Научная статья на тему 'Процесс совершенствования драматургических умений и навыков молодежи в учреждениях культуры'

Процесс совершенствования драматургических умений и навыков молодежи в учреждениях культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / ТВОРЧЕСТВО / МОЛОДЕЖЬ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ПРОГРАММА / DRAMATURGIC SKILLS / CULTURAL INSTITUTIONS / CREATIVITY / YOUTH / CULTURAL AND LEISURE PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кернерман М. В.

В данной статье представлен процесс совершенствования драматургических умений и навыков молодежи в учреждениях культуры.Анализируется участие молодежи в создании программ как фактор развития художественных умений и навыков. В статье рассматриваются задачи учреждений культуры, этапы процесса совершенствования драматургических умений и навыков молодежи в учреждениях культуры, формирование художественных умений и навыков молодежи при организации культурно-досуговых программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Process of improvement of dramaturgic skills of youth in cultural institutions

Process of improvement of dramaturgic skills of youth in cultural institutions is presented in this article.Participation of youth in creation of programs as a factor of development of art skills is analyzed. In article tasks of cultural institutions, stages of process of improvement of dramaturgic skills of youth in cultural institutions, formation of art skills of youth are considered at the organization of cultural and leisure programs.

Текст научной работы на тему «Процесс совершенствования драматургических умений и навыков молодежи в учреждениях культуры»

Humanity space International almanac VOL. 8, No 7, 2019: 898-905

Процесс совершенствования драматургических умений и навыков молодежи в учреждениях культуры

М.В. Кернерман

ООО «Агентство Виват»

105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, 1/4

ООО «Agenstvo VIvat»

Zemlyanoy Val sir., 1/4, Moscow 105064 Russia e-mail: [email protected]

Ключевые слова: драматургические умения и навыки, учреждения культуры, творчество, молодежь, культурно-досуговая программа. Key words: dramaturgic skills, cultural institutions, creativity, youth, cultural and leisure program.

Резюме: В данной статье представлен процесс совершенствования драматургических умений и навыков молодежи в учреждениях культуры.Анализируется участие молодежи в создании программ как фактор развития художественных умений и навыков. В статье рассматриваются задачи учреждений культуры, этапы процесса совершенствования драматургических умений и навыков молодежи в учреждениях культуры, формирование художественных умений и навыков молодежи при организации культурно-досуговых программ.

Abstract: Process of improvement of dramaturgic skills of youth in cultural institutions is presented in this article.Participation of youth in creation of programs as a factor of development of art skills is analyzed. In article tasks of cultural institutions, stages of process of improvement of dramaturgic skills of youth in cultural institutions, formation of art skills of youth are considered at the organization of cultural and leisure programs.

[Kernerman M.V. Process of improvement of dramaturgic skills of youth in cultural institutions]

Процесс совершенствования драматургических умений и навыков формируется в реальной художественной практике молодежи в современных учреждениях культуры. При этом многообразие и неоднозначность художественного процесса, наблюдаемые в различных видах и направлениях искусства, ставят проблему уточнения специфики художественных умений и навыков молодежи.

В руководстве художественно-исполнительским процессом следует опираться на выбор молодежи, но при этом драматургическое развития смыла должно лежать в основе.

«Приобретаемые молодыми людьми художественные

умения и навыки в совокупности должны стать саморазвивающейся системой переживаемых драматургических основ, где каждый результат художественного мышления в свою очередь вливается в этот процесс, обогащая и корректируя его».

Уже давно практика показала, что массовое посещение культурно-досугового учреждения себя исчерпало. Молодые люди чаще всего, собираются в небольшиекомпании, чтобы удовлетворить свои потребности в общении. Сегодня коллективы Культурных центров работают над тем, чтобы собрать и организовать под своей крышей самые разнообразные клубы по интересам и любительские объединения.

Учреждениям культуры необходимо оперативно и адекватно решать актуальные задачи, диктуемые жизнью. Сегодня, с развитием интернета информацию о людях и коллективах собрать не составляет долгого времени, как раньше, да и о программах и конкурсах теперь мы узнаем часто узнаем из интернета. Поэтому надо начинать с создания банков данных о людях и досуговых коллективах, сформировать центр инициативы, например молодежи, которая лучше знает вкусы и интересы своих сверстников, и поэтому может активно участвовать и давать рекомендации в создании программ в учреждениях культуры, необходимо, чтобы инициатива шла от молодежи, нужны лидеры.

Конечно, много нового и полезного для своей работы узнаешь из профессиональных журналов и интернетпорталов, из различной методической литературы. Но никакие издания не заменят живого общения с коллегами. Нужно больше выезжать в другие регионы, обмениваться опытом.

Основная задача учреждения культуры заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуг, удовлетворение духовных потребностей населения.

