Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС ОБНОВЛЕНИЯ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКСКОМ ТЕАТРЕ'

ПРОЦЕСС ОБНОВЛЕНИЯ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКСКОМ ТЕАТРЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
опера / театр / искусство / традиции / процесс развития / вокал / композитор / воспитание / возвышенные патриотические чувства. / opera / theater / art / tradition / development / vocals / composer / education / exalted patriotic feelings.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гафаров Руслан Раетович

в годы независимости приоритетной задачей государственной важности являются вопросы развития и укрепления духовной культуры населения. За последнее время все больше уделяется внимание организации и проведению научных форумов и конференций, международных и республиканских конкурсов. Одним из таких наследий национальный духовного возрождения является оперное искусство. В частности, оперный театр. Остановимся подробнее на нем. В статье рассматриваются вопросы узбекского оперного искусства. На материале анализа оперного жанра в творчестве современных узбекских композиторов выявляются выразительные средства, направленные на воспитания подрастающего поколения посредствам оперного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF UPDATING TRADITIONS IN MODERN UZBEK THEATER

in the years of independence, the priority task of state importance is the development and strengthening of the spiritual culture of the population. Recently, more and more attention has been paid to the organization and holding of scientific forums and conferences, international and republican competitions. One of such legacies of the national spiritual revival is the art of opera. Particularly the opera house. Let's dwell on it in more detail. The article considers the issues of uzbek opera art. On the material analysis of the operatic genre in the works of contemporary uzbek composers revealed expressive means, aimed at educating the younger generation through the art of opera.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС ОБНОВЛЕНИЯ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКСКОМ ТЕАТРЕ»

ПРОЦЕСС ОБНОВЛЕНИЯ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКСКОМ

ТЕАТРЕ Гафаров Р.Р.

Гафаров Руслан Раетович - и.о. доцент, кафедра академического пение и оперной подготовки, Государственной консерватории Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация. в годы независимости приоритетной задачей государственной важности являются вопросы развития и укрепления духовной культуры населения. За последнее время все больше уделяется внимание организации и проведению научных форумов и конференций, международных и республиканских конкурсов. Одним из таких наследий национальный духовного возрождения является оперное искусство. В частности, оперный театр. Остановимся подробнее на нем.

В статье рассматриваются вопросы узбекского оперного искусства. На материале анализа оперного жанра в творчестве современных узбекских композиторов выявляются выразительные средства, направленные на воспитания подрастающего поколения посредствам оперного искусства. Ключевые слова: опера, театр, искусство, традиции, процесс развития, вокал, композитор, воспитание, возвышенные патриотические чувства.

THE PROCESS OF UPDATING TRADITIONS IN MODERN UZBEK THEATER

Gafarov R.R.

Gafarov Ruslan Raetovich - Acting Associate Professor, DEPARTMENT ACADEMIC SINGING AND OPERA TRAINING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the years of independence, the priority task of state importance is the development and strengthening of the spiritual culture of the population. Recently, more and more attention has been paid to the organization and holding of scientific forums and conferences, international and republican competitions. One of such legacies of the national spiritual revival is the art of opera. Particularly the opera house. Let's dwell on it in more detail.

The article considers the issues of uzbek opera art. On the material analysis of the operatic genre in the works of contemporary uzbek composers revealed expressive means, aimed at educating the younger generation through the art of opera.

Keywords: opera, theater, art, tradition, development, vocals, composer, education, exalted patriotic feelings.

История национальной оперы в музыкальной культуре Узбекистана начата операми "Буран" М. Ашрафи и С. Василенко в 1939, «Лейли и Меджнун» Р.Глиэра и Т.Садыкова в 1940 году. Бурный подъем в развития оперного искусства произошел в 50-60 годы ХХ века. Открытие Государственного Большого Академического Театра Оперы и Балета имени Алишера Навои, Государственной Филармонии, оперной-студии при консерватории подняли на небывалую высоту уровень исполнительского мастерства. Выдающиеся композиторы М. Ашрафи, С. Юдаков, М. Бурхонов, И. Акбаров, позже М. Бафоев, Р. Абдуллаев и другие написали оперные произведения которые стали национальным достойным классикой. Сцены из опер, в частности, арии, каватины, дуэти звучат на сценах театров, фестивалях, конкурсах. Вышеперечисленные жанры вошли в учебные репертуары.

Интерес к оперному искусству среди населения возрос под влиянием творчества коллектива ГАБТа имени А.Навои и Самаркандского Государственного Театра оперы и балета. С Государственной консерваторией налажены тесные всесторонние контакты: сотрудничество в подготовке национальных кадров, с индивидуальной методологией и направлениями. Потому как оперная музыка помогает осознанно воспринимать произведение, раскрывает ее содержание, накапливает музыкальный опыт, обогащает духовный мир человека. Объективную оценку произведению может дать лишь тот, кто знает его в совершенстве, обладающий исполнительским мастерством.

Оперный театр-источник колосальной духовный силы воздействия, затрагивающий самые глубинные чувства, мысли, в некоторых же случаях связанный с условиями проживания и образом жизни человека. Оперное искусство является одним из наиболе активно обнавляющихся видов музыкального театра. Репертуары гостролирующих оперных трупп начала ХХ века включали в спектакли особый жанр, который сразу же вызвал живой интерес; Он не ослабевал на протижение всего столетия.

