УДК 656.078
ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОБЪЕКТОВ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Белоусова Е.А., аспирантка кафедры «Управление на транспорте» Государственного Университета Управления, ведущий специалист Управления ВЭД ФГУП «ЦЭНКИ», e-mail: [email protected]
В статье рассматривается сущность оценки качества транспортного обслуживания объектов ракетно-космического назначения, проведена разработка системы показателей качества и системы измерения качества транспортного обслуживания объектов ракетно-космического назначения. Подробно рассмотрены параметры, определяющие уровень качества доставки грузов ракетно-космического назначения.
Ключевые слова: качество транспортного обслуживания, транспортировка, грузы ракетно-космического назначения, потребность, эффективность, критерий качества, логистический процесс.
QUALITY EVALUATION OF ROCKET AND SPACE PRODUCTS TRANSPORTATION
Belousova E., the post-graduate student, Transport Management chair, State University of Management, lead specialist of VED management,
FSUE «CENKI», e-mail: [email protected]
The article describes the essence of quality evaluation of rocket and space products transportation. Transportation quality factor and measurement systems are delivered. The measures of the transportation effectiveness increase and the factors of evaluation of the effectiveness and quality of transportation are listed. Parameters defining the quality of rocket and space products delivery are discussed in details.
Keywords: transportation quality, transportation, rocket and space products, demand, effectiveness, factor of quality, logistic.
Товарный обмен, который имеет место между участниками рыночных отношений, постоянно поддерживается и устанавливается при помощи транспорта. Потребность в наличии качественного транспортного обслуживания тем будет выше, чем большей окажется конкуренция на рынке. Все проблемы, которые связаны с повышением качества транспортных услуг, с развитием маркетинговых подходов при управлении перевозками, считаются актуальными в последнее время. Все трудности, которые связаны с исследованиями качества транспортной продукции, практически всегда вытекают из особенностей продукции. Она не выступает в виде вещи, она потребляется в процессе производства. Материальность транспортного производства можно понимать так, что без нее невозможен будет процесс по производству материальных благ.
За счет использования транспорта осуществляется превращение потребительной абстрактной стоимости продукта всех отраслей в стоимость реальную, указывается мера и степень полезности продукции, просчитывается степень способности продукции к удовлетворению потребностей. Только после доставки продукции до потребителя, можно провести оценку ее качества. При оценке качества продукции нужно исходить с позиций интересов клиентов, а не из отраслевого подхода.
Управление качеством перевозок кажется невозможным, если не определиться, что же именно понимать под качеством, если не выработать направления, по которым это качество можно оценить. Нет единообразия при выборе показателей, как нет и системного подхода к существующим показателям. Иерархия показателей по уровню управления не рассматривается. При использовании системного подхода при проведении оценки качества транспортной продукции нужно учитывать: продукция транспорта - выполненная и завершенная перевозка.
Качество транспортного обслуживания, которое имеет место по грузовым перевозкам, включат в себя такие характеристики:
• полноту,
• своевременность,
• скорость,
• сохранность грузов,
• равномерность доставки,
• безопасность перевозок,
• комплексность,
• высокая степень доступности,
• культура обслуживания.
Международные стандарты, которые имеют серию ISO 9000 - ISO 9004, описывают качество как степень, при которой совокупность характеристик выполняет все необходимые требования. Стандарт понимается не просто как сама услугу, но и весь процесс по предоставлению этой услуги. В России все показатели качества прописаны в ГОСТ Р 51005-96 под названием «Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей ка-
чества». Транспортно-экспедиторские же услуги на данный момент госнормами не регулируются. Существующий стандарт ГОСТ Р 52297-2004 прописывает терминологию отрасли. Это вытекает из названия документа, которое звучит как «Услуги транспортно-экспедиторские. Термины и определения» [1].
