Научная статья на тему 'Промышленное развитие Чкаловской области в годы Великой Отечественной войны'

Промышленное развитие Чкаловской области в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1538
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ОРЕНБУРЖЬЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РАСШИРЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА / ЭВАКУАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ / ПЛАН / ЗАВОД / GREAT PATRIOTIC WAR / ORENBURG / INDUSTRY / PRODUCTION EXPANSION / THE EVACUATION OF BUSINESSES / PLAN / FACTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федорова Алла Владимировна

В статье рассматривается процесс значительного расширения производства в Чкаловской области в годы Великой Отечественной войны. Автор анализирует увеличение объемов выпускаемой продукции, характеризует перестройку всей промышленности области на военный лад. Сделан вывод о том, что за годы войны Чкаловская область стала крупным индустриальным центром СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Федорова Алла Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The industrial development of Chkalov region during the Great Patriotic War

The article deals with a significant production expansion in Chkalov region during World War II. The author analyzes the production volume increase; she characterizes the restructuring of the entire industry during the war. The conclusion that for years of War the Chkalov region became the large industrial center USSR is drawn.

Текст научной работы на тему «Промышленное развитие Чкаловской области в годы Великой Отечественной войны»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

УДК 338(09)(470.56)«1941/1945»

А. В. Федорова

Промышленное развитие Чкаловской области в годы Великой Отечественной войны

В статье рассматривается процесс значительного расширения производства в Чкаловской области в годы Великой Отечественной войны. Автор анализирует увеличение объемов выпускаемой продукции, характеризует перестройку всей промышленности области на военный лад. Сделан вывод о том, что за годы войны Чкаловская область стала крупным индустриальным центром СССР.

The article deals with a significant production expansion in Chkalov region during World War II. The author analyzes the production volume increase; she characterizes the restructuring of the entire industry during the war. The conclusion that for years of War the Chkalov region became the large industrial center USSR is drawn.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Оренбуржье, промышленность, расширение производства, эвакуация предприятий, план, завод.

Key words: Great Patriotic War, Orenburg, industry, production expansion, the evacuation of businesses, plan, factory.

Великая Отечественная война по-новому определила развитие страны и вызвала необходимость пересмотра установок третьего пятилетнего плана [7; 9]. В директиве Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) от 29 июня 1941 г., в речи Председателя Государственного Комитета обороны И.В. Сталина 3 июля 1941 г. были намечены программы мобилизации сил страны на борьбу с агрессором и масштабы практических мероприятий по созданию в короткие сроки быстрорастущего военного производства [4].

Становление военной экономики Чкаловской области проходило в два этапа: первый связан с размещением и вводом в строй эвакуированных предприятий, с переводом гражданских отраслей промышленности и транспорта на обслуживание нужд фронта; второй - с дальнейшим развитием и совершенствованием производства в рамках единого слаженного военного хозяйства. Промышленный потенциал области значительно возрос в связи с

© Федорова А. В., 2014

прибытием и вводом в строй предприятий из западных районов страны.

Коллективы предприятий преодолевали невероятные трудности при демонтаже и перевозке промышленного оборудования, особенно металлургических, машиностроительных и военных заводов [11]. На Восток вывозились рабочие и специалисты, их семьи [14]. Полтавский станкостроительный завод «Коммунар» разместили на производственных площадях Саракташской МТС, Николаевский инструментальный завод занял территорию завода им. С.М. Кирова в г. Бузулуке, завод «Спартак» из г. Днепропетровска доставили в поселок Кумак, сигнальный завод Наркомпути приняли в Новосерги-евке. Из Луганска удалось эвакуировать 863 станка и пять прессов патронного завода № 545. Ровно через пятнадцать дней завод дал первую продукцию, которая поступала на фронт в течение всей войны.

В числе полностью прибывших предприятий находились: завод «Фрезер», несколько станкостроительных заводов, заводы «Автозапчасть», «Профинтерн», Клинцевская швейная фабрика и др. Благодаря самоотверженному труду рабочих и инженеров происходил быстрый ввод в строй эвакуированных предприятий. На Южный Урал в годы Великой Отечественной войны вместе с заводами, фабриками и учреждениями прибыло значительное количество рабочих, служащих и их семей.

На первом этапе промышленные предприятия области были перестроены на выпуск продукции для фронта. К октябрю 1941 г. из 25 фабрик и заводов г. Чкалова 12 предприятий наладили выпуск оборонной продукции. Завод «Трактородеталь» в числе первых дал оборонную продукцию - мины. Паровозоремонтный завод запустил производство снарядов, взрывчатки, реактивных установок БМ-13 (легендарных катюш). Орский мясокомбинат помимо основной продукции выпускал гранаты и 12 видов лекарств. Шорно-седельная фабрика производила конное снаряжение и солдатское обмундирование.