Пережив развитие компьютерной технологии и популяризацию мировых информационных сетей, молодежь отодвинула на задний план, посещение и участие в культурных программах в учреждениях культуры. Сегодня, проблемы воспитания молодежи, развитие творческих способностей,

духовно-нравственного совершенствование, формирование умений и навыков фигурируют в программах учреждений культуры менее активно, чем раньше. Отсутствие в обществе педагогической системы, которая оказывает влияние на подростковый досуг и обеспечивает его материальную базу, ориентирует подростка только на времяпрепровождение. Наиболее существенной чертой ценностной системы молодежи, является ориентация на индивидуальный успех.

По результатам опроса молодых людей были сформированы предложения по улучшению качества концертно-зрелищной программы.

У молодых людей появляется интерес к новым знаниям, после участия в концертно-зрелищной программы, в которых присутствует познавательно-информационная основа, чуть меньше респондентов ответили, что на их выбор в поиске знаний повлияли тематические программы. Так же молодежь обращает особое внимание на программы, в которых культивируется творческого развитие, общения с новыми людьми.

Среди основных направлений деятельности учреждений культуры выделяют три: информационно-просветительное, художественно-публицистическое и культурно-развлекательное.

Информационно-просветительный тип деятельности учреждений передает аудитории знания. При этом происходит слияние с уже имеющимся у человека жизненным опытом, тем самым моделируется новый личностный стиль поведения, формируется индивидуальное сознание в обществе, усваивается и преумножается накопленный человеческий опыт.

Часто, программы, предлагаемые современной молодежи, легки для восприятия, направлены лишь на эксплуатацию человеческих эмоций, не заставляют задумываться о происходящем. При этом опрос молодых людей в учреждениях культуры показал, что многие из них приветствуют мероприятия, в которых есть познавательно-информационная основа с проведением конкурсов, игр, викторин. Организаторам мероприятий в учреждениях культуры необходимо духовно, культурно, нравственно воспитывать молодых людей, повышать эмоциональный заряд современными молодежными

развлекательными программами.

Организаторам требуется привлекать к созданию программ в учреждениях культуры молодежь, так на вопрос «Хотели бы Вы лично принимать участие в подготовке программы», большинство респондентов ответили утвердительно. В основном молодые люди видят себя либо организаторами, либо режиссерами. Они стремятся к самостоятельному поиску, к анализу сложившихся ситуаций и самоанализу, они тяготеют к руководству жизнедеятельностью коллектива, предполагающее разработку, обсуждение, принятие и реализацию решений.

Досуговые занятия по-настоящему хороши только тогда, когда дают людям множество положительных эмоциональных впечатлений. Они не в силах создать настроение в собственном смысле, но могут стать своеобразным толчком, подготавливающим для хорошего настроения соответствующую почву.

Сегодня в деятельность учреждений культуры внедряют множество альтернативных, а также и традиционных массовых и групповых форм, где задействованы такие механизмы общения, как семья - дети, семья-семья, дети-дети и т.д.

Так же на базе современных культурно -досуговых центрах должны функционировать различные модели детских, подростковых и смешанных семейных клубов и любительских объединений, фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, семейных мастерских прикладного творчества.

Для того, чтобы мероприятия носили массовый характер, и в процесс создания было привлечено, как можно больше молодых людей, необходимо грамотно и системно готовить событие, а именно:

- информировать молодежь об организации культурных мероприятий через свои структурные подразделения, используя стенды и объявления, а также размещать информацию в интернете и на электронной странице культурного центра

- сбор информации о культурной жизни России и доведение ее до молодежи через различные каналы, в том числе используя интернет-ресурсы, с целью возможного участия молодых людей в различных культурно-массовых

мероприятиях.

- участие в организации и проведении различных культурных мероприятий, а так же различных конкурсов и розыгрышей на интернет-странице культурного центра

- участие в подготовке стенгазет на заданные темы

- ведение различных рубрик и обзоров на сайте и аккаунте культурного центра

- тесное сотрудничество с заместителем директора по воспитательной работе для согласования политики культурного направления на текущий период.

- формирование творческого коллектива из молодых людей, имеющих интерес к культурной общественной жизни для совместной и эффективной работы

- воплощение в жизнь различных инициатив и предложений молодежи.

Одна из основополагающих задач деятельности учреждений культуры, это формирование драматургических умений и навыков молодежи.

Молодые люди, обученные нужным актеру комплексом драматургических умений и навыков, демонстрируя свое мастерство, активно не используют их в учреждениях культуры. Весь свой весомый запас драматургических навыков, и полученных в учреждениях культуры художественных умений и навыков остаются пассивными до тех пор, пока актеры практически не использовали то или иное умение или навык в характеристике образа.

Такие возможности создает работа в театрах. Спектакль вообще требует определенных художественных форм работы, и часто актеры, которые являются молодыми людьми не достаточно владеют этими формами, потому что не получили соответствующей художественной подготовки в учреждении культуры.

Выявляется серьезный объем педагогической работы, для которой подойдет театр-студия для молодых людей и где будет проходить процесс совершенствования драматургических умений и навыков молодых людей.

Молодежь, обучающиеся в театральной студии, получает не только реальную возможность выхода на профессиональную

сцену, но и возможность продолжить дальнейшее театральное образование в специализированных вузах столицы.

