Научная статья на тему 'Совершенствование методов противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в банковской системе'

Совершенствование методов противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в банковской системе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
927
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ОТМЫВАНИЕ ДОХОДОВ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА / КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / BANKING SYSTEM / MONEY LAUNDERING / COUNTERACTION / TERRORISM FINANCING / CREDIT ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пряхин Геннадий Николаевич, Амелешин Кирилл Алексеевич

На сегодняшний день в результате глобализации финансовое сотрудничество между странами продолжает набирать обороты, финансовые рынки стали доступными, а также мобильные приложения и электронные банковские операции масштабируются благодаря передовым технологиям, и все эти события ускорили денежное обращение. По сути, эти события воспринимаются как позитивные, но стоит отметить, что глобализация привела и к некоторым негативным последствиям, таким как мошенничество, коррупция, отмывание денежных средств. Данные негативные последствия тесно взаимосвязаны, поскольку мошенничество и коррупция являются источниками незаконно полученных денежных средств. Незаконные денежные средства ведут к повышению уровня преступности, а также поддерживают такие сферы, как игорный бизнес, торговля оружием и оборот наркотиков. Предлагаются к рассмотрению некоторые комплексные меры по противодействию легализации преступных доходов в банковской системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of Methods of Countering the Legalization of Criminal Income and Financing Terrorism in the Banking System

Today, as a result of globalization, financial cooperation between countries continues to gain momentum, financial markets have become available, and mobile applications and electronic banking are scaling due to advanced technologies, and all these events have accelerated money circulation. In fact, these events are perceived as positive, but it is worth noting that globalization has led to some negative consequences, such as fraud, corruption, money laundering. These negative consequences are closely interrelated, since fraud and corruption are sources of illegally obtained funds. Illegal funds lead to an increase in crime, as well as support areas such as gambling, arms trafficking and drug trafficking. In the article, we propose to consider some comprehensive measures to counter the legalization of criminal income in credit institutions.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методов противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в банковской системе»

Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 3 (425). Экономические науки. Вып. 64. С. 28—34.

УДК 343.50 DOI 10.24411/1994-2796-2019-10304

ББК Х408.12

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ

Г. Н. Пряхин, К. А. Амелешин

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

На сегодняшний день в результате глобализации финансовое сотрудничество между странами продолжает набирать обороты, финансовые рынки стали доступными, а также мобильные приложения и электронные банковские операции масштабируются благодаря передовым технологиям, и все эти события ускорили денежное обращение. По сути, эти события воспринимаются как позитивные, но стоит отметить, что глобализация привела и к некоторым негативным последствиям, таким как мошенничество, коррупция, отмывание денежных средств. Данные негативные последствия тесно взаимосвязаны, поскольку мошенничество и коррупция являются источниками незаконно полученных денежных средств. Незаконные денежные средства ведут к повышению уровня преступности, а также поддерживают такие сферы, как игорный бизнес, торговля оружием и оборот наркотиков. Предлагаются к рассмотрению некоторые комплексные меры по противодействию легализации преступных доходов в банковской системе.

Ключевые слова: банковская система, отмывание доходов, противодействие, финансирование терроризма, кредитные организации.

Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, в российском законодательстве понимается совершение действий, направленных на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами и иным имуществом, полученным от таких видов преступлений, как незаконная торговля наркотиками, создание фирм-однодневок, структуризация и распыление кадров, финансовые мошенничества и др. [2].

Актуальность данной темы вызвана также большим объемом проделываемой работы Росфинмониторинга совместно с Банком России, только за 4-й квартал 2018 г. выпущено более 10 писем и рекомендаций по работе кредитных и аудиторских организаций в сфере ПОД/ФТ. Это вызвано большим количеством операций, направленных на отмывание денежных средств, наглядно это демонстрирует рисунок [12], на котором представлено количество лицензий, отозванных Банком России

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

2014

2015 2016 2017

■ ПОД/ФТ ■ Иные причины

2018

Статистика отзывов Банком России лицензий на осуществление банковских операций

за последние несколько лет в связи с вовлечением кредитных организаций в проведение сомнительных операций и их неспособностью обеспечить соблюдение требований законодательства в сфере ПОД/ФТ.

Большую обеспокоенность вызывает опубликованный отчет о деятельности Росфинмониторинга по итогам 2017 г., в котором указывается, что, по предварительным данным, в банках, лицензии которых были отозваны в 2017 г., обнаружены признаки хищения активов на сумму более 300 млрд р. (без учета крупных банков, взятых на санацию).

Стоит обратить внимание, что доля теневой экономики в России достигает 33,7 % ВВП. Об этом пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование Международного валютного фонда (МВФ), оценивающее размеры теневого сектора в 158 странах в 2010—2017 г. [13].

Основными факторами, определяющими масштаб теневой экономики в России, являются коррупция, уход от налогов, отмывание доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма, что, как указывают В. В. Беленко [3], Е. О. Бондарь [4], И. В. Разумова [10], В. Н. Фомин [14], носит массовый характер и наносит непоправимый вред экономической безопасности и финансовой устойчивости нашего государства. Учитывая, что данные угрозы значительны в масштабах России, авторами статьи предпринята попытка усовершенствования существующих методов противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в банковской системе.

Важно отметить, что отмывание денежных средств, полученных преступным путем, и финансирование терроризма невозможны без участия кредитных организаций и банковской системы в целом. Кредитные организации участвуют практически во всех известных схемах отмывания денежных средств, именно поэтому они и являются основными субъектами финансового мониторинга.

В соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О Банках и банковской деятельности» [1] кредитной организацией признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка Российской Федерации имеет право осуществлять предусмотренные законодательством банковские операции. Уникальность банковского сектора как элемента национальной системы ПОД/ФТ заключается в универсальности

его обязанностей и комплексности выполняемых им функций. В то же время банковский сектор как элемент национальной системы ПОД/ФТ в силу возлагаемых на него функций обеспечивает комплексное предупреждение преступлений путем предоставления информации в уполномоченный орган об операциях, подлежащих обязательному контролю, и операциях, вызывающих подозрение; выяснение у клиентов экономического смысла проводимых операций; запроса и анализа правоустанавливающих и иных документов, подтверждающих законность денежных средств, а также оснований и направления использования средств; идентификации и изучения участников расчетов; приостановления операций, связанных с финансированием терроризма, и т. д. [6].

На национальном уровне стратегия безопасности осуществляется на основе ряда законодательных мер [14; 15]:

— предотвращение, цель которого заключается в использовании финансовой системы для отмывания денежных средств, в частности на основе общего требования идентифицировать бенефициаров, а также устанавливать и ограничивать определенные операции, которые служат средством отмывания денег;

— выявление операций по отмыванию денежных средств с помощью законодательных положений, позволяющих обрабатывать информацию государственными органами, ответственными за борьбу с такими операциями (сообщение о подозрениях) и проведение специализированных расследований (доступ к компьютерным системам и коммерческой и банковской информации и т. п.);

— пресечение деятельности по отмыванию денежных средств и связанных с ней преступлений, а также конфискационные меры, которые дополняют применение превентивных мер, например замораживание и арест активов.

Методы отмывания доходов, полученных преступным путем, растут изо дня в день. Поскольку эти методы зависят от изобретательности людей, трудно указать определенное количество схем, используемых в современном мире. Кроме того, эти методы разрабатываются профессиональными людьми в своей области, для них не так сложно найти новый способ в повседневной жизни. Наиболее известные методы отмывания денег перечислены ниже:

1) Денежная контрабанда. Это один из старейших методов, средства незаконно импортируются, и эти импортированные деньги перевозятся

в страны, где нет минимального аудита или слабый контроль за подобными сделками. Эти активы направляются в офшорные центры, где финансовые транзакции происходят незаметно и контроля за ними нет. Сюда же входит вывоз наличных из страны с помощью подставных лиц и передача их в иностранные банки, таким образом незаконные денежные средства включаются в финансовую систему.

2) Создание фирм-однодневок. Фирма-однодневка — это юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации [9]. Как правило, на счета совершается многократное зачисление средств в течение дня разными лицами или такими же фирмами-однодневками.

3) Метод разделения. Деньги, полученные от незаконных действий, необходимо разделить на небольшие суммы и депонировать в разные банки или в один банк, но разными людьми, которые предоставляют недостоверные или искаженные сведения о себе. Самое главное — не превысить сумму, при которой будет отправлено уведомление в уполномоченный орган.

4) Налоговые гавани и офшорные банки. Налоговые гавани позволяют избежать уплаты налогов налогоплательщикам и включают страны, которые не обязаны платить налог, такие как Каймановы Острова, Багамские Острова и Бермудские Острова, Гонконг, Панама, Либерия, Люксембург, Монако и Нормандские Острова. Данные страны, упомянутые в качестве налоговых гаваней, имеют отличительные особенности, такие как отсутствие обязательного аудита и отсутствие информации о конечных бенефициарах.

Нами предлагаются несколько комплексных мер по противодействию легализации преступных доходов:

1. Оперативное реагирование на различное обновление законодательства в сфере ПОД/ФТ

В 2019 г. все участники финансового мониторинга должны пересмотреть свои программы по работе в сфере ПОД/ФТ, оценить их эффективность и при необходимости усилить. Сейчас система развита таким образом, что некоторые рекомендации Росфинмониторинга или Банка России просто не доходят до некоторых участников финансового мониторинга, а еще хуже, если они и вовсе не находят практического применения.

Ведь они должны учитывать все недавние изменения, например информационное письмо по вопросам применения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) в части функционирования механизма реабилитации клиентов, которое указывает, что клиенты, в отношении которых кредитными организациями реализованы предусмотренные Федеральным законом № 115-ФЗ полномочия по отказу от совершения операции, отказу от заключения договора банковского счета или по расторжению банковского счета, вправе осуществить действия, предусмотренные п. 13 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, а именно получить от кредитной организации соответствующую информацию, достаточную для обеспечения такому клиенту возможности ее использования при реализации механизма реабилитации клиентов [5].

2. Принцип «знай своего клиента»

Одним из основных элементов управления банковскими рисками, в том числе правовым риском и риском потери деловой репутации кредитной организации, является принцип «знай своего клиента» (далее — принцип ЗСК). В целях соблюдения принципа ЗСК кредитной организации рекомендуется предусматривать разработку адекватной политики и процедур, включающих порядок осуществления банковских операций и других сделок, программы идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей, мониторинг движения денежных потоков по банковским счетам (вкладам) и управление банковскими рисками [8].

Принцип ЗСК представляет собой ключевое развитие в продолжающейся эволюции соблюдения законодательства, и регуляторы сегодня могут уделять еще больше внимания характеру отношений с клиентами и транзакционной деятельности. Крайне важно, чтобы охватываемые учреждения заблаговременно определяли, потребуются ли дополнительные ресурсы. Это играет важную роль для кредитных организаций, чтобы предотвратить штрафы, санкции и административную ответственность за пособничество в отмывании денежных средств.

3. Качественная и количественная оценка риска

Еще одним важным шагом, который кредитные

организации должны предпринять в этом году, является расширение сферы их оценки рисков.

Несколько утвержденных форматов оценки риска должны быть адаптированы не только к деятельности кредитных организаций, но и ко всем участникам финансовых отношений. Это означает, что кредитные организации должны производить оценку своей потенциальной подверженности риску во всей организации, среди своих контрагентов, во всех подразделениях и в отношении программных продуктов.

В настоящее время существуют критерии определения признаков высокой вовлеченности кредитной организации в проведение сомнительных безналичных и (или) наличных операций в соответствии с письмом Банка России от 04.09.2013 № 172-Т «О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора». В настоящий момент согласно информационному письму Банка России от 27.07.2017 № ИН-01-12/40 «О критериях определения признаков высокой вовлеченности кредитной организации в проведение сомнительных безналичных и (или) наличных операций» территориальные учреждения Банка России при проведении оценки кредитных организаций по итогам работы за IV квартал 2017 г. и последующие периоды должны применять следующие критерии определения признаков высокой вовлеченности кредитной организации в проведение сомнительных безналичных и (или) наличных операций:

— превышение величины 2 % за последний квартал суммарного значения удельного веса (доли) объема сомнительных наличных операций в объемах дебетовых оборотов по счетам клиентов и удельного веса (доли) объема сомнительных безналичных операций в объемах дебетовых оборотов по счетам клиентов — юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иностранных структур без образования юридического лица

и (или)

— превышение величины 1 млрд р. за последний квартал объема сомнительных операций клиентов с безналичными и наличными денежными средствами в совокупности.

Используемые подходы в отношении критериев оценки вовлеченности кредитных организаций в проведение сомнительных операций клиентов с безналичными и наличными денежными средствами, объемов таких операций, алгоритмов расчетов операций, обладающих признаками сомнительности, изначально ориентированы на исключение возможности необоснованного отнесения финансовых операций клиентов кредитных организаций к сомнительным операциям и недо-

пущение искусственного завышения показателей сомнительных операций.

Однако Банк России неоднократно подчеркивал, что утвержденная Банком России методика носит непубличный характер [7].

По нашему мнению, публичность данной методики помогла бы клиентам выбирать надежные банки, не боясь, что их денежные средства не заморозятся вследствие отзыва лицензии у банка.

4. Развитие информационной системы

Надежные информационно-технологические системы всегда были важнейшими элементами соблюдения антиотмывочного законодательства. Однако, как показали недавние отчеты Росфинмониторинга, выявление подозрительной деятельности и сообщение о ней являются продолжающейся борьбой за кредитные организации — и эта тенденция, скорее всего, сохранится.

При совершении клиентами сомнительных операций создается угроза как для интересов отдельных вкладчиков и кредиторов, так и для стабильности всей банковской системы Российской Федерации. Банки сталкиваются со сложностями при разработке методических подходов к оценке риска, так как риски в данной сфере крайне непредсказуемы.

Многие кредитные организации вынуждены работать с устаревшими системами ИТ обеспечения, которые не в состоянии соответствовать стремительному росту преступности. Эта ситуация приводит во многих случаях к ручным обходным путям, в которых обычно не хватает точности и эффективности, и может привести к ненужному увеличению показателя вовлеченности кредитной организации в проведение сомнительных операций.

Процесс определения банком сомнительных операций, как правило, автоматизирован, но перепроверяется ответственным сотрудником. Чтобы контролирующие органы смогли корректно проверить достоверность данных и правильность их отнесения к сомнительным, необходимо проверить работоспособность внутреннего программного обеспечения.

Кредитные организации должны оценить, могут ли их нынешние системы удовлетворять дополнительные информационные и правовые потребности. Эффективное устранение этих пробелов потребует потенциально значительных инвестиций и тесного партнерства между службами компла-енса, ИТ и руководством.

В результате анализа текущего положения банковского сектора становится понятно, что текущие

меры по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма являются крайне неэффективными. Использование предложенных нами комплексных мер позволит усилить значимость данного вопроса, что окажет положительный эффект на финансовую стабильность банковской системы и национальной

экономики. Данные меры направлены на оперативное реагирование как со стороны законодательной базы, так и со стороны программного обеспечения. Только при соблюдении комплексных мер, а также при непосредственном взаимодействии всего банковского сектора возможен положительный результат.

Список литературы

1. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О Банках и банковской деятельности».

2. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ред. от 20.07.2012).

3. Беленко, В. В. Проблемы реализации финансового контроля по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, в современной России / В. В. Беленко // Рос. юстиция. — 2013. — № 10. — С. 44—47.

4. Бондарь, Е. О. Актуальные тенденции развития системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации с учетом изменения международных стандартов / Е. О. Бондарь, С. В. Изутина // Соврем. право. — 2014. — № 10. — С. 97—100.

5. Информационное письмо от 12.09.2018 № ИН-014-12/61 по вопросам применения Федерального закона № 115-ФЗ.

6. Каратаев, М. В. Банковский сектор как элемент национальной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма / М. В. Каратаев // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2011. — № 17 (110).

7. Письмо Банка России от 02.03.2015 № 12-1-5/390 «Ответы на вопросы банков — членов Ассоциации региональных банков России».

8. Письмо Банка России от 30.06.2005 № 92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах».

9. Письмо ФНС РФ от 11.02.2010 № 3-7-07/84.

10. Разумова, И. В. Прозрачность и бенефициарная собственность в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма / И. В. Разумова // Налоги и финансы. — 2015 — №2. — С. 14—21.

11. Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмывания денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения : пер. с англ. — М. : МУМЦФМ, 2012. — 178 с.

12. Сайт Банка России [Электронный ресурс]. — URL: http://www.cbr.ru/ (дата обращения 01.02.2019).

13. Теневая экономика в России достигла уровня африканских стран [Электронный ресурс]. — URL: https://lenta.ru/news/2018/02/07/rus_imf/ (дата обращения 01.02.2019).

14. Фомин, В. Н. Правовые аспекты риска в сфере противодействия легализации преступных доходов / В. Н. Фомин // Экономика. Налоги. Право. — 2013. — № 4. — С. 127—132.

15. Харченко, В. В. Административно-правовой механизм противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма / В. В. Харченко // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и упр. — 2013. — № 9. — С. 67—73.

Сведения об авторах

Пряхин Геннадий Николаевич — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической теории и регионального развития Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. pgn248@ csu.ru

Амелешин Кирилл Алексеевич — аспирант кафедры экономической теории и регионального развития Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. ameleshin@ekb.uba.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2019. No. 3 (425). Economic Sciences. Iss. 64. Pp. 28—34.

IMPROVEMENT OF METHODS OF COUNTERING THE LEGALIZATION OF CRIMINAL INCOME AND FINANCING TERRORISM IN THE BANKING SYSTEM

G.N. Pryakhin

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. pgn248@csu.ru

K.A. Ameleshin

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. ameleshin@ekb.uba.ru

Today, as a result of globalization, financial cooperation between countries continues to gain momentum, financial markets have become available, and mobile applications and electronic banking are scaling due to advanced technologies, and all these events have accelerated money circulation. In fact, these events are perceived as positive, but it is worth noting that globalization has led to some negative consequences, such as fraud, corruption, money laundering. These negative consequences are closely interrelated, since fraud and corruption are sources of illegally obtained funds. Illegal funds lead to an increase in crime, as well as support areas such as gambling, arms trafficking and drug trafficking. In the article, we propose to consider some comprehensive measures to counter the legalization of criminal income in credit institutions.

Keywords: banking system, money laundering, counteraction, terrorism financing, credit organizations.

References

1. Federal 'nyj zakon ot 02.12.1990 № 395-1 "O Bankah i bankovskoj deyatel 'nosti" ["On Banks and banking activities"]. (In Russ.).

2. Federal'nyj zakon ot 07.08.2001 № 115-FZ (red. ot 20.07.2012) "Oprotivodejstvii legalizacii (otmyvani-yu) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma" ["About counteraction to legalization (laundering) of incomes obtained in a criminal way and financing of terrorism"]. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Belenko V.V. Problemy realizacii finansovogo kontrolya po protivodejstviyu legalizacii dohodov, poluchennyh prestupnym putem, v sovremennoj Rossii [Problems of realization of financial control on counteraction of legalization of the income received by a criminal way in modern Russia]. Rossijskayayusticiya [Russian justice], 2013, no. 10, pp. 44-47. (In Russ.).

4. Bondar' E.O., Izutina S.V. Aktual'nye tendencii razvitiya sistemy protivodejstviya legalizacii (otmyvani-yu) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma v Rossijskoj Federacii s uchetom izmeneniya mezhdunarodnyh standartov [Actual tendencies of development of the system of counteraction to legalization (laundering) of proceeds from crime and financing of terrorism in the Russian Federation taking into account changes in international standards]. Sovremennoe parvo [Modern Law], 2014, no. 10, pp. 97-100. (In Russ.).

5. Informacionnoe pis'mo ot 12.09.2018 № IN-014-12/61 po voprosam primeneniya Federal'nogo Za-kona № 115-FZ [Information letter dated 12.09.2018 № IN-014-12/61 on the application of the Federal Law No. 115-FZ]. (In Russ.).

6. Karataev M.V. Bankovskij sektor kak ehlement nacional'noj sistemy protivodejstviya legalizacii prestupnyh dohodov i finansirovaniyu terrorizma [Banking sector as an element of the national system of combating money laundering and financing of terrorism]. Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' [National interests: priorities and security], 2011, no. 17 (110). (In Russ.).

7. Pis'mo Banka Rossii ot 02.03.2015 № 12-1-5/390 "Otvety na voprosy bankov — chlenov Associacii regional'nyh bankov Rossii" [Answers to questions of member banks of the Association of regional banks of Russia]. (In Russ.).

8. Pis'mo Banka Rossii ot 30.06.2005 № 92-T "Ob organizacii upravleniya pravovym riskom i riskom poteri delovoj reputacii v kreditnyh organizaciyah i bankovskih gruppah " [On the organization of legal risk management and the risk of loss of business reputation in credit institutions and banking groups]. (In Russ.).

34

r. H. npMXUH, K. A. AMenemm

9. Pis 'mo FNS RF ot 11.02.2010 № 3-7-07/84 [Letter of the FTS of the Russian Federation from 11.02.2010 No. 3-7-07/84]. (In Russ.).

10. Razumova I.V. Prozrachnost' i beneficiarnaya sobstvennost' v sisteme protivodejstviya legalizacii (ot-myvaniyu) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma [Transparency and beneficial ownership in the system of combating legalization (laundering) of proceeds from crime and financing of terrorism]. Nalogi ifinansy [Taxes and Finance], 2015, no. 2, pp. 14-21. (In Russ.)

11. Rekomendacii FATF. Mezhdunarodnye standarty po protivodejstviyu otmyvaniya deneg, finansirovaniyu terrorishchma i finansirovaniyu rasprostraneniya oruzhiya massovogo unichtozheniya [The recommendations of the FATF. International standards on combating money laundering, financing terrorism and financing of proliferation of weapons of mass destruction]. Moscow, 2012. 178 p. (In Russ.).

12. Sajt Banka Rossii [Bank of Russia website]. Available at: http://www.cbr.ru/, accessed 01.02.2019. (In Russ.).

13. Tenevaya ehkonomika v Rossii dostigla urovnya afrikanskih stran [The shadow economy in Russia has reached the level of African countries]. Available at: https://lenta.ru/news/2018/02/07/rus_imf/, accessed 01.02.2019. (In Russ.).

14. Fomin V.N. Pravovye aspekty riska v sfere protivodejstviya legalizacii prestupnyh dohodov [Legal aspects of risk in the sphere of combating money laundering]. Ekonomika. Nalogi. Pravo [Economics. Tallage. Right], 2013, no. 4, pp. 127-132. (In Russ.)

15. Harchenko V.V. Administrativno-pravovoj mekhanizm protivodejstviya legalizacii (otmyvaniyu) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma [Administrative and legal mechanism of counteraction to legalization (laundering) of proceeds from crime and financing of terrorism]. Nauka i obra-zovaniya: hozyajstvo i ehkonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie [Science and education: economy and economy; entrepreneurship; law and management], 2013, no. 9, pp. 67-73. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.