ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Д.А. Ломакин, аспирант
Московский университет им. С.Ю. Витте
(Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10341
Аннотация. Рассматривается процесс развития навыков и способностей подростков распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. Отмечено, что способность подростков управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач связана с возрастными новообразованиями и становлением Модели психического, т.е. когнитивного механизма понимания собственных психических состояний. Сделан вывод об эффективности использования интерактивных технологий в развитии эмоционального интеллекта подростков, так как этот процесс индивидуализируется, учитывает особенности личности, интересы и потребности.
Ключевые слова: подростки, эмоциональный интеллект, интерактивные технологии, процесс, развитие, модель психического развития.
Возрастающая потребность в исследовании эмоционального интеллекта подростков тесно связана с воздействием на обучающихся не только внешней среды в условиях глобальных социально-экономических изменений. Большое значение имеет ближайшее окружение и образовательные возможности школы. Эмоции человека - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений, восприятий и отношения человека к миру и людям.
Понятие «эмоциональный интеллект» было введено П. Сэловеем, Дж. Мейером, Д. Карузо под которым они понимали ментальные способности, с помощью которых человек осознает и понимает собственные эмоции и эмоций окружающих. Авторы выделяют четыре составляющих эмоционального интеллекта: восприятие эмоций, использование эмоций, понимание эмоций и управление эмоциями [1].
Разработанная Е.А. Сергиенко, Е.И. Лебедевой и И.И. Прусаковой «модель психического» рассматривается как система репрезентаций ментальных феноменов. В нее включены психические состояния, воображение, представления, ощущения, мышления. Модель интересна тем, что имеет многомерную структуру и иерархи-
ческую организацию. Авторы проявляют интерес к раннему возрасту детей и их эмоциям, так как для понимания сложных форм социальных взаимодействий между людьми необходимо изучить базовые формы социального поведения, его детерминанты и механизмы [2].
Модель эмоционального интеллекта Даниэля Гоулмана имеет четыре сферы: эмоциональное самосознание; самоконтроль; социальная чуткость; управление отношениями. Так же он поднимает вопросы эмоционального нездоровья, заключающееся в поведении подростка, уходящего от конфликтов и имеющего проблемы в общении; беспокойное и подавленное поведение; проблемы нарушения внимания и мышления; правонарушения и агрессия [3, с. 408-412].
В.А. Сухомлинский говорил о взаимосвязи эмоционального и морального воспитания. Ученый, педагог, он отмечал, «...чем ярче личное эмоционально-эстетическое отношение к социальной, общественной идее, тем глубже моральные чувства». В подростковом возрасте эмоционально-эстетическая оценка идей, окружающего мира наиболее ярко переживается личностью [4]. Степень изученности проблемы исследования. Различные аспекты развития познавательного и эмо-
ционального интеллекта в школе исследованы российскими учеными: В.Ф. Баша-риным, Е.М. Беспаленко, В.Б. Бондарев-ским, В.Г. Ивановым, В.Н. Максимовой, Ф.К. Савиной, Г.И. Щукиной и др.
Реализацию интерактивных технологий обучения в процессе предпрофильной подготовки учащихся сельской школы изучала А.Ю. Закиева. Автором разработаны дидактические условия реализации интерактивных технологий обучения в процессе гуманитарной предпрофильной подготовки обучающихся [5].
Роль интерактивных методов обучения в развитии мыслительной деятельности и усвоении знаний учащимися исследовала Марьям Рафати. Автор анализирует интерактивные технологии, основаные на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением, т.е. реальное окружение, а опыт обучающегося - это центральный активатор учебного познания [6].
Множество авторов обращают внимание на эффективность интерактивных методов в образовательном процессе (Б.Ц. Бадмаев, С.М. Кашапов, Т.С. Панина, Г.К. Селевко, А.М. Смолкин, Л.Г. Сему-шина, В.А. Скакун, С.Д. Смирнов, А.П. Панфилова и др.).
Однако, использование интерактивных методов в развитии эмоциональной компетентности подростков изучено недостаточно. В отечественной психологии единство эмоций и интеллекта изучены Л.С. Выготским. Ученый доказывает взаимосвязь и взаимовлияние эмоций и интеллекта друг на друга в психическом развитии и о том, что эта связь является динамической, меняющейся [7].
Анализ литературы позволил сформулировать цель исследования -теоретически обосновать и экспериментально проверить процесс развития эмоционального интеллекта подростков с использованием интерактивных методов.
Объект исследования - эмоциональный интеллект подростков.
Предмет исследования - процесс развития эмоционального интеллекта подростков с использованием интерактивных методов.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ подходов к изучению проблемы эмоционального интеллекта и его структурных компонентов.
2. Выявить особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте.
3. Провести обзор процесса развития эмоционального интеллекта подростков с использованием интерактивных методов.
4. Провести экспериментальное исследование процесса развития эмоционального интеллекта подростков с использованием интерактивных методов.
