Научная статья на тему 'ПРОЦЕДУРЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И РАСЧЕТОВ КОМПАНИИ'

ПРОЦЕДУРЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И РАСЧЕТОВ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ФИНАНСОВЫЕ И НАЛОГОВЫЕ РИСКИ / КОНТРОЛЬ НАЛОГОВЫХ РАСЧЕТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прохоренко Ю.Б.

Налоговый контроль традиционно рассматривается в качестве государственной функции. Вместе с тем по мере совершенствования налогового администрирования формируется и развивается система внутреннего налогового контроля хозяйствующих субъектов. Она представляет собой совокупность процедур, направленных на выявление, исправление, предотвращение ошибок в налоговых расчетах, оценку налоговых последствий хозяйственных операций компании и минимизацию налоговых рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕДУРЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И РАСЧЕТОВ КОМПАНИИ»

Прохоренко Ю.Б. магистрант

кафедра финансов налогообложения и бухгалтерского учёта Липецкий государственный технический университет

Россия, г. Липецк ПРОЦЕДУРЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И РАСЧЕТОВ КОМПАНИИ

Аннотация: Налоговый контроль традиционно рассматривается в качестве государственной функции. Вместе с тем по мере совершенствования налогового администрирования формируется и развивается система внутреннего налогового контроля хозяйствующих субъектов. Она представляет собой совокупность процедур, направленных на выявление, исправление, предотвращение ошибок в налоговых расчетах, оценку налоговых последствий хозяйственных операций компании и минимизацию налоговых рисков.

Ключевые слова: внутренний контроль, налоговый контроль, финансовые и налоговые риски, контроль налоговых расчетов.

Признаком налогового риска выступает, как нетрудно догадаться, опасность неблагоприятных налоговых последствий в виде претензий и доначислений. То есть, главным образом, возможность финансовых потерь. Нельзя исключать и зеркальную ситуацию, когда компания не задолжала, а переплатила государству. То есть налицо те же финансовые потери.

Внешними причинами возникновения негативных последствий для компании могут служить изменение законодательства в сфере налогообложения, субъективизм и отсутствие четкой позиции контролирующих органов относительно спорных вопросов, возникающих в процессе исчисления налогов, противоречивая правоприменительная практика.

Внутренние причины - это чаще всего низкая квалификация специалистов в штате компании, отвечающих за оценку и минимизацию налоговых рисков, а также отсутствие выработанной единообразной системы внутреннего контроля налоговых рисков, включающей в себя оценку последствий хозяйственных операций компании и контроль налоговых обязательств и налоговых расчетов компании.

Основными целями внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов являются соблюдение норм налогового законодательства, обеспечение точного расчета сумм налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет государства, своевременности и правильности их уплаты. А это, в свою очередь, способствует созданию финансово устойчивой, стабильной основы для деятельности компании без серьезных финансовых и моральных издержек.

В качестве конкретных задач внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов можно выделить:

- минимизацию всех категорий налоговых рисков (включая риск доначислений и риск переплаты налогов);

- построение эффективной и прозрачной системы налоговых обязательств и расчетов, понятной как для непосредственных исполнителей, так и для руководителей компании;

- предотвращение и устранение ошибок при исчислении налогов;

- своевременную подготовку, достоверность и полноту всех форм налоговой отчетности [4, с. 14].

Для эффективного достижения поставленных целей внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов необходимо разработать конкретные правила и процедуры, регламентирующие работу структурного подразделения и сотрудников компании, а также определить необходимые для такой работы инструменты [1, с. 22].

Контроль налоговых расчетов таков:

1. Арифметическая проверка произведенных расчетов методом повторного пересчета, расчет полученных показателей другими возможными способами.

2. Сверка расчетов по уплаченным налогам и сборам с налоговыми органами. Зачет излишне уплаченных сумм (налогов, сборов, пеней, штрафов) проводится по соответствующим видам налогов.

3. Проверка соответствия применяемого порядка расчета налогов нормам действующего законодательства и внутренним документам (учетной политике, положениям по налоговому учету). Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно на основе принципа последовательности применения норм и правил бухгалтерского учета. Налоговый период не всегда совпадает с календарным годом, поэтому если необходимая информация содержится в регистрах бухгалтерского учета, то налогоплательщики пользуются этими регистрами. Регистры бухгалтерского учета могут быть дополнены недостающими данными, таким образом формируются аналитические регистры налогового учета. Также могут быть созданы отдельные самостоятельные регистры налогового учета [2, с. 53].

4. Контроль правомерности использования налоговых льгот, специальных налоговых ставок, налоговых вычетов. Частью такого контроля является проверка наличия документов, подтверждающих правомерность использования налоговых льгот и налоговых вычетов в соответствии с условиями п. 6, 8 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации.

