Научная статья на тему 'ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ'

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внутренний налоговый контроль / налоговый риск / матрица налоговых рисков / налог на добавленную стоимость / налог на прибыль организаций / Internal tax control / tax risk / tax risk matrix / value added tax / corporate profit tax

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л. Г. Баранова, В. С. Фёдорова

Цель: Статья посвящена перспективам создания подсистемы внутреннего налогового контроля с целью предупреждения возникновения и дальнейшей минимизации налоговых рисков. Методы: Теоретическую основу исследования составили научные публикации специалистов, специализирующихся на вопросах налоговых рисков, а также федеральные законы и нормативно-правовые акты РФ в области налогообложения. Результаты: Предложены авторские разработки матриц налоговых рисков на примере налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций как составной части модели подсистемы внутреннего налогового контроля. Практическая значимость: Показана возможность создания действенной подсистемы внутреннего налогового контроля с учетом индивидуальных особенностей предприятий, их специфики и масштаба деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL CONTROL AS A FACTOR IN REDUCING TAX RISKS

Purpose: To consider the possibility of creating a subsystem of internal tax control aimed at providing accounting (financial) reporting reliability as well as at observance of legislation requirements, regulating conduct of an accounting. Methods: The theoretical basis of the study was an analytical review of scientific publications of professionals specialized in tax risk matters as well as it was federal laws and regulatory legal acts of the Russian Federation in the field of taxation. We can underline from the considered models the major components of internal control system (ICS): risk assessment, control means, control environment, information and communication, monitoring. Results: It’s pointed that the most important element of internal control system is, namely, the process of risk clarifying and analysis as an effective mean of business protection and, incidentally, the need in author’s development of tax risk matrices on the example of value added tax and corporate income tax as an integral part of the internal tax control subsystem model. Practical importance: The possibility for creating an effective subsystem of internal tax control, taking into account enterprise individual features, their specifics and activity scale.

Текст научной работы на тему «ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 336.226

Внутренний контроль как фактор снижения налоговых рисков Л. Г. Баранова, В. С. Фёдорова

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9

Для цитирования: Баранова Л. Г., Фёдорова В. С. Внутренний контроль как фактор снижения налоговых рисков // Бюллетень результатов научных исследований. — 2022. — Вып. 1. — С. 129-139. DOI: 10.20295/2223-9987-2022-1-129-139

Аннотация

Цель: Статья посвящена перспективам создания подсистемы внутреннего налогового контроля с целью предупреждения возникновения и дальнейшей минимизации налоговых рисков. Методы: Теоретическую основу исследования составили научные публикации специалистов, специализирующихся на вопросах налоговых рисков, а также федеральные законы и нормативно-правовые акты РФ в области налогообложения. Результаты: Предложены авторские разработки матриц налоговых рисков на примере налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций как составной части модели подсистемы внутреннего налогового контроля. Практическая значимость: Показана возможность создания действенной подсистемы внутреннего налогового контроля с учетом индивидуальных особенностей предприятий, их специфики и масштаба деятельности.

Ключевые слова: Внутренний налоговый контроль, налоговый риск, матрица налоговых рисков, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций.

Обязательность формирования в экономических субъектах системы внутреннего контроля (СВК) определяется требованием Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ. Из этого следует, что система внутреннего контроля направлена прежде всего на обеспечение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также соблюдение требований законодательства, регламентирующих ведение бухгалтерского учета. Соответственно, внутренний контроль должен обеспечить предотвращение или выявление искажений данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Для России внутренний контроль, равно как и обязанность введения его в структуру системы бухгалтерского учета, — дело относительно новое: до вступления в силу закона «О бухгалтерском учете» организация внутреннего контроля

в экономических субъектах была делом добровольным и носила инициативный характер. Поэтому для решения вопроса о том, каким должна быть идеальная система СВК, обратимся к «первоисточнику»: модели внутреннего контроля комитета организаций — спонсоров Комиссии Тредвея — Модели COSO (США). Согласно модели COSO, компонентами системы СВК являются оценка рисков, средства контроля, контрольная среда, информация и коммуникация, мониторинг. Мы считаем, что важнейшим элементом системы внутреннего контроля является именно процесс выявления и анализа рисков как действенное средство защиты бизнеса [1]. Неслучайно в модели COSO этот компонент приведен первым.

Согласно информации министерства финансов, «применительно к ведению бухгалтерского учета, в том числе составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, оценка рисков призвана выявлять риски, которые могут повлиять на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности» [2].

