Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ С УЧЕТОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ'

ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ С УЧЕТОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
77
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социализация / самореализация / личность / семья / свойства личности / индивидуально – психологические различия / опыт / общество / уровни личности.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Джеппарова Эсма Серверовна, Мальченко Евгений Владимирович

социализация многогранный процесс усвоения индивидуумом социального опыта, системы социальных отношений и связей. В процессе активного участия самого человека в освоении культуры человеческих отношений, человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, в нем формируются социальные нормы и роли, он приобретает знания, умения и навыки практической и групповой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ С УЧЕТОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ»

ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ С УЧЕТОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ

ЛИЧНОСТИ Джеппарова Э.С.1, Мальченко Е.В.2

1Джеппарова Эсма Серверовна - педагог-психолог, Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Крым

«Крымский медицинский колледж»; Мальченко Евгений Владимирович - старший преподаватель, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет правосудия» Крымский филиал; г. Симферополь

Аннотация: социализация - многогранный процесс усвоения индивидуумом социального опыта, системы социальных отношений и связей. В процессе активного участия самого человека в освоении культуры человеческих отношений, человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, в нем формируются социальные нормы и роли, он приобретает знания, умения и навыки практической и групповой работы.

Ключевые слова: социализация, самореализация, личность, семья, свойства личности, индивидуально -психологические различия, опыт, общество, уровни личности.

Становление личности - это очень сложный процесс, в котором взаимодействуют различные факторы. От успеха социализации зависит, насколько личность сумеет реализовать свои способности и насколько благополучно будет жить в социальном обществе. Что же такое «социализация» личности?

Социализация (англ. socialization; от лат. socialis — общественный) — процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации, человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений [4, с. 471].

Социализацию мы рассматриваем как процесс приобретения социального опыта, повышения готовности к профессиональной деятельности и самореализации.

Под самореализацией мы понимаем желание и стремление человека реализовать свои таланты и способности, проявить активную жизненную позицию.

Максимально глубокую и эффективную социализацию молодых людей должно обеспечить образование.

Поступление в колледж является началом самостоятельной жизни в обществе, обретения нового статуса, началом собственной биографии, которое не может пройти без своих проблем, кризисов и конфликтов. Процесс адаптации к новому коллективу сопровождается порой негативными эмоциями, переживаниями, поскольку в школе был устоявшийся коллектив, и ребенок воспринимался как член большой семьи.

Личность формируется в процессе общения. Процесс воспитания и образования в учреждении среднего профессионального образования дает студентам основы знаний, умение вырабатывать свою жизненную позицию.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в ней человек получает первый опыт социального взаимодействия. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности. Отсутствие одного из родителей приводит к нарушению системы межличностных отношений, психологической деформации семьи. Эти факторы оказывают влияние на негативное развитие личности ребёнка, подростка, приводят к различным личностным деформациям от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения.

Отношения в семье в ходе взросления меняются. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. «Обесценивание» родителей в подростковом и юношеском возрасте является очень распространённым.

Каждый человек имеет только ему присущие черты, особенности, он индивидуален.

Большинство ученых предполагают, что природное и социальное в человеке неразрывно. Особое внимание ученых уделяется приобретению личностью опыта, генетическим предпосылкам и эволюционному развитию.

Опыт - основа знаний. Именно, приобретая свой индивидуальный собственный жизненный опыт и наблюдая за жизненным опытом других обучающихся, и приходит процесс социализации.

Формирование личности происходит под влиянием окружения и сознательной деятельности в коллективе, преодолении трудностей и накоплении опыта, под влиянием воспитания и самовоспитания. Личность отличается самостоятельностью в поступках, способна нести ответственность и решать проблемы.

Общество и социальная среда влияют на личность в обоих направлениях - и подавляя её и развивая её. Личность - это человек, который имеет активную общественную позицию.

«Личность человека играет значительно большую роль в его деловых успехах, чем его глубокие знания». Дейл Карнеги - американский педагог, писатель и психолог.

Человек - существо коллективное и вне группы жить не может. Воспитывается не один человек, а весь коллектив в деятельности и только удовлетворенные потребности являются побудительным мотивом к деятельности человека. Каждый должен чувствовать ответственность перед коллективом.

