МАНИПУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ: УРОВНИ И ТЕХНОЛОГИИ
Журавская А.О.
магистратнт Социологического факультета Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова [email protected]
ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ: СТРУКТУРА, ФАКТОРЫ И
ТЕХНОЛОГИИ
Аннотация: в данной статье рассматривается процесс социального манипулирования, его структура, ключевые факторы и технологии, используемые для осуществления манипуляции. Приводится ряд устоявшихся определений в современной научной литературе определений, на основе которых вычленяется структура социального манипулирования. Статья является актуальным исследованием в области социологии и психологии, позволяющим лучше понять современные методы и приемы социального контроля и манипулирования.
Ключевые слова: манипулятивное воздействие, социальное манипулирование, социальная неопределенность, методы, технологии, классификация
Для вычленения и определения структуры социального манипулирования, необходимо проанализировать ряд устоявшихся определений данного феномена как в уже классических, так и современных научных трудах.
В.И. Левашов в своей статье «Манипулирование общественным мнением: социологические аспекты анализа» даёт феномену манипуляции, следующие определение: «Манипулирование есть такой вид управления поведением личности, социальной группы, общества или планетарного социума, при котором используются скрытые методы социально-психологического воздействия на подсознание людей (внушение и т.д.) и сознание в целях обеспечения частных, отличных от их собственных, противоречащих им интересов отдельных лиц, социальных групп, институтов, государственных и общественных структур» [5, с. 30].
В.Н Саенко в работе «Развитие социологических представлений о признаках манипуляции сознанием» представляет следующее понимание данного явления: «Манипуляция сознанием - это социальный процесс целенаправленного прямого или косвенного воздействия на сознание одного или нескольких человек (общества, представленного группой лиц), носящий частично или полностью скрытный характер и заключающийся в достижении субъектом манипуляции своих целей» [4, с. 58].
Г. Франке в труде «Манипулируемый человек» дает следующее определение: «Под манипулированием в большинстве случаев следует понимать психическое воздействие, которое производится тайно, а, следовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено» [3, с. 20].
А.Р. Хабибуллин в статье «Развитие основных концепций манипулирования» освещает данную проблематику следующим образом: «Манипуляция - это часть технологии власти, а не воздействие на поведение друга или партнера. Она не только побуждает объект делать то, чего желает инициатор воздействия, но и заставляет его хотеть это сделать» [7, с. 139].
Е.Л. Доценко пишет: «Манипуляция - это вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент» [1, с. 52-53].
Из проанализированных определений становится совершенно ясна структура социального манипулирования:
1. Манипуляторы;
2. Цели воздействия;
3. Жертвы манипулирования;
4. Методы и приемы, применяемые манипуляторами;
5. Итоговый эффект - степень изменения восприятия окружающей среды;
6. Результат - то, к чему индивид приходит после осуществленного над ним манипулирования.
Также стоит отметить описание структуры манипулятивного процесса, предложенное С.О. Елишевым в его книге «Социальное манипулирование молодежью» [2, с. 36-38]:
• Субъекты манипуляторного процесса - манипуляторы
• Объекты манипулятивного воздействия - жертвы, попавшие под влияние манипуляторов.
• Средства и методы осуществления манипуляторного воздействия
• Манипулятивное поведение
Данная структура во многом схожа с той, которая была выделена на основе анализа представленных определений социального манипулирования.
Необходимо уделить особое внимание целям манипуляций, так как они являются ключевыми точками, на которые оказывается постоянное воздействие в рамках стратегии манипулирования. А.В. Филатов выделяет следующие цели, являющиеся приоритетными для манипуляторов [6, с. 44-55]:
• Логичность мышления;
• Критичность мышления;
• Здравый смысл - попытка увязать поступающую информацию с жениным опытом;
• Представления о внешнем мире;
• Моральные ценности, этические нормы;
• Потребности:
• Оценки и представления о мести человека вообще и о месте себя;
• Мифы, идолы, табу, идеология;
• Историческая память народа идеология;
• Культурное ядро, обусловленное принадлежностью человека к той или иной
нации.
План манипуляции предполагает создание гиперреальности и её закрепление в сознании людей путем воздействия на целевые объекты.
Однако, манипуляция не может быть успешной без определенной базы, как указывает А.В. Филатов в своей книге «Основы распознания и противодействия манипуляции сознанием», среди факторов успешности манипуляции, можно выделить следующие [6, с. 3043]:
• Отключение, изначальное отсутствие или же недостаточная степень развития аналитического мышления;
• Отсутствие привычки, навыков сопоставлять предлагаемые данные с повседневными;
• Отключение здравого смысла;
• Обладание не полной или искажённой картиной мира, основанной на ложных представлениях;
• Отсутствие полной, разносторонней и объективной информации;
• Разобщённость людей;
• Стойкость стереотипов, поддерживаемых в обществе и приводящих к критическому восприятию инакомыслия;
Данные факторы манипуляции и формирования общественного мнения можно наблюдать в информационном пространстве, связанном с СВО. Здесь применение западными и американскими спецслужбами различных технологий манипулирования информацией привело к появлению гиперреальности, вызвавшей волну негативного отношения к Российской Федерации и ее народу.
Идеи известного социолога Раймонда Будона подтверждают сказанное выше. На действия человека влияют две категории социальных эффектов: эффекты ситуации и эффекты коммуникации. Из-за возможности искаженного восприятия ситуации актор может действовать не в полной мере, поскольку не все индивиды обладают необходимым уровнем компетенции. Это может привести к недооценке или недопониманию информации из-за социального статуса или морального авторитета источника [9, с. 108-124].
Раймонд Будон утверждает, что социальные факторы преобладают над психологическими, что приводит к манипуляции как явлению, обусловленному социальными условиями.