Однако, по нашему мнению, не следует ограничивать область внутреннего контроля только решением бухгалтерских задач, в том числе выявлением рисков в области бухгалтерского учета и отчетности. Возможности внутреннего контроля значительно шире. Внутренний контроль в современных условиях — это важнейший элемент системы управления хозяйствующим субъектом, включающий в себя все аспекты хозяйственной жизни организации. Анализ экономической литературы позволил сделать вывод о том, что такой подход поддерживается и российскими, и зарубежными специалистами.

В своей статье мы акцентируем внимание на одном аспекте хозяйственной жизни экономического субъекта — взаимоотношениях хозяйствующих субъектов с налоговыми органами по поводу налоговых проверок. Поскольку эта область отношений является наиболее уязвимой у любой компании, система внутреннего контроля, по нашему мнению, должна включать в себя элементы налогового контроля с целью минимизации налоговых рисков независимо от размеров экономического субъекта. Согласно налоговому кодексу, у компаний, заключившим договор о проведении налогового мониторинга, система внутреннего контроля включает «методики и процедуры, утвержденные организацией для выявления, оценки, минимизации и (или) устранения рисков неправильного исчисления (удержания), неполной и (или) несвоевременной уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов организации в целях выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации» [3]. Но хотя это положение касается крупных компаний, оно актуально и для других субъектов хозяйственной деятельности [4].

Мы полагаем, что в системе внутреннего контроля любого экономического субъекта следует выделять отдельную подсистему внутреннего налогового контроля, призванного своевременно выявлять и предотвращать наступление налоговых рисков.

С этой целью необходимо прежде всего идентифицировать, классифицировать и структурировать налоговые риски.

С точки зрения взаимоотношений с контролирующими органами предпосылками возникновения налоговых рисков, последствиями которых является применение штрафных санкций и иных императивных методов воздействия на налогоплательщика (доначисления налогов, блокировка расчетных счетов и т. д.), можно считать:

- искажение информации в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности;

- неправильное исчисление (удержание), неуплата (неперечисление) налогов, сборов, страховых взносов;

- несвоевременное представление (непредставление) отчетности налоговым органам.

Исходя из этих соображений, мы сформировали матрицу налоговых рисков применительно к любым налогам (табл. 1):

Для повышения эффективности внутреннего налогового контроля как инструмента предотвращения налоговых правонарушений и имманентных им налоговых санкций подсистема должна содержать максимально подробный перечень налоговых рисков применительно к каждому налогу, плательщиком которого является данная организация.

В качестве возможной модели формирования подсистемы внутреннего налогового контроля мы предлагаем матрицу налоговых рисков в отношении наиболее значимых налогов для любой организации, работающей в условиях основной системы налогообложения (ОСНО) — налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций.

Конечно, при формировании таких подсистем необходимо учитывать специфические особенности функционирования каждого предприятия, которые могут оказать существенное влияние на характер и величину налоговых рисков. Однако совершенно очевидно, что независимо от специфики деятельности налогоплательщика наиболее рисковыми являются те элементы налога, которые представляют собой налоговую выгоду согласно позиции Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. №53 [5]. Налоговая выгода — это уменьшение налоговых обязательств, следовательно, именно эти элементы должны находиться в зоне особого внимания внутренних контролеров. При этом особое значение имеет не столько сам факт выявления налоговой выгоды, сколько ее обоснованность, поскольку уменьшение налоговых

ТАБЛИЦА 1. Матрица налоговых рисков

Область налоговых рисков Пути выявления риска Угрозы со стороны налоговых администраций

Занижение налоговой базы в результате систематического (два раза и более в течение календарного года) несвоевременного или неправильного отражения на счетах бухгалтерского учета, в регистрах бухгалтерского и налогового учета и в отчетности хозяйственных операций Проверка первичных документов и регистров бухгалтерского и налогового учета Штраф п. 3 по статье 120 в размере 20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Занижение налоговой базы вследствие отсутствия первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского и налогового учета

Неправильное исчисление налога, ошибки в данных, приведенных в налоговой декларации Проверка налоговой декларации Штраф по п. 3 ст. 120, п. 1, 3 ст. 122 НК РФ, ст. 15.11, 15.15.6 КоАП РФ, ст. 198, 199 УК РФ

Несвоевременная уплата налога при правильном отражении рассчитанного налога в налоговой декларации Проверка банковских выписок Пени по ст. 75 НК РФ (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57)