Научная новизна заключается в разработке процесса развития эмоционального интеллекта подростков с использованием интерактивных методов. Полученные эмпирические данные могут быть использованы педагогами-психологами и социальными педагогами в работе с подростками, имеющими осложненный пубертатный период, с подростками, склонными к различным видам девиаций.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие подростки разных образовательных организаций в возрасте 12-15 лет. Всего участвовали 128 подростков. Методы исследования - изучение эмоциональной сферы прямым анкетированием. Анкеты имели свободный ответ и выбор ответов из трех предложенных. Всего было четыре разных анкеты. Например, вопрос анкеты: «Представь, ты идешь по улице и видишь, что дети (младшие школьники) издеваются над котенком». Варианты ответа: пройду мимо; вмешаюсь и защищу котенка; сам в этом поучаствую. Или следующий вопрос: «Ты идешь со школы и видишь, на скамейке сидит девочка и плачет». Варианты ответа: пройду мимо; спрошу что случилось и не нужна ли помощь; скажу «так тебе и надо, что плачешь». Подсчитывался общий процент по всем вопросам анкет.
Также использовался (по дополнительному соглашению с родителями обучающихся) «Тест на эмоциональный интеллект» Н. Холла (опросник EQ). Уровни парциального (отдельно по каждой шкале) эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов: 14 и более -высокий; 8-13 - средний; 7 и менее - низ-
кий. Интегративный (сумма по всем шкалам) уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям: 70 и более - высокий; 40-69 - средний; 39 и менее - низкий уровень.
Результаты и их обсуждение
Результаты исследования с помощью анкетирования показали, что у одной трети подростков эмоциональный интеллект выражен. У половины средний уровень эмоционального интеллекта, у остальных низкий уровень.
«Тест на эмоциональный интеллект» Н. Холла показал разницу в развитии эмоционального интеллекта на первичном и заключительном этапах исследования. Для решения проблемы развития эмоционального интеллекта подростков была разработана устойчивая и целенаправленная совокупность взаимосвязанных действий, которые по определенным интерактивным методам преобразуют уровень социального интеллекта у подростков. Это и является процессом развития эмоционального интеллекта с использованием интерактивных методов.
Использовались следующие интерактивные методы: Case-study (анализ конкретных ситуаций, психологических мини-фильмов, например «Бумеранг»); психологические игры; психологические сказки с мозговым штурмом; сократические диалоги; тренинги (психологические упражне-
ния); ученические супервизии. Практически всегда использовались электронные образовательные ресурсы. В процессе развития эмоционального интеллекта использовались следующие задания и упражнения: психологические игры «Кто есть кто?», «Самопрезентация», «Подготовка резюме для вакантной должности», «Анабиоз»; ассоциативные методы: «Если бы вдруг случилось.», «Мои размышления по поводу неизлечимо больных людей»; «Я не заплачу..», «Найди свое место на рисунке и др. Наибольшим интересом пользовались задания - размышления.
Например, предлагалась картина художницы Аникиной Ирины (Екатеринбург, 2019 г.) «Наказана». Участникам эксперимента необходимо описать мысли, чувства, индивидуально-психологические характеристики и особенности взаимодействия персонажей картины, т.е. девочки и игрушек. Схема описания:
1) Кто изображен, что изображено?
2) Что чувствует персонаж картины, какие эмоции испытывает?
3) Предположите, что могло послужить поводом для наказания?
4) Какую роль играют игрушки?
5) Какой вывод может сделать девочка из такого наказания?
6) Была ли подавлена инициатива девочки?
7) Как такое наказание может повлиять на развитие личности ребенка?
Рис. 1. Картина Аникиной Ирины (Екатеринбург, 2019 г.) «Наказана»
Позитивная составляющая интерактивных методов: развитие эмоционального интеллекта становится индивидуальным, учитывающим особенности личности, интересы и потребности подростков; информативность; улучшается сенсорное восприятие; активизируется познавательная деятельность; есть возможность для самовыражения.
Процесс развития эмоционального интеллекта с использованием интерактивных методов имел следующую последовательность: диагностика эмоционального интеллекта; психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционального интеллекта (М.Р. Битянова) [8]; организация сотрудничества с подростком, направленного на его самопознание, поиск путей самоуправления своим внутренним миром
Анализ результатов, приведенных в таблице позволяет сделать следующие выводы.
По шкале «Эмоциональная осведомленность» высокий уровень на конечном этапе 14,05 балла и средний уровень на начальном этапе 9,81 балл. Разница составляет 4,24. Это хороший результат. У подростков после проведенного эксперимента есть осознание и понимание своих эмоций.
По шкале «Управление своими эмоциями» на начальном этапе 8,72 балла и на конечном этапе 11,66 баллов. Это средний уровень, то есть эмоциональная гибкость, управление своими эмоциями не вполне развиты. С учетом криза пубертатного периода, можно считать эти показатели не совсем точными, так как новообразования этого периода личностного развития могут приобрести другую форму в последствие. Разница в баллах составляет 2,94 балла.
и системой отношений в социуме; оказание психологической помощи подросткам, испытывающим трудности в эмоциональном и социально-психологическом плане; выявление и профилактика проблем эмоциональной агрессии и эмоционального дисбаланса. Процесс развития эмоционального интеллекта с использованием интерактивных методов имеет следующую последовательность: осознание собственных эмоций и состояний; управление собственными эмоциями и психическими состояниями; осознание эмоций окружающих людей; управление эмоциями окружающих людей.
