Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ПАРТИИ ЗЕЛЕНЫХ В ФРГ В 1979-2019 ГГ'

ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ПАРТИИ ЗЕЛЕНЫХ В ФРГ В 1979-2019 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
213
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ЗЕЛЕНЫЕ / ПАРТИЯ ЗЕЛЕНЫХ / СОЮЗ 90/ЗЕЛЕНЫЕ / ГЕРМАНИЯ / ДЕМОКРАТИЯ / ВЫБОРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Березина Ирина Сергеевна, Гехт Антон Борисович, Цверианашвили Иван Алексеевич, Шутман Денис Валерьевич

Статья посвящена проблеме институционализации партии зеленых в ФРГ на протяжении 40 лет, которая обусловлена многоэтапностью становления партии, а также новаторским подходом зеленых к развитию политического курса. Свою деятельность зеленые начали с образования мелких экологических групп на местах, которые к 1980-м гг. сформировали единую политическую партию и стали активно принимать участие в политической жизни страны, что ознаменовало начало процесса институционализации зеленых. Изначально партия позиционировала себя «альтернативой» действующим традиционным политическим силам, что четко отражалось в предлагаемых инициативах. Однако постепенно, в ходе институционализации, зеленые стали двигаться в сторону «системной» интеграции в политическую жизнь ФРГ, а статус «маргинальной оппозиции» исчез. За все время существования партия выдвинула сотни различных проектов по улучшению экологической обстановки и социально-экономической системы ФРГ. Данные инициативы нашли положительный отклик у населения государства, что в последние годы благоприятно сказалось на динамике популярности партии и сделало ее одной из главных общественно-политических сил, окончательно завершив процесс институционализации зеленых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF INSTITUTIONALIZATION OF THE GREEN PARTY IN THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY IN 1979-2019

The present research considers the problem of institutionalization of the Green Party in Germany for the period of 40 years, which was determined by a multi-stage process of the party formation, as well as the innovative approach of “The Greens” in the development of the party's political course. “The Greens” began their activities by creating small local environmental groups, which by the 1980s had formed a single political party and began to actively participate in the political life of the country, which had marked the beginning of “The Greens” institutionalization process. Initially, the party positioned itself as an “alternative” to existing traditional political forces, which was clearly reflected in their proposed initiatives. However, over time, during the institutionalization process, “The Greens” began to move towards a “systemic” integration into the political life of the Federal Republic of Germany, and the status of “marginal opposition” disappeared. During its existence, the party put forward hundreds of various initiatives aimed at improving the environmental situation and the socio-economic system of Germany. These initiatives found receptive audience among the country’s population, which in recent years has had a positive impact on the dynamics of the party's popularity and made it one of the main socio-political forces in the country, finally completing the process of institutionalizing “The Greens”.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ПАРТИИ ЗЕЛЕНЫХ В ФРГ В 1979-2019 ГГ»

УДК 329.63(430.1)"1979/2019"

Березина Ирина Сергеевна

магистр, преподаватель кафедры истории и регионоведения Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича https://orcid.org/0000-0001 -6701 -8262

Гехт Антон Борисович

кандидат исторических наук, заведующий кафедрой истории и регионоведения Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

Цверианашвили Иван Алексеевич

старший преподаватель кафедры истории и регионоведения Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича https://orcid.org/0000-0002-6514-9725

Шутман Денис Валерьевич

кандидат политических наук, декан гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

ПРОЦЕСС

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ПАРТИИ ЗЕЛЕНЫХ В ФРГ В 1979-2019 ГГ.

