УДК 371.3
© Ю. В. Шибанова
Процесс обучения в информационно-образовательной среде школы
В статье рассмотрены особенности организации процесса обучения в информационно-образовательной среде школы, определены основные требования к выстраиванию среды, условия для успешной работы в информационном пространстве.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, процесс обучения, творческая познавательная деятельность, саморазвитие и самоактуализация учащихся.
Yu. V. Shibanova
Learning process in secondary school information and educational sphere
The article deals with the specific points of learning process organization in secondary school information and educational sphere. The main requirements to this sphere forming-up and successful work in information medium conditions are also determined in the article.
Keywords: information and educational sphere; learning process; creative and cognitive activity; pupils ' self-development and self-actualization.
Наличие информационно-образовательной среды вносит изменения в деятельность всех участников процесса обучения. На свойства среды влияет ин-тегративная совокупность личностных черт человека как субъекта деятельности, например мобильность, осознанность, креативность, целеустремлённость, склонность к сотрудничеству, умение взаимодействовать с другими, обращённость к своему внутреннему потенциалу, возможностям выбора индивидуальных средств осуществления деятельности.
Учитель, являясь одним из субъектов образовательного процесса, создаёт информационно-образовательную среду, направленную на организацию процесса обучения, приводящего к достижению поставленных целей. Чаще всего это среда учебного предмета. И здесь педагогу следует помнить о тех характеристиках информационно-образовательной среды, которые обеспечивают эффективность процесса обучения. На первое место выходит требование целостности конструируемой среды. Учитель не просто подбирает методы, технологии, средства обучения, обеспечивающие работу с конкретным фрагментом содержания образования, а создаёт единый дидактико-методический комплекс. Центральным элементом комплекса является учебник. В настоящее время преобладают обычные бумажные учебники, но развитие педагогической науки, НТК-технологий позволяет предположить, что в дальнейшем и электронные учебники займут достойное место в образовательной практике школы.
Итак, учебник (учебное пособие), в котором в большей или меньшей степени представлено содержание фундаментального ядра и разработан аппарат усвоения, является системообразующим элементом дидактико-методического
комплекса. От учителя зависит, какой из вариантов учебников он предпочтёт. Этот выбор, во-первых, должен быть педагогически обоснованным, а во-вторых, предопределять, какие ещё ресурсы войдут в комплекс, чтобы обеспечить целостность информационно-образовательной среды. Эти ресурсы должны быть выстроены методически грамотно, раскрывать содержание образования в той же логике, что и базовый учебник, не дублировать, а обогащать и углублять его. Применение каждого элемента дидактико-методического комплекса необходимо рассматривать с точки зрения его педагогических возможностей. Например, ресурсы с одинаковой наглядностью или развивающие однотипные умения надо использовать очень осторожно. Целесообразно, чтобы средства обучения взаимодополняли, взаимообогащали, а не повторяли друг друга.
Следующее требование к выстраиваемой информационно-образовательной среде — эффективная реализация всех этапов дидактического цикла. Элементы дидактико-методического комплекса, который является одной из составляющих информационно-образовательной среды, должны быть направлены на разнообразие учебно-познавательной деятельности учащихся: под руководством педагога или самостоятельной; репродуктивной или творческой; индивидуальной или в группе; в классе или вне его. В совокупности данные виды деятельности обеспечивают успешность обучения на каждом из этапов дидактического цикла. За счёт этого создаются условия для работы как с инвариантным, фундаментальным, так и с вариативным компонентом содержания образования. А вот какие ресурсы необходимо привлечь на каждом из этапов, зависит от педагога. При этом созданная среда оказывается не только целостной, но и полифункциональной.
В настоящее время создано достаточное количество электронных образовательных ресурсов, предметных информационно-образовательных сред. Не все они удовлетворяют основным дидактическим положениям. В них зачастую нарушены принципы научности, доступности, систематичности и системности. Не всегда педагогически оправдано использование наглядности: она может быть представлена в большом количестве, отвлекать внимание ученика, не отражать сути изучаемых явлений и процессов, искажать представление о них. Поэтому в том случае, если педагог планирует использовать готовые электронные ресурсы в процессе обучения, ему необходимо детально ознакомиться с их содержанием и со структурой.