Осуществление качественного транспортного обслуживания основывается во многом на определении потребностей и фиксации запросов разных групп клиентов; на предоставлении транспортных услуг, что необходимы клиентам и что способны удовлетворить потребности клиентов; на установлении тарифов, сборов, которые не только приемлемы для клиентов, но и обеспечивают прибыли транспортному предприятию. Сюда же включается определение всех выгодных, удобных направлений по доставке грузов до их грузополучателя. Транспортное предприятие при выполнении всех приведенных требований будет знать нужды, осознавать потребности клиентов. В результате их удовлетворение будет более эффективным в сравнении с конкурентами. Прибыль за счет этого будет обеспечиваться за счет удовлетворения потребностей клиента. Этим самым в результате достигается сбалансированность в интересах клиента и интересах транспортной организации.
Все возрастающее количество пользователей транспортно-экспедиторских услуг выдвигают требование: «Провайдеры услуг должны соблюдать стандарты качества ISO». Известными являются ситуации, когда грузоотправители не согласны работать с компанией, которая не способна подтвердить ведение своего бизнеса по нормам международной системы качества. Часто ситуации такого типа стали появляться после активного продвижения на российском рынке интернациональных транспортных компаний, а также крупных торговых сетей.
На рынке транспортно-экспедиторских услуг экспедитор имеет возможность выжить, успешно работать лишь в ситуации, когда он окажется полезным для заказчика, будет эффективным в действиях. Он обязан выгодно отличаться от всех других экспедиторов (обеспечить конкурентные устойчивые преимущества). Совокупность указанных функций может обеспечить высокое качество и эффективность транспортно-экспедиторской услуги.
Самый высокий уровень качества достигается лишь при предложении комплекса услуг заказчикам. Экспедитор организует перевозку груза, но не только этим он занимается. Дополнительно выполняет массу самых разнообразных сопутствующих услуг, которые можно описать следующим образом:
• комплектование груза,
• складирование груза,
• осуществление документального оформления перевозки,
• проведение расчетов с перевозчиками,
• проведение расчетов провайдерами иных услуг,
• информационное обеспечение/сопровождение перевозки.
При выполнении международной перевозки придется проводить
и услуги по таможенному оформлению. В условиях рынка обслуживание, которое способно предоставить более широкий ассортимент предлагаемых услуг нужно потребителю [2].
Качество транспортного обслуживания объектов ракетно-космического назначения характеризуется не одним понятием экономичности доставки. Эффективность зависит от величины тарифов на доставку, а также от иных аспектов качества (к примеру, это будет своевременность или сохранность). При выборе вариантов доставки грузополучатели и грузоотправители очень принимают к вниманию только основную часть расходов, которые связаны с доставкой. Чтобы выбрать такую систему доставки грузов, которая бы обеспечивала высокий уровень обслуживания, придется выявить:
• Требования клиента,
• Параметры оценки степени удовлетворения требований
Со временем меняются и требования потребителей. Так что вслед за ними меняется и степень удовлетворения этих требований. Для обеспечения полноты решений задачи выбора нужно выявить требования потребителей. Для этого необходимо постоянное отслеживание изменений в требованиях потребителей. На Рисунке 1 представлен набор параметров, который определяет качество доставки.
Для объектов ракетно-космического назначения критерий цены значим, поскольку транспортировка продукции - неотъемлемая часть технологического процесса по подготовке и пуску ракет космического назначения, она требует наличия условий температурно-влажностного режима, а также некоторых ограничений по перегрузкам. Что касается расходов на доставку, то они составляют большую часть себестоимости. Уменьшение затрат, которые имеют место на доставку за счет правильного выбора варианта доставки, дает существенную экономию. Варианты по доставке
грузов ракетно-космического назначения отбираются по ценовому критерию. Предпочтение отдают варианту с минимальными ценами или вариантами с такой ценой, величина которой находится в допустимых пределах.
Критерий надежности доставки приобретает особенное значение. Логистическая система должна характеризоваться определенной степенью надежности. Если обеспечивается требуемый уровень надежности функционирования, то можно полноценно:
планировать поставки, которые будут в оптимальных объемах,
просчитывать размеры страховых запасов продукции ракетно-космического назначения.