Говоря о технологиях социального манипулирования, стоит сказать, что под ними подразумевают совокупность методов и приемов, направленных на отключение рационального мышления и логического разума у человека, с целью заставить его верить в медиареальность и внушить комплекс необходимых манипулятору идей и стремлений в манипулируемых сознаниях.
Окончательный выбор методов, определяющих технологию манипуляции, полностью зависит от сценария их применения, задач и целей воздействия.
Феномен манипуляции является разнообразным и сложным, что позволяет создавать множество классификаций. В своей работе «Манипуляция сознанием» ученый С.Г. Кара-Мурза выделяет ряд технологий [3, с. 299-324]:
• фабрикация фактов (создание и распространение ложной информаици);
• отбор событий реальности для обобщений;
• серая и черная пропаганда;
• семантические манипуляции (изменение или же подмена смысла слов и понятий);
• упрощение, стереотипизация;
• утверждение и повторение;
• дробление и срочность, сенсационность.
В.Б. Шапарь представляет другую классификацию методик [8, с. 46-51]:
• Изоляция - это отделение человека от его обычной среды и помещение в условия, способные нарушить его психологическое сознание и лишить его разумности.
• Групповое давление заключается в том, что агенты манипуляторов в рамках различных групп внедряют, пропагандируют и нормализуют определенные идеи, чтобы подавить сомнения и противодействия против их идей.
• Грехи из прошлого усиливаются и преувеличиваются, чтобы подвергнутый этому человек почувствовал сильное внутреннее давление.
• Интимидация используется для заставления человека бояться возможных последствий, связанных с его духовным или физическим здоровьем.
• Обманчивые приемы, такие как повторение мантр, бесконечные разговоры, коллективное обвинение, гипноз, используются для сбивания с толку и контроля над сознанием человека.
В заключение, следует отметить, что социальное манипулирование является сложным и многогранным процессом, который влияет на поведение и мышление людей. Структура,
факторы и технологии, используемые для манипулирования обществом, требуют глубокого изучения и анализа. Важно быть осведомленным о различных технологиях манипулирования, чтобы быть защищенным от влияния и сохранить свою индивидуальность и автономию. Всеобщая осведомленность и критическое мышление среди населения могут помочь предотвратить негативные последствия социального манипулирования и способствовать развитию здорового и справедливого общества.
Литература:
1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - СПб.: «Речь», 2003. C. 52-53.
2. Елишев С.О. Социальное манипулирование молодёжью. - М.: Изд-во Канон-плюс, 2019. С. 36-38.
3. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. — М.: Изд-во: Эксмо, 2005. 832 с.
4. Саенко В.Н. Развитие социологических представлений о признаках манипуляции сознанием// Социология и право, 2020. № 4(50). С. 55-64.
5. Староверов В.И., Левашов В.И. Манипулирование общественным мнением: социологические аспекты анализа// Социология власти, 2009. № 4. С. 28-42.
6. Филатов А.В. Основы распознания и противодействия манипуляции сознанием (вводный курс). - Калининград.: «Эксмо», 2006. С. 44-55.
7. Хабиббулин А.Р. Развитие основных концепций манипулирования// Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки», 2009. С. 138-145.
8. Шапарь В.Б. Секты - угроза национальной безопасности России. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. C. 46-51.
9. Boudon R. L'Ideologie ou l'Origine des Idees Reçues. - Paris: Calmann-Levy, 1986. P. 108 -124.
References:
1. Docenko E.L. Psihologija manipuljacii: fenomeny, mehanizmy i zashhita. - SPb.: «Rech'», 2003. C. 52-53.
2. Elishev S.O. Social'noe manipulirovanie molodjozh'ju. - M.: Izd-vo Kanon-pljus, 2019. S. 36-38.
3. Kara-Murza S.G. Manipuljacija soznaniem. — M.: Izd-vo: Jeksmo, 2005. 832 s.
4. Saenko V.N. Razvitie sociologicheskih predstavlenij o priznakah manipuljacii soznaniem// Sociologija i pravo, 2020. № 4(50). S. 55-64.
5. Staroverov V.I., Levashov V.I. Manipulirovanie obshhestvennym mneniem: sociologicheskie aspekty analiza// Sociologija vlasti, 2009. № 4. S. 28-42.
6. FilatovA.V. Osnovy raspoznanija i protivodejstvija manipuljacii soznaniem (vvodnyj kurs). - Kaliningrad.: «Jeksmo», 2006. S. 44-55.
7. Habibbulin A.R. Razvitie osnovnyh koncepcij manipulirovanija// Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Serija «Gumanitarnye nauki», 2009. S. 138-145.
8. Shapar' V.B. Sekty - ugroza nacional'noj bezopasnosti Rossii. - Rostov-n/D.: Feniks, 2007. C. 46-51.
9. Boudon R. L'Ideologie ou l'Origine des Idees Reçues. - Paris: Calmann-Levy, 1986. P. 108 -124.
THE PROCESS OF SOCIAL MANIPULATION: STRUCTURE, FACTORS AND
TECHNOLOGIES
Zhuravskaya A. O.
Faculty of Sociology, Moscow State University. M. V. Lomonosova [email protected]
Abstract: This article examines the process of social manipulation, its structure, key factors and technologies used to carry out manipulation. A number of well-established definitions in modern scientific literature are given, on the basis of which the structure of social manipulation is identified. The article is a relevant study in the field of sociology and psychology, allowing us to better understand modern methods and techniques of social control and manipulation. Key words: social manipulation, structure, definition, factors, technologies
Для цитирования: Журавская А.О. Процесс социального манипулирования: структура, факторы и технологии// Архонт, 2024. № 2(41). С. 57-61.