Научная статья на тему 'ПРОЦЕДУРА ЗСК КАК СОСТАВНОЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛАЕНС РИСКАМИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ'

ПРОЦЕДУРА ЗСК КАК СОСТАВНОЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛАЕНС РИСКАМИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
381
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО / BANKING / КОМПЛАЕНС КОНТРОЛЬ / COMPLIANCE CONTROL / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / INTERNAL AUDIT / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / RISK MANAGEMENT / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / BANKING REGULATION / КОНТРОЛЬ / CONTROL / БАНК РОССИИ / BANK OF RUSSIA / БАЗЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ / BASEL COMMITTEE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дубов Дмитрий Александрович

В работе рассмотрена необходимость использования процедуры "Знай своего клиента" сотрудниками российских банков с целью выявления и управления специфическими нефинансовыми рисками. Приведена авторская методика построения системы ЗСК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KYC PROCEDURE AS A COMPONENT OF COMPLIANCE RISKS MANAGEMENT SYSTEM IN COMMERCIAL BANKS

The article considers the necessity of usage the Know Your Customer procedure by Russian bank employees to identify and manage specific non-financial risks. The author's method of constructing the KYC system is given.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕДУРА ЗСК КАК СОСТАВНОЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛАЕНС РИСКАМИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ»

Раздел 1. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА

УДК 336.741.28

ПРОЦЕДУРА ЗСК КАК СОСТАВНОЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛАЕНС РИСКАМИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

Дубов Дмитрий Александрович (DubovDA@mail.ru) ФГБОУ ВО "Ивановский государственный химико-технологический университет"

В работе рассмотрена необходимость использования процедуры "Знай своего клиента" сотрудниками российских банков с целью выявления и управления специфическими нефинансовыми рисками. Приведена авторская методика построения системы ЗСК.

Ключевые слова: банковское дело, комплаенс контроль, внутренний аудит, риск-менеджмент, управление, банковское регулирование, контроль, Банк России, Базельский комитет.

Одним из основных элементов управления комплаенс рисками, (преимущественно правовым и риском потери деловой репутации) кредитной организации, является принцип "Знай своего клиента" (далее - ЗСК). В целях соблюдения принципа ЗСК кредитной организации рекомендуется предусматривать разработку адекватной политики и процедур, включающих порядок осуществления банковских операций и других сделок, программы идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей, мониторинг движения денежных потоков по банковским счетам и управление банковскими рисками.

Выполнение кредитной организацией принципа ЗСК рекомендуется осуществлять в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, в том числе по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, соответствия деятельности кредитной организации обычаям делового оборота и принципам профессиональной этики, а также обеспечения стабильности финансового положения кредитной организации.

Принцип ЗСК, как и многие другие лучшие банковские практики пришел к нам из-за рубежа. Рассматривая результаты внутреннего исследования транснациональных банковских переводов в 1999 году, Базельский комитет выявил недостаточность эффективности в кредитных организациях ряда стран политики "know your customer - KYC (позднее адаптированный в России как ЗСК). Исходя из исследований комитета, политика KYC в большом числе стран имела значительные недостатки, а в других и вовсе не находила применения. Даже в странах с хорошо развитыми финансовыми рынками уровень эффективности KYC оказалась разной. В связи с этим, Базельский комитет подал заявку в Рабочую группу по вопросам трансграничных банковских операций с целью изучения текущих процедур KYC и разработки рекомендуемых стандартов, приемлемых для банков всех стран. Полученный результат был

опубликован как консультативный документ в январе 2001 года.

Основной процедурой реализации принципа ЗСК является идентификация клиентов кредитной организации (изучение, проверка информации, максимально возможное подтверждение и обоснование имеющихся сведений о клиенте, его операциях и других сделках, установление и идентификация выгодоприобретателей по ним).

Кредитной организации рекомендуется создавать и осуществлять программы идентификации клиентов в целях обеспечения условий для осуществления предупредительных мер по минимизации правового риска и риска потери деловой репутации, то есть принимать соответствующие меры до установления с клиентом правовых отношений.

