Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ: СТРУКТУРА, ФАКТОРЫ И ТЕХНОЛОГИИ'

ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ: СТРУКТУРА, ФАКТОРЫ И ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
манипулятивное воздействие / социальное манипулирование / социальная неопределенность / методы / технологии / классификация / social manipulation / structure / definition / factors / technologies

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Журавская А. О.

в данной статье рассматривается процесс социального манипулирования, его структура, ключевые факторы и технологии, используемые для осуществления манипуляции. Приводится ряд устоявшихся определений в современной научной литературе определений, на основе которых вычленяется структура социального манипулирования. Статья является актуальным исследованием в области социологии и психологии, позволяющим лучше понять современные методы и приемы социального контроля и манипулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF SOCIAL MANIPULATION: STRUCTURE, FACTORS AND TECHNOLOGIES

This article examines the process of social manipulation, its structure, key factors and technologies used to carry out manipulation. A number of well-established definitions in modern scientific literature are given, on the basis of which the structure of social manipulation is identified. The article is a relevant study in the field of sociology and psychology, allowing us to better understand modern methods and techniques of social control and manipulation.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ: СТРУКТУРА, ФАКТОРЫ И ТЕХНОЛОГИИ»

МАНИПУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ: УРОВНИ И ТЕХНОЛОГИИ

Журавская А.О.

магистратнт Социологического факультета Московского государственного университета

им. М.В. Ломоносова [email protected]

ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ: СТРУКТУРА, ФАКТОРЫ И

ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация: в данной статье рассматривается процесс социального манипулирования, его структура, ключевые факторы и технологии, используемые для осуществления манипуляции. Приводится ряд устоявшихся определений в современной научной литературе определений, на основе которых вычленяется структура социального манипулирования. Статья является актуальным исследованием в области социологии и психологии, позволяющим лучше понять современные методы и приемы социального контроля и манипулирования.

Ключевые слова: манипулятивное воздействие, социальное манипулирование, социальная неопределенность, методы, технологии, классификация

Для вычленения и определения структуры социального манипулирования, необходимо проанализировать ряд устоявшихся определений данного феномена как в уже классических, так и современных научных трудах.

В.И. Левашов в своей статье «Манипулирование общественным мнением: социологические аспекты анализа» даёт феномену манипуляции, следующие определение: «Манипулирование есть такой вид управления поведением личности, социальной группы, общества или планетарного социума, при котором используются скрытые методы социально-психологического воздействия на подсознание людей (внушение и т.д.) и сознание в целях обеспечения частных, отличных от их собственных, противоречащих им интересов отдельных лиц, социальных групп, институтов, государственных и общественных структур» [5, с. 30].

В.Н Саенко в работе «Развитие социологических представлений о признаках манипуляции сознанием» представляет следующее понимание данного явления: «Манипуляция сознанием - это социальный процесс целенаправленного прямого или косвенного воздействия на сознание одного или нескольких человек (общества, представленного группой лиц), носящий частично или полностью скрытный характер и заключающийся в достижении субъектом манипуляции своих целей» [4, с. 58].

Г. Франке в труде «Манипулируемый человек» дает следующее определение: «Под манипулированием в большинстве случаев следует понимать психическое воздействие, которое производится тайно, а, следовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено» [3, с. 20].

А.Р. Хабибуллин в статье «Развитие основных концепций манипулирования» освещает данную проблематику следующим образом: «Манипуляция - это часть технологии власти, а не воздействие на поведение друга или партнера. Она не только побуждает объект делать то, чего желает инициатор воздействия, но и заставляет его хотеть это сделать» [7, с. 139].

Е.Л. Доценко пишет: «Манипуляция - это вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент» [1, с. 52-53].

Из проанализированных определений становится совершенно ясна структура социального манипулирования:

1. Манипуляторы;

2. Цели воздействия;

3. Жертвы манипулирования;

4. Методы и приемы, применяемые манипуляторами;

5. Итоговый эффект - степень изменения восприятия окружающей среды;

6. Результат - то, к чему индивид приходит после осуществленного над ним манипулирования.

Также стоит отметить описание структуры манипулятивного процесса, предложенное С.О. Елишевым в его книге «Социальное манипулирование молодежью» [2, с. 36-38]:

• Субъекты манипуляторного процесса - манипуляторы

• Объекты манипулятивного воздействия - жертвы, попавшие под влияние манипуляторов.

