УДК 656.01
ПРОЦЕДУРА ВЫБОРА ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОСРЕДНИКА ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ НЕСТАНДАРТНОГО ГРУЗА
М. В. Пименова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Отмечены особенности, которые необходимо учитывать при транспортировке нестандартного груза, и представлен алгоритм выбора логистического посредника при транспортировке нестандартного груза.
Ключевые слова: нестандартный груз, логистический посредник, транспортировка нестандартного груза, выбор логистического посредника.
PROCEDURE OF LOGISTIC INTERMEDIARY SELECTION FOR NONSTANDARD FREIGHT TRANSPORTATION
M. V. Pimenova
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
The specific features to focus on at nonstandard freight transportation are specified; the procedure of the logistic intermediary selection for nonstandard freight transportation is presented.
Keywords: nonstandard freight, logistic intermediary, nonstandard freight transportation, logistic intermediary selection.
Эффективное функционирование предприятия в настоящее время невозможно без отлаженной системы доставки грузов. Часто определенные сложности и проблемы возникают при транспортировке нестандартных грузов.
Под категорию «нестандартные» попадают грузы, состоящие из предметов или веществ, имеющих отклонение от предельного стандартного значения по одному из своих физических или химических свойств. К ним относятся грузы, требующие при перевозке и хранении особых условий (температура, влажность, давление и др.), хрупкие и чувствительные к вибрации грузы, крупногабаритные (по высоте, длине, ширине) и тяжеловесные грузы, химически и радиоактивные грузы и т. д.
Транспортировка нестандартных грузов должна осуществляться с соблюдением индивидуальных для каждого из них параметров транспортировки, что требует профессионального подхода и специализированного подвижного состава и (или) оборудования. При этом часто требуется решать целый ряд сложных организационных и юридических вопросов.
В современных условиях высокого уровня конкуренции на рынке логистических услуг грузоотправитель должен выбрать надежного партнера для реализации своей деятельности. Посредниками в логистических операциях являются различные специализированные транспортные, экспедиторские, транспортно-экспедиторские фирмы, грузовые терминалы и терминальные комплексы, грузовые распределительные
центры, предприятия по сортировке, затариванию и упаковке продукции, грузоперерабатывающие и прочие предприятия.
В связи с этим высокую значимость приобретает проблема выбора логистического посредника (ЛП) при транспортировке нестандартного груза.
Предприятие должно выбрать тех поставщиков логистических услуг, которые наилучшим образом смогут удовлетворить их потребности. Работа с оптимально составленной базой посредников дает большие преимущества, поэтому требуется постоянная работа над совершенствованием процесса их выбора и впоследствии управления ими.
Для проведения процедуры выбора логистических посредников при транспортировке нестандартных грузов предлагается использовать представленный алгоритм (см. рисунок).
Процесс выбора начинается с анализа интересующего рынка логистических посредников и определения перечня критериев для оценки. Выбор посредников может производиться из числа компаний, которые являются или являлись логистическими посредниками предприятия и с которыми были установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как грузоотправитель располагает точными данными о деятельности этих компаний. В случае поиска нового посредника необходим более детальный анализ рынка логистических посредников, что требует больших затрат времени и ресурсов.
Решетневскуе чтения. 2014
Алгоритм выбора логистического посредника
К числу важнейших критериев отбора относятся: качество предлагаемых услуг, надёжность поставок, финансовые условия, возможности удовлетворить требования грузоотправителя, сопутствующий сервис и другие [1].
Качество оказываемых услуг должно полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к транспортировке и хранению конкретного нестандартного груза.
Надёжность определяет способность посредника удовлетворять требования грузоотправителя к качеству, срокам и объёмам поставок на достаточно длительном промежутке времени.
Важное значение имеют возможности посредника по удовлетворению особых требований потребителей (имеющиеся производственные мощности, используемое технологическое оборудование, складская система, наличие возможности доставки нестандартного груза в большом количестве, уровень организации и контроля за поставками и т. п.).
В процессе выбора посредника высокую значимость имеют финансовые условия (транспортный тариф, скидки, возможность рассрочки платежа / кредита, финансовая устойчивость поставщика услуг), воз-
можность выполнения внеплановых поставок, сроки выполнения текущих и экстренных заказов и др.