Стабильные процедуры ЗСК играют важную роль в обеспечении безопасности и устойчивости банков, поскольку:

- "защищают деловую репутацию банков и целостность банковских систем посредством снижения вероятности преобразования банков в средство финансового преступления или в его жертву и, в результате, уменьшение возможности повредить репутации;

- составляют существенную часть хорошего управления рисками (например, предоставление основы для идентификации, ограничение и контролирование влияния риска на активы и пассивы, включая активы под управлением [1])".

Идентификация клиентов, выявление выгодоприобретателей в целях ПОД/ФТ в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" осуществляется согласно порядку, определенному Положением Банка России от 19 августа 2004 года № 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", зарегистрированным Министерством

юстиции Российской Федерации 6 сентября 2004 года, № 6005.

Реализация принципа ЗСК в кредитной организации в целях минимизации комплаенс рисков предусматривает:

- тщательную проверку достоверности сведений, предоставляемых клиентами и контрагентами, учредителями (участниками);

- анализ документов, определяющих правовой статус клиента и контрагента, а также полномочий лиц, заключающих договоры;

- определение сферы деятельности клиентов и контрагентов, анализ информации об их деловой репутации, анализ изменения показателей отчетности, изменение сферы деятельности постоянных клиентов и контрагентов.

При этом особое внимание уделять необходимо программам идентификации клиентов, использующих дистанционное банковское обслуживание, в том числе интернет-банкинг.

Принцип ЗСК предполагает формирование методики привлечения клиентов и программ их идентификации в зависимости от характера и особенностей осуществляемых банковских операций и других сделок (например, привлечение и размещение денежных средств во вклады), от предполагаемой продолжительности договорных отношений с клиентом, от предполагаемого объема денежных потоков по банковскому счету (размера банковского вклада) и других критериев.

В большинстве случаев ЗСК играет на руку и самому клиенту. Предоставленная им правдивая информация помогает банковским сотрудникам подбирать для него такой счет, который будет соответствовать реальным запросам - будь то сопровождение бизнес-деятельности или же защита активов. Получение подробной информации о потенциальном клиенте и характере операций, которые он предполагает проводить с использованием услуг банка, позволяет предлагать ему продукты и услуги, в наибольшей степени отвечающие его потребностям и соответствующие его профилю. Такой подход способствует формированию долгосрочных и взаимовыгодных деловых отношений между банком и его клиентами.

Помимо Базельского комитета необходимость надлежащего изучения кредитными организациями своих клиентов подчеркивает РАТР в своей 10-й Рекомендации [2], которая должна соблюдаться всеми государствами-членами FATF.

В рамках реализации функции ЗСК сотрудники комплаенс подразделения должны разработать и довести до сведения всех служащих банка Политику ЗСК, которая должна включать в себя:

- обязанность изучения всех потенциальных и действующих клиентов / контрагентов банка (в т.ч. - клиентов, в отношении которых иден-

тификация для целей ПОД/ФТ может не проводиться: органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, органов самоуправления муниципальных образований и др.);

- фиксирование результатов изучения клиентов и контрагентов в определённом формате;

- принятие решения (вынесение суждения) в определённом формате относительно возможности и целесообразности принятия потенциального клиента на обслуживание в банк (либо продолжения обслуживания в банке действующего клиента) или установления/продолжения договорных отношений между банком и контрагентом.

Выполнение процедуры ЗСК должно во всех случаях предшествовать установлению деловых отношений.

В ходе изучения потенциального клиента/контрагента необходимо принять меры к получению сведений, характеризующих все существенные элементы его профиля.

Для клиентов - физических лиц, существенными элементами клиентского профиля с точки зрения ЗСК являются:

• личная репутация (т.е. представление о вероятной модели поведения лица и возможных рисках вследствие установления деловых отношений с таким лицом с учётом известных фактов его биографии и рода деятельности), изучаемая на основе любых источниках информации, доступных банку на законных основаниях. В первую очередь оценка личной репутации важна для принятия решения о возможности/целесообразности принятия на обслуживание лиц, потенциально относящихся к категориям "состоятельные клиенты" и "публичные должностные лица/влиятельные публичные персоны", идентифицируемых в качестве таковых на основе сведений, сообщёнными ими о себе при заполнении анкеты;