• Средства и методы осуществления манипуляторного воздействия

• Манипулятивное поведение

Данная структура во многом схожа с той, которая была выделена на основе анализа представленных определений социального манипулирования.

Необходимо уделить особое внимание целям манипуляций, так как они являются ключевыми точками, на которые оказывается постоянное воздействие в рамках стратегии манипулирования. А.В. Филатов выделяет следующие цели, являющиеся приоритетными для манипуляторов [6, с. 44-55]:

• Логичность мышления;

• Критичность мышления;

• Здравый смысл - попытка увязать поступающую информацию с жениным опытом;

• Представления о внешнем мире;

• Моральные ценности, этические нормы;

• Потребности:

• Оценки и представления о мести человека вообще и о месте себя;

• Мифы, идолы, табу, идеология;

• Историческая память народа идеология;

• Культурное ядро, обусловленное принадлежностью человека к той или иной

нации.

План манипуляции предполагает создание гиперреальности и её закрепление в сознании людей путем воздействия на целевые объекты.

Однако, манипуляция не может быть успешной без определенной базы, как указывает А.В. Филатов в своей книге «Основы распознания и противодействия манипуляции сознанием», среди факторов успешности манипуляции, можно выделить следующие [6, с. 3043]:

• Отключение, изначальное отсутствие или же недостаточная степень развития аналитического мышления;

• Отсутствие привычки, навыков сопоставлять предлагаемые данные с повседневными;

• Отключение здравого смысла;

• Обладание не полной или искажённой картиной мира, основанной на ложных представлениях;

• Отсутствие полной, разносторонней и объективной информации;

• Разобщённость людей;

• Стойкость стереотипов, поддерживаемых в обществе и приводящих к критическому восприятию инакомыслия;

Данные факторы манипуляции и формирования общественного мнения можно наблюдать в информационном пространстве, связанном с СВО. Здесь применение западными и американскими спецслужбами различных технологий манипулирования информацией привело к появлению гиперреальности, вызвавшей волну негативного отношения к Российской Федерации и ее народу.

Идеи известного социолога Раймонда Будона подтверждают сказанное выше. На действия человека влияют две категории социальных эффектов: эффекты ситуации и эффекты коммуникации. Из-за возможности искаженного восприятия ситуации актор может действовать не в полной мере, поскольку не все индивиды обладают необходимым уровнем компетенции. Это может привести к недооценке или недопониманию информации из-за социального статуса или морального авторитета источника [9, с. 108-124].

Раймонд Будон утверждает, что социальные факторы преобладают над психологическими, что приводит к манипуляции как явлению, обусловленному социальными условиями.

Говоря о технологиях социального манипулирования, стоит сказать, что под ними подразумевают совокупность методов и приемов, направленных на отключение рационального мышления и логического разума у человека, с целью заставить его верить в медиареальность и внушить комплекс необходимых манипулятору идей и стремлений в манипулируемых сознаниях.

Окончательный выбор методов, определяющих технологию манипуляции, полностью зависит от сценария их применения, задач и целей воздействия.

Феномен манипуляции является разнообразным и сложным, что позволяет создавать множество классификаций. В своей работе «Манипуляция сознанием» ученый С.Г. Кара-Мурза выделяет ряд технологий [3, с. 299-324]:

• фабрикация фактов (создание и распространение ложной информаици);

• отбор событий реальности для обобщений;

• серая и черная пропаганда;

• семантические манипуляции (изменение или же подмена смысла слов и понятий);

• упрощение, стереотипизация;

• утверждение и повторение;

• дробление и срочность, сенсационность.

В.Б. Шапарь представляет другую классификацию методик [8, с. 46-51]:

• Изоляция - это отделение человека от его обычной среды и помещение в условия, способные нарушить его психологическое сознание и лишить его разумности.

• Групповое давление заключается в том, что агенты манипуляторов в рамках различных групп внедряют, пропагандируют и нормализуют определенные идеи, чтобы подавить сомнения и противодействия против их идей.

• Грехи из прошлого усиливаются и преувеличиваются, чтобы подвергнутый этому человек почувствовал сильное внутреннее давление.