Из Одессы вывезли оборудование «Автозапчасти» наркомата среднего машиностроения, из Полтавы перебазировали мясокомбинат, из Луганска - завод № 545 наркомата вооружения, из Днепропетровска - артель «Красный штамповщик». Одним из первых в областной центр прибыли киевские пивзавод и дрожжевой завод 25, из Харькова - завод медицинской аппаратуры [13. Л. 6; 18. Л. 40].

Чкалов стал местом пребывания эвакуированных из Москвы и Московской области завода сверл, путеремонтного механического завода № 2, шнуроплетельной фабрики № 5, завода масел № 8, полиграфического комбината. Из Ленинграда прибыл 174-й завод,

разместившийся на базе Чкаловского ПВРЗ. Этот завод приступил к выпуску танков [16, с. 27-47].

Из западных областей страны в Чкаловскую область было эвакуировано 60 промышленных предприятий, из них 30 имели статус союзного значения. Прибывшие предприятия, кроме областного центра, разместили в Бугуруслане, Орске, Бузулуке [2, с. 88]. Часть из них нашли пристанище в Медногорске, Саракташе, Кувандыке, Акбулаке [17, с. 3-16]. Первостепенной стала задача в максимально короткие сроки осуществить монтаж оборудования и производство продукции, необходимой фронту.

Важнейшим местом передислокации предприятий тяжелой промышленности и тяжелого машиностроения стал Орск, где обосновалось 19 предприятий, из них четыре оборонных [1, с. 200]. В ноябре 1941 г. в Орск начало поступать оборудование Новокраматорского машиностроительного завода, на базе которого возник Южно-Уральский машиностроительный завод. Девять предприятий разместились в г. Бузулуке, три из них оборонных, г. Медно-горск принял пять предприятий, одно из них - оборонное.

Ввод в строй некоторых эвакуированных предприятий требовал длительного времени и закончился в основном весной 1942 г. В первой половине 1942 г. перестройка экономики области на военный лад была полностью завершена. Теперь перед областью встала задача дальнейшего развития и совершенствования производства. Начался второй этап развития экономики области, на котором осуществлялась программа промышленного и транспортного строительства.

С июня 1942 г. стал давать продукцию Южно-Уральский машиностроительный завод в Орске. Наращивал объемы производимой продукции Южно-Уральский никелевый комбинат. Производимая им продукция была необходима танковой и авиационной промышленности. С 1942 г. комбинат наряду с кобальтом стал производить никель высокой чистоты. Орск с этого же года по выпуску валовой продукции превзошел областной центр. Предприятие за заслуги в обеспечении Советской армии и Военно-морского флота наградили орденом Отечественной войны I степени. Рядом с никелькомбина-том рождался завод по обработке цветных металлов. В невиданно короткий срок на 257-м заводе Орска началось производство снарядов для 76-мм горных, 122-мм корпусных, 102-мм морских орудий. Только в 1943 г. завод выпустил 11,9 млн латунных гильз [20. Л. 67-69].

Эвакуированный из Брянска в Бузулук спеццех «Красного про-финтерна» наладил выпуск 122-мм снарядов и 50-мм мин. Обустроившийся на площадях завода им. С.М. Кирова Николаевский

инструментальный завод начал выпуск 45-мм снарядов [2, с. 90-91]. Одесский машиностроительный завод, станкозавод из Ленинграда разместились на площадях Соль-Илецкой машинно-тракторной мастерской. Здесь было налажено производство деталей для танка Т-50 [6, с. 5].

Наиболее крупными предприятиями местной промышленности в Чкаловской области были заводы: паровозоремонтный, лесопильный, комбикормовый (второй по мощности в СССР, три мелькрупза-вода). Среди чкаловских предприятий в годы войны выделялся механический завод им. С.М. Кирова наркомата среднего машиностроения. Для фронта он выпускал цилиндры 82-мм мин, а также тракторные запчасти.

