Раздел 1. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА
УДК 336.741.28
ПРОЦЕДУРА ЗСК КАК СОСТАВНОЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛАЕНС РИСКАМИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
Дубов Дмитрий Александрович (DubovDA@mail.ru) ФГБОУ ВО "Ивановский государственный химико-технологический университет"
В работе рассмотрена необходимость использования процедуры "Знай своего клиента" сотрудниками российских банков с целью выявления и управления специфическими нефинансовыми рисками. Приведена авторская методика построения системы ЗСК.
Ключевые слова: банковское дело, комплаенс контроль, внутренний аудит, риск-менеджмент, управление, банковское регулирование, контроль, Банк России, Базельский комитет.
Одним из основных элементов управления комплаенс рисками, (преимущественно правовым и риском потери деловой репутации) кредитной организации, является принцип "Знай своего клиента" (далее - ЗСК). В целях соблюдения принципа ЗСК кредитной организации рекомендуется предусматривать разработку адекватной политики и процедур, включающих порядок осуществления банковских операций и других сделок, программы идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей, мониторинг движения денежных потоков по банковским счетам и управление банковскими рисками.
Выполнение кредитной организацией принципа ЗСК рекомендуется осуществлять в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, в том числе по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, соответствия деятельности кредитной организации обычаям делового оборота и принципам профессиональной этики, а также обеспечения стабильности финансового положения кредитной организации.
Принцип ЗСК, как и многие другие лучшие банковские практики пришел к нам из-за рубежа. Рассматривая результаты внутреннего исследования транснациональных банковских переводов в 1999 году, Базельский комитет выявил недостаточность эффективности в кредитных организациях ряда стран политики "know your customer - KYC (позднее адаптированный в России как ЗСК). Исходя из исследований комитета, политика KYC в большом числе стран имела значительные недостатки, а в других и вовсе не находила применения. Даже в странах с хорошо развитыми финансовыми рынками уровень эффективности KYC оказалась разной. В связи с этим, Базельский комитет подал заявку в Рабочую группу по вопросам трансграничных банковских операций с целью изучения текущих процедур KYC и разработки рекомендуемых стандартов, приемлемых для банков всех стран. Полученный результат был
опубликован как консультативный документ в январе 2001 года.
Основной процедурой реализации принципа ЗСК является идентификация клиентов кредитной организации (изучение, проверка информации, максимально возможное подтверждение и обоснование имеющихся сведений о клиенте, его операциях и других сделках, установление и идентификация выгодоприобретателей по ним).
Кредитной организации рекомендуется создавать и осуществлять программы идентификации клиентов в целях обеспечения условий для осуществления предупредительных мер по минимизации правового риска и риска потери деловой репутации, то есть принимать соответствующие меры до установления с клиентом правовых отношений.
Стабильные процедуры ЗСК играют важную роль в обеспечении безопасности и устойчивости банков, поскольку:
- "защищают деловую репутацию банков и целостность банковских систем посредством снижения вероятности преобразования банков в средство финансового преступления или в его жертву и, в результате, уменьшение возможности повредить репутации;
- составляют существенную часть хорошего управления рисками (например, предоставление основы для идентификации, ограничение и контролирование влияния риска на активы и пассивы, включая активы под управлением [1])".
Идентификация клиентов, выявление выгодоприобретателей в целях ПОД/ФТ в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" осуществляется согласно порядку, определенному Положением Банка России от 19 августа 2004 года № 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", зарегистрированным Министерством
юстиции Российской Федерации 6 сентября 2004 года, № 6005.
Реализация принципа ЗСК в кредитной организации в целях минимизации комплаенс рисков предусматривает:
- тщательную проверку достоверности сведений, предоставляемых клиентами и контрагентами, учредителями (участниками);
- анализ документов, определяющих правовой статус клиента и контрагента, а также полномочий лиц, заключающих договоры;
- определение сферы деятельности клиентов и контрагентов, анализ информации об их деловой репутации, анализ изменения показателей отчетности, изменение сферы деятельности постоянных клиентов и контрагентов.
При этом особое внимание уделять необходимо программам идентификации клиентов, использующих дистанционное банковское обслуживание, в том числе интернет-банкинг.
Принцип ЗСК предполагает формирование методики привлечения клиентов и программ их идентификации в зависимости от характера и особенностей осуществляемых банковских операций и других сделок (например, привлечение и размещение денежных средств во вклады), от предполагаемой продолжительности договорных отношений с клиентом, от предполагаемого объема денежных потоков по банковскому счету (размера банковского вклада) и других критериев.
В большинстве случаев ЗСК играет на руку и самому клиенту. Предоставленная им правдивая информация помогает банковским сотрудникам подбирать для него такой счет, который будет соответствовать реальным запросам - будь то сопровождение бизнес-деятельности или же защита активов. Получение подробной информации о потенциальном клиенте и характере операций, которые он предполагает проводить с использованием услуг банка, позволяет предлагать ему продукты и услуги, в наибольшей степени отвечающие его потребностям и соответствующие его профилю. Такой подход способствует формированию долгосрочных и взаимовыгодных деловых отношений между банком и его клиентами.
Помимо Базельского комитета необходимость надлежащего изучения кредитными организациями своих клиентов подчеркивает РАТР в своей 10-й Рекомендации [2], которая должна соблюдаться всеми государствами-членами FATF.
В рамках реализации функции ЗСК сотрудники комплаенс подразделения должны разработать и довести до сведения всех служащих банка Политику ЗСК, которая должна включать в себя:
- обязанность изучения всех потенциальных и действующих клиентов / контрагентов банка (в т.ч. - клиентов, в отношении которых иден-
тификация для целей ПОД/ФТ может не проводиться: органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, органов самоуправления муниципальных образований и др.);
- фиксирование результатов изучения клиентов и контрагентов в определённом формате;
- принятие решения (вынесение суждения) в определённом формате относительно возможности и целесообразности принятия потенциального клиента на обслуживание в банк (либо продолжения обслуживания в банке действующего клиента) или установления/продолжения договорных отношений между банком и контрагентом.
Выполнение процедуры ЗСК должно во всех случаях предшествовать установлению деловых отношений.
В ходе изучения потенциального клиента/контрагента необходимо принять меры к получению сведений, характеризующих все существенные элементы его профиля.
Для клиентов - физических лиц, существенными элементами клиентского профиля с точки зрения ЗСК являются:
• личная репутация (т.е. представление о вероятной модели поведения лица и возможных рисках вследствие установления деловых отношений с таким лицом с учётом известных фактов его биографии и рода деятельности), изучаемая на основе любых источниках информации, доступных банку на законных основаниях. В первую очередь оценка личной репутации важна для принятия решения о возможности/целесообразности принятия на обслуживание лиц, потенциально относящихся к категориям "состоятельные клиенты" и "публичные должностные лица/влиятельные публичные персоны", идентифицируемых в качестве таковых на основе сведений, сообщёнными ими о себе при заполнении анкеты;
• наличие "бенефициара", контролирующего действия клиента - физического лица, и данные, негативно характеризующие репутацию такого "бенефициара", полученные в ходе изучения последнего;
• наличие выгодоприобретателя (если потенциальный клиент намерен проводить через банк операции, предполагающие наличие выгодоприобретателя), и данные, негативно характеризующие репутацию такого выгодоприобретателя, полученные в ходе изучения последнего;
• наличие представителя с правом совершения операций по счетам в банке от имени клиента - физического лица, и данные, негативно характеризующие репутацию такого представителя, полученные в ходе изучения последнего;
• основные источники дохода (в отношении представителей категорий "состоятельные
клиенты" и "публичные должностные лица/влиятельные публичные персоны" - также происхождение активов, например, ценных бумаг или объектов недвижимости, приносящих им доходы, распоряжение которыми предполагается осуществлять с использованием продуктов/услуг банка).
Для корректной оценки уровня потенциального репутационного, правового и иных комп-лаенс рисков для банка в ходе собеседования с физическим лицом - потенциальным клиентом необходимо выявить/убедиться в отсутствии признаков того, что данное лицо намерено использовать услуги/продукты банка в целях легализации (отмывания) доходов, полученных
Определение хара
преступным путем, или финансирования терроризма, либо в иных противоправных целях (например, для уклонения от уплаты налогов). Помимо получения информации в ходе собеседования, необходимо собрать дополнительные сведения из источников, доступных банку на законных основаниях (включая открытые источники, оцениваемые как заслуживающие доверия).
При установлении основных источников доходов / состава и примерной стоимости активов необходимо выяснить характер регулярного дохода и активов (табл.1).
Таблица 1
доходов клиента
Доход Регулярный Нерегулярный
Текущий — оплата труда (заработная плата) при работе по найму; — пенсия, стипендия, пособия — проценты по банковским вкладам; — купонный доход по облигациям; — регулярная материальная помощь третьих лиц, связанных с клиентом (например, родственными узами) — оплата по договорам гражданско-правового характера; — вознаграждение от творческой, профессиональной спортивной, научно-преподавательской по совместительству и иной деятельности, не связанной с основной трудовой занятостью; — авторские отчисления (в т.ч. лицензионные в пользу обладателей патентов); — арбитражные операции на валютных/товарных рынках, инвестиции в ценные бумаги и т.п.; — доходы от участия в азартных играх и пари (в т.ч. выигрыши в результате ставок в букмекерских конторах и игры на тотализаторе, в интернет-казино, интернет-покер-клубах и т.п.); — нерегулярная (разовая) материальная помощь третьих лиц, НЕ связанных с клиентом родственными узами (например, в рамках сбора пожертвований)
Аккумулированные активы — доход рентного характера (акционерные дивиденды или доля прибыли), сдача в аренду недвижимости) — сдача в аренду движимого имущества, а также недвижимого имущества, неразрывно НЕ связанного с землёй (например, воздушные суда, яхты, сведения о которых вносятся в регистры, и т.п.)
Для клиентов, являющихся субъектами предпринимательской деятельности, т.е. для юридических лиц - коммерческих организаций (в т.ч. - кредитных организаций), индивидуальных предпринимателей, физических лиц, занимающихся частной практикой в установленном законодательством РФ порядке, существенными элементами профиля с точки зрения ЗСК являются:
• деловая репутация (т.е. представление, сложившееся в профессиональном сообществе, частью которого является потенциальный клиент, или у соответствующей саморегулируемой организации, или у банков, к услугам которых прибегал потенциальный клиент, в отношении вероятной модели поведения данного лица с точки зрения его способности выполнять обязательства перед контрагентами, методов ведения бизнеса, склонности к нарушению пра-
вовых норм или попыткам обойти требования законодательства);
• наличие бенефициарного владельца, контролирующего действия клиента - субъекта предпринимательской деятельности, и данные, негативно характеризующие репутацию такого бенефициарного владельца, полученные в ходе изучения последнего;
• наличие выгодоприобретателя (если потенциальный клиент намерен проводить через банк операции, предполагающие наличие выгодоприобретателя), и данные, негативно характеризующие репутацию такого выгодоприобретателя, полученные в ходе изучения последнего;
• наличие представителя (помимо представителей, предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации и/или законодательством РФ) с правом совершения операций по счетам в банке от имени
клиента - субъекта предпринимательской деятельности, и данные, негативно характеризующие репутацию такого представителя, полученные в ходе изучения последнего;
• источники дохода субъекта предпринимательской деятельности.
Для корректной оценки уровня потенциальных репутационных, правовых и иных компла-енс рисков для банка в процессе собеседования с представителями клиента - субъекта предпринимательской деятельности и анализа сведений из альтернативных источников, доступных банку на законных основаниях, необходимо выявить/убедиться в отсутствии признаков того, что данный субъект предпринимательской деятельности может иметь намерение воспользоваться услугами/продуктами банка в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, либо в иных противоправных целях (например, для уклонения от уплаты налогов).
Также следует принять меры к установлению фактов негативного характера (если таковые имеются) в отношении:
- самого потенциального клиента, включая:
• сведения о финансовых затруднениях либо признаках неплатежеспособности;
• данные о неоднократном неисполнении обязательств перед деловыми партнёрами / клиентами;
• сведения о наличии конфликтов между акционерами/учредителями;
• сообщения о процессуальных действиях правоохранительных органов в отношении потенциального клиента или его контролирующих акционеров/учредителей;
• сведения о санкциях со стороны надзорных органов в отношении потенциального клиента или его контролирующих акционеров/учредителей (отзыв лицензий и т.п.);
• наложение штрафов на потенциального клиента за нарушение природоохранного и антимонопольного законодательства, а также законодательства об охране труда);
• требования со стороны третьих лиц, предъявленные потенциальному клиенту в судебном порядке
- аффилированных с потенциальным клиентом физических лиц, способных оказывать существенное воздействие на его деятельность (единоличный исполнительный орган; конечные бенефициарные владельцы, иные лица, каждое из которых (или связанные лица совместно) контролирует/контролируют не менее 20% уставного капитала потенциального клиента).
При оценке источников доходов следует выяснить:
• характер предпринимательской деятельности, генерирующей доходы потенциального клиента;
• наличие документально подтверждённых материальных условий, обеспечивающих ведение заявленной предпринимательской деятельности (например, специализированное производственное / торговое / складское помещение, а также производственное / торговое / складское оборудование, приобретённые потенциальным клиентом или используемые им на основе соответствующего договора), и/или источников финансирования для создания таких материальных условий;
• нематериальных условий, обеспечивающих ведение деятельности, направленной на создание интеллектуального продукта / услуг (консалтинг, аудит, разработка технических решений в области информационных технологий и т.п.), - наличие профильного образования и/или профессионального опыта у ИП/ЧП, либо у руководителя ЮЛ;
• является ли легитимным заявленный/установленный источник дохода (в частности, имеется ли разрешительной документации в тех случаях, когда она необходима в соответствии с законодательством РФ).
По результатам анализа всех существенных элементов профиля с точки зрения ЗСК каждому клиенту/контрагенту должен быть присвоен соответствующий статус. В дальнейшем этот статус используется для оценки уровня риска потенциальных клиентов.
Критерии присвоения статуса "Нестандартный" отражены в таблице 1.
Клиенты, в отношении которых не установлено соответствие ни одному из критериев, приведённых в таблице 1, и не вынесено мотивированное суждение, обосновывающее необходимость признания их "Нестандартными", классифицируются как "Стандартные".
Статус клиента может быть впоследствии пересмотрен в зависимости от изменений в тех или иных существенных элементах профиля клиента. Критерии присвоения статуса "Отслеживаемый" - в таблице 2.
Клиенты, в отношении которых не установлено соответствие критериям, приведённым в таблице выше, классифицируются как "Неот-слеживаемые".
Присвоенный статус может быть пересмотрен в зависимости от изменений в тех или иных существенных элементах профиля клиента.
Полученные по результатам анализа статусы используются для определения итогового уровня риска по клиенту в соответствии с таблицей 3.
В зависимости от полученного итогового уровня риска по клиенту принимается решение об участии комплаенс офицера в процессе со-
гласования установления/продолжения деловых отношений, согласно таблице 4.
Таблица 1
Критерии присвоения статуса «Нестандартный»
№ Категория клиента Критерий, относящийся к профилю ЗСК Критерий, относящийся к деятельности клиента /источнику дохода Критерий, относящийся к местонахождению клиента Критерий, относящийся к операциям клиента
1. Физические лица • Клиенты сегмента VIP клиенты банка • Клиенты, относящиеся к категории PEP, - т.е. лица, которые сами идентифицировали себя в качестве таковых, либо были так идентифицированы банком. • Лица, не являющиеся гражданами России • РДТСД—Клиенты, являющиеся (потенциально являющиеся) налогоплательщиками по законодательству США -т.е. лица, являющиеся гражданами США, обладающие видом на жительство /правом на долгосрочное проживание в США, родившиеся на территории США, указывающие для контактов личный адрес в США (либо адрес третьего лица в США), а также имеющие регистрационный номер налогоплательщика США; • Клиенты, находящиеся в государствах, в отношении которых применяются международные или региональные эмбарго/ санкции
2. Индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой в порядке, установленном законодательством РФ. • Клиенты, относящиеся к категории PEP, - т.е. лица, которые сами идентифицировали себя в качестве таковых, либо были таким образом идентифицированы банком. • Лица, не являющиеся гражданами России. • Клиенты, осуществляющие сбор денежных пожертвований на благотворительные цели; • Клиенты, занимающиеся операциями с ломом металлов; • Клиенты, основным направлением деятельности которых является взимание долгов (коллек-торская деятельность); • Клиенты, от которых при установлении фактических видов деятельности, получена информация о том, что они на регулярной основе выполняют функции генеральных подрядчиков или генеральных поставщиков. • РДТСД—Клиенты, являющиеся (потенциально являющиеся) налогоплательщиками по законодательству США, -т.е. лица, являющиеся гражданами США, обладающие видом на жительство /правом на долгосрочное проживание в США, родившиеся на территории США, указывающие для контактов личный адрес в США (либо адрес третьего лица в США), а также предъявившие регистрационный номер налогоплательщика США; • Клиенты, находящиеся в государствах, в отношении которых применяются между-народные или региональные эмбарго/ санкции.
Продолжение таблицы 1
№ Категория клиента Критерий, относящийся к профилю ЗСК Критерий, относящийся к деятельности клиента /источнику дохода Критерий, относящийся к местонахождению клиента Критерий, относящийся к операциям клиента
3. Юридические лица - коммерческие организации • Клиенты, аффилированные с PEP в качестве единоличного исполнительного органа или конечного бенефициарного владельца; • Клиенты, зарегистрированные в оффшорных зонах • Клиенты, имеющие многоуровневую структурой акционерного / бенефициарного владения (т.е. клиенты, у которых хотя бы одним из «прямых» владельцев/лиц, контролирующих 20% или более акций/долей капитала, является другое юридическое лицо), при условии, что хотя бы один номинальный держатель доли / акционер находится в оффшорной юрисдикции • Клиенты, осуществляющие сбор денежных пожертвований на благотворительные цели; • Клиенты, занимающиеся операциями с ломом металлов; • Клиенты, основным направлением деятельности которых является взимание долгов (коллек-торская деятельность); • Клиенты, относящиеся к оборонной отрасли (военно- промышленному комплексу); • Клиенты, оказывающие посреднические услуги в области международной торговли вооружениями и боеприпасами; • Клиенты, от которых при установлении фактических видов деятельности, получена информация о том, что они на регулярной основе выполняют функции генеральных подрядчиков или генеральных поставщиков. • РАТСА—Клиенты, являющиеся (потенциально являющиеся) налогоплательщиками по законодательству США -т.е зарегистрированные в США, указывающие адрес местонахождения в США либо предъявившие регистрационный номер налогоплательщика США; • Клиенты, находящиеся в государствах, в отношении которых применяются международные или региональные эмбарго/ санкции. • Клиенты,производя-щие перечисления на счета либо получающие платежи со счетов: — третьих лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах — третьих лиц, если эти счета открыты в кредитных организациях, зарегистрированных в оффшорных зонах
4. Юридические лица - некоммерческие организации • Любые • Любые • Любые • Любые
5. Юридические лица -кредитные организации • Клиенты, аффилированные с PEP в качестве единоличного исполнительного органа или конечного бенефициарного владельца; • Клиенты, зарегистрированные в оффшорных зонах; • Клиенты, имеющие многоуровневую структурой акционерного / бенефициарного владения (т.е. клиенты, у которых хотя бы одним из «прямых» владельцев/лиц, контролирующих 20% или более акций/долей капитала, является другое юридическое лицо), при условии, что хотя бы один номинальный держатель доли / акционер находится в оффшорной юрисдикции РАТСА—Клиенты, являющиеся (потенциально являющиеся) налогоплательщиками по законодательству США - т.е зарегистрированные в США, указывающие адрес местонахождения в США либо предъявившие регистрационный номер налогоплательщика США; • Клиенты, находящиеся в государствах, в отношении которых применяются международные или региональные эмбарго/ санкции.
Таблица 2
Критерии присвоения статуса "Отслеживаемый"
Категория клиента Критерий, относящийся к профилю ЗСК
1. Физические лица • Клиенты, относящиеся к категории PEP, - как на основе самоидентификации при, так и в результате признания их таковыми со стороны банка. • FATCA-клиенты, потенциально являющиеся налогоплательщиками по законодательству США - т.е., лица, являющиеся гражданами США, обладающие видом на жительство в США, родившиеся на территории США, указывающие для контактов личный адрес в США, а также имеющие регистрационный номер налогоплательщика сшА.
2. Индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой в порядке, установленном российским законодательством. • Клиенты, относящиеся к категории PEP, как на основе самоидентификации, так и в результате признания их таковыми со стороны банка. • FATCA-клиенты, потенциально являющиеся налогоплательщиками по законодательству США - т.е., лица, являющиеся гражданами США, обладающие видом на жительство в США, родившиеся на территории США, указывающие для контактов личный адрес в США, а также имеющие регистрационный номер налогоплательщика сшА.
3. Юридические лица -коммерческие организации • Клиенты, аффилированные с физическими лицами (единоличным исполнительным органом, конечными бенефициарными владельцами), являющимися PEP, • Клиенты, зарегистрированные в оффшорных зонах. • Клиенты, находящиеся в государствах, в отношении которых применяются международные или региональные эмбарго/ санкции.
4. Юридические лица -некоммерческие организации • Клиенты, аффилированные с физическими лицами (единоличным исполнительным органом, конечными бенефициарными владельцами), являющимися PEP,
Таблица 3
Определение уровня риска клиента
Отслеживаемый Неотслеживаемый
Стандартный Средний Низкий
Нестандартный Высокий Х
Определение необходимости согласования ЗСК решения
Таблица 4
Нормативный статус Уровень риска Уровень ЗСК-согласования Операционный статус
НЕСТАНДАРТНЫЙ ВЫСОКИЙ ЗСК-согласование с участием комлпаенс офицера ОТСЛЕЖИВАЕМЫЙ
СТАНДАРТНЫЙ СРЕДНИЙ ЗСК-согласование без участия комплаенс офицера
НИЗКИЙ НЕОТСЛЕЖИВАЕМЫЙ
В зависимости от присвоенных им специальных статусов и уровня риска применяются Стандартный и Углублённый уровни ЗСК-изучения клиентов.
"Стандартный" уровень изучения является базовым, то есть, он подлежит применению при отсутствии конкретных оснований проявлять повышенную осмотрительность.
"Углублённый" уровень изучения подразумевает максимальную осмотрительность, выражающуюся, в частности, в получении от клиента / контрагента документального подтверждения также и тех сведений, которые не относятся к перечню сведений, в обязательном порядке подлежащих получению в отношении клиента в рамках его идентификации для целей
ПОД/ФТ, либо в отношении контрагента в рамках требований внутренних распорядительных документов банка, регулирующих установление деловых отношений с контрагентами). В частности, такое документальное подтверждение целесообразно получать в отношении сведений об источниках дохода клиента - физического лица или источниках образования выручки клиента - юридического лица, причем в последнем случае документарное подтверждение часто требуется для фиксации информации о том, какими материальными (и иными) условиями обеспечивается ведение заявленной клиентом фактической деятельности (наличие специализированного помещения, оборудования, источников сырья / материалов, складских мощно-
стей, квалифицированных кадров и т.п. - в зависимости от типа заявленной деятельности). Для вновь образованных субъектов предпринимательской деятельности в этом случае необходимо понимание источников финансирования для образования таких условий ведения заявленной клиентом фактической деятельности (в т.ч. - в отдельных случаях с документарным подтверждением).
По завершении ЗСК-изучения клиента и систематизации собранных сведений, проводящий процедуру ЗСК работник банка выносит суждение о возможности/невозможности установления деловых отношений с клиентом/контрагентом.
В случае, если на основании анализа собранной информации работник банка, проводящий процедуру ЗСК:
- предполагает, что целью клиента при установлении деловых отношений с банком может являться проведение операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
- предполагает, что установление деловых отношений с клиентом/контрагентом может причинить ущерб деловой репутации банка,
- не вправе выносить положительное суждение касательно возможности/целесообразности установления деловых отношений с данным клиентом / контрагентом.
При наличии сомнений работник банка, проводящий процедуру ЗСК, должен обратиться в комплаенс подразделение за консультацией.
Обновление для целей ЗСК профилей всех клиентов - юридических лиц, а также клиентов -индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающиеся частной практикой в порядке, ус-
тановленном российским законодательством, а равно иных клиентов, классифицированных как "Нестандартные" и/или "Отслеживаемые", рекомендуется производить работникам подразделений банка, к ведению которых отнесены отношения с соответствующими клиентами, не реже одного раза в год.
Для оптимизации данного процесса обновление анкет клиентов, сформированных для целей ПОД/ФТ следует проводить одновременно с обновлением профилей клиентов в рамках требований политики ЗСК.
Обновление для целей ЗСК профилей клиентов - физических лиц, классифицированных как "Стандартные" и/или "Неотслеживаемые", производится не реже одного раза в год.
Таким образом, политика идентификации клиентов ЗСК - это своеобразный защитный механизм и для клиентов, и для сопровождающих их деятельность бизнес-структур. Он четко структурирует допустимость соответствующих финансовых операций и ограждает обе стороны от возможных штрафных санкций. Разработанная в рамках работы программа проведения ЗСК процедуры рекомендована к применению в кредитных организациях России.
Литература
1. Рекомендации Базельского комитета «Знай своего клиента». Надлежащее отношение банков к клиентам (стандарты Базельского комитета банковского надзора) // URL: http://docs.cntd.ru/document/901934950
2. Methodology for assessing compliance with the FATF RECOMMENDATIONS AND THE EFFECTIVENESS OF AM L/C FT SYSTEMS // URL: http://www.cbr.ru/today/anti_legalisation/ fatf/fatf-methodology.pdf
УДК 336:338.2
НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА МЕЖОТРАСЛЕВОГО ПЕРЕЛИВА КАПИТАЛА
Кузьминов Александр Николаевич (akuzminov@sfedu.ru) Медведская Татьяна Константиновна Немер Бадван Луай ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» В статье рассмотрено текущее состояние производственной сферы российской экономики. Отмечено, что негативная ситуация в инвестиционной деятельности связана с неблагоприятным деловым климатом. Рассмотрены основные, по мнению авторов, факторы, сдерживающие инвестиционную активность хозяйствующих субъектов. Показано, что современная российская налоговая система влияет на межотраслевой и межрегиональный перелив капитала, но не стимулирует инвестиционную активность. Доказана необходимость совершенствования налоговых инструментов на основе идей самопротекции и самосохранения, что повысит качество решений в указанной области.
Ключевые слова: инвестиции, капитал, инвестиционный кризис, воспроизводственный процесс, налогообложение, налоговые льготы, налоговой бремя, межотраслевой перелив капитала.