Обеспечение доставки грузов ракетно-космического назначения в указанные сроки говорит о высокой степени надежности системы доставки. Меры по обеспечению своевременной доставки дают возможности избежать дополнительных затрат на:
- хранение дополнительных запасов продукции ракетно-космического назначения;
- содержание дополнительных спецтранспортных средств, оборудования для погрузки и для разгрузки;
- применение компаниями, которые осуществляют пуск ракет космического назначения, дорогих видов транспорта для предотвращения задержек, которые могут быть в технологическом процессе по подготовке и пуску;
- использование гораздо менее экономичных технологических процессов, понижение интенсивности протекания на стартовых комплексах.
Показатели своевременности доставки предоставляют всем компаниями, которые осуществляют подготовку к пуску и проводят пуск ракет космического назначения, конкурентные преимущества
Рис. 1. Параметры системы качества доставки грузов
на рынке космической деятельности. Осуществление оценки времени доставки нужно при бизнес-планировании и при организации доставки, в больше степени если используется технология доставки точно в срок. Время доставки на практике становится случайной величиной, которая зависит от воздействия большого количества факторов.
В целях обеспечения синхронности логистических процессов участники системы по доставке грузов ракетно-космического назначения должны быть заинтересованными в значительно меньших показателях неопределенности сроков по доставке грузов. Несвоевременную доставку считают негативным явлением, которое может повлечь значительные убытки, которые представляются в виде задержек при пуске, в виде потери заказов по причине ограниченного времени на обслуживание. В конце концов, они могут стать причиной потери части доходов из-за испорченного груза. При заключении договоров на доставку компании, которые проводят подготовку к пуску, пуск ракет космического назначения, требуют доставку «точно в заданный срок», указывая требуемый интервал времени доставки, прописывая величины допустимого опоздания. Требования доставки в минимальные сроки предъявляются в том случае, если есть необходимость в срочной доставке груза, в условиях ограниченности во времени доставки (пример - доставка на территорию ракетно-космического комплекса компонентов ракетного топлива во время «пускового окна»).
Обеспечение сохранности грузов - критерий, который становится важным условием для выбора варианта доставки грузов ракетно-космического назначения. Потери груза, которые связаны с кражами, физическим, моральным устареванием, износом при перевозке и при сохранении, в конечном итоге сказываются на его цене и на успехе процесса пуска ракет космического назначения. Что касается уровня сохранности по числу, то он выражается через процент грузов, которые были потеряны при доставке, от количества доставленных. Используется и показатель процента грузов, которые были испорчены при доставке. В зависимости от степени ценности грузов устанавливают специальные нормативы потери (чем более дорогими будут грузы, тем ниже получится допустимый процент потери). Процент потери, который имеется при доставке грузов ракетно-космического назначения, не должен быть более 1%.
• страхование эксплуатации и запуска космических аппаратов,
Показатель качества системы по доставке грузов ракетно-
космического назначения зависит как от уровня функционирования каждого участника, но еще и от уровня синхронизации, взаимодействия при предоставлении обслуживания предприятий, занимающихся пуском ракет космического назначения. Системы доставки стоит понимать как наличие связей определенного рода, которые проявляются при реализации определенной функции системы. Представленное взаимодействие отличается своими формами взаимодействия:
• технологическое,
• техническое,
• экономическое.
В целях обеспечения достойного уровня синхронизации деятельности участников системы нужны вышеперечисленные формы совместимости. Требуется и надлежащая система обмена информации, нужны хорошие контакты. Совместимость системы доставки - показатель, который оценивается временем на совместные работы участников системы, % удачно выполненных работ, которые считаются по отношению к общему числу совместных работ + используются и другие параметры.
Технологическое взаимодействие - взаимодействие, которое основывается на технологическом единстве в функционировании участников системы. Это взаимодействие включает:
• согласованное использование подвижного состава,
• рациональное использование подвижного состава,
• выполнение погрузочно-разгрузочных механизмов.
Решение поставленной задачи в тесной связи с разработками
совместной технологии и с организацией доставки по указанным сторонами графикам.
