Научная статья на тему 'Процессно-ориентированный подход в управлении интеллектуальной собственностью предприятий'

Процессно-ориентированный подход в управлении интеллектуальной собственностью предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
399
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / УПРАВЛіННЯ / ФУНКЦіОНАЛЬНИЙ ПіДХіД / СИСТЕМНИЙ ПіДХіД / СИТУАЦіЙНИЙ ПіДХіД / ПРОЦЕСНО-ОРієНТОВАНИЙ ПіДХіД / іНТЕЛЕКТУАЛЬНА ВЛАСНіСТЬ / MANAGEMENT / FUNCTIONAL APPROACH / SYSTEM APPROACH / SITUATIONAL APPROACH / PROCESS-ORIENTED APPROACH / INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова В. Г.

Исследованы особенности применения процессно-ориентированного подхода в управлении интеллектуальной собственностью предприятий. Выявлены особенности применения четырех основных подходов в управлении (функционального, системного, ситуационного и процессного), их преимущества и недостатки. Определены основные различия в применении функционального и процессного подходов. Установлены основные преграды применения процессного подхода в отечественной практике. Определена целесообразность применения процессно-ориентированного подхода для управления интеллектуальной собственностью предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Process-oriented approach in the management of intellectual property of enterprises

The difficult economic situation of many domestic enterprises, need to increase their competitiveness on the available markets require qualitatively new approaches to the organization of their activities. Particularly close attention is required regarding the new processes for domestic enterprises, aimed at establishing intellectual property. The importance for activation of these processes has approaches and methods of effective control. Use basic management approaches (functional, system, situational and process) was appropriate and effective at certain stages of development of the economy and enterprises. It has certain advantages and disadvantages. The features of the process-oriented approach to management are investigated. The basic obstacles in the use of the process approach in the management of domestic enterprises are revealed. The necessity of the application of the process approach in the management of intellectual property companies is substantiated. The results of the research can be implemented in practice in the activities of domestic enterprises in the process of intellectual property.

Текст научной работы на тему «Процессно-ориентированный подход в управлении интеллектуальной собственностью предприятий»

стоимостные параметры экономической устойчивости горно-обогдтитЕльных комбинатов Украины

Актуализирована проблематика оценки финансовых аспектов экономической устойчивости корпораций на основе стоимостных параметров их функционирования. Обоснован методический инструментарий определения агрегированных индикаторов фундаментальной и рыночной устойчивости. Осуществлена его им-плементация в практику функционирования отечественных горнообогатительных комбинатов. Идентифицированы приоритетные направления обеспечения их экономической устойчивости в условиях конъюнктурных колебаний рынка железорудной продукции.

ключевые слова: горно-обогатительный комбинат, экономическая устойчивость, фундаментальная стоимость, рыночная стоимость.

Пономаренко Тетяна BaduMieHa, кандидат eKOHOMi4Hux наук, доцент, кафедра облжу i фтанЫв, Мiжнародний науко-во-техтчний утверситет ж. акад. Юр1я Бугая, Кигв, Украта, e-mail: dvnz@inbox.ru.

Пономаренко Татьяна Вадимовна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра учёта и финансов, Международный научно-технический университет им. акад. Юрия Бугая, Киев, Украина.

Ponomarenko Tatyana, International Scientific and Technical University named after Yuri Bugay, Kyiv, Ukraine, e-mail: dvnz@inbox.ru

УДК 334.716:005.336.4 001: 10.15587/2312-8372.2015.44569

семенова В. Г. процессио-орнеитнроваииый

подход В управлении интеллектуальной собственностью предприятий

Исследованы особенности применения процессно-ориентированного подхода в управлении интеллектуальной собственностью предприятий. Выявлены особенности применения четырех основных подходов в управлении (функционального, системного, ситуационного и процессного), их преимущества и недостатки. Определены основные различия в применении функционального и процессного подходов. Установлены основные преграды применения процессного подхода в отечественной практике. Определена целесообразность применения процессно-ориентированного подхода для управления интеллектуальной собственностью предприятий.

Ключевые слова: управление, функциональный подход, системный подход, ситуационный подход, процессно-ориентированный подход, интеллектуальная собственность.

