Научная статья на тему 'Процессный подход к управлению финансовыми потоками предприятия РКП'

Процессный подход к управлению финансовыми потоками предприятия РКП Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чичурина Н.С., Кукарцев А.В.

Статья посвящена управлению финансовыми потоками предприятий ракетно-космической промышленности. Особое внимание уделено процессу формирования бюджета движения денежных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процессный подход к управлению финансовыми потоками предприятия РКП»

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

ственными ощущениями. Они умеют сочетать и быстро переключаться с одной социальной роли - менеджер, бизнес-леди, на другую - жена, дочь, мать. В управлении коллективом женщина-руководитель реже прибегает к авторитарным методам, вместо прямого принуждения использует методы убеждения, стремится мотивировать, а не заставлять персонал выполнять поставленные задачи. В ходе переговоров женщина реже идет на конфликт, ищет компромиссные варианты, старается не прибегать к необоснованным решениям, идущим вразрез с мнением окружающих; в бизнесе придерживается сбалансированных, обдуманных решений с оправданным риском. Женщинам проще выстраивать и отлаживать рутинные бизнес-процессы, они уделяют больше внимания мелочам и даже после нескольких лет работы на одном месте не устают совершенствовать любимое дело [1].

На самом деле качество управления зависит от интеллекта, интуиции, логики, способности работать с людьми, а эти качества свойственны как мужчинам, так и женщинам. Для того чтобы человек стал хорошим руководителем, он, вне зависимости от пола, должен обладать особыми качествами. Сильный характер, личная ответственность за результат, деловое чутье, высокая трудоспособность, активность, умение воодушевлять и вести за собой коллектив - все то, что называют задатками лидера. В современном мире эти свойства присущи как мужчинам, так и женщинам, хотя и не укладываются в традиционный стереотип женщины-хозяйки, хранительницы очага.

Данные Госкомстата РФ свидетельствуют о том, что при приблизительно равном количестве мужчин и женщин в Российской экономике(35500 и 34304, соответственно), но количество руководителей-мужчин (3523) явно больше, чем руководителей-женщин (2063). При этом наибольшее количество женщин -это специалисты высшего уровня квалификации в области образования - 2163, работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности - 2105, и самое большое количество - это продавцы, демонстраторы товаров, натурщики и демонстраторы одежды - 4164 [3]. Это означает, что в России жен-

щины-менеджеры есть, но их еще не достаточно. Женщинам предписывают выполнять типично женские виды деятельности.

Но в настоящее время женское предпринимательство развивается динамичнее мужского (преимущественно в малом бизнесе) и превышает последнее по темпам роста в 1,3-1,5 раза, что соответствует общемировым тенденциям.

Сдерживающим фактором в завоевании женщинами высших руководящих постов на предприятиях и фирмах являются особенности российской экономической жизни и деловой культуры. Небольшое количество женщин-руководителей связано с тем, что в нашу жизнь включены стереотипы, по которым руководители не хотят нанимать женщин на работу. Существуют такие стереотипы как: они рожают, для них главное семья, они скандалят, ими сложно управлять, они неработоспособны, иногда, они чрезмерно сексуальны [2]. Эти представления и мифы формально и неформально включены во множество профессиональных структур занятости. Несмотря на то, что дискриминация по признаку пола в сфере занятости запрещена, но подобная практика и явно, и скрыто существует.

Исторически бизнес - это мужская сфера, конкурировать в которой приходится по мужским правилам. Поэтому преуспевают здесь только те женщины, которые превратили свои особенности в преимущества и развили качества хорошего руководителя. Но если менеджер талантлив и его бизнес демонстрирует хорошие результаты, то не стоит акцентировать внимание на том, какого он пола.

Библиографические ссылки

1. Резник С. Д. Гендерные особенности карьерного роста: женщины в менеджменте // ЭК0-2008.

2. Психология менеджмента : учебник для вузов / под ред. Г. С. Некифорова. СПб, 2004.

3. Официальный сайт Госкомстата РФ. URL: www.gks.ru.

© Черяпина Л. А., 2012

УДК 658.15:629.78

Н. С. Чичурина Научный руководитель - А. В. Кукарцев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ФИНАНСОВЫМИ ПОТОКАМИ

ПРЕДПРИЯТИЯ РКП

Статья посвящена управлению финансовыми потоками предприятий ракетно-космической промышленности. Особое внимание уделено процессу формирования бюджета движения денежных средств.

