www.volsu.ru
DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu3.2016.4.12 УДК 631.153
ББК 65.9(2Рос)8+65.050.2
ПРОЦЕСС ИННОВАТИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО АПК: ТЕНДЕНЦИИ, ВОЗМОЖНОСТИ, ОГРАНИЧЕНИЯ
Яна Викторовна Мочалова
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики,
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Leschinskaya@bsu. edu. ги
ул. Победы, 85, 308015 г. Белгород, Российская Федерация
Ирина Владимировна Корсакова
Кандидат экономических наук, заведующая кафедрой экономики и управления, Московский областной гуманитарный институт [email protected]
ул. Комсомольская, 1, 142100 г. Подольск, Российская Федерация
Аннотация. В статье анализируется современное состояние сферы агропромышленного комплекса в России. Авторами выявляются основные проблемы и выдвигаются предложения по их решению, актуальные на современном этапе; подчеркивается необходимость активизации деятельности по созданию комплексной инновационной системы, позволяющей модернизировать агропромышленный комплекс России с учетом региональных особенностей. В статье обосновывается, что реализуемая в России политика импортозамещения предполагает развитие конкурентного потенциала отечественного производства. Учитывая задачи обеспечения продовольственной безопасности в условиях возрастающих внешних угроз, признается необходимость реализации инновационных проектов в агропромышленном комплексе (далее - АПК).
В то же время авторы считают, что созданные в последние 2 года в России институциональные условия реализации проектов, связанных с производством продукции, способной заменить импортные аналоги, значительно расширили спектр факторов и условий, определяющих потенциал конкурентного импортозамещения в АПК. ^ В числе важных направлений реализации конкурентного потенциала импортоза-
сЗ мещения в АПК авторы отмечают проведение кластерной политики, которая позволяем ет на основе объединения и рационального дополнения потенциалов участников осуще-® ствлять инновационные проекты, вовлекая в них субъекты с низкими технологически-§ ми укладами и способствуя их модернизации.
о В статье подчеркивается, что сегодня с учетом новых геополитических и геоэко-
номических условий государству следует пересмотреть концепцию развития сельско-д го хозяйства на кратко- и среднесрочную перспективу. Необходимо, чтобы в программ-^ ных документах стратегического развития различного уровня была закреплена эконо-Ц мическая специализация аграрно-индустриального типа для регионов, где сельское хо-
¡^ зяйство является базовой отраслью. о
^ Ключевые слова: АПК, санкции, инновационная система, импортозамещение,
® кластеры, стратегия, развитие, модернизация.
АПК России имеет важнейшее значение как для экономики страны, ее регионов, так и для государства в целом. Его развитие играет большую роль в наращивании и создании условий для расширенного воспроизводства хозяйственного потенциала страны.
Конкурентоспособность любой отрасли определяется множеством факторов: институциональными условиями, ресурсным потенциалом, инвестиционной привлекательностью и др. Однако необходимо учитывать, что уровень конкурентоспособности определяется степенью достижения целей реализуемых проектов, а также местом и функциональной ролью каждого вида используемых ресурсов [8].
В отечественном АПК накопились системные проблемы, решение которых во многом зависит как от политики самих предприятий, так и от масштабов и целевой направленности участия государства. Одну из значимых ролей в развитии, модернизации АПК играет инновационная деятельность.
За последние годы произошли существенные изменения в сфере АПК, приведшие частично к ее кризисному состоянию. Очевидно, что на экономику страны оказали противоречивое влияние антироссийские санкции. Так, в июле 2014 г. были заморожены инвестиции в аграрные проекты в России на 271 млн долл., что эквивалентно 45 % прямых иностранных инвестиций, привлеченных в сельское хозяйство РФ в 2014 году [8; 14, с. 11]. В це-
лом же приток внешних инвестиций в российский АПК сохранился (табл. 1).
