Научная статья на тему 'ПРОЦЕДУРА ВСТРАИВАНИЯ МОДЕРНИЗИРОВАННОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ОРГАНИЗАЦИОННУЮ СХЕМУ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА'

ПРОЦЕДУРА ВСТРАИВАНИЯ МОДЕРНИЗИРОВАННОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ОРГАНИЗАЦИОННУЮ СХЕМУ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОН / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комаревцева Ольга Олеговна

На сегодняшний день развитие региона и муниципального образования не рассматривается как единый цикл обеспечения общих направлений функционирования территорий. Зачатки обеспечения данных условий проявляются в рамках реализации федеральных проектов на региональном уровне, оценки социально-экономического развития муниципальных образований и сравнения их с долгосрочными трендами субъекта Российской Федерации. В рамках данного исследования использовано понятие, которое по субъективному мнению автора научной статьи, наиболее целостно отражает категорию организационная схему развития региона - это совокупность уровней стратегического обеспечения территории посредствам которых происходит развитие региона. Сущность данного определения позволяет выделить уровни, в рамки которых может быть встроен модернизированный механизм управления муниципальным образованием. Исследуемые рамки организационной схемы развития региона позволили выделит мезо-топический уровень как наиболее подходящий к условиям встраивания модернизированного механизма управления муниципальным образованием. В контексте исследования предложена процедура встраивания модернизированного механизма управления муниципальным образованием в организационную схему развития региона, которая предполагает реализацию двух оценочных этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Комаревцева Ольга Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCEDURE FOR EMBEDDING THE MODERNIZED MECHANISM OF MUNICIPAL EDUCATION MANAGEMENT IN THE ORGANIZATIONAL SCHEME OF THE REGION’S DEVELOPMENT

To date, the development of the region and the municipality is not considered as a single cycle of providing general directions for the functioning of territories. The beginnings of ensuring these conditions are manifested in the framework of the implementation of federal projects at the regional level, the assessment of the socio-economic development of municipalities and their comparison with the long-term trends of the constituent entity of the Russian Federation. The essence of this definition makes it possible to single out the levels within which the modernized management mechanism of the municipal formation can be built. The investigated framework of the organizational scheme for the development of the region made it possible to single out the meso-topical level as the most suitable for the conditions of embedding a modernized mechanism for managing a municipal formation. In the context of the study, a procedure is proposed for embedding a modernized mechanism for managing a municipal formation into the organizational scheme of regional development, which involves the implementation of two assessment stages.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕДУРА ВСТРАИВАНИЯ МОДЕРНИЗИРОВАННОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ОРГАНИЗАЦИОННУЮ СХЕМУ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»

О.О. Комаревцева

ПРОЦЕДУРА ВСТРАИВАНИЯ МОДЕРНИЗИРОВАННОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ОРГАНИЗАЦИОННУЮ СХЕМУ РАЗВИТИЯ

РЕГИОНА

О.О. Komarevtseva

The Procedure for Embedding the modernized Mechanism of municipal education Management in the organizational Scheme of the region's Development

Развитие социально-экономических процессов приводит к изменению условий функционирования территорий и появлению новых инструментов их взаимосвязи. Прежде всего, сформулированные выше действия, оказывают влияние на взаимодействие муниципального образования и региона, образую при этом общую систему развития, обеспечения и модернизации территорий. Аспект модернизации наиболее сильно отражен в контексте изучения механизма управления муниципальным образований, который в последние годы претерпевает трансформацию, вызванную появлением новой концепции развития городов - Smart City. При это, вопрос встраивания модернизированного механизма управления муниципальным образованием в организационную схему развития региона, на сегодняшний день является малоизученным. Данное обстоятельство продуцируется в соответствии со следующими аспектами.

Во-первых, мировозренческие взгляды многих ученых основываются на четком разграничении муниципального образования и региона как самостоятельных, независящих территорий.1 Безусловно, данное утверждение имеет место быть, если рассмотреть его с позиции властных полномочий, закрепленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 09.11.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ. Несмотря на данный факт, не стоит отрицать, такие аспекты взаимодействия региона и муниципального образования, как общие направления стратегического и социально-экономического развития территорий, ориентацию в принятии решений на волеизъявления жителей и т.д.

Во-вторых, территориальная иерархия региона к муниципальным образованиям формирует наличие компетенций, связанных с контролем и отслеживанием вопросов территориального развития, преимущественно на уровне субъекта Российской Федерации.2 В

соответствии с данным утверждением наблюдается отсутствие понимания того, что совокупность муниципальных образований представляют единое целое - субъект Российской Федерации. Тем самым, несмотря на курирование вопросов региона - на уровне субъекта Российской Федерации, а муниципального образования в рамках компетенций местного значения, существует ряд общих направлений, требующих формирования целостного механизма принятия решений с позиции рассматриваемой взаимосвязи. В качестве примера, можно привести реализацию национальных проектов Российской Федерации, сформулированную в контексте смежных задач для регионального уровня (через федеральные проекты) и муниципальных образований (через муниципальные, ведомственные целевые программы). На основе выдвинутых утверждений, считаем, что рассмотрение вопроса встраивания модернизированного механизма управления муниципальным образованием в организационную схему развития региона является достаточно значимым инструментом как с позиции теоретической проработке, так и в рамках применимости к практической деятельности.