• наличие "бенефициара", контролирующего действия клиента - физического лица, и данные, негативно характеризующие репутацию такого "бенефициара", полученные в ходе изучения последнего;

• наличие выгодоприобретателя (если потенциальный клиент намерен проводить через банк операции, предполагающие наличие выгодоприобретателя), и данные, негативно характеризующие репутацию такого выгодоприобретателя, полученные в ходе изучения последнего;

• наличие представителя с правом совершения операций по счетам в банке от имени клиента - физического лица, и данные, негативно характеризующие репутацию такого представителя, полученные в ходе изучения последнего;

• основные источники дохода (в отношении представителей категорий "состоятельные

клиенты" и "публичные должностные лица/влиятельные публичные персоны" - также происхождение активов, например, ценных бумаг или объектов недвижимости, приносящих им доходы, распоряжение которыми предполагается осуществлять с использованием продуктов/услуг банка).

Для корректной оценки уровня потенциального репутационного, правового и иных комп-лаенс рисков для банка в ходе собеседования с физическим лицом - потенциальным клиентом необходимо выявить/убедиться в отсутствии признаков того, что данное лицо намерено использовать услуги/продукты банка в целях легализации (отмывания) доходов, полученных

Определение хара

преступным путем, или финансирования терроризма, либо в иных противоправных целях (например, для уклонения от уплаты налогов). Помимо получения информации в ходе собеседования, необходимо собрать дополнительные сведения из источников, доступных банку на законных основаниях (включая открытые источники, оцениваемые как заслуживающие доверия).

При установлении основных источников доходов / состава и примерной стоимости активов необходимо выяснить характер регулярного дохода и активов (табл.1).

Таблица 1

доходов клиента

Доход Регулярный Нерегулярный

Текущий — оплата труда (заработная плата) при работе по найму; — пенсия, стипендия, пособия — проценты по банковским вкладам; — купонный доход по облигациям; — регулярная материальная помощь третьих лиц, связанных с клиентом (например, родственными узами) — оплата по договорам гражданско-правового характера; — вознаграждение от творческой, профессиональной спортивной, научно-преподавательской по совместительству и иной деятельности, не связанной с основной трудовой занятостью; — авторские отчисления (в т.ч. лицензионные в пользу обладателей патентов); — арбитражные операции на валютных/товарных рынках, инвестиции в ценные бумаги и т.п.; — доходы от участия в азартных играх и пари (в т.ч. выигрыши в результате ставок в букмекерских конторах и игры на тотализаторе, в интернет-казино, интернет-покер-клубах и т.п.); — нерегулярная (разовая) материальная помощь третьих лиц, НЕ связанных с клиентом родственными узами (например, в рамках сбора пожертвований)

Аккумулированные активы — доход рентного характера (акционерные дивиденды или доля прибыли), сдача в аренду недвижимости) — сдача в аренду движимого имущества, а также недвижимого имущества, неразрывно НЕ связанного с землёй (например, воздушные суда, яхты, сведения о которых вносятся в регистры, и т.п.)

Для клиентов, являющихся субъектами предпринимательской деятельности, т.е. для юридических лиц - коммерческих организаций (в т.ч. - кредитных организаций), индивидуальных предпринимателей, физических лиц, занимающихся частной практикой в установленном законодательством РФ порядке, существенными элементами профиля с точки зрения ЗСК являются:

• деловая репутация (т.е. представление, сложившееся в профессиональном сообществе, частью которого является потенциальный клиент, или у соответствующей саморегулируемой организации, или у банков, к услугам которых прибегал потенциальный клиент, в отношении вероятной модели поведения данного лица с точки зрения его способности выполнять обязательства перед контрагентами, методов ведения бизнеса, склонности к нарушению пра-

вовых норм или попыткам обойти требования законодательства);

• наличие бенефициарного владельца, контролирующего действия клиента - субъекта предпринимательской деятельности, и данные, негативно характеризующие репутацию такого бенефициарного владельца, полученные в ходе изучения последнего;

• наличие выгодоприобретателя (если потенциальный клиент намерен проводить через банк операции, предполагающие наличие выгодоприобретателя), и данные, негативно характеризующие репутацию такого выгодоприобретателя, полученные в ходе изучения последнего;

• наличие представителя (помимо представителей, предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации и/или законодательством РФ) с правом совершения операций по счетам в банке от имени

клиента - субъекта предпринимательской деятельности, и данные, негативно характеризующие репутацию такого представителя, полученные в ходе изучения последнего;

• источники дохода субъекта предпринимательской деятельности.

