ТРУДОВОЕ ПРАВО; ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ РОЛЬ ПРАВОПРЕЕМСТВА В ПЕНСИОННЫХ СПОРАХ Яценко А.О.1, Манк В.Ю.2
1Яценко Анастасия Олеговна - кандидат юридических наук, доцент; 2Манк Виктория Юрьевна - магистрант, кафедра гражданско-правовых дисциплин, Крымский филиал
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия, г. Симферополь
Аннотация: в статье рассмотрено процессуальное правопреемство, определены основания для решения дел по процессуальному правопреемству относительно права на пенсию, а также проанализировано значение правопреемства в пенсионных спорах и определено, допустимо ли процессуальное правопреемство на стадии исполнения решения суда.
Ключевые слова: пенсионные споры, правопреемство, процессуальное правопреемство в пенсионных спорах.
Современное процессуальное правопреемство предполагает преемство в материальном правоотношении. Согласно положениям ч. 1 ст. 44 ГПК РФ, на любом из этапов гражданского судопроизводства представляется возможной реализация правопреемства. В рамках современного отечественного судопроизводства допускается замену одного из участников процесса правопреемником [2]. Данное обстоятельство распространяется на следующие случаи выбытия одного из участников: реорганизация юридического лица, смерть гражданина, перевод долга, уступка требования и ряд других.
Следовательно, основанием для процессуального правопреемства выступает универсальное (общее) преемство субъективных гражданских прав. К данной категории могут быть отнесены, в частности, прекращение прав юридического лица, наследование, сингулярное правопреемство (переход субъективного права). В каждом из рассмотренных случаев вынесение решения относительно наличия обстоятельств, приводящих к правопреемству в спорном материальном правоотношении, делается судом. Основанием для такого решения суда может выступать изучение обстоятельств дела и имеющихся доказательств в рамках судебного разбирательства. Обязательным условием выступает извещение участников дела о его рассмотрении судом.
Проблема процессуального правопреемства относительно пенсионного обеспечения чаще всего актуализируется по причине смерти подлежащего обеспечению лица. Общепризнанным является тот факт, что имущество покойного гражданина подлежит передаче в порядке универсального правопреемства соответствующим лицам. Все имеющиеся на момент смерти вещи, а также обязанности и права имущественного характера также подлежат передаче соответствующим лицам. Одновременно с этим важно обратить внимание на то обстоятельство, что тесно связанные с личностью наследодателя обязанности и права не включаются в состав наследства. Примером таких прав и обязанностей могут, в частности, служить право на возмещение вреда, алименты и т.п. Кроме того, не включаются в состав наследства обязанности и права, не подлежащие передаче согласно нормам законодательства РФ (ст. 1112 ГК РФ) [1].
36
Современная литература, посвященная вопросам правопреемства, содержит ряд указаний на неправомерность процессуального правопреемства по вопросам восстановления трудовых прав, начисления и выплаты алиментов и т.п[5]. Подобные положения базируются, прежде всего, на нормах действующего Гражданского кодекса РФ, которые регламентируют данный вопрос. Согласно положениям ст. 383 ГК РФ, не предусмотрен переход неразрывно связанных с личностью покойного прав к другим лицам [1].
Что касается права граждан на пенсию, необходимо отметить, что оно относится к числу имущественных прав, неразрывно связанных с неимущественными правами. В данном случае неимущественными правами, связанными с правом на пенсию, выступают права на здоровье и жизнь, поскольку очевидно, что отсутствие пенсионных выплат грозит здоровью и жизни человека (иных средств к существованию у человека пенсионного возраста не существует).
Таким образом, право на получение пенсии тесно связано с личностью лица, которому принадлежит данное право. На данное обстоятельство указывают положения Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» [3]. Согласно данному нормативному акту, формирование благоприятных условий для назначения и выплат трудовых пенсий на основании трудовых результатов застрахованных граждан выступает ведущей целью персонифицированного учета.
Представляется, что основанием для решения дел по процессуальному правопреемству относительно права на пенсию выступают, в первую очередь, положения гражданско-правового законодательства, которые регламентируют режим передачи прав другим гражданам, а также положения пенсионного законодательства РФ.
Положения пенсионного законодательства РФ выступают в настоящее время в качестве специальных норм, регламентирующих своими положениями возникновение, прекращение и изменение прав граждан на получение пенсии.
С точки зрения действующего пенсионного законодательства России, одним из оснований прекращения выплаты пенсий может служить смерть лица, которому выплачивается пенсия. Действующее законодательство не предполагает перехода права покойного на пенсию к другим лицам. Такой подход представляется вполне разумным и обоснованным, так как иначе право на получение пенсии потеряло бы роль социального механизма возмещения гражданам утраченного заработка, трудоспособности или потери кормильца. Ведь переход такого права к какому-либо лицу, не обладающему условиями, с которыми законодательство связывает право на получение пенсии, имело бы ярко выраженные признаки социальной несправедливости.
