Комплекс аналитических инструментов оценки эффективности мероприятий направленных на улучшение надежности автомобилей
д.т.н. проф. Козловский В.Н., к.т.н. доц. Малеев Р.А., к.т.н. доц. Панюков Д.И.,
Кудинова Л.А.
Поволжский государственный университет сервиса (ПВГУС) г.Тольятти, Университет машиностроения, АНО "Институт качества" г.Тольятти.
(495) 223-05-23, доб. 1574
Аннотация. В статье представлены результаты аналитических исследований прогнозирования эффективности мероприятий, направленных на улучшение показателей надежности современных автомобилей, а также приводятся инструменты по оценке эффекта от внедрения мероприятий по улучшению конструкций легкового автомобиля.
Ключевые слова: аналитические комплексы прогнозирования эффективности, показатели надежности, качество продукции.
Мониторинг результативности и эффективности мероприятий по корректирующим воздействиям является неотъемлемой частью современных систем менеджмента качества (СМК), отвечающих требованиям стандартов ИСО 9001, ИСО/ТУ 16949.
В условиях сложившейся жесточайшей конкуренции на мировых рынках, перед предприятиями автомобильной промышленности стоит острая проблема, связанная с необходимостью оптимизации затрат на этапах жизненного цикла продукции (рисунок 1), при одновременном обеспечении высокого уровня потребительских характеристик качества автомобилей и сопутствующих услуг.
Рисунок 1. Основные этапы жизненного цикла автомобилей
Практика показывает, что работа по анализу потребительских характеристик перспективных конструкций автомобилей начинается на этапах маркетинговых исследований, а заканчивается в момент снятия автомобилей с производства. При этом зачастую на этапах жизненного цикла, возникает необходимость решения управленческих задач по внедрению улучшений в конструкцию автомобилей, которые связаны с достижением новых технико-экономических показателей компонентной базы, а также с необходимостью преодоления локальных кризисов качества, которые в той или иной мере сопровождают деятельность автомобильных корпораций. В любом случае для эффективного решения задачи, связанной с улучшением качества продукции, требуется реализация двух ключевых направлений деятельности: организационно-технической и аналитической.
В настоящее время актуальным в рамках реализации организационно-технического направления, считается создание управленческого процесса оперативного реагирования, ос-
Серия «Транспортные средства и энергетические установки» новные этапы которого отражены на рисунке 2.
Процесс Оперативного Реагирования (ОР]
Все значимые проблемы по качеству собранные за последние 24 часа
На ежедневном совещании по ОР определяется Впаделе1| п|:юблемь!:, который в свою очередь (уже вне совещания) реализует Процесс решения проблем для корректировки и
Проблемы отслеживаются. Владелец проводит ™—к> периодическое обновление информации к очередному
I Владелец отвечает за выполнение всех выходных
критериев по решению проблемы. Результаты процесса решения проблем передаются по назначению. На всех этапах идентифицируются соответствующие выходные критерии, как
Рисунок 2. Основные этапы процесса оперативного реагирования
Анализ рисунка 2 показывает, что аналитическая составляющая, связанная с оценкой эффективности решения проблем, является важнейшей в рассматриваемом процессе и способствует повышению результативности его протекания. Именно поэтому лидеры отрасли последовательно занимаются разработкой и реализацией соответствующих инструментов.
В настоящей работе представлена методология соответствующего комплекса аналитических инструментов, обеспечивающих реализацию оценки эффективности улучшений в области качества практически на всех этапах жизненного цикла автомобилей (рисунок 1) и охватывающих информационные потоки об удовлетворенности потребителей качеством продукции, показатели результативности производства, а также эксплуатационной надежности автомобилей в период гарантийной эксплуатации.
В процессе изготовления автомобилей, в сравнении с эксплуатационным этапом жизненного цикла, наблюдается естественное более оперативное реагирование на любые проектные или производственно-технологические изменения. Поэтому для реализации оценки эффективности проводится измерение затрат до и после внедрения соответствующих мероприятий в течение небольшого отчетного периода времени. Например, наш опыт показывает, что в данном случае достаточно ограничиться 30-дневным временным интервалом.
Расчет оценки эффективности проводится по двум временным интервалам, в два этапа.
Первый этап:
• вычисление показателей надежности до внедрения мероприятий
Уотк. (Тв-ЗОдн. </</ в- 1()н., Кос), от к.), (1)
Уср.з.(Тв-30дн.<Г<Тв-1дн., Код.отк.), (2)
где: Уотк. - уровень регистрируемых отказов автомобилей с определенной датой выпуска;
Те - дата внедрения мероприятий по улучшению надежности;
Тв-ЗОдн.<^Тв-1дн. - промежуток времени охватывающий 30 дней до внедрения мероприятий по улучшению надежности продукции с определенным кодом отказа Код.отк.;
Уср.з. - уровень средних затрат на устранение отказов с заданным кодом отказа.
