Научная статья на тему 'Процесс эвакуации промышленных предприятий из западных территорий бывшего Советского Союза в республики Средней Азии в годы второй мировой войны'

Процесс эвакуации промышленных предприятий из западных территорий бывшего Советского Союза в республики Средней Азии в годы второй мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2097
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / SECOND WORLD WAR / ТРАНСПОРТ / TRANSPORT / ЭВАКУАЦИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / EVACUATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бабаджанов Х. Б.

В этой статье на основе имеющийся литературы и материалов периодических изданий освещена общая картина и проблемы промышленной эвакуации из западных территорий бывшего Советского Союза в республики Средней Азии, в том числе и Узбекистан в годы Второй мировой войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS TO EVACUATIONS INDUSTRIAL ENTERPRISE IN REPUBLICS OF THE CENTRAL ASIA DURING THE SECOND WORLD WAR

In this article on base of the available literature, the material of the periodic publishing and archive document illustrates general picture and problems industrial evacuation from the west territories of the former Soviet Union to Central Asia republics, including Uzbekistan, during the Second World War.

Текст научной работы на тему «Процесс эвакуации промышленных предприятий из западных территорий бывшего Советского Союза в республики Средней Азии в годы второй мировой войны»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 93/94 (575.1)

Х.Б. Бабаджанов

магистр истории, ассистент, кафедра Гуманитарных наук,

Ташкентский университет информационных технологий,

Узбекистан

ПРОЦЕСС ЭВАКУАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИИ ИЗ ЗАПАДНЫХ ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО СОВЕТСКОГО СОЮЗА В РЕСПУБЛИКИ СРЕДНЕИ АЗИИ В ГОДЫ ВТОРОИ МИРОВОИ ВОИНЫ

Аннотация. В этой статье на основе имеющийся литературы и материалов периодических изданий ос-

вещена общая картина и проблемы промышленной эвакуации из западных территорий бывшего Советского Союза в республики Средней Азии, в том числе и Узбекистан в годы Второй мировой войны.

Ключевые слова: Вторая мировая война, транспорт, эвакуация, инфраструктура.

Kh.B. Babadjanov, Tashkent University of Information Technology, Uzbekistan

PROCESS TO EVACUATIONS INDUSTRIAL ENTERPRISE IN REPUBLICS OF THE CENTRAL ASIA

DURING THE SECOND WORLD WAR

Abstract. In this article on base of the available literature, the material of the periodic publishing and archive document illustrates general picture and problems industrial evacuation from the west territories of the former Soviet Union to Central Asia republics, including Uzbekistan, during the Second World War.

Keywords: Second World war, transport, evacuations, infrastructure.

Характер и результат войны предопределяет множество самых различных факторов, среди которых особую роль играет экономический. Хотя исход войны решается в военных сражениях противоборствующих сторон, но прежде чем начать боевые действия, они ведут скрытую и открытую экономическую борьбу за то, чтобы организовать, накормить, обмундировать, вооружить и обучить армию. Война в экономической сфере начинается задолго до военных сражений и продолжается после ее окончания. Военные столкновения между государствами могут проходить эпизодически, но экономическая война идет непрерывно. В периоды военных столкновений она приобретает особое значение и принимает специфические формы. Так, целью СССР в экономической борьбе с Германией являлся срыв планов по ограблению страны и сокращению экономического потенциала противника. Поэтому все, что нельзя было эвакуировать в тыл, взрывалось, сжигалось и уничтожалось.

В силу сложившихся исторических обстоятельств, именно на западных территориях СССР была расположена основная масса заводов, фабрик, электростанций и т.п. Эвакуированные оборудование и техника играли огромную роль в создании производственных мощностей в восточных регионах нашей страны. С другой стороны, фашистская Германия (как и в ныне оккупированных европейских странах - Польша, Чехословакия, Австрия, Дания, Франция, Бельгия, Голландия, Люксембург, Норвегия, государства Балканского полуострова) на захваченных территориях бывшего Союза ССР, освоив промышленно-экономический, человеческий потенциал и природные ресурсы, хотела их превратить в свою экономическую базу. И используя этот огромный экономический потенциал, Германия намеревалась в кратчайшие сроки поработить СССР. Для срыва этих планов нам были необходимы чрезвычайные меры.

