Социология и социальная работа Вестник Нижег®р®дск®г® университета ие. Н.И. Л®баЧевск®г®. Серия Социальные науки, 2009, № 4 (16), с. 58-63
УДК 378.374
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
© 2009 г. Л.С. Егорова, В.Ю. Старосотникова
Ивановская государственная текстильная академия е£огоуа (з^а.ги, в^шкоуа^аг @ rambler.ru
Поступила в редакцию 03.09.2009
Выявляются факторы, обеспечивающие формирование профессионального мировоззрения студентов в социокультурном пространстве высшей школы. В качестве необходимого условия формирования профессионального мировоззрения рассматривается высокий уровень адаптированности студентов в системе «человек - профессиональная среда».
Ключевые слова: профессиональное мировоззрение, профессиональная адаптация, интегральный уровень адаптированности, стратегия профессиональной адаптации.
Проблема формирования и развития кадров для российского общества обусловлена экономическими и социокультурными изменениями. На современном этапе развития России образование, в его неразрывной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения уровня конкурентоспособности трудового потенциала организаций и предприятий, обеспечения эффективности и результативности деятельности субъектов хозяйствования.
Основные принципы образовательной политики в России, определенные в Законе РФ «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», раскрыты в Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года и Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы [1]. Эти принципы получают свое развитие в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [2], в соответствии с которой основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Базисным критерием оценки уровня профессионализма может выступать профессиональная компетентность как «интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы
и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» [3, с. 124]. Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат. Таким образом, основой профессиональной компетенции является профессиональное мировоззрение, под которым мы понимаем открытую, динамическую систему взглядов, убеждений, ценностей и идеалов человека, определяемых конкретной профессией и определяющих направленность его профессиональной деятельности. Базовые структуры мировоззрения находят свое выражение в самостоятельной личностной позиции, предопределяя образ жизнедеятельности в целом. Эффективное внедрение элементов профессионального мировоззрения в уже сформированную систему ценностей и идеалов человека невозможно без инициации адаптивных процессов, совокупность которых представляет собой профессиональную адаптацию.
Профессиональная адаптация студентов является непрерывным процессом, направленным на приобретение ими профессиональных компетенций, развитие профессионально значимых качеств, освоение разнообразных социальных ролей с целью достижения потенциально возможного профессионального уровня в ходе учебной деятельности.
При рассмотрении профессиональной адаптации студентов следует выделять три взаимосвязанные аспекта: а) адаптация как процесс
приспособления к условиям системы профессионального становления, характеризующийся своими пространственно-временными механизмами; б) адаптация как результат этого процесса, характеризующийся степенью итоговой адаптированности человека; в) адаптация как источник новообразований, характеризующийся комплексом формируемых качеств профессионала.
От соответствия этих трех компонентов зависит способ достижения человеком приемлемого уровня адаптированности в системе профессионального развития, который мы предлагаем определять как стратегию профессиональной адаптации.
Изучение стратегий профессиональной адаптации студенческой молодежи, выявление основополагающих для выбора стратегии факторов, позволяет более точно определить причины возникновения той или иной адаптационной ситуации на начальном этапе становления специалистов, а именно - в пространстве института высшей школы.
Понимание адаптационных механизмов обеспечивает возможность корректировки стратегий профессиональной адаптации и, как следствие, повышение уровня адаптированности студентов к избранной профессии и формированию профессионального мировоззрения в рамках социально-культурного пространства высшей школы.
Традиционно сфера высшего образования делится на три сектора: гуманитарный, естественно-научный и технический [4], [5]. В основе такой классификации лежит выделение определенных объектов изучения, соответственно по секторам - процессы, происходящие в социально-экономических системах, процессы, происходящие в биологических системах, и процессы, происходящие в технических системах. Такой подход приемлем скорее на уровне обучения, но не образования.
В системе образования мы предлагаем выделить пять секторов: гуманитарный (гс), естественнонаучный (енс), технический (тс), духовный (дс) и военный (вс). Подобная типология обусловлена наличием специфических для каждого сектора функций, выполняемых им в обществе. Системный подход позволяет рассматривать общество как совокупность подсистем, способных выполнять относительно независимые функции, подцели, направленные на достижение общей цели общества, а именно самодостаточность, т.е. способность обеспечить себе желаемый уровень жизни, производя достаточное количество товаров и услуг, не прибегая к
внешним заимствованиям; защитить себя от внешней и внутренней угрозы; создать комплекс культуры. Для достижения основной цели необходимо выделить следующие подцели:
- создание материальных ценностей (социально-экономическая сфера);
- обеспечение биологической эволюции общества (биосфера);
- обеспечение технического развития (техносфера);
- формирование стержня культуры (идеологическая сфера);
- обеспечение внутреннего и внешнего социального порядка (политическая сфера).