В Чкаловской области в 1942 г. строилось около 100 объектов. Большое масштабное строительство наблюдалось в г. Орске. Здесь возводились, по существу, заново заводы № 257, 322, 728, 516, 20, бурового оборудования, цементный завод, швейная фабрика, биофабрика, строился и рос Орско-Халиловский комбинат и другие предприятия. Вступили в строй новые цеха никелькомбината, нефтеперегонного завода. Большое строительство заводов вела ОСМЧ-23 г. Орска. Из 6 098 рабочих строительной части 3 770 чел. составляла молодежь (примерно 61,8 %) [21. Л. 54, 55; 22. Л. 35, 36, 37].

Серьезной проблемой для растущей промышленности области стала нехватка электроэнергии. В конце декабря 1942 г. Государственный Комитет Обороны принял постановление, в котором предложил усилить мощность Чкаловской электростанции «Красный маяк», смонтировать и ввести в строй новые турбогенераторы на Орской и Медногорской электростанциях, построить новую электростанцию на бугурусланских нефтепромыслах.

Война поставила сложные задачи перед промышленностью. Уход в армию сотен тысяч квалифицированных рабочих вызвал на предприятиях огромную нехватку рабочих рук. На заводы приходили в основном молодые рабочие, большинство из которых не имело навыков производственной работы. Все трудоспособное население, по большей части женщины и молодежь, было немедленно привлечено к обучению и работе на производстве. Этим во многом объясняется начавшийся с 1942 г. впечатляющий подъем советской промышленности, перешедшей на выпуск вооружения.

Много внимания уделялось повышению производительности труда. Предприятия Чкалова, Орска, Медногорска, Бузулука и другие переводились на поточный метод работы, что давало возможность резко увеличивать производительность труда не только отдельных рабочих, но и в целом предприятия. В Чкаловской облас-

ти в 1943 г. образовали 735 комсомольско-молодежных бригад, включавших 7 530 чел., 238 бригад получили звание фронтовых.

Массовая мобилизация в действующую армию, проведение эвакуации промышленных предприятий на территории Южного Урала, необходимость срочного наращивания оборонных возможностей предопределяли потребность в значительном увеличении трудовых ресурсов в этом регионе. Уже осенью 1941 г. стали формироваться строительные батальоны и рабочие колонны. Служба в них приравнивалась к военной. К концу ноября 1941 г. только в Чкаловской области на строительстве заводов и железнодорожных линий трудились десять колонн и один стройбат, насчитывавший 8 778 чел. К апрелю 1942 г. в Чкаловской области в составе рабочих колонн числилось уже 26743 чел. [1, с. 280].

На предприятия и стройки Чкаловской области стали прибывать строительные батальоны и рабочие колонны^ сформированные в республиках Средней Азии. В 1943 г. в Чкаловской области трудилось около 8 тыс. узбеков, таджиков, туркменов и казахов. Основная их масса - 7 тыс. чел. - была размещена на предприятиях г. Орска [1, с. 281].

В годы войны велось строительство новых участков железных дорог. Пущены в строй железнодорожные линии Гурьев - Канда-гач - Орск и Орск - Домбаровка. На 17 станциях уложили дополнительные пути. На 30 разъездах произвели работы по удлинению путей, а на 49 раздельных пунктах построили механическую централизацию стрелок.

Железная дорога в основном справилась с задачами военного времени. Перевозки по ней из года в год возрастали. В связи с недостатком угля повышенного качества все больше машинистов использовали смеси высококалорийных углей с бурыми отходами топлива. На таких смесях водили даже тяжеловесные поезда. Опыт показал, что на тощих углях можно водить поезда без опоздания в пути.

В ряде депо Оренбургский дороги для заправки паровозов применялся главным образом камыш. Использование камыша давало большой экономический эффект, сокращался простой локомотивов под экипировкой - за год дорога в результате сэкономила 80 тыс. р.

План военных перевозок в 1941 г. был выполнен на 101 %, в 1942 г. - на 103 %, в 1943 г. - на 106 и в 1944 г. - на 117 % [10, с. 96]. Это имело исключительное важное значение в обеспечении фронта.

Большую роль в снабжении топливом промышленности Чкаловской области сыграл Домбаровский угольный бассейн. За 19411943 гг. домбаровцы отгрузили промышленно-оборонным предпри-

ятиям и бытовым учреждениям 297 270 т угля, из них в 1943 г. -145.080, на 80 % больше, чем в 1942 г. [19. Л. 5].