Аннотация:

Статья посвящена проблеме институционализа-ции партии зеленых в ФРГ на протяжении 40 лет, которая обусловлена многоэтапностью становления партии, а также новаторским подходом зеленых к развитию политического курса. Свою деятельность зеленые начали с образования мелких экологических групп на местах, которые к 1980-м гг. сформировали единую политическую партию и стали активно принимать участие в политической жизни страны, что ознаменовало начало процесса институционализации зеленых. Изначально партия позиционировала себя «альтернативой» действующим традиционным политическим силам, что четко отражалось в предлагаемых инициативах. Однако постепенно, в ходе институциона-лизации, зеленые стали двигаться в сторону «системной» интеграции в политическую жизнь ФРГ, а статус «маргинальной оппозиции» исчез. За все время существования партия выдвинула сотни различных проектов по улучшению экологической обстановки и социально-экономической системы ФРГ. Данные инициативы нашли положительный отклик у населения государства, что в последние годы благоприятно сказалось на динамике популярности партии и сделало ее одной из главных обще-ственно-политических сил, окончательно завершив процесс институционализации зеленых.

Berezina Irina Sergeyevna

Master's Degree student, Lecturer, History and Regional Studies Department, Bonch-Bruevich Saint-Petersburg State University of Telecommunications https://orcid.org/0000-0001 -6701 -8262

Geht Anton Borisovich

PhD in History, Head, History and Regional Studies Department, Bonch-Bruevich Saint-Petersburg State University of Telecommunications

Tsverianashvili Ivan Alekseyevich

Senior Lecturer, History and Regional Studies Department, Bonch-Bruevich Saint-Petersburg State University of Telecommunications https://orcid.org/0000-0002-6514-9725

Shutman Denis Valeryevich

PhD in Political Science, Faculty of Humanities Dean, Bonch-Bruevich Saint-Petersburg State University of Telecommunications

THE PROCESS OF INSTITUTIONALIZATION OF THE GREEN PARTY IN THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY IN 1979-2019

Summary:

The present research considers the problem of institu-tionalization of the Green Party in Germany for the period of 40 years, which was determined by a multi-stage process of the party formation, as well as the innovative approach of "The Greens" in the development of the party's political course. "The Greens" began their activities by creating small local environmental groups, which by the 1980s had formed a single political party and began to actively participate in the political life of the country, which had marked the beginning of "The Greens" institutionalization process. Initially, the party positioned itself as an "alternative" to existing traditional political forces, which was clearly reflected in their proposed initiatives. However, over time, during the institutionalization process, "The Greens" began to move towards a "systemic" integration into the political life of the Federal Republic of Germany, and the status of "marginal opposition" disappeared. During its existence, the party put forward hundreds of various initiatives aimed at improving the environmental situation and the socio-economic system of Germany. These initiatives found receptive audience among the country's population, which in recent years has had a positive impact on the dynamics of the party's popularity and made it one of the main socio-political forces in the country, finally completing the process of institutionalizing "The Greens".

Ключевые слова:

экология, экологическое движение, зеленые, партия зеленых, Союз 90/зеленые, Германия, демократия, выборы.

ecology, environmental movement, greens, Green Party, Alliance 90/The Greens, Germany, democracy, elections

Keywords:

Экологическая проблематика представляет собой одно из наиболее значимых явлений в современном мире. Она объединяет различные общественно-политические группы, которые выступают за сохранение окружающей среды. Экологическое движение в ФРГ стало формироваться в 1960-х гг. на базе мелких экологических групп на местах, занимавшихся теми или иными экологическими вопросами. Их требования касались широкого круга проблем, к которым относились защита природы и человека, быстрые темпы индустриализации, реформирование социально-экономической сферы, демократизация государства, защита мира, полное уничтожение атомного, химического и бактериологического оружия, свободное развитие всех народов и др.

