Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС ДЕОФШОРИЗАЦИИ В РОССИИ'

ПРОЦЕСС ДЕОФШОРИЗАЦИИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕОФШОРИЗАЦИЯ / ОФШОРЫ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / КОНТРОЛИРУЕМАЯ ИНОСТРАННАЯ КОМПАНИЯ / АМНИСТИЯ КАПИТАЛА / DEOFFSHORIZATION / OFFSHORE / TAX POLICY / CONTROLLED FOREIGN COMPANY / CAPITAL AMNESTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Носатова Д. К.

Данная статья посвящена процессу деофшоризации в Российской Федерации. В ней был исследован процесс деофшоризации в России, его хронология и нормативно-правовое регулирование. Рассмотрены основные механизмы влияния на процесс деофшоризации государства. Подведены основные итоги данного процесса на сегодняшний день и определены его дальнейшие перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS OF DEOFFSHORIZATION IN RUSSIA

This article focuses on the de-offshore process in the Russian Federation. It investigated the deoffshorization process in Russia. Its chronology and legal regulation. The main mechanisms of influence on the state deoffshorization process are considered. The main results of this process for today are summed up and its future prospects are defined.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС ДЕОФШОРИЗАЦИИ В РОССИИ»

УДК 336.02

Носатова Д.К. студент магистратуры научный руководитель: Аулов Ю.Л.,

доцент НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород ПРОЦЕСС ДЕОФШОРИЗАЦИИ В РОССИИ

Аннотация: Данная статья посвящена процессу деофшоризации в Российской Федерации. В ней был исследован процесс деофшоризации в России, его хронология и нормативно-правовое регулирование. Рассмотрены основные механизмы влияния на процесс деофшоризации государства. Подведены основные итоги данного процесса на сегодняшний день и определены его дальнейшие перспективы.

Ключевые слова: деофшоризация, офшоры, налоговая политика, контролируемая иностранная компания, амнистия капитала

Nosatova D.K. graduate student NRU "BelSU" Russia, Belgorod Scientific adviser: Yulov Y.L. сandidate of economic sciences, associate professor

NRU ""BelSU" Russia, Belgorod PROCESS OF DEOFFSHORIZATION IN RUSSIA

Annotation: This article focuses on the de-offshore process in the Russian Federation. It investigated the deoffshorization process in Russia. Its chronology and legal regulation. The main mechanisms of influence on the state deoffshorization process are considered. The main results of this process for today are summed up and its future prospects are defined.

Keywords: deoffshorization, offshore, tax policy, controlled foreign company, capital amnesty

На данный момент одними из приоритетнейших задач экономического развития в России являются повышение привлекательности российской юрисдикции для осуществления предпринимательской деятельности и деофшоризация российской экономики [1].

Под деофшоризацией понимается система мероприятий, которые проводятся государством и направлены против сокрытия доходов резидентами Российской Федерации, с использованием норм иностранного права или под видом иностранных лиц, преследующих цели незаконной налоговой оптимизации [4].

Государственные мероприятия в рамках проводимой деофшоризации

призваны ограничить незаконное использование резидентами Российской Федерации офшорных иностранных юрисдикций. Тем не менее, следует отметить, что законное использование офшоров не запрещено. Важно, чтобы компании не уклонялись от уплаты налогов и единственной целью их деятельности не являлась налоговая оптимизация.

К незаконному использованию офшорных юрисдикций и иностранных компаний, к примеру, относят такие мероприятия, как: легализация средств, полученных преступным путем; уклонение от налогов; сокрытие информации о бенефициарах и владельцах активов; применение различных мошеннических схем.

Законными же способами использования офшоров, в свою очередь, являются: организация совместных предприятий с зарубежными партнерами для дальнейшего ведения предпринимательской деятельности; выход на иностранные рынки или на товарную биржу; защита прав бенефициаров в условиях более стабильной юридической системы и с применением отсутствующих в России финансовых инструментов [4].

Таким образом, можно говорить о том, что меры деофшоризации экономики преследуют следующие цели: во-первых, прозрачность офшоров и мировой финансовой системы, для того, чтобы капитал не утекал, а инвестировался в экономику; во-вторых, уплату налогов в тех странах, где фактически осуществляется деятельность; в-третьих, обесценивание незадекларированного капитала для того, чтобы можно было на законных основаниях изъять капитал и активы у налогоплательщиков, которые вывели их из страны незаконным путем.

Для реализации политики деофшоризации был введен ряд изменений в законодательство [2]. Так, в 2014 году, в рамках реализации программы по деофшоризации российской экономики, был принят закон о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, так называемый «закон по деофшоризации бизнеса». В налоговое законодательство, в соответствии с данным законом, были введены понятия «контролируемой иностранной компании», «контролирующего лица» и «фактического получателя дохода». Кроме того, ввели новые обязанности по уведомлению налоговых органов об участии физических или юридических лиц в иностранных компаниях и обязанность декларирования их прибыли соответственно доле участия в таких компаниях [3]. Таким образом, после данных изменений прибыль, полученная российскими резидентами в офшорах, стала облагаться налогами, в соответствии с российским законодательством.

В мае 2016 года Россией было подписано соглашение о внедрении единого стандарта международного обмена налоговой информацией, разработанное Организацией экономического сотрудничества и развития [5]. По результатам этого, российские налоговые органы должны получить доступ к информации о зарубежных счетах налоговых резидентов России, а российские банки должны будут передавать данные о счетах резидентов

стран, фигурирующих в списке для обмена.

Сейчас является актуальным налаживание автоматического обмена налоговой информацией между налоговыми органами разных стран. Россия присоединилась к системе автоматического обмена в 2018 году. Такой обмен будет происходить на основе общего стандарта отчетности CRS (Common Reporting Standard). CRS- это стандарт автоматического обмена информацией. Он унифицирует и устанавливает саму процедуру обмена между налоговыми органами разных стран [5]. Так, налоговые органы будут обмениваться информацией о клиентах финансовых учреждений, бенефициарах и контролирующих лицах организаций, а также иную финансовую информацию компетентным налоговым органам, которые включены в перечень иностранных государств, налоговыми резидентами которых эти клиенты, бенефициары и контролирующие лица являются.

Предполагается, что рассмотренные меры позволят вернуть капиталы в Россию и предоставят доступ налоговым органам к перемещениям и объемам активов и капитала от российских источников за рубежом. Это является важным шагом в реализации процесса деофшоризации российской экономики. Для дальнейшей реализации политики деофшоризации, необходимы системные преобразования российской экономики, нужно улучшить инвестиционный климат в долгосрочной перспективе и прийти к предсказуемой и прозрачной государственной политике в отношении бизнеса, без коррупционной составляющей. Вывод капитала и активов в офшорные юрисдикции, таким образом, будет экономически нецелесообразным.

Использованные источники:

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 г. «Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138990/

2. Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/

3. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» от 24.11.2014 г. № 376-ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171241/

4. Хейфец Б.А. Деофшоризация российской экономики: возможности и пределы // Институт экономики РАН, 2013. - 63 с

5. Россия присоединилась к международному обмену налоговой информацией [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/4854332

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.