Целью написания научной статьи выступает разработка процедуры встраивания модернизированного механизма управления муниципальным образованием в организационную схему развития региона. Для реализации поставленной цели предполагается выполнить следующие задачи:

- рассмотреть организационную схема управления регионом;

- разработать процедуру встраивания модернизированного механизма управления муниципальным образованием в организационную схему развития региона;

- апробировать процедуру встраивания на примере некоторых муниципальных образований Орловской области, используя параметрические данные за 2020 год.

Инструментарный подход к теме исследования основан на использовании совокупности методов, направленных на решение конкретной задачи, заявленной в рамках исследования. Так, для рассмотрения организационной схемы развития региона использованы следующие методы: сущностных характеристик, группировки, видовой классификации.3 Разработка процедуры встраивания модернизированного механизма управления муниципальным образованием в организационную схему развития региона основана на методах моделирования и имплицирования данных4, графическом представлении. Апробация процедуры встраивания модернизированного механизма управления муниципальным образованием в организационную схему развития региона предполагает концентрацию на методе статистической оценки и формулирования конечного результата5.

Рассмотрение организационной схемы развития региона основано на изучение сущности и уровней данной категории. Организационная схема развития региона - это совокупность элементов

региональной среды, представленная на основе графического изображения, и служащая для установления должностных компетенций региональных органов власти в соответствии с прописанными в ней направлениями развития.6 В целом, можно отметить, общность и расплывчатость данного определения. Наиболее конкретизированная дефиниция организационной схемы развития региона, раскрыта в научной статье Журавлева Д.М., который формулирует данное понятие как: совокупность уровней стратегического обеспечения территории посредствам которых происходит развитие регионом.7Уровень как основа организационной схемы развития региона позволил сформулировать представление о данном явлении, выделив при этом условия и структуру через которые осуществляется данная деятельность (рисунок 1).

Рисунок 1 - Организационная схема развития региона

На рисунке 1 представлена организационная схема развития региона, основанная на мезо-, микро- и топическом уровнях. Мезоу-ровень, входящий в состав организационной схемы развития региона, развивается на основе контроля за направлениями и блоками функционирования процесса обеспечения территории.8 В рамках мезоуровня упор процесса обеспечения территории сделан на социально-экономическом и стратегическом развитии, национальных проектах. В данном случае мезоуровень является одним из элементом, в систему которого может быть встроен модернизированный механизм управления муниципальным образованием. Микроуровень регенерирует процесс развития бизнес-структурами и инсти-тутами.9 Основной структурой данного процесса выступают следующие действия: оказание мер поддержки, снижение барьерной составляющей, создание территорий ТОСЭР.10 В соответствии с представленными действиями, встраивание модернизированного механизма управления муниципального образовании в рамки микроуровня отрицается. Топический уровень отражает процессы обеспечения посредством объединения структур с общим типом развития.11 Основой топического уровня организационной схемы развития региона является дифференциация территорий в соответствии с признаками. В контексте встраивания модернизированного механизма управления муниципальным образованием в организационную схему развития региона топический уровень может рассматриваться в аспекте взаимосвязи с другим уровнем. Тем самым, процедура встраивания модернизированного механизма управления муниципальным образованием в организационную схему развития региона должна фокусироваться на взаимосвязи мезо- и топического уровней. Говоря простым языком, процедура встраивания основывается на дифференциации территориальных особенностей топического уровня и постулатах социально-экономического и стратегического развития, свойственных мезоуровню. В соответствии с данным фактом, разработаем процедуру встраивания модернизированного механизма управления муниципальным образованием в организационную схему развития региона.

Процедура встраивания модернизированного механизма управления муниципальным образованием в организационную схему развития региона основана на системе оценочно-качественных методов (рисунок 2). С одной стороны, в рамках данной процедуры отмечена роль механизма управления муниципальными образованиями, сопряженная в процесс встраивание в мезо-топический уровень организационной схемы развития региона. На основе данной констатации оценка механизма управления муниципальным образованием продуцирована направлениями социально-экономического и стратегического развития. С другой стороны, процедура встраивания предполагает проведение оценочных мероприятий текущего состояния механизма управления муниципальным образованием,

установление лидеров и аутсайдеров процесса модернизации.

_ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ _

I. Оценка механизма управления муниципальным образованием

Л

По направлению социально-экономического развития:

уровень валового муниципального продукта, уровень жнзнн населения, уровень техвологнзацин городской среды, уровень производительности труда, уровень развития малого и среднего предпринимательства, уровень обеспечения внешнеэкономической деятельности

1

По направлению сгр атегнческо го развития: уровень цифровизашш экономики муниципального образования, уровень инновационного разнообразия

II. Определение муниципальных образований-лидеров но каждому направлению модернизации механизма управления муниципальный образованием

II. Установить лидера и аутсайдера в процессе

модернизации механизма управления муниципальным образованием

На основе модели > оптимального '

распределения задач |

На основе модели оптимизации стратегии развития

Л"

ВТРАИВАНИЕ В ЙТЕ ЗО-ТОПИЧЕСКНИ ВРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СХЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОМ

Рисунок 2 - Процедура встраивания модернизированного механизма управления муниципальным образованием в организационную схему развития региона

В соответствии с представленными выше мероприятиями, предполагается использовать авторскую методику оценки, применить модели оптимизации стратегии развития и оптимального распределения задач для установления лидеров и аутсайдеров процесса

модернизации механизма управления муниципальным образованием по направлениям социально-экономического и стратегического развития. После проведения оценочных мероприятий исследования следует перейти к процедуре встраивания модернизированного механизма управления муниципальным образованием в организационную схему развития региона посредствам подготовки документов, позволяющих отследить состояние данных территорий в рамках процесса перехода.

Итак, перейдем к методике оценки механизма управления муниципальным образованием. Оценка механизма управления муниципальным образованием осуществляется по двум направлениям: социально-экономического и стратегического развития. В контексте данных направлений использованы различные параметры оценки. По направлению социально-экономического развития применяются параметры, имеющие значения в рамках текущего состояния муниципального образования. В соответствии с этим, оценочная база направления социально-экономического развития механизма управления муниципальным образованием включает:

1. Уровень валового муниципального продукта:

+ + ^

, + + Хи

иу =-,

хп

где иу - уровень валового муниципального продукта, х0 - количество отгруженных товаров, работ и услуг собственного производства, хг - оборот розничной торговли, хи - сумма оказанных услуг

в муниципальном образовании, хп - кредиторская задолженность

предприятий муниципального образования.

2. Уровень жизни населения в муниципальном образовании:

х (2)

ип = ^,

хр

где ип - уровень жизни населения в муниципальном образовании, хл - индекс концентрации доходов населения, хр - фактическое конечное потребление домашних хозяйств.

3. Уровень технологизации городской среды:

х, (3)

ик =—,

х, +

где ик - уровень технологизации городской среды, х, - базовый

показатель совокупности элементов качества городской среды муниципального образования, размещенный на сайте индекс-городов. рф, хг + - максимальный показатель совокупности элементов качества городской среды муниципального образования, размещенный на сайте индекс-городов.рф.1

4. Уровень производительности труда:

иР = —,

х/

где и - уровень производительности труда, хг - индекс физического объема валового муниципального продукта, х^ - индекс совокупных затрат труда в муниципальном образовании.

5. Уровень развития малого и среднего предпринимательства:

(5)

и = хк^,

т 4

хг х

где ит - уровень развития малого и среднего предпринимательства, хк - количество субъектов малого и среднего предпринимательства (на 100 тысяч населения), ху - инвестиции в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства, хг - доля

населения, зарегистрированного как субъекты малого и среднего предпринимательства, х№ - выручка от реализации товаров, работ и

услуг субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на одного занятого в данной сфере.

6. Уровень обеспечения внешнеэкономической деятельности:

х (6)

хр

и г =-,

7 хс

где и у - уровень обеспечения внешнеэкономической деятельности, х р - выручка от продажи продукции на международном рынке, хс - затраты на производство экспортируемой продукции.

Направление стратегического развития ориентировано на оценку показателей, отличающихся важностью анализа как в текущей, так и долгосрочной перспективах. По направлению стратегического развития, оценочная база механизма управления муниципальным образованием включает:

1. Уровень цифровизации экономики муниципального образования:

иг = х х х, (7)

где и г - уровень цифровизации экономики муниципального образования, xi - уровень развития цифровой инфраструктуры, хь -уровень информационной безопасности;

2. Уровень инновационного разнообразия: х х х х (8)

ию = ^^ - ^ ,

х 4 + х5 хб

где иь - уровень инновационного разнообразия, х1 - объем отгруженной инновационной продукции, товаров и услуг, х 2 - научно-инновационный потенциал муниципального образования, х3 -

затраты на перевооружение экономики в сторону технологического оснащения, х 4 - затраты на внедрение информационных систем в

экономику муниципального образования, х5 - сумма полученных

грантов научными и образовательными организациями в совокуп-

29

ности по муниципальному образованию за текущий год, х6 - совокупная стоимость продуктов интеллектуальной собственности зарегистрированных на территории муниципального образования.

Методика оценка механизма управления муниципальным образованием сформирована на основе трех диапазонов (низкого, значительного и достаточного), которые позволяют сделать вывод об уровне социально-экономического и стратегического развития территорий. Диапазоны уровня оценки сформированы с помощью программе «Алгоритм».