Большое значение экологическое движение приобрело на рубеже 1970-1980-х гг. ФРГ как индустриально развитая страна оказалась эпицентром новых социальных движений, среди которых ярко выделялись зеленые. Желая продвинуть свои идеи на верхах, в 1979 г. они создали политическую партию. Ее путь в политической сфере начался с неудачно прошедших выборов в Ев-ропарламент. За всю политическую историю организации их результаты были наиболее неудовлетворительными - всего 3,2 % избирателей отдало за партию голос. В связи с этим она не получила ни одного депутатского места в парламенте. Однако, несмотря на низкие цифры, общественная поддержка зеленых являлась одним из важнейших индикаторов процесса институционализации партии. По итогам выборов зеленые на собрании в Бонне приняли несколько значимых для будущего партии решений: во-первых, о необходимости разработать программу и устав; во-вторых, о целесообразности выдвижения объединения на выборах в Бундестаг в 1983 г. [1].

Указанные решения и общая политика организации имели позитивные результаты, так как партия быстро начала набирать популярность у общественности. Идеи зеленых нашли отклики у граждан с прогрессивными взглядами. Если до съезда в Бонне объединение поддерживали не более 3 000 человек, то после всех принятых мер количество людей, разделяющих точку зрения зеленых, увеличилось до 10 000 человек. После первых успехов руководство партии пришло к идее о создании и утверждении программы. Стоит отметить, что разработанная в 1980 г. на съезде в Саарбрюккене программа практически не была подвержена изменениям и имеет почти первоначальный вид с момента ее принятия. Хотя некоторые ее положения были демократизированы под влиянием принятых впоследствии программных документов. Тем не менее она по настоящее время сохраняет первоначальную основу [2].

Зеленые были уверены, что масштабная индустриализация приводит к ряду негативных последствий, нивелирующих все позитивные стороны подобного развития. В связи с этим партия предлагала германскому социуму принять идеи альтернативного пути для страны. В утвержденной программе зеленые позиционировали себя как антисистемную партию, вследствие чего подчеркивали крайне отрицательное отношение к существующим в германском обществе социально-экономическим и политическим системам [3].

Концепция партии зеленых изначально строилась на четырех основополагающих принципах: социальности, базисной демократии, ненасилии, экологизме [4]. Социальность подразумевает создание такой системы общества, где будет оказываться помощь социально беззащитным слоям населения. В первую очередь это означает защиту граждан от безработицы, преступности и нищеты. Базисная демократия предусматривает реализацию политики децентрализованной демократии, построенной на неограниченных полномочиях местного самоуправления. При продвижении данной политики обеспечиваются широкие демократические права для всех слоев населения. Также одним из ключевых положений данного принципа является трансформация бюрократической иерархичной системы в управлении. Принцип экологизма означает принятие общественностью самих себя и мира в целом как одной из частей природы. Последний принцип - ненасилие - выражался в отрицании идеи угнетения одного человека другим и в гуманизации всех сфер жизни [5].

Устав объединения также отличался новизной. Каждый из членов партии допускался до любого из заседаний, вне зависимости от уровня. Кроме того, был изменен и процесс выдачи партийных мест. В соответствии с разработанной системой предоставления должностей партийное место выделялось в порядке общественной нагрузки. Несмотря на предоставление вместе с депутатской должностью привилегий, парламентарии должны были отдавать значительную часть зарплаты партии [6]. Помимо этого, строго запрещалось совмещение депутатской работы

и выполнения руководящих обязанностей. По истечении половины срока депутатских полномочий каждый парламентарий зеленых должен был отдать место другому члену партии. Для обеспечения права меньшинства, а также удержания в своих рядах всех внутрипартийных фракций было принято решение о введении в рабочую структуру организации принципа компромиссных решений [7]. Помимо перечисленных нововведений, партия утвердила ряд основополагающих документов. В них отражались идеи, цели, задачи и методы, которые должны быть реализованы в рамках деятельности зеленых. Исходя из описанных изменений, можно отметить, что съезд партии в 1980 г. стал важнейшим этапом ее институционализации, а также необходимым событием для развития и становления зеленых на политической арене Германии [8].

