Научная статья на тему 'Процесс управления рисками на уровне государственного высшего учебного заведения'

Процесс управления рисками на уровне государственного высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
757
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / ФИНАНСОВЫЙ РИСК / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / НОРМАТИВ "ПОДУШЕВОГО" ФИНАНСИРОВАНИЯ / КОНТИНГЕНТ СТУДЕНТОВ / РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азарян Н. А.

В статье рассмотрены вопросы создания эффективного процесса управления рисками в высших учебных заведениях в условиях рыночной экономики и снижения объемов государственной финансовой поддержки в сфере образования. Отмечено, что каждый этап процесса управления рисками способствует обеспечению эффективной работы вуза во всех аспектах его деятельности и при любых изменениях внешней и внутренней среды. На основе анализа и оценки «вузовских» рисков может быть разработана рациональная стратегия минимизации вероятности наступления рисковых событий, обеспечивающая системный контроль за процессом достижения основных целей вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процесс управления рисками на уровне государственного высшего учебного заведения»

Риск-менеджмент

УДК 336.61

ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ НА УРОВНЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Н.А. АЗАРЯН, аспирантка кафедры биржевого дела и ценных бумаг E-mail: [email protected] Российский экономический университет

им. Г.В. Плеханова

В статье рассмотрены вопросы создания эффективного процесса управления рисками в высших учебных заведениях в условиях рыночной экономики и снижения объемов государственной финансовой поддержки в сфере образования. Отмечено, что каждый этап процесса управления рисками способствует обеспечению эффективной работы вуза во всех аспектах его деятельности и при любых изменениях внешней и внутренней среды. На основе анализа и оценки «вузовских» рисков может быть разработана рациональная стратегия минимизации вероятности наступления рисковых событий, обеспечивающая системный контроль за процессом достижения основных целей вуза.

Ключевые слова: управление рисками, финансовый риск, государственное высшее учебное заведение, норматив «подушевого» финансирования, контингент студентов, рыночная стоимость образовательных услуг

Современное состояние «вузовского» образования достаточно сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в XXI в. является одной из важнейших сфер человеческой деятельности. С другой стороны, тенденции развития высшего образования в целом и механизмов его финансирования в частности свидетельствуют о повышении уровня рисков, сопровождающих процесс реформирования высшей школы. Управление рисками на уровне

высшего учебного заведения - это совокупность мероприятий, направленных на достижение долгосрочной финансовой устойчивости учреждения, обеспечивающих баланс интересов вуза, государства, преподавателей и учащихся посредством обеспечения высокого качества обучения, проведения научных исследований, усиления значимости вуза в профессиональной среде и в глазах потребителей образовательных услуг.

В зарубежных странах риск-менеджмент в высшей школе определяют как процесс управления рисками, инициируемый при разработке стратегии развития университета, предполагающий выявление потенциальных негативных событий в пределах «приемлемости» риска для обеспечения разумной гарантии достижения целей университета. Анализ и оценку рисков необходимо начинать с создания «общей терминологии» риска. Использование общих определений и классификации факторов и видов рисков дают возможность персоналу университета единообразно идентифицировать сходные риски и выявлять наиболее значимые из них. Среди основных рисков, с которыми сталкиваются вузы, выделяют:

1) стратегические:

- воздействие на достижение целей;

- конкурентные и рыночные риски;

2) финансовые:

- потери;

- «недополучение» ресурсов или других активов;

3) операционные:

- управление процессами;

- административные процедуры;

- контроль;

4) технологические:

- компьютерная инфраструктура;

- приложения;

- безопасность;

5) соответствие нормативным требованиям:

- соблюдение законов и правил;

- безопасность и экологические проблемы;

- судебные разбирательства;

- конфликты интересов;

6) сохранение конкурентоспособности;

7) репутационные:

- политические вопросы;

- отношения со СМИ и др.

