Humanity space International almanac VOL. 8, No 3, 2019: 253-259
Участие молодежи в создании концертно-зрелищных программ как фактор развития художественных умений и навыков
М.В. Кернерман
ООО «Агентство Виват»
105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, 1/4
ООО «Agenstvo VIvat»
Zemlyanoy Val str., 1/4, Moscow 105064 Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: Ключевые слова: концертно-зрелищные программы, шоу-программы, творчество, молодежь, художественные умения и навыки. Key words: concert and spectacular programs, show programs, creativity, youth, art skills.
Резюме: В данной статье анализируется участие молодежи в создании концертно-зрелищных программ как фактор развития художественных умений и навыков. В статье рассматриваются задачи концертно-зрелищной программы, этапы формирования художественных умений и навыков молодежи при организации программ. Выявлены основные эффективные организаторские способности художественного руководителя программы для молодежи. Воздействие концертно-зрелищных программ на духовное и творческое развитие общества.
Abstract: In this article participation of youth in creation of concert and spectacular programs as a factor of development of art skills is analyzed. In article tasks of the concert and spectacular program, stages of formation of art skills of youth at the organization of programs are considered. The main effective organizing abilities of the artistic director программы для youth are revealed. Impact of concert and spectacular programs on spiritual and creative development of society. [Kernerman M.V. Participation of youth in creation of concert and spectacular programs as factor of development of art skills]
В настоящее время в сфере учреждений культуры всегда была призвана удовлетворять возрастающие культурно-досуговые запросы различных категорий населения. При этом особенно актуальным является формирование художественных способностей и художественных умений, и навыков у молодежи, обеспечивая возможности для реализации их творчества в концертно-зрелищных программах, обогащая жизнь молодежи художественно в целом.
Сегодня на рост культурного уровня молодежи имеют влияние многочисленные факторы - телевидение, интернернет,
школа, семья, учреждения культуры. Влияние искусства на их жизнь, развития у них художественных умений и навыков, возрастает в целом морально психологический климат всего общества, который нужно постоянно усиливать.
Современное концертно-зрелищное искусство - наиболее универсальный стимулятор общественного сознания, его творческого характера, проявляющегося в общественных отношениях.
При создании концертно-зрелищных программ в культурно-досуговых центрах, должны учитываться психологические закономерности развития художественных умений и навыков молодежи, так же необходимо учитывать многообразие творческих связей между молодыми людьми в процессе общения, личные и групповые интересы, мотивы посещения.
Программные решения обозначенных выше задач могут быть самые различные. Остановимся на характеристике основных программных идей, которые могут быть легко адаптированы к конкретной ситуации и использованы в программной концертно-зрелищной деятельности молодежи.
Задачи концертно-зрелищной программы включают в
себя:
- всестороннее развитие подрастающего поколения путем включения в различные виды социально-культурного и художественного творчества;
- создание условий для творческой самореализации личности молодого человека в сфере культурного досуга;
- помощь в овладении технологиями, составляющими основу художественного мастерства в создании концертно-зрелищных программ;
- формирование у молодежи потребности в личностном художественном самосовершенствовании, художественном саморазвитии.
Важно умело использовать способность молодежи к художественной самореализации и художественной самоорганизации концертно-зрелищных программ и их банк творческих идей.
Молодежь должна сама выступать инициаторами многих
досуговых программ, в том числе концертно-зрелищных. Поэтому организаторам концертно-зрелищной программы будет легко работать, когда у него есть такие помощники и такая поддержка в лицах молодых людей.
В создании концертно-зрелищных программ необходимо сотрудничество с социологами, которые бы проводили среди молодежи социологические исследования - ведь мы действуем порой интуитивно, руководствуясь скорее привычкой, сложившимися давно стереотипами, не исходя из сегодняшних запросов, настроений. Мы не работаем на перспективу, идем вслед за событиями, чаще констатируем, чем влияем, мало знаем о молодых людях, кто обладает потенциальными организаторскими способностями.
С помощью концертно-зрелищных программ происходит ускоренное развитие и значительные изменения художественных умений и навыков молодежи, которые происходят в развитии психических качеств и свойств личности в сознательном возрасте, которые сказываются и на усвоении организаторских умений.
Это дает нам возможность разграничить последовательных этапов в связи со степенью усвоения художественных умений и навыков молодежи и используемых методов и форм работы в процессе взаимодействия создания концертно-зрелищных программ.
На первом этапе формируются художественные умения и навыки молодого человека в написании программы, навыки поведения в коллективе. Молодые люди действуют по готовому образцу с помощью участников концертно-зрелищной программы, копируя их действия. Это период работы впервые недели после создания творческой группы. Теперь важно установить дружеские взаимоотношения между подростками. Надо показать и тем и другим как надо коллективно думать, как приходить к общему решению.
Второй этап характеризуется постепенным ростом активности и самостоятельных действий большинства участников при постановке концертно-зрелищной программы. Ребята в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы её осуществления.