• расчет показателей надежности после внедрения мероприятий
Уотк. (Тв+1дн.<Г <Тв+30дн., Код.отк.), (3)
Уср.з.(Тв+1дн.<1 <Тв+30дн., Код.отк.). (4)
Тв+ 1дн.<^Тв+ЗОдн. - промежуток времени охватывающий 30 дней после внедрения мероприятий по улучшению надежности продукции с определенным кодом отказа Код.отк.
Второй этап:
• расчет изменения уровня отказов (А Уотк.): ДУотк.=Уотк.(Тв-30дн.<1<Тв-1дн., Код.отк.) - Уотк. (Тв+1ди.^ <Тв+30дн., Код.отк.)', (5)
• расчет изменения уровня затрат на устранение отказов {АУср.з.у. АУср.з.=Уср.з.(Тв-30дн.^<Тв-1дн..Код.отк.)-Уср.з.(Тв+1дн.^<Тв+30дн.. Код.отк.). (6)
На основе полученных результатов, подводится итоговая оценка эффективности мероприятий, направленных на улучшение качества продукции в производстве.
Для решения задачи оценки эффективности мероприятий, направленных на повышение качества автомобилей, с учетом эксплуатационного периода, требуется учитывать больший временной интервал, чем в предыдущем случае. Массив данных о надежности для оценки эффективности формируется из ежемесячной статистической информации о производстве и гарантийной эксплуатации автомобилей, интегрируемой системой регистрации отказов.
Основные показатели, необходимые для расчета оценки: Тв - дата (месяц) внедрения мероприятий; yomK.fi, э) - количественный уровень отказов на автомобилях с датой выпуска Т и с датой устранения отказа э по коду отказа Код.отк.; Уобщ.з.^, з) - общие затраты на устранение отказа на автомобилях с датой выпуска Т и с датой устранения э; Уусл.з.^, з) - затраты на услуги по устранению отказа на автомобилях с датой выпуска Т и с датой устранения э; Уз.ч.(^ з) - затраты на запасные части при устранении отказов на автомобилях с датой выпуска Т и с датой устранения э; np.omK.1fi) - прогнозируемое количество отказов на автомобилях с датой выпуска Т, до внедрения мероприятий по улучшению; np.omK.2fi) - прогнозируемое количество отказов на автомобилях с датой выпуска Т, после внедрения мероприятий; N - количество автомобилей, выпущенных за 6 месяцев до внедрения мероприятий по улучшению; N - количество автомобилей, выпущенных в течение 6 месяцев после внедрения мероприятий.
Расчет оценки эффективности проводится в пять этапов. На первом этапе определяются:
• Уотк.(^<Тв+6мес.), Уобщ.з.(^<Тв+6) для i=(Тв -12мес.),...,(Тв+6мес.).
• Выпуски автомобилей на рынок за отчетные месяцы.
• Уошк.(^< Тв), для i=(Тв-12мес.),...,Тв, Уобщ.з.(^з< Тв), для i=(Тв-12мес.), ...,(Тв).
• Уошк.(1 з< Тв-6мес.), для i=(Тв-12мес.), ...,(Тв-7мес.).
• Уобщ.з.(1 я<Тв+6мес.), для i=(Тв-6мес.),...,(Тв+6мес.).
• Уусл.з.(^ з< Тв+6мес.), Уз.ч.(^з<Тв+6) для i=(Тв-6мес.),...,(Тв+6мес.).
Второй этап. Расчет коэффициентов прогнозирования уровня отказов:
Уошк.(^ з < Тв + 6мес.)
К1(Т) =--(7)
Уотк.(^ з < Тв)
для Т=(Тв-12мес.),...,(Т- 7мес.).
, . Уотк.и, з <Тв + 6мес.)
К 2(Т) =-^-(8)
Уошк.(^ з < Тв)
для 1=(Тв-6мес.),..., (Тв-1мес.).
Третий этап. Прогнозирование количества отказов:
Пр.ошк.1(1) = Уошкк.^, з < Тв + 6мес.) хК^) (9)
для 1=(Тв-6мес.),...,(Тв-1мес.).
Пр.ошк.2(г) = Уотк.(^з < Тв + 6мес.)хК2^)хК() (10)
для Т=(Тв+1мес.),...,(Тв+6мес.).
Четвертый этап. Определение среднего уровня отказов по периодам до и после внедрения мероприятий.
с = £ Пр.ошк.1^) (и) с = £ Пр.ошк.2^)
1 N 2 N
Средние общие затраты на один отказ по периодам до и после внедрения мероприятий.
тт - „ Е Уобщ.з.и,s < Тв + 6мес.)