1. Введение

Деятельность предприятий в конкурентных рыночных условиях требует постоянного поиска новых направлений развития и достижения конкурентных преимуществ. Формирование интеллектуальной собственности сегодня является важной составляющей эффективной деятельности. Однако существует целый ряд проблем в сфере использования интеллектуальной собственности предприятий [1].

Залогом успешности формирования интеллектуальной собственности является эффективность управления этими процессами. На сегодня ученые выделяют четыре основных подхода в управлении: функциональный, системный, ситуационный и процессный [2, 3]. Каждый из указанных подходов имел доминирующее положение на определенном этапе развития науки управления.

Учитывая важность процессов формирования интеллектуальной собственности для предприятий с целью повышения конкурентоспособности, необходимо строить эффективную систему управления, используя современные методы и инструменты.

Этим обосновывается актуальность данной работы.

2. Анализ литературных данных и постановка проблемы

Как отмечают исследователи, основой функционального подхода является принцип распределения и специализации труда, сформулированный еще в ХVШ веке Адамом Смитом. Это направление в управлении было развито дальше Ф. Тейлором и М. Вебером [2].

Сущность функционального подхода в управлении заключается в распределении деятельности на совокупность функций, которые нужно выполнить для реализации поставленных задач. Функциональный подход характеризуется разделением труда, распространением функционально специализированных организационных структур и управление осуществляется через структурные подразделения высшего уровня. Его основой является иерархическая функциональная организационная структура предприятия, которая предусматривает делегирование определенных функций отдельным структурным подразделениям и должностным лицам [2, 3].

Системный подход в управлении используется с конца 50-х годов и состоит в рассмотрении предприятия как определенной системы, совокупности взаимосвязанных

и взаимодействующих элементов, направленных на органическое сочетание задач, технологии, ресурсов и процессов, проходящих как внутри предприятия, так и во внешней среде. Результативность деятельности предприятия является следствием совместного взаимодействия отдельных составляющих предприятия, а его развитие напрямую зависит от умения приспособиться к изменениям внутренней и внешней среды [3-6].

Сущность ситуационного подхода проявляется в том, что применение определенных методов управления, их видов и инструментов менеджмента зависит от конкретной ситуации (обстоятельств), влияет на предприятие в течение определенного периода времени [5, 7].

Формирование процессного подхода в управлении начинается в 20-х годах прошлого века в рамках административной школы (А. Файоль [8]; Ф. Нордсайк [9, 10]). Но наибольшего развития и распространения процессный подход получил после 80-х годов прошлого века. Теоретические и методологические основы этого подхода были изложены в трудах таких ученых, как: Э. Деминг [11, 12], М. Портер [13], Т. Давенпорт [14], М. Хаммер и Д. Чампи [15], А. Шеер [16], Дж. Шел-дрейк [17], С. Джордж [18], Б. Андерсен [19].

Однако исследователи отмечают, что существует ряд проблем при применении процессного подхода на отечественных предприятиях [20, 21]. Исследование целесообразности применения процессно-ориентированного подхода в управлении интеллектуальной собственностью особенно актуально ввиду необходимости активизации инновационного развития предприятий и усиления их конкурентоспособности.

3. объект, цель и задачи исследования

Объектом исследования является процесс управления формированием интеллектуальной собственностью предприятий, который характеризуется определенным состоянием его основных хозяйственных показателей.

Целью исследования является определение основных подходов к управлению интеллектуальной собственностью в современных условиях хозяйствования.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

— анализ существующих литературных источников по основным подходам в управлении деятельностью предприятий;

— анализ особенностей различных подходов в управлении;

— определение основных препятствий внедрения процессно-ориентированного подхода в управлении;

— обоснование применения процессного подхода в управлении интеллектуальной собственностью предприятий.

4. материалы и методы исследования

Данное исследование основывается на использовании комплекса общенаучных и специальных приемов и методов научного познания. Так, сочетание методов исторического и логического, обобщения и классификации, научной абстракции были применены в исследовании теоретических положений использования различных подходов в управлении предприятий. Использовались также методы детализации и синтеза для изучения пред-

мета и взаимосвязи его составных частей. Информационную базу исследования составляют законодательные и нормативно-правовые акты Украины, зарубежные и отечественные научные публикации.