О наступлении этого этапа можно судить по количеству и характеру самостоятельных форм поведения в инициативах группы, по повышению уровня их организаторских умений. Заметно возрастает активность, их удовлетворённость от успешно сделанного коллективного дела. Увеличивается стремление к выполнению своих задач в группе с проявлением инициативы, художественной самостоятельности и фантазии, творчества.
Роль руководителя группы по созданию концертно-зрелищных программ здесь очень ответственная. Он помогает молодым людям замечать не только хорошие или плохие поступки в поведении товарищей, но и давать более сложную, «многослойную» оценку поведения. Определяется работа руководителя в постановке программы змоционально-волевой результативностью - умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями
Н третьем этапе ребята выполняют определенную работу по организации слушателей самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее знакомых видах художественной деятельности.
Этот этап овладения художественными умениями отличается более высоким развитием коллективных взаимоотношений и нарастанием активности,
самостоятельности и инициативности, ростом их общественного мнения.
Важная задача руководителя - стимулировать проявления художественной самодеятельности молодежи, поддерживать у них уверенность, что при совместных усилиях каждый слушатель оценит их творческую деятельность. При этом склонность к организаторской деятельности, т.е. готовность организовать слушателя, начинается с мотивационных факторов и заканчивая художественной подготовленностью.
На следующем - четвертом этапе необходимо умение привнести элементы художественности, возможно при коллективном творческом планировании - школе ответственности и заботы, школе художественного самовоспитания и обучения каждого важнейшим художественным умениям. Прежде всего - умению строить
личную и общую радостную перспективу - ближнюю, среднюю, дальнюю. Варианты и приемы коллективного планирования: перспективное планирование.
Для достижения высоких показателей применения умения привнести элементы художественности творческого коллектива художественный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются:
•умение при управлении учитывать поведение участников;
•способность устанавливать и контролировать дисциплину;
•стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;
•осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;
•развитие и поддержание хороших отношений с участниками;
•отдача четких однозначных указаний и распоряжений; •регулярный анализ работы участников и учет его результатов;
•стимулирование художественной деятельности участников, поощрение наилучших примеров;
•системный подход к анализу творческой работы; •квалифицированное делегирование полномочий; •создание эффективной обратной связи; •защита участников организации от внешних угроз; •поиск способов повышения результативности художественной деятельности участников;
•установление системы оценки работы и критериев успеха.
На пятом этапе руководство предполагает, что молодежь совместно координирует ресурсы, определяет задачи, выдвигает и поддерживает идеи, планирует деятельность и т.д. Коллективная работа позволяет открыть большие новые возможности, коллективный подход. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления
стрессовых ситуаций, тем самым развивается умение анализировать концертно-зрелищные программы.
Умение анализировать программу начинается с подбора и расстановки участников программы. Расстановка участников должна помогать раскрытию личных способностей молодежи, обеспечивать рост эффективности развития художественных умений всего творческого коллектива.
В решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности молодежи при организации программы.
Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов творческого коллектива, применять дифференцированный подход к молодым людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии.
Успех во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на творческий коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает творческую инициативу.
К закономерностям методики культурно-досуговой деятельности молодежи можно отнести: неразрывную связь социальных и культурологических задач; соответствие содержания и формы; последовательность при подготовке и проведении программ от идеи до замысла и определения формы; активно-деятельностный подход в создании программы; активизация аудитории; постоянная смена эмоциональных состояний; постепенное вовлечение во все более сложную деятельность участников программы; единство и взаимопереход субъекта и объекта; соединение в культурно-досуговой деятельности развивающих, рекреационных и гедонистических функций.
Таким образом, участие молодежи в создании концертно-зрелищных программ определяется развитием художественных умений и навыков, которые в свою очередь зависят от развитых у них организаторских и коммуникативных умений. Эти способности лежат в основе раскрытия их творческого
потенциала в участии создания концертно-зрелищных программ.
Развитие художественных умений зависит от творческой деятельности молодежи в реализации содержания программы. Эффективное применение форм и содержания концертно-зрелищной программы участниками зависят от поэтапного развития художественных умений и навыков, которые дадут возможность общему всестороннему развитию творческого роста участников, культурного потенциала, понимания видов искусства и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
Кернерман М.В. 2018. Концертно-зрелищная программа - средство воспитания
современной молодежи. - Мировоззрение XXI веке. Т. 1, № 1: 24-26. Кернерман М.В. 2019. Анализ и развитие современной концертно-зрелищной
программы. - Мировоззрение XXI веке. Т. 2, № 1: 8-10. Ковалева И.А., Луков В.А. 1999. Социология молодежи: теоретические
вопросы. М.: Социум. 351 с. Жарков А.Д. 2012. Теория, методика и организация социально-культурной
деятельности. М.: МГУКИ. 456 с. Жарков А.Д. 2015. Критические заметки на публикации В.Е. Триодина. -Гуманитарное пространство. Международный альманах. 4 (5): 742758.
Получена / Received: 12.02.2019 Принята/Accepted: 07.03.2019