Козловский В. Н.
д. т. н., профессор, ФГБОУВПО «ПВГУС», г. Тольятти
Дементьев С. А.
аспирант ФГБОУ ВПО «ПВГУС» г. Тольятти.
ПРОЦЕСС ОПЕРАТИВНОГО РЕАГИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
СОВРЕМЕННОГО АВТОПРОМА
Аннотация: В статье представлены результаты разработки аналитического инструмента прогнозирования экономической эффективности, от внедрения улучшений в конструкцию автомобилей с учетом показателей надежности и удовлетворенности потребителей в эксплуатационный период. Ключевые слова: автомобиль, качество, надежность, удовлетворенность потребителей.
Kozlovskiy V. N. Dementev S. A. VPO "PVGUS"
THE PROCESS OF RAPID RESPONSE IN THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF THE
MODERN AUTOMOBILE INDUSTRY
Abstract: The article presents the results of an analytical tool for forecasting economic efficiency, from the introduction of improvements in vehicle design based on reliability and customer satisfaction during the operational period.
Key words: car, quality, reliability and customer satisfaction.
Мониторинг результативности и эффективности мероприятий по корректирующим воздействиям является неотъемлемой частью современных систем менеджмента качества (СМК), отвечающих требованиям стандартов ИСО 9001, ИСО/ТУ 16949.
В условиях сложившейся жесточайшей конкуренции на мировых рынках, перед предприятиями автомобильной промышленности, стоит острая проблема, связанная с необходимостью оптимизации затрат на этапах жизненного цикла продукции, при одновременном обеспечении высокого уровня потребительских характеристик качества автомобилей и сопутствующих услуг.
Рис. 1. Основные этапы жизненного цикла автомобилей построено по материалам [4]
Практика показывает, что работа по анализу потребительских характеристик перспективных конструкций автомобилей начинается на этапах маркетинговых исследований, а заканчивается в момент
снятия автомобилей с производства. При этом, зачастую, на этапах жизненного цикла, возникает необходимость решения управленческих задач по внедрению улучшений в конструкцию автомобилей, которые связаны с достижением новых технико-экономических показателей компонентной базы, а также с необходимостью преодоления локальных кризисов качества, которые в той или иной мере сопровождают деятельность автомобильных корпораций. В любом случае, для эффективного решения задачи, связанной с улучшением качества продукции, требуется реализация двух ключевых направлений деятельности: организационно-технической и аналитической [3, 4, 5].
В настоящее время, актуальным, в рамках реализации организационно-технического направления, считается создание управленческого процесса оперативного реагирования, основные этапы которого отражены на рис. 2.
Все значимые проблемы по качеству собранные за последние 24 часа
На ежедневном совещании по Оперативному Реагированию (ОР) определен Владелец каждой проблемы, который в свою очередь (уже вне совещания) реализует Процесс решения проблем для корректировки и предупреждения повторения
Проблемы отслеживаются на Экране «ОР» . Владелец проводит периодическое обновление информации к очередному совещанию по Оперативному Реагированию.
Ч
Владелец отвечает за выполнение всех выходных критериев по решению проблемы. Результаты процесса решения проблем переданы по назначению. Экран ОР идентифицирует
соответствующие выходные критерии.
Рис. 2. Основные этапы процесса оперативного реагирования построено по материалам [8]
Анализ рис. 2 показывает, что аналитическая составляющая, связанная с оценкой эффективности решения проблем, является важнейшей в рассматриваемом процессе и способствует повышению результативности его протекания. Именно поэтому, лидеры отрасли, последовательно занимаются разработкой и реализацией соответствующих инструментов. Как показывает практика, наибольшего эффекта в процессах управления качеством можно добиться последовательным аналитическим вскрытием, ключевых проблем определяющих удовлетворенность потребителей.