Таблица 1

Методика оценки механизма управления муниципальным образования

Уровни оценки Уровень низкой оценки Уровень значительной оценки Уровень достаточной оценки

Уровень валового муниципального продукта 0-0.99 1.00-1.20 1.21-1.50

Уровень жизни населения в муниципальном образовании 0-0.99 1.00-1.30 1.31-1.50

Уровень технологизации городской среды 0-0.39 0.40-0.80 0.81-1.20

Уровень производительности труда 0-0.99 1.00-1.20 1.21-1.50

Уровень развития малого и среднего предпринимательства 0-0.39 0.40-0.80 0.81-1.20

Уровень обеспечения внешнеэкономической деятельности 0-0.29 0.30-0.80 0.81-1.20

По направлению социально-экономического развития 0-4.04 4.05-6.10 6.11-8.10

Уровень цифровизации экономики муниципального образования 0-0.19 0.20-0.50 0.51-0.80

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень инновационного разнообразия 0-0.19 0.20-0.50 0.51-0.80

По направлению стратегического развития 0-0.38 0.39-1.00 1.01-1.60

Общая оценка механизма управления 0-4.43 4.44-7.10 7.11-9.70

Для апробации методики оценки используем восемь муниципальных образований Орловской области, которые имеют примерно одинаковый уровень социально-экономического и стратегического развития: Болховский район, Должанский район, Кромской район, Ливенский район, Мценский район, муниципальное образование город Орел, Орловский район, Покровский район. Оценочной базой выступают значения показателей муниципальных образований Орловской области за 2020 год (таблица 2).

Таблица 2

Оценка социально-экономического и стратегического развития механизма управления муниципальными образованиями Орловской области за 2020 год

Муниципальные образования Орловской области иу ип ик ир и т и7 и, ио

Болховский район 1.01 1.05 0.48 1.06 0.42 0.24 0.20 0.28

Должанский район 1.04 1.05 0.52 1.02 0.42 0.30 0.18 0.22

Кромской район 1.08 1.10 0.50 1.04 0.44 0.32 0.28 0.30

Ливенский район 1.12 1.20 0.64 1.08 0.56 0.72 0.30 0.30

Мценский район 1.08 1.16 0.60 1.08 0.50 0.56 0.40 0.42

Муниципальное образование город Орел 1.15 1.26 0.72 1.12 0.62 0.70 0.46 0.46

Орловский район 1.07 1.20 0.60 1.06 0.51 0.35 0.32 0.36

Покровский район 1.06 1.02 0.58 1.04 0.50 0.32 0.30 0.28

Оценка параметров социально-экономического развития муниципальных образований Орловской области показала достаточно схожие результаты, свойственные представленным в таблице 2 территориям. По уровню валового муниципального продукта все территории Орловской области входят в диапазон со значительным уровням развития. Аналогичная ситуация наблюдается по параметрам: уровень жизни населения в муниципальном образовании, уровень технологизации городской среды, уровень производительности труда, уровень развития малого и среднего предпринимательства. Единственный параметр с низким уровнем обеспечения внешнеэкономической деятельности продуцирован в Болховском районе. Низкая параметрия наблюдается в Должанском районе в рамках цифро-визации экономики (0.18) муниципального образования в 2020 году.

В соответствии с данной оценкой в таблице 3 сформированы итоговые результаты механизма управления муниципальными образованиями Орловской области за 2020 годы.

Таблица 3

Итоговый результат оценки механизма управления муниципальными образованиями Орловской области

Муниципальные образования Орловской области Оценка социально-экономического развития Оценка стратегического развития Оценка

Болховский район 4.26 0.48 4.74

Должанский район 4.35 0.40 4.75

Кромской район 4.48 0.58 5.06

Ливенский район 5.32 0.60 5.92

Мценский район 4.98 0.82 5.80

Муниципальное образование город Орел 5.57 0.92 6.49

Орловский район 4.79 0.68 5.47

Покровский район 4.52 0.58 5.10

В рамках проведенного исследования наблюдается четкая усред-ненность параметрии муниципальных образований Орловской области в рамках значительного диапазона развития. В соответствии с данным фактом невозможно определить лидеров и аутсайдеров социально-экономического и стратегического развития территорий. Для решения данной проблемы используем дополнительную оценка механизма управления муниципальными образованиями Орловской области за 2018-2019 годы, и применим полученные данные в контексте моделей оптимизации стратегии развития и оптимального распределения задач.

Таблица 4

Оценка социально-экономического и стратегического развития уровней механизма управления муниципальными образованиями Орловской области за 2018-2019 годы

Муниципаль-ные образова-ния Орлов-ской области 2018 год 2019 год

иу ип ик ир и т и/ ио иу ип ик ир и т и/ ио

Болховский район 0.98 1.12 0.46 1.04 0.40 0.22 0.14 0.26 1.00 1.14 0.46 1.06 0.41 0.24 0.18 0.28

Должанский район 1.01 1.02 0.50 1.04 0.42 0.30 0.12 0.20 1.02 1.04 0.52 1.02 0.44 0.35 0.16 0.22

Кромской район 1.11 1.10 0.54 1.08 0.42 0.30 0.18 0.26 1.12 1.12 0.56 1.10 0.44 0.32 0.20 0.28

Ливенский район 1.18 1.30 0.62 1.10 0.58 0.74 0.20 0.24 1.20 1.30 0.62 1.10 0.58 0.74 0.20 0.24

Мценский район 1.05 1.24 0.62 1.10 0.52 0.54 0.22 0.40 1.08 1.24 0.64 1.10 0.55 0.56 0.24 0.42

МО г. Орел 1.24 1.28 0.80 1.14 0.64 0.68 0.30 0.40 1.26 1.30 0.84 1.16 0.66 0.68 0.32 0.42

Орловский район 1.09 1.14 0.56 1.08 0.54 0.34 0.24 0.30 1.09 1.16 0.58 1.10 0.56 0.32 0.26 0.30

Покровский район 1.10 1.10 0.54 1.06 0.52 0.34 0.24 0.26 1.08 1.06 0.56 1.08 0.50 0.36 0.26 0.24

Применим параметры оценки социально-экономического развития муниципальных образований Орловской области в рамках модели оптимизации стратегии развития.