• Интимидация используется для заставления человека бояться возможных последствий, связанных с его духовным или физическим здоровьем.

• Обманчивые приемы, такие как повторение мантр, бесконечные разговоры, коллективное обвинение, гипноз, используются для сбивания с толку и контроля над сознанием человека.

В заключение, следует отметить, что социальное манипулирование является сложным и многогранным процессом, который влияет на поведение и мышление людей. Структура,

факторы и технологии, используемые для манипулирования обществом, требуют глубокого изучения и анализа. Важно быть осведомленным о различных технологиях манипулирования, чтобы быть защищенным от влияния и сохранить свою индивидуальность и автономию. Всеобщая осведомленность и критическое мышление среди населения могут помочь предотвратить негативные последствия социального манипулирования и способствовать развитию здорового и справедливого общества.

Литература:

1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - СПб.: «Речь», 2003. C. 52-53.

2. Елишев С.О. Социальное манипулирование молодёжью. - М.: Изд-во Канон-плюс, 2019. С. 36-38.

3. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. — М.: Изд-во: Эксмо, 2005. 832 с.

4. Саенко В.Н. Развитие социологических представлений о признаках манипуляции сознанием// Социология и право, 2020. № 4(50). С. 55-64.

5. Староверов В.И., Левашов В.И. Манипулирование общественным мнением: социологические аспекты анализа// Социология власти, 2009. № 4. С. 28-42.

6. Филатов А.В. Основы распознания и противодействия манипуляции сознанием (вводный курс). - Калининград.: «Эксмо», 2006. С. 44-55.

7. Хабиббулин А.Р. Развитие основных концепций манипулирования// Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки», 2009. С. 138-145.

8. Шапарь В.Б. Секты - угроза национальной безопасности России. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. C. 46-51.

9. Boudon R. L'Ideologie ou l'Origine des Idees Reçues. - Paris: Calmann-Levy, 1986. P. 108 -124.

References:

1. Docenko E.L. Psihologija manipuljacii: fenomeny, mehanizmy i zashhita. - SPb.: «Rech'», 2003. C. 52-53.

2. Elishev S.O. Social'noe manipulirovanie molodjozh'ju. - M.: Izd-vo Kanon-pljus, 2019. S. 36-38.

3. Kara-Murza S.G. Manipuljacija soznaniem. — M.: Izd-vo: Jeksmo, 2005. 832 s.

4. Saenko V.N. Razvitie sociologicheskih predstavlenij o priznakah manipuljacii soznaniem// Sociologija i pravo, 2020. № 4(50). S. 55-64.

5. Staroverov V.I., Levashov V.I. Manipulirovanie obshhestvennym mneniem: sociologicheskie aspekty analiza// Sociologija vlasti, 2009. № 4. S. 28-42.

6. FilatovA.V. Osnovy raspoznanija i protivodejstvija manipuljacii soznaniem (vvodnyj kurs). - Kaliningrad.: «Jeksmo», 2006. S. 44-55.

7. Habibbulin A.R. Razvitie osnovnyh koncepcij manipulirovanija// Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Serija «Gumanitarnye nauki», 2009. S. 138-145.

8. Shapar' V.B. Sekty - ugroza nacional'noj bezopasnosti Rossii. - Rostov-n/D.: Feniks, 2007. C. 46-51.

9. Boudon R. L'Ideologie ou l'Origine des Idees Reçues. - Paris: Calmann-Levy, 1986. P. 108 -124.

THE PROCESS OF SOCIAL MANIPULATION: STRUCTURE, FACTORS AND

TECHNOLOGIES

Zhuravskaya A. O.

Faculty of Sociology, Moscow State University. M. V. Lomonosova [email protected]

Abstract: This article examines the process of social manipulation, its structure, key factors and technologies used to carry out manipulation. A number of well-established definitions in modern scientific literature are given, on the basis of which the structure of social manipulation is identified. The article is a relevant study in the field of sociology and psychology, allowing us to better understand modern methods and techniques of social control and manipulation. Key words: social manipulation, structure, definition, factors, technologies

Для цитирования: Журавская А.О. Процесс социального манипулирования: структура, факторы и технологии// Архонт, 2024. № 2(41). С. 57-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.