УДК: 347.44 (575.2) (04)
Казанбаева З.Р.
к.ю.н., и.о. доцента кафедры гражданского права и процесса юридического факультета КНУ им. Ж. Баласагына,
ПРОЦЕСС МЕДИАЦИИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
В статье рассматриваются понятие, методы, принципы, условия и область применения данного института в процессе урегулирования конфликта в разрешении гражданско-правовых споров в Кыргызской Республике.
Ключевые слова: переговоры, соглашение сторон, восстановительная юстиция, примирительные процедуры, внесудебные способы урегулирования споров, досудебные способы урегулирования споров, договорное посредничество.
Понятие «медиация» происходит от латинского «mediare» — посредничать. Медиация — это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон. [1, с.274]
Методы медиации опираются, главным образом, на ведение переговоров в русле сотрудничества.
Медиация — это мирный, добровольный и конфиденциальный процесс, в котором третья нейтральная сторона, медиатор, помогает конфликтующим сторонам разрешать споры, при этом ответственность за качество вырабатываемого решения несут сами стороны, и это способствует учесть все их интересы при заключении медиативного соглашения.
Медиация является наиболее мягкой формой альтернативного разрешения споров. Во время процедуры медиации стороны, участвующие в конфликте, самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению, опираясь на опыт, знания и умения медиатора. Разрешение спора полностью зависит от воли самих спорящих.
В медиации решение о прекращении спора на тех или иных условиях принимается самими сторонами, так как медиатор не наделен полномочиями выносить какое-либо решение, обязательное для сторон спора. Роль медиатора заключается в том, чтобы помочь сторонам лучше понять друг друга, достичь согласия; в некоторых случаях — помочь найти варианты условий, на которых может быть урегулирован спор.
Медиатор не исследует доказательства и не дает оценку правомерности требований сторон, его главная задача — обеспечить взаимопонимание между сторонами, выявить и помочь реализовать возможность решения проблемы на условиях, приемлемых для всех участников.
Медиация — это процесс переговоров, в котором медиатор-посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон соглашению, в результате выполнения которого стороны урегулируют конфликт между собой.
Принципами медиации являются:
- добровольность;
- равноправие сторон;
- нейтральность, беспристрастность медиатора;
- конфиденциальность.
Добровольность: в отличие от судебной тяжбы, вступление всех спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор — свободно выбранным. Никто не может заставить стороны участвовать в медиации, если они не хотят этого по какой-либо
причине. Этот принцип проявляется и в том, что все решения принимаются только по взаимному согласию сторон, и в том, что каждая сторона в любой момент может отказаться от медиации и прекратить переговоры. Прежде чем начинать медиацию, медиатор обязательно обсуждает вопрос добровольности и старается добиться последней от каждой из сторон.
Равноправие сторон: ни одна сторона не имеет процедурных преимуществ. Им предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения и т.д.
Нейтральность, беспристрастность медиатора: медиатор сохраняет независимое, беспристрастное отношение с каждой из сторон и обеспечивает им равное право участия в переговорах. Если медиатор чувствует, что ему трудно сохранить нейтральность и что ему не удаётся избавиться от возникающих у него эмоциональных оценок, он отказывается от ведения процесса.
Конфиденциальность: все, о чем говорится или обсуждается в процессе медиации, остается внутри этого процесса. Медиатор не может выступать в качестве свидетеля, если дело все-таки будет передано в суд, и не сообщает одной стороне информацию, которую он получил от другой в процессе индивидуальной беседы, если не получил на это специального разрешения или просьбы от сообщившего информацию.
Область применения данного института:
Прибегнуть к процедуре медиации можно по следующим категориям споров:
- споры из гражданских правоотношений (предпринимательская, иная экономическая деятельность и др.);
- меж- и внутрикорпоративные споры;
- споры в банковской и сраховой сферах;
- сопровождение проектов, реализация которых затрагивает множество сторон;
- споры из трудовых правоотношений;
- споры из семейных правоотношений;
- споры, связанные с авторским правом и правом интеллектуальной собственности;
- медиацию в образовании
- межкультурные конфликты и мн. др.