На основе модели оптимизации стратегии развития определим муниципальные образования-лидеры по каждому направлению модернизации механизма управления муниципальным образованием. В рамках построения данной модели используем оценочную базу направления социально-экономического развития механизма управления муниципальными образованиями Орловской области за 20182020 годы: уровень валового муниципального продукта, уровень жизни населения, уровень технологизации городской среды, уровень производительности труда, уровень развития малого и среднего предпринимательства, уровень обеспечения внешнеэкономической деятельности. В рамках первого допущения, предположим, что муниципальным образованием-лидером выступает Покровский район. В соответствии с данным фактом Е (хп) = g (хп) имеет значение 0.32, а матрица располагается следующим образом:

Р (Х8 ) = £ (Х ) =

1.е

1.0

0.8

и

0.0

0.2

9)

В качестве установления лидером-муниципальным образованием Орловского района воспользуемся формулой распределения Бел-лмана:

р (х7) = тах[£7 (х7) + р8 (£7_Х7 )] (10)

В соответствии с представленной формулой Беллмана, матрица Орловского района имеет следующий вид:

0.2 0.2

Р7 (Х7 ) =

0 0 1.06 1.0 0.8 1.9 0.0

0 0 1.06 1.0 0.8 1.9 0.0

1.0 1.0 2.3 2.0 1.6 2.1 1.5

1.0 1.0 2.0 2.2 1,8 2.1

0.6 0.6 1.6 1.0 1.8

1.6 1.06 2.2 2.8

0.5 0.5 1.5

0.3 0.3

(11)

В рамках данного принципа сформулируем допущения о муниципальных образованиях-лидерах для каждой территории Орловской области:

- для муниципального образования города Орел

(Р6 (хб) = тах[£6(Х6) + Р7 (£б-х6)]):

0 0 1.0 2.3 3.8 2.2 2.2 2.1

0 0 1.0 2.3 3.8 2.2 2.2 2.1

1.5 1.5 2.2 3.3 3.9 3.1 3.2

1.0 ^ Х6) = 0.2 1.26 0.2 2.3 1.9 3.9 2.8 3.2 3.8 3.«

1.2 1.2 2.$ 3.2

0.0 0.2 1.0

0.0 0.0

- для Мценского района ( ¥ъ (х5) = :тах[£ 5(Х5) + Р6 (£ 5-Х5)]):

0 0 1.5 2.2 3.8 4.8 3.2 3.«

0 0 1.5 2.2 3.8 4.8 3.2 3.«

1.8 1.8 2.0 3.0 4.8 4.9 4.6

1.6 Ръ (х5) = 0.6 1.16 0.0 2.Ф 1.5 3.8 2.8 4.4 3.8 4.9

1.8 1.8 2.2 3.0

0.0 0.0 1.6

0.6 0.6

- для Ливенского района ( (х4 ) = = тах| 4 (Х4 ) + Р5 4_х4 )]):

0 0 1.5 2.® 3.0 4.8 5.9

0 0 1.5 2.® 3.0 4.8 5.9

1.2 1.2 2.7 3.4 4.3 5.« 6.6

Р4 ( Х4 ): 1.0 = 0.6 1.8 1.2 0.6 1.8 2.5 1.9 2.2 3.8 1.8 3.3 4.0 3.9 5.6

0.6 0.6 1.7 0.2 0.2

(12)

(13)

6.6

6.6

для Кромского района ( (х3) = тах[^ 3 (х3) + ¥А (§■ 3 )]):

F3 (X3 ) =

0 0 1.5 2.2 3.3 4.3

1.8 1.8 2.2 3.3 4.1 5.0

1.Ф 1.Ф 2.2 3.1 4.4 5.2

0.0 0.0 1.6 2.7 3.8

1.9 1.9 2.$ 3.3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0.4 0.4 1.9

0.2 0.2

4.« 5.6 6.6

для Должанского района ( F2 (x2) = max [g2 (x2) + F3 (g2- )]):

0 0 1.5 2.2 3.3 4.1 5.0 6.6

0 0 1.5 2.2 3.3 4.1 5.0 6.6

1.9 1.9 2.$ 3.3 4.9 5.4 6.4

1.0 F2( ^ = 0.2 1.0 0.2 2.0 1.0 3.2 2.9 4.9 3.8 5.«

1.0 1.2 2.7 3.2

0.3 0.3 1.5

0.0 0.0

для Болховского района ( F1 (xj) = max [g1( Х1) + F2 (gt- J): (14)