5. результаты исследований использования процессно-ориентированного подхода в управлении интеллектуальной собственностью предприятий

Для тщательного изучения современных подходов в управлении деятельностью предприятий необходимо отметить особенности применения функционального, системного, ситуационного и процессного подходов. К недостаткам функционального подхода относят:

— низкий уровень управляемости всеми процессами;

— отсутствие ответственных за конечный результат вследствие выделения отдельных не связанных между собой этапов (фрагментов) работ;

— сложная организационная структура предприятия;

— наличие иерархических уровней в управлении тормозит прохождение управленческих и производственных процессов и увеличивает расходы предприятия;

— функциональные подразделения ориентированы на достижение своих целей;

— отсутствие согласованности в принятии решений между функциональными подразделениями;

— низкий уровень мотивации работников функциональных подразделений в ориентации на конечные результаты деятельности предприятия;

— интересы работников отдельного подразделения ограничены выполнением задач и функций данного подразделения;

— обмен информацией между подразделениями слишком затруднен вследствие ее вертикальной иерархичности, что приводит к значительным накладным расходам и к затягиванию сроков принятия управленческих решений;

— простая автоматизация выборочных управленческих процессов при отсутствии АСУП приводит к искажению информационной системы предприятия [2, 3, 19, 22-26].

Системный подход рассматривает события как элементы единого целого, которые настолько связаны между собой, что изменение в одном элементе системы неизбежно приводит к изменениям в других элементах. Преимущества такого подхода: системное решение производственных проблем учитывает внутренние и внешние факторы влияния на уровне каждого элемента системы для реализации стратегии и тактики предприятия; элементы системы гибко реагируют на воздействие внешней и внутренней среды; обеспечивается оптимальное саморазвитие предприятия и комплексность в управлении.

Недостатки системного подхода: практика деятельности отечественных предприятий опровергает распространенное мнение, что все предприятия являются целостной системой; необходимость привлечения высококвалифицированного управленческого персонала, применение новейших технологий и автоматизированных систем управления, что приводит к удорожанию процессов управления на предприятии [27].

Как отмечают исследователи, несмотря на значительное влияние системного подхода на теорию и практику управления, применения теории систем имеет существенный недостаток. Системный подход не позволяет адекватно оценить какие именно элементы (составляющие) внешней и внутренней среды чрезвычайно важны и какие конкретные факторы влияют на эффективность управления и эффективность деятельности предприятия в целом. Именно поэтому в конце 70-х годов двадцатого века получила развитие новая управленческая концепция, которая впоследствии стала известной как ситуационный подход в управлении [25].

Применение ситуационного подхода базируется на положении, что не существует оптимального метода управления предприятием. А наиболее эффективным является метод, учитывающий факторы влияния внешней и внутренней среды, соответствующие конкретной ситуации [5, 7]. Эффективное управление в рамках ситуационного подхода предполагает способность управленческого персонала из многих вариантов решений выбрать единственный, который подходит к конкретной ситуации. Применение такого подхода станет показателем или низкого уровня управляемости предприятия, или свидетельством высокого уровня профессионализма и управляемости.

Преимущества такого подхода проявляются в том, что управление осуществляется на уровне системы, а недостатки заключаются в том, что ситуации руководят процессом управления [27].

Процессный подход в управлении направлен не на функционирование отдельных подразделений и на организационную структуру предприятия, а на реализацию бизнес-процессов, направленных на создание конкурентоспособной продукции. При использовании процессного подхода предприятие рассматривается как бизнес-система, которая состоит из множества связанных между собой бизнес-процессов, ориентированных на выпуск продукции или оказание услуг [24].

Процессный подход базируется на формировании политики и процедур управления работой предприятия, направленных на эффективное достижение организационных целей. Управление является серией непрерывных взаимосвязанных действий, направленных на достижение целей предприятия.

Главной целью является не контроль самих исполнителей и технологий, а результатов их функционирования. Основным объектом управления является процесс, то есть последовательность действий, направленная на достижение конечного, измеримого и конкретного результата [3, 25].

Важным аспектом применения процессного подхода в управлении является выделение бизнес-процессов. Выделяют четыре основных вида [28]:

1. Основные бизнес-процессы. К которым относятся процессы, ориентированные на основной вид деятельности предприятия по производству продукции и услуг.