Негативное влияние на текущее (и перспективное) развитие АПК оказали российские «контрсанкции» в виде агропродовольствен-ного эмбарго. В январе - июле 2015 г. импорт снизился на 38 %, что является отрицательным моментом в деятельности предприятий. Экспорт упал на 21 %, а его доля во всем экспорте незначительно возросла до 3,9 % (в «неминеральном» экспорте - более 11 %).
В январе - июле 2015 г. российский импорт мяса сократился на 27 % (в том числе из стран дальнего зарубежья - на 42 %), птицы соответственно на 50 и 70 %, сливочного масла - на 47 и 85 %, кукурузы - на 27 и 14 %, цитрусовых - на 10 и 12 %.
Анализ показал снижение объемов производства, высокую инерционность отрасли и невозможность быстро наращивать производство (см. табл. 2). Статистика подтверждает, что санкции негативно отразились на доступности продовольствия для малообеспеченных слоев населения, качество некоторых видов продукции снизилось.
Основными проблемами АПК, сдерживающими сегодня его развитие, являются: спад сельскохозяйственного производства, сокращение посевных площадей, снижение покупательской способности населения на сельскохозяйственную продукцию, проблемы сельскохозяйственного машиностроения, сокращение государственного финансирования,
Показатель Год
2011 2014 Янв. - июль 2014 Янв. - июль 2015
Экспорт продукции АПК: 13,3 18,9 10,3 8,1
доля во всем экспорте, % 2,6 3,3 3,4 3,9
доля стран дальнего зарубежья, % 68,0 73,0 71,0 72,0
Импорт продукции АПК: 42,5 39,7 23,7 14,8
доля во всем импорте, % 13,9 13,8 14,0 14,4
доля стран дальнего зарубежья, % 84,0 86,0 86,0 84,0
Покрытие импорта экспортом, % 31,3 47,6 43,4 54,7
Привлеченные ПИИ
В том числе:
сельское, лесное и рыбное хозяйство 0,7 (0,3) 0,6 (0,4) 0,09 (0,30) 0,14 (0,50)
пищевая промышленность 5,9 (2,5) 6,4 (4,4) 1,08 (3,40) 0,90 (3,10)
Таблица 1
Характеристика торгово-инвестиционных связей АПК России, млрд долл.
Примечание. Составлено по: [10]. ISSN 1998-992X. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3, Экон. Экол. 2016. № 4 (37) 141
Примечание. Составлено по: [10; 11].
Таблица 2
Производство некоторых основных видов сельскохозяйственной продукции
в России в среднем за год, млн т
Продукция Период
1986-1990 2006-2010 2011-2014 2015 (оценка) 2020 (по Госпрограмме)
Зерно 104,3 85,2 90,7 более 100,0 115,0
Сахарная свекла 33,2 27,2 41,4 37,5 40,9
Семена подсолнечника 3,1 6,3 9,3 9,3 7,5
Картофель 35,9 27,3 31,0 31,2 31,0
Овощи 11,2 12,3 14,9 15,0 16,2
Скот и птица на убой, в убойном весе 9,6 6,2 8,3 9,2 9,7
Молоко 54,2 32,1 31,2 30,6 38,2
Яйца, млрд шт. 47,9 38,9 41,6 41,3 -
удорожание кредитных ресурсов, несовершенство налоговой политики, нормативно-правовой базы и многие другие нерешенные проблемы [2; 5; 8, с. 100].
Из-за низкой платежеспособности населения снизился спрос на сельскохозяйственную продукцию с его стороны, что, в свою очередь, ведет к снижению доходной части бюджета [1, с. 137].
Большими проблемами являются недостаток финансирования со стороны государства, удорожание кредитных ресурсов и санкции. Основным источником финансирования предприятий АПК остаются собственные средства. Однако их недостаточно для того, чтобы финансировать инновационные программы развития сельского хозяйства, производить замену и реконструкцию изношенного оборудования, осуществлять закупку сырья и т. д. [3, с. 102; 8]
Из-за недостатка финансовых средств также происходит разорение многих крупных и мелких предприятий, являющихся главными поставщиками сельскохозяйственной продукции на потребительский рынок [15].