Неуплата налога Проверка банковских выписок Штраф по статье 120 (п. 3) в размере 20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб., штраф по статье 122 в размере 20 % от суммы неуплаченного налога, а при наличии умысла в действиях налогоплательщика — 40 % от недоимки (п. 1, 3 ст. 122 НК РФ)

Несвоевременное представление налоговой отчетности Проверка своевременности представления отчетности по телекоммуникационным каналам связи Приостановление операций налогоплательщика по его счетам в банке в случае непредставления в налоговый орган (п. 6 ст. 6.1 НК РФ, п. 3, 3.2 ст. 76 НК РФ) налоговой декларации в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока представления такой декларации

Уменьшение уровня налоговой нагрузки до показателей ниже среднеотраслевых значений Проверка ведения налоговых регистров и расчета налогов Угроза выездной налоговой проверки

обязательств заложено в структуру самих налогов и легализовано налоговым кодексом (например, налоговые вычеты по НДС и расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль).

На практике налоговые органы нередко в процессе реализации фискальной функции под любым предлогом пытаются отказать налогоплательщикам в вычете по НДС. Поэтому мы считаем необходимым предусмотреть в матрице рисков по НДС вероятные причины отказа в вычете с целью предупреждения связанных с ним проблем. В частности, целесообразно ознакомиться с письмами ФНС, в которых приведены признаки, служащие основанием для отказа в праве на вычет [6].

В этом плане наиболее уязвимой областью можно признать счета-фактуры, так как частой причиной отказа в вычете являются ошибки в оформлении именно счетов-фактур. Это — настоящий клондайк для проверяющих!

В некоторых случаях налогоплательщик вынужден расстаться с вычетом, несмотря на то, что он не выходит за рамки правового поля. В частности, это может произойти, если налогоплательщик воспользуется правом, предусмотренным п. 2 ст. 171 Налогового кодекса, отложить вычет «на потом». В соответствии с указанным пунктом вычеты могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Но если покупатель «дотянет» вычет до последнего квартала трехлетнего срока, он может его лишиться, так как, по мнению налоговиков, подкрепленного позицией Верховного суда РФ, 25 дней, предусмотренных Налоговым кодексом на подачу декларации, не включаются в трехлетний период, в течение которого можно зачесть НДС [7, 8].

Существенную угрозу в плане снятия вычетов и доначисления налогов представляют собой разрывы по НДС — несоответствие в данных, отраженных в книгах покупок и продаж у контрагентов (несоответствие данных раздела 8 и 9 налоговой декларации контрагента), причем разрыв может возникнуть как в отношении прямой сделки с продавцом, так и по сделкам в цепочке движения товаров, работ, услуг. С точки зрения налоговиков в данном случае как раз имеет место необоснованная налоговая выгода. Но несмотря на то, что у налогоплательщиков значительно меньше возможностей для выявления таких рисков, чем у налоговиков, применяющих новые информационные технологии (АИС «Налог-3», АСК НДС-3), игнорировать работу с контрагентами в целях обнаружения и предупреждения разрывов все же не стоит. И хотя налоговое законодательство не возлагает на организацию обязанности проверять, числятся ли ее контрагенты в ЕГРЮЛ, не лишним будет проверить контрагента по открытым базам данных ЕГРЮЛ, а также использовать данные о контрагенте от ФНС по индивидуальному запросу.

Эти и другие факторы риска мы включили в матрицу налоговых рисков по НДС, представленную в табл. 2.

Для плательщиков налога на прибыль зоной повышенного риска является формирование расходной части налоговой базы по данному налогу.

По мнению контролирующих органов, необоснованной налоговой выгодой могут быть признаны расходы, не соответствующие понятию экономической обоснованности расходов. Согласно статье 252 НК РФ, «под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме». Иного толкования обоснованности расходов Налоговый кодекс не содержит, что не мешает налоговым органам трактовать экономическую обоснованность значительно более широко. Так, например, с точки зрения

ТАБЛИЦА 2. Матрица налоговых рисков по НДС

Область налоговых рисков Пути выявления риска Угрозы со стороны налоговых администраций

Занижение налоговой базы на суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) Проверка отражения операций в регистрах бухгалтерского учета Доначисление НДС, пени по ст. 75 НК РФ и штрафы по ст. 120 или 122 НК РФ

Неисчисление налога при передаче на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций

Отсутствие раздельного учета при осуществлении операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) Проверка наличия и правильности ведения раздельного учета по облагаемым и необлагаемым операциям Доначисление НДС пени по статье 75 НК РФ и штрафы по ст. 120 или 122 НК РФ

