Научная статья на тему 'Процесс понимания и интерпретационные возможности текста'

Процесс понимания и интерпретационные возможности текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
543
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / ПРОЦЕСС ПОНИМАНИЯ / ПРОЦЕСС СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ / СМЫСЛ-ТОНАЛЬНОСТЬ / КОГНИТИВНЫЙ АЛГОРИТМ ПОНИМАНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Евенко Елена Викторовна

В статье рассматривается процесс понимания художественного текста, который непосредственно связан с процессом смыслообразования. Среди смыслов художественного текста в центре внимания автора смысл-тональность, который формируется за счет восприятия реципиентом звукового оформления текста и анализируется с помощью когнитивного алгоритма понимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процесс понимания и интерпретационные возможности текста»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 22 (160).

Филология. Искусствоведение. Вып. 33. С. 54-56.

Е. В. Евенко

ПРОЦЕСС ПОНИМАНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕКСТА

В статье рассматривается процесс понимания художественного текста, который непосредственно связан с процессом смыслообразования. Среди смыслов художественного текста в центре внимания автора - смысл-тональность, который формируется за счет восприятия реципиентом звукового оформления текста и анализируется с помощью когнитивного алгоритма понимания.

Ключевые слова: художественный текст, процесс понимания, процесс смыслообразования, смысл-тональность, когнитивный алгоритм понимания.

Исследование проблем и понимания, и интерпретации художественного текста позволяет представить специфику структуры художественного текста как со стороны его смыслового содержания, так и со стороны его звуковой организации. Под звуковой организацией текста понимается фонетически согласованная автором структура текста. В настоящее время существует множество теорий и методов, анализирующих процесс понимания художественного текста, но мало работ, посвященных исследованию понимания такой звуковой организации художественного текста, которая способствует усмотрению смыслов. В настоящей работе под пониманием рассматривается такая активная мыследе-ятельность, в результате которой реципиент строит смыслы.

Под смыслопостроением понимается процесс построения реципиентом смыслов художественного текста. Поскольку результатом понимания является смысл как некоторое знание, мыслительное образование, которое включается в уже существующую систему знаний или соотносится с ней, то «смысл как идеальная мыслительная модель создается (конструируется) субъектом в процессе понимания текста»1, поэтому процесс образования смысла мы рассматриваем как процесс построения смысла.

В процессе построения контекстуального смысла смысл-тональность является более мелким мыслительным образованием. Смысл-тональность в настоящей работе трактуется как эмоциональная настроенность текста, определяемая особой аранжировкой лексических единиц, которые создают тон звучания. Построение смысла-тональности выражено через алгоритм: 1)

восприятие текста; 2) осмысление воспринимаемых средств текстопостроения; 3) категоризация воспринимаемых средств тек-стопостроения; 4) усмотрение ассоциаций на основе осмысленных средств текстопо-строения; 5) категоризация; 6) построение смысла-тональности.

В предлагаемой работе рассматриваются фоносемантические средства текста, которые являются необходимыми единицами в процессе построения смысла-тональности. Процесс построения смысла-тональности непосредственно связан с психологией таких познавательных процессов, как ощущение, восприятие, мышление, категоризация.

Мыследеятельность при рецепции звуковой организации текста представляет собой осмысление таких фоносемантических единиц, которые воспринимаются как необычные, лишенные автоматизма, и в силу этого привлекающие внимание реципиента, что приводит к построению смысла-тональности, который, в свою очередь, способствует организации контекстуального смысла. Рассматривая процесс понимания художественного текста как процесс осмысливаемый, мы выделили алгоритм понимания звуковой организации текста.

Если мыследеятельность - это осмысление своих действий, то в процессе такого осмысления возникает необходимость выявления связей между шагами этих действий. А выявление связей возможно только через осмысление собственного способа категоризации. На осмыслении каждого шага и строится механизм когнитивного процесса понимания, который представлен в настоящей работе в виде алгоритма. Таким образом, в настоящем исследовании в основу построения смысла-

тональности положен принцип пошаговой категоризации звуковой организации текста.

Согласно алгоритму, процесс понимания звуковой организации начинается с восприятия.

В процессе восприятия звуковой организации лежат психофизиологические основы. Человек обладает довольно сложным слуховым аппаратом, в котором звуковые волны различаются как звуки, имеющие соответствующие физические характеристики.

Психологи понимают под восприятием отображение предметного мира в психике человека и рассматривают восприятие как построенный в сознании индивида многомерный образ действительности, где «предмет через действительность полагает себя в образе»2.

Процесс восприятия представляет собой своеобразное распознавание, перцепцию и передачу сигналов (знаков) в кору головного мозга реципиента. С помощью сенсорных сигналов мозг человека получает звуковую информацию, преимущественно сенсорного происхождения. Восприятие «всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную эмоциональную окраску»3.

По мнению А. Б. Михалева, «именно изображение объектов является начальной формой осмысления действительности и реализует когнитивную функцию языка»4.

Как уже было сказано ранее, согласно предложенному алгоритму понимания осмысление происходит на каждом этапе восприятия и понимания. Реципиент должен осмыслить действительность, что значит «упорядочить в своем представлении элементы этой действительности, установить отношения, существующие между вещами, явлениями, процессами»4

Рассмотрим на примере отрезка текста из произведения Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», в котором описывается Раскольников, и проанализируем мыслительный процесс построения контекстуального смысла и способствующего его построению смысла-тональности. I шаг (восприятие) представляет собой первичное ознакомление реципиента с художественным текстом (рецепция текста):

«Он шел по тротуару как пьяный, не замечая прохожих и сталкиваясь с ними <...>

Лицо его было мокро от слез; оно было бледно, искривлено судорогой, и тяжелая желчная улыбка змеилась по его губам. Сильно билось его сердце, и сильно волновались его мысли <...> Он был раздавлен, даже как-то унижен. Ему хотелось смеяться над собою со злости. Тупая зверская злоба закипела в нем»5.

