорганизации, свидетельство о внесении записи в единый госреестр юридических лиц и др.) документы, подтверждающие полномочия представителей, а также доказательства преемства вновь созданного объединения в правоотношении, лежащем в основе поданной конституционной жалобы. Представляется, что при соблюдении этих условий процедура процессуального правопреемства возможна и объединение-правопреемник вправе участвовать в дальнейшем судебном разбирательстве, пользуясь всеми процессуальными правами правопредшественника.

Косвенно эти размышления подтверждаются и практикой Конституционного Суда РФ. Так, Определением Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2006 г. № 1-О было прекращено производство по делу о проверке конституционности ч. 3 ст. 21 Арбитражного процессуального кодекса РФ в связи с жалобой ОАО «Нортгаз». Как следует из материалов дела, ОАО «Нортгаз» 21 февраля

2005 г. направило в Конституционный Суд РФ жалобу на нарушение конституционных прав и свобод ч. 3 ст. 21 АПК РФ. Жалоба была принята к рассмотрению, а слушание дела назначено на 20 февраля 2006 г. (т.е. спустя календарный год после поступления жалобы). Письмом от 16 февраля 2006 г. № НГ-02\284, т.е. до начала рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда РФ, ЗАО «Нортгаз» - правопреемник ОАО «Нортгаз» - обратилось в Конституционный Суд РФ с ходатайством об отзыве данной жалобы. Суд, в свою очередь, удовлетворил заявленное правопреемником ходатайство, сославшись на ст. 44 Закона о Конституционном Суде РФ, согласно которой обращение в Конституционный Суд РФ может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда РФ; в случае отзыва обращения производство по делу прекращается [7].

Таким образом, для субъектов частной инициативы в целом применима система общеотраслевого процессуального правопреемства, основанием для которого является преемство в спорном материальном правоотношении (применительно к конституционному процессу - в правоотношении, являющемся основанием для подачи конституционной жалобы). Вместе с тем это общеотраслевое правило действует применительно к системе так называемого «конкретного нормоконтро-

ля», когда соответствующее спорное материальное правоотношение наличествует и, вообще, является условием допустимости конституционной жалобы. Особенности же процессуального правопреемства для публично-правовых субъектов права заключаются в том, что они инициируют так называемый «абстрактный нормоконтроль» вне связи с каким-либо конкретным делом или спором, абстрактно, в отрыве от правоотношения, возникшего на основе оспариваемой нормы. Следовательно, разработанное в отраслевой процессуальной теории традиционное условие процессуального правопреемства - преемство в соответствующем спорном материальном правоотношении - здесь неприменимо, поскольку такое спорное правоотношение попросту отсутствует.

Рассуждая о природе процессуального правопреемства публично-правовых субъектов права (например, Президента РФ, Государственной Думы и др.), следует прежде всего отметить следующее: отсутствие конкретного материального правоотношения, в рамках которого можно установить и проследить преемство в материальном праве и, как следствие, определить процессуальное правопреемство, объективно требует выявления иного критерия, значимого, конституирующего признака для квалификации процессуального правопреемства публично-правовых субъектов.

Указанный тезис позволяет нам прийти к выводу о том, что в рассматриваемом случае принципиальным становится вопрос не о преемстве в каком-либо спорном материальном правоотношении, а о преемстве конституционно-правового статуса соответствующим публично-правовым субъектом - потенциальным процессуальным правопреемником. К примеру, конституционноправовая легитимность вновь избранного законодательного органа власти, соблюдение установленного порядка при формировании нового состава Правительства, выборов Президента, назначении руководителя исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации и т.д. Например, в случае, если после принятия Конституционным Судом запроса к рассмотрению субъект-инициатор прекратил свои полномочия, однако функционирует легитимно сформированный публичноправовой орган государственной власти - правопреемник этого субъекта, то оснований ни для отказа в принятии запроса к рассмотрению, ни для прекращения производства по делу, по нашему мнению, не будет. В этом случае представитель субъекта-инициатора вправе легитимировать статус представляемого субъекта и свой статус и продолжить участие в судебном разбирательстве на правах процессуального правопреемника. Разумеется, правовую категорию «правопреемство» в материальном смысле мы используем условно, иллюстративно, ибо смена персонального состава депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, Президента и т.д., отношений правопреемства, в классическом его понимании, не образует.