2. Бизнес-процессы обеспечения. К ним относятся вспомогательные и обслуживающие процессы на предприятии, направленные на эффективное обеспечение основного бизнес-процесса.

3. Бизнес-процессы управления. Процессы управления охватывают весь комплекс функций управления на уровне как отдельного бизнес-процесса, так и на уровне их совокупности.

4. Бизнес-процессы развития. К процессам развития относятся процессы направлены на совершенствование качества продукции, технологии производства, то есть инновационные процессы.

Однако сегодня, как отмечают исследователи, в управлении отечественными предприятиями преобладает функциональный подход, ориентированный на выполнение определенных функций и технологических процессов отдельными структурными подразделениями предприятия [2, 3].

Для реализации функционального подхода в отечественной практике разработаны научно-методические положения, инструкции, методики оценки эффективности, сформирована система подготовки кадров в высших учебных заведениях [29].

Функциональный подход, который характеризуется простотой и воспринимается большинством работников предприятий был целесообразным и эффективным в условиях постоянно растущего спроса на гарантированных рынках сбыта. Вместе с тем в начале 80-х годов переполненность рынка и усиления конкурентной борьбы привело к необходимости изменения парадигмы управления.

Предприятия активизировали поиски радикальных путей повышения эффективности деятельности. Новые условия хозяйствования нуждались в ориентации на достижение новых целей — снижение стоимости продукции при повышении ее качества и обеспечения быстрой адаптации предприятия к изменяющейся рыночной среде [26].

Именно процессный подход, как считают многие ученые, является новым, передовым, эффективным в отличие от устаревшего функционального подхода [2, 24, 29-31].

Исследователи отмечают, что несмотря на такое количество значительных положительных отличий, процессный подход в управлении, как и другие подходы не в полной мере позволяет решать все управленческие проблемы. Его применение сегодня позволяет совершенствовать определенные бизнес-процессы [3, 32, 33].

Как отмечает И. А. Кузнецова, процессный подход прошел несколько этапов становления. Базовая парадигма, долгое время преобладающая в менеджменте содержит много противоречивых положений: отсутствует четкий перечень функций управления, отсутствует единая последовательность их выполнения, сочетание различных по природе функций управления. Новые концепции, развивающиеся в рамках парадигмы процессного подхода (реинжиниринг, концепции управления по целям, контроллинга и общего менеджмента качества) также имеют некоторые недостатки: выделение этапов управления (в основном планирование и контроль) не имеет теоретического обоснования; отсутствие алгоритма процесса управления и методов его реализации; перенос терминологии функционального подхода неуместен при выделении составляющих процессного подхода в управлении [21].

Однако, по мнению автора статьи, реализация определенных функций управления является базовым понятием и не зависит от того, какой подход в управлении реализуется на предприятии. Ведь независимо от того, на что направлена управленческая деятельность (на управление функциональными подразделениями, или на управление бизнес-процессами), нужно четко определить

посредством планирования объемы производства, необходимые ресурсы, этапы и сроки выполнения; организовать основные и вспомогательные процессы;осуществлять контроль за реализацией и достижением необходимых показателей; координировать деятельность всех элементов процесса; мотивировать работников на выполнение обязанностей.

Считаем, что реализация этих функций не предусматривает четко определенной последовательности, поскольку под влиянием факторов внешней и внутренней среды происходит непрерывный процесс корректировки деятельности предприятия, в том числе организации, планов, контрольных и координирующих мероприятий.

Современная парадигма процессного подхода находится в постоянном развитии, аккумулируя в себе лучшие элементы предыдущих концепций. Так, ряд ученых подчеркивает, что современный процессный подход сочетает элементы функционального, системного и ситуационного подходов [3, 29, 31]. Все большее распространение получает термин «процессно-структурированный» подход. Как отмечает А. Е. Кузьмин, процессно-структурирован-ный комплексный подход сочетает элементы системного, ситуационного, динамического и функционального подходов. Управление рассматривается как процесс, состоящий из последовательных структурированных этапов, которые вместе обеспечивают реализацию управленческого воздействия на управляемую подсистему для достижения целей предприятия [5].

Такую позицию разделяют и другие ученые, и считают, что процессно-структурированный подход становится новой парадигмой в управлении предприятиями, основанной на сочетании основных принципов четырех базовых подходов при определяющей роли процессного подхода, предусматривающего декомпозицию управления на этапы и структурные фазы с последующим рассмотрением роли каждой из них [3].