При выстраивании информационно-образовательной среды учителю не следует забывать о субъективной позиции ученика. Современные ИТК-технологии позволяют активно вовлекать учащихся в процесс обучения, дают им возможность управлять собственным образованием. Тем самым обеспечивается саморазвитие и самоактуализация учащихся, развивается критическое мышление, готовность к самосовершенствованию и самообучению на протяжении всей жизни, способность эффективно интерпретировать меняющиеся ситуации и адаптироваться к ним, поэтапно менять первоначально сформированную структуру знаний, продолжать развиваться, т. е. у школьников формируется собственная система знаний, способов деятельности и отношений к окружающему миру и самому себе.
Выстраивание информационно-образовательной среды связано с индивидуальной образовательной траекторией ученика, в которую включены проект, опирающийся на осознанные цели, задачи и смысл деятельности; необходимые ресурсы (внутренние и внешние); содержательный образовательный результат. Это маршрут индивидуальной познавательной деятельности учащихся, осуществляемой в конкретных условиях, связанный с использованием определённых ресурсов и направленный на получение уникального образовательного продукта. Образовательные продукты могут быть интеллектуальными (знания), практическими (освоенные способы деятельности), материальными (результаты деятельности). Это всегда комплексный итог деятельности ученика, обусловленный индивидуальной образовательной траекторией и соответствующий личностным особенностям школьника.
В основе процесса обучения лежит самостоятельная деятельность учащихся. Деятельность связана с внутренней мотивацией, осознанием цели, принятием учебной задачи, приданием ей личностного смысла (в терминах теории деятельности А. Н. Леонтьева), подчинением выполнению этой задачи других интересов и форм занятости, самоорганизацией учебных действий во времени и самоконтролем. Её выполнение требует высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.
Использование ИТК-технологии в существовавшей веками коммуникации субъект субъект добавляет взаимодействие на уровне субъект интерактивная мультимедийная программа.
По мнению учителей, информационное пространство позволяет в процессе обучения:
• стереть границы за счет доступа к информации из лучших библиотек, музеев;
• дать возможность слушать лекции ведущих учёных и задавать им вопросы, учиться в виртуальных школах, принимать участие в олимпиадах, научно-практических конференциях;
• увеличить возможности выбора средств, форм и темпа изучения учебных предметов;
• повысить интерес школьников к изучаемым предметам за счёт наглядности, занимательности, интерактивной формы представления учебного материала, усиления межпредметных связей;
• совершенствовать научную организацию учебного труда;
• усилить мотивацию самостоятельного обучения, развития критического мышления;
• активнее использовать методы взаимообучения (обсуждение предметов в сети при помощи интернет-конференций, на форумах, в чатах, оперативное получение подсказок);
• раскрывать способности и интересы учеников;
• развивать инициативу школьников;
• знакомиться с широким кругом актуальных проблем действительности;
• осуществлять подготовку к жизни в условиях информационного общества, создавать установку на непрерывное образование в течение жизни;
• использовать бесплатные образовательные ресурсы и эвристические программы информационно-образовательного пространства.
Процесс обучения в информационно-образовательном пространстве связан с овладением учащимися ключевыми компетенциями. В этом случае результат образования — не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально значимых ситуациях, т. е. к компетенции. Они характеризуются совокупностью взаимосвязанных знаний, практических и когнитивных умений, отношений, связанных с предметом деятельности, которые позволяют выполнять целенаправленные и результативные действия с ним; это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями школьника, с его самоосознанием, рефлексией в ходе деятельности. Успешность учащегося связана с решением той или иной проблемы, задачи.
В целом процесс обучения в информационно-образовательной среде предполагает реализацию двух групп дидактических условий, которые в совокупности обеспечивают его эффективность. Эти условия характеризуют и традиционный процесс обучения. Но в том случае, когда ученик рассматривается как субъект учения и объект преподавания, данные условия остаются желаемыми. При работе в среде их игнорирование не позволяет эффективно использовать новые возможности, т. е. обучение останется на прежнем уровне.