Более сложный вопрос - досрочное прекращение полномочий субъекта-инициатора процедуры абстрактного нормоконтроля. К примеру, отрешение от должности высшего должностного лица субъекта РФ, роспуск законодательного органа власти субъекта РФ, Государственной Думы и т.д. Каковы процессуальные

последствия такого юридического факта? Должен ли Конституционный Суд прекратить в этом случае производство по делу по аналогии со смертью гражданина заявителя (ликвидации объединения граждан) либо, напротив, обязан рассмотреть обращение по существу и принять по нему соответствующее решение?

Правовая сущность досрочного прекращения полномочий выборных органов государственной власти достаточно подробно проанализирована в решениях Конституционного Суда РФ. Так, раскрывая юридическую природу института досрочного прекращения полномочий выборных органов государственной власти субъекта РФ, Конституционный Суд исходит из следующих принципиальных моментов: указанная процедура - это мера федерального воздействия, направленная на соблюдение субъектами РФ федеральных правовых предписаний; действия органов государственной власти субъектов РФ, являющиеся основанием для досрочного прекращения их полномочий, по существу, ведут к утрате ими своей легитимности; наконец, досрочное прекращение полномочий законодательного органа государственной власти и высшего должностного лица субъекта РФ не может рассматриваться как нарушающее конституционный статус субъектов Российской Федерации, поскольку при этом предусматривается назначение и проведение новых выборов соответствующих органов государственной власти, чем обеспечивается ее стабильность и непрерывность осуществления как постоянно действующей [8].

Конституционно значимые правовые последствия роспуска Государственной Думы заключаются в том, что с момента роспуска она не может принимать законы, а также осуществлять в заседаниях палат иные полномочия. Именно этим, по мнению Конституционного Суда, последствия роспуска Государственной Думы отличаются от последствий, наступающих в связи с истечением срока ее полномочий. Другие, возникающие в связи с роспуском Государственной Думы отношения, которые не нашли непосредственного разрешения в Конституции, могут быть урегулированы законодателем [9].

В литературе отмечается, что под досрочным прекращением полномочий законодательного органа субъекта РФ понимается досрочное прекращение прав и обязанностей законодательного органа субъекта РФ в отношении принятия нормативных актов, а также осуществления иных государственно-властных полномочий, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ до истечения определенного срока полномочий депутатов законодательного органа субъекта РФ данного созыва, установленного конституцией (уставом) субъекта РФ. Полномочия (права и обязанности) законодательного органа субъекта РФ не могут прекращаться, а приостанавливаются в связи с невозможностью осуществления их депутатами данного (одного) созыва в случаях: добровольного сложения полномочий в порядке самороспуска; роспуска по инициативе Президента РФ или высшего должностного лица субъекта РФ как меры федерального воздействия и в судебном порядке в связи с установлением неправомочности данного состава депутатов. Соответственно, применение выражения «досрочное

прекращение полномочий законодательного органа субъекта РФ», за исключением случая признания неправомочным данного состава депутатов, неправомерно и необоснованно. Речь может вестись только о досрочном прекращении полномочий депутатов определенного созыва [10].

Думается, что при решении вопроса о возможности продолжения процесса в Конституционном Суде РФ в случае прекращения полномочий государственного органа - заявителя - надлежит исходить из следующего. Во-первых, законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ, органы государственной власти РФ, иные публично-правовые субъекты, управомоченные на обращение в Конституционный Суд, не преследуют какие-либо частно-правовые цели, а реализуют путем направления соответствующих запросов в Конституционный Суд РФ публично-правовую функцию охраны Конституции РФ, функцию защиты конституционных основ государства или интересов неопределенного круга частных лиц, граждан. Во-вторых, отечественная конституционная доктрина исходит из принципа стабильности и непрерывности осуществления законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти как на федеральном, так и на уровне субъектов Федерации. В-третьих, процессуальная природа утраты правоспособности физическим лицом - заявителем - конституционной жалобы и досрочным прекращением полномочий публично-правового субъекта, направившего запрос, различна, поскольку в первом случае частно-правовой субъект индивидуально персонифицирован, с наличием или отсутствием у него субъективных процессуальных прав связано дальнейшее рассмотрение дела, во втором же случае процессуальная персонификация связана прежде всего со статусом заявителя как государственного органа («юридической личностью», правосубъектностью), при этом презюмируется, что в случае досрочного прекращения полномочий заявителя его функции реализуются либо соответствующим временным органом [11], либо могут быть возложены на иные государственные органы [12], при этом в любом случае предусмотрены законодательные механизмы своевременного формирования его нового состава путем проведения соответствующих выборов.

