Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ'

ПРОЦЕСС БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
бюджет / планирование / бюджетный процесс / финансовый план / budget / planning / budget process / financial plan

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бекмурзиев М. С.

Статья посвящена сущности и структуре процесса бюджетного планирования, рассматриваются этапы бюджетного планирования, соответствующие нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бекмурзиев М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF BUDGET PLANNING AND ITS IMPORTANCE IN THE ECONOMY

The article is devoted to the essences and structure of the budget planning process, consideration of the stages of budget planning, the relevant regulatory legal acts regulating the process.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ»

Использованные источники:

1. Буценко И.Н., Вельгош Н.З. Менеджмент персонала, 2007. Сайт «Национальная энциклопедическая служба». Яковлева К.

2.Тоцкая И.В. Проблемы адаптации молодых специалистов. Сайт системы публикации «Prescopus Global ™».

3. Казарин М. Адаптация персонала: наставничество и коучинг.

4. Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. 312 с

5. Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г., Апенько С. Н., Мерко А. И. Мотивация персонала: учебное пособие. M.: Альфа- Пресс, 2010. 640 с.

УДК 338.2

Бекмурзиев М.С. студент магистрант Южно-Российский институт управления - филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Россия, г. Ростов-на-Дону ПРОЦЕСС БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В

ЭКОНОМИКЕ

Аннотация: статья посвящена сущности и структуре процесса бюджетного планирования, рассматриваются этапы бюджетного планирования, соответствующие нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс.

Ключевые слова: бюджет, планирование, бюджетный процесс, финансовый план.

Bekmurziev M.S., graduate student The South-Russian Institute of Management is a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the

Russian Federation Russia, Rostov-on-Don

THE PROCESS OF BUDGET PLANNING AND ITS IMPORTANCE

IN THE ECONOMY

Annotation: The article is devoted to the essences and structure of the budget planning process, consideration of the stages of budget planning, the relevant regulatory legal acts regulating the process.

Keywords: budget, planning, budget process, financial plan.

Цикл бюджетного планирования, который происходит каждый год, начинается в результате принятия законодательным органом проекта бюджета, и который предшествует прогнозируемому, и оканчивается после принятия данным органом бюджета на следующий финансовый год. Можно выделить несколько стадий (этапов) в календарном плане цикла

финансового планирования3.

К первой стадии относится постановка целей на бюджетный период. То есть это процесс, при котором определяются целевые параметры и главные пути бюджетной, налоговой, а также долговой и инвестиционной политики. Данный орган разрабатывает сценарные условия и основные параметры прогноза социально-экономического развития. Данная стадия оканчивается утверждением и согласованием на уровне высшего органа исполнительной власти основных направлений налоговой и долговой политики, сценарных условий, основных параметров прогноза и перспективного финансового плана4.

Следующий этап - сбор информации для разработки бюджетного периода. Данная стадия подразумевает, что для проекта бюджета на очередной год финансовый орган разрабатывает финансовый план и контрольные цифры. В свою очередь, высший орган исполнительной власти утверждает приоритетные пути налоговой политики, а также перспективный финансовый план.

К третьей стадии относится анализ и обобщение собранной информации, формирование проекта бюджета. То есть сюда входит подготовка проекта бюджета территории, основываясь финансовым планом, соответственно утвержденным. Также входит сюда внесение поправок в план. К главной задаче относится разработка проекта бюджета, то есть определение объема денежных средств, которые централизуются в бюджете с целью финансового обеспечения функций и мероприятий, которые предусмотрены прогнозом экономического и социального развития государства и территории, которые возложены на органы государственной власти и органы местного самоуправления 5.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации № 145-ФЗ от 31.07.1998 г. ст. 169 проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств6. Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, ее субъекта и территориальных государственных внебюджетных фондов составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период. Муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района -сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период). Проект бюджета городского, сельского поселения составляется и утверждается сроком на

3 Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для ВУЗов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.С.87

4 Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2014. С.203

5 Электронно-библиотечная система «Znanium.com» // Электронный ресурс [Режим доступа: свободный] http://znanium.com

6 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изм. и доп. от 28.12.2017 г.) Электронный ресурс http://www.consultant.ru/

один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период).

В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса РФ в целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов соответствующие финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от иных финансовых органов, а также от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления7.

Составление проектов бюджетов основывается на:

• положениях послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющих бюджетную политику (требования к бюджетной политике) в Российской Федерации;

• основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно -тарифной политики Российской Федерации (основных направлениях бюджетной и налоговой политики субъектов Российской Федерации, основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципальных образований);

• прогнозе социально-экономического развития;

• бюджетном прогнозе (проекте бюджетного прогноза, проекте изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период;

• государственных (муниципальных) программах (проектах государственных (муниципальных) программ, проектах изменений указанных программ).

Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Составление проектов бюджетов основывается на положениях послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющих бюджетную политику; основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации; прогнозе социально-экономического развития; бюджетном прогнозе на долгосрочный период и государственных (муниципальных) программах8.

Четвертая стадия - оценка проекта бюджета и при необходимости его корректировка. Здесь проект бюджета просматриваются органом исполнительной власти, до того, как передать на рассмотрение

7 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изм. и доп. от 28.12.2017 г.) Электронный ресурс http://www.consultant.ru/

8 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изм. и доп. от 28.12.2017 г.) Электронный ресурс http://www.consultant.ru/

представительному органу власти. Не позднее пятнадцатого августа текущего года вносится на рассмотрение Государственной Думы РФ проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В свою очередь, комитет Государственной Думы по бюджету делает заключение о формальном соответствии документов, которые представлены, требованиям закона. В четырех чтениях Государственная Дума рассматривает проект бюджета. В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации продолжительность его рассмотрения составляет семьдесят пять дней.

Пятая стадия - утверждение бюджета. В данном случае, исполнение бюджета представляет собой важный этап бюджетного процесса. Сюда относятся действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в ходе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица (плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств).

Согласно утвержденному бюджету, уточнению показателей прогноза социально-экономического развития и других факторов происходит уточнение перспективного финансового плана.

В следствии этого можно сделать вывод, что финансовый план входит в бюджетный процесс, при этом выполняя роль утвержденных на уровне исполнительной власти ориентиров для разработки проекта бюджета. Необходима более тесная координация действий финансовых и экономических органов, а также повышение значимости и обоснованности финансового плана. Вместе с тем, основанием для корректировки основных направлений бюджетной политики могут быть промежуточные результаты разработки перспективного финансового плана. В связи с этим, необходимо использовать такие процедуры финансового планирования, которые вносятся на рассмотрение представительного органа, совпадали с показателями перспективного финансового плана на соответствующий год. В следствии этого представляется возможным перенос утверждения органом исполнительной власти перспективного финансового плана в третью стадию или можно предусмотреть обязательность корректировок финансового плана.

Использованные источники:

1. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для ВУЗов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.С.87

2. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2014. С.203

3. Электронно-библиотечная система «Znanium.com» // Электронный ресурс [Режим доступа: свободный] http: //znanium. com

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изм. и доп. от 28.12.2017 г.) Электронный ресурс http: //www.consultant.ru/

5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изм. и доп. от 28.12.2017 г.) Электронный ресурс http: //www.consultant.ru/

6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изм. и доп. от 28.12.2017 г.) Электронный ресурс http: //www.consultant.ru/

УДК 631

Вегнер В.Ю. студент 4 курса

Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение Высшего Образования Омский Государственный Аграрный Университет им. И.П. Столыпина

Россия, г. Омск

НАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ

КОМПЛЕКСЕ

Аннотация: В отличие от других отраслей АПК находится в самом невыгодном положении, так как при сравнимых вложениях является самой низкодоходной отраслью, что обусловлено множеством факторов, неподвластных человеку. В связи с этим ведется упорная работа над усовершенствованием форм ведения сельского хозяйства и внедрением инновационных технологий для сокращения издержек производства.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, навигационная система, ГИС, компьютерный мониторинг.

Wegener V. Yu. - 4th year student Federal State Budgetary Institution of Higher Education Omsk State Agrarian University named after. I.P. Stolypin

Omsk

THE NAVIGATION SYSTEM IN THE AGRICULTURAL SECTOR

Abstract: unlike other branches of agriculture is at a disadvantage, as with comparable investments is the lowest income industry, due to many factors beyond the human power. In this regard, work is under way to improve agricultural practices and introduce innovative technologies to reduce production costs.

Key words: agro-industrial complex, navigation system, GIS, computer monitoring.

Одной из таких инноваций является применение геоинформационных технологий в сельском хозяйстве, оснащение сельскохозяйственной техники системами спутниковой навигации, автоматизации производственных процессов. Именно динамичное развитие аграрного производства требует внедрения высокоэффективной системы земледелия, современных технологий сбора и обработки информации, необходимой для решения многочисленных производственных и управленческих задач с использованием современных технологий, в том числе — географических информационных систем (ГИС) /1,3/.

Географическая информационная система (геоинформационная система, ГИС) - это система аппаратно-программых средств и алгоритмических процедур, созданная для цифровой поддержки,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.