Типология рисков в обобщенном виде предполагает их разделение на риски управления, качества, репутации и финансовые риски. В университетской среде риски традиционно рассматриваются в децентрализованном виде, т.е. отдельные риски управляются независимо друг от друга в обособленных подразделениях, факультетах, кафедрах, действия которых не скоординированы для достижения максимального эффекта.

Сущность развитой системы риск-менеджмента в вузе заключается в регламентации действий, способствующих недопущению появления отклонений фактических результатов деятельности от первоначальных управленческих целей или минимизации негативного влияния таких отклонений. Для решения этой задачи необходимо изменить традиционный подход к управлению рисками с фрагментарного, частного на непрерывный и комплексный подход. Одним из инструментов современного «вузовского» риск-менеджмента, например, являются электронные системы управления рисками, интегрированные в единую модель управления вузом и координирующие действия всех субъектов управления. Информация об оценке уровня риска из различных подразделений автоматически поступает в единый центр управления рисками, обеспечивая риск-менеджеров достоверными и своевременными данными, необходимыми для устранения рисков в масштабе университета. В процессе анализа вероятности наступления рискового события повышается

осведомленность и эффективность персонала на всех уровнях управления вузом за счет предоставления сотрудникам и преподавателям возможности сопоставления результатов деятельности вуза с эффективностью исполнения их обязанностей с точки зрения снижения общих рисков. В итоге может быть принято согласованное и рациональное решение о применении стратегии устранения, ограничения, перехода или принятия тех или иных рисков.

Из всего многообразия рисков для современных российских вузов наиболее распространенным является риск недостатка денежных средств - финансовый риск, отражающий влияние на вуз множества более мелких рисков:

- низкое качество обучения;

- неэффективность управления вузом;

- снижение рейтингов в национальном и мировом масштабах.

Общий финансовый риск вуза (1) можно количественно интерпретировать как отклонение фактического годового финансирования вуза от планового объема финансирования в том же году. Это может быть следствием недостаточности бюджетного финансирования, снижения доходов от реализации платных услуг, выполнения научных исследований, проведения социально значимых мероприятий и др.

FR = Fit-F0,„ (1)

где FR - общий финансовый риск вуза;

F1 - объем фактического финансирования вуза в году t;

F0 - объем планового финансирования вуза в году t.

При этом общий финансовый риск также можно выразить формулой (2):

FR = axj + bx2 + cx3, (2)

где x1 - риск государственного недофинансирования;

x2 - риск недополучения рыночных доходов; x3 - риск недополучения других доходов вуза;

а, b, с - доли источников финансирования x в общих доходах вуза.

Переменная x1 - это количественное значение, отражающее уровень риска государственного недофинансирования, т.е. разница между планируемым и фактическим объемами субсидий на выполнение государственного задания, научных исследований и иных целей, в том числе с учетом нормативов «подушевого» финансирования.

Переменная х2 - это количественное значение, отражающее уровень риска недополучения рыночных доходов, т.е. разница между планируемыми и фактическими поступлениями средств из небюджетных источников, в том числе:

- от реализации платных услуг по основным и дополнительным образовательным программам;

- выполнения фундаментальных и прикладных научных исследований;

- реализации товаров, услуг, ценных бумаг малых инновационных предприятий, учрежденных на базе университетов.

Это может быть связано как с падением рыночных цен на услуги вуза, так и с «недобром» абитуриентов и слушателей, недостаточно развитой клиентской базой для реализации товаров и услуг по иной приносящей доход деятельности.

Переменная х3 - это количественное значение, отражающее уровень риска недополучения других доходов вуза, т.е. разница между планируемыми и фактическими поступлениями средств от целевого бюджетного финансирования (за исключением федерального бюджета), компаний-партнеров, фонда попечителей, эндаумент-фонда и пр.

Скорректировав каждую из этих переменных на соответствующие коэффициенты а, Ь и с, отражающие доли источников финансирования в общих доходах вуза, можно привести различные по характеру риски к единому, сопоставимому показателю для корректного расчета общего финансового риска.