5. Анализ форм налоговой отчетности за предыдущие периоды. Проверка устранения ошибок в текущем периоде, выявленных в прошлом периоде.

6. Проверка правильности оформления и заполнения документов налоговой отчетности. В том числе проверка полноты заполнения необходимых реквизитов, четкости их заполнения.

7. Проверка достоверности учета налогооблагаемых объектов.

8. Контроль соблюдения сроков уплаты в бюджет налогов и сборов [3,

с. 67].

Помимо общей для всех налогов процедуры внутреннего контроля налоговых расчетов, целесообразно разработать процедуры внутреннего контроля по каждому виду налога, сбора и обязательного платежа, исчисляемого и уплачиваемого компанией. Значительная часть всех налоговых платежей приходится на НДС и налог на прибыль. На них и остановимся.

Процедуры внутреннего контроля расчетов по НДС:

- правильность и полнота формирования налоговой базы и сумм налоговых вычетов;

- своевременность формирования налоговой базы (момент определения налоговой базы по различным видам операций) и сумм налоговых вычетов (момент принятия НДС к вычету);

- правильность и обоснованность применения освобождения от налогообложения, правильность применения налоговых ставок;

- соблюдение основных соотношений ключевых показателей при определении налоговой базы;

- правильность отражения сумм НДС, подлежащих списанию в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом";

- сверка сумм, полученных авансом, с суммами НДС, начисленного с полученных авансов;

- подтверждение налоговых вычетов надлежаще оформленными счетами-фактурами и (или) иными документами;

- расчет показателей, которые необходимы для правильного учета сумм НДС;

- обоснованность внесения исправлений в налоговую отчетность и налоговые регистры предыдущих налоговых периодов.

Процедуры внутреннего контроля расчетов по налогу на прибыль: правильность определения доходов и расходов, в т.ч. по методу начисления и кассовому методу; проверка правильности выбранного метода расчетов; проверка обоснованности применения налоговых льгот; проверка порядка применения льгот; порядок формирования налоговых вычетов; соблюдение порядка исчисления налога на прибыль, правомерность уплаты квартальных авансовых платежей по итогам отчетного периода, правильность определения суммы ежемесячных авансовых платежей на предстоящий квартал; определение стоимости амортизируемого имущества, методов и порядка расчета сумм амортизации; проверка на наличие арифметических ошибок.

Использованные источники:

1. Бурцев В.В. Система финансового контроля в сфере сбытовой деятельности предприятий // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2010. - № 2. - С. 19-26.

2. Гутцайт Е.М. Проблемы финансового контроля: перечень и описание // Аудиторские ведомости. - 2013. - № 9. - С. 52-56.

3. Зырянова Т.В., Терехова О.Е. Трансформация методов финансово-хозяйственного контроля в условиях реформирования экономики // Экономический анализ. Теория и практика. - 2010. - № 9. - С. 63-70.

4. Кириченко М. Системы внутреннего контроля. Организационные аспекты построения // Финансовая газета. - 2013. - № 11. - С. 14.

УДК 339.138

Проценко А.Ю. студент 3 курса научный руководитель: Прядко С.Н.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Россия, г. Белгород

МАРКЕТИНГОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОНЫХ ПРОЕКТОВ

Несмотря на сложные процессы, которые происходят в последнее время в национальной экономике, преодоление негативных последствий и обеспечения дальнейшего экономического развития требуют значительных инвестиций, которые на практике обычно реализуются в форме проектов. В то же время, принятие решений о начале реализации конкретных проектов связано с необходимостью тщательного обоснования их целесообразности, а также создания комплекса мероприятий по управлению проектами, основанного на соблюдении так называемого «тройного ограничения» (объемы работ, сроки их выполнения, ресурсное обеспечение). Все параметры проектов находятся в единстве и взаимодействии, но опыт показывает, что в отечественной практике инвестиционного проектирования недостаточное внимание уделяется отдельным аспектам обоснования проектов и их ресурсному подкреплению на всех стадиях жизненного цикла. Это касается, прежде всего, маркетингового обоснования и обеспечения реализации инвестиционных проектов.

Маркетинговые аспекты играют значительную роль в управлении проектами, поскольку большинство проектов имеют коммерческий характер, то есть предполагают получение определенного дохода от реализации проектной продукции, который бы позволил возместить инвестированные средства и обеспечить получение вознаграждения инвесторам, а также дальнейшее экономическое развитие и процветание предприятия.

Маркетинговый анализ проектов сосредоточен на вопросе прогнозных оценок спроса на проектную продукцию, который служит основой для оценки ожидаемого дохода от реализации, и в сочетании с оценкой затрат на производство и сбыт этой продукции, позволяет определить прибыль. Инвестиционная практика свидетельствует, что маркетинговые аспекты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.