Однако, несмотря на увеличение сторонников про-цессно-ориентированного подхода, на практике его применения не нашло сегодня широкое распространение. Как показывают исследования, сегодня на многих отечественных предприятиях применения процессного подхода только декларируется, а в реальности ограничивается разработкой набора документов, в которых описывается порядок выполнения различных работ на предприятии [20].

Как отмечает А. К. Коптелов, существуют следующие препятствия на пути внедрения процессного подхода в управлении предприятиями:

1. Отсутствие стимулов для повышения эффективности процессов. Многие предприятия функционируют сегодня в условиях низкого уровня конкуренции, что не требует качественно новых подходов к повышению эффективности деятельности. Управление процессами — необходимый инструмент деятельности предприятий, функционирующих на конкурентных рынках.

2. Нежелание руководства менять зоны ответственности менеджеров. Большинство предприятий имеют четко определенные полномочия и ответственность менеджеров. Поэтому, для успешного внедрения процессного подхода, необходима поддержка изменений на уровне владельцев компаний, генерального директора. Вместе с тем, использование процессного подхода в отдельных подразделениях, а не в рамках всего предприятия, может также дать значительный результат.

3. Привычность и простота функционального подхода. Направленность на решение производственных вопросов путем создания дополнительных функциональных подразделений приводит к углублению проблем, связанных со сложностью принятия согласованных решений и с наличием информационных разрывов в деятельности подразделений. Процессный подход позволит повысить эффективность деятельности без создания дополнительных подразделений, путем усовершенствования деятельности существующих.

4. Невысокий уровень культуры управления. Привычный подход к управлению требует от руководителей постановки задач и контроля за их выполнением. При этом управление осуществляется на конкретном иерархическом уровне в пределах функциональных полномочий. Процессное управление предусматривает охват и контроль всего процесса в целом.

5. Необходимость внедрения автоматизированных процессов с помощью BPM систем (Business Process Management system), для эффективного контроля реализации бизнес-процессов, отклонений сроков выполнения и анализа показателей результативности процессов.

6. Чрезмерное увлечение вопросами описания и регламентации процессов. Совершенствуя бизнес-процессы, многие предприятия пытаются формализовать, описать все процессы для дальнейшего усовершенствования. Однако, для детального описания процессов необходимо потратить много времени, а те процессы, которые были описаны в начале со временем меняются. Поэтому, для эффективности применения процессного подхода необходимо после детального описания определенного процесса сразу начать его усовершенствование. Таким образом, последовательно сосредоточиваясь на отдельных процессах, возможно усовершенствовать большинство бизнес-процессов и деятельности предприятия в целом.

7. Политика ожидания от референтных моделей и консультантов. Приглашение консультантов со стороны для более эффективного внедрения процессного подхода не всегда оправдывает ожидания. Это связано с отсутствием универсальных решений и с необходимостью привлечения к совершенствованию бизнес-процессов всех сотрудников предприятия, которые должны приспособиться к новому управленческому подходу и освоить новые инструменты управления [34].

6. Обсуждение результатов исследования процессно-ориентированного подхода в управлении

Автор статьи поддерживает мнение исследователей, которые считают, что применение процессного подхода целесообразно проводить поэтапно, сосредотачиваясь в первую очередь, на бизнес-процессах развития, которые относятся к стратегическому направлению деятельности предприятия [27, 35]. К таким процессам, исходя из приведенной выше классификации, относятся инновационные процессы, направленные на создание новой продукции, новых технологий, процессы формирования интеллектуальной собственности. Считаем, что применение процессного подхода в управлении целесообразно начинать на рядовых предприятиях именно в отношении этих процессов. Иначе результаты многих инновационных процессов на предприятии носят случайный, побочный и непредсказуемый характер.

Использование процессного подхода в управлении интеллектуальной собственностью позволит:

— рассматривать формирование интеллектуальной собственности как отдельный бизнес-процесс;

— разделить весь процесс на части, что позволит определить «слабые» места и более эффективно принимать необходимые решения;

— быстро реагировать на изменения во внутренней и внешней среде;

— нацеливать всех сотрудников, принимающих участие в отдельных бизнес-процессах на их результат;

— эффективно использовать затраты, необходимые для реализации процессов формирования интеллектуальной собственности [27].