Несмотря на успехи, существовавший в экологическом движении спор между правыми и левыми не прекратился. Исходя из состава партии, подобная ситуация могла в первую очередь сложиться из-за идеологических и политических разногласий [9]. В крыло левых входили как фундаменталисты, так и экосоциалисты. В рядах правых были эколибералы, а силы центра были представлены реалистами [10]. Причиной, по которой конфликтующие не смогли прийти к единому мнению, стал вопрос о характере оппозиции. Стороны не имели общего представления об особенностях радикализма партии и ее возможного места в партийной системе Германии [11].

В 1983 г. в Зиндельфингене состоялся третий съезд партии, на котором была принята социально-экономическая программа, что способствовало дальнейшей институционализации. В тексте документа предлагался вариант «третьего» пути развития общества, сильно отличающийся от социализма и капитализма, которые являются неотъемлемой частью увеличения масштабов индустриализации. Зеленые призывали ликвидировать атомную энергетику, военное производство, перейти к использованию альтернативных видов энергии, изменить характер социальной инфраструктуры, выработать меры против безработицы и других форм социальной несправедливости.

В этом же году в ФРГ прошли парламентские выборы, где партия зеленых заручилась поддержкой 5,6 % избирателей и получила 28 мест в Бундестаге. Новые парламентарии привнесли элементы эпатажа, отрицания условностей, что выражалось в их внешнем облике, манере поведения, форме и лексическом наполнении речи. Среди других отличий членов партии можно назвать возраст, который практически не превышал 40 лет, а также наличие женщин (примерно половина состава). Совсем недавно большинство зеленых состояли в молодежных организациях, по их мнению, именно молодежь способна внести значительный вклад в трансформацию общественного сознания [12].

В вопросах внешней политики зеленые высказывались против гонки вооружений, разработки ядерного оружия, размещения ракет США на территории страны. Партия открыто выступала за установление дружественных отношений между ФРГ и ГДР на основе норм международного права и критиковала действующую на тот момент «доктрину Хальштейна», которая была нацелена на поддержание дипломатических отношений только с теми странами, которые не имели каких-либо политических, экономических или иных взаимоотношений с ГДР, в свою очередь, ФРГ позиционировалась как единственное государство германского народа [13]. В рамках положения о том, что и СССР, и США несут равную ответственность за возрастание международной напряженности, партия не поддержала введение советских войск в Афганистан, а также крайне осуждала вторжение американских войск в Ливан, Ливию и Гренаду. Помимо этого, зеленые негативно воспринимали любое военное воздействие на страны третьего мира, с которыми, по их мнению, необходимо организовать открытое дипломатическое сотрудничество [14].

В 1989 г. в ФРГ состоялись очередные парламентские выборы, на которых зеленые получили 8,4 % и заняли восемь мест. В агитационной программе они не применяли термин «партия», воспользовавшись специальным пунктом избирательного закона и выступив в качестве «иного политического объединения - зеленых». После объединения ФРГ и ГДР программа партии дополнилась феминистскими и антикапиталистическими положениями, что повлекло за собой уход из организации правых экологов и появление новых элит. На федеральных выборах 1990 г., прошедших сразу после объединения государств, зеленые вышли из парламента. Причиной стало то, что партия не имела такой популярности на востоке страны, как на западе.

Для того чтобы изменить ситуацию, партия пришла к выводу о необходимости объединения с Союзом 90. В результате слияния должна была образоваться совершенно новая партия, для которой было выбрано название «Союз 90 / зеленые» [15]. Однако это событие не обеспечило ожидаемого результата. По итогам выборов, проходивших в течение 1990-х гг., партии не удалось упрочить позиции на востоке страны. В условиях социально-экономического кризиса население не воспринимало агитационные призывы зеленых. Более того, низкий уровень популярности на востоке был обусловлен тем, что к концу 1990-х гг. численность земельных организаций зеленых здесь составляла 2 000 человек, в то время как на западных территориях она

достигла 45 000 человек. Тем не менее подобное неэффективное слияние движений во многом содействовало возобновлению институционализации зеленых, что в дальнейшем привело к переосмыслению и принятию нового политического курса партии.

