"Oriental Art and Culture" Scientific-Methodical Journal / ISSN 2181-063X Volume 4 Issue 2 / April 2023
O'ZBEK OPERA SAN'ATINING PAYDO BO'LISHI VA RIVOJLANISHI
Husniddin Soxibjon o'g'li Orifjonov mr.orifj onov@mail .ru Andijon davlat pedagogika instituti
Annotatsiya: Ush bu maqolada O'zbekistonda opera san'atining paydo bo'lish tarixi va rivojlanishining omillari, opera dramaturgiyasidagi muammolar, sovet va o'zbek kompozitorlarining hamkorlikdagi ishlari, operalarning yaralishi va uning milliy kalarizmi, xalq ijodiyoti bilan bog'liqligi, vokal ijrochiligining takomillashishi to'g'risida fikr-mulohazalar yurutilgan.
Kalit so'zlar: opera, kompozitor, vokal, teatr, an'ana, xalq ashullalari, xonanda, drama, aktyor, rejissor, musiqa, madaniyat, musiqali-sahna san'ati
ORIGIN AND DEVELOPMENT OF UZBEK OPERA
Husniddi Sohibjon ugli Orifjonov mr.orifj onov@mail .ru Andijan State Pedagogical Institute
Abstract: This article discusses the factors of the history and development of opera art in Uzbekistan, the problems of opera dramaturgy, the joint work of Soviet and Uzbek composers, the creation of the opera and its national flavor, the connection with folk art, the improvement of vocal performance.
Keywords: opera, composer, vocal, theater, tradition, folk songs, singer, dramaturgy, actor, director, music, culture, musical stage art
Ведение: Вторая половина 30-х годов в Узбекистане характеризуется высоким подъемом музыкально - общественной и культурной жизни. В это время происходит ряд крупных событий, имевших важное значение для возникновения и становления на национальной основе высокоразвитых профессиональных музыкальных жанров - от симфонии до оперы.
В 1936 году в Ташкенте организована консерватория и филармония. В 1937 году открывается Дом народного творчества. Начинается подготовка к состоявшейся 1 мая 1937 года первой декаде узбекского музыкального искусства в Москве, которая явилась предпосылкой для создания в 1939 году узбекского оперного театра. В 1938 году организуется Союз композиторов Узбекистана. В эти же годы в Ташкенте и других городах республики организуются музыкально
- драматические театры. Все это открывает широкую перспективу для интенсивной художественно - творческой деятельности.1
Литература и метод: Формирование узбекской национальной оперы происходило в напряженной атмосфере поисков наиболее верных путей для ее создания. О том, какой должна быть национальная опера, что послужит для нее основой, разногласий не было: опера должна сохранить свои, испытанные временем, музыкально - драматургические и формообразующие закономерности. Однако содержание ее, музыкальное воплощение воспроизводимых в ней образов, драматических коллизий должны быть глубоко национальными. В Узбекистане народ, обладавший бесценными музыкальными сокровищами, не знал нотной письменности. В короткий исторический срок была проделана огромная работа по строительству советской узбекской музыкальной культуры. И все же молодые узбекские композиторы не вполне были подготовлены для воплощения сложных творческих замыслов. Поставленная перед ними задача создания узбекской оперы могла быть решена лишь в тесном содружестве с русскими композиторами. На помощь молодым узбекским композиторам М.Ашрафи и Т.Садыкову пришли маститые -С.Н.Василенко и Р.М.Глиэр. В соавторстве с ними и были написаны первые узбекские оперы: «Буран», «Великий канал», «Лейли и Меджнун», «Гюльсара». Новые наблюдения над процессом развития оперного жанра в Узбекистане, углубившиеся в понимание ряда принципиальных вопросов развития музыкальных культур Востока побуждает к созданию значительно расширенной библиографии. В процессе анализа, с неуклонной последовательностью реализуются принципы параллелизма в рассмотрении литературно -поэтического первоисточника интерпретации его в либретто с последующим музыкальным анализом каждой оперы, указывает на особенности музыкального языка, связанные с творческой индивидуальностью авторов и содержанием произведения, выявляет новые тенденции, касается проблем становления национального оперного стиля, синтеза в нем восточных и европейских элементов.2 В учебном пособии «История узбекской музыки» (М.,1979 г.), и в сборнике «Музыкальная культура узбекской ССР» (М.,1981 г.) развитие узбекской оперы освящается с четких общественно - исторических и идейных позиций.
Тесное общение представителей русской музыкальной культуры с узбекскими музыкантами имело позитивное значение для национального музыкального искусства. Я.Б.Пеккер большое значение придает вопросу
1 Ян Пеккер. «Узбекская опера» От возникновения до конца шестидесятых годов 20века. Издание второе, исправленное и дополненное. М., 1984г. стр 3.
2 Ян Пеккер. «Узбекская опера» М., 1984г стр 5
национальной специфики с профессиональным музыкальным творчеством, решительно отвергая концепции, игнорирующие национальную музыкальную характерность в творчестве. Много внимания уделяет вопросу содержания оперы и связанной с этим проблеме либретто. Несовершенство оперных либретто, по его убеждению, обусловливает и недостатки музыкальной драматургии. Именно потому многие узбекские оперы после премьеры подвергались неоднократной переработке. Выражая несогласие с мыслью И.И.Соллертинского о необходимости подготовки кадров профессиональных либреттистов, автор полагает, - и это подтверждается творческой практикой, -что наилучшим либретто является то, что создается либо самим композитором, в случае его особой одаренности, либо при его активном участии.3
Теснейшая связь с народным музыкальным творчеством отличает все узбекские оперы. Используемые композиторами в операх известные и любимые народом музыкальные формы вызывают у заушательской аудитории широкие и яркие ассоциации, облегчают музыкальное восприятие и способствует популярности этого сложного и раннее незнакомого жанра. Обильное цитирование народно-песенного материала, наблюдаемое на первом этапе развития узбекской оперы, было вполне уместно в операх легендарно -романтического содержания. Однако, в операх на современные сюжеты нередко приводит к несоответствию цитированной мелодии смысловому и психологическому содержанию воплощаемых образов. Цитирование мелодического материала в профессиональной музыке национальных республик не является пройденным этапом. Но мера и способ цитирования народного творчества у композиторов меняются.
Особенно остро встала проблема создания осмысленного напевного речитатива в узбекской опере. Это стало предметом споров среди композиторов и музыковедов. Во время своей работы над музыкальной драмой «Фархад и Ширин» В.А.Успенский подчеркивал огромное значение речитатива в национальной опере. 4 Источником для создания национального речитатива могут быть, по его мнению, речевые интонации узбекского народного говора, либо народная песня в жанре ферганской катта ашула, характерными особенностями которой являются музыкально речитативная выразительность, декламационность, эмоциональность, динамичность.
Также важной проблемой стала проблема драматургии в национальной опере. Ведь законы оперной драматургии не предустановлены окончательно и могут изменяться. Они находятся во взаимосвязи с идейным замыслом и жанровой принадлежностью оперы, с особенностями национального стиля. В
3 Ян Пеккер «Узбекская опера». М., 1984г. стр 6-7
4 Ян Пеккер «Узбекская опера» М., 1984г стр 7.
основном в узбекской опере метод воплощения художественных образов осуществляется посредством завершенных по своей структуре сольных вокальных номеров, в которых концентрируются наиболее типичные интонационные черты партии певца. Таким образом, ария в них служит основным средством психологического раскрытия образа. Значительное место в узбекской опере стали также занимать ансамбли. Однако, они не всегда органичны и действенны. Пожалуй, только лишь в опере «Улугбек» они приобрели действенную драматургическую роль.
Обсуждение: Вокальная исполнительская культура стала одной из наиболее актуальных и сложных проблем на пути формирования узбекской оперы. Если на ранних стадиях развития музыкально - театрального искусства в Узбекистане унисонная музыка и восточная народная манера пения не вызывали возражения, то с утверждением в опере многоголосия и симфонического оркестрового сопровождения народный вокальный стиль вступает в противоречия с самой природой оперного жанра, который, как известно, при своем возникновении неразрывно связан с пением, основанным на владении дыханием грудью. Пеккер отвергает мнение о возможности сохранения в узбекской опере народной вокально - исполнительской манеры, полагая, что без освоения узбекскими певцами общепринятого в опере вокального стиля она лишается перспективы для дальнейшего развития и обогащения.
В исследовании затрагивается ряд сложных современных обще музыкальных проблем, в том числе проблемы взаимодействия европейской и восточной музыкальных культур и вытекающей отсюда пресловутой теории «несовместимости» различных национальных культур. Много спорных мнений возникает по вопросу дальнейших перспектив оперного жанра, поскольку вокруг оперы постоянно ведется дискуссия о ее якобы нежизнеспособности в связи с несоответствием динамичной эпохе научного технического прогресса. Подобные взгляды влекут за собой стремление «модернизировать» оперу посредством введения несовременных средств выразительности-кино, радио, телевидение. Не отрицая влияние эпохи на произведения искусства, Пеккер утверждает, что средства, обогащающие искусство, «должны корениться в неотъемлемых особенностях органической природы... оперного искусства» и основываться на «обновлении вокального мелоса, выявлении новых выразительных возможностей человеческого голоса».
Изучение процессов развития советской оперы составляет одну из важнейших задач музыкознания. Особую ценность представляют труды, посвященные становлению музыкально - сценических жанров в республиках, народы которых до революции не были приобщены к современным высокоразвитым формам музыкального искусства. Возникновение и
становление национального музыкально- сценического искусства в Узбекистане, все плодотворное и прогрессивное, что было достигнуто узбекскими композиторами в процессе формирования оперного жанра и вместе с тем в недостатке, творческие просчеты и ошибки требуют учета и устранения, без которых невозможно дальнейшее движение вперед.
Несмотря на кратковременность своей истории, узбекское музыкально-сценическое искусство успело пройти несколько фаз развития - от народных представлений через музыкальную драму к опере. Став признанным и любимым в народе жанром, узбекская опера каждой новой премьерой привлекает к себе пристальное внимание, достижения в этой области творчества в значительной степени отражают общий подъем музыкальной культуры республики.
Указывая на принципиально важное значение, которое имела для возникновения узбекской национальной оперы музыкальная драма, следует вместе с тем отметить, что данный жанр в дальнейшем, когда оперный театр уже был создан, не прекратил своего существования и продолжает в настоящее время развиваться наряду с оперой.
Музыкально - драматические постановки составляют основной репертуар созданного в 1939 году в Ташкенте театра имени Мукими.
В 1938 году русский композитор С.Н.Василенко, вдохновленный событиями недавнего исторического прошлого Узбекистана, приступил, совместно с молодым в то время музыкантом Мухтаром Ашрафий, к написанию первой узбекской оперы. Фактическим материалом для либреттиста Камиля Яшена послужили происходившие в 1916 году в Туркестане народные волнения, которые перерастали в открытые выступления против местных эксплуататоров и царской администрации. Опера была названа по имени ее центрального героя - «Буран».
В опере затронута общественно значимая тема - солидарность трудящихся людей разных наций - узбеков и русских.5 Композиторы хорошо понимали для кого они пишут и учитывали степень подготовки певцов и слушателей. Поэтому в опере вокальная сторона почти обязательно имеет оркестровую поддержку в аккомпанементе. Но это не помешало создать настоящее оперное произведение, использующее, в полном объеме, все художественные средства выразительности, присущие данному виду искусства.
Результаты: Начатая 1 октября 1938 года, опера «Буран» была закончена 25 марта 1939 года. Постановка была сделана в рекордно короткий срок - в полтора месяца, что говорило о возросших творческих возможностях театра в целом, хотя такие чрезмерно сжатые сроки привели к некоторым режиссерским промахам, наряду с удачными мизансценами, прекрасно сделанными
5 А.Корсакова «Узбекский оперный театр». Ташкент 1961г стр 145 | 574
картинами. 6 11 июня того же года состоялась ее премьера. Опера была поставлена режиссером Э.И.Юнгвальд - Хилькевичем. Появление «Бурана» было одобрительно встречено публикой. Рождение национальной оперы было отмечено постановлением правительства республики о переименовании с 20 июня 1939 года Узбекского музыкального театра в Государственный Узбекский ордена Трудового Красного Знамени театр оперы и балета. Опера «Буран», как действительно значительная этапная постановка, подытожила результаты работы театра за предшествующий десятилетний период - с 1 октября 1929 года
- со дня открытия руководимого М.Кари Якубовым Узбекского Государственного музыкального театра. Поднимаясь со ступени на ступень, талантливый коллектив настойчиво шел от музыкальной драмы к опере - театр вплотную подошел к рубежу, отделяющему его от оперной сцены.7 20 апреля 1938 года он перешагнул этот порог, блестяще выдержав экзамен: впервые на узбекском языке прозвучала опера. Правда «Ер Таргын», еще не своя национальная, а переведенная с языка братского соседнего народа. Но опера! Второй экзамен театр успешно сдал 29 января 1939 года, когда был поставлен первый национальный узбекский балет «Шахида». И наконец, третье решающее испытание было выдержано 11 июня 1939 года - в день премьеры «Бурона». М.Ашрафи, С.Василенко и К.Яшен создали первую узбекскую национальную оперу. Параллельно с нею создавалась еще одна узбекская опера «Лейли и Меджнун» Т.Садыкова и Р.Глиэра, поставленная 17 июля 1940 года. Постановка «Бурана» стала школой не только для певцов - актеров, но и для зрителей. Если первые учились петь в национальной опере, то вторые учились ее слушать. Смотреть спектакли они давно умели, а воспринимать оперную музыку не все могли. И если, наряду с выдающимся успехом этой оперы, у некоторой части узбекской аудитории возникли разногласия в оценке музыки «Бурана», то «разногласия эти лишь еще больше подчеркивают значение оперы «Буран». Такие разногласия часто сопровождают появление произведения, несущего в себе новые качества. А что в музыке «Бурана» такие новые качества существуют,
- сомненью не подлежит»8.
Заключение: Самое главное заключалось в том, что это новое слово в развитии узбекской музыки стало достоянием широкого круга людей через сцену скорее, чем оно могло бы проникнуть в их сознании каким-либо иным путем. Опера самый общедоступный вид музыки, дающий возможность композиторам говорить музыкальным языком с народными массами. Об этом убедительно свидетельствовали и 40 аншлагов подряд, и то, что «Буран» 20 лет сохранялся в
6 Там же стр 146.
7 А.Корсакова «Узбекский оперный театр». Ташкент. 1961г стр 176.
8 А. Козловский, цитированная статья о «Буроне».
репертуаре театра имени Навои. Кроме того, в переводе «Буран» с успехом прошел на сцене Ташкентского Русского оперного театра имени Я.Свердлова, сделав узбекскую музыку доступной русской аудитории.
Таким образом, оказавшая многостороннее воздействие, постановка «Бурана» разрешила и наметила многие кардинальные вопросы развития музыкального, вокального и театрального искусства Узбекистана. Не кто-то извне, а сами деятели узбекского искусства были инициаторами предпринятого начинания.
Сценическое воплощение «Лейли и Меджнун» имеет длительную историю. Впервые эта легенда в виде драматической пьесы с музыкой была поставлена 25 января 1908 года в Баку. Основой либретто послужила поэма Фузулли. Музыкальное оформление было выполнено Узеиром Гаджибековым.
Спустя несколько лет гастролирующая бакинская труппа привезла этот спектакль в Узбекистан, а в 1916 году «Лейли и Меджнун» была поставлена любителями на сцене ташкентского театра. Инициатором, режиссером и исполнителем главной роли был азербайджанский артист и певец Ситки Рухилло. В середине 20-х годов «Лейли и Меджнун» на либретто Шамсутдина Хуршида (по поэме Алишера Навои) идет на сцене Узбекского драматического театра. Либреттист же при помощи известного хафиза Мулла Тойчи Ташмухамедова подготовил и музыкальное оформление из мелодий узбекских макомов и песен. Вскоре эта музыкальная пьеса появилась на сценах самаркандского и андижанского театров с некоторыми изменениями, внесенными в нее постановщиком Хиляловым9.
Новые черты приобретает «Лейли и Меджнун» в последующей постановке в узбекском музыкальном театре (1933 год). Ш.Хуршид перерабатывает либретто, делает его более компактным. Композитор Талибджан Садыков частично заменяет мелодии из узбекского фольклора, частично сочиняет оригинальную музыку, взамен диалогов местами вводит речитатив. В музыкальном оформлении консультативную помощь Садыкову оказывал Н.Н.Миронов. Спектакль был поставлен Музаффаром Мухаммедовым. Популярный сюжет, глубокое содержание спектакля, а также любимые мелодии обеспечили «Лейли и Меджнун» продолжительный успех на сцене.
Эта музыкальная драма летом 1940 года начала свою новую жизнь в виде оперы, созданной Р.М.Глиэром совместно с Т.Садыковым. Либреттист ее Ш.Хуршид, сохранив основное содержание поэмы Навои, вместе с тем сделал ряд отступлений от поэтического первоисточника в построении действия и в характеристике персонажей.
9 Ян Пеккер «Узбекская опера». М., 1963г. стр 90
[МЖ^Н
Использованная литература
1. Ян Пеккер. «Узбекская опера» От возникновения до конца шестидесятых годов 20 века. Издание второе, исправленное и дополненное. М., 1984г.
2. А.Корсакова «Узбекский оперный театр». Ташкент. 1961г.
3. А. Козловский, цитированная статья о «Буроне».
4. Ян Пеккер «Узбекская опера». М., 1963г.
5. Навои Алишер. Фархад и Ширин. Пять поэм. М., 1948.
6. Кариев Р. Народная опера. «Великий канал». Либретто. Ташкент, 1941.
7. Кары Ниязов Т.М. Очерки истории культуры Советского Узбекистана. Ташкент, 1955.
8. Зелинский К. Алимджан Хамид. Зейнаб и Аман. Предисловие. Ташкент, 1973.