Применение налоговых вычетов по товарам, работам, услугам, приобретенным для осуществления операций, освобождаемых от налогообложения Проверка первичных документов и отражения операций в регистрах бухгалтерского учета Отказ в праве на вычет по НДС В результате отказа в праве на вычет возникает недоимка по НДС, пени по ст. 5 НК РФ и штрафы по ст. 120 или 122 НК РФ. В этом случае суммы вычета нельзя включить и в расходы, учитываемые при расчете налога на прибыль (п. 2 ст. 170, п. 19 ст. 270 НК РФ)

Применение налоговых вычетов по нео-приходованным товарам, работам, услугам

Применение налоговых вычетов по экспортным операциям, по которым пакет документов (ст. 165 НК РФ) не собран или собран не в полном объеме

Ошибки в оформлении счетов-фактур Проверка правильности оформления счетов фактур Отказ в праве на вычет по НДС В результате отказа в праве на вычет возникает недоимка по НДС, пени по ст. 5 НК РФ и штрафы по ст. 120 или 122 НК РФ. В этом случае суммы вычета нельзя включить и в расходы, учитываемые при расчете налога на прибыль (п. 2 ст. 170, п. 19 ст. 270 НК РФ)

Счет-фактура подписан неустановленным лицом или факсимиле

Перенос вычета на последний квартал трехлетнего периода Проверка сроков переноса вычета Отказ в праве на вычет по НДС В результате отказа в праве на вычет возникает недоимка по НДС, пени по ст. 5 НК РФ и штрафы по ст. 120 или 122 НК РФ. В этом случае суммы вычета нельзя включить и в расходы, учитываемые при расчете налога на прибыль (п. 2 ст. 170, п. 19 ст. 270 НК РФ)

Отсутствие реализации в проверяемом периоде Проверка отражения операций в регистрах бухгалтерского учета

Разрыв по НДС Проверка контрагентов

Превышение доли вычетов по налогу на добавленную стоимость Сверка значения доли вычетов в налоге, начисленном организацией, со средним значением этого параметра по региону Угроза выездной налоговой проверки

Область налоговых рисков Пути выявления риска Угрозы со стороны налоговых администраций

Необоснованное освобождение от уплаты НДС по статье 145 НК РФ Проверка правильности выполнения условий, необходимых для освобождения от НДС по статье 145 НК РФ Недоимка по НДС, пени и штрафы (ст. 75, 120 и 122 НК РФ)

Ошибки в применении налоговых ставок, в частности необоснованное применение ставки 0 % Проверка правильности применения налоговых ставок Недоимка по НДС, пени и штрафы (ст. 75, 120 и 122 НК РФ)

Невосстановление сумм НДС, ранее принятых к вычету по товарам (работам, услугам) при переходе на специальные налоговые режимы Проверка отражения операций в регистрах бухгалтерского учета Недоимка по НДС, пени и штрафы (ст. 75, 120 и 122 НК РФ)

Неуплата НДС в бюджет лицами, не являющимися налогоплательщиками данного налога, при выставлении покупателям счетов-фактур с выделением сумм налога на добавленную стоимость Проверка отражения операций в регистрах бухгалтерского учета Недоимка по НДС, пени и штрафы (ст. 75, 120 и 122 НК РФ)

проверяющих, необоснованными считаются расходы, которые не привели к получению прибыли в ближайшем налоговом периоде. Между тем еще в 2007 г. Конституционный Суд РФ изложил свою позицию по данному вопросу, согласно которой при оценке экономической обоснованности расходов нужно исходить из того, что экономическая обоснованность расходов определяется «не фактическим получением доходов в данном конкретном периоде, а направленностью расходов на получение дохода» [9, 10]. Это же принципиально иной подход к проблеме! Однако практика показывает, что несмотря на формальное признание ФНС правоты конституционных судей, они фактически не изменили свое отношение к данному вопросу, что вынуждает налогоплательщиков манипулировать полученным финансовым результатом с целью не привлекать внимание налоговых органов к несоответствию полученного в краткосрочном периоде дохода произведенным расходам.

Мы попытались систематизировать известные нам риски, возникающие при исчислении налога на прибыль, и свели их в приведенную ниже табл. 3.