Теоретически в условиях рыночной экономики падение стоимости образовательной услуги (как одна из возможных причин реализации риска недополучения рыночных доходов) обусловливается снижением спроса на услуги вузов, что в свою очередь приводит к сокращению платного набора при уменьшении числа абитуриентов. В этой ситуации вузам необходимо, задействовав эффективный механизм риск-менеджмента, восстановить баланс доходов и расходов за счет сокращения затрат, связанных с обучением небюджетных студентов. В связи с этим снижение рыночных цен в силу падения спроса и связанное с этим уменьшение денежных доходов вуза неможет в полной мере рассматриваться как фактор финансового риска вуза. К тому же в силу предъявляемых Минобрнауки России требований к обоснованности стоимости обучения в каждом вузе, исходя из фактически произведенных затрат, степень влияния риска снижения рыночной цены на образовательные услуги на финансовую

деятельность вузов не представляется значимой в среднесрочной перспективе.

Для проведения эффективных мероприятий в области управления рисками с применением модели общего финансового риска вуза (3) необходимо определить удельный финансовый риск вуза в абсолютном и относительном выражениях: рассчитать сумму взвешенных по доле финансирования и по доле контингента абсолютного и относительного изменений финансовых рисков в случае уменьшения норматива «подушевого» финансирования и среднерыночной цены образовательной услуги вуза

= Щ/п + ЬЧ/Г , (3)

где FRtotaj- общий абсолютный финансовый риск

вуза;

а - исходная доля государственного финансирования в общих доходах вуза; д^ - доля бюджетного контингента обучающихся в общем количестве студентов вуза; гп - риск (изменение) среднего норматива «подушевого» финансирования применительно к вузу в будущем году;

Ь - исходная доля частного финансирования в общих доходах вуза;

- доля платного контингента обучающихся в общем количестве студентов вуза; гр - риск (изменение) средней рыночной стоимости образовательной услуги вуза в будущем году.

Модель риска вуза в абсолютном выражении можно привести к относительному выражению. Для этого необходимо разделить обе ее части на стоимость образовательной услуги, в качестве которой можно использовать среднюю стоимость образовательной услуги по всему контингенту студентов в масштабах страны (4). Это позволит оценить финансовый риск в долях и сопоставить его с аналогичными значениями по другим вузам и со средними значениями по сфере высшего образования, что может быть полезным в том числе курирующим министерствам и ведомствам

Е

Р = —, (4)

С

и

где Р - средняя стоимость образовательной услуги в вузах;

Еи - общая сумма доходов государственных вузов от образовательной деятельности; Си - общий контингент (платный и бюджетный) студентов государственных вузов. Использование модели расчета абсолютного и относительного финансового риска позволяет вузу

оценить степень своих возможных финансовых выгод или потерь от прогнозируемых изменений ключевых параметров финансовой деятельности и предпринимать необходимые действия по компенсации этих рисков, характер которых существенно зависит от размеров риска и выбранной стратегии риск-менеджмента.

После идентификации и количественной оценки рисков и их последствий необходимо определить вероятность наступления рисковых событий. Для этого вуз может использовать числовую рейтинговую систему и (или) стандартный метод ранжирования рисков на «высокий», «средний» и «низкий».

Следующий шаг состоит в определении стратегий управления рисками (разработке корректирующих мероприятий) и оценке этих стратегий для выявления любых возможных недочетов и ошибок, в том числе недостатков в области подготовки отчетности, неэффективности основных управленческих процедур. В этом смысле управление рисками есть действия, обеспечивающие:

- долгосрочную финансовую устойчивость вуза;

- требуемое качество образования;

- проведение научных исследований;

- высокий имидж вуза в глазах общественности.

Стратегии управления рисками в вузе сопоставимы с приемами рыночного хеджирования, которые способствуют восполнению финансовых ресурсов одного участника рынка за счет другого в зависимости от колебаний стоимости на товары и услуги. То есть в долгосрочном периоде может быть достигнуто равновесие интересов вузов и студентов, что обеспечит разумный рост цен на образовательные услуги и увеличение объемов финансирования высшей школы.