Для корректной оценки уровня потенциальных репутационных, правовых и иных компла-енс рисков для банка в процессе собеседования с представителями клиента - субъекта предпринимательской деятельности и анализа сведений из альтернативных источников, доступных банку на законных основаниях, необходимо выявить/убедиться в отсутствии признаков того, что данный субъект предпринимательской деятельности может иметь намерение воспользоваться услугами/продуктами банка в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, либо в иных противоправных целях (например, для уклонения от уплаты налогов).

Также следует принять меры к установлению фактов негативного характера (если таковые имеются) в отношении:

- самого потенциального клиента, включая:

• сведения о финансовых затруднениях либо признаках неплатежеспособности;

• данные о неоднократном неисполнении обязательств перед деловыми партнёрами / клиентами;

• сведения о наличии конфликтов между акционерами/учредителями;

• сообщения о процессуальных действиях правоохранительных органов в отношении потенциального клиента или его контролирующих акционеров/учредителей;

• сведения о санкциях со стороны надзорных органов в отношении потенциального клиента или его контролирующих акционеров/учредителей (отзыв лицензий и т.п.);

• наложение штрафов на потенциального клиента за нарушение природоохранного и антимонопольного законодательства, а также законодательства об охране труда);

• требования со стороны третьих лиц, предъявленные потенциальному клиенту в судебном порядке

- аффилированных с потенциальным клиентом физических лиц, способных оказывать существенное воздействие на его деятельность (единоличный исполнительный орган; конечные бенефициарные владельцы, иные лица, каждое из которых (или связанные лица совместно) контролирует/контролируют не менее 20% уставного капитала потенциального клиента).

При оценке источников доходов следует выяснить:

• характер предпринимательской деятельности, генерирующей доходы потенциального клиента;

• наличие документально подтверждённых материальных условий, обеспечивающих ведение заявленной предпринимательской деятельности (например, специализированное производственное / торговое / складское помещение, а также производственное / торговое / складское оборудование, приобретённые потенциальным клиентом или используемые им на основе соответствующего договора), и/или источников финансирования для создания таких материальных условий;

• нематериальных условий, обеспечивающих ведение деятельности, направленной на создание интеллектуального продукта / услуг (консалтинг, аудит, разработка технических решений в области информационных технологий и т.п.), - наличие профильного образования и/или профессионального опыта у ИП/ЧП, либо у руководителя ЮЛ;

• является ли легитимным заявленный/установленный источник дохода (в частности, имеется ли разрешительной документации в тех случаях, когда она необходима в соответствии с законодательством РФ).

По результатам анализа всех существенных элементов профиля с точки зрения ЗСК каждому клиенту/контрагенту должен быть присвоен соответствующий статус. В дальнейшем этот статус используется для оценки уровня риска потенциальных клиентов.

Критерии присвоения статуса "Нестандартный" отражены в таблице 1.

Клиенты, в отношении которых не установлено соответствие ни одному из критериев, приведённых в таблице 1, и не вынесено мотивированное суждение, обосновывающее необходимость признания их "Нестандартными", классифицируются как "Стандартные".

Статус клиента может быть впоследствии пересмотрен в зависимости от изменений в тех или иных существенных элементах профиля клиента. Критерии присвоения статуса "Отслеживаемый" - в таблице 2.

Клиенты, в отношении которых не установлено соответствие критериям, приведённым в таблице выше, классифицируются как "Неот-слеживаемые".

Присвоенный статус может быть пересмотрен в зависимости от изменений в тех или иных существенных элементах профиля клиента.

Полученные по результатам анализа статусы используются для определения итогового уровня риска по клиенту в соответствии с таблицей 3.