Основой эффективного функционирования каждой из выделенных сфер является человеческий фактор.
Таким образом, специфические особенности секторов высшего образования должны рассматриваться в качестве одного из ключевых факторов при формировании стратегий профессиональной адаптации студентов, эффективность которых определяет процесс формирования профессионального мировоззрения.
Для выявления и понимания сущностных характеристик стратегий профессиональной адаптации студенческой молодежи в 20062009 гг. нами было проведено исследование «Анализ стратегий профессиональной адаптации студенческой молодежи г. Иваново». Специфическим отличием города является значительная концентрация студенческой молодежи (более пятидесяти тысяч). Количество студентов на душу населения областного центра намного выше, чем в среднестатистическом городе России. В Ивановской области находятся 8 государственных, 6 негосударственных вузов и 4 филиала государственных вузов, головные подразделения которых располагаются за пределами Ивановской области. Следовательно, человеческий капитал высококвалифицированных специалистов имеет значение не только на региональном, но и на федеральном уровне.
В рамках исследования были изучены стратегии профессиональной адаптации студентов дневной формы обучения, обучающихся в государственных вузах, расположенных в пределах города. Выделение студентов дневной формы обучения из общей студенческой массы обусловлено тем значением, которое занимает учебная деятельность в общей структуре жизнедеятельности учащихся. Для студентов дневной формы обучения учебная деятельность является основным видом деятельности, которому подчиняются другие сферы деятельности, следовательно, фактором, определяющим жизне-
Рис. 1. Динамика уровня удовлетворенности профессией
0,90,80,70,60,50,40,30,20,1 0
:А
□ первый курс
□ пятый курс
гс
тс
енс
вс
дс
деятельность в целом. Для студентов других форм обучения учеба в высшем учебном заведении выступает второстепенным по отношению к работе в государственных или частных сферах фактором. Генеральная выборка представлена студентами Ивановского государственного химико-технологического университета, Ивановского государственного энергетического университета, Ивановского государственного университета, Ивановской государственной медицинской академии, Ивановской государственной текстильной академии, Ивановской государственной сельскохозяйственной академии, Ивановского государственного архитектурно-строительного университета, Ивановского института противопожарной безопасности МЧС, Ивановской духовной семинарии. В качестве методов наблюдения были выбраны анкетирование, наблюдение, интервью. Для проверки результатов использовался метод экспертных оценок.
В ходе исследования был проведен сравнительный анализ интегральных уровней адапти-рованности студентов 1-х и 5-х курсов. Интегральный уровень адаптированности рассчитывался как среднее арифметическое показателей адаптированности.
В качестве единичных показателей адапти-рованности были выбраны удовлетворенность профессией, психологический комфорт и физический (физиологический) комфорт.
Каждый из трех показателей оценивался по нескольким параметрам.
Удовлетворенность профессией - наличие/отсутствие параллельного образования; наличие/отсутствие работы по специальности в другой сфере деятельности; уровень успеваемости; наличие/отсутствие пропусков занятий; изучение/неизучение дополнительной
информации по специальности (по собственной инициативе); участие/неучастие в конференциях, конкурсах по специальности; оценка уровня собственной профессиональной компетентности; намерение работать по специальности.
Психологический комфорт - уровень самооценки; направленность отношений с сокурсниками; направленность отношений с преподавателями.
Физический (физиологический) комфорт -наличие хронических заболеваний; самочувствие; количество больничных листов в год; оценка собственного здоровья.
Динамика уровня удовлетворенности профессией в зависимости от сектора образования представлена на рис. 1.
Как видно, уровень удовлетворенности профессией студентов пятых курсов гуманитарного, технического и естественнонаучного секторов значительно ниже, чем студентов пятых курсов военного и духовного секторов.
Динамика уровня психологического комфорта в зависимости от сектора образования представлена на рис. 2.
Ключевым фактором ярко выраженной положительной динамики по данному показателю в военном и духовном секторах является структурированная система социальных ролей. Изначально заданная четкая иерархичность отношений, наличие обязательной субординации определяют процессы социального взаимодействия в коллективе. Определенность выступает гарантом удовлетворенности социальных ожиданий, что способствует снижению психологической напряженности.
Изменение уровня физического (физиологического) комфорта в зависимости от сектора образования представлено на рис. 3.