Основной причиной низкой эффективности сельского хозяйства является изношенность основных производственных фондов [7, с. 25; 9]. В производстве сельскохозяйственной продукции используют в основном устаревшие технологии, не отвечающие современным требованиям, несовершенные методы и способы производства. Вследствие этого снижается
качество выпускаемой продукции, уменьшаются объемы производства и т. д. [4, с. 59]
Кроме того, имеет место тренд снижения численности населения, занятого в сельском хозяйстве (на 4,3 % при общем снижении численности сельского населения региона на 2,2 %), что является следствием как естественной убыли, так и миграционным оттоком из сельских поселений и малых городов. При закреплении данной тенденции очевиден риск нехватки работников в сфере сельского хозяйства на фоне старения кадрового потенциала предприятий АПК.
В то же время следует отметить, что созданные в последнее время в России институциональные условия реализации проектов, связанных с производством продукции, способной заменить импортные аналоги, значительно расширили спектр факторов и условий, определяющих потенциал конкурентного им-портозамещения в АПК [8].
В сложившейся ситуации государству и предприятиям с учетом того, что уже сделано в рамках реализации политики импортоза-мещения, необходимо объединить усилия для решения накопленных проблем, следует пересмотреть концепцию развития сельского хозяйства на ближайшую перспективу.
Сегодня назрела необходимость в комплексной разработке инновационной стратегии развития АПК России. Зарубежный опыт демонстрирует жизнеспособность ряда моделей.
Так, первая модель основана на финансировании научно-технических проектов и программ общенационального значения. Ее целью является развитие и стимулирование аграрного сектора экономики страны в целом.
Вторая модель основана на использовании научно-технических знаний. Ее применение позволяет расширить возможности производства и сфер деятельности [13, с. 178].
В Дании, например, большую роль в развитии сельского хозяйства играет фермерский союз, который занимается финансированием прикладных разработок. В Канаде и США большое значение уделяется финансированию со стороны государства научных разработок, подготовке специалистов в этой области. В любом случае государство в полной мере поддерживает развитие сельского хозяйства в основном за счет финансирования различных инновационных программ.
С учетом опыта зарубежных стран формирование комплексной инновационной системы, позволяющей повысить эффективность развития сферы АПК в целом, связано с реализацией следующих направлений:
1) активизация деятельности науки и бизнеса;
2) разработка инновационных проектов и их отбор для производства на конкурсной основе;
3) привлечение перспективных квалифицированных кадров и их обучение инновационным методам производства;
4) выделение финансовых ресурсов для развития сферы сельскохозяйственного производства;
5) международное сотрудничество с зарубежными странами, обмен опытом в сфере инновационной деятельности;
6) совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности.
Это позволит в целом решить часть практических задач по развитию аграрного сектора, повысить качество выпускаемой продукции, увеличить спрос на нее на внутреннем и внешнем рынках.
Важным направлением реализации конкурентного потенциала импортозамещения в АПК представляется проведение кластерной политики, которая позволяет на основе объединения и рационального дополнения потен-
циалов участников осуществлять инновационные проекты, вовлекая в них субъекты с низкими технологическими укладами и способствуя их модернизационному развитию. Основной целью формирования агрокласте-ра является удержание и увеличение своей доли на продовольственном рынке, освоение рыночных ниш в соседнем регионе. Именно интегрированные структуры потенциально способны обеспечить высокий уровень потенциала конкурентного импортозамещения, реализуя цели продовольственной безопасности [5; 8]. В числе сдерживающих кластеризацию факторов - неразвитость институциональной базы, которая призвана обеспечивать стимулирование и поддержку интеграционных взаимодействий промышленных предприятий крупного и малого бизнеса, а также сельхозпроизводителей, переработчиков сельхозпродукции и торговых сетей в составе общей цепочки получения добавленной стоимости.