7. выводы

В результате проведенных исследований:

1. Определены особенности различных подходов в управлении: функционального, системного, ситуационного и процессного, и особенности их применения в историческом ракурсе.

2. Определены преимущества и недостатки каждого из указанных управленческих подходов.

3. Выявленные препятствия к применению про-цессно-ориентированного подхода в управлении деятельностью отечественных предприятий.

4. Обоснована необходимость внедрения процессного подхода в управлении формированием интеллектуальной собственностью предприятий.

литература

1. Федулова, Л. Стратепя управлшня штелектуальною власш-стю в умовах шновацшно! економжи [Електронний ресурс] / Л. Федулова // Персонал. — 2006. — № 11. — Режим доступу: \www/URL: http://www.personal.in.ua/article.php7ida-399

2. Безпн, К. С. Порiвняльний аналiз процесного та функщо-нального пiдходiв до управлшня шдприемством [Текст] / К. С. Безпн, I. В. Гришина // Вюник еконо1шчно1 науки Украши. — 2009. — № 2(16). — С. 3-7.

3. Чернобай, Л. I. Теоретичш основи формування процес-но-структурованого шдходу у менеджмент [Текст]: тези доповщей мiжнародноï науково-практично! конференцп, Л^в, 10-12 листопада 2011 року / Л. I. Чернобай, О. I. Дума // Сучасш проблеми економжи i менеджменту. — Л^в: Видавництво Л^всько1 пол^ехшки, 2011. — С. 189-190.

4. Мескон, М. Основы менеджмента [Текст]: пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М.: Дело, 1994. — 702 с.

5. Кузьмш, О. 6. Концепщя та еволющя процесно-структурова-ного менеджменту [Електронний ресурс] / О. 6. Кузьмш // Економжа: реали часу. — 2012. — № 2(3). — С. 7-16. — Режим доступу: \www/URL: http://economics.opu.ua/files/ archive/2012/No2/7-16.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Виханский, О. Менеджмент [Текст]: учебник / О. Виханский, А. Наумов. — 4-е изд. — М.: Экономисть, 2006. — 670 с.

7. Сардак, С. Перспективы развития современного бизнеса [Текст] / С. Сардак // Менеджмент и менеджер. — 2008. — № 1. — С. 4-12.

8. Файоль, А. Управление — это наука и искусство [Текст] / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. — М.: Дело, 1992. — 672 с.

9. Nordsieck, F. Betriebsorganisation. Lehre und Technik [Text] / F. Nordsieck. — Stuttgart, 1934. — 268 p.

10. Nordsieck, F. Grundlagen der Organisationslehre [Text] / F. Nordsieck. — Stuttgart: C. E. Poeschel, 1974. — 132 p.

11. Deming, W. Е. Quality, productivity, and competitive position [Text] / W. Е. Deming. — Cambridge, MA: Massachusetts Institute of Technology, Center for Advanced Engineering Study, 1982. — 373 p.

12. Деминг, Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами [Текст] / Э. Деминг. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 370 с.

13. Porter, M. Е. Competitive Advantages: Creating and Sustaining Superior Performance [Text] / M. Е. Porter. — New York: Free Press, 1985. — 252 р.

14. Davenport, Т. Н. Business Innovation, Reengineering Work through Information Technology [Text] / Т. Н. Davenport. — Boston: Harvard Business School Press, 1993. — 364 p.

15. Hammer, M. Reengineering the corporation: a manifesto for business revolution [Text] / M. Hammer, J. Champy. — New York, NY: Harper Business, 1993. — 223 р.

16. Шеер, А. Бизнес-процессы: основные понятия, теория, методы [Текст]: пер. с англ. / А. Шеер. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просветитель, 1999. — 154 с. doi:10.1007/978-3-642-58529-6

17. Шелдрейк, Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до япо-низации [Текст] / Дж. Шелдрейк; пер. с англ. В. А. Спи-вака. — СПб.: Питер, 2001. — 352 с.

1S. Джордж, С. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях [Текст]: пер. с англ. / С. Джордж, А. Веймарских. — СПб.: Виктория плюс, 2002. — 256 с.