При рецепции отрезка текста происходит категоризация средств текстопостроения, к которым относятся грамматические, лексические, стилистические и фоносемантические средства. Процесс категоризации и осмысления (II и III) не имеет четких границ, поскольку в активном процессе мыследеятельности категоризация всегда требует осмысления. В процессе осмысления и категоризации в данном отрезке категоризуются фоносемантические средства, способствующие построению смысла-тональности (аллитерация, ассонанс, паронимия, звукосимволизм, звукоподражание). Кроме того, осмысливается та звуковая организация текста, которую образуют частотно употребляемые звуки (звуковые доминанты). При количественном накоплении на данном отрезке текста определенная звуковая организация вызывает ассоциации, которые также проходят этап категоризации. Фоносемантические средства являются начальным звеном в процессе осмысления средств текстопостроения. Такой процесс осмысления заканчивается построением смысла-тональности.

В данном отрезке текста репрезентируется смысл состояние персонажа, выраженный через авторскую речь. С помощью доминантных звуков [з], [с] сближены паронимически по смыслу слова «злая», «злоба», «злость», «зверская», вызывая ассоциации по звукоподражанию (свистящие звуки) с ключевым словом-сравнением «змеилась». Образованный конверсионным способом глагол вызывает, помимо звукоподражательных, звукосимволические ассоциации (IV шаг алгоритма) «шипящий, зудящий, тяжелый, неприятный, болезненный, страшный, холодный, беспокоящий, действующий на нервы». Шипящесвистящие звуки [ж], [ч], [з] в словах «тяжелая. желчная, раздавлен, унижен» подкрепляют ассоциативный процесс основных доминант [з], [с] в главных ассоциациях «неприятный, тяжелый, болезненный, давящий, беспокоящий, страшный». Доминанта [с] употребляется автором в предложении «Сильно билось его сердце, и сильно волновались его мыс-

ли.» как в анафорической, так и в эпифо-рической позиции, репрезентируя состояние персонажа как «болезненное, тяжелое, беспокойное». Звуковой повтор [о] в начале отрезка вызывает у реципиента «мрачные, тяжелые, тоскливые, долгие, унылые» нотки настроения посредством соответствующего звучания текста, указывая на затяжной характер болезни персонажа. В результате категоризации усмотренных реципиентом ассоциаций, и определения доминантных ассоциаций (V шаг алгоритма) строится смысл-тональность отрезка - «болезненный, тяжелый, мрачный» (VI шаг алгоритма).

Кроме фоносемантических средств, для построения контекстуального смысла автор также использует и другие средства. Для описания психо-эмоционального состояния персонажа используется такой стилистический прием, как сравнение и метафора: «как пьяный», «змеилась», «зверская», метонимия «искривлено, раздавлен, закипела», что показывает тяжелое психическое состояние персонажа. Употребление анафоры в стилистической конструкции предложения «Сильно билось его сердце, и сильно волновались его мысли.» - создать, удержать и закрепить в памяти реципиента смысл «у персонажа сильное эмоциональное переживание», что подчеркивает эмфатическая конструкция предложения с инверсионным порядком слов. При прямом порядке предложение может принимать следующий вид: «Его сердце сильно билось, и мысли сильно волновались». Высказывание имплицитно содержит мысль, что персонаж подвержен тревожно-мнительному состоянию и неосознанному страху. Из описания, данного автором в предложении, реципиент приходит к выводу, что персонаж находится в состоянии нервозности, страха, раздражения, злобы, недовольства собой и неуверенности в себе. С помощью лексических средств, а именно эпитетов «тяжелая,

желчная, злая улыбка» и необычных фразеологических единиц «искривлено судорогой», «сильно волновались его мысли» осуществляется репрезентация эмоционального состояния персонажа. Неосознанная злоба репрезентируется с помощью повтора лексических единиц «злоба», «злость».

Таким образом, в построении данного контекстуального смысла «состояние персонажа», помимо лексических, стилистических, грамматических средств текстопостроения, со стороны звуковой формы большую роль играет фоносемантическая организованность текста, составляющая смысловое звучание текста на основе звуко-смыслового ассоциа-та. Обращение к данным лингвистических исследований показывает, что анализ художественного текста должен происходить с учетом особенностей таких когнитивных процессов, как восприятие, осмысление, категоризация, усмотрение ассоциаций и выявление звуковой тональности (смысла-тональности) при восприятии фоносемантической организованности текста.

Примечания

1 См.: Крюкова, Н. Ф. Метафорика и смысловая организация текста. Тверь : ТГУ, 2000. 163 с.

2 Леонтьев, А. Н. Ощущения и восприятие как образы предметного мира // Познавательные процессы : ощущения, восприятие. М. : Педагогика, 1979. С.32-50.

3 Краткий психологический словарь / А. В. Петровский, М. Г. Яромевский. М. : Изд-во полит, лит., 1985. 432 с.

4 Михалев, А. Б. Теория фоносемантического поля. Краснодар : КГУ, 1995. 213 с.

5 Достоевский, Ф. М. Преступление и наказание. М. : Проза, 1991. 312 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.