Но одновременно с этим, в практике судебных инстанций вопрос о возможности процессуального правопреемства в делах, связанных с правом на получение пенсии, не является редкостью. Ст. 1183 ГК РФ устанавливает своими положениями возможность получения подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию [1]. Положения данной статьи нередко вводят в заблуждение граждан относительно возможности получения пенсий взамен умершего родственника. Отметим, что подобное право распространяется на членов семьи покойного гражданина, которые проживали с ним совместно, а также на нетрудоспособных иждивенцев покойного (без учета фактора совместного или раздельного проживания с покойным).
Именно данное положение может быть ошибочно принято рядом категорий граждан как основание для правопреемства. В действительности же, данное положение направлено на возможность получения пенсии, которая была не в полной мере получена пенсионером при жизни, определенными категориями граждан. Правопреемники вправе требовать перерасчета пенсии за истекший срок, оспаривание
37
отказа в назначении пенсии и других прав, принадлежащих исключительно пенсионеру как субъекту пенсионного правоотношения.
При рассмотрении связанных с реализацией права на пенсию дел нормы гражданского-правового и пенсионного законодательства, предусматривающие право на получение недополученной при жизни пенсии, могут ввести в заблуждение не только граждан, вступающих в процесс в качестве правопреемников, но и суды. Представляется, что допустимо процессуальное правопреемство на основании ст. 1183 ГК РФ в случаях вступления в законную силу решения суда, которым признана задолженность Пенсионного фонда РФ по выплате пенсии за истекший срок. Правопреемниками покойного могут выступать лица, указанные в действующем гражданском законодательстве, наделенные, согласно нормам данного законодательства, правом на получение денежных средств, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию.
Но важно обратить внимание на то обстоятельство, что смерть гражданина может наступить не только в процессе рассмотрения и разрешения дела судом, но и в процессе исполнения судебного решения. Рассмотрим пример: пенсионер обратился в суд с требованием о признании отказа в перерасчете пенсии незаконным, полагая, что пенсию получает не в полном объеме, и, соответственно, просит суд обязать Пенсионный фонд РФ выплатить пенсию за прошедший период с учетом перерасчета. В процессе рассмотрения дела суд приходит к выводу об обоснованности требований истца. В резолютивной части судебного решения суд признает отказ в перерасчете пенсии необоснованным и предписывает Пенсионному фонду РФ устранить нарушение пенсионных прав, а также произвести выплату пенсии за прошедший период. Решение вступает в законную силу, после чего пенсионер умирает, не успев получить причитающееся ему по судебному решению [6].
Проанализируем, закономерно ли возникают вопросы: допустимо ли в данном случае процессуальное правопреемство, иначе: допустимо ли процессуальное правопреемство на стадии исполнения решения суда?
Представляется, что в данном случае право на выплату пенсии за истекший срок в связи с перерасчетом пенсии, признанное судом, означает, что фактически денежные средства уже должны были быть предоставлены пенсионеру в виде пенсии, но в силу определенных факторов он их не получил. Указанное обстоятельство и явилось непосредственным поводом к обращению за защитой права на пенсию в судебные инстанции.
В случае смерти пенсионера после вступления в законную силу решения судебных инстанций, подлежащий выплате за истекший срок объем пенсии представляет собой пенсию, недополученную гражданином при жизни. На стадии исполнения решения судебных инстанций речь ведется о переходе обязанностей или прав, определенных судебным актом. Если до вступления в законную силу решения суда в процессе рассмотрения дела право на перерасчет пенсии и ее выплату за прошедший период предполагалось, то после указанное право является признанным за пенсионером (в случае положительного для него исхода дела).
В рамках права на негосударственную пенсию вопрос о возможности процессуального правопреемства необходимо решать на основании условий пенсионного договора. Закон «О негосударственных пенсионных фондах» предусматривает, что пенсионный договор должен содержать в себе среди прочего вид пенсионной схемы [4]. Пенсионная схема, в частности, должна определять возможность или невозможность наследования пенсионных накоплений участников фонда.
Таким образом, исследование пенсионных правил различных НПФ, в которых содержатся описание предлагаемых фондами пенсионных схем, демонстрирует, что вопрос о правопреемстве может решаться различными способами. Вариантами решения являются как полное отсутствие у правопреемников прав, так и переход всех обязанностей и прав. Следовательно, при рассмотрении дел, связанных с реализацией
38
гражданами права на негосударственную пенсию, в случае смерти истца вопрос о возможности процессуального правопреемства решается на основании пенсионного договора и пенсионных правил. Если пенсионный договор допускает правопреемство, суд предлагает правопреемнику вступить в процесс.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. Часть 1. СПС КонсультантПлюс.
2. Гражданский процессуальный Кодекс РФ от 14.11.2002г. № 138-ФЗ // РГ. 20.11.2002. № 220.
3. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 № 75-ФЗ (последняя редакция). СПС КонсультантПлюс.
4. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». СПС КонсультантПлюс.
5. Торопкин А.С. Право на пенсию в практике Европейского Суда по правам человека // Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015. № 3 (31). С. 168-169.
6. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 2017 г. «Некоторые вопросы судебной практики Верховного Суда РФ по гражданским делам» // Официальный сайт Верховного Суда РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vsrf.ru/vscourt_detale.php?id=171/ (дата обращения: 28.11.2018).