На федеральных выборах в 1998 г. партия вновь вошла в состав Бундестага, получив 6,7 % голосов избирателей. Собравшая 40,9 % голосов Социал-демократическая партия Германии (далее - СДПГ) взяла курс на сближение с зелеными для того, чтобы совместно образовать коалиционное правительство. Причиной этому послужило также наличие расхождений СДПГ с Христи-анско-демократическим союзом (далее - ХДС) и Свободной демократической партией. В результате представители партии зеленых возглавили три министерства: иностранных дел (Йошка Фишер), окружающей среды (Юрген Триттин) и здравоохранения (Андреа Фишер) [16]. Создание коалиционного правительства положило конец 15-летнему периоду пребывания у власти ХДС/ХСС (Христианско-социального союза), а также поспособствовало тому, что впервые с окончания Второй мировой войны в Германии две левые партии смогли не только заполучить большинство голосов, но и, что важнее, сформировать правительство, отдав при этом традиционным для Германии партиям роли оппозиции.

К началу нового тысячелетия партия частично изменила политический курс. В 2002 г. вышла обновленная программа «Зеленое будущее», утвержденная на очередном партийном съезде в Берлине, где собрались делегаты со всей страны. Зеленые выступили с критикой проекта строительства АЭС, поддерживаемого социал-демократами, либералами и христианскими демократами. Согласно новой программе, партия отказывалась от четкой пацифистской позиции, выступала за выход ФРГ из НАТО и вхождение Турции в Европейский союз, призывала реформировать налоговую систему, социальную сферу, здравоохранение, рынок труда, миграционную политику, прекратить применение традиционных источников энергии, решить экологические проблемы, расширить роль прямой демократии [17]. В этом же году произошло не менее важное экологическое событие. В Бундестаге был подписан закон «О постепенном отказе от использования атомной энергии», который заменил закон «О содействии использованию мирного атома» от 1959 г. Были согласованы сроки и нормы эксплуатации каждой АЭС в стране, а также определено то количество энергии, которое каждая станция должна вырабатывать в будущем.

Вернувшись на роль оппозиционной силы на выборах в 2009 г., партия получила 10,7 % голосов [18], после чего началось активное повышение уровня ее популярности у населения [19]. По результатам опросов в феврале 2010 г. он достиг отметки в 14,0 % [20]. Набрав 20,0 % голосов к октябрю, зеленые смогли обойти СДГП. Тогда такая поддержка со стороны граждан и триумфальный прорыв были для объединения в новинку. Значительно больших успехов оно смогло добиться только к 2011 г., когда получило 23,0 % голосов избирателей. Этот год был крайне успешен для представителей партии, поскольку зеленые не только победили на выборах в парламент Баден-Вюртемберга, но и впервые с момента существования партии смогли поставить своего представителя главой земельного правительства [21]. Однако ошеломительный успех партии не мог длиться долго и к концу 2011 г. она смогла набрать лишь 16,0 % голосов. Следующие несколько лет рейтинг продолжал стремиться к отметке в 10,0 % [22]. Уже в 2013 г. за зеленых отдали голоса лишь 8,4 % избирателей [23]. Тогда многие представители организации считали этот показатель окончательным поражением.

В ноябре 2014 г. в Гамбурге на партийном съезде был принят программный документ «Зеленый почин», в котором особое внимание уделялось двум вопросам - внешней и миграционной политике. Относительно первого аспекта в партии возник ряд разногласий. Так, одни делегаты выступали за участие ФРГ в боевых действиях, когда сохранение ценностей не может быть обеспечено без военного вмешательства, но только в тех случаях, для которых необходим мандат Совета Безопасности ООН [24]. Присутствовало и другое мнение, что в ситуациях, ставящих под угрозу международный порядок, вмешательство возможно и при отсутствии мандата. Третья точка зрения заключалась в том, что все эти стремления приравнивались к «нарушению табу» [25]. В сфере миграционной политики зеленые призывали поддерживать баланс в урегулировании проблемы беженцев и мигрантов. В частности, двумя месяцами ранее в Бундестаге был представлен проект, ужесточавший правила получения убежища политическими беженцами в ФРГ, при этом предоставляющий Сербии, Македонии и Боснии-Герцеговине статус «безопасных государств» [26]. Дополнительным эффектом от приобретения данного статуса стало облегчение условий пребывания беженцев, которые уже проживали в стране какое-то количество времени [27].