Один из критериев проведения оценки уровня надежности доставки - имидж. Это репутация субъектов, которые принимают свое участие в процессе доставки. Чем более высокой будет репутация участников, тем более высоким будет и уровень надежности. К имиджу компании относят показатели:
• стабильность выполнения своих обязательств,
• полное отсутствие негативных сообщений, которые поступают
от партнеров по бизнесу,
• полное отсутствие негативных сообщений в средствах массовой информации,
• высокая степень финансовой устойчивости,
• доброжелательность сотрудников,
• честность сотрудников.
Негативная оценка как минимум по 1-му показателю становится причиной исключения варианта из рассмотрения. Имидж компании - сложный для оценки параметр.
Показатель гибкости подразумевает под собой готовность компании выполнить изменения в условия договора, вносимые клиентом. Представленная характеристика является отражением способности системы доставки быстро и адекватно адаптироваться в соответствии с постоянно изменяющимися условиями по доставке. Гибкость доставки в себя следующие показатели:
- готовность к изменениям условий доставки;
- возможность предоставить различные уровни обслуживания;
- готовность изменять финансовые условия платежа.
Измерение гибкости функционирования компании представляется мероприятием довольно трудным. Показатели гибкости определяются как соотношение количества изменений, выполнимых субъектами системы доставки, к общему количеству требуемых клиентом изменений в условия договора.
Проведение анализа проблем качества показывает: высокий уровень качества имеет место при обеспечении комплексного обслуживания. Это значит, чем шире будет ассортимент предлагаемых услуг, тем более высоким окажется уровень качества обслуживания. Для конкретного заказа индивидуально система доставки, которая предоставляет все требуемые услуги, может быть гораздо предпочтительнее системы, которая способна предлагать больше услуг, но не способна оказать требуемые услуги. Для проведения оценки комплексности нужно последовательно рассматривать способность системы к оказанию каждой услуги. Используется категория «способность оказать услугу». Она понимается как отношение объема потенциально возможного выполнения услуги к запрашиваемому объему.
При проведении перевозки ракет, их составных частей необходимо проверять наличие специализированного подвижного состава у перевозчика. Этот состав должен отвечать всем требованиям по перевозке крупногабаритных грузов, а также удовлетворять способность системы к обеспечению необходимого количества подвижного состава. На основании проведения оценок уровня удовлетворения требований предоставляется обобщенное значение показателя комплексности системы по доставке.
Способность системы предоставлять своим клиентам информацию о своих тарифах, об условиях доставки и о месте расположения груза в любой момент временив процессе доставки, в процессе хранения понимается как критерий информативности. Критерий дает компаниям, которые осуществляют подготовку к пуску, занимаются пуском, уверенность в высокой степени надежности доставки объектов ракетно-космического назначения, прописывается и возможность изменения условий доставки в соответствии с трансформирующейся конъюнктурой.
Характеристика удобства обслуживания и готовности к доставке оказывает влияние на показатели доступности системы доставки грузов ракетно-космического назначения. Одним из наиболее существенных параметров качества становится удобство для клиента при приемке заказов, при сдаче груза к отправке и при оформлении документов. Итоги исследований указывают: время на выполнение операций приема, подготовки, передачи, обработки, мониторинга заказов в общем составляет от 50 до 70% от общего количества времени на выполнение заказа. Затраты времени, затраты трудовых ресурсов у клиента на приведенные операции больше? Это говорит о низком уровне качества системы. Это становится причиной потери клиентов. При проведении оценки уровня удобства обслуживания автор предлагает использовать время, которое было затрачено клиентом на связи со всеми участниками системы доставки, а также время, потраченное на обработку документов (выражается в человеко-часах). Степень готовности к доставке говорит о возможностях системы выполнять заказы. Готовность к доставке находит свое выражение в процентах и понимается как отношение количества выполненных заказов к общему количеству поступивших заказов. Может пониматься и как отношение доставленных объемов грузов к запрашиваемым.
Методика по измерению уровня качества при проведении анализа и при выборе систем доставки обязательно основывается на параметрах, которые применяются клиентами для указанных целей. Если клиент оценивает уровень качества доставки, ему приходится сравнивать фактические значения параметров качества с ожидаемыми клиентом значениями. Если и первое, и второе совпадают, уровень качества считается удовлетворительным.