Не претендуя на всеобъемлющий охват возможных налоговых рисков, возникающих в процессе функционирования предприятий, мы сделали попытку сформировать модель подсистемы внутреннего налогового контроля с разработкой матриц налоговых рисков на примере НДС и налога на прибыль. По нашему мнению, налогоплательщик, взявший за основу наши разработки, получит возможность создания действенной подсистемы внутреннего налогового контроля с целью предупреждения и дальнейшей минимизации налоговых рисков, но уже с учетом индивидуальных особенностей своего предприятия, специфики и масштаба своей деятельности.

Область налоговых рисков Пути выявления риска Угрозы со стороны налоговых администраций

Отнесение на расходы затрат без документального подтверждения, а также отсутствия подтверждения реальности произведенных расходов Проверка первичных документов, а также регистров налогового учета Доначисление налога, пени по ст. 75 НК РФ и штрафы по статьям 120 или 122 НК РФ

Признание расходов, не связанных с деятельностью, направленной на получение доходов

Завышение сумм амортизационных отчислений по основным средствам в результате неправильного их отнесения к амортизационным группам Проверка регистров налогового учета Доначисление налога, пени по ст. 75 НК РФ и штрафы по ст. 120 или 122 НК РФ

Применение повышенных коэффициентов к норме амортизации без достаточных оснований (агрессивная среда, повышенная сменность работы оборудования и т. п.) Проверка первичных документов, а также регистров налогового учета

Занижение налоговой базы по налогу на прибыль в результате невключения в состав прямых расходов материальных затрат, непосредственно связанных с производством продукции Проверка регистров налогового учета Доначисление налога, пени по ст. 75 НК РФ и штрафы по ст. 120 или 122 НК РФ

Превышение установленных главой 25 лимитов по нормируемым расходам, например по представительским расходам на ДМС и т. д. Проверка первичных документов, а также регистров налогового учета Доначисление налога, пени по ст. 75 НК РФ и штрафы по ст. 120 или 122 НК РФ

Нарушение порядка переноса убытка на будущее в соответствии со ст. 283 НК

Занижение налоговой базы в результате включения в состав внереализационных расходов сумм пеней, штрафов и иных санкций, подлежащих перечислению в бюджет (например, штрафов, начисленных за нарушение налогового законодательства)

Ошибки в применении цен по сделкам с взаимозависимыми лицами

Отклонение уровня рентабельности организации от среднестатистического уровня по виду деятельности Проверка первичных документов и регистров бухгалтерского и налогового учета Штраф по ст. 120 НК РФ. Угроза выездной налоговой проверки

Библиографический список

1. Внутренний контроль — защита бизнеса // Планово-экономический отдел. — 2020. — № 9.

2. Министерство финансов РФ № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности». — URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156407/.

3. Налоговый кодекс, глава 14.7. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 19671/34460d2378aff89b4e5f89443516070df69d4322/.

4. Костикова А. М. Внутренний налоговый контроль как инструмент управления деятельностью предприятия / А. М. Костикова // Молодой ученый. — 2018. — № 2(188). — С. 61-62. — URL: https://moluch.ru/archive/188/47782/ (дата обращения: 03.08.2021).

5. Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды. — URL: https:// kontur-f.ru/news/ponyatie-nalogovaya-vygoda-i-koncepciya-neobosnovannoj-nalogovoj-vygody/.

6. Письма ФНС России от 12 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5728, от 8 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5585. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/34460d2378aff89b4e5 f89443516070df69d4322/.

7. Письмо ФНС от 9 июля 2014 г. № ГД-4-3/13341@. — URL: http://www.consultant.ru.

8. Определение ВС РФ от 24 августа 2021 г. № 308-ЭС21-13958. — URL: http://www. consultant.ru.

9. Определения КС РФ от 4 июня 2007 г. № 320-0-П и 366-О-П. — URL: http://www. consultant.ru.

10. Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». — URL: http://www.consultant.ru/.

Дата поступления: 14.01.2022 Решение о публикации: 04.02.2022

Контактная информация:

БАРАНОВА Лариса Гурьевна — канд. экон. наук, доц.; lg-baranova@yandex.ru ФЁДОРОВА Валентина Сергеевна — канд. техн. наук, доц.; fedorova_vs@mail.ru

Internal Control as a Factor in Reducing Tax Risks

L. G. Baranova, V. S. Fedorova

Emperor Alexander I Petersburg State Transport University 9, Moskovsky pr., Saint Petersburg, 190031, Russian Federation

For citation: Baranova L. G., Fedorova V. S. Internal Control as a Factor in Reducing Tax Risks. Bulletin of scientific research results, 2022, iss. 1, pp. 129-139. (In Russian) DOI: 10.20295/2223-9987-2022-1-129-139