0 0 1.J 2.2 3.3 4.3 5.0 6.6 (15)

0 0 1.J 2.2 3.3 4.3 5.0 6.6

1.® 1.® 2.6 3.8 4.8 5.4 6.5

1.0 1.0 2.0 3.2 4.« 5.8

1 0.8 0.8 1.6 2.5 3.8 1.6 1.6 2.2 3.3 0.1 0.1 1.? 0.3 0.3

В рамках построенных матриц определим муниципальные образования-лидеры, найдя максимальную сумму матричного столбца по каждому исследуемому показателю: уровень валового муници-

36

пального продукта (муниципальное образование город Орел -12.36), уровень жизни населения в муниципальном образовании (муниципальное образование город Орел -17.43), уровень технологизации городской среды (муниципальное образование город Орел -19.73), уровень производительности труда (Мценский район -19.88), уровень развития малого и среднего предпринимательства (Ливенский район - 17.59), уровень обеспечения внешнеэкономической деятельности (Ливенский район - 13.20). Таким образом, можно отметить, что в рамках социально-экономического развития находятся три лидера - муниципальных образований, а именно Ливенский район, Мценский район и город Орел.

На основе модели оптимального распределения задач установим лидера и аутсайдера стратегического развития муниципальных образований. Зададим условие оптимизации, предположив, что Бол-ховский район является лидером стратегического развития механизма управления муниципальными образованиями Орловской области за 2020 год в области инновационного разнообразия территории. В соответствии с этим, параметрия муниципального образования-лидера будет задана функцией Р(х1 ) = g2 (щ). Оптимизация параме-

трии муниципального образования-лидера равна 0.28. В рамках оптимального распределения задач всех территорий Орловской области, муниципальное образование-лидер покажет значение

Р(хп )= тах gn (ип ) .

Таблица 3

Оптимальное распределение задач для выявления муниципального образования-лидера стратегического развития Орловской области

Муниципальные образования Орловской области ип Хп = Х - и1 gn Ю р Х) ип (Хп )

Волховский район 1 0 0.28 0.28 1

Должанский район 1 1 0.28 0.28 1

2 0 0.22

Кромской район 1 2 0.28

2 1 0.22

3 0 0.30 0.30 3

Ливенский район 1 3 0.28

2 2 0.22

3 1 0.30 0.30 3

4 0 0.30

Мценский район 1 4 0.28

2 3 0.22

3 2 0.30

4 1 0.30

5 0 0.42 0.42 5

Муниципальное 1 5 0.28

образование город 2 4 0.22

Орел 3 3 0.30

4 2 0.30

5 1 0.42

6 0 0.46 0.46 6

Орловский район 1 6 0.28

2 5 0.22

3 4 0.30

4 3 0.30

5 2 0.42

6 1 0.46 0.46 6

7 0 0.36

Покровский район 1 7 0.28

2 6 0.22

3 5 0.30

4 4 0.30

5 3 0.42

6 2 0.46 0.46 6

7 1 0.36

8 0 0.28

В соответствии с таблицей, 3 оптимальное распределение задач с выявлением максимального значения муниципального образования-лидера характерно (в трех случаях из восьми) для города Орел. Определим муниципальное образование-аутсайдер стратегического развития Орловской области за 2020 год, используя рекуррентное соотношение Беллмана:

(16)

Рп (Хп ) = тш(Хп ^ еп ) Х (/п (ип ) + Ри+1 (еп - ип )),

Значения оптимального распределения задач с минимальным значением муниципального образования-аутсайдера производится в соответствии с цифровизацией экономики и имеет нулевой уровень распределения ип (еп).

Таблица 4

Оптимальное распределение задач для выявления муниципального образования-аутсайдера стратегического развития Орловской области

Муниципальные образования Орловской области !п (ип ) Р(еп ) Р (ип, еп ) Р(епп) и (е ) пп

Болховский район 0.20 0 0.2 0

Должанский район 0.20 0.28 0.48 0.48 1

0.18 0 0.18

Кромской район 0.20 0.28 0.48 0.48 1

0.18 0.28 0.46

0.28 0 0.28

Ливенский район 0.20 0.30 0.5

0.18 0.28 0.46

0.28 0.28 0.56 0.56 3

0.30 0 0.3

Мценский район 0.20 0.30 0.5

0.18 0.30 0.48

0.28 0.28 0.56

0.30 0.28 0.58 0.58 4

0.40 0 0.4

Муниципальное образование город Орел 0.20 0.42 0.62

0.18 0.30 0.48

0.28 0.30 0.58

0.30 0.28 0.58

0.40 0.28 0.68 0.68 5

0.46 0 0.46

Орловский район 0.20 0.46 0.66

0.18 0.42 0.6

0.28 0.30 0.58

0.30 0.30 0.6

0.40 0.28 0.68

0.46 0.28 0.74 0.74 6

0.32 0 0.32

Покровский район 0.20 0.46 0.66

0.18 0.46 0.64

0.28 0.42 0.7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0.30 0.30 0.6

0.40 0.30 0.7

0.46 0.28 0.74 0.74 6

0.32 0.28 0.6

0.30 0 0.3

В соответствии с полученными значениями распределения, муниципальным образованием-аутсайдером выступает Болховский район. Таким образом, модель оптимального распределения позволила сделать вывод, что лидером стратегического развития, среди представленных муниципальных образований Орловской области, является город Орел, на примере которого необходимо осуществить эффективную проработку мероприятий долгосрочного планирования Болховского района. Таким образом, в рамках стратегического развития Болховского района будет применена модель муниципального образования города Орел.