Первая группа условий является более общей. Она определяет сущностные черты рассматриваемого процесса обучения:
• опора на субъективный опыт учащихся;
• использование открытых (с неопределённым заранее результатом) и закрытых (с заранее запланированным ответом) учебных заданий;
• использование практико-ориентированных ситуаций как для постановки проблемы (введение в задание), так и для её непосредственного решения;
• организация деятельности школьников в информационно-образовательном пространстве с целью выработки умений работы в условиях неопределённости.
Для организации процесса обучения в информационно-образовательной среде особенно важно, что для получения результата необходимо не только иметь разнообразную информацию, но и уметь работать с ней, ясно осознавая собственные цели, выбирая или находя соответствующие знания, организуя как самостоятельную, так и коллективную поисковую деятельность. Ситуация неопределённости ставит процесс самоопределения учащегося в условия бесконечного выбора путей, альтернатив и возможностей. Умение принимать решения, связанные с выстраиванием последовательности действий к достижению цели на основе преобразования исходной информации, особенно важно, так как является базовым для успешной работы в информационном пространстве.
Вторая группа условий может быть реализована только при выполнении условий первой группы:
• преобладание самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
• использование индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности в различных сочетаниях;
• возможность создания учениками собственного индивидуального образовательного продукта. Это может быть свой способ решения, своё видение проблемы и т. д. Он необязательно будет оптимальным. Ученик должен иметь право на ошибку;
• целенаправленное развитие познавательной, социальной, психологической рефлексии учеников;
• использование технологий, позволяющих организовать внутреннюю, т. е. субъективную, оценку деятельности учеников;
• организация презентаций и защиты своих работ.
Используемые методы и технологии обучения соответствуют деятель-ностной части компетенций, т. е. направлены на приобретение опыта обращения со знаниями, их целесообразного применения. В результате повышается вероятность проявления и развития личностных черт, необходимых для эффективной деятельности в рамках той или иной компетентности. Необходимо сформировать совокупность аксиологических предпочтений, включающую когнитивный и эмоционально-ценностный аспект отношений субъектов друг к другу, к своей деятельности (в том числе к познавательной), ответственность за свои поступки и многое другое.
Преобладающими являются методы, которые обеспечивают саморазвитие, самоактуализацию человека, позволяют ему самому искать и осознавать подходящие именно для него способы решения жизненных ситуаций. На одно из первых мест выходят личностные качества, позволяющие человеку быть успешным в обществе. Всё чаще в процессе обучения применяются различные варианты обучения в сотрудничестве. Основные идеи, на которых строится такое обучение, — общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Индивидуальная самостоятельная работа каждого ученика является основной частицей коллективной деятельности. А результат, полученный каждым школьником, вбирает в себя результаты других членов группы. Преимуществами активных, а также групповых и коллективных методов обучения являются:
• развитие положительной самооценки, толерантности и эмпатии, понимания других людей и их потребностей;
• приоритетное внимание к развитию умений сотрудничества, а не конкуренции;
• обеспечение возможности для учащихся и учителей признавать и ценить умения других, тем самым получая подтверждение чувства собственного достоинства;
• развитие коммуникативных умений;
• поощрение новых идей и творчества.
Процесс обучения задаёт актуальную для работы в информационно-образовательной среде последовательность этапов при столкновении с неизвестным, представленную на схеме 1.
Схема 1 — Этапы творческой познавательной деятельности
Анализ ситуации имеющимися средствами с использованием наличных знаний. Осознание знания как средства решения ситуации. Определение возможных способов применения знаний и их осуществление
О
Рефлексия затруднения. Осознание незнания как необходимости приобретения нового знания. Определение содержания незнания — какой именно информации недостаёт для решения ситуации
Рефлексия вновь полученного знания, приобретение знания о знании
Использование нового знания для решения ситуации
-о
-о
Получение (различными способами) новой информации с целью перевода незнания в зна-
ние
-СТ
Начинаясь с анализа ситуации и заканчиваясь осознанием нового знания, эта последовательность действий субъекта циклично повторяется вновь и вновь. Наиболее существенные различия (по сравнению с традиционным процессом обучения) существуют на третьем этапе — получение новой информации более эффективно можно осуществить при работе в информационно-образовательном пространстве.