Опера совершенствовалась в течение прошедших лет. Она раскрывала внутренние катаклизмы человечества, проблемы и события текущего периода, и естественным было то, что актеры в образе

героев, были обладателями совершенных голосов и исполнений. В соответствие требования к дирижеру были такими же. Дирижер - творческий музыкант, дающий зрителю современный облик художественного творчества, новизны, требования жизни в условиях, в современных ярком художественном оформлении. В то же время, именно мастерство дирижера отображает новшества и смелые находки композитора, новые символы, героев, патриотические идеи.

Несмотря на то, что дирижерское искусство пришло к нам относительно недавно, лишь в 50-80 годы ХХ столетия, оно приобрело свои формы и содержание. В частности, велико значение лиц, задействованных в музыке данного направления: симфоническом, сценическом, народных инструментов, хоровых коллективов, ударных инструментов и эстрады. В их ряду также значим оперный жанр, место и личность дирижера. Источники о деятельности дирижера недостаточно полны. Мало изучены и освещена роль оркестра и дирижера в музыке и сценических действиях, в их художественном слиянии. Надо отметить то, что оркестр комплектуется в несколько этапов, и на это уходят годы, то соответственно усовершенствуется и его управление.

В результате в театре появился новый исполнитель под именем - дирижер. Две его лидерские роли и обязанности во время репетиции - не только дирижер, но и режиссер - достойны изучения. Наука о сложных задачах которые обязан решать оперный дирижер во время спектакля, взаимосвязанное ведение техники поэтапного раскрытия театральных событий, необходима и для практического применения, определяет актуальность избранной темы.

Узбекская опера неотделима от традиционной музыки Востока. Она является важным фактором, влияющим на все стороны оперного искусства: композиторское творчество, музыкальная драматургия произведения, сценическое воплощение спектакля. В узбекской опере на всех этапах её развития преобладают разнообразные сюжеты. В частности, историко-эпическая и сказочно-легендарная тематика, восточные литературные сюжеты, относящиеся к глубокой древности. Всё это призывает композиторов к необходимости обращения и использования традиционных музыкальных жанров Востока. Они включают в себя:

• вокальные;

• инструментальные;

• танцевальные;

• синкретические формы.

Обращение узбекских композиторов в своих оперных произведениях к традиционной музыке Востока обычно обусловлено определённым сюжетом, получающим индивидуальную интерпретацию, конкретные художественные решения.

Особенно интересна в этом смысле опера «Лейли и Меджнун» (1940) Р. Глиэра и Т. Садыкова на одноименный сюжет поэмы Навои. Это лирико-эпическая опера в которой разнообразно использованы фрагменты из макомов «Шахноз-Гульёр» (часть «Гирья»). «Сегох» передает плач матери. Ариозо Лейли в последней картине построено на основе ташкентского макома «Чоргох». В раскрытии образа Омара использован отрывок из макома «Баёт 4».

Более широко показана географическая карта традиционной музыки Востока в опере «Улугбек» (1942) Алексея Козловского. Эта опера об исторической личности, где взаимосвязано раскрывается разнообразная панорама традиционных жанров: вокальная, танцевальная, фольклорная, обрядовая песня. Пантомима «Лодочка Ганга», «Ловцы раковин», Хор индийских послов, характерна обращение восточным традициям. Одним из кульминационных моментов оперы является близкая к китайским мелосу «Каватина китайского посланика Го Цзи», воспевающих красоту Син Дунфан, присланной в дар Улугбеку. Тягостные переживания Улугбека переданы в его Ариозо, в пятой картине посредством мелодии из макома «Наво» [1, 122].

В опере «Дилором» (1958) Мухтара Ашрафи, написанной по мотивам поэмы «Семь планет» Навои использован ряд подлинных узбекских, таджикских, египетских, индийских и иранских мелодий. К их числу относится и Танец семи красавиц в четвертом действии, где выразительные мелодии восточных народов звучат в моменты, обусловленные развитием действия. Композитор стремился придать им характер, соответствующий сценическому образу.

Узбекской опере свойственны танцевальные, хореографические сцены, сюжетные композиции, в которых много традиционных восточных мелодий.

Все это вызывает большой интерес у слушательей аудитории, молодежи. За последнее время все больше слушателей интересуются оперным искусством. Потому как театральное искусство, как никакой другой жанр воздействует на эстетическое воспитание молодого поколения, формирует вкус.

Таким образом, обобщая наши наблюдения над процессом обновления традиций в узбекской опере, необходимо сделать следующие выводы:

• процесс соавторства создал первые узбекские оперы уступая место единым авторам:

• цитирование узбекского национального фольклора до более сложных форм, а на его основе создание оригинальных мелодий;

• важное место в узбекской опере стал значим маком и его музыкально-стилистические средства: лад, ритм, принцип форма образования;

• в современной узбекской опере наблюдается единство традиций и современных форм. Процесс обновления оперы бесконечен, и в этом заключается жизненность и современность

узбекского оперного искусства.

Список литературы /References

1. Мурадова Д. Опера и музыкальная драма: к проблеме взаимоотношений жанров. Часть 2.Выпуск 1 -М., 1996.

2. Янов-Яновская Н. Муталь Бурханов: Время, жизнь, творчество Т., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.