В целом, формирование процедуры встраивания модернизированного механизма управления муниципальным образованиям в организационную схему развития региона позволяет провести объединение выделенных направлений, для проведения общей политики повышения социально-экономической и стратегической роли данных территорий. Оценочный инструментарий исследования, направлен на использование количественной регламентации в подтверждение важности процесса модернизации механизма управления муниципальным образованием в организационной системе развития региона. Представленное исследование по заявленной теме может стать первоначальным этапом для разработки инструментария совместного развития региона и муниципальных образований в рамках Центра управления регионом.

Проведенное исследование на тему процедура встраивания модернизированного механизма управления муниципальным образованием в организационную схему развития региона позволило сделать следующие выводы.

1. На сегодняшний день развитие региона и муниципального образования не рассматривается как единый цикл обеспечения общих направлений функционирования территорий. Зачатки обеспечения данных условий проявляются в рамках реализации федеральных проектов на региональном уровне, оценки социально-экономического развития муниципальных образований и сравнения их с долгосрочными трендами субъекта Российской Федерации. На основе данного факта, предлагается проработать вопрос встраивания модернизированного механизма управления муниципальным обра-

зованием в организационную схему развития региона. Данное условие во-первых, позволит установить четкую взаимосвязь между регионом и муниципальным образованием на основе системы иерархического встраивания, во-вторых, сформировать предпосылки к разработке нового инструментария развития территорий в рамках системного подхода.

2. Организационная схема развития региона выступает достаточно сложной категорией и рассматривается в контексте нескольких трактовок. Наиболее общей трактовкой данной категории является определение организационной схемы развития региона как совокупности элементов региональной среды, представленной на основе графического изображения, и служащей для установления должностных компетенций региональных органов власти в соответствии с прописанными в ней направлениями развитиями. В рамках данного исследования использовано понятие, которое по субъективному мнению автора научной статьи, наиболее целостно отражает категорию организационная схему развития региона - это совокупность уровней стратегического обеспечения территории посредствам которых происходит развитие региона. Сущность данного определения позволяет выделить уровни, в рамки которых может быть встроен модернизированный механизм управления муниципальным образованием. Исследуемые рамки организационной схемы развития региона позволили выделит мезо-топический уровень как наиболее подходящий к условиям встраивания модернизированного механизма управления муниципальным образованием.

3. В контексте исследования предложена процедура встраивания модернизированного механизма управления муниципальным образованием в организационную схему развития региона, которая предполагает реализацию двух оценочных этапов. Отметим, что сформулированная процедура встраивания концентрируется на мезо-то-пическом уровне, который основывается на учете реализации таких направлений как национальные проекты, социально-экономическое и стратегическое развитие территорий. В соответствии с данным фактом, оценочные показатели, применяемые в исследование, отразили ключевые стороны социально-экономического и стратегического развития территорий. В качестве оценочной параметрии социально-экономического развития использованы такие показатели, как: уровень валового муниципального продукта, уровень жизни населения, уровень технологизации городской среды, уровень производительности труда, уровень развития малого и среднего предпринимательства, уровень обеспечения внешнеэкономической деятельности. Постулатом определения муниципального-образования лидера социально-экономического развития выступает модель оптимизации стратегии развития. Оценка направления стратегическое развитие происходит на основе уровней цифровизации экономики муниципального образования и инновационного разнообразия.

Определение муниципального образования лидера и аутсайдера констатируется на основе модели оптимального распределения задач.

4. Апробация процедуры встраивания модернизированного механизма управления муниципальным образованием в организационную схему развития региона произошла в рамках использования параметрии некоторых муниципальных образований Орловской области за 2020 год. В целом, был определен значительный уровень развития механизма управления муниципальными образованиями Орловской области, выявлены лидеры и аутсайдеры в рамках социально-экономического и стратегического развития территорий. После проведенной оценки модернизированный механизм управления муниципальными образованиями может быть встроен в организационную схему развития Орловской области.

Примечание

Endnotes

1 Садыков А.А. Социально-экономический анализ составляющих элементов системы муниципального образования // Экономика и предпринимательство. 2020. № 9 (122). С. 1122-1125.

2 Никитская Е.Ф. Роль агломераций в развитии регионального сегмента национальной инновационной системы России // Федерализм. 2018. № 2 (90). С. 46-63.

3 AhmedA.H.A. Formation organizational and economic mechanism of the firm's competitiveness management // International Journal on Emerging Technologies, 2019, Vol. 10, no. 2, pp. 16-19.

4 Nikitin Iu., Kulchytskyy O. Organizational and economic mechanism of digital transformation of enterprise management // Modern Science -Moderni Veda, 2020, no. 1, pp. 40-47.