Для проведения измерения ожиданий применяются самые различные методы оценок:
• экспертные оценки,
• анкетные опросы,
• статистические методы.
Сложность вся в том, что известное количество параметров оценки качества вообще не представляется возможным измерить количественно (это значит, что невозможно получить формализованную оценку). У клиента ожидания строятся на субъективном мнении, на опыте работы, они выражаются некоторыми желательными предположениями.
Качество транспортного обслуживания объектов ракетно-
космического назначения характеризуется не только экономичностью доставки. Эффективность транспортного обеспечения зависит как от величины тарифа на доставку, так и от надежности системы доставки (своевременности, сохранности, уровня риска, совместимости системы, имиджа участников системы), гибкости, информативности, доступности системы доставки, комплексности оказываемых услуг.
Когда проводится оценка уровня качества доставки, сравниваются фактические значения измеряемых параметров качества с ожидаемыми значениями этих параметров. Если оба значения совпадают, то уровень качества транспортного обслуживания признается удовлетворительным.
Литература:
1. Голубчик А.М. Некоторые мысли об оценке качества транспортно-экспедиторских услуг / http://www.marshandwilts.com/ materials/service-quality.pdf
2. Сервис на транспорте: учеб. пособие / В.М.Николашин, Н.А.Зудилин, А.С. Синицына и др.; под ред. В.М. Николашина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
УДК 35.08:323.212(045)
ФОРМИРОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ С
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ОТКРЫТОСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И ЕЕ ДОСТУПНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОМУ
КОНТРОЛЮ
Беляева И.Ю., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой «Корпоративное управление» ФГОБУВПО «Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации» Бутова Е.В., магистр факультета «Менеджмент» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Щукин И.А., студент факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации», e-mail: [email protected]
В статье проанализированы механизмы совершенствования взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами. В работе рассмотрен ряд мер по созданию и развитию общественного контроля. В данной статье выявлены проблемы, связанные с кооперацией институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами.
Ключевые слова: институты гражданского общества, общественный контроль, средства массовой информации, государственные органы власти.
FORMATION OF RECOMMENDATIONS TO IMPROVE THE MECHANISM OF INTERACTION BETWEEN CIVIL SOCIETY AND THE MEDIA WITH
GOVERNMENT AGENCIES, PROVIDES AN OPEN PUBLIC SERVICE AND ITS ACCESSIBILITY TO PUBLIC SCRUTINY
Belyaeva I., Doctor of Economics, professor, holder of the Corporate management chair, Financial University under the Government of the
Russian Federation
Butova E., magister of the Management faculty, Financial University under the Government of the Russian Federation
Schukin I., student of the State and municipal management faculty, Financial University under the Government of the Russian Federation,
e-mail: [email protected]
The article deals with the mechanism of cooperation between civil society and the media with public authorities. It is worth paying attention to plenty of measures connected with creation and the subsequent development of public control. Moreover, the article covers with problems, associated with cooperation between civil society and the media with public authorities.
Keywords: civil society, public control, the media, public authorities.
Существующий механизм взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной власти требует дальнейшего совершенствования, которое невозможно без активизации уровня социального взаимодействия граждан посредством развития институтов правового образования каждого гражданина. На основании идеи ликвидации правовой безграмотности в стране можно расширить потенциалы объединения общества, сохранения единого социокультурного пространства Российской Федерации. Органы государственной власти должны взять на вооружение заключение о том, что образованные в правом отношении индивиды объединяют свои усилия по отстаиванию прав и свобод, способствуя
проявлению гражданской активности. Подобные процессы как правило ведут к повышению престижа некоммерческих общественных объединений, ассоциаций и других форм самоорганизации граждан. Формирование системы взаимодействия с общественными объединениями со стороны государства способно восстановить доверие общества к власти.
Партнерство некоммерческих структур, выражающих мнение различных групп интересов с государством также способно повысить статус этих организаций, уровень общественного восприятия их деятельности в глазах отдельного гражданина и общества в целом .