19. Андерсен, Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования [Текст] / Б. Андерсен; пер. с англ. С. Ариничева. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. — 272 с.

20. Калита, Т. Процессный подход — что сделать, чтобы он стал реальностью в организации [Электронный ресурс] / Т. Калита // Das Management. — 2010. — № 10-12. — Режим доступа: \www/URL: http://www.management.com. ua/qm/qm159.html

21. Кузнецова, I. О. Парадигми процесного шдходу в менеджмента сутнють та протирiччя [Текст] / I. О. Кузнецова // Вюник Хмельницького нацюнального ушверситету. — 2011. — № 2, Т. 2. — С. 64-68.

22. Виноградова, О. В. Решжишринг бiзнес-процесiв у сучасному менеджмент [Текст]: монографiя / О. В. Виноградова. — Донецьк: ДонДУЕТ, 2005. — 196 с.

23. Ладыко, И. Ю. Управление крупным предприятием: монография [Текст] / И. Ю. Ладыко, А. В. Козаченко, А. Н. Ля-шенко. — К.: Либра, 2006. — 384 с.

24. Корзаченко, О. В. Поцесний шдхщ до управлшня шдприемством: перспективи для Украши [Текст] / О. В. Корзаченко // Формування ринково'1 економжи. — 2010. — № 23. — С. 571-580.

25. Лепа, Р. Н. Анализ методологических подходов к управлению и принятию решений на предприятии [Текст] / Р. Н. Лепа // Научные труды ДонНТУ. Серия: экономическая. — 2005. — Вып. 100-1. — С. 77-84.

26. Вишняков, О. Процессно-ориентированный подход в управлении организацией [Электронный ресурс] / О. Вишняков, И. Дятлова. — Ноябрь 2004. — Режим доступа: \www/URL: http://pmteam.ru/upload/image/article6.pdf

27. Виноградова, О. В. Еволющя науково'1 думки щодо розвитку процесного шдходу [Текст] / О. В. Виноградова, С. В. Фь лша // Экономика Крыма. — 2011. — № 2(35). — С. 78-83.

2S. Ивлев, В. Процессная организация деятельности предприятия [Электронный ресурс] / В. Ивлев, Т. Попова. — Режим доступа: \www/URL: http://quality.eup.ru/DOCUM/podp.htm

29. Ткачова, С. С. Еволющя процесного шдходу до операцшно! та управлшсько! дiяльностi шдприемств [Текст] / С. С. Ткачова // Вюник СумДУ. Серiя «Економжа». — 2012. — № 2. — С. 68-75.

30. Расторгуева, И. В. Бизнес-процессы в ресторанном менеджменте [Текст] / И. В. Расторгуева, М. А. Пономарев // Управление человеческим потенциалом. — 2010. — № 04(24). — С. 310-325.

31. Евдокиенко, В. Бизнес-процессы, процессное управление и эффективность [Электронный ресурс] / В. Евдокиенко. — Режим доступа: \www/URL: http://www.aup.ru/articles/ management/20.htm

32. Аскаров, Е. Процессный подход в системе менеджмента качества [Электронный ресурс] / Е. Аскаров // Региональный еженедельник «Без проблем». — 2007. — № 45-47. — Режим доступа: \www/URL: http://www.cfin.ru/management/ iso9000/sertify/iso9001.shtml

33. Грабовская, И. Процессный подход: современные технологии управления компанией [Электронный ресурс] / И. Грабовская, А. Пронишин. — Режим доступа: \www/URL: http:// www.training.com.ua/live/interview/processnij_podhod

34. Процессный подход — революция в управлении? [Электронный ресурс] / Бизнес Консультирование. — Режим доступа: \www/URL: http://tsyganok.ru/pubs/pub.asp?id-2053

35. Алешина, Т. В. Комплексный подход к оценке процессной зрелости организации [Электронный ресурс] / Т. В. Алешина // Ефективна економжа. — 2014. — № 10. — Режим доступа: \www/URL: http://www.economy.nayka.com.ua/ ?op=1&z=3443

nPO^CHO-OPiEHTOBA^M ПЩХЩ В УПРАВЛШШ ШТЕЛЕКТУАЛЬНОЮ ВЛАСШСТЮ ПЩПРИЕМСТВ

Дослiджено особливостi застосування процесно-орieнтовано-го пiдходу в управлшш штелектуальною власнiстю пiдприeмств. Виявлено особливосл застосування чотирьох основних пiдходiв в управлшш (функцюнального, системного, ситуацiйного та процесного), 1х переваги та недолiки. Визначено основнi вщмш-ностi у застосуванш функцюнального та процесного пiдходiв.

