Научная статья на тему 'Процесс модернизации российской политической системы в условиях глобализации'

Процесс модернизации российской политической системы в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
127
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Трошкин А. Ю.

В статье рассмотрен процесс модернизации Российской политической системы в условиях глобализации, дана оценка состояния Российской демократии, краткая история ее становления и возможные пути развития в ближайшем будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of upgrading the russian political system in conditions of globalization

This article describes the process of modernization of the Russian political system in the context of globalization, evaluated the state of Russian democracy, a brief history of its formation and possible ways of development in the near future.

Текст научной работы на тему «Процесс модернизации российской политической системы в условиях глобализации»

УДК 528.1: 631.4 А.Ю. Трошкин СГГА, Новосибирск

ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В статье рассмотрен процесс модернизации Российской политической системы в условиях глобализации, дана оценка состояния Российской демократии, краткая история ее становления и возможные пути развития в ближайшем будущем.

A.Y. Troshkin

Siberian State Academy of Geodesy (SSGA)

10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation

THE PROCESS OF UPGRADING THE RUSSIAN POLITICAL SYSTEM IN CONDITIONS OF GLOBALIZATION

This article describes the process of modernization of the Russian political system in the context of globalization, evaluated the state of Russian democracy, a brief history of its formation and possible ways of development in the near future.

Распад Советского Союза в 90 - е годы и последствия «шоковой терапии» ослабили международные позиции России. Национальным интересам России был нанесен огромный урон, нависла угроза утраты государственного суверенитета. Появилась потребность в максимальной централизации властных функций, усилении рычагов государственного регулирования и контроля. Так или иначе, это было сопряжено с возрастанием авторитарной составляющей в государственной политике.

Смена режима в России проходила в очень сложных условиях. Демократия в первые годы после смены режима ассоциировалась со слабой властью, хозяйственным хаосом, вообще с плохим состоянием дел в государстве. Страна была отброшена резко назад по уровню своего развития. Россия потеряла многие экономические богатства и сложившиеся экономические связи. Разработка громадных природных богатств стала простейшим вариантом поддержания минимального экономического уровня страны. Это положение «ресурсной зависимости» отразилось на становлении демократии в России.

Переход к устойчивой демократии развития и строительство необходимых для этого политических институтов является сегодня важнейшей задачей, соответствующей общей динамике мирового развития в целом.

Важнейшим препятствием на пути модернизации политической системы России стала сегментированность общества, существование сохраняющих силу и влияние экономических и силовых кланов.

После того как КПСС была взорвана изнутри, кланы захватили в свои руки собственность и, используя ситуацию хаоса 1990-х, пришли к власти. В последующие годы адекватным действием властей стало построение «вертикали власти», которая была направлена, в том числе, и на подрыв экономического могущества олигархических кланов.

Еще один вызов, с которым столкнулась российская демократия во времена 1990-х годов - это вызов популистских настроений в обществе, направленных против стабильности сложившегося в эти годы экономического строя.

Также создавала сложности для развития демократии в стране -гетерогенное многообразие в культурном смысле российского общества, на территории которого проживают сотни этнических групп, обладающих культурным своеобразием, придерживающихся разных религий и жизненных укладов.

Обращение к демократической модели сильного президентства стало результатом слабости и противостояния властей в постсоветской России, необходимости укрепления федерализма в России и ускоренного проведения радикальных экономических реформ.

В 1993 году произошло конституционное усиление власти главы государства. Президент, согласно Конституции, стал главой государства, обладающим полномочием производить фактически самостоятельно смену кабинета министров, при этом не будучи главой исполнительной власти 1 . Президент, по реформе 2004 года, получил также право отправлять в отставку

Л

руководителей региональной власти, глав субъектов Федерации .

До 2008 года Россия продвигалась в сторону усиления власти главы государства. Президентская власть с таким огромным объемом полномочий создавала серьезные проблемы для каждых следующих выборов, на которых, по выражению исследователей президентских режимов Х. Линца и А. Степана,

-5

«победитель получает все» .

Эволюция президентского строя явно достигла своего предела, которое грозило перерастанием в режим личной власти. У этого движения, однако, имелось одно важнейшее ограничение: согласно Конституции, Президент был обязан ограничить свое пребывание у власти двумя сроками.

Сегодня популярность лидерской модели в России поддерживает то обстоятельство, что существующие институты представительной демократии

1 Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года (с изменениями от 30 декабря 2008 года) // Российская газета. - 21 января 2009 года. - № 4831.

л

Закон "Об избрании глав субъектов РФ Законодательными Собраниями по представлению президента" от 01.12.2004.

Линц Х, Степан А. «Государственность», национализм и демократизация // Полис. 1997. № 5.

пока так и не смогли справиться с острейшим дефицитом доверия со стороны населения.

Возвращение доверия ко всем демократическим институтам России -актуальная задача нынешнего этапа модернизации политической системы.