В зависимости от полученного итогового уровня риска по клиенту принимается решение об участии комплаенс офицера в процессе со-

гласования установления/продолжения деловых отношений, согласно таблице 4.

Таблица 1

Критерии присвоения статуса «Нестандартный»

№ Категория клиента Критерий, относящийся к профилю ЗСК Критерий, относящийся к деятельности клиента /источнику дохода Критерий, относящийся к местонахождению клиента Критерий, относящийся к операциям клиента

1. Физические лица • Клиенты сегмента VIP клиенты банка • Клиенты, относящиеся к категории PEP, - т.е. лица, которые сами идентифицировали себя в качестве таковых, либо были так идентифицированы банком. • Лица, не являющиеся гражданами России • РДТСД—Клиенты, являющиеся (потенциально являющиеся) налогоплательщиками по законодательству США -т.е. лица, являющиеся гражданами США, обладающие видом на жительство /правом на долгосрочное проживание в США, родившиеся на территории США, указывающие для контактов личный адрес в США (либо адрес третьего лица в США), а также имеющие регистрационный номер налогоплательщика США; • Клиенты, находящиеся в государствах, в отношении которых применяются международные или региональные эмбарго/ санкции

2. Индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой в порядке, установленном законодательством РФ. • Клиенты, относящиеся к категории PEP, - т.е. лица, которые сами идентифицировали себя в качестве таковых, либо были таким образом идентифицированы банком. • Лица, не являющиеся гражданами России. • Клиенты, осуществляющие сбор денежных пожертвований на благотворительные цели; • Клиенты, занимающиеся операциями с ломом металлов; • Клиенты, основным направлением деятельности которых является взимание долгов (коллек-торская деятельность); • Клиенты, от которых при установлении фактических видов деятельности, получена информация о том, что они на регулярной основе выполняют функции генеральных подрядчиков или генеральных поставщиков. • РДТСД—Клиенты, являющиеся (потенциально являющиеся) налогоплательщиками по законодательству США, -т.е. лица, являющиеся гражданами США, обладающие видом на жительство /правом на долгосрочное проживание в США, родившиеся на территории США, указывающие для контактов личный адрес в США (либо адрес третьего лица в США), а также предъявившие регистрационный номер налогоплательщика США; • Клиенты, находящиеся в государствах, в отношении которых применяются между-народные или региональные эмбарго/ санкции.

Продолжение таблицы 1

№ Категория клиента Критерий, относящийся к профилю ЗСК Критерий, относящийся к деятельности клиента /источнику дохода Критерий, относящийся к местонахождению клиента Критерий, относящийся к операциям клиента

3. Юридические лица - коммерческие организации • Клиенты, аффилированные с PEP в качестве единоличного исполнительного органа или конечного бенефициарного владельца; • Клиенты, зарегистрированные в оффшорных зонах • Клиенты, имеющие многоуровневую структурой акционерного / бенефициарного владения (т.е. клиенты, у которых хотя бы одним из «прямых» владельцев/лиц, контролирующих 20% или более акций/долей капитала, является другое юридическое лицо), при условии, что хотя бы один номинальный держатель доли / акционер находится в оффшорной юрисдикции • Клиенты, осуществляющие сбор денежных пожертвований на благотворительные цели; • Клиенты, занимающиеся операциями с ломом металлов; • Клиенты, основным направлением деятельности которых является взимание долгов (коллек-торская деятельность); • Клиенты, относящиеся к оборонной отрасли (военно- промышленному комплексу); • Клиенты, оказывающие посреднические услуги в области международной торговли вооружениями и боеприпасами; • Клиенты, от которых при установлении фактических видов деятельности, получена информация о том, что они на регулярной основе выполняют функции генеральных подрядчиков или генеральных поставщиков. • РАТСА—Клиенты, являющиеся (потенциально являющиеся) налогоплательщиками по законодательству США -т.е зарегистрированные в США, указывающие адрес местонахождения в США либо предъявившие регистрационный номер налогоплательщика США; • Клиенты, находящиеся в государствах, в отношении которых применяются международные или региональные эмбарго/ санкции. • Клиенты,производя-щие перечисления на счета либо получающие платежи со счетов: — третьих лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах — третьих лиц, если эти счета открыты в кредитных организациях, зарегистрированных в оффшорных зонах