Встановлено основнi перепони застосування процесного тдходу у вiтчизнянiй практицi. Визначено дощльшсть застосування процесно-орieнтованого пiдходу для управлшня iнтелектуальною власнiстю пiдприeмств.

Ключовi слова: управлiння, функцюнальний пiдхiд, систем-ний пiдхiд, ситуацiйний пiдхiд, процесно-орieнтований пiдхiд, штелектуальна власнiсть.

Семенова Валентина Григорьевна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики предприятия, Одесский национальный экономический университет, Украина, е-таИ: semenova_vg@ukr.net.

Семенова Валентина Григорiвна, кандидат eK0H0Mi4Hux наук, доцент, кафедра економжи шдприемства, Одеський нащональний eK0H0Mi4Huü утверситет, Украта.

Semenova Valentina, Odessa National Economics University, Ukraine, e-mail: semenova_vg@ukr.net

УДК 331.102.31 DOI: 10.15587/2312-8372.2015.44607

Твердушка Т. Б. УДОСКОНАЛЕННЯ ОРГАН13АЩИНОГО

МЕХАН13МУ СТИМУЛЮВАННЯ ПЕРСОНАЛУ ДО СТВОРЕННЯ 1ННОВАЦ1Й НА П1ДПРИСМСТВ1

Статтю присвячено дошдженню оргатзацшного мехатзму стимулювання персоналу вiдносно створення тновацш, визначенню цыьових орieнтирiв та напрямiв його удосконалення, зовнш-тх i внутрштх факторiв впливу, а також функцюнальних зв'язтв мiж суб'ектами взаемодп в структурi мехатзму стимулювання персоналу.

Ключов1 слова: тновацп, тновацшна дiяльнiсть, стимулювання персоналу, тдвищення кон-курентоспроможностi.

1. Вступ

При реалiзацii стратепчних щлей шновацшно-го розвитку менеджмент втизняних тдприемств не звертае достатньоi уваги на залучення персоналу компанп до реалiзацii шновацшних змiн. Сьогоднi це особливо актуально при намаганш украiнського бiзнесу вийти на мiжнароднi ринки машинобудiвноi продук-цii, де цiнуються, перш за все, технолопчш iнновацii та можлившть '¿х швидкого впровадження у поточне виробництво.

Дтча на пiдприемствах система стимулювання персоналу в напрямку створення шновацш потребуе серйозного вдосконалення, що зумовлено наявтстю оргашзацшних проблем, вирiшення яких е актуальним завданням менеджменту машинобудiвних тдприемств. Серед зазначених проблем слщ видшити: низький рь вень iнновацiйноi активностi персоналу; неефективнiсть iнструментiв стимулювання персоналу до iнновацiйноi дiяльностi•, зниження реальних розмiрiв заробiтноi плати та сощальних гарантiй; неефективна система захисту

iнтелектуальноi власностi; недосконала система розвитку та навчання персоналу iнновацiйно-орiентова-них компанш; низька задоволенiсть iнвесторiв, пра-цiвникiв та суспiльства у результатах '¿х iнновацiйноi дiяльностi тощо.

Наслщком зазначених проблем е зниження конку-рентоздатностi вiтчизняних пiдприемств на мiжнарод-ному ринку, де одним з критерпв вибору партнерiв серед компанш-замовниюв машинобудiвноi продукцп виступае показник iнновацiйноi активностi тдприем-ства, в якому персоналу выводиться роль генератора створення та впровадження шновацш у виробничi процеси [1]. Тому сьогодш потребуе осо6ливо' уваги проблема стимулювання залучення персоналу украш-ських машинобудiвних пiдприемств до iнновацiйного процесу.

Вищезазначене обумовлюе необхiднiсть видiлення оргатзацшного мехатзму та розробки практичних тд-ходiв до стимулювання персоналу з метою '¿х залучення до iнновацiйноi дiяльностi та забезпечення iнновацiйного розвитку машинобудiвного пiдприемства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.