В первые же дни войны было принято постановление об эвакуации промышленных предприятий и других технических средств в восточные регионы Советского Союза с террито-

рий их вероятного захвата противником. Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. призывала эвакуируемое население с западных территорий СССР «не оставлять врагу ни одного паровоза, ни килограмма хлеба, ни литра горючего» [1]. Конечно, несмотря на трудности полного и точного исполнения этого требования, данное обстоятельство вынуждало людей оставить врагу как можно меньше техники и ресурсов.

Вермахт (вооруженные силы Германии) за начальный этап ведения войны захватил огромные территории западной части СССР. Несмотря на отсутствие крупных промышленных объектов в захваченных вермахтом Литве, большой части Латвии и Западной Украине, далее он мог захватить два крупных промышленных центра и уничтожить их с помощью авиации. Первым из них была центральная и юго-восточная Украина (Харьков, Днепропетровск, Кривой Рог, Никополь, Мариуполь и Донбасс), а вторым - Ленинград и Москва. Поэтому было принято решение эвакуировать с этих территорий промышленные предприятия и население в восточные районы страны. Созданный 24 июня 1941 года Эвакуационный Совет должен был возглавить процесс эвакуации населения и отправки техники, оборудования, продовольствия и других средств на Восток [2].

Сохраненные предприятия были крайне важны для экономики. Без них невозможно было восстановить на восточных территориях за короткие сроки новые промышленные предприятия. Для строительства новых заводов на востоке СССР не хватало средств, техники, рабочей силы и строительных материалов. С другой стороны, без скорейшего создания производственных мощностей, фашистская Германия могла бы достаточно быстро добиться своих экономических и военных целей. Нам требовалось энергично осуществлять все этапы эвакуации в целях получения практической пользы для экономики страны. Нужно было быстро доставить до места назначения эвакуированные предприятия и другое материальное имущество и развернуть там деятельность новых предприятий и оборудования.

Со второй половины 1941 года из прифронтовых территорий на Восток были эвакуированы свыше 11 тысяч тракторов, имущества совхозов и колхозов, а также около 10 млн человек. Большая ответственность за перемещение людей и имущества легла на работников железных дорог. В процесс эвакуации были задействованы около 1,5 млн железнодорожных вагонов [3, с. 127].

Одной из первоочередных задач начального периода войны, которые пришлось решать республикам Средней Азии и Казахстана, являлась задача ускоренного ввода в строй эвакуированных из западных территорий Советского Союза различных промышленных предприятий. Процесс перебазирования предприятий был трудоёмким и сложным. С июля 1941-го по октябрь 1942-го гг. в Казахстане было размещено уже 142 промышленных предприятия. А всего в Казахстан было перемещено 150 промышленных предприятий [4, с. 157].

И если в республики Средней Азии эвакуация из других районов страны и ввод в действие предприятий закончились в середине 1942 года, то Казахстан продолжал принимать у себя заводы и фабрики до ноября того же года. Следовательно, и во второй половине 1942 г. здесь еще продолжалось налаживание производства на вновь поступивших предприятиях. В организации бесперебойной эвакуации огромное значение имели прочная материально-техническая база железнодорожной системы, а также выполнение поставленных целей работниками железных дорог. В 40-х годах ХХ века Средняя Азия и другие части Советского Союза соединялись между собой, в основном, двумя железнодорожными системами: Ташкентско-Оренбургской и Турксибской. Также имелась возможность выхода на Каспийское море через железную дорогу Ташкент-Красноводск.

Война поставила перед железнодорожной системой страны новые ответственные задачи. Железнодорожный транспорт должен был бесперебойно обеспечивать доставку новый военных частей, вооружения, техники и продовольствия на фронт; а также должен был эвакуиро-

вать фабрики и заводы, их оборудование, станки, сырьевую базу и готовую продукцию из захватываемых фашистской Германией территорий. Причём, оборудование каждой из фабрик и заводов имело большие объемы. Например, в эвакуации в Ташкент оборудования завода им. Чкалова участвовало 18 эшелонов, каждый состоящий из примерно ста вагонов [5, с. 8].

Для достижения быстрых результатов по эвакуации необходимо было перестроить всю работу железнодорожной системы страны на новый лад. Однако в целом уже сократилось количество квалифицированных машинистов-механиков из-за мобилизации многих из них на фронт. Кроме того, не хватало паровозов, горючего. Несвоевременная доставка вооружения и продовольствия или их потеря в пути наносила огромный вред государственной обороноспособности и разрушала планы по эвакуации. Поэтому особое внимание стало уделяться усилению дисциплины на железных дорогах.