Таким образом, отечественный АПК имеет все необходимые условия для того, чтобы наращивать свой инновационный потенциал. Активизация инновационных процессов в АПК будет в значительной степени способствовать удовлетворению вкусов, потребностей покупателей и повышению уровня жизни населения в целом, а также влиять на экономический рост, увеличивая конкурентоспособность этого сектора экономики на мировом рынке [6, с. 35; 12].
В основу планирования и прогнозирования развития сельского хозяйства в первую очередь должны закладываться принципы, определяющие потребность в объемах продукции, ее качестве и ассортименте со стороны потребителей. Реализация инновационного потенциала страны позволит России войти в число лидеров по производству аграрной продукции. Необходимо, чтобы в программных документах стратегического развития различного уровня была закреплена экономическая специализация аграрно-индустриального типа для регионов, где сельское хозяйство является базовой отраслью. Важной компонентой потенциала конкурентоспособного импортоза-мещения в АПК являются инвестиции в модернизацию его отраслей и системообразующих предприятий.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Богомолова, Л. П. Условия и факторы инновационного развития растениеводства / Л. П. Богомолова // Развитие инновационного потенциала агропромышленного производства. - 2008. - №2 1. -С. 137-141.
2. Винничек, Л. Б. Организация информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве / Л. Б. Винничек, Т. А. Максимова. - Пенза : РИО ПГСХА, 2009. - 160 с.
3. Дацюк, П. В. Повышение эффективности инновационных процессов в АПК / П. В. Дацюк, В. К. Сидоров, Ю. И. Клименко // Российская академия кадрового обеспечения АПК. - 2007. - № 3. - С. 102-104.
4. Зубарев, А. С. Создание региональной инновационной системы - показатель устойчивого развития экономики региона / А. С. Зубарев, С. Н. Емельянов, Л. Н. Борисоглебский // Инновации. - 2007. - №№ 7. - С. 59-63.
5. Иванов, Н. П. Управленческие инновации как условие конкурентного, устойчивого и безопасного развития региона / Н. П. Иванов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2016. - №> 1 (34). - С. 32-44.
6. Каничев, Е. В. Регулирование инновационных процессов при формировании производственного потенциала животноводства / Е. В. Ка-ничиев // Вестник Российской академии сельскохозяйственных наук. - 2009. - №2 1. - С. 35-36.
7. Ковалев, В. И. Инновационное предпринимательство как фактор эффективного развития АПК / В. И. Ковалев // АПК: экономика, управление. -2009. - №> 9. - С. 25-30.
8. Матвеева, Л. Г. Конкурентное импортоза-мещение как императив развития АПК в условиях экономических санкций / Л. Г. Матвеева, О. А. Чернова // Региональная экономика. Юг России. -2016.- №> 1 (11). - С. 59-67.
9. Митрофанова, И. А. Оценка и совершенствование инвестиционно-инновационной деятельности предприятия : монография / И. А. Митрофанова, А. Б. Тлисов, Н. П. Иванов, М. А. Крылова, Л. М. Шавтикова. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2016.- 98 с.
10. Основные показатели развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции // Официальный интернет-портал федеральной службы государственной статистики. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 15.08.2016). - Загл. с экрана.
11. О ходе и результатах реализации в 2014 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на
2013-2020 гг. // Официальный портал Министерства сельского хозяйства РФ. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://institutiones.com/ agroindustrial/2694-agropromysЫennyi-kompleks-rossii-v-usloviyax-voiny-sankcii.html (дата обращения: 05.08.2016). - Загл. с экрана.
12. Петриков, А. А. О ситуации в системе высшего профессионального образования в АПК Российской Федерации / А. А. Петриков // Аграрный эксперт. - 2009. - №№ 4. - С. 2-18.
13. Федореню, В. Ф. Инновационная деятельность в АПК: состояние, проблемы, перспективы / В. Ф. Фе-доренко, Д. С. Буклагин, Э. Л. Аронов. - М. : ФГНУ «Росинформагротех», 2010. - 280 с.
