УДК 378
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ТЕХНОЛОГИЯ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ И ДЕРЕВОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ»
Шамсутова Адиля Ильсуровна,
Казанский национальный исследовательский технологический университет
В данной статье подробно рассматривается процесс обучения бакалавров кафедры «Архитектура и дизайн изделий из древесины» по направлению подготовки «Технология лесозаготовительных и деревоперераба-тывающих производств».
Ключевые слова: инженер, технолог, деревообработка, проектирование.
Казанский национальный исследовательский технологический университет является одним из старейших вузов Республики Татарстана. Университет включает в себя 10 институтов-подразделений, одним из которых является Институт химического и нефтяного машиностроения, который в свою очередь состоит из двух факультетов- Механического и факультета Энергомашиностроения и технологического оборудования.
На факультете Энергомашиностроения и технологического оборудования в 2008 году была создана кафедра «Архитектура и дизайн изделий из древесины», образование которой продиктована интенсивным развитием технологий переработки натуральных видов материалов и возрастающими требованиями к специалистам в плане художественного подхода к созданию изделий. На данной кафедре ведется обучение студентов по трем направлениям: Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств, Технология художественной обработки материалов и Строительство.
Бакалавры, обучающиеся по направлению «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» должны владеть навыками, как технолога, так и инженера. Для того чтобы стать профессионалом в своем деле студенты, помимо традиционных технических дисциплин изучают программы компьютерного моделирования.
Основными дисциплинами в ходе обучения являются:
1. Физика древесины.
Целями освоения данной дисциплины являются: обеспечение теоретической базы профессиональной подготовки бакалавра в области деревопере-работки; изучение строения, свойств и пороков древесины, формирующих потребительские свойства лесных материалов и сопутствующих продуктов, получаемых из ствола, корней, и кроны дерева; изучение физических испытаний древесины (принципы, общие требования); формирование у студентов систематизированных знаний в области потребительских
свойств лесных товаров для использования в профессиональной деятельности; овладение принципиальными подходами к классификации лесных товаров и методологии оценки показателей качества; формирование знаний в области основ стандартизации лесных товаров и квалиметрии древесного сырья.
2. Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств.
Целями освоения данной дисциплины являются: формирование знаний в области основных вопросов общей теории раскроя пиловочного материала; обучение технологиям, реализуемым на лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятиях; обучение способам рационального и комплексного использования пиловочного сырья, улучшения качества продукции, повышения производительности труда; раскрытия сущности процессов, происходящих в процессе переработки древесины путем ее резания и пиления.
3. Дорожно-строительные материалы и машины.
Целями освоения данной дисциплины являются: получение знаний студентами в области механизации строительства дорог; формирование знаний у студентов в области создания, использования и эксплуатации дорожных материалов и машин.
4. Архитектура деревянных зданий и сооружений.
Целями освоения данной дисциплины являются формирование знаний о принципах построения архитектурно-пространственной среды, представляющей собой единство нескольких компонентов: зданий и сооружений, пространства между ними и внутри них.
5. Инженерная геодезия.
Целями освоения данной дисциплины являются: получение знаний, необходимых для выполнения геодезических работ, выполняемых при изысканиях, проектировании, строительстве и эксплуатации различных сооружений, выносе проекта в натуру; ознакомление с современными технологиями, используемыми в геодезических приборах, в методах измерений и вычислений, в построении геодезических сетей и производстве съёмок.
6. Ландшафтная архитектура.
Целями освоения данной дисциплины являются: получение студентами практических навыков создания эстетически выразительной среды на открытых пространствах городов и населенных мест, придомовых участков; воспитание эстетического восприятия окружающего пространства; развитие творческой инициативы.
7. Лесоводство.
Целями освоения данной дисциплины являются: изучение способа и технологии рубок для заготовки древесины, способа лесовозобновления и ухода за лесом на основе знания природы лесов с учетом их экологического значения; ознакомление с применяемой лесозаготовительной техникой.
8. Лесотранспортные машины.
Целями освоения данной дисциплины являются: получение знаний о месте и роли лесотранспортных машин в технологическом процессе лесозаготовок; ознакомление с современным состоянием лесного машиностроения и перспективами развития конструкций лесотранспортных машин; получение знаний об устройстве основных агрегатов автомобилей и тракторов и рабочими процессами, происходящими в них.