Показатели эмоционального интеллекта у старшеклассников по тесту Н. Холла на начальном и конечном этапе исследования представлены в таблице.
По шкале «Самомотивация» первичные данные - 8,34 и конечный результат -10,12. Это также средний уровень, управление своим поведением
за счет управления эмоциями, возрос, но остался в зоне средних показателей. Разница в баллах составляет 1,78 балла.
По шкале «Распознавание эмоций других людей», первичные данные - 4,37 и конечный результат - 5,83, то есть умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей ниже среднего уровня. Разница в баллах составляет 1,46 балла. Это самые низкие показатели по данной шкале. И опять можно сделать снисхождение на пубертатный период, где реакция эмансипации, свойственная этому возрасту, тормозит развитие эмоционального интеллекта, а именно распознание эмоций других людей.
По шкале «Эмпатия», первичные данные - 6,54 и конечный результат - 14,32, то есть понимание эмоций других людей,
Таблица 1. Показатели эмоционального интеллекта у подростков.
Шкалы Первичное исследование Конечный этап
Эмоциональная осведомленность 9,81 14,05
Управление своими эмоциями 8,72 11,66
Самомотивация 8,34 10, 12
Управление эмоциями других людей 4,37 5,83
Эмпатия (сочувствие) 6,54 14,32
Интегративный уровень эмоционального интеллекта 37, 78 53, 97
умение сопереживать эмоциональному состоянию другого человека, а также готовность оказать поддержку. По этой шкале самая большая разница в показателях -7,78 балла. По этой шкале переход от низкого уровня к высокому выглядит скачкообразно.
По шкале «Интегративный уровень эмоционального интеллекта» первичные данные - 37,78 и конечный результат -53,97. Эта шкала наглядно показывает общий уровень эмоционального интеллекта. Уровень рассчитывается по следующим количественным показателям: 70 и более - высокий; 40-69 - средний; 39 и менее - низкий. На начальном этапе был низкий уровень, а на конечном средний.
Проведенное заключительное исследование показало достоверные различия в развитии эмоционального интеллекта подростков. Отсюда следует, что процесс развития эмоционального интеллекта с использованием интерактивных методов имеет динамический результат. Подобранные интерактивные методы и устойчивая и целенаправленная совокупность взаимосвязанных действий дали положительный результат.
Таким образом, можно сделать следующее заключение.
В соответствие с темой исследования, с поставленной целью и задачами исследо-
Библиографический список
1. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence. Intelligence Test (MSCEIT) User's Manual. Toronto, Canada: MHS Publishers, 2002.
2. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 415 с.
3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. -М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. - 560 с.
4. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М.: Молодая гвардия, 1971. - 336 с.
5. Закиева А.Ю. Реализация интерактивных технологий обучения в процессе предпро-фильной подготовки учащихся сельской школы. Дисс. канд. пед. наук. Казань, 2007. -253 с.
6. Марьям Р. Роль интерактивных методов обучения в развитии мыслительной деятельности и усвоении знаний учащимися. Дисс. канд. пед. наук. Душанбе, - 2014. - 251 с.
7. ВыготскийЛ.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1982. - 362 с.
8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.
9. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. -Новополоцк: ПГУ, 2011. - 388 с.
вания, сделана попытка обоснования процесса развития эмоционального интеллекта подростков с использованием интерактивных методов. Проведенный теоретический анализ позволил сформулировать методы развития эмоционального развития подростков в процессе с использованием интерактивных методов. Развитие эмоционального интеллекта подростков имеет свою специфику, так как учитывается кризис пубертатного периода и психологические комплексы.
Выявлены особенности развития содержательных характеристик эмоционального интеллекта личности подростков, а полученные данные свидетельствуют о том, что развитие эмоционального интеллекта более успешно осуществляется в условиях организованного процесса, поэтапного усложнения программы развития и интерактивных методов.
И.В. Андреева, считает, что эмоциональный интеллект является гораздо более важным фактором, который способствует успеху человека, чем логический интеллект. Благодаря эмоциональному интеллекту личность имеет возможность достичь высоких результатов в профессиональной деятельности и в личной жизни [9, с. 78].
THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF ADOLESCENTS USING INTERACTIVE TECHNOLOGIES
D.A. Lomakin, Graduate Student Moscow Witte University (Russia, Moscow)
Abstract. The process of developing the skills and abilities of adolescents to recognize emotions, understand the intentions, motivation and desires of other people and their own is considered. It is noted that the ability of adolescents to control their emotions and the emotions of other people in order to solve practical problems is associated with age-related neoplasms and the formation of the Mental Model, i.e. cognitive mechanism of understanding one's own mental states. The conclusion is drawn about the effectiveness of using interactive technologies in the development of emotional intelligence of adolescents, since this process is individualized, takes into account personality characteristics, interests and needs.
Keywords: teenagers, emotional intellect, interactive technologies, process, development, Mental model of development.