В ноябре 1941 года состоялся пленум Верховного Суда СССР. На пленуме обсуждались именно эти вопросы, и было принято решение усилить ответственность за нарушение трудовой дисциплины работниками транспорта. В частности, за прогул или самовольное оставление рабочего места, за поломку транспортных средств и так далее. Возникновение несчастных случаев на железных дорогах каралось лишением свободы сроком до 10 лет. В довоенный период вышеперечисленные нарушители приговаривались к принудительным работам на 6 месяцев с удержанием денежных вычетов (штрафов) из заработной платы до 25% [6].

15 апреля 1943 года вышло постановление Президиума Верховного Совета, где было объявлено о переходе железных дорог на военное положение. Работники железных дорог считались мобилизованными и несли ответственность наравне с военнослужащими. Военное положение обязывало неукоснительно соблюдать трудовую дисциплину. При правонарушениях со стороны работников железных дорог, их дела рассматривали военные трибуналы [7].

С июля по ноябрь 1941 года было перебазировано на Восток в общей сложности не менее 1523 промышленных предприятий. Из них - 1360 крупных заводов: 226 - в Поволжье, 667 - на Урал, 244 - в Западную Сибирь, 78 - в Восточную Сибирь, 308 - в Среднюю Азию и Казахстан [8, с. 147]. Эвакуацию промышленных предприятий в вышеперечисленные районы можно было объяснить и с военной, и с экономической точки зрения. С военной стороны учитывался тот факт, что в эти районы страны в ближайшее время вражеская армия и авиация не смогли бы дойти. С экономической же стороны, учитывался экономический потенциал региона, принимающего эти предприятия, степень довоенного развития их инфраструктуры и кадрового обеспечения.

Ускорению ввода в действие эвакуированных в республики предприятий способствовали наличие на их территориях идентичных отраслей промышленности. Причем, в ряде случаев прибывшее оборудование распределялось между несколькими заводами и фабриками, или целиком сливалось с местными предприятиями, как это было с текстильными и обувными фабриками. При размещении эвакуированных предприятий учитывались и сложившаяся специализация республик, и перспективы их дальнейшего послевоенного развития, Так, за годы войны Казахстан стал мощной базой машиностроительной промышленности. Сюда было эвакуировано около 20 предприятий станкостроения, сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей [4, с. 157]. Причем ряд новых машиностроительных заводов строился уже в военные годы.

Из перевезенных в Узбекистан оборудования некоторых заводов и фабрик, большая часть приходилась на сельскохозяйственное, тяжелое и среднее машиностроение, электротехническую промышленность и чуть менее половины - на отрасли легкой и пищевой промышленности. Если бы республика не располагала собственной индустриальной базой, включающей достаточно широкой комплекс отраслей, то вряд ли бы удалось разместить, ввести в действие и быстро освоить столь сложное оборудование.

Экономика республик Средней Азии и Казахстана, как и всей страны в целом, была перестроена на военной лад уже к середине 1942 г. Однако гораздо больше времени потребова-

лось, чтобы там создать и наладить новые межотраслевые и межрайонные экономические связи. К концу 1942 года в республиках уже функционировало слаженное, подчиненное задачам войны производство.

С перебазированием в Среднюю Азию и Казахстан многих предприятий тяжелой, легкой и пищевой промышленности было положено начало созданию новых отраслей промышленности, развитие которых увязывалось с экономикой республик. Эвакуированные предприятия по составу были самого разнообразного профиля и отраслей: тяжелой, легкой и пищевой индустрии. Если в 1940 году в Казахстане, к примеру, было только 8 предприятий легкой промышленности, то к началу 1943 года, в результате ввода в действие перемещенных сюда предприятий, их стало уже 26 [9, с. 45]. В республике возникла такая отрасль легкой промышленности, как трикотажная, а также прядильное, чулочное и зеркальное производства.

В процессе размещения эвакуированного оборудования, республикам и тыловым районам приходилось преодолевать многие трудности, связанные с прибытием лишь части персонала (от до 1/2) эвакуированных предприятий и не полностью в ряде случаев укомплектованного оборудования, с недостатком транспортных средств и производственных площадей. В Узбекской ССР для перебазированных сюда предприятий из других районов страны было предоставлено из имеющихся производственных площадей 400 тыс. кв. метров и дополнительно построено 200 тыс. кв. метров [10, с. 45].