Многопартийная система в Российской Федерации существует с 1990 года, когда была отменена 6-я статья Конституции СССР, гарантировавшая монополию КПСС. Но в течение президентства Бориса Ельцина партии никогда не воспринимались в качестве политической опоры исполнительной власти. Президент и правительство, по существу, не опирались не только на парламентское большинство, но даже на какую-то организованную фракцию своих сторонников в Государственной думе.

Сложилась парадоксальная ситуация. В политическом поле России возник целый ряд партий, в программах которых был прописан широкий спектр альтернатив - от национал-патриотической до социал-демократической, которые по сути были малочисленными электоральными клубами.

Возникновение партии «Единая Россия» как доминирующей силы на политическом поле было первым шагом на пути партизации государственной власти.

Избрание в 2008 году в качестве президента России Дмитрия Медведева, назначение Владимира Путина главой правительства и возникновение партии-гегемона «Единая Россия» во главе с Путиным создало новую политическую ситуацию в стране. Конституционно новый президент сохранил весь прежний объем полномочий, однако теперь ему приходилось учитывать факт доминирования в политическом поле партии, лидером которой является популярный глава правительства.

Тем самым в стране создавалось фактическое разделение властей. Это разделение нельзя свести персонально к двум фигурам «тандема»: на самом деле обозначалось разделение политических функций между Президентом и правящей партией при наличии относительно автономного правительства -ситуация, которая потенциально носит конфликтный характер.

Эта конфликтность тем не менее не приобрела актуального характера. Память о событиях 1991 и 1993 годов, когда Россия дважды оказывалась во власти вооруженного гражданского противостояния, удерживает политический класс и российскую бюрократию от идеологизации системных противоречий внутри властной пирамиды.

В период 2008-2009 годов в российской публицистике президентская власть и правящая партия изображались в качестве носительниц противоположных политических идеологий - прогрессивной и консервативной.

Осенью 2009 года, когда Президент России объявил курс на модернизацию 4 , а руководство «Единой России» обозначило своей идеологической программой «российский консерватизм», появился риск повторение раскола, подобного 1993 году. Повторения истории не произошло. Идеологическое размежевание осталось в прошлом. Правящая партия после

4 Россия, вперёд! Статья Дмитрия Медведева, 10.09.2009 г.

определенных трений и дебатов выбрала в качестве основного компонента своей идеологии президентский лозунг модернизации5.

Сегодня целостность страны удерживается не только «президентской вертикалью», но и всеохватностью партийной структуры с ее жестким управлением из одного центра. Правящая партия, действуя в условиях ослабленной конкуренции с другими политическими силами, объединила значительную часть политического истеблишмента.

Современная повестка политической реформы включает в себя увеличение влияния «Единой России» в рамках системы при одновременной политизации и дебюрократизации самой партии. Для выполнения этой модернизационной задачи партия должна резко расширить свое влияние в системе исполнительной власти. Она должна из «проводника силы» стать самостоятельной силой. В ином случае сила кланов и их доступ в политику будет только увеличиваться.

Основная проблема нынешнего этапа демократического строительства в России состоит в качестве институционального строительства. Необходимо укрепление демократических институтов.

Важнейшим вопросом укрепления всей системы демократических институтов становится «разделение» между ними системного доверия лидеру большинства. Россия получила демократию и рыночную экономику, однако дефицитом демократического строительства стала слабость всех правовых, экономических и политических институтов.

Укрепление институциональной основы государства наиболее актуальная задача российской демократии.

Самая важная из этих мера была заявлена в апреле 2009 года в Послании Президента Федеральному собранию. С этого времени Президент выбирал для выдвижения в качестве главы исполнительной власти субъекта Федерации только из списка кандидатов, представляемых ему партией большинства в законодательном собрании региона6. Это решение укрепило не просто партию «Единая Россия», но институт партийного представительства в целом.

Были также законодательно расширены возможности других партий. Снижено количество подписей избирателей, необходимых для участия той или иной партии в избирательной кампании, обеспечивалось минимальное представительство для партий, не прошедших избирательный барьер. Наконец, из электорального процесса были устранены лазейки для фальсификации итогов голосования. Очевидно, движение в сторону всестороннего расширения партийных полномочий в деле формирования исполнительной власти и контроля над ней необходимо продолжать.

В последние годы были предприняты и шаги по усилению влияния представительных органов власти в целом. Так, 29 марта 2010 года Президент РФ подписал закон, обязывающий региональные правительства выступать с

5 Доклад Председателя Высшего совета «Единой России» Бориса Грызлова на XI съезде, Санкт - Петербург, 21.11.2009

6 Послание Президента Федеральному собранию, 2009 г.

отчетами перед законодательными собраниями7. Тем самым укреплялось влияние этих органов власти.