Индивидуальная персонификация (для граждан и их объединений) и отсутствие таковой (для субъектов публичной инициативы), наряду с целями их участия в конституционном процессе, должны служить критериями для решения означенной нами выше проблемы. С учетом вышеизложенного следует решать и вопрос о возможном рассмотрении запроса в случае досрочного прекращения полномочий инициатора - Конституционный Суд вправе (и должен) рассмотреть подобный запрос по существу, что объективно будет соответствовать целям и задачам его деятельности как судебного органа конституционного контроля.

Практика Конституционного Суда РФ по означенной проблематике достаточно неоднородна. Примечательным является Определение Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 г. № 90-О [13]. Как из него следует, 29 октября 2003 г. в Конституционный Суд РФ поступил запрос группы депутатов Государственной Думы третьего созыва о проверке конституционности

ряда положений Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». Число подписавших запрос депутатов соответствовало требованиям ст. 84 Закона о Конституционном Суде РФ, согласно которой запрос в Конституционный Суд РФ может быть направлен Государственной Думой или одной пятой ее депутатов, что составляет 90 депутатов. Однако на момент решения Конституционным Судом РФ вопроса о принятии данного запроса к рассмотрению лишь 29 из 103 депутатов, подписавших запрос, сохранили статус депутата и вошли, по итогам состоявшихся 14 декабря 2003 г. выборов, в состав Государственной Думы четвертого созыва. На этом основании Конституционный Суд РФ отказал в принятии запроса группы депутатов Государственной Думы к рассмотрению, указав при этом, что он не отвечает требованиям, предъявляемым к обращениям ст. 125 (п. «а» ч. 2) Конституции РФ и ст. 84 Закона о Конституционном Суде РФ и, следовательно, не является допустимым и не подлежит принятию к рассмотрению в заседании Конституционного Суда РФ.

Не согласившись с данным решением, судья Конституционного Суда РФ Н.С. Бондарь выразил свое особое мнение по поводу оснований отказа в принятии запроса группы депутатов Государственной Думы к рассмотрению. По мнению Н.С. Бондаря, принципы представительной демократии предопределяют недопустимость парализации выраженной депутатом воли, прерывания процесса реализации статусного полномочия депутата лишь в силу того, что срок его полномочий истекает в связи с прекращением полномочий Государственной Думы соответствующего созыва ранее того времени, когда выраженная депутатом воля достигнет итогового результата в рамках начавшегося процесса реализации соответствующего депутатского полномочия. Это подтверждается и тем, что осуществление депутатом права законодательной инициативы не пресекается моментом прекращения депутатского статуса, а вновь избранная Государственная Дума вне зависимости от переизбрания депутатом лица, внесшего законопроект, обязана рассмотреть данный законопроект и принять по нему решение.

Более того, обращаясь с запросом в Конституционный Суд РФ, депутаты Государственной Думы инициируют конституционный нормоконтроль в абстрактной форме, что, безусловно, свидетельствует о публичной направленности защищаемых таким обращением интересов; Конституционный Суд РФ должен лишь установить наличие конституционно необходимого числа депутатов, выразивших свою волю по поводу обращения в Конституционный Суд РФ и не вправе подвергать сомнению обоснованность и устойчивость публичной потребности в разрешении по существу вопросов, поставленных в запросе.

Н.С. Бондарь указывает, что наличие (отсутствие) у субъекта обращения в Конституционный Суд РФ характеристик надлежащего заявителя и, следовательно, допустимость запроса не могут зависеть от продолжительности нахождения дела в Конституционном Суде РФ, в данном случае - до решения вопроса о его принятии к рассмотрению. Иное означало бы - в силу большого количества обращений в Конституционный Суд РФ и обусловленных этим относительно длительных сроков

их рассмотрения - существенное ограничение реальной возможности осуществления депутатами Государственной Думы своего права на конституционное правосудие, в том числе по причинам субъективного характера. Более того, практика Конституционного Суда РФ также свидетельствует, что обращение субъектов, которые к моменту решения вопроса о принятии обращений к рассмотрению утрачивали свои статусные полномочия, признавались допустимыми и рассматривались по существу, что в полной мере соответствует требованиям Конституции РФ и конкретизирующим ее положениям Закона о Конституционном Суде РФ. Например, Конституционным Судом РФ были приняты Определение от 8 апреля 2004 г. по жалобе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, полномочия которого к этому моменту закончились [14], а также Постановление от 23 апреля 2004 г. по запросу в том числе тех членов Совета Федерации, полномочия которых на момент решения вопроса о принятии данного запроса к рассмотрению были прекращены [15].