Эвакуация промышленных предприятий в республики Средней Азии и Казахстан в годы Второй мировой войны и скорейшее возобновление их производственной деятельности усилила военную мощь СССР. В результате ввода в действие перебазированных предприятий и расширения производства республиканской индустрии, промышленная продукция Казахстана и Средней Азии в 1942 г. увеличилась в 1,2 раза, а в 1943 г. - в 1,4 раза по сравнению с 1940 г. [11, с. 53-54]. Чрезвычайно важно было и то, что в республиках Средней Азии и Казахстана возрастал объем производства тех отраслей, продукция которых имела первостепенное оборонное значение, такие, например, как цветная металлургия, машиностроение и др. Так, в 1943 г. в Киргизской ССР выпуск продукции цветной металлургии увеличился на 36,1%. В Казахстане в 1944 г. добыча медной руды выросла по сравнению с 1940 г. на 52%, а выплавка черновой меди - на 49,5% [4, с. 160].

Особые трудности в военное время пришлось испытать республикам Средней Азии и Казахстана в обеспечении промышленности энергетическими ресурсами. Производство электроэнергии и топливных ресурсов отставало по темпам роста от быстрого развития примышленного, в том числе и военного производства. Наращивание энергетических ресурсов осуществлялось путем строительства новых угольных шахт, электростанций и разработки новых нефтяных месторождений, но при крайне ограниченных материальных возможностях. Поэтому за расходом топлива и электроэнергии устанавливался строгий контроль, сокращались до минимума расходы электроэнергии и топлива на бытовые нужды. Недостаток топлива и электроэнергии вызывал подчас приостановление в работе производственных мощностей и мешал выполнению планов некоторых предприятий, особенно предприятий местной промышленности.

В ходе перестройки промышленности на военной лад и при вводе в эксплуатацию эвакуированных промышленных предприятий, в республиках Средней Азии и Казахстане неизбежно возникали отдельные производственные диспропорции. Одним из важнейших факторов преодоления подобных диспропорций являлось новое промышленное строительство. В связи с уходом части взрослого населения на фронт и вводом в действие большого количества перемещенных производственных предприятий, тыловым республикам и районам предстояло решить трудную задачу - пополнить промышленность новыми кадрами рабочих. И чтобы обеспечить промышленность кадрами, республикам Средней Азии и Казахстану пришлось привлекать к работе на производстве не только городское, но и сельское население.

Эвакуация многих промышленных объектов и населения с территорий захватываемых противником, осуществленная в годы Второй мировой войны, является по своей сути огромным организационным и производственным мероприятием. Не случайно, маршал Г.К. Жуков выразил мнение, что «эвакуацию можно причислить к крупным сражениям Второй мировой войны». И, несмотря на то, что процесс эвакуации 1941-1942 годов осуществлялся с грубыми нарушениями, с применением силы и с потерями, он достиг своей основной цели. В результате, произошло сохранение мирного населения от фашистских захватчиков, переселение на восток страны промышленных и сельскохозяйственных предприятий и новая организация их производственной деятельности. Так или иначе, но данная эвакуация времен войны, осуществлённая притом в короткие сроки, остается одним из самых значительных явлений 1940-х годов - и не только в плане техническом и экономическом, но и в культурном и социальном плане.

Список литературы:

1. Куманев Г.А. Война и эвакуация в СССР // Новая и новейшая история. - Москва, 2006. - № 6.

2. Кацва Л. Подвиг тыла // История. - Москва, 1999. - № 45.

3. Вторая Мировая война: краткая история. - Москва: Наука, 1985.

4. Советская экономика в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - Москва: Наука, 1970.

5. Голованов А.А. Вклад Узбекистана в победу над фашизмом: часть II / А.А. Голованов, Н.М. Саидов. - Самарканд: СамДУ, 2006.

6. Красный Узбекистан. - 1942. - 22 нояб.

7. Правда. - 1943. - 16 апр.

8. Верт А. Россия в войне 1941-1945: авториз. пер. с англ. - Москва: Воениздат, 1967.

9. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.: в 6 т. - Москва: Воениздат, 1961. - Т. 1.

10. Калымбетов Ж. Коммунистическая партия Узбекистана в борьбе за развитие промышленности и транспорта в годы Великой Отечественной войны. - Ташкент: Фан, 1966.

11. Вознесенский Н. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. - Москва: Госполитиздат, 1948.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.