Для каждого подростка 14-18 лет наступает период перехода в самостоятельную жизнь. И каждый хочет справедливости. Им нужно верить в то, что их принимают всерьез и учитывают их мнение. У людей разные точки зрения, взгляды, интересы и личностные особенности. Хорошо, если у ребенка с рождения формировались необходимые привычки, которые воспитывали характер, как известно: «посеешь привычку -пожнёшь характер».

Уходя в самостоятельную жизнь каждый подросток думает: «Вот теперь я буду успешным, я очень хочу быть счастливым, радостным». И мы видим горящие глаза, их открытые лица, надежду на успешное будущее, когда подростки, наши студенты, переступили порог нашего учебного заведения.

Студенты колледжа представляют смешанный разно-социальный контингент. Людям трудно сотрудничать, пока они не понимают друг друга. Взаимодействие в социальных группах характеризуется устойчивым порядком и взаимной поддержкой друг друга, испытание чувства удовлетворения позволяет человеку действовать уверенно.

Если по какой-то причине человек отрывается от группы, он рискует утратить контакт. Отсутствие взаимоотношения приводит к тому, что любой человек лишится социальных контактов и в коллективной деятельности столкнется со значительными трудностями [5, с. 145-150].

Личность — человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации [2, с. 47].

Свойства личности - это то, как проявляется человек в своей деятельности и во взаимоотношениях с окружающими. В структуру этих явлений входят: способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация.

В высший уровень личности входят: интересы, желания, влечения, склонности, убеждения, взгляд, идеалы, мировоззрения, самооценка, особенности характера. Этот уровень является наиболее социально обусловленным и формирующимся под взаимодействием влияния, а также более отражающим идеологию общества, в которой находится человек.

Цель, смысл и стиль жизни личности складывается у ребенка в первые 3-5 лет и обусловлены главным образом условиями семейного воспитания. Ребенок с помощью взрослых в совместной деятельности решает те задачи, которые самостоятельно еще не может решить. И полученные способности, навыки, умения уже становятся его достоянием и функционируют в его самостоятельной деятельности. Социальный интерес (или чувство общности) - стремление сотрудничать с другими людьми формируется в ходе воспитания [1, с. 196].

Индивидуально - психологические различия (особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, интересы, способности характера) меняются в результате обучения и тренировок, формируются и развиваются в ходе жизни в деятельности.

Одна из важнейших задач обучения состоит в том, чтобы помочь человеку найти стиль деятельности, наиболее соответствующий его индивидуальным особенностям.

Социальный мир современного человека многогранен. Чувства остались те же самые. Люди по-прежнему любят и ненавидят, завидуют, ревнуют и обижаются. Люди по-прежнему судят о самих себе и о других с точки зрения стандартов поведения, которые они усвоили в первичных группах. Студенты, которые не получили внимания и любви в кровных семьях, не имеют должной поддержки. Придя в новый коллектив, они хотят быть значимыми. К каждому человеку необходим индивидуальный подход. Индивидуальные беседы с подростками выявляют у каждого лидерские качества и стремление к самореализации. Не обязательно все будут «президентами», но людьми — человеком должен выйти каждый, подтверждает древнее изречение, что величайшей загадкой, загадкой загадок для человека является сам человек. Решая задачи интеллектуального развития на парах, используя различные формы занятий, мы помним, прежде всего, о Человеке. Опыт в различных видах деятельности является основой профессионального роста.

Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности. Ее всестороннее развитие, нравственное совершенство - цель воспитания. Путь к достижению этой цели так же сложен, как и сам человек [3, с. 13].

Список литературы

1. Большой психологический словарь / ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - 3-е издание, дополненное и

переработанное. - Санкт Петербург: Прайм-Еврознак, 2006. - 672 с.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб.

заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

3. Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.: Политиздат, 1985. - 270с.

4. Социализация // Большой психологический словарь / Сост.: Мещеряков Б., Зинченко В. — ОЛМА-

ПРЕСС. 2004.

5. Шибутани Т. Социальная психология. / Пер. с англ. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 544с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.