Аналитическая составляющая процесса, имеет чрезвычайно важное значение. На основе широкого спектра информации поступающей из внешней среды, автопроизводитель должен выбрать главное. С учетом того, что в настоящее время для обеспечения полноты анализа данных, аналитические центры компаний должны исследовать информацию поступающую из СМИ, Интернет - форумов, данных гарантийной и постгарантийной эксплуатации, результатов испытаний на надежность и т. д., становится понятным, что задача разработки и внедрения соответствующих аналитических инструментов реализующих алгоритмы перекрестного анализа данных является актуальной. При решении задачи поиска ключевых проблем качества автомобилей, возможен переход к анализу причин и решению проблем (рис. 2). Для обеспечения эффективного функционирования процесса быстрого реагирования на предприятиях активно внедряется межфункциональный подход. Практика межфункциональной работы команд заключается в активном использовании компетенций специалистов различных подразделений предприятия для решения общей задачи - улучшение качества продукции. В состав команды входят специалисты: конструкторских, производственных, сервисных подразделений, а также представители департаментов качества, маркетинга и т. д. Реализация алгоритмов межфункционального подхода в рамках решения задач управления качеством обеспечивает разрушение сложившихся на наших предприятиях барьеров между подразделениями, что способствует укреплению командных и проектных принципов работы.
На каждой стадии реализации процесса проводится мониторинг результатов. Переход на следующий уровень возможен только в случае, полного исполнения требований стадии. В заключении процесса реализуется стадия идентификация критериев эффективности. Процесс эффективен в случае получения соответствующего целевым показателям, положительного результата в решении проблемы качества.
Таим образом, внедрение процесса оперативного реагирования в практику предприятий автомобильной промышленности обеспечивает оперативное решение ключевых проблем качества, что способствует улучшению удовлетворенности потребителей и росту конкурентоспособности автопроизводителей.
Список литературы
1. Заятров А. В., Строганов В. И., Козловский В. Н. Модель ремонтопригодности как инструмент прогнозирования качества и надежности легкового автомобиля. Автомобильная промышленность. 2013. Москва - № 11. С. 19-21.
2. Заятров А. В., Козловский В. Н. Анализ оперативных методов обеспечения надежности для системы электрооборудования автомобилей. Грузовик. 2013. Москва - № 4. С. 18-21.
3. Клейменов С. И., Строганов В. И., Козловский В. Н. Комплексная оценка удовлетворенности потребителей качеством автомобилей. Стандарты и качество. 2013. Москва - № 5. С. 94-99.
4. Козловский В. Н., Строганов В. И. Аналитические исследования качества автомобилей в эксплуатации: монография. - Saarbrucken, Palmarium Academic Publishing, AV Akademikerverland GmbH&Co., Deutschland, 2013. - 140 с.
5. Немцев А. Д., Козловский В. Н. Моделирование - инструмент управления качеством. Автомобильная промышленность. Москва - 2003. - № 10. - С. 1-3.
6. Панюков Д. И., Козловский В. Н. Комплекс обеспечения качества системы электрооборудования автомобилей: монография. - Saarbrucken, Palmarium Academic Publishing, AV Akademikerverland GmbH&Co., Deutschland, 2014. - 360 с.
7. Строганов В. И., Клейменов С. И., Козловский В. Н. Модели аналитических исследований качества и надежности легковых автомобилей в эксплуатации. Автомобильная промышленность 2013. Москва - № 9. С. 2-6.
8. Строганов В. И., Козловский В. Н. Инновационные методы исследования качества и надежности электромобилей и автомобилей с гибридной силовой установкой: монография. - Москва. «МАДИ», 2012. - 260 с.
9. Беспалов М.В. Развитие предпринимательской деятельности на основе построения эффективной налоговой политики в условиях нестабильной экономики // Финансы и кредит. 2009. № 43. С. 45-53.
10. Беспалов М.В. Комплексный анализ финансовой устойчивости компании: коэффициентный, экспертный, факторный, индикативный // Финансовый вестник: Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2011. № 5-14.
11. Ютт В. Е., Козловский В. Н. Математическое моделирование надежности системы электрооборудования современного легкового автомобиля / В. Н. Козловский, В. Е. Ютт // Электроника и электрооборудование транспорта. Москва - 2009. - № 1. - С. 31-34.