Промышленность и транспорт Чкаловской области внесли весомый вклад в дело достижения победы в Великой Отечественной войне. Выпуск валовой продукции предприятиями союзного, республиканского, областного и районного подчинения за годы войны увеличился в области по сравнению с 1940 г. в 3,9 раза, цветной и угольной промышленности - в 4 раза, производство электроэнергии выросло в 2,5 раза, производство станков - в 26,5 раз. За годы войны в области пробурили 449 и сдали в эксплуатацию 374 нефтяные скважины, что дало возможность увеличить добычу нефти по сравнению с 1940 г. в 9 раз. Бугурусланские нефтяники в фонд Верховного Главнокомандования отправили 117 эшелонов сверхплановой нефти.

В 1940 г. в Чкаловской области насчитывалось 18 крупных предприятий союзного значения, а к концу войны предприятий союзного значения стало 74 [23, с. 90].

За годы войны Чкаловская область стала одним из мощных арсеналов страны, крупным индустриальным центром. В отчетном докладе на VI областной партийной конференции 25-27 января 1945 г. отмечалось: «... Построено 12 заводов. По сравнению с 1941 г. в 1944 г. выпуск оборотной продукции на предприятиях увеличился в 27 раз. ... Созданы новые отрасли промышленности, главные из них: производство боеприпасов, вооружения, авиационная, станкостроение, тяжелое машиностроение и текстильная. Производство станков за годы войны выросло в 26,5 раза, никеля - на 320 %, серы - на 104 %, нефти - на 888,9 %, производства газа - на 927 % и производство меди - на 915 %, выработка электроэнергии -на 264 %» [23, с. 27].

За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны четыре предприятия Чкаловской области наградили орденами: Орский механический завод № 257 - орденом Ленина, орденами Трудового Красного Знамени - Орский мясокомбинат, трест «Южу-ралтяжстрой» и артиллерийский арсенал № 1. В послевоенный период за заслуги в годы войны орденов Отечественной войны I степени удостоились: Орский нефтеперегонный завод и комбинат «Южуралникель» [12].

Несмотря на разного рода трудности и издержки, руководители региона сумели организовать работу всех промышленных предприятий на выполнение планов военного времени. О героическом труде чкаловцев свидетельствует тот факт, что знамена победителям Всесоюзного соревнования вручались Чкаловской области 153 раза.

Среди наград шесть Красных знамен ГКО, ЦК ВКП (б) и наркоматов остались в коллективах на вечное хранение.

Список литературы

1. Великий подвиг советского народа в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). - Оренбург, 2010.

2. Вклад Южного Урала в победу над фашизмом. - Оренбург, 2001.

3. Дьяков Ю. Л. Промышленное и транспортное строительство в тылу в годы Великой Отечественной войны // Ист. зап. - М., 1978. - Т. 101. - С. 99-125.

4. Кантор Л. М. Промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны. - СПб., 1991.

5. Ковалев И. Война и железные дороги // Железнодорожный транспорт. -М., 1942. - № 12. - С. 3-10.

6. Место эвакуации - Чкаловская область. - Оренбург, 2010.

7. Никитин А. Перестройка работы военной промышленности СССР в первом периоде Великой Отечественной войны // Военно-ист. журн. - 1963. -№ 2. - С. 11-20.

8. Новое в стахановском движении на транспорте в период Отечественной войны. - М., 1942.

9. Парамонов В.Н. Проблемы перестройки промышленности в начале Великой Отечественной войны // Актуальная история: Новые проблемы и подходы. - Самара, 1999. - С. 75-100.

10. Патриотизм оренбуржцев в Великой Отечественной войне. - Оренбург,

2003.

11. Петерсон Л. Отечественная война и размещение промышленности СССР // Пропаганда и агитация. - Л., 1944. - № 19. - С. 20-26.

12. Правда. - 1985. - 6 мая.

13. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 8476. Оп. 1. Д. 357.

14. Савин А. Перебазирование промышленности в восточные районы страны // Спутник агитатора. М., 1942. - № 21 - 22. - С. 12-15.

15. Тельпуховский В. Б. Изменения в составе промышленности рабочих СССР в период Великой Отечественной войны // Вопр. истории. - 1960. - С. 2742.

16. Федорова А. В. Оренбург в годы Великой Отечественной войны. -Оренбург, 1995.

17. Футорянский Л. И. Оренбуржье - великой Победе. - Оренбург, 1994.

18. Центр документации новейшей истории Оренбургской области (ЦДНИОО). Ф. 371. Оп. 5. Д. 114.

19. ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 6. Д. 343.

20. ЦДНИОО. Ф. 748. Оп. 1. Д. 706.

21. ЦДНИОО. Ф. 1697. Оп. 1. Д. 582.

22. ЦДНИОО. Ф. 1697. Оп. 1. Д. 779.

23. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны. - СПб., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.