На следующих федеральных выборах в 2017 г. зеленые снова получили низкие показатели -8,9 % голосов избирателей [28]. Однако уже к весне 2018 г. рейтинг Союза 90 / зеленых вновь стал повышаться и колебался в районе 14,0 %, а осенью этого же года достиг 22,0 %, что позволило им вновь опередить СДПГ. На региональных выборах картина не менялась. В начале 2010-х гг., как правило, партия набирала не более 10,0 %, а в некоторых случаях не доходила и до 5 %-го порога

[29]. Однако осенью 2018 г. ситуация изменилась. Так, на выборах в Баварии зеленые получили 17,5 % [30], а в Гессене - 19,8 % [31], заняв второе место в обеих землях. Более того, на последних выборах в Баден-Вюртемберге партия набрала 30,3 % голосов [32], обогнав ХДС и заняв первое место. В 2019 г. последовал очередной всплеск популярности Союза 90 / зеленых, связанный с результатами выборов в Европарламент, на которых они набрали 20,5 % голосов [33]. Данный скачок популярности невозможно охарактеризовать как единичный случай. Период с 1990 по 2000 г. может быть назван декадой устойчивого роста, поскольку за этот промежуток времени количество членов партии увеличилось с 41 тыс. до 46 тыс. [34]. Подобные успехи можно наблюдать с 2010 г., когда в партии уже состояло 52 тыс. членов, по 2018 г., когда был достигнут рекорд в 70 тыс. человек [35]. Именно с этого момента можно говорить о завершении институционализации партии зеленых, в первую очередь по причине достижения устойчивости на политической арене ФРГ, а также ввиду завершения формирования политического курса.

Подводя итог, можно сказать, что экологическое движение в ФРГ прошло сложный путь, начиная от возникновения первых протестных организаций, заканчивая институционализацией на политическом уровне. Зеленые изначально имели в своей концепции отличающий их от других партийных объединений фактор, заключающийся в продвижении альтернативных, не похожих на устоявшиеся в германском обществе принципов развития социума. Интеграция заведомо антикультурного явления в центр политической элиты стала «золотым билетом» партии в политический мир государства. Получение полномочий на всех уровнях власти сделало зеленых если не главной партией, то партией, бесспорно входящей в тройку лидеров общественно-политических движений ФРГ. Однако основной заслугой зеленых остается не их признание германской общественностью и политической элитой, а то, что многие из экологических положений и идей были впоследствии приняты другими партиями [36].

Предполагая дальнейшую перспективу развития партии, можно смело заявлять, что ее популярность у германской общественности будет возрастать. Также, вероятнее всего, объединение продолжит занимать главенствующие места в политической системе Германии, что также будет означать развитие и увеличение масштабов политической деятельности партии на территории страны.

Ссылки:

1. Grüne Geschichte [Электронный ресурс] // Bündnis 90 / Die Grünen. URL: https://www.gruene.de/unsere-gruene-ges-chichte (дата обращения: 02.12.2020).

2. Шуленина Н.В. Западноевропейские «зеленые»: от экологических движений к партийным структурам // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2007. № 3. С. 58-69.

3. Там же.

4. Там же.

5. Там же.

6. Там же.

7. Beschlüsse und Programme [Электронный ресурс] // Bündnis 90 / Die Grünen. URL: https://www.gruene.de/beschluesse-und-programme (дата обращения: 02.12.2020).

8. Шуленина Н.В. Указ. соч.

9. Там же.