4. Юридические лица - некоммерческие организации • Любые • Любые • Любые • Любые

5. Юридические лица -кредитные организации • Клиенты, аффилированные с PEP в качестве единоличного исполнительного органа или конечного бенефициарного владельца; • Клиенты, зарегистрированные в оффшорных зонах; • Клиенты, имеющие многоуровневую структурой акционерного / бенефициарного владения (т.е. клиенты, у которых хотя бы одним из «прямых» владельцев/лиц, контролирующих 20% или более акций/долей капитала, является другое юридическое лицо), при условии, что хотя бы один номинальный держатель доли / акционер находится в оффшорной юрисдикции РАТСА—Клиенты, являющиеся (потенциально являющиеся) налогоплательщиками по законодательству США - т.е зарегистрированные в США, указывающие адрес местонахождения в США либо предъявившие регистрационный номер налогоплательщика США; • Клиенты, находящиеся в государствах, в отношении которых применяются международные или региональные эмбарго/ санкции.

Таблица 2

Критерии присвоения статуса "Отслеживаемый"

Категория клиента Критерий, относящийся к профилю ЗСК

1. Физические лица • Клиенты, относящиеся к категории PEP, - как на основе самоидентификации при, так и в результате признания их таковыми со стороны банка. • FATCA-клиенты, потенциально являющиеся налогоплательщиками по законодательству США - т.е., лица, являющиеся гражданами США, обладающие видом на жительство в США, родившиеся на территории США, указывающие для контактов личный адрес в США, а также имеющие регистрационный номер налогоплательщика сшА.

2. Индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой в порядке, установленном российским законодательством. • Клиенты, относящиеся к категории PEP, как на основе самоидентификации, так и в результате признания их таковыми со стороны банка. • FATCA-клиенты, потенциально являющиеся налогоплательщиками по законодательству США - т.е., лица, являющиеся гражданами США, обладающие видом на жительство в США, родившиеся на территории США, указывающие для контактов личный адрес в США, а также имеющие регистрационный номер налогоплательщика сшА.

3. Юридические лица -коммерческие организации • Клиенты, аффилированные с физическими лицами (единоличным исполнительным органом, конечными бенефициарными владельцами), являющимися PEP, • Клиенты, зарегистрированные в оффшорных зонах. • Клиенты, находящиеся в государствах, в отношении которых применяются международные или региональные эмбарго/ санкции.

4. Юридические лица -некоммерческие организации • Клиенты, аффилированные с физическими лицами (единоличным исполнительным органом, конечными бенефициарными владельцами), являющимися PEP,

Таблица 3

Определение уровня риска клиента

Отслеживаемый Неотслеживаемый

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стандартный Средний Низкий

Нестандартный Высокий Х

Определение необходимости согласования ЗСК решения

Таблица 4

Нормативный статус Уровень риска Уровень ЗСК-согласования Операционный статус

НЕСТАНДАРТНЫЙ ВЫСОКИЙ ЗСК-согласование с участием комлпаенс офицера ОТСЛЕЖИВАЕМЫЙ

СТАНДАРТНЫЙ СРЕДНИЙ ЗСК-согласование без участия комплаенс офицера

НИЗКИЙ НЕОТСЛЕЖИВАЕМЫЙ

В зависимости от присвоенных им специальных статусов и уровня риска применяются Стандартный и Углублённый уровни ЗСК-изучения клиентов.

"Стандартный" уровень изучения является базовым, то есть, он подлежит применению при отсутствии конкретных оснований проявлять повышенную осмотрительность.

"Углублённый" уровень изучения подразумевает максимальную осмотрительность, выражающуюся, в частности, в получении от клиента / контрагента документального подтверждения также и тех сведений, которые не относятся к перечню сведений, в обязательном порядке подлежащих получению в отношении клиента в рамках его идентификации для целей

ПОД/ФТ, либо в отношении контрагента в рамках требований внутренних распорядительных документов банка, регулирующих установление деловых отношений с контрагентами). В частности, такое документальное подтверждение целесообразно получать в отношении сведений об источниках дохода клиента - физического лица или источниках образования выручки клиента - юридического лица, причем в последнем случае документарное подтверждение часто требуется для фиксации информации о том, какими материальными (и иными) условиями обеспечивается ведение заявленной клиентом фактической деятельности (наличие специализированного помещения, оборудования, источников сырья / материалов, складских мощно-

стей, квалифицированных кадров и т.п. - в зависимости от типа заявленной деятельности). Для вновь образованных субъектов предпринимательской деятельности в этом случае необходимо понимание источников финансирования для образования таких условий ведения заявленной клиентом фактической деятельности (в т.ч. - в отдельных случаях с документарным подтверждением).

По завершении ЗСК-изучения клиента и систематизации собранных сведений, проводящий процедуру ЗСК работник банка выносит суждение о возможности/невозможности установления деловых отношений с клиентом/контрагентом.

В случае, если на основании анализа собранной информации работник банка, проводящий процедуру ЗСК:

- предполагает, что целью клиента при установлении деловых отношений с банком может являться проведение операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

- предполагает, что установление деловых отношений с клиентом/контрагентом может причинить ущерб деловой репутации банка,

- не вправе выносить положительное суждение касательно возможности/целесообразности установления деловых отношений с данным клиентом / контрагентом.

При наличии сомнений работник банка, проводящий процедуру ЗСК, должен обратиться в комплаенс подразделение за консультацией.

Обновление для целей ЗСК профилей всех клиентов - юридических лиц, а также клиентов -индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающиеся частной практикой в порядке, ус-

тановленном российским законодательством, а равно иных клиентов, классифицированных как "Нестандартные" и/или "Отслеживаемые", рекомендуется производить работникам подразделений банка, к ведению которых отнесены отношения с соответствующими клиентами, не реже одного раза в год.

Для оптимизации данного процесса обновление анкет клиентов, сформированных для целей ПОД/ФТ следует проводить одновременно с обновлением профилей клиентов в рамках требований политики ЗСК.

Обновление для целей ЗСК профилей клиентов - физических лиц, классифицированных как "Стандартные" и/или "Неотслеживаемые", производится не реже одного раза в год.

Таким образом, политика идентификации клиентов ЗСК - это своеобразный защитный механизм и для клиентов, и для сопровождающих их деятельность бизнес-структур. Он четко структурирует допустимость соответствующих финансовых операций и ограждает обе стороны от возможных штрафных санкций. Разработанная в рамках работы программа проведения ЗСК процедуры рекомендована к применению в кредитных организациях России.

Литература

1. Рекомендации Базельского комитета «Знай своего клиента». Надлежащее отношение банков к клиентам (стандарты Базельского комитета банковского надзора) // URL: http://docs.cntd.ru/document/901934950

2. Methodology for assessing compliance with the FATF RECOMMENDATIONS AND THE EFFECTIVENESS OF AM L/C FT SYSTEMS // URL: http://www.cbr.ru/today/anti_legalisation/ fatf/fatf-methodology.pdf

УДК 336:338.2

НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА МЕЖОТРАСЛЕВОГО ПЕРЕЛИВА КАПИТАЛА

Кузьминов Александр Николаевич (akuzminov@sfedu.ru) Медведская Татьяна Константиновна Немер Бадван Луай ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» В статье рассмотрено текущее состояние производственной сферы российской экономики. Отмечено, что негативная ситуация в инвестиционной деятельности связана с неблагоприятным деловым климатом. Рассмотрены основные, по мнению авторов, факторы, сдерживающие инвестиционную активность хозяйствующих субъектов. Показано, что современная российская налоговая система влияет на межотраслевой и межрегиональный перелив капитала, но не стимулирует инвестиционную активность. Доказана необходимость совершенствования налоговых инструментов на основе идей самопротекции и самосохранения, что повысит качество решений в указанной области.

Ключевые слова: инвестиции, капитал, инвестиционный кризис, воспроизводственный процесс, налогообложение, налоговые льготы, налоговой бремя, межотраслевой перелив капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.