9. Сухопутный и водный транспорт леса.
Целями освоения данной дисциплины являются: формирование у студентов знаний и умений в области проектирования, строительства и эксплуатации лесовозных автомобильных дорог, видов транспорта сырья и лесопродукции; получение знаний по устройству всех видов лесовозных дорог, организации вывозки леса, видам и средствам водного транспорта леса.
На первом курсе студенты проходят учебную практику, в тесно сотрудничающих с КНИТУ, строительных организациях и деревообрабатывающих производствах - ПФМК(г. Зеленодольск), «Фабрика камня»(г. Казань), ООО «Карпентер»(г.Казань). В ходе практики обучающиеся, при непосредственном контакте, знакомятся с различными процессами, технологиями и оборудованиями, пополняют кладезь своих практических знаний, освежая при этом теоретические. В конце им необходимо составить отчет о практике, описать увиденные производства.
На втором и третьем курсе обучения студенты по своему желанию выбирают предприятия для прохождения производственной практики, в котором изучают производство изделий из древесины, лесничество или строительство деревянных зданий. Студентов научат производить заготовку круглых лесоматериалов с использованием специализированного оборудования, производить и обрабатывать полуфабрикаты и изделия из древесины и древесных материалов с применением деревообрабатывающего оборудования, эффективно использовать древесные материалы и оборудование, производить оценку производственных и других затрат на обеспечение качества лесозаготовительной и деревообрабатывающей продукции, осуществлять технический контроль качества лесоматериалов и изделий из древесины. В дальнейшем на данных предприятиях , по согласованию с руководством, обучающиеся могут разрабатывать и воплощать свои дипломные проекты.
На четвертом курсе обучения для каждого студента назначается научный руководитель, вместе с которым он индивидуально определяет тематику своего диплома. В разработку дипломного проекта входит создание чертежей, написание диплома, расчет экономической мощности производства, составление бизнес-плана. Для того, чтобы успешно разработать дипломный проект, обучающимся в ходе четырех курсов необходимо освоить такие важные программы, как «Компас-3D», «CorelDraw», «SolidWorks», «AutoCAD».
Благодаря высокому качеству обучения и практики, бакалавры кафедры «АрД» востребованы на рынке труда. Выпускники данного направления могут работать в качестве инженеров-технологов, так же заниматься управленческой деятельностью в таких ведущих мировых деревообрабатывающих производствах, как ООО «КАСТАМОНУ ИНТЕГРЕЙТЕД ВУД ИНДАСТРИ» (г. Елабуга), чья продукция выпускается в 8-ми заводах Турции и 5 в странах Восточной Европы. Так же они востребованы в мощнейших предприятиях России, как ПФМК (г. Зеленодольск). Все это возможно благодаря сочетанию в учебном плане экономических, управленческих и инженерных дисциплин.
Изучение студентами архитектуры и технологии строительства малоэтажных зданий и сооружений, а также основ озеленения и ландшафтного проектирования позволяет выпускникам найти своё применение и в смежных областях индустрии, поскольку в своей работе они смогут сочетать приемы дизайна ландшафта и садово-парковой архитектуры с современными технологиями обработки материалов.
Список литературы
1. С.В. Стецкий., К.О. Ларионова., Е.В. Никонова. Основы архитектуры и строительных конструкций /2014.-135 с.
2. р.г. Сафин. Актуальные проблемы автоматизации деревообрабатывающих и лесозаготовительных производств. Автоматизированные системы управления технологическими процессами /2014 .- 126 с.
3. В.П. Большаков. Твердотельное моделирование деталей в САО-сис-темах: AutoCAD, КОМПАС-3Б, SolidWorks, Inventor, Creo /2014.- 304 с.
THE TRAINING PROCESS OF BACHELORS IN SPECIALTY "TECHNOLOGY OF LOGGING AND WOOD PROCESSING INDUSTRIES»
Samatova Adilya Ilsurovna, Mukhtarova Alina Rustamovna,
engineers of the department "ArD" Kazan national research technological university E-mail: [email protected]
This article details the learning process bachelors of the Department "Architecture and Design of Wood Products" in the direction ofpreparation "Technology of logging and woodworking industries".
Keywords: engineer, technologist, woodworking, design.