- существует несколько ограничений в применении медиации:
- не используется в криминальных случаях;
- не применяется при недееспособности одной из сторон4
- используется только при желании обеих сторон урегулировать конфликт между ними. [2]
Медиация в современных гражданско-правовых отношениях является довольно новой формой конструктивного взаимодействия сторон. Представляя собой альтернативную процедуру урегулирования споров и конфликтов, она дает определенные преимущества участникам этого процесса, а также разгружает судебную систему.
Безусловным требованием для результативного использования метода является обращение к опытным, прошедшим профессиональную подготовку специалистам центра медиации. В противном случае впоследствии велик риск возникновения серьезных недоразумений. Компетентность медиатора — это один из базовых принципов использования метода для решения споров.
Результат применения этого юридического инструмента заключается в том, что стороны (участники конфликта) вырабатывают компромиссное решение спора под контролем независимого, профессионального или непрофессионального специалиста, оказывающего услуги медиации. Основное отличие этого метода от судебных разбирательств в том, что здесь нет проигравших. Суть медиации и заключается в том, чтобы
удовлетворить интересы обеих сторон и найти оптимальный выход из сложившейся ситуации, с минимальными негативными последствиями и издержками.
Среди главных условий, которые беспрекословно должны соблюдаться при применении процедуры медиации — это добровольность, взаимоуважение, равноправие сторон, конфиденциальность и нейтральность третьей стороны. Именно такой подход дает все основания для нахождения конструктивного решения.
К преимуществам этого инструмента стоит отнести минимальные материальные траты, по сравнению с судебным делопроизводством, меньшие временные издержки и больший психологический комфорт.
Обращение в центр медиации для решения гражданского спора, это, безусловно, первый шаг к добровольному урегулированию конфликта. А при помощи мастерства, профессионального опыта, порядочности и компетентности третьей стороны — медиатора
— возможно прийти к оптимальному компромиссу в любом гражданском споре.
Стремительное развитие в Кыргызстане рыночных отношений сопровождается большим количеством корпоративных и иных экономических споров. В условиях недостаточно эффективной судебной системы разрешение возникающих в бизнес-среде конфликтов сопряжено со значительными временными и финансовыми расходами. С учетом этого в последние годы все большую роль в разрешении экономических споров начинают играть институты альтернативного разрешения споров, среди которых особо следует отметить медиацию (посредничество). В странах, где медиация используется достаточно широко, утвердилось мнение, что она является одним из способов, обеспечивающих доступ к правосудию.
Кыргызстан находится в начальной стадии использования альтернативных методов разрешения споров, в том числе и медиации. Внедрение медиации может активно и позитивным образом повлиять на существующую практику по разрешению споров в различных областях права. Как известно, сама медиация напрямую сопряжена с правом, покоится на действующем праве. Однако в отличие от судебных способов разрешения споров, которые представляют собой прямое правоприменение, медиация представляет собой скорее использование права для разрешения споров на основе справедливости, с учетом интересов обеих сторон.
Внедрение примирительных процедур (восстановительной юстиции), внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, в том числе вытекающих из административных правоотношений, будет способствовать снижению нагрузки на судей и, как следствие, экономии бюджетных ресурсов и повышению качества осуществления правосудия.
Существуют различные взгляды на развитие медиации. Сторонники первой точки зрения считают, что необходимо в каждом крупном регионе создавать специальные центры медиации. Тем самым фактически предлагается отделить собственно юридическую практику от практики медиации. Согласно второй концепции, медиация — процесс добровольный, любая форма принуждения, в том числе навязывание ограниченного круга медиаторов, сведет на нет все попытки примирения сторон. Поэтому, чтобы стать медиатором, лицо должно лишь обладать соответствующими навыками. Кого именно выберут в качестве медиатора стороны, зависит исключительно от их воли.