В целом проблема процессуального правопреемства затрагивает другой важный аспект конституционного судопроизводства - проблему процессуальной аналогии. Сущность института процессуальной аналогии закреплена в ч. 4 ст. 1 Гражданского процессуального кодекса РФ: в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые суды применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права). Разработанный в теории отраслевого процессуального права в конституционном судопроизводстве институт процессуальной аналогии не разработан доктринально и не закреплен в Законе о Конституционном Суде РФ. Несмотря на это, приведенный пример из практики Конституционного Суда РФ наглядно свидетельствует, что подобный институт в конституционном судопроизводстве существует и, более того, используется в практической деятельности Суда.

В более широком контексте проблема внедрения в современное конституционное судопроизводство каких-либо новых процессуальных форм и институтов, заимствованных из общеотраслевого судебного процесса, носит двойственный характер. К примеру,

А.А. Полин отмечает, что особую актуальность в настоящее время приобретает попытка осмысления процессуальных категорий, используемых в конституционном процессе, исходя из существа такой деятельности, как признание нормативного акта недействительным; другой же важной задачей является использование опыта конституционного судопроизводства для совершенствования законодательной регламентации процедуры по оспариванию нормативных актов в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, что невозможно без теоретического осмысления содержания базовых категорий конституционного процесса. Поэтому дальнейшее исследование понятийного аппарата, применяемого в конституционном процессе, позволит с большей точностью раскрыть соответствующие категории, используемые законодателем при регулировании производства по оспариванию нормативных актов в гражданском и арбитражном процессе [16. С. 102-103].

С учетом вышесказанного следует искать и ключ к пониманию института процессуального правопреемства в конституционном судопроизводстве - на основе разработанного в отраслевой процессуальной теории и закрепленного в отраслевом процессуальном законодательстве аналогичного института. В этом случае процессуальное правопреемство в конституционном судопроизводстве предопределяется правопреемством в материальном правоотношении, являющимся основанием для подачи конституционной жалобы. Случаем же подобного правопреемства могут быть, например, смерть гражданина-заявителя, реорганизация юридического лица, направившего конституционную жалобу. Безусловно, что процедура процессуального правопреемства для публично-правовых субъектов права имеет свои особенности, связанные со статусом этих органов, формой инициируемого ими нормоконтроля, правовой природой и целями их запросов в Конституционный Суд РФ. И очевидно, что традиционная теория процессуального правопреемства применительно к этим субъектам требует некоторой трансформации. Обозначенное нами в постановочном ключе видение этой проблемы позволяет сделать вывод о недопустимости прекращения Конституционным Судом РФ производства по делу в случае утраты статусных качеств субъектом -заявителем запроса, выразившим свою волю на инициирование процедуры абстрактного нормоконтроля до утраты этих качеств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. М., 1998. С. 134.

2. Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. № 208-0 «О прекращении производства по жалобе гражданина Аверина Юрия

Сергеевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 38 и 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации». Текст документа официально опубликован не был.

3. Определение Конституционного Суда РФ от 23 января 2003 г. № 6-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Саркися-

на А.Х. на нарушение его конституционных прав статьей 68 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Текст документа официально опубликован не был.

4. Определение Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2000 г. № 253-0 «По жалобе гражданки Дудник М.В. на нарушение ее конституци-

онных прав пунктом 2 части первой статьи 43 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Текст определения официально опубликован не был.

5. Лучин В.О., Доронина О.Н. Жалобы граждан в Конституционный Суд РФ. М., 1998. С. 34.

6. Решетникова И.В., Яркое В.В. Гражданское право и гражданский процесс в современной России. Екатеринбург; Москва, 1999. С. 110-112.

7. Определение Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2006 года № 1-0 «О прекращении производства по делу о проверке конституционно-

сти части 3 статьи 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Нортгаз» // Конституционное правосудие в странах Балтии и СНГ. 2006. № 8. С. 119-120.

1З1

8. Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2002 года № 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений

Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного совета - Хасэ Республики Адыгея» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. № 5.

9. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 года № 15-П «По делу о толковании статей 84 (пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4)

и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации // Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. № 6.

10. Курманов М.М. Досрочное прекращение полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации // Правоведение. 2004. № 2. С. 10-11.

11. Ч. 4 ст. 9 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 42. Ст. 5005.

12. Ст. 26.9 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 42. Ст. 5005.

13. Определение Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 г. № 90-0 «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности пункта 7 статьи 2 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. № 5.

14. Определение Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2004 г. № 151-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданина И.В. Сергеева частью 4 статьи 32.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. № 6.

15. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина А.В. Жмаковского // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. № 4.

16. Полин А.А. Конституционный процесс: проблемы и категории // Журнал российского права. 2004. № 1. С. 102-103.

Статья поступила в редакцию журнала 4 декабря 2006 г., принята к печати 11 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.