Начало третьего тысячелетия знаменовало серьезный сдвиг во взглядах на будущее космической деятельности. Неуклонно усиливается значение ракетно-космической промышленности - главного источника национальной силы. Космос снова в центре национального технологического и военно-технического развития.

Масштабы предприятий и наукоемкое производство накладывают свои отпечатки на управление предприятиями ракетно-космической отрасли.

Процессный подход - пока еще новое явление в российском менеджменте. Управление рассматривается как процесс - взаимосвязанный набор управленческих функций. Каждая управленческая функция

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций. Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» [1].

Функция планирования означает выработку и принятие определенного постановления, письменного или устного, в котором перед объектом управления будет поставлена та или иная цель, задача. Это постановление - управленческое решение.

Ключевой задачей финансового планирования является параллельное и взаимосвязанное управление прибыльностью и платежеспособностью. Для этих целей используют, соответственно, два базовых инструмента БДР (бюджет доходов и расходов) и БДДС (бюджет движения денежных средств). Если тенденции развития предприятия окажутся негативными, у руководства будет время принять необходимые управленческие решения с целью урегулирования ситуации.

Бюджет движения денежных средств - это план движения денежных средств предприятия, отражающий все прогнозируемые поступления и расходы денежных средств в результате хозяйственной деятельности на период.

БДДС показывает необходимость внешнего финансирования, позволяет достаточно точно определить его объем. Основное назначение данного документа - обеспечение сбалансированного поступления денежных средств, а так же их расходования. Именно поэтому БДДС отводится ведущая роль в системе бюджетирования.

Форматы БДДС будут отличаться в зависимости от специфики деятельности предприятия. Но во всех случаях должна прослеживаться связь с бюджетом доходов и расходов. Различие заключается в том, что в БДР все статьи затрат показаны по способу их на-

числения в зависимости от объема продаж, объема производства, а в БДДС - по способу их оплаты.

Структура БДДС включает в себя денежные потоки от трех видов деятельности: операционной (основная деятельность, от которой предприятие получает доход), инвестиционной (деятельность, в результате которой предприятие вкладывает куда-либо свои денежные средства), финансовой (вложения в предприятие - получение займов и кредитов, краткосрочные финансовые вложения, расчеты с акционерами и инвесторами).

Суммируя потоки от разных видов деятельности, получается совокупное изменение денежных средств - чистый денежный поток.

Корректно описать структуру бюджета, разработать методику их ведения и запустить в эксплуатацию чрезвычайно сложно. Уровень детализации по каждому виду деятельности должен быть достаточным для принятия управленческих решений, т.е. до тех объектов, которые позволяют управлять ликвидностью (не допускать дефицита финансовых средств и наоборот следить за тем, чтобы не было избытка денежной массы).

Применение процессного подхода (построение процессной модели деятельности предприятия) при формировании БДДС позволяет получить необходимую детализацию показателей структуры. Полученная в результате детализация сугубо индивидуальна и учитывает особенности производственно-финансовой деятельности предприятия ракетно-космической отрасли [2].

Библиографические ссылки

1. Елиферов В. Г., Репин В. В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление : учебник. М. : Инфра-М, 2011. 319 с.

2. Кукарцев А. В., Бойко А. А. Методика перехода к управлению организацией на основе процессного подхода : монография ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2008. 108 с.

© Чичурина Н. С., 2012

УДК 338.46.5

Е. А. Шангина Научный руководитель - А. Г. Бревнова1, А. В. Яковлев2 Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск1 ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева, Железногорск2

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

В космической отрасли существует проблема в условиях нехватки времени и неполноты информации управление проектами осуществляется неэффективно, из-за чего происходят срывы сроков запуска космического аппарата и несоответствие параметров цена-качество.

Сегодня космическая отрасль стремительно развивается. Растут потребности в космических аппаратах различного назначения: телекоммуникационных, навигационных, геодезических и дистанционного зондирования Земли [4].

В развитие отрасли вкладывают большие объемы инвестиций как государство в виде Федеральных целевых программ, так и зарубежные заказчики. Заказы поступают как на большие телекоммуникационные аппараты, так и на перспективные малые аппараты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.