Научная статья на тему 'Государственные образовательные стандарты второго поколения'

Государственные образовательные стандарты второго поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственные образовательные стандарты второго поколения»

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

В.Г. САНАЕВ, профессор

В апреле 2000 г. утверждены Государственные Образовательные Стандарты второго поколения. Одновременно со стандартами утверждались и примерные учебные планы. На сегодняшний день наше объединение курирует два направления по подготовке бакалавров и магистров- это направление 55 37.00 «Технология и оборудование лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств» и направление 56 09.00 «Лесное дело». Впервые введены направления подготовки дипломированных специалистов — это новое понятие. У нас 6 специальностей, которые распределены по 4 направлениям. Направление 65 16.00 «Технологические машины и оборудование», туда вошла специальность 17 04.00 «Машины и оборудование лесного комплекса». Направление 65 50.00 «Химическая технология органических веществ и топлива», туда вошла специальность 26 03.00 «Технология химической переработки древесины». Направление 65 62.00 «Лесное хозяйство и ландшафтное строительство», объединяет две специальности - 26 04.00 «Лесное хозяйство» и специальность 26 05.00 «Садово-парковое и ланд-

шафтное строительство» и направление 65 63.00 «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств», туда вошли 2 специальности: 26 01.00 «Лесоинженерное дело» и 26 02.00 «Технология деревообработки». Что касается главного, то удалось сохранить все специальности подготовки по нашему учебно-методическому объединению. Была настойчивая попытка провести квалификацию - ландшафтный инженер по специальности «Садово-парковая и ландшафтная архитектура», но эта попытка, пока, на сегодняшний день не удалась. По всем специальностям выпускникам присваивается квалификация - инженер.

Теперь несколько слов о структуре государственных образовательных стандартов. Г осударственные образовательные стандарты сформированы по направлениям подготовки бакалавров, магистров и дипломированных специалистов. Для примера на экране на схеме 1 представлен образец государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 65 63.00 «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств».

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление подготовки дипломированного специалиста 65 63.00 «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств»

Квалификация выпускника - Инженер

Структура ГОС

1. Общая характеристика направления подготовки дипломированного специалиста

65 63.00 «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств».

2. Требования к уровню подготовки абитуриента.

3. Общие требования к основной образовательной программе по направлению подготовки дипломированного специалиста «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств».

4. Требования к образовательному минимуму содержания основных образовательных программ по направлению подготовки дипломированного специалиста «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств».

5. Сроки освоения основных образовательных программ выпускниками по направлению подготовки дипломированного специалиста «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств».

6. Требования к разработке и условиям реализации основных образовательных программ по направлению подготовки дипломированного специалиста «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств».

7. Требования к уровню подготовки выпускника по направлению подготовки дипломированного специалиста «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств».

Схема 2

Наименование блоков и дисциплин ГОС

Индекс ГСЭ ЕН опд СД.00 ДС.00 ФТД.00 ФТД.01 Наименование дисциплин и их основные разделы Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины Общие математические и естественнонаучные дисциплины Общепрофессиональные дисциплины Специальные дисциплины Дисциплины специализации Факультативы Военная подготовка Всего часов теоретического обучения Всего часов 1800 2000 2130 1882 812 450 450 8262

Схема 3

В нем описаны разделы, представленные на схеме 2. Особое усиление получил последний пункт - требования к уровню подготовки выпускников по направлению (там прописано более четко, чем в старых стандартах - все требования к выпускникам,

квалификационной работе, требование к государственному экзамену).

Далее, сам стандарт состоит из следующих основных блоков (схема 3), это, как и раньше, были блоки гуманитарноэкономических социальных дисциплин,

блок общематематических естественнонаучных дисциплин, блок общепрофессиональных дисциплин, специальных дисциплин. Всего отведено на подготовку 8262 часа теоретического обучения.

Что касается блока первого- общегуманитарных и социально-экономических дисциплин (схема 4), то в него включены 11 дисциплин и в стандартах оговорено, что 4 из них считаются обязательными.

Среди них иностранный язык и физическая культура зарегламентированны часами, а отечественная история и философия -без часов, остальные дисциплины по выбору вуза.

Само содержание дисциплин прописано в стандартах подробно. Общематематические и естесственно-научные дисциплины (схема 5), также жестко установлены в количестве часов и по наименованиям дисциплин.