Большое внимание в работе с молодежью в театре-студии, необходимо уделять вопросам психологии и педагогики, подбору репертуара, учитывать возрастные особенности подростков. В театральных постановках, следует сочетать театральную драматургию, пластику и музыкальное оформление.

Девушки и юноши театра-студии ежедневно постигают азы актерского мастерства, хореографии, вокального искусства, а также занимаются сценическим движением, акробатикой и сценической речью.

Обширный репертуар театра-студии определяется всевозможными спектаклями, мюзиклами и пластическими композициями, что помогает актёрам совершенствовать себя в мире искусства, творчески реализовываться, и с уверенностью открывать все новые и новые двери в наш большой и чудесный мир.

Разработка, костюмов, декораций, запись и аранжировка фонограмм, сценарно-постановочная работа, тщательный подбор творческого и педагогического состава - позволяют артистам достойно держаться на сцене.

При этом в театральной студии занимаются организацией концертно-зрелищных и культурно-досуговых программ для детей и взрослых. Имеют многократный опыт в проведении крупно-масштабных мероприятий, таких как «День Города», Новогодние Балы и тематические праздничные представления.

Развитие творческого потенциала у молодежи определяется задачами.

Первая задача - помочь молодым людям наработать «специальное состояние», которое позволяет комфортней чувствовать себя в Жизни, правильно ставить цели и легче достигать их. Прежде всего - это наработка состояния уверенности и легкости. Мы учим контролировать и управлять своим состоянием;

Вторая задача - помочь молодым людям, которые собираются заниматься театром профессионально (наработка опыта пребывания на сцене, навыки актерского мастерства по системе работы над ролью Михаила Чехова).

Использование важной дисциплины - «психотехники», систематическое собрание психологических упражнений и техник, направленных на управления своим состоянием, позволяет быстрее и эффективнее осваивать азы актерского мастерства.

Каждое занятие - это комплекс упражнений по актерскому мастерству, пластике; речевые техники и психотехники. Каждый месяц заканчивается отчетным творческим показом, следует использовать и внедрять в работу актерские техники по системе М.Чехова, психотехники, игротехники.

Программа обучения позволяет молодому человеку за короткое время раскрыть себя, а значит развить все художественные качества гармоничной личности: воображение, память, ораторское искусство, мастерство общения, коммуникабельность, интуицию, чувство позволения в принятии нестандартных решений и уверенность в их воплощении.

Предметы, которые входят в программу обучения:

- Актерское мастерство: пластика (работа с телом), голос (работа с речью и голосом);

- Психотехники (для достижения творческого состояния).

Задачи обучения:

- переход «порога сцены», упражнения на преодоление страха публичного одиночества;

- раскрепощение, снятие телесных и психологических зажимов;

- ощущение своего тела и своего голоса, как «инструмента»;

- развитие воображения и внимания;

- вхождение в Творческое Состояние (накопление опыта пребывания в нем).

- освоение погружения в состояние другого человека, в состояние выбранного образа и работа в этом образе;

- ощущение пространства (пространства сцены и времени);

- творческое состояние и его развитие.

Задачи третьего цикла:

- вхождение в образ и работа в этом образе с партнерами на сцене, ощущение себя и партнера во взаимодействии;

- ощущение себя как части действия;

- освоение состояния внутреннего перехода в "новую", воображаемую, реальность, действие в ней, как ее неотъемлемой части и обязательный выход из нее.

Таким образом, следует выстраивать свою работу в театральной студии с молодежью, основываясь на развитии драматургических умений и навыков через совершенствование деятельности учреждений культуры по развитию художественных умений и навыков молодежи. Такой опыт деятельности учреждений культуры для молодых людей поможет их внутреннему и личностному развитию, которые можно применять и в обыденной жизни подрастающего поколения.

Усвоенные драматургические умения и навыки в целом раскрывают молодых людей, развивают их коммуникативные свойства, они обогащаются внутренне, приобретая эстетический вкус и познавая мир искусства из нутрии. Внешней проявление художественных умений и навыков не заставят себя ждать, так как такие молодые люди уже обладают организационными и коммуникативными умениями, которые можно будет расширить и применять их как лидерские компетенции.

ЛИТЕРАТУРА

Жарков А.Д. 2012. Теория, методика и организация социально-культурной

деятельности. М.: МГУКИ. 456 с. Жарков А.Д. 2015. Критические заметки на публикации В.Е. Триодина. -Гуманитарное пространство. Международный альманах. 4 (5): 742758.

Жаркова Л.С. 2010. Организация деятельности учреждений культуры: учебник для студентов вузов культуры и искусств. М.: Издательский дом МГУКИ/ 396 с.

Развитие художественных умений и навыков в учреждениях культуры.

Монография. Научная мысль; Из-во «ИНФРА-М», 2016. Ковалева И.А. 1999. Социология молодежи: теоретические вопросы. М.: Луков.

Получена /Received: 22.06.2019 Принята /Accepted: 27.06.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.