Как видно из вышеизложенного, ученик в процессе обучения в информационно-образовательном пространстве предстаёт как активный субъект, что возможно только при наличии у него цели собственной деятельности. Происходит переориентация обучения с конечного результата на сам процесс оперирования информацией учеником, осознания им способов деятельности и значимости для него самого процесса учения, т. е. на первый план выходят смыслы и мотивы учебной деятельности. Для учителя объектом управления становится не ученик, а целостная учебная ситуация; цель такого управления состоит в развитии сущностных сил ученика и предупреждении тупиков развития, что предполагает демократический, поощряющий стиль руководства, поддержку личной инициативы ученика, открытость личности учителя, установку на сотрудничество, выдвижение на первый план смыслов и мотивов учебной деятельности.
Содержание образования в процессе обучения в информационно-образовательном пространстве меньше делится по учебным предметам, так как в самом пространстве данный принцип неприемлем. Это соответствует как современным тенденциям научного знания (биохимическая физика, физическая химия, биоэтика, нанотехнологии), так и идеям компетентностного подхода. Поэтому в настоящее время так важна дидактическая и методическая разработка нового содержания образования с учётом существующей практики.
Ключевым становится понятие «ситуация», в рамках которого и организуется деятельность учения. Ситуация — это фрагмент бытия, порождающий определённую форму активности. Это — единство человека и его окружения. Субъект (или группа) включён в структуру ситуации в единстве внутренних условий своего существования (мотивационно-оценочного, когнитивного, рефлексивного и других компонентов). Именно это создаёт основу многооб-
разных отношений человека к действительности, вступив в которые он не просто подчиняется существующему миру, но и воплощает в нём самого себя. Совокупность обстоятельств жизни и деятельности человека представляет собой функциональное единство, которое включает разнородные элементы среды, отношения, самого субъекта жизнедеятельности со своими интересами, требованиями и возможностями, объединяющего их в целостность. Субъект способен распоряжаться собственными внутренними и внешними ресурсами, выстраивая тем самым необходимые ему отношения с действительностью. Каждая ситуация предполагает особую позицию субъекта, соответствующий опыт, пути и способы выхода из неё. Ситуация — это сложнейшая система активности субъекта и одновременно результат этой активности, наполняющая его жизнь предметным содержанием и смыслом.
При организации процесса обучения в информационно-бразовательном пространстве необходимо учитывать и специфические негативные последствия, возникающие именно из-за лёгкости получения информации, из-за возможности немедленно и образно увидеть результаты своих действий.
Одной из наиболее серьёзных проблем, которые возникли в результате доступа к богатству информационно-образовательного пространства, является заимствование и использование учениками информации без её осознания.
Задачей учителя является не опознание таких работ, а организация процесса обучения с опорой на существующие интернет-ресурсы.
Ещё одной проблемой, тесно связанной с указанной выше, является огромный объём непроверенной, неточной, иногда заведомо ложной информации в Интернете. Для её опознания требуется развитие критического мышления, способность соотносить уже имеющиеся знания с новой информацией, готовность к серьёзной аналитической работе.
Другими, не менее существенными проблемами становятся формирование сетевого «квази-языка», слабая способность к концентрации внимания, неспособность к эмпатии (сопереживанию), неустойчивое самосознание, недостаточное развитие абстрактных представлений и многое другое. Эти проблемы ещё требуют своего изучения и решения. Однако уже сейчас ясно, что процесс обучения в информационно-образовательном пространстве обладает значительными возможностями повышения эффективности образования.
Литература
1. Богуславский М. В. Инновационный потенциал разработки теории содержания образования и образовательных технологий. — М.: ИТИП РАО, 2008.
2. Макотрова Г. В. Интернет-технологии в формировании учебно-исследовательской культуры учащихся профильных классов / под общ. ред. проф. И. Ф. Исаева.-Белгород: Изд-во БелГУ, 2007.
3. Кулешова Г. М. Содержание и организация индивидуальной деятельности учащихся в дистанционном обучении. — М., 2009.
4. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. — М.: Школа-пресс, 1994.
Шибанова Юлия Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики Бурятского госуниверситета. E-mail: [email protected]
Shibanova Yulia V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, General Pedagogics department, Buryat State University. Е -mail: [email protected].