Министерство следило за уровнем фундаментальной подготовки инженеров, поэтому перечень дисциплин, которые вы видите, были рекомендованы настойчиво и мы придерживались этих рекомендаций, которые вырабатывались советами Минобразования. Далее, общепрофессиональные дисциплины (схема 6), здесь уже появляются дисциплины, которые входят в общее направление подготовки.

ГСЭ Общие гуманитарные и социально- 1800

экономические дисциплины

Иностранный язык 340

Физическая культура 408

Отечественная история Культурология Политология

Правоведение Психология и педагогика

Русский язык и культура речи Социология Философия Экономика

Дисциплины по выбору студента,

устанавливаемые вузом 270

Схема 4

ЕН Общие математические и естественнонаучные дисциплины 2000

Математика 680

Информатика 200

Физика 470

Химия 150

Теоретическая механика 150

Экология 70

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом 130

ОПД Общепрофессиональные дисциплины 2130

Начертательная геометрия. Инженерная графика 170

Механика 640

Детали машин и основы конструирования 170

Теория механизмов и машин 50

Сопротивление материалов 140

Гидравлика 140

Т еплотехника 140

Материаловедение. Технология конструкционных материалов 100

Электротехника и электроника 110

Метрология, стандартизация и сертификация 60

Безопасность жизнедеятельности 150

Древесиноведение. Лесное товароведение 150

Автоматика и автоматизация производственных процессов 100

Экономика производства 90

Менеджмент и маркетинг 140

_________Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом___________________120

Схема 6

,,Специальные дисциплины - .

26 01.00 «Лесоинженерное дело»

Технология и оборудование лесопромышленного производства 300

Комплексное лесопользование древесины 80

Транспорт леса 300

Дорожно-строительные материалы и машины 100

Инженерная геодезия 80

Лесное хозяйство 200

________Дисциплины специализации________________________________________812

„„„„ Специальные дисциплины -

26 02.00 «Технология деревообработки»

Технология лесопильно-деревообрабатывающих производств 140

Гидротермическая обработка и консервирование древесины 140

Технология клееных материалов и древесных плит 140

Технология изделий из древесины 190

Технология и оборудование защитно-декоративных покрытий древесины и древесных материалов 140

Оборудование отрасли 220

Основы автоматизированного проектирования изделий и

технологических процессов 100

________Дисциплины специализаций________________________________________812

Примерный учебный план по направлению 65 63.00 «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств»

Специальности: 26 01.00 «Лесоинженерное дело»

26 02.00 «Технология деревообработки»

Наименование дисциплин (в том числе практик)

Часов

»4

Н

О

О

«

2-

и

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£

н

&

ч

к

ей

Н

О

о

о

Н о И

Из них

и 2 -к 5

& н о с

к £

Примерное распределение по семестрам

123456789 10

о

о

со

о

и

о

н

к

ей

2

о,

о

Є

о

Э-

X

о

ы

Схема 8

Первые три блока, это единая часть тех специальностей, которые входят в одно направление, т. е. если в направление вошли две специальности, как в представленном примере 26 01.00 и 26 02.00, то эти три блока, - являются общими. Дальше, специальные дисциплины (схема 7). Здесь пошли особенности по каждой специальности. Дисциплины специализации (812 часов) не расписываются в стандартах, а будут устанавливаться по рекомендации учебно-мето-дического объединения, по рекомендации НМС - самостоятельно Вузами.

Кроме стандартов, утверждены примерные учебные планы, структура их приведена на схеме 8. Содержание этих примерных учебных планов есть и в самом стандарте, но здесь более подробно расписана семе-строво-аудиторная и самостоятельная работа и вид контроля.

Еще раз повторяю - это примерные учебные планы, рекомендуемые учебно-методическим объединением, на основании

этих примерных учебных планов вузы будут разрабатывать свои учебные планы.

Большую работу проделали научно-методические советы, их председатели и заместители, управления образовательных программ и стандартов на этапе подписания, корректировки и согласования образовательных стандартов.

Работа в целом закончена, но, с другой стороны, это и начало нового этапа. Приказом Министра предписано до начала следующего учебного года разработать и утвердить примерные программы дисциплин, это тоже огромная работа, которая ляжет на плечи научно-методических советов, а вузам необходимо будет организовать разработку учебных планов и проведение подготовки специалистов по вновь утвержденным стандартам. Все материалы по стандартам находятся на странице УМО в 1мете1.

Адрес: к,ир//\мгу/.mgul.ac.ru/lnfo/Umo. Дополнительно они будут издаваться и в печатном виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.