10. Там же.

11. Вититнев С.Ф., Курков Н.В. «Зеленые» в ФРГ как политический феномен и его осмысление в немецкой историко-политоло-гической литературе конца ХХ - начала ХХ1 в. // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: История и политические науки. 2018. № 5. С. 261-272. https://doi.org/10.18384/2310-676X-2018-5-261-272.

12. Вититнев С.Ф. Партия «зеленых» в парламенте ФРГ: эволюция «несистемной» оппозиции // Вестник Московского государственного областного университета. 2015. № 2. С. 3.

13. Там же.

14. Там же.

15. Ткаченко О.А. Переименование политических партий в современной Германии // Политическая лингвистика. 2019. № 6 (78). С. 116-124. https://doi.org/10.26170/pl19-06-14.

16. Шуленина Н.В. Указ. соч.

17. Матвеева Е.В. Институционализация экологических движений Европы: от появления общественных организаций до политических партий // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 413. С. 129-137. https://doi.org/10.17223/15617793/413/20.

18. Politbarometer September I 2009 [Электронный ресурс] // Forschungsgruppe Wahlen. 2012. 8. Okt. URL: https://www.for-schungsgruppe.de/Umfragen/Politbarometer/Archiv/Politbarometer_2009/September_I (дата обращения: 02.12.2020).

19. Власов Н.А. «Зеленые» в ФРГ: новая «народная партия»? // Современная Европа. 2019. № 2 (87). С. 118-128.

20. Politbarometer Februar 2010 [Электронный ресурс] // Forschungsgruppe Wahlen. 2012. 8. Okt. URL: https://www.for-schungsgruppe.de/Umfragen/Politbarometer/Archiv/Politbarometer_2010/Februar (дата обращения: 02.12.2020).

21. Politbarometer Septem ber I ...

22. Politbarometer Archiv [Электронный ресурс] // Forschungsgruppe Wahlen. URL: https://www.forschungsgruppe.de/Umfra-gen/Politbarometer/Archiv (дата обращения: 02.12.2020).

23. Власов Н.А. Указ. соч.

24. Белов В.Б. Роль малых партий в партийно-политической системе Германии. М., 2015. 136 с.

25. Там же.

26. Там же.

27. Там же.

28. Politbarometer September III 2017 [Электронный ресурс] // Forschungsgruppe Wahlen. 2017. 15. Sept. URL: https://www.for-schungsgruppe.de/Umfragen/Politbarometer/Archiv/Politbarometer_2017/September_III_2017 (дата обращения: 02.12.2020).

29. Белов В.Б. Указ. соч.

30. Arnsperger M. Warum die Grünen die neue Volkspartei werden können [Электронный ресурс] // Focus Online. 2018. 15. Okt. URL: https://www.focus.de/politik/deutschland/landtagswahl-bayern/gruene-warum-sie-nach-landtagswahl-in-bay-ern-neue-volkspartei-werden-koennten_id_9760228.html (дата обращения: 02.12.2020).

31. Landtagswahl Hessen 2018 [Электронный ресурс] // Ibid. 2018. 19. Dez. URL: https://www.focus.de/politik/deutsch-land/landtagswahl-hessen (дата обращения: 02.l2.2020).

32. Дельфинов А. Партия «зеленых» выиграла выборы в Баден-Вюртемберге [Электронный ресурс] // Deutsche Welle. 2016. 13 марта. URL: https://p.dw.com/p/1ICYl (дата обращения: 02.12.2020).

33. Виттинг Ф., Позднякова Н. Выборы в ЕП: Поражение социал-демократов и триумф «зеленых» в ФРГ [Электронный ресурс] // Ibid. 2019. 27 мая. URL: https://p.dw.com/p/3J9Do (дата обращения: 02.12.2020).

34. Власов Н.А. Указ. соч.

35. Там же.

36. Ткаченко О.А. Указ. соч.

Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Герасимова Валентина Евгеньевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.