Одним из важных вопросов при выборе стратегии управления финансовым риском в вузе является нахождение «точки равновесия» бюджетного и небюджетного контингента обучающихся. Изменение пропорции между бюджетным и платными студентами вовсе не обязательно приводит к существенному изменению средней стоимости образовательной услуги, так как последняя преимущественно определяется уровнем платежеспособности населения, а не количеством небюджетных студентов. Конечно, потенциальная численность набора платного контингента всегда ограничена по демографическим причинам. Увеличение бюджетного приема за счет сокращения платного является совершенно нерацио-

нальным с точки зрения государства, ведь это означает рост «необоснованных» расходов государственного бюджета при наличии возможности у населения самостоятельно оплачивать образовательные услуги по среднерыночной цене (или, по крайней мере, по стоимости, примерно соответствующей нормативу «подушевого» финансирования). В настоящее время в большинстве вузов граница между бюджетным и платным контингентом определена опытным путем и сохраняется примерно на одинаковом уровне - с учетом приоритетов государственной политики в сфере образования.

Управление рисками в вузе выступает и как гарантия того, что набор управленческих действий в случае «отклонения» от заданного целевого курса развития из-за неопределенности, стихийности рынка будет адекватным, правильным и своевременным. Основной целью формирования стратегии по управлению рисками является определение набора конкретных управленческих действий и мероприятий, заранее распределенных по возможным видам и факторам риска, что снижает необходимость «экстренных мер реагирования» на возникающие риски, т.е. снижает чрезвычайные расходы вузов.

При разработке стратегии недопущения или минимизации финансовых рисков вузов следует учитывать, что недостаточность денежных доходов может быть компенсирована только двумя способами:

- сокращением собственных затрат;

- привлечением дополнительного финансирования.

При выборе первого способа речь идет о необходимости «единовременного» сокращения вузовских затрат в будущем периоде в силу известного вузу уменьшения его денежных доходов. Например, если спрос на платные образовательные услуги снижается (уменьшается количество небюджетных студентов) или становится известно о секвестирова-нии государственного бюджета, то вузу необходимо предусмотреть меры быстрого и пропорционального сокращения своих затрат. Для этого еще на стадии формирования ежегодного финансового плана вуза необходимо отделить «текущий (обязательный) бюджет» от «бюджета развития», предполагающего дополнительные затраты на ремонт, строительство, закупку нового оборудования, реализацию научных проектов и программ и др. Следует признать, что основным способом сокращения затрат вуза зачастую является уменьшение расходов на оплату труда

преподавателей и сотрудников (с учетом налоговых начислений это - от 65 до 85% от общих расходов вуза). Для успешной реализации такой стратегии управления финансовым риском руководству высшего учебного заведения необходимо либо изменить правовые отношения с персоналом для достаточно оперативного и «низкозатратного» снижения (увеличения) кадровой численности, либо сформировать ограничения и лимиты на сокращение затрат вуза при разработке «карты рисков».

Второй способ минимизации финансовых рисков в условиях современной государственной политики в сфере образования является для вузов наиболее актуальным. Основная суть механизма управления финансовыми рисками заключается в настоящее время именно в рациональном управлении процессами «изыскания» дополнительных денежных доходов. Этот механизм может применяться в двух направлениях:

- компенсационном. Это способность вуза компенсировать недостаточность государственного и частного финансирования путем увеличения объемов реализации традиционных дополнительных образовательных услуг (программы повышения квалификации и переподготовки, курсы, прием экзаменов), сдачи «свободных» площадей в аренду, сбора финансовых ресурсов от спонсоров;

- инновационном. Это способность вуза находить дополнительные существенные источники денежных доходов в сфере научно-исследовательской, консультационной, экспертной деятельности.