Помимо двух полярных концепций есть и промежуточная, которая предполагает ограниченный государственный или общественный контроль над рынком медиации. Не лишая медиаторов возможности заниматься любой другой не запрещенной законом деятельностью, авторы этой концепции считают разумным установить правила признания подобных специалистов — например, через систему лицензирования, аккредитации или обязательного членства медиаторов в саморегулируемых организациях. [3]
Использование процедуры медиации в современных условиях при загруженности судов
— процесс своевременный и необходимый, более того, медиация способна взять на себя
часть важной функции судебной деятельности — восстановление мира между спорящими сторонами и это никоим образом не повлечет за собой уменьшения роли суда. Сегодня в России примирением сторон заканчивается всего 3% судебных дел. По словам экспертов, новая норма поможет разгрузить суды и позволит им сосредоточиться на исключительно сложных процессах. Юристы приводят в пример зарубежную практику: половина судебных дел в Европе заканчивается примирением еще на досудебной стадии. [4]
Несмотря на все положительные стороны, в процессе внедрения медиации предполагаются и свои минусы.
Во избежание появления нечистых на руку медиаторов с которыми возрастет угроза злоупотребления правами недобросовестными лицами. Вариантов злоупотреблений много, это может быть и затягивание судебного процесса, и приостановление срока исковой давности путем заключения незаконного медиативного соглашения, а также манипуляция юридически неграмотными субъектами правоотношений. В связи с этим в законопроекте «О примирительной процедуре с участием посредника (медиации) в КР» предлагается в полной мере рассмотреть вопрос об ответственности медиатора. Законодателю необходимо проработать вопрос ответственности медиатора, а именно ввести реальную ответственность посредника и ужесточить требования к практикующим медиаторам.
В Кыргызстане медиация понимается достаточно узко, только как посредничество в конфликтных ситуациях. Медиация никак не отражена в законодательстве, судопроизводстве и правоприменительной практике. Не практикуется ее применение при решении экономических и гражданско-правовых споров. Государственные структуры не используют медиацию в своей регламентированной, повседневной деятельности. Зачастую под медиацией понимается деятельность традиционных социальных институтов (советы аксакалов, лидеры родовых и территориальных общин и неформальных объединений) или новых структур гражданского общества (неправительственные организации, гражданские активисты, правозащитники). И именно поэтому необходимо формирование нормативно-правовой базы для подкрепления и внедрения медиации в КР, таких как УК КР, ГК КР, УПК КР, ГПК КР, КоАО КР.
Существует еще одно немаловажное обстоятельство, которое может затруднить развитие медиации в Кыргызстане — низкая правовая культура. Нынешняя действительность показывает, что среднестатистический бизнесмен предпочитает решать основную массу своих проблем самостоятельно. Логика его ясна: к чему платить кому-то деньги, если я и так на компромисс готов? Так что с точки зрения психологии проблема разрешения конфликта путем использования внесудебных процедур также имеет для Кыргызстана определенные особенности.
Применение процедуры медиации потребует от современного общества определенной зрелости сторон, готовности к компромиссам. Безусловным достоинством медиации являются конфиденциальность, возможность сохранить деловые связи, взаимная выгода. Станет ли медиация в нашей стране так же востребована, как и во всем мире, покажет время. Несомненно одно — введение в действие закона «О примирительной процедуре с участием посредника (медиации) в КР» будет способствовать более широкому использованию данной процедуры в деловом обороте.
Литература
1. Ушаков Д.Н. Толковый словарь. М., 1940.
2. Законодательство, связанное с медиацией / Ц^: http://arbimed.ru/zakonodatelstvo_o_medi
3. Калдина М., Черниговский М. Медиация как способ урегулирования конфликта между предпринимателями // иЯЬ: http://www.bishelp.ru/uprbiz/detail.php?ID=15300 (дата обращения 16.10.2012).
4. Медиация в Кыргызстане: подходы и практики. Бишкек, 2011.