Глущенко А.А.1, Воронина Р.М.2 ©
1 К.э.н., доцент кафедры банковского дела, Львовский институт банковского дела Университета банковского дела Национального банка Украины;
2ассистент кафедры маркетинга и логистики Национального университета «Львовская
политехника»
ПОЛИТИКИ KYC, CDD И PEPS-БАЗА ДЛЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ КЛИЕНТОВ БАНКА И БЕНЕФИЦИАРОВ
Аннотация
В статье исследуются международные требования к финансовым учреждениям относительно противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, установленных документами Базельского комитета банковского надзора, Вольфсбергской группы, ФАТФ и других международных организаций. Установлено важность использования политики «Знай своего клиента», надлежащей проверки клиентов и других идентификационных процедур для эффективной программы противодействия отмыванию денег. Определены и обоснованы правила в отношении политически уязвимых лиц для противодействия отмыванию денег.
Ключевые слова: Политика «Знай своего клиента» (ЗСК), надлежащая проверка клиента, политически уязвимое лицо, отмывание денег, банковский надзор.
Keywords: “Know your customer” (KYC) policy, customer due diligence (CDD), politically exposed person (PEP), money laundering, bank supervision.
Использование в нелегальной финансово-экономической деятельности все более совершенных методов, способов и технологий, ставит перед специалистами банков, задействованных в сфере противодействия отмыванию денег, задачу постоянного совершенствования способов и методов идентификации клиентов и выявления признаков, указывающих на возможность проведения финансовых операций и использования банка с целью отмывания преступных доходов.
Исходя из анализа основных принципов выполнения банками обязанностей финансового контроля, можно констатировать решающее значение идентификационных процедур для превенции отмывания денег.
Указанный тренд в восприятии клиентов не только как носителей потенциальной выгоды для финансовых учреждений, но и рисков, прослеживается с восьмидесятых годов прошлого века и берет начало из Декларации Базельского комитета по банковскому надзору о предотвращении использования банковской системы в целях отмывания денег, полученных преступным путем [1].
По сути, указанная Декларация, принятая Базельским комитетом в декабре 1988 г., впервые установила международные стандарты противодействия отмыванию денег для финансовой системы. Данный документ состоит из двух частей: достаточно большой преамбулы, которая раскрывает причины и цели его принятия, и относительно короткого Заявления о принципах. В преамбуле Декларации отмечается, что банки и другие финансовые учреждения могут невольно быть использованы как посредники для перевода или вклада средств, полученных в результате преступной деятельности. Доверие общества к банкам и стабильность банковской системы могут быть подорваны, если в общественном мнении банки будут ассоциироваться с преступниками. Кроме того, банки сами могут понести прямые убытки от мошенничества или по неосторожности в выявлении нежелательных клиентов, или из-за падения добропорядочности своих сотрудников, связанных с преступниками.
По этим причинам Базельский комитет считает, что органы банковского надзора должны способствовать установлению соответствующих этических стандартов профессионального поведения для банков и других финансовых учреждений. По мнению Базельского комитета, принятый в 1988г. документ является общим заявлением об этических принципах, который призван побудить руководство банков к введению следующего перечня эффективных процедур:
1) надлежащая идентификация всех лиц, сотрудничающих с их учреждениями;
2) отказ от осуществления операций с финансовыми средствами, которые, как подозревается, являются результатом преступной деятельности;
3) установление сотрудничества с правоохранительными органами.
© Глущенко А.А., Воронина Р.М., 2013 г.
Базельская Декларация не является правовым документом, и ее выполнение зависит от национальной практики и законодательства. Целью Декларации стало усиление общих стандартов, направленных на предотвращение отмывания денег через банковскую систему.
Вышеуказанная Декларация предшествовала Основным принципам эффективного банковского надзора и Методологии их оценки, опубликованных Базельским Комитетом в сентябре 1997 г. Основные принципы являются комплексным планом организации банковского надзора и охватывают широкий круг вопросов, включая противодействие отмыванию. Будучи одобренным международным финансовым сообществом, в том числе на ежегодном заседании МВФ и Всемирного банка в Гонконге в октябре 1997 г., Принципы получили широкое признание и распространение [2].
Принцип № 15 предусматривает обязанность органов банковского надзора проверять, имеет ли банк адекватные регламенты, положения и инструкции (включая строгие правила ЗСК - «знай своего клиента» - know your client - KY C), которые способствуют соблюдению высоких этических и профессиональных норм в финансовом секторе и предотвращению преднамеренного или непреднамеренного использования банка в незаконных целях.
В дополнение к «Основным принципам» Базельский комитет в 1999 г. издал Методологию их оценки, которая может использоваться как для проведения самооценок надзорным органом каждой страны, так и для внешних оценок национальной банковской системы, проводимых, например, по линии МВФ и Всемирного Банка [3]. Данная Методология содержит 11 специальных и 5 дополнительных критериев оценки адекватности положений и процедур «Знай своего клиента». В частности, предусматривается обязанность органа банковского надзора периодически проверять соответствие установленным требованиям систем внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию средств, а также систем по предотвращению, выявлению мошенничества и информирования о таких случаях. При этом надзорный орган должен иметь достаточные полномочия для обеспечения выполнения установленных требований в сфере противодействия отмыванию денег, включая право на принятие мер административной или другой ответственности в отношении банков, которые не выполняют такие требования (обязательный критерий 9).
Законы и подзаконные акты, которые устанавливают соответствующие требования в сфере противодействия отмыванию денег, должны быть разработаны с учетом признанных международных стандартов, включая Сорок рекомендаций FATF (дополнительный критерий 1).
В октябре 2006 г. Базельский комитет опубликовал новую редакцию Основных принципов и методологии, которые были одобрены Международной конференцией органов банковского надзора и согласованы с такими международными организациями, как МВФ, ВБ, Международной организацией комиссий ценных бумаг (IOSCO), Международной ассоциацией органов страхового надзора (IAIS) и FATF.
В обновленных документах вопросам предотвращения использования банковской системы в преступных целях посвящен принцип 18, который, в основном, совпадает с принципом 15 предыдущей редакции. В новой Методологии предусматриваются 12 основных и 1 дополнительный критерий относительно 18 принципа, которые в значительной степени совпадают с положениями Сорока рекомендаций FATF редакции 2003 г.
В Методологии, в частности, указывается, что под «надзорным органом» в части проверки соблюдения банками законодательства о предотвращении преступной деятельности могут пониматься не только обычные органы банковского надзора, но и национальные подразделения финансовой разведки, если последние наделены соответствующими полномочиями. В декабре 2011 года Базельский комитет начал активные консультации относительно очередного раунда обновлений Основных принципов и методологий их оценки.
В октябре 2001 г. Базельский комитет опубликовал документ «Надлежащая проверка клиентов банками (CDD - Customer Due Diligence for Banks)» [4].
Указанный документ состоит из следующих 5 разделов:
I. Введение (пункты 1-7), в котором изложены общие подходы Комитета к данной проблеме.
II. Значение требований программы «ЗСК» для органов банковского контроля и банков (пункты 8-17), описывающие риски, которым подвергаются банки, в которых отсутствуют адекватные правила по организации программы «ЗСК».
III. Основные элементы требований программы «ЗСК» (пункты 18-59), включая следующие
правила и процедуры: 1) принятие решений о целесообразности работы с клиентом, 2)
идентификация клиентов, в том числе: общие требования к идентификации; специфические вопросы идентификации; трастовые, фидуциарные (доверительные) счета и счета на предъявителя; счета корпораций; рекомендации; счета клиентов, которые открываются через профессиональных
посредников; политически уязвимые лица (PEPs - Politically exposed persons); заочные клиенты (деловые отношения банка без установления персонального контакта с клиентом); корреспондентские отношения банков, 3) постоянный мониторинг счетов и операций, 4) управления рисками.
IV. Роль органов банковского надзора.
V. Внедрение принципов «ЗСК» в международном контексте.
В пункте 3 данного документа подчеркивается тесная связь программы «ЗСК» с борьбой против отмывания денежных средств, которая входит в сферу компетенции FATF. Базельский комитет не стремится к дублированию деятельности FATF, руководствуясь в вопросе «ЗСК» более широкими принципами ответственного подхода. По мнению Комитета, должным образом разработанная программа «ЗСК» играет важную роль в обеспечении безопасности и надежности банков, а также целостности всей системы финансово-кредитных учреждений.
В октябре 2000 г. были опубликованы Общие директивы (указания) по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе, включающие 11 базовых принципов, известных под названием Вольфсбергские принципы (пересмотрены в мае 2002 г.) [5].
Попутно отметим, что Вольфсбергская группа была основана в 2000 г. 11-ю крупнейшими банками мира: ABN Amro N.V. (Нидерланды), Banco Santander Central Hispano SA (Испания), Barclays Bank (Англия), Citigroup (США), Credit Suisse Group (Швейцария). Deutsche Bank AG (ФРГ), HSBS (США), JP Morgan (США), Chase Manhattan (США), Societe Generale (Франция), UBS AG (Швейцария). Позже Chase и Morgan объединились и стали называться JP Morgan Chase, а затем к этой группе присоединились Goldman Sachs (США) и Bank of Tokyo-Mitsubishi Ltd (Япония).
Целью Группы, которая носит название швейцарского замка Вольфсберг, в котором состоялось ее первое заседание, является разработка принципов противодействия отмыванию денег, полученных преступным путем, в частном банковском секторе.
Принципы, которые разрабатывает Вольфсбергская группа, формально не имеют юридической силы и являются публичными обязательствами банков-участников придерживаться определенных этических правил. Учитывая реальное влияние членов Группы, контролирующих значительную часть мирового денежного обращения, принятия ими таких принципов служит действенным стимулом для их выполнения другими частными банками.
Вольфсбергская группа приняла четыре комплекса принципов в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, включающие приоритетные направления политики банков и основные элементы механизмов по предотвращению использования банковской системы для отмывания денег. В соответствии с этими принципами, в основе политики любого банка относительно своих клиентов, должен быть положен принцип, согласно которому, деловые отношения устанавливаются только с теми клиентами, законное происхождение источников доходов которых или их финансирование, может быть в разумных пределах подтверждено.
Вольфсбергские принципы включают следующие 11 положений:
1. Установления деловых отношений с клиентом: общие рекомендации (общие положения; идентификация: клиент; бенефициары; счета, открытые на имя управляющих средствами и аналогичных посредников, лица, действующие по доверенности; разовые клиенты и клиенты, которым предоставляются электронные банковские услуги; номерные или кодированные счета; оффшорные юрисдикции; надзор).
2. Установление деловых отношений с клиентами: ситуации, требующие дополнительной проверки или внимания (общие положения; индикаторы; получения согласия от руководства банка на обслуживание рискового клиента).
3. Обновление информации о клиентах.
4. Действия при обнаружении необычных или подозрительных обстоятельств (определение понятия необычной или подозрительной деятельности, выявления необычной или подозрительной деятельности, действия в случае выявления необычной или подозрительной деятельности).
5. Мониторинг финансовых операций клиента.
6. Ответственность за контроль.
7. Информирование руководства.
8. Обучение и подготовка персонала.
9. Хранения информации.
10. Исключения и отклонения от правил.
11. Организация противодействия отмыванию средств в банке.
В доработанных в 2002/03 годах Принципах, банки Вольфсбергской группы письменно зафиксировали внутриотраслевые минимальные стандарты информации, касающейся идентификации личности клиента. Наряду с обычными идентификационными документами, банкам рекомендовано обратить внимание и потребовать от клиента, или установить из других источников дополнительную информацию: причину и цель открытия счета; предполагаемую активность операций по открытому счету; происхождения активов; основания финансирования и т.д..
Кроме того, банки Вольфсбергской группы установили, что в основу проверки финансовых операций по счету клиента должны быть положены три критерия: страна происхождения владельца счета или отправителя платежа; отраслевой риск, причастность клиента к категории политически уязвимых лиц.
Заявление «О борьбе с финансированием терроризма», с которой Группа выступила в январе 2002 г., направлена на повышение вклада финансовых учреждений в решение этой проблемы. Заявление предусматривает применение процедур «ЗСК» в расширенном масштабе путем поиска по спискам известных или подозреваемых террористов, а также принятие дополнительных мер ЗСК в случаях, когда имеют место необычные или подозрительные операции клиентов. Особенно тщательная проверка необходима в тех ситуациях, когда клиенты связаны с секторами или сферами деятельности, которые, по информации компетентных органов, часто используются для финансирования терроризма [6].
В ноябре 2002 г. Группа опубликовала 14 принципов борьбы с отмыванием доходов в банках-корреспондентах, регламентирующие установление и поддержание банковских корреспондентских отношений в мировом масштабе. Согласно указанным принципам международным банкам запрещается вести дела с «банками-оболочками» (которые не имеют физического присутствия на территории своей регистрации). Кроме того, предлагается использовать специальную методику оценки и контроля риска для обеспечения необходимого уровня надлежащей проверки, которая проводится банком в отношении его клиентов из банков-корреспондентов.
Так, при оценке потенциального риска предлагается учитывать следующую информацию о банке клиента: местонахождение; структура собственности и управления; деловой портфель; клиентура [7].
В 2003 г. Группа выступила с Заявлением «О мониторинге, проверке и поиске», которое призвано дополнить ранее принятые стандарты в части развития основанных на учете риска процессов мониторинга, проверки и поиска операций клиентов. Для мониторинга операций с учетом риска потенциального отмывания доходов рекомендуется разработать модели риска, которые предоставляют инструменты ранжирования факторов риска [8].
Вышеуказанное заявление банков Вольфсбергской группы стало подтверждением понимания того, что определенные сферы банковской деятельности являются более рисковыми с точки зрения возможного их использования в операциях по отмыванию преступных доходов: операции с банками-корреспондентами, операции с наличными средствами; деловые отношения с клиентами из некооперативных стран и территорий, оффшорных юрисдикций; деловые отношения с политически уязвимыми лицами, операции с ценными бумагами на предъявителя, электронные деньги и т.д.. За каждым из этих риск-ориентированных направлений деятельности, банкам настоятельно рекомендовалось осуществлять верификацию и документацию клиентов, а также устанавливать конечных бенефициаров (выгодоприобретателей) за финансовыми операциями.
Подытоживая, охарактеризуем основные понятия актуализированных международных стандартов, которые имеют решающее значение в контексте понимания специфики идентификационных процедур банка в отношении лиц, с которыми он устанавливает деловые отношения [9]:
1) В Рекомендациях ФАТФ значение термина бенефициар зависит от контекста.
Согласно трастового законодательства (законодательства доверительной собственности) бенефициар - лицо или лица, получающие выгоды от любых трастовых образований. Бенефициаром может быть физическое или юридическое лицо или организация. Все трасты (за исключением благотворительных или разрешенных уставом неблагонадежных трастов) должны иметь установленного бенефициара. Хотя трасты обязательно должны иметь бенефициара, который определяется в конечном итоге, трасты могут иметь не определенного существующего бенефициара, а только объекты правоспособности, пока любое лицо не станет уполномоченным как бенефициар получать прибыль или капитал после завершения определенного периода - то есть аккумуляционного периода. Этот период обычно совпадает с трастовым периодом владения, который обычно указывается в договоре доверительного управления как трастовый период.
В контексте договора о страховании жизни или другого страхового полиса, связанного с инвестициями, бенефициар - физическое или юридическое лицо, или правовое соглашение или категория лиц, которым будут выплачены доходы от полиса когда / если наступил страховой случай, который покрывается полисом.
Подробнее об установлении бенефициаров описано в Рекомендациях ФАТФ (2012 года) № 10 и 16 и в пояснительной записке к ним.
2) бенефициарным владельцем считается физическое лицо (лица), которое в конечном итоге владеет или контролирует клиента и / или физическое лицо, от имени которого проводится операция. Бенефициарными собственниками также могут быть лица, осуществляющие в конечном итоге эффективный контроль над юридическим лицом или организацией. Ссылка на "в конечном итоге владеет или контролирует" и "в конечном итоге эффективный контроль" относится к ситуациям в которых собственность / контроль осуществляется через ряд собственников или другими косвенными способами контроля.
3) Термин "идентификационные данные" относится к достоверным, независимым первичным документам, данным или информации о лице клиента финансового учреждения.
Иностранными политически уязвимыми лицами (иностранными политическими лицами) являются лица, наделенные значительными государственными функциями в другой стране, например, главы государств и правительств, значительные политические деятели, правительственные, судебные и военные чиновники высшего ранга, главные руководители государственных корпораций, важные чиновники политических партий. Национальными политическими лицами являются лица, наделенные значительными государственными функциями в собственной стране, например, главы государств и правительств, значительные политические деятели, правительственные, судебные и военные чиновники высшего ранга, главные руководители государственных корпораций, важные чиновники политических партий.
Выводы. Для формирования глобального международного фронта противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, решающее значение имеет стандартизация подходов разных стран ко всем аспектам данной проблемы. Гармонизация национального законодательства и институциональных механизмов на базе единых международных стандартах противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, призвана обеспечить эффективное сдерживание отмывания преступных доходов через финансовый сектор каждой страны, а также полномасштабное международное взаимодействие в данной сфере.
Стандартизации антилегализационного финансового мониторинга можно конкретизировать путем ретроспективного обзора институциональных основ создания международной и национальной систем противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Из данной конкретизации делаем вывод о том, что именно Рекомендации ФАТФ являются универсальным возведением в единую систему совокупности организационных принципов, правовых норм и институтов в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем.
Согласно международным стандартам, наиболее строгие требования предъявляются к надзорному и регуляторному режиму таких базовых финансовых учреждений, как банки, профессиональные участники фондового рынка и страховые компании, на которых, кроме Рекомендаций ФАТФ, распространяется действие Базовых принципов по противодействию отмыванию преступных доходов, установленных документами Базельского комитета банковского надзора, Вольфсбергской группы, Международной ассоциации страхового надзора и Международной организации комиссий по ценным бумагам.
Для предотвращения использования финансовой системы в преступных целях большое значение имеет не только предоставление финансовыми учреждениями информации уполномоченным государственным органам, но и их взаимодействие с другими финансовыми учреждениями (в т.ч. и зарубежными) в контексте принятия соответствующих мер, среди которых важнейшими являются эффективные идентификационные процедуры.
Банки являются основной категорией субъектов первичного финансового мониторинга, которая выявляет 97% всех подозрительных финансовых сделок, проходящих через финансовую систему Украины и содержат признаки, свидетельствующие о возможном проведении этих операций с целью отмывания преступных доходов. Поэтому, действенная система предотвращения использования банковской системы Украины в проведении через нее подозрительных финансовых операций является первоочередной задачей в контексте усовершенствования мер государственного и первичного финансового мониторинга. И начинать нужно с идентификационных процедур в отношении лиц, являющихся клиентами банков, поскольку правильная идентификация клиента
является фундаментом оценки риска проведения им нетипичных, подозрительных, нехарактерных, сомнительных финансовых операций. Решающими стандартами идентификации личности клиента (бенефициара) являются политики ЗСК - «Знай своего клиента» (KYC - know your client), НПК -«Надлежащая проверка клиента» (CDD - Customer Due Diligence) и особое внимание к политически уязвимым лицам, как к клиентам высокой группы риска (PEPs - Politically exposed persons).
Литература
1. Basel Committee on Banking Supervision Statement: Prevention of criminal use of the banking system for the purpose of money laundering [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bis.org/publ/ bcbsc137.pdf? noframes=1.
2. Core Principles for Effective Banking Supervision. Basel Committee on Banking Supervision. Basel, 10/2006 (1997). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bis.org/publ/bcbs129.htm
3. Core Principles Methodology. Basel Committee on Banking Supervision. Basel, 10/2006 (1999). [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.bis.org/publ/bcbs130.htm
4. Customer Due Diligence for Banks. Basel Committee on Banking Supervision. Basel, 10/2001. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bis.org/publ/bcbs85.htm
5. Wolfsberg AML Principles on Private Banking 2002. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wolfsberg-principles.com/privat-banking.html
6. Wolfsberg Statement on The Suppression of the Financing of Terrorism - January 2002. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wolfsberg-principles.com/financing-terrorism.html
7. Wolfsberg AML Principles for Correspondent Banking - November 2002. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wolfsberg-principles.com/corresp-banking.html
8. Wolfsberg Statement on Monitoring Screening and Searching - September 2003. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.wolfsberg-principles.com/monitoring.html
9. International Standards on Combating Money Laundering and the Financing of Terrorism and Proliferation - the
FATF Recommendations 2012. [Електронний ресурс]. - Режим доступа: http://www.fatf-
gafi.org/topics/fatfrecommendations/documents/internationalstandardsoncombatingmoneylaunderingandthefinan cingofterrorismproliferation-thefatfrecommendations.html