14. Фрумкин, Б. Е. Агропромышленный комплекс России в условиях «войны санкций» / Б. Е. Фрум-кин. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://institutiones.com/agroindustrial/2694-agropromysЫennyi-kompleks-rossii-v-usloviyax-voiny-sankcii.html (дата обращения: 25.08.2016). -Загл. с экрана.
15. Щепакин, М. Б. Задачи программно-целевого управления инновационными процессами на региональном уровне / М. Б. Щепакин, Ю. В. Томил-ко // Крымский научный вестник. - 2015. - №2 4-1. -С. 88-98.
REFERENCES
1. Bogomolova L.P. Usloviya i faktory innovatsionnogo razvitiya rastenievodstva [The Conditions and Factors of Innovative Development of Crop Production]. Razvitie innovatsionnogo potentsiala agropromyshlennogo proizvodstva, 2008, no. 1, pp. 137-141.
2. Vinnichek L.B., Maksimova T.A. Organizatsiya informatsionno-konsultatsionnoy deyatelnosti v selskom khozyaystve [The Organization of Information and Consulting Activity in Agriculture]. Penza, RIO PGSKhA Publ., 2009. 160 p.
3. Datsyuk V.P., Sidorov V.K., Klimenko Yu.I. Povyshenie effektivnosti innovatsionnykh protsessov v APK [Improvement of Efficiency of Innovative Processes in Agriculture]. Rossiyskaya akademiya kadrovogo obespecheniya APK, 2007, no. 3, pp. 102-104.
4. Zubarev A.S., Emelyanov S.G., Borisoglebskiy L.N. Sozdanie regionalnoy innovatsionnoy sistemy - pokazatel ustoychivogo razvitiya ekonomiki regiona [The Establishment of Regional Innovation System - an Indicator of Sustainable Development of Regional Economy]. Innovatsii, 2007, no. 7, pp. 59-63.
5. Ivanov N.P. Upravlencheskie innovatsii kak uslovie konkurentnogo, ustoychivogo i bezopasnogo
razvitiya regiona [Administrative Innovations as a Condition of Competitive, Sustainable and Safe Development of the Region]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3, Ekonomika. Ekologiya [Science Journal of Volgograd State University. Global Economic System], 2016, no. 1 (34), pp. 32-44.
6. Kanichev E.V Regulirovanie innovatsionnykh protsessov pri formirovanii proizvodstvennogo potentsiala zhivotnovodstva [Regulation of Innovative Processes in the Formation of Livestock Production Potential]. Vestnik Rossiyskoy akademii selskokhozyaystvennykh nauk, 2009, no. 1, pp. 35-36.
7. Kovalev VI. Innovatsionnoe predprinimatelstvo kak faktor effektivnogo razvitiya APK [Innovative Entrepreneurship as a Factor of Effective Development of AIC]. APK: ekonomika, upravlenie, 2009, no. 9, pp. 25-30.
8. Matveeva L.G., Chernova O.A. Konkurentnoe importozameshchenie kak imperativ razvitiya APK v usloviyakh ekonomicheskikh sanktsiy [Competitive Import Substitution as an Imperative of AIC Development in the Conditions of Economic Sanctions]. Regionalnaya ekonomika. Yug Rossii [Regional economy. South of Russia], 2016, no. 1 (11), pp. 59-67.
9. Mitrofanova I.A., Tlisov A.B., Ivanov N.P., Krylova M.A., Shavtikova L.M. Otsenka i sovershenstvovanie investitsionno-innovatsionnoy deyatelnosti predpriyatiya: monografiya [Analysis and Improvement of Investment and Innovative Activity of the Enterprise: Monograph]. Moscow; Berlin, Direkt-Media Publ., 2016. 98 p.
10. Osnovnye pokazateli razvitiya selskogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov selskokhozyaystvennoy produktsii [Main Indicators of Agriculture Development and Regulation of the Markets of Agricultural Production]. Ofitsialnyy internet-portalfederalnoy sluzhby gosudarstvennoy
statistiki [Official Internet-Portal of the Federal State Statistics Service]. Available at: http://www.gks.ru/.