Судебная реформа была заявлена как приоритетная задача российского демократического строительства еще в начале президентства Дмитрия Медведева. Основная ее цель, по словам самого Президента, состояла в том, чтобы обеспечить «независимость суда и его эффективность».

Наиболее сложной задачей в процессе институционального переоформления российской демократии является необходимость реформирования органов исполнительной власти. Как пример, всенародное обсуждение проекта закона «О полиции», предполагающий реформирование органов внутренних дел РФ.

Сегодня России следует решить еще много задач по укреплению демократических институтов.

Первая задача - переориентация модели демократии с «лидерской» на «институциональную» с помощью политического просвещения. В частности, осознание принципиальной уязвимости любой системы, основанной только на доверии к лидеру.

Активизации движения в сторону широкого развития национальных дискуссий, преодолению общественной инертности служит политика российского руководства, особенно Президента Дмитрия Медведева, нацеленная на максимальный доступ всех социальных групп к Интернету.

Интернет в виде регулярно обновляемых сайтов и блогосферы уже сегодня представляет собой площадку политических дискуссий, где обсуждаются все важнейшие вопросы жизни страны. Пока ресурсы Интернета мало задействованы в целях политического просвещения, но потенциал развития в этом направлении очень высок.

Именно Интернет в нынешних условиях глобального мира и сетевого общения может стать средой политического просвещения и прямого осуществления демократии, выполняя функцию реализации свободы слова и свободы собраний.

Вторая возможная основа устойчивости демократических институтов в России - ресурсы демократической мобилизации культурных, социальных и идеологических меньшинств. Одним из активных системных меньшинств в России могут стать коммунисты (сообщество людей, стремящихся к возрождению ценностей советской эпохи) и, конечно же, научное сообщество, престиж которого в постсоциалистический период снизился до минимума.

Движение от «лидерской» модели демократии к демократии институционально устойчивой окажется возможным в случае включения в политический процесс сил, способных аккумулировать интересы разнообразных меньшинств в некую единую программу. Появление

7

Федеральный закон от 29 марта 2010 г. N 29-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

полноценной оппозиционной силы, представляющей интересы меньшинств, но тем не менее готовой бороться за общенациональное лидерство, - политическая задача ближайшего будущего России.

Третья опора для развития всего комплекса демократических институтов в России - ответственное национальное сознание, сознание неприемлемости любой зависимости от внешнего, пускай и «благонамеренного», господства. Несмотря на то, что Россия как независимое государство существует всего около двадцати лет, традиции суверенности сильны и остаются определяющими для россиян8.

Россия никогда не была, не является и не будет подчиненным государством, зависимым от иностранной гегемонии. Этот факт национального сознания - императив национальной свободы, непререкаемо разделяемый большинством россиян.

Стимулирующей средой развития демократических институтов в России выступает сама архитектура современного мира, интеграция в которую для России с неизбежностью оказывается конкурентным процессом.

Для обеспечения полноценного демократического развития существенно важно, чтобы национальное сообщество самостоятельно находило пути и способы решения проблемы активизации гражданского общества и расширения пределов его политического участия.

Демократия многообразна. «Существуют общие стандарты, такие как открытое участие граждан в принятии общественно значимых решений, но методы реализации этих решений и институты могут существенно разниться. Даже в США более чем одна демократическая модель», - говорит Крейг Калхун, известный социолог, президент Исследовательского совета в области социальных наук США, профессор Нью-Йоркского университета.

Демократия не может быть одной и той же в аграрной стране, в стране, переживающей первый индустриальный подъем, и в стране, испытывающей необходимость перехода к постиндустриальному укладу, к инновационной «экономике знаний».

Кризис существенно снизил актуальность элитарных представлений о демократии и ее либеральной рыночной основе. Но демократия остается синонимом современного эффективного государства.

Россия с ее уникальным опытом посттоталитарного развития обязана внести ценный вклад в обсуждение проблем и стандартов демократии, которые после мощного экономического кризиса испытываются на прочность в глобальном масштабе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года (с изменениями от 30 декабря 2008 года) // Российская газета. - 21 января 2009 года. - № 4831.

о

8 Доклад Русского института «Российская демократия: от устойчивости к обновлению», Гл. редактор - Глеб Павловский.

2. Закон "Об избрании глав субъектов РФ Законодательными Собраниями по представлению президента" от 01.12.2004

3. Линц Х, Степан А. «Государственность, национализм и демократизация» // Полис. 1997. №5

4. Россия, вперёд! Статья Дмитрия Медведева, 10.09.2009 г.

5. Доклад Председателя Высшего совета «Единой России» Бориса Грызлова на XI съезде, Санкт - Петербург, 21.11.2009

6. Послание Президента Федеральному собранию, 2009 г.

7. Федеральный закон от 29 марта 2010 г. N 29-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

8. Доклад Русского института «Российская демократия: от устойчивости к обновлению», Гл. редактор - Глеб Павловский, 2010 г.

© А.Ю. Трошкин, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.