Summary

Purpose: To consider the possibility of creating a subsystem of internal tax control aimed at providing accounting (financial) reporting reliability as well as at observance of legislation requirements, regulating conduct of an accounting. Methods: The theoretical basis of the study was an analytical review of scientific publications of professionals specialized in tax risk matters as well as it was federal laws and regulatory legal acts of the Russian Federation in the field of taxation. We can underline from the considered models the major components of internal control system (ICS): risk assessment, control means, control environment, information and communication, monitoring. Results: It's pointed that the most important element of internal control system is, namely, the process of risk clarifying and analysis as an effective mean of business protection and, incidentally, the need in author's development of tax risk matrices on the example of value added tax and corporate income tax as an integral part of the internal tax control subsystem model. Practical importance: The possibility for creating an effective subsystem of internal tax control, taking into account enterprise individual features, their specifics and activity scale.

Keywords: Internal tax control, tax risk, tax risk matrix, value added tax, corporate profit tax.

References

1. Vnutrenniy kontrol' — zashchita biznesa [Internal control — business protection]. "Planovo-ekonomicheskiy otdel" ["Planning and economic department"]. I. 9, 2020.

2. Ministerstvo finansov RF N PZ-11/2013 Organizatsiya i osushchestvlenie ekonomicheskim subektom vnutrennego kontrolya sovershaemykh faktov khozyaystvennoy zhizni, vedeniya bukhgalterskogo ucheta i sostavlenie bukhgalterskoy finansovoy) otchetnosti [Ministry of Finance of the Russian Federation N PZ-11/2013 Organization and implementation by an economic entity of internal control over the facts of economic life, accounting and preparation of accounting (financial) statements]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156407/

3. Nalogovyy kodeks, glava 14.7 [Tax Code, chapter 14.7]. Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_19671/34460d2378aff89b4e5f89443516070df69d4322/.

4. Kostikova A. M. Vnutrenniy nalogovyy kontrol' kak instrument upravleniya deyatel'nost'yu predpriyatiya [Internal tax control as a tool for managing the activities of an enterprise]. Molodoy uchenyy [Young scientist]. 2018, I. 2 (188), pp. 61-62. Available at: https://moluch.ru/archive/188/47782/ (accessed 03 August 2021).

5. Postanovlenie Plenuma VAS RF ot 12.10.2006 № 53 Ob otsenke arbitrazhnymi sudami obosnovannostipolucheniya nalogoplatel'shchikom nalogovoy vygody [Decree of the Plenum of the

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Supreme Arbitration Court of the Russian Federation of October 12, 2006 No. 53 "On the assessment by arbitration courts of the validity of obtaining a tax benefit by a taxpayer"]. Available at: https:// kontur-f.ru/news/ponyatie-nalogovaya-vygoda-i-koncepciya-neobosnovannoj-nalogovoj-vygody/.

6. Pis'maFNSRossii ot 12 aprelya2011 g. №KE-4-3/5728, ot8aprelya2011 g.№KE-4-3/5585 [Letters of the Federal Tax Service of Russia dated April 12, 2011 No. KE-4-3/5728, dated April 8, 2011 No. KE-4-3/5585]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/3 4460d2378aff89b4e5f89443516070df69d4322/.

7. Pis'mo FNS ot 09.07.2014 № GD-4-3/13341 [Letter of the Federal Tax Service of July 9, 2014 No. GD-4-3/13341]. Available at: http://www.consultant.ru.

8. Opredelenie VSRFot 24.08.2021 № 308-ES21-13958 [Definition of the Armed Forces of the Russian Federation of August 24, 2021 No. 308-ES21-13958]. Available at: http://www.consultant.ru.

9. Opredeleniya KSRF ot 04.06.2007N 320-0-P i 366-O-P [Definitions of the Constitutional Court of the Russian Federation of 04.06.2007 N 320-0-P and 366-O-P]. Available at: http://www. consultant.ru.

10. Federal'nyy zakon ot 27noyabrya 2017g. N335-FZ "O vnesenii izmeneniy v chastipervuyu i vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii" [Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation"]. Available at: http://www.consultant.ru/

Received: January 14, 2022 Accepted: February 4, 2022

Author's information:

Larisa G. BARANOVA — PhD in Economics, Associate Professor; lg-baranova@yandex.ru Valentina S. FEDOROVA — PhD in Engineering, Associate Professor; fedorova_vs@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.