11. O khode i rezultatakh realizatsii v 2014 g. Gosudarstvennoy programmy razvitiya selskogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov selskokhozyaystvennoy produktsii, syrya i prodovolstviya na 2013-2020 gg. [On the Course and Results of Implementing the State Program of Agriculture Development and Regulation of the Markets of Agricultural Production, Raw Materials and Food for 2013-2020 in 2014]. Ofitsialnyy portal Ministerstva selskogo khozyaystva RF [Official Portal of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation.]. Available at: http://institutiones.com/ agroindustrial/2694-agropromyshlennyi-kompleks-rossii-v-usloviyax-voiny-sankcii.html.
12. Petrikov A.A. O situatsii v sisteme vysshego professionalnogo obrazovaniya v APK Rossiyskoy Federatsii [On the Conditions in the System of Higher Professional Education in the Russian AIC]. Agrarnyy ekspert, 2009, no. 4, pp. 2-18.
13. Fedorenko V.F., Buligin D.S., Aronov E.L. Innovatsionnaya deyatelnost v APK: sostoyanie, problemy, perspektivy [Innovative Activity in AIC: State, Problems, Prospects]. Moscow, Rosinformagrotekh Publ., 2010. 280 p.
14. Frumkin B.E. Agropromyshlennyy kompleks Rossii v usloviyakh «voyny sanktsiy» [Agroindustrial Complex of Russia in Conditions of the "War of Sanctions"]. Available at: http://institutiones.com/ agroindustrial/2694-agropromyshlennyi-kompleks-rossii-v-usloviyax-voiny-sankcii.html.
15. Shchepakin M.B., Tomilko Yu.V. Zadachi programmno-tselevogo upravleniya innovatsionnymi protsessami na regionalnom urovne [Problems of a Program-Target Management of Innovative Processes at the Regional Level]. Krymskiy nauchnyy vestnik, 2015, no. 4-1, pp. 88-98.
INNOVATIZATION OF RUSSIAN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX: TRENDS, OPPORTUNITIES, RESTRICTIONS
Yana Viktorovna Mochalova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics, Belgorod State National Research University Leschinskaya@bsu. edu. ru
Pobedy St., 85, 308015 Belgorod, Russian Federation
Irina Vladimirovna Korsakova
Candidate of Economic Sciences, Head of Department of Economy and Management,
Moscow Regional Institute of Humanities
Komsomolskaya St., 1, 142100 Podolsk, Russian Federation
Abstract. In the present article the current condition of the sphere of agro-industrial complex (AIC) in Russia is analyzed. The authors reveal the main problems and propose their solutions which are relevant at the present stage. The authors also highlight the need to activate the creation of complex innovative system which would allow modernizing agro-industrial complex of Russia taking into account regional features. It is proved that the policy of import substitution realized in Russia assumes the development of competitive domestic production. Taking into account the problems of ensuring food security in the conditions of the increasing external threats, implementation of innovative projects in the AIC is necessary.
At the same time, according to the authors, the institutional Russian conditions of implementing the projects connected with production capable to replace import analogs created during the last 2 years, have considerably expanded a range of the factors and conditions determining the potential of competitive import substitution in the AIC.
The authors consider realization of cluster policy to be among the important directions of realization of competitive potential of import substitution in the AIC. This policy allows to carry out innovative projects, involving in them subjects with low technological ways and to promote their modernization on the basis of association and rational addition of potentials of participants.
The article emphasizes that today, taking into account new geopolitical and geoeconomic conditions, the state should revise the concept of development of agriculture in short- and medium-term perspective. It is necessary to include the economic specialization of agro-industrial type for regions where agriculture is a key branch, in the documentation on strategic development.
Key words: AIC, sanctions, innovative system, import substitution, clusters, strategy, development, modernization.