Уобщ.ср.3.1 =--1 (13)
ЕУотк.(^, ^ < Тв + 6мес.)
для Т=(Тв-6мес.),..., (Тв-1мес.).
тг ^ „ Е Уобщ.з.(1,^ < Тв)
Уобщ.ср.з.2 =-^-- (14)
ЕУотк.(1,^ < Тв)
для 1=(Тв+1мес.),...,(Тв+6мес.).
Общие затраты по выпускам до внедрения мероприятий
301 = Мх С1хУобщ. ср. з.1. (15) Общие затраты по выпускам после внедрения мероприятий
302 = N2 х С2 х Уобщ. ср.з.2. (16)
Доли затрат на услуги и запасные части и материалы до внедрения мероприятий: Д1 Е Уусл.з.(^, s < Тв + 6мес.) Е Уобщ.з.(^, ^ < Тв + 6мес.)
для Т=(Тв-6мес.),..., (Тв-1мес.),
Д2=1-Д1 . (18)
Прогнозируемые затраты на услуги, запасные части и материалы
Зусл.1=Д1 х ЗО1, (19) Зз.ч.м.1=Д2 х ЗО1 . (20)
Приведенные общие затраты по выпускам до внедрения мероприятий
ОЗдо = Зусл.1хКи + Зз.ч.м.1х К, (21)
где: Ки - коэффициент приведения затрат на услуги, К - коэффициент приведения затрат на запасные части и дополнительные материалы. Коэффициент приведения затрат на услуги Ки определяется через отношение средних стоимостей нормо-часа на предприятиях сервисно-сбытовой сети за периоды 6 месяцев после и до внедрения мероприятий по улучшению надежности автомобилей. Коэффициент приведения затрат на запасные части и дополнительные материалы К определяется через отношение средних стоимостей деталей, узлов, отпускаемых для гарантийного ремонта. Пятый этап. Оценка эффективности внедренных мероприятий:
АЗО = ОЗдо — ЗО2. (22)
Оценка эффективности повышения надежности автомобилей с учетом изменения цены автомобилей и удовлетворенности потребителей используется для анализа эффективности применения автокомпонентов с улучшенными эксплуатационными характеристиками. Расчет эффективности проводится с учетом затрат на производство и эксплуатацию автомобилей.
Затраты на производство (Апр):
Апр = (Цосн. — Цальт.) х N, (23)
где: Цосн., Цальт. - цена автокомпонента основного и альтернативного поставщика; N -программа выпуска автомобилей в год. Уровень отказов продукции основного поставщика РРМосн.
РРМосн. = Мдефдет х1000000, (24)
N
где: Мдеф.дет. - общее количество отказов по детали или узлу.
Затраты в гарантии по отказу на один выпущенный автомобиль
2а / ж = гдефобщ, (25)
N
где: 2деф.общ. - общие затраты по устранение отказов детали или узла. Затраты в гарантии на программу по основному поставщику:
2гар.осн. = 2а / м х N. (26)
Прогноз затрат в гарантии на программу по альтернативному поставщику:
2гар.осн.
¿гар.альт. =---. (27)
РРМосн. х РРМальт.
Прогноз изменения затрат в гарантии (Агар.)
Агар.=Хгар.осн. - Zгар.альт. (28)
Изменения удовлетворенности потребителей по надежности:
Анад. удовл. = (10 — Унад.) х К над. х Одеф., (29) где: Унад. - удовлетворенность потребителей по надежности; Кнад. - весовой коэффициент при расчете удовлетворенности потребителей по надежности автомобилей; Бдеф. -доля отказов по детали или узлу в общем количестве отказов.
Изменение лояльности потребителей ( Алоял.):
Алоял. = Клоял. — Анад. удовл. (30)
где: Клоял. - коэффициент лояльности.
Для расчета коэффициента лояльности по каждой модели марки автомобилей необходимо наряду с измерением удовлетворенности потребителей проводить соответствующую работу по оценке лояльности.
Опыт показывает, что большинство автопроизводителей проводит измерение удовлетворенности на основе бальной оценки с использованием анкетных комплексов. В соответствии с существующей методологией, бальная оценка удовлетворенности потребителей воспринимаемым качеством автомобилей (Пудовл.) может изменяться от 0 до 10. В расчете оценки эффективности используются усредненные показатели, как удовлетворенности, так и лояльности по всей анкетной базе.
Оценка лояльности, может быть рассчитана по формуле:
Плоял. = К1х( Х1 + (10 — Х 2)) + к 3 х Х3 + К 4 х X 4 + К 5 х X 5 + К 6 х X 6, (31) 2
где: Х1, Х2,...,Х6 - усредненные оценки по вопросам анкеты, К1, К2,...,К6 -коэффициенты значимости соответствующих вопросов, алгебраическая сумма которых должна составлять единицу.
В качестве примера, в таблица1, приведем группу вопросов, которые можно использовать при оценке лояльности потребителей.
Таблица 1.
Группа вопросов для анализа лояльности потребителей к определенной марке
автомобилей
Вопросы Оценка
1. Какова вероятность того, что следующим Вашим автомобилем будет также модель Х1
марки ...?
2. Какова вероятность того, что Вы приобретете автомобиль другой марки? Х2
3. Вы хотели бы приобрести автомобиль марки ... в качестве второго автомобиля в Х3
Вашей семье и насколько это вероятно?
4. Рекомендуете ли Вы приобретение автомобиля марки ... Вашему ближнему кругу? Х4
5. Насколько Вы цените эксплуатацию автомобиля марки ... Вашим ближним кругом? Х5
6. Насколько важно для Вас присутствие автомобилей марки ... на российском рынке Х6
автомобилей в дальнейшем?
Второй вопрос (таблица 1) фактически дублирует первый, отвечая на который анкетируемый оценивает вероятность последующей покупки автомобиля определенной марки, отвечая на второй - оценивается вероятность перехода потребителя на другую марку. Поэтому оценки Х1 и (10 - Х2) есть вероятности того, что потребитель останется лояльным марке.
Связь оценки лояльности и оценки удовлетворенности просматривается через формулу:
Плоял. = 1 + 9 Пудовл — 1У, (32)
где: Плоял. - потребительская лояльность, Пудовл. - потребительская удовлетворенность, а -показатель степени.
Для определения показателя степени а по значениям Плоял. и Пудовл. применяется формула:
Ш(Л«,,.-!)-Ш(9) . (33)
1п( Лудовл. -1) - 1п(9)
Коэффициент лояльности вычисляется по формуле:
Клоял. = Луд0в9Л-1 J" (34)
Количество потерянных покупателей (повторных покупок):
. Алоял.
Апок. =--(35)
10 xN
Потери от удовлетворенности:
Аудовл. = Апок. x Цавт. x Крент., (36)
где: Цавт. - цена автомобиля; Крент. - коэффициент рентабельности производства.
Оценка эффективности, через расчет полного изменения затрат (А):
А = Апар. + Агар. + Аудовл. (37)
Представленные в работе инструменты оценки эффективности мероприятий, направленных на улучшение качества автомобилей, учитывают все необходимые на сегодняшний день сегменты и включают в себя показатели надежности, ремонтопригодности и удовлетворенности потребителей качеством автомобилей в эксплуатации.
Использование разработанных инструментов обеспечивает возможность для своевременного оперативного анализа экономической эффективности и конкурентоспособности внедряемых улучшений. Интеграция инструментов в рамках единого комплекса создает предпосылки для наиболее полной реализации соответствующих задач на всех этапах жизненного цикла автомобилей. Автоматизация разработанного комплекса в единой информационной среде является следующей задачей, имеющей высокий приоритет значимости в условиях развития аналитических инструментов управления качеством в современном автомобилестроении.
Литература
1. Пимкина Е.С. Многоуровневая комплексная система управления качеством электрооборудования на этапах жизненного цикла автомобиля / Е.С. Пимкина, В.Н. Козловский, Р.А. Малеев / Известия МГТУ «МАМИ». Серия 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели. № 1, 2013. Том 1. - С. 96-99.
2. Полякова Е.В. Моделирующая система управления как инструмент обеспечения стабильности показателей качества производства электромеханических преобразователей / Е.В. Полякова, В.Н. Козловский, Р.А. Малеев / Известия МГТУ «МАМИ». Серия 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели. № 1, 2013. т. 1. - С. 25-28.
3. Методика организации. «Оценка эффективности изменения конструкции и технологии изготовления автомобилей с учетом изменения цены, качества и удовлетворенности потребителей». Тольятти, 2005. - С. 18-20.
4. Строганов В.И. Инновационные методы исследования качества и надежности электромобилей и автомобилей с гибридной силовой установкой: монография / В.И. Строганов, В.Н. Козловский. - М. «МАДИ», 2012. - С. 67-70.
5. Козловский В.Н. Аналитические исследования качества автомобилей в эксплуатации: монография / В.Н. Козловский, В.И. Строганов. Palmarium Academic Publishing, AV Akademikerverland GmbH&Co., Deutschland, 2013. - С. 85-88.
6. Козловский В.Н. Комплекс обеспечения качества системы электрооборудования автомобилей: монография / В.Н. Козловский, Д.И. Панюков. Palmarium Academic Publishing, AV Akademikerverland GmbH&Co., Deutschland, 2014. - С. 34-36.
7. Козловский В.Н. Статистическая модель производства генератора и математическая модель системы управления качеством / В.Н. Козловский // Автотракторное электрооборудование. - 2004. - С. 29-32.