5 ДугаржаповаМ.А., ЖалсараеваЕ.А. Модели и механизм управления городскими агломерациями // Горизонты экономики. 2020. № 3 (56). С. 11-19.

6 Horbyk V. Subsystems of the mechanism of state management of the natural and economic potential of the regions // Modern Science -Moderni Veda, 2019, Vol. 6, no. 2, pp. 5-15.

7 Журавлев Д.М. Экономический механизм управления развитием региона // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). 2020. № 1. С. 43-56.

8 Voss G.B., Seiders K. Exploring the effect of retail sector and firm characteristics on retail price promotion strategy // Journal of Retailing, 2003, Vol. 79, no. 1, pp. 37.

9 Мокрова Н.В. Концептуальный подход к проблематике умных городов // Промышленное и гражданское строительство. 2020. № 7. С. 32-40.

10 Сибирская Е.В., Овешникова Л.В., Михейкина Л.А. Цифровая

экономика России: анализ современного состояния // Экономический анализ: теория и практика. 2020. Т. 19. № 1 (496). С. 4-24.

11 ChernickH., Reschovsky A. State fiscal responses to welfare reform during recessions: lessons for the future // Public Budgeting & Finance, 2003, Vol. 23, no. 3, pp. 3-21.

Автор, аннотация, ключевые слова

Комаревцева Ольга Олеговна- соискатель ФГБОУ ВО РЭУ им. Г.В. Плеханова (Орел)

komare_91@mail.ru

На сегодняшний день развитие региона и муниципального образования не рассматривается как единый цикл обеспечения общих направлений функционирования территорий. Зачатки обеспечения данных условий проявляются в рамках реализации федеральных проектов на региональном уровне, оценки социально-экономического развития муниципальных образований и сравнения их с долгосрочными трендами субъекта Российской Федерации. В рамках данного исследования использовано понятие, которое по субъективному мнению автора научной статьи, наиболее целостно отражает категорию организационная схему развития региона - это совокупность уровней стратегического обеспечения территории по-средствам которых происходит развитие региона. Сущность данного определения позволяет выделить уровни, в рамки которых может быть встроен модернизированный механизм управления муниципальным образованием. Исследуемые рамки организационной схемы развития региона позволили выделит мезо-топический уровень как наиболее подходящий к условиям встраивания модернизированного механизма управления муниципальным образованием. В контексте исследования предложена процедура встраивания модернизированного механизма управления муниципальным образованием в организационную схему развития региона, которая предполагает реализацию двух оценочных этапов.

Стратегическое обеспечение территории, муниципальное образование, регион, механизм управления муниципальным образованием, социально-экономическое развитие

References (Articles from Scientific Journals)

1. Dugarzhapova M.A., Zhalsaraeva E.A. Modeli i mehanizm upravlenija gorodskimi aglomeracijami, Gorizonty jekonomiki, 2020, no.3 (56), pp. 11-19.

2. Zhuravlev D.M. Jekonomicheskij mehanizm upravlenija razvitiem regiona. Vestnik Moskovskogo universiteta, 2020, no. 1, pp. 43-56.

3. Mokrova N.V. Konceptual'nyj podhod k problematike umnyh gorodov, Promyshlennoe i grazhdanskoe stroitel'stvo, 2020, no. 7, pp. 32-40.

4. Nikitskaja E.F. Rol' aglomeracij v razvitii regional'nogo segmenta nacional'noj innovacionnoj sistemy Rossii, Federalizm, 2018, no. 2 (90), pp. 46-63.

5. Sibirskaja E.V., Oveshnikova L.V., Mihejkina L.A. Cifrovaja jekonomika Rossii: analiz sovremennogo sostojanija. Jekonomicheskij analiz: teorija ipraktika, 2020, vol. 19, no.1 (496), pp. 4-24.

6. Sadykov A.A. Social'no-jekonomicheskij analiz sostavljajushhih jelementov sistemy municipal'nogo obrazovanija. Jekonomika i predprinimatel stvo, 2020, no. 9 (122), pp. 1122-1125.

Author, Abstract, Keywords

Olga Ol. Komarevtseva - applicant for of the Russian University of Economics. G.V. Plekhanov (Oryol, Russia)

komare_91@mail.ru

To date, the development of the region and the municipality is not considered as a single cycle of providing general directions for the functioning of territories. The beginnings of ensuring these conditions are manifested in the framework of the implementation of federal projects at the regional level, the assessment of the socio-economic development of municipalities and their comparison with the long-term trends of the constituent entity of the Russian Federation. The essence of this definition makes it possible to single out the levels within which the modernized management mechanism of the municipal formation can be built. The investigated framework of the organizational scheme for the development of the region made it possible to single out the meso-topical level as the most suitable for the conditions of embedding a modernized mechanism for managing a municipal formation. In the context of the study, a procedure is proposed for embedding a modernized mechanism for managing a municipal formation into the organizational scheme of regional development, which involves the implementation of two assessment stages.

Strategic support of a territory, a municipality, a region, a mechanism for managing a municipality, socio-economic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.