10,90,80,70,60,50,40,30,20,10 -0,1-
□ первый курс
□ пятый курс
гс
тс
енс
вс
дс
Рис. 2. Динамика уровня психологического комфорта
0,9/ 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0
Рис. 3. Изменение уровня физического (физиологического) комфорта
□ первый курс
□ пятый курс
рта
Во всех образовательных секторах наблюдается положительная динамика. Более высокий уровень удовлетворенности по данному параметру в военном и духовном секторах объясняется во-первых, тем значением, которое имеют физическая культура и режим жизнедеятельности в данных областях, во-вторых, тем, что изначально требования к будущим студентам по медицинским показаниям достаточно строгие, в-третьих, наличием определенного мировоззрения (у военных и священнослужителей жалеть себя не принято).
Согласно результатам исследования, к пятому курсу интегральный уровень адаптирован-ности студентов в гуманитарном секторе образования увеличился на 15% и составил 47% (соответствует среднему уровню адаптиро-
ванности), в техническом секторе интегральный уровень адаптированности студентов увеличился на 20% и составил 46% (соответствует среднему уровню адаптированности), в естественнонаучном секторе интегральный уровень адап-тированности студентов увеличился на 26% и составил 47% (соответствует среднему уровню адаптированности), в военном секторе интегральный уровень адаптированности студентов увеличился на 49% и составил 73% (соответствует удовлетворительному уровню адаптиро-ванности), в духовном секторе интегральный уровень адаптированности студентов увеличился на 57 % и составил 85% (соответствует высокому уровню адаптированности).
Сравнительный анализ интегральных уровней адаптированности студентов 1-х и 5-х кур-
0,90,80,70,60,50,40,30,20,10
П-
□ первый курс
□ пятый курс
гс
тс
енс
вс
дс
Рис. 4. Сравнительный анализ интегральных уровней адаптированности студентов
1-х и 5-х курсов
сов в зависимости от сектора образования представлен на рис. 4.
Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод о том, что студенты военного и духовного секторов образования достигли удовлетворительного и высокого уровней адаптированности, тогда как студенты гуманитарного, технического и естественнононаучного секторов достигли только среднего уровня.
Подобная ситуация, на наш взгляд, обусловлена следующими причинами:
- неспособность вузов сформировать у студентов чувство приверженности к сектору образования как социальной общности (отсутствие специфической идеологии, отсутствие символики, отсутствие специфических вербальных клише, отсутствие ритуалов, т.е. слабо выраженная организационно-профессиональная культура);
- отсутствие социальных гарантий со стороны вузов (недостаточно проработанная технология распределения студентов или же полное ее отсутствие; утеря связей с выпускниками в период послевузовской адаптации, отсутствие четко выстроенной профессиональной лестницы, а следовательно, недостаточное понимание или отсутствие понимания ступеней карьеры и т.д.).
Данные исследования позволяют сделать вывод о том, что военный и духовный секторы образования имеют свои специфические особенности. Они отличаются от гуманитарного, технического и естественнонаучного секторов по следующим параметрам:
- наличие общего потенциального врага (Наиболее действенным механизмом консолидации социальной общности является наличие
общего врага. Другими словами, общности наиболее легко объединяются не «за», а «против». У будущих военных это реальный потенциальный противник. У будущих священнослужителей - абстрактное зло в его потенциальных проявлениях);
- наличие идеологии, существующей с момента создания таких общностей, как духовенство и воинство;
- наличие специфической символики, ритуалов, вербальных клише;
- наличие карьерной лестницы, восхождение по которой зависит не столько от усилий самого индивида, сколько от самого его присутствия в данной сфере (получение очередного звания или сана через определенный период времени);
- социальные гарантии (обеспечение едой, одеждой, жильем и т.д.).
Эти факторы обусловливают высокий процент студентов в военном и духовном секторах, реализующих эффективные стратегии профессиональной адаптации, что способствует формированию профессионального мировоззрения и, как следствие, профессиональных компетенций высокого уровня.
Список литературы
1. Национальная доктрина образования в российской федерации. - Режим доступа: www. tk461.stankin.ru
2. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. - Режим доступа: www.edu.ru
3. Лебедев О.Е. Качество - ключевое слово современной школы. СПб.: Филиал изд. «Просвещение», 2008.
4. Государственный образовательный стандарт 5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Гос- высшего профессионального образования 2000-комитет РФ по высшему образованию, 1995. 2001 гг. - Режим доступа: http://www.
edu .ru/db/portal/вре/archiv.htm
THE PROCESS OF FORMATION OF STUDENT'S PROFESSIONAL OUTLOOK
L.S. Egorova, V.Y. Starosotnikova
The article deals with the factors providing students professional outlook in socio-cultural field of higher education. Students high level of adaptation in the system, "person-professional activity area " is considered as necessary condition of professional outlook foundation.
Keywords: professional outlook, professional adaptation, adaptation integral level, professional adaptation strategy.