Очевидно, что относительно небольшие риски (в пределах до 10% потерь от совокупного финансирования) вуз может восполнить собственными силами: за счет расширения деятельности по оказанию дополнительных платных услуг и сокращения расходной части бюджета («внутренней» экономии). Однако, если негативный финансовый риск существенно превышает это значение, то проблема его минимизации переходит на государственный уровень и должна решаться с привлечением курирующих министерств и ведомств.

Еще одним важным шагом в процессе управления рисками в вузе является разработка плана мониторинга и отчетности по реализации выбранной

стратегии управления рисками. Обзор ключевых показателей эффективности предоставляет руководству возможность дать оптимальную оценку соответствию целевых ориентиров фактически осуществленным действиям.

Частью каждого этапа процесса управления рисками в зависимости от корпоративной культуры учебного заведения может стать проведение встреч с группами преподавателей и сотрудников вуза как в форме семинаров, презентаций и обсуждений или же по электронной почте и телефону, так и на официальном заседании ученого совета или ректорате. Основная цель таких встреч заключается в повышении осведомленности коллектива вуза о вероятности наступления рисков, которые могут повлиять на достижение главных ориентиров деятельности университета, и координации стратегий, используемых для устранения рисков в масштабах вуза.

Список литературы

1. Боровская М.А., Ястребова О.К., Цвет-кова А.В. Новый механизм финансирования учреждений высшего профессионального образования: первые результаты // Высшее образование в России. 2012 № 5. C. 3-14.

2. Груздев Г.В., Платонова Ю.А. Проблемы финансирования высшего образования в контексте задач инновационного развития вузов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 2.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010. № 83-Ф3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012. № 273-Ф3.

5. Управление рисками предприятия в высшем образовании. 2007. URL: http://www.urmia. org/Hbrary/docs/reports/URMIA_ERM_White_Paper. pdf.

6. Шибаев С.Р. Преодолевая «иммунитет» к инновациям. Проблемы инновативности российской экономики // Креативная экономика. 2010. № 11.С. 3-8.

Risk management

RISK MANAGEMENT AT THE LEVEL OF STATE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Narina A. AZARIAN

Abstract

The article considers the issues of creation of effective risks management process in higher educational institutions in the conditions of market economy and decreasing of volumes of state financial support in education. The author notes that each stage of risk management promotes ensuring the effective work of higher education institution in all aspects of its activity and at any changes of the external and internal environment. The paper offers, on the basis of the analysis and assessment of "higher school" risks, rational strategy of risk minimization providing system control on process of achievement of main objectives of higher education institution.

Keywords: risk management, financial risk, state higher educational institution, "per capita" finance standard, students contingent, market cost, educational services

References

1. Borovskaia M.A., Iastrebova O.K., Tsvetkova A.V. Novyi mekhanizm finansirovaniia uchrezhdenii vysshego professional'nogo obrazovaniia: pervye rezul'taty [A new funding mechanism for establishment of higher education: the first results]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia, 2012, no. 5, pp. 3-14.

2. Gruzdev G.V., Platonova Iu.A. Problemy finansirovaniia vysshego obrazovaniia v kontekste zadach innovatsionnogo razvitiia vuzov [Problems of financing of the higher education in context of issues of innovative development of higher education institutions]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo -Bulletin of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, 2012, no. 2.

3. RF Federal Law "On Modification of separate acts of the Russian Federation in connection with improvement of legal status of the public (municipal) institutions" of May 08, 2010 № 83.

4. RF Federal Law "On Education in the Russian Federation" of December 29, 2012 № 273.

5. Risk-management in the higher education, 2007. Available at: http://www.urmia.org/library/docs/ reports/URMIA_ERM_White_Paper.pdf.

6. Shibaev S.R. Preodolevaia "immunitet" k innovatsiiam. Problemy innovativnosti rossiiskoi ekonomiki [Overcoming the "immunity" to innovation. Problems of innovativeness of the Russian economy]. Kreativnaia ekonomika - Creative economy, 2010, no. 11, pp. 3-8.

Narina A. AZARIAN

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.