Сопутствующий сервис предполагает погрузочно-разгрузочные работы, охрану и сопровождение нестандартного груза, таможенное оформление, страхование, доставку «до двери» и др.
Кроме количественных критериев, существует большая группа качественных показателей, которые трудно поддаются определению, но играют немаловажную роль в процедуре выбора (имидж поставщика, отсутствие негативных сообщений о нём от партнёров по бизнесу или в СМИ, доброжелательность, способность к контакту и длительным партнёрским отношениям и т. п.).
Кроме того, транспортировка нестандартного груза требует соблюдения особых требований, учитывающих индивидуальные особенности перевозимого груза (наличие спецтехники, спецоборудования, возможность обеспечения специальной упаковки и др.). На основании этих критериев производится предварительный отбор потенциальных логистических посредников.
Ранжирование основных критериев оценки позволяет определить наиболее значимые параметры отбо-
ра логистических посредников и вычислить весовые коэффициенты критериев.
Для вычисления рейтинга логистических посредников по основным критериям могут быть использованы различные методы (оценки затрат, доминирующих характеристик, категорий предпочтения, рейтинговых оценок, анализа иерархий).
На основании проведенных расчетов производится ранжирование логистических посредников и выбор наиболее подходящего логистического посредника, с которым и заключается договор на оказание услуг.
Библиографическая ссылка
1. Дыбская В. В. Логистика для практиков. Эффективные решения в складировании и грузоперера-ботке. М. : ВИНИТИ РАН, 2010. 264 с.
Reference
1. Dybskaja V. V. Logistika dlja praktikov. Jeffektivnye reshenija v skladirovanii i gruzopererabotke. M. : VINITI RAN, 2010. 264 p.
© Пименова М. В., 2014
УДК 658.7
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЛИЖНЕГО КОСМОСА ДЛЯ ВНУТРИПЛАНЕТНОЙ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗОВ БЕЗРАКЕТНЫМ СПОСОБОМ
Д. А. Прокопович
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected].
Растущая потребность в космических перевозках побуждает искать альтернативные ракетному способы доставки грузов. Разработка соответствующих технологических решений открывает возможности использования ближнего космоса для осуществления массовой внутрипланетной транспортировки грузов. Предлагается способ организации транспортировки грузов в космическом пространстве посредством построения самоподдерживающегося каркаса.
Ключевые слова: безракетная доставка, глобальные перевозки.
PROSPECTIVES OF EARTH-TO-EARTH SPACE ROCKET-FREE TRANSPORTATION
D. A. Prokopovich
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected].
Widening space transportation requires to find non-rocket delivery technologies. Elaboration of accessible technical decisions opens a possibility to use space for Earth-to-Earth transportation. The way to organize space transportation by means of self-supported rotated global-size frame is proposed.
Keywords: rocket-free delivery, global transportation.
Лавинообразный рост объёмов трансконтинентальных грузопотоков побуждает искать более экономичные способы магистральной транспортировки. Основные энергозатраты, возникающие при перемещении груза, обусловлены преодолением сил сопротивления движению транспортного средства. В связи с этим большой интерес представляет организация транспортировки в среде, в которой отсутствует или значительно сокращено такое сопротивление. Наиболее очевидный пример подобной среды - околоземное космическое пространство. Однако сегодняшние технологии, основанные на ракетном доступе в космос, чрезвычайно затратны.
Энергозатраты на подъём и разгон полезного груза многократно превышают экономию на горизонтальной транспортировке. При этом торможение и спуск
на поверхность Земли требуют дополнительных существенных затрат, хотя гипотетически могли бы возвращать энергию в транспортную систему и использовать её на подъём и разгон стартующих транспортных средств.
Перспективным направлением радикального снижения эксплуатационных затрат на вывод полезной нагрузки в космическое пространство является использование безракетных методов: космического лифта, космического фонтана, космических мостов, пусковых петель и т. п. Несмотря на то, что эти идеи носят полуфантастический характер, предпринимаются серьёзные исследования по разработке материалов, способных выдержать теоретические нагрузки несущих элементов подобных конструкций, и по преодолению различных эксплуатационных проблем.