УДК 331.526(470.319-22)
Н.В. Григорьева, аспирант ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет»
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА СЕЛЬСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье рассмотрена современная ситуация, сложившаяся на рынке труда Орловской области. В динамике представленыг основныге показатели,
характеризующие сельский рыток труда региона и муниципальнымрайонов области. Проведенныш кластерныш анализ позволяет ди еренцировать муниципальные районыI Орловской области по уровню занятости на 5 групп. Различия в уровне занятости обусловленыI влиянием разичныгх факторов. ОпределеныI ключевыге проблемыI территорий, причиныI выгсокого уровня безработицыI, эффективность работыI служб занятости муниципальным районов Орловской области. В соответствии со сложившимися тенденциями разработаны мероприятия, направленные на повышение уровня занятости в выгделенныа группах.
Ключевые слова: сельский рыток труда, сельское
население, занятость, безработица, Орловская область, муниципальныге районыг, государственные службы! занятости, кластерный анализ, политика занятости, оплата труда.
В современных условиях рынок труда становится важным элементом национальной экономики любой страны. На нем происходит формирование и развитие трудовых ресурсов, осуществляющих производство благ и услуг, необходимых для эффективного воспрои/водства и жи/недеятельности населения. Сельский рынок труда является его неотъемлемой частью. Его роль возрастает в связи с тем, что уровень продовольственной бе/опасности напрямую /ависит от эффективности его функционирования. В связи с этим исследование рынка труда сельских территорий Орловской области является актуальным.
По данным Территориального органа федеральной государственной службы статистики Орловской области численность трудоспособного населения за период 2000-
2011 гг. сократилась на 7,2% - что отражено на рисунке
1. В период с 2006-2009 гг. наблюдается тенденция сокращения занятых и рост безработных, на 9% и 56,3% соответственно [14]. Рынок труда Орловской области находился под негативным влиянием сложившейся экономической ситуации. Максимальное число бе/работных было /афиксировано в 2009 г. и составило
41,1 тыс. человек. Однако в 2010 г. ситуация и/менилась. Несмотря на то, что численность экономически активного населения региона в 2011 г. составила 406,8 тыс. человек [14], уменьшившись к соответствующему показателю 2010 г. на 6,2 тыс. человек, количество бе/работных граждан,
находившихся на региональном рынке труда, снизилось на 11,5 тыс. человек и составило 25,6 тыс. человек, а численность граждан /анятых в экономике области выросла на 5,2 тыс. человек, до 381,1 тыс. человек.
Характерной особенностью рынка труда Орловской области является более высокий уровень бе/работицы населения в сельской местности. Основная причина роста численности бе/работных свя/ана с активи/ацией процессов высвобождения
The current situation prevailing in the labour market of Oryol region is considered in the article. The main indicators of the rural labour market in the region and municipal districts are presented in dynamic. Cluster analysis allows us to differentiate the municipal areas of Oryol region in terms of employment in the five groups. Differences in the level of employment are caused by the influence of various factors. The key problems of the areas, the causes of high unemployment, the efficiency of employment services are identified in municipal areas of Oryol region. According to the current trend, measures aimed at increasing employment in the selected groups are developed.
Key words: rural labour market, rural population, employment, unemployment, Oryol region, municipal area, public employment service, cluster analysis, employment policy, remuneration of labour.
работников из сельскохозяйственных предприятий и организаций в связи со структурными преобразованиями. Рост безработицы в сельской местности обусловлен также отсутствием необходимого количества рабочих мест.
В 2011 г. по сравнению с 2010 г. доля безработных граждан в численности экономически активного населения сни/илась на 2,7 п.п. и составила 6,3%, в том числе среди мужчин - 7,3%, что на 1,9 п.п. выше, чем среди женщин. Уровень безработицы на селе в
1,1 ра/а выше, чем в городах и поселках городского типа [2]. В сельской местности Орловской области безработица возросла в 1,3 раза, составив 6,5% в 2011 г. против 4,8% в 2006 г. Однако данный показатель ниже общероссийского уровня на 3,2 п.п., но выше показателя ЦФО на 0,2п.п. [12].
В 2011 г. в разрезе сельских муниципальных районов Орловской области размах вариации в уровнях, как /анятости, так и бе/работицы составляет 1,4%. Отмечена обратная зависимость между уровнем /анятости и бе/работицы муниципальных районов Орловской области. Таким образом, в районах с высоким уровнем /анятости наблюдается самая низкая безработица. К таким районам относятся: Глазуновский, Колпнянский, Ливенский, Волховской, Верховский, Кромской, Малоархангельский,
Мценский, Орловский, Троснянский,
Новодеревеньковский, Свердловский, Урицкий, где уровень занятости варьируется в пределах 98,7-99%, а уровень безработицы - 1,1-1,4%. К районам с наиболее неблагоприятной обстановкой на рынке труда, характери/уемой высоким уровнем безработицы и низкой занятостью в 2011 г. относился один район - Сосковский, где бе/работица была максимальной - 2,5%, а уровень/анятости составлял 97,5%.
и
и
т
о
ч
и
О
3
н
і Экономически неактивное
НЕСЄЛЄНИЄ
Численность безработных і Численность ЗЕНЯТЫХ
-г
Годы
Рисунок 1 - Структура трудоспособного населения Орловской области
Одной из особенностей рынка труда, как Орловской области, так и большинства регионов страны является расхождение между уровнем общей безработицы и уровнем безработицы, регистрируемой государственными службами занятости. В 2011 г. по данным управления труда и занятости Орловской области ре истрируемый уровень безработицы составлял 1,4%, а общий уровень - 6,3%, то есть разница составляла 4,5 раза, для сравнения в 2004 г. дифференциация составляла 2,2 раза
Число безработных зарегистрированных
государственной службой занятости в 2011 г. в сельских районах Орловской области сократилось по сравнению с 2010 г. на 13,3% и составило 3266 человек. Реальная численность безработных превысила число зарегистрированных в 2,7 раза. К причинам значительной разницы между числом безработных и лиц, заре истрированных службами занятости в качестве безработного можно отнести: развитие скрытой безработицы, которая в наибольшей степени свойственна сельским территориям. Сложная процедура постановки на учет в ор аны службы занятости, связанная с бюрократической волокитой, вынуждает людей самостоятельно искать работу или трудоустраиваться в неформальный сектор экономики.
В структуре заре истрированных безработных наибольшее число - 25,9% составляли лица,
уволенные по собственному желанию, 18,1%
составляли лица, не работающие больше ода и 9,5% лица, сокращенные с предприятий. Доля выпускников учебных заведений в рассматриваемом периоде
составляла 3,6%. Молодые специалисты в меньшей мере рассчитывают на услуги государственной службы занятости, пытаясь найти работу
самостоятельно.
Молодежь, как наименее конкурентоспособная руппа, в большей степени сталкивается с
проблемами в процессе трудоустройства.
В 2010 . в Орловской области, по данным
обследования населения по проблемам занятости,
среди населения в возрасте 15-29 лет 102,2 тыс. человек или 56,8% - это экономически активное население. Уровень экономической активности лиц моложе 30 лет в 2010 г. увеличился по сравнению с 2009 г. на 1,7 п.п. [1].
В общей численности экономически активно о населения моложе 30 лет лишь 33,2 тыс. человек (32,5%) - жители сельской местности. В городе уровень экономической активности на 3,5 п.п. выше, чем в сельской местности - 58% против 54,5% соответственно.
В 2010 г. в Орловской области в общей численности занято о населения доля молодежи составила 23,3%, что на 0,2 п.п. больше чем в 2009 г.
Среди занятого населения в возрасте 15-29 лет преобладали городские жители (Таблица 1), доля занятых молодых людей, проживающих в сельской местности, составила 31,9%. В 2010 г. численность занятой сельской молодежи сократилась 1,5 тыс. человек, а число занятых ородских жителей в данной возрастной группе увеличилось на 3 тыс. человек [1].
Таблица 1 - Численность занятого населения в возрасте 1529 лет, тыс. человек
Годы Все о, тыс. человек из них:
ородское население, тыс. человек сельское население, тыс. человек
2009 86,2 56,8 29,4
2010 87,7 59,8 27,9
В целом в Российской Федерации в 2011 г. самый высокий уровень занятости отмечается среди населения в возрасте 40-44 года - 87,9%, в том числе среди городского населения - 90,1%, сельского населения - 81,7%. При этом, среди городской молодежи в возрасте 15-19 лет уровень безработицы выше, чем среди сельской (соответственно 33,0% и 28,6%). В возрастной группе 20-24 лет ситуация иная - уровень безработицы среди сельско о населения в
1,4 раза выше, чем среди городского (соответственно 12,3% и 16,9%) [13].
Рост занятой молодежи в городах происходит за счет внутриобластной миграции и/ села в крупные города, где у молодых людей есть больше перспектив и во/можностей найти престижную и высокооплачиваемую работу.
Уровень безработицы среди молодежи намного выше, чем в старших возрастах. В возрастной группе 15-19 лет он составил в среднем за 2011 г. 27,8%, среди молодежи в во/расте 20-24 года - 14,3%. При этом ситуация с безработицей в возрастной группе до 20 лет не улучшается, за 2011 г. ее уровень в этой возрастной группе вырос на 6,7 п.п. [2].
В 2011 г. по данным управления труда и занятости среди сельских бе/работных, доля молодых людей в во/расте 20-29 лет составляла 17,9%, увеличившись по сравнению с 2010 г. на 0,5 п.п.
Основной задачей государственного
регулирования рынка труда является ра/работка ключевых направлений, приоритетов его развития. Под приоритетами обычно понимают основные проблемы той или иной страны, региона, муниципального района, которые требуют
первоочередного решения в данный момент времени.
Выделение приоритетов - главная задача в решении проблем сельского рынка труда на современном этапе развития. Анализ показателей, влияющих на формирование и функционирование рынка труда муниципальных районов Орловский области, показал различия в их развитии.
Изучение состава факторов, влияющих на конъюнктуру рынка труда — имеет первостепенное /начение для определения будущих контуров
политики занятости. Для каждой страны можно выделить свой собственный набор факторов, воздействующих на рынок труда и безработицу.
Безработица возникает при различных
обстоятельствах. В странах с высоким естественным приростом населения ключевой фактор ее во/никновения — демографический, в странах с высокой /аработной платой — степень этого /авышения и т. д. В других случаях играют роль научно-технический прогресс, отраслевая
реструктури/ация экономики, массовый приток иммигрантов и другие причины.
В связи с политика занятости должна соответствовать реальному набору факторов,
действующих в данной стране на конъюнктуру рынка труда. Политика занятости, импортированная из
страны с другим набором факторов, будет неэффективна.
В свя/и с ра/личиями в экономической, политической и социальной ситуацией на рынке труда в ра/ре/е муниципальных районов Орловской области, целесообразно разрабатывать политику в соответствии с проблемами, которые характерны для них.
Задача кластерного анализа заключается в том, чтобы на основании данных, содержащихся во множестве ра/бить множество объектов на кластеры (подмножества) так, чтобы каждый объект
принадлежал одному и только одному подмножеству разбиения. А объекты, принадлежащие одному и тому же кластеру, были сходными, в то время как объекты, принадлежащие ра/ным кластерам, были
разнородными [15].
Существует два метода кластерного анализа: метод иерархической кластери/ации и метод кластери/ации К-средних.
Первый метод по/воляет наглядно отображает число кластеров на дендограмме. Иерархия прои/водится методом Варда, который является наиболее распространенным. В этом методе в качестве целевой функции применяют внутригрупповую сумму квадратов отклонений, которая есть не что иное, как сумма квадратов расстояний между каждой точкой (объектом) и средней по кластеру, содержащему этот объект. На каждом шаге объединяются такие два кластера, которые приводят к минимальному увеличению целевой функции, т.е. внутригрупповой суммы квадратов. Этот метод направлен на объединение близко расположенных кластеров [15].
В качестве функции расстояния исполь/уется Евклидово расстояние, которое является наиболее распространенной мерой для определения расстояния между двумя точками.
Метод К-средних существенно отличается от иерархической кластери/ации. При его исполь/овании необходимо /аранее установить число кластеров необходимое для исследования.
Исследование проводилось с использованием ППП 81аи81ка 6.0 методом кластеризации К-средних.
Дифференциация муниципальных районов Орловкой области по уровню экономического
развития, объясняет различия в уровне занятости сельского населения. Для анали/а распределения уровня занятости по территории Орловской области проведем типологию муниципальных районов
региона на основе анализа показателей,
характеризующих занятость в 2010 г. В основе нашего анализа лежит уровень сельской занятости, которая является важной характеристикой рынка труда сельских муниципальных обра/ований. Уровень занятости представляет собой важнейший макроэкономический показатель. Однако, занятость не сугубо экономическое явление, на ее уровень влияют различные факторы. Уровень занятости рассчитан на основе данных, предоставленных
Управлением труда и занятости Орловской области, и определен как удельный вес в общей численности экономически активного населения региона. В связи с этим первая группа пока/ателей будет включать демографические пока/атели, характери/ующие население муниципальных районов Орловской области: доля сельского населения и населения в трудоспособном во/расте, а также плотность населения.
Второй группой пока/ателей будут пока/атели, определяющие экономическую ситуацию
муниципальных районов области: средний уровень /аработной платы, объем инвестиций на душу
населения и число крестьянских (фермерских) хозяйств.
Третья группа показателей характеризует
ситуацию на рынке труда муниципальных районов Орловской области: уровень напряженности, доля лиц трудоустроенных службой занятости в общей численности раждан, заре истрированных в качестве безработных и среднесписочная численность занятых на сельскохозяйственных предприятиях.
Таким образом, сельская занятость будет характеризоваться 9 показателями, которые
оказывают непосредственное влияние на ее уровень: демографические, экономические и показатели рынка труда.
Результаты кластерного анализа позволяют
выделить 5 групп муниципальных районов по уровню занятости. Нами рассчитаны средние значения уровня занятости и показателей, характеризующих определенный кластер (табл. 2).
Таблица 2 - Характеристика кластеров муниципальных образований Орловской области по средним значениям социальноэкономических показателей в 2010 г.
03 Н О 03 2 о К Наименования района Уровень занятости, % В ю о и 03 н о £ ^ со ~ о ^ О К и ^ 2 « К и ю о о 3 0 Д 2 к § Й 4 к Щ ^ 1 сч о 1 § К ЕҐ Ч О 03 К СЧ 4 О Плотность населения, чел/км2 Доля сельского населения, % Инвестиции в основной капитал на душу населения (в фактически действовавших ценах, млн. руб.) 03 Н 03 4 К СЧ 03 К . Н Ю § *2 ^ 03 , & « та кн СП ^ 2 ^ 3 оЗ 03 СО 1-0 Щ 3 3 1 & ^ т о о к « 03 К £ ё о 5 0^ Л 5! о к 4 и л о Число зарегистрированных К(Ф)Х Уровень напряженности Доля лиц, трудоустроенных службой занятости в общей численности граждан, зарегистрированных в качестве безработных, % в о * -на нт в ° о іп О нР О £ * О Р а о я и Сг1 о '5. ё £ сґ 0 к 1 * 8 £ е р о
I Ливенский, Орловский 98,7 61,7 28,9 60,8 0,0087 12591,0 125,5 30,5 66,5 2745,5
II Болховской, Глазу новский, Колпнянский, Кромской, Малоархангельский, Свердловский, Урицкий 98,7 58,8 18,0 57,4 0,0115 10039,4 51,0 9,4 55,3 501,4
III Верховский, Должанский, Мценский 98,4 57,5 13,6 50,1 0,0053 12072,0 109,0 11,3 61,5 687,7
IV Залегощенский, Знаменский, Корсаковский, Краснозоренский, Сосковский, Троснянский 98,3 57,4 9,9 94,5 0,0049 10356,0 44,5 6,7 64,0 211,2
V Димтровский, Новодеревеньковский, Новосильский, Покровский, Хотынецкий, Шаблыкинский 98,0 57,7 10,6 61,8 0,0073 10019,3 37,5 7,0 50,7 412,2
В первую группу вошли два муниципальных района Орловской области: Ливенский и Орловский. Данные территории характеризуются благоприятной демо рафической ситуацией: наибольшая доля
населения трудоспособно о возраста оворит о качестве трудовых ресурсов. Отличительной чертой Орловского и Ливенского районов является самая высокая среднемесячная заработная плата работников ор анизаций. Первый кластер можно определить как а рарный, так как среднесписочная численность работников занятых на сельскохозяйственных предприятиях наибольшая. В первой руппе муниципальных районов Орловской области ведется активная поддержка развития малых форм
хозяйствования, о чем свидетельствует максимальное число заре истрированных крестьянских
(фермерских) хозяйств в 2010 г. Однако, несмотря на положительные тенденции в Орловском и Ливенском районах и эффективную работу служб занятости (доля лиц трудоустроенная службами занятости максимальная), число безработных превышало число заявленных вакансий в 2010 г. в 30,5 раз. По совокупности природно-климатических,
ео рафических условий, обеспеченности кадрами, наличия свободных земельных ресурсов и прочими факторами муниципальные районы первой руппы являются привлекательной территорией. В них
проводятся активные мероприятия по привлечению инвестиций и созданию новых рабочих мест.
В Ливенском районе действует дол осрочные целевые программы: «Развитие инвестиционной
деятельности в Ливенском районе в 2011-2013 гг.», «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и дру их малых форм хозяйствования в Ливенском районе на 2012-2015 гг.», «Развитие торговли Ливенского района на 2011-2013 г.г.», «Социальное развитие села на 2011 - 2015 гг. Ливенского района Орловской области». В районе осуществляют производственную деятельность 8 инвестиционных компаний: ООО «Авангард», ЗАО «Орелагроюг», ООО «Орловский лидер», ООО «Агропроминвест», ООО «Продимпекс - холдинг», ООО «Знаменский СГЦ», московский холдинг «Агропром МТД», ООО «Птичий дворик». Реализация инвестиционных проектов в 2011-2013 гг. позволит создать 263 новых рабочих мест [7]. Развитие малого бизнеса в сельском хозяйстве и тор овли также позволит решить проблему занятости за счет создания рабочих мест.
В Орловском муниципальном районе реализуются дол осрочные целевые про раммы: «Развитие
инвестиционной деятельности в Орловском районе в
2012 - 2015 гг.», «Содействия самозанятости
безработных граждан Орловского района на 2012-
2014 гг.». Создание новых рабочих мест будет осуществляться в ходе реализации различных федеральных и районных про рамм, инвестиционных проектов, про рамм развития предприятий. В ходе реализации районной про раммы «Развитие тор овли Орловского района на 2011-2013 гг.» будет создано около 40 новых рабочих мест и замещено 56 рабочих мест [9].
Таким образом, в районах данно о кластера необходимо проводить мероприятия,
поддерживающие сложившуюся ситуацию. Дальнейшее развитие а ропромышленно о комплекса, малых форм хозяйствования, сферы услу и тор овли будут способствовать ор анизации новых рабочих мест, естественному закреплению и обновлению кадров
Вторая руппа муниципальных районов также характеризуется высоким уровнем занятости (в среднем по руппе 98,7%), однако факторы, которые способствуют этому, отличны от перво о кластера. В среднем по руппе районов отмечен наибольший объем инвестиций направляемых на развитие экономики. Уровень напряженности на рынке труда в среднем составил 9 человек на 1 заявленную вакансию, эффективность работы служб занятости высокая - более 50% лиц, заре истрированных в качестве безработных, было трудоустроено.
В муниципальных районах данной руппы, также как и в первой, ведется активная политика, направленная на повышение уровня занятости и создание новых рабочих мест. Так в Болховском районе действуют районная комплексная про рамма «Социально-экономическое развитие Болховско о района на 2011-2013 гг.» (по итогам ее реализации планируется создать 211 новых рабочих мест), Про рамма содействия занятости населения
Болховского района на 2011 - 2013 гг., долгосрочные целевые про раммы «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и дру их малых форм хозяйствования в сельской местности в Болховском районе на 2012-2015 гг.» и «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Болховском районе на 2012-2016 гг.», реализация которой обеспечит повышение производительности труда в молочном скотоводстве в среднем на 15 %, планируется довести среднемесячную заработную плату работников отрасли к 2016 г. до 21300 рублей [3].
В Кромском районе продолжается строительство цеха по убою свиней ООО Знаменский СГЦ. При реализации это о проекта будет создано 400 новых рабочих мест, увеличен в 2 раза объем промышленной продукции, а также
предусматривается дополнительное поступление платежей в бюджетную систему еже одно в сумме не менее 9 млн. руб., во внебюджетные фонды - 20 млн. руб. [6].
На территории Малоархангельского
муниципального района Орловской области в отрасли сельско о хозяйства успешно функционируют инвестиционные компании. Предприятия Тор ово о Дома «Белый Фрегат» - ООО «Орелагроинвест» и филиалы ООО «Орловский Лидер» на основе арендных отношений обрабатывают 31,9 тыс. га пашни. Это почти 60% всей площади пашни в районе [8]. За оды работы на территории района предприятиями это о инвестора приобретена новая высокопроизводительная сельскохозяйственная
техника, с использованием которой, на основе применения новых техноло ий с каждым одом наращивается производство сельхозпродукции.
В Свердловском районе Орловской области успешно развивается и наращивает объемы производства работ и услуг малый бизнес. В 2011 г. сфера мало о предпринимательства обеспечила работой 24% от общей численности занятых в районе. Для смя чения проблем в сфере труда и занятости в районе успешно реализуется Про рамма дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Через центр занятости населения в 2011 г. было трудоустроено 282 человека на предприятиях и организациях района, в 2010 г. - 328 человек [10].
Администрацией Урицкого района ведется работа по реализации мероприятий Про раммы содействия занятости населения Урицкого района на 2011-2013 . и Про раммы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Урицкого района. В 2011 г. в службу занятости в поиске работы обратилось 473 человека, из них 286 трудоустроено, что оворит о достаточно высокой эффективности работы центра занятости Урицко о района. Открыли собственное дело 33 безработных гражданина и получили поддержку на сумму 1,9 млн. рублей. В 2011 г. предпринимателями, открывшими ИП в предыдущие годы, было создано 18 дополнительных рабочих мест. Наиболее привлекательной для мало о бизнеса по-прежнему
являются сфера торговли и общественного питания (35 % от общего числа МП), что объясняется меньшим, чем в прои/водственной сфере, объемом затрат и относительно небольшим сроком окупаемости инвестиций. Действующая районная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Урицком районе на 2012-2015 гг.» предполагает увеличение числа действующих малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей бе/ обра/ования юридического лица на 20% и увеличение числа /анятых в сфере малого и среднего предпринимательства на 20% [11].
Негативной чертой второго кластера является ни/кий уровень оплаты труда и небольшое число /арегистрированных крестьянских (фермерских) хо/яйств. В свя/и с этим к основным направлениям ра/вития данной группы муниципальных районов Орловской области необходимо отнести: развитие крестьянских (фермерских) хо/яйств и малых форм хозяйствования; поддержка действующих
организаций;
В третью группу вошли 3 муниципальных района Орловской области: Верховский, Мценский и
Должанский. Районы представленной группы характери/уются самой ни/кой долей сельского
населения, с достаточно высокой плотностью расселения, что объясняется наличием крупного городского центра - г. Мценск. Уровень оплаты труда в среднем по группе составляет 12072 руб. Значительная доля работников сосредоточена на средних и крупных предприятиях, высокими темпами идет развитие малых форм хозяйствования. Объемы инвестиций на душу населения не/начительные, что отразилось на уровне занятости.
В целом ситуация в представленных
муниципальных образованиях благоприятная.
Районными администрациями ра/работаны и введены в действие целевые программы, реали/ация которых по/волит повысить инвестиционную
привлекательность и престиж территорий. В
Верховском районе Орловской области работает Программа социально - экономического ра/вития Верховского района на 2011 - 2013 гг., в рамках которой предполагается реали/ация подпрограмм: Развитие торговли Верховского района Орловской области до 2015г., Программа «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Верховском районе на 2009-2011гг., Программа содействия /анятости населения Верховского района на 2011-2013 гг. и долгосрочная муниципальная
целевая Программа «Ра/витие крестьянских
(фермерских) хо/яйств и других малых форм
хо/яйствования в сельской местности в Верховском районе на 2012 - 2015 гг.» [4]. Итогами реализации должны стать рост экономического потенциала района (усиление сельскохо/яйственной отрасли, ра/витие предпринимательства, поддержка
действующих и со/дание новых отраслей прои/водства), снижение напряженности на рынке труда, со/дание дополнительных рабочих мест,
повышения роли малых форм хо/яйствования в экономике и уровня/анятости сельского населения.
Должанский район, располагаясь на юго-востоке Орловской области, характеризуется благоприятными климатическими условиями. В свя/и с чем основной отраслью является сельскохо/яйственное
производство. Основными проблемами на рынке труда являются существенные диспропорции в уровне оплаты труда между ра/личными секторами экономики района; структурное несоответствие спроса и предложения рабочей силы; недостаточно сбалансированы рынки труда и обра/овательных услуг; высокий уровень молодежной безработицы.
Мценский район обладает рядом преимуществ: работает Муниципальная целевая программа «Ра/витие и поддержка малого и среднего предпринимательства во Мценском районе на 2012-
2015 гг.», наряду с аграрным сектором активно ра/вивается несельскохо/яйственная деятельность, в частности туризм. Однако территориальная близость к Московской области обуславливает развитие маятниковой трудовой миграции.
К приоритетным направлениям развития территорий третьего кластера следует отнести: привлечение населения трудоспособного во/раста; повышение инвестиционной привлекательности сельских территорий муниципальных обра/ований /а счет улучшения состояния промышленности, сельского хо/яйства и инфраструктуры.
Четвертая группа муниципальных обра/ований Орловской области представляется районами с самой высокой долