ОПЕРА И СОВРЕМЕННОСТЬ НА ПРИМЕРЕ КОМПОЗИТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЗБЕКИСТАНА Касымходжаева С.Б. Email: Kasimhodjaevа[email protected]
Касымходжаева Саида Ботировна - кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой, кафедра истории музыки и критики, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: процесс становления и развития узбекской оперы составил большой исторический отрезок времени. Более века именно этому жанру предстояло отражать степень развития национальной композиторской школы Республики. Процесс усугублялся ещё и тем, что данный жанр был новым не только в плане создания, но и в плане восприятия слушателями, веками воспитанными на традициях монодической музыкальной культуры. Весь комплекс был аккумулирован вокруг проблем: «опера и народное творчество», «опера и массовый слушатель».
Ключевые слова: опера, фольклор, монодия, массовый слушатель, «джадидизм», композиторское творчество, соавторство.
OPERA AND MODERNITY ON THE EXAMPLE OF UZBEKISTAN'S
COMPOSERS Kasimhodjaevа S.B.
Kasimhodjaevа Saida Botirovna - PhD, Associate Professor, Head of the Department, DEPARTMENT OF MUSIC HISTORY AND CRITICISM, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the process of formation and development of Uzbek Opera has been a long historical period of time. For more than a century, this genre was to reflect the degree of development of the national school of composers of the Republic. The process was compounded by the fact that this genre was new not only in terms of creation, but also in terms ofperception by listeners who had been brought up for centuries on the traditions of monodic music culture.
The whole complex was accumulated around the problems: "Opera and folk art", "Opera and the mass audience".
Keywords: оpera, folklore, monody, mass audience, "jadidism", composing, co-authorship.
УДК 78.07
Процесс зарождения и формирования основных направлений, сыгравших ключевую роль в становлении узбекской оперы, неотъемлемая часть социокультурных процессов рубежа ХГХ-ХХ веков. Социальные катаклизмы данного периода истории, мощная волна освободительного движения, всколыхнув национальное самосознание, вызвало небывалую активизацию национальных творческих сил, стремившихся к развитию, расширению контактов, приобщению к иным культурам.
На рубеже ХК-ХХ веков на территории Центральной Азии зарождается движение, позже получившее названия «Маърифат» («Просветительство»), участники которого ратуют за гуманистические идеалы. Примерно в то же самое время среди волжских и крымских татар разворачивается движение «Джадидизм», к началу ХХ века, широко распространившиеся и в Туркестане. Не порывая с религиозной ориентацией, местные джадиды предлагают заменить в школьном образовании арабский и персидские языки родным - узбекским. В числе их требований - очищение тюркского языка от «арабизмов и персизмов», организация школ нового (светского) образца, создание национальной культуры и искусства: организация театров, выпуск газет, журналов и художественной литературы на родном языке. Именно к этому периоду относятся издания первых сборников песен (исключительно текстов) Хамзы и Хуршида, небывалое доселе развитие баязотворчества (сборников стихотворных текстов традиционной вокальной музыки), а также появления первых статей в газетах и журналах, затрагивающих проблемы музыки.
Естественно, что в данный период внимание просвещенных умов местной интеллигенции заостряется на проблеме сбора, записи и предварительной систематизации богатейшего духовного, и в частности музыкального, наследия узбекского народа.
При организации и осуществлении первых фольклорных экспедиций в начале 20-х годов -в Ферганскую долину, в Хорезм, в Бухару - желаемого результата достигнуто не было. Основываясь на архивных данных, можно смело констатировать, что данные мероприятия, собрав разнообразный материал по археологии, этнологии и филологии в вопросах касающихся науки о музыки, зашли в тупик.
Сопоставляя первые опыты записи узбекского музыкального наследия, как со стороны местных энтузиастов (Элбек, Боту, Хуршид), так и представителей европейской музыкальной культуры (Лейсек, Пфенниг, Эйнгорн, Рыбаков), напрашивается естественный вывод о том, что лишь всесторонне скоординированное, творчески продуманные взаимодействия специалистов разных культур дают позитивные результаты.
Так, итогом именно такого сотрудничества А. Фитрата и В.А. Успенского явились первая нотная запись «Шашмакома» в 1922-1923 годах и последующее издание цикла в Москве (1924) под названием «Шесть музыкальных поэм». По свидетельству современников, данное издание было результатом совместного творчества представителей двух культур - В.А. Успенского, обладателя абсолютного слуха, фиксировавшего макомы с одного прослушивания, знавшего особенность народных мастеров импровизировать при каждом повторе, и А. Фитрата, учёного востоковеда, знатока восточной мысли о музыке.
Именно поэтому, данное издание, выполнив свою основную миссию, и по сегодняшний день, не потеряло свою научную ценность. Несмотря на то, что в последующие годы был издан целый ряд сборников макомов, неприкасаемым авторитетом до сих пор остаётся его первое издание, способствовавшее удовлетворению интереса авторитетных научных кругов, композиторов и в известной мере, исполнителей, к этому уникальному произведению.
Поиски путей дальнейшего развития театра и музыки были определены, прежде всего, крупными изменениями в сферах их социокультурного функционирования и постоянного, динамичного обновления.
Новая общественная атмосфера вызвала к жизни и иные формы музыкально-общественной деятельности. Чрезвычайное воздействие на развитие музыкального творчества стали оказывать новейшая узбекская литература, поэзия и драматургия.
Перед узбекской интеллигенцией возник целый комплекс сложнейших практических проблем. В их основе было стремление вывести узбекскую музыку на театрально-концертную эстраду и, пропагандируя ее совершенные образцы в лучших интерпретациях, способствовать музыкально-эстетическому воспитанию населения. С этой же целью предполагалось осваивать и европейские жанры музыкального творчества, постепенно приобщая слушателей и к этой культуре.
Так возникла идея о создании национальной «оперы», которая должна была удовлетворить все эти требования. И она была востребована передовой мыслью о музыке. На страницах местной периодики проблема систематически отводились целые рубрики, причем публикации были полярно противоположны: сторонники новых путей отождествляли музыкальный прогресс только с европейской ориентацией, а их оппоненты упорно защищали устоявшиеся традиции. Ныне можно только позавидовать, как общественность в те годы ревностно реагировала и следила за динамичными событиями в этой области.
В спорах о дальнейших путях развития узбекской «оперы» сильны были позиции самих авторов этой идеи, которые не только теоретически, но и практически воплощали в жизнь свои взгляды и концепции. Основная сущность их заключалась в творческом, художественном разумном взаимном обобщении разных систем и традиции. Многие из этих высказываний по сегодняшний день не потеряли своей актуальности.
Особый интерес представляет возникновение историка - культурных предпосылок возникновения этого явления - проблемы «национальной оперы». Особое внимание привлекает сам процесс зарождения этой идеи на начальном этапе становления узбекской мысли о музыке. Европейское понятие «опера» применялось тогда весьма условно и понималось, как музыкальный спектакль, чаще всего, как спектакль с музыкой. Автор первых подобных «опер» Гулям Зафари - народные узбекские песни систематизировал и подгонял под современные пьесы. Так получались музыкальные спектакли - «Свободная молодёжь», «Дети свободы», «Подснежник», которые, к слову, имели оглушительный успех у местной публики.
История узбекской оперы насчитывает уже более века. Но, пуповинную связь с узбекским фольклором до сих пор не разорвала. Музыковед Ю. Носирова специально исследовавшая эту проблему отмечала: "Написанные в соавторстве С. Василенко и М. Ашрафи "Буран", Р.М. Глиэра и Т. Садыкова "Лейли и Меджнун", стали основой для дальнейшего развития данного жанра в Узбекистане ... Соавторство не исключало, а, наоборот, учитывало опыт развития
оперы. Опера на фольклоре стала одним из основных принципов создания национальной оперы. На ранней стадии отношение к фольклору еще не отличалось зрелостью. Путь использования народно-песенного фольклорного материала шел через непосредственное цитирование мелодий узбекских народных песен, причем зачастую без внесения каких-либо изменений и дополнений в музыкальный текст цитат» (12. 32).
Развитие оперного искусства в последующие годы отличается разнообразием жанров и форм оперных спектаклей. Интенсивный подъем в узбекской оперной музыке был связан с именами таких композиторов, как М. Ашрафи, С. Бабаев, С. Юдаков, Р. Хамраев. Все они именно в эти годы создали свои оригинальные партитуры. Изменилось также и отношение к народному творчеству. «Уменьшение цитирования привело к увеличению числа разнообразных "мелких" штрихов, взятых из узбекского фольклора. Это принципы усульности, ауджевости, жанрового синтеза, то есть по существу процесс шел вглубь. И самое важное, что просматривалось в работе композиторов 60-х годов с фольклором, это - большая свобода в работе с фольклором, отход от диктата узбекского мелоса, уменьшение доли цитат, активизация частичной трансплантации фольклора, переходящая к моменту комплексного претворения» (12.48).
Семидесятые годы в Узбекистане, были насыщены значительными событиями в музыкальной жизни. Узбекская опера, отражает в своем развитии те существенные тенденции, которые были свойственны развитию этого жанра 70-80 годы. Здесь и исторические, и героико-эпические, и камерные. Важно, что их объединяют общие эстетические принципы: общественная значимость содержания, опора на народно-театральные жанры, на язык и формы фольклора. Оперы узбекских композиторов И. Акбарова "Леопард из Согдианы", Н. Закирова "Дуэль", У. Исаева "Бессмертие" и Р. Абдуллаева "Верность" - яркий пример вышесказанному.
«При всей индивидуализации манеры работы с фольклором можно усмотреть некоторые закономерности этого процесса - становление оперного искусства. Это принципы работы с фольклором в крупном плане, которые предопределяли методы работы, это целый ряд пере численных выше принципов связи с фольклором, которые в высшем качественном виде уравнивались функционально. Не повторяясь снова, хотелось бы лишь указать на то, что 70-десятилетие продвинуло оперное искусство Узбекистана далеко вперед и совершенствование работы с фольклорным материалом узбекских композиторов - убедительный тому пример» (12. 56).
В период, начавшийся с 90-годов, в этой области осуществляются крупные, исторически значимые проекты, связанные со строительством, реконструкцией и реставрацией театральных и концертных зданий (Государственного Академического Большого театра оперы и балета имени Навои, Государственного узбекского музыкального театра имени Мукими и др.)
Прошедшие 30 лет для музыкального искусства в целом и особенно для композиторского творчества характеризуются расширением тематики музыкальных произведений. Амплитуда тем охватывает историю и современность, фантастику и злободневные проблемы. Впервые за всю историю композиторского творчества узбекские композиторы имеют возможность творчески контактировать с музыкальными коллективами России, Японии, Южной Кореи, Турции. ФРГ, Франции, что так же расширяет тематику их творчества.
Плодовитым этот период является и с точки зрения количества и художественного уровня созданных произведений, прослеживается разнообразие жанров и форм музыкальных произведений. В ряду ставших уже традиционными жанрами, такими как - оперы, балеты, музыкальные драмы, появляются новые - мюзиклы, сатирические комедии.
Принципиально важным в рассматриваемый период является появление и творческое возмужание целого ряда молодых узбекских композиторов. Среди них - О.Абдуллаева, Д.Янов-Яновский, Д.Зокирова, Х.Хасанова и др. Продолжают плодотворную деятельность Метры узбекской музыки - Р.Абдуллаев, Х.Рахимов, Ф.Янов-Яновский, А.Мансуров, Д.Амануллаева, Д.Саидаминова и др.
Становление нового мировоззрения, тотальная переоценка ценностей вызвало к жизни небывалый интерес к истории народа к его духовным истокам. Ответом на эти запросы стало появление целого ряда опер отличающихся внутри жанровым многообразием и новыми драматургическими решениями.
Это - «Абу Али Ибн Сино» М. Бафоева, «Садокат» Р. Абдуллаева, «Жалолиддин Мангуберди» И. Акбарова.
Сказочная тематика в контексте фольклорных традиций раскрыта в операх «Алпомиш и Ойбарчин» Х. Рахимова, «Три друга - три богатыря» опера-балет Н. Гиясова.
Новым явлением для узбекской культуры стали оперы, созданные для детской аудитории «Принцесса на горошине» Ф.Янов-Яновского, «Инопланетный робот», «Царь зверей» А. Мансурова.
Современная тематика освещена в одноактной опере Ф. Янов-Яновского «Аккомпаниатор». Мюзикл как один из жанров западной культуры долгое время узбекских композиторов к себе не привлекал. Однако, за последние годы и в этом направлении были созданы яркие произведения. Это - «Свозь зеркало за чудом», «Сказка заколдованного леса» А. Эргашева, «Эхо любви» С.Абсалямова, «Под парусом на «Подсолнухе»» И. Берлин.
Поиски в жанре балета, традиционно являющимся полем для экспериментов узбекских композиторов, в данный период открыли целую россыпь новых направлений'. Историческая тематика была раскрыта в балетах «Ширак» Т. Курбанова, телевизионных балетах «Созвездие Улугбека», «Свет из прошлого» М. Бафоева, «Принцессы Тимуридов» А. Икрамова, «Увайсий» К. Камилова.
Традиционный жанр сказки был представлен балетами - «Шерзод и Паризод» Т.Курбанова, «Хумо» А. Эргашева. Как сказка о Японии прозвучал балет «Урашимо Таро» Ф. Янов-Яновского.
Интенсивно развивался в этот период популярный в Узбекистане жанр музыкальной драмы и комедии. Сохраняя глубокую связь с народными традициями, этот жанр заметно эволюционировал. Богатство и разнообразие тем органично перевоплотилось в разно жанровые произведения. Современность стала откровением в музыкальных драмах «Суперсвекровь 1 и 2», «Эта необычная квартира», «Алла» Ф. Алимова, «Любовь моя, судьба моя», «Заклад на любовь» К. Камилова, «Отец мой» А. Хашимова, «Звук из могилы», «Святая женщина» О. Абдуллаевой, «Капкан» Д. Закировой, «Актриса» И. Берлин. Традиционный жанр сказки представлен музыкальными драмами - «Жадный бай и батрак», «Африканская принцесса» С. Юсупова. Новое время привносит в музыкально-культурную жизнь Республики свои коррективы. Всенародные праздники, юбилеи городов, международные фестивали и в целом организация больших массовых мероприятий не обходится без участия солистов оперы и балета. Более того, именно оперные и балетные сцены задают данным мероприятиям высокую планку профессионализма, а также играют важную роль в деле воспитания массового слушателя на примерах высокого искусства.
Так что проблемы - «опера и народное творчество», «опера и массовый слушатель» актуальны и по сей день.
Список литературы / References
1. Зафари Г. Ашулалар. Ташкент, 1926. 120 с.
2. Zakhiriy A. AI Islokh. Ташкент, 1916. 140 с.
3. Элбек. Эл кушикдари. Ташкент, 1920. 80 с.
4. FitratA. Uzbek classic musicasi va uning tarihi. Tashkent, 1927. 120 с.
5. Changi D. Ali. Treatise of Music. Moscow, 1963. 160 с.
6. AvloniyA. Turkiy guliston. Tashkent, 2006. 176 с.
7. Zafari G. Musicamiz muammosi. Tashkent, 1926. 50 с.
8. Пеккер Я. Узбекская опера. Москва, 1984. 284 с.
9. Elbek. Dostonlar. Tashkent, 1929. 89 с.
10. Matyakubov O. The history and theoretical basis of Khorezmian tanbur notation. Tashkent, 2013. 180 с.
11. Matyakubov O. Bukhara Shashmakom. Tashkent, 2013. 160 с.
12. Носирова Ю. Эволюция принципов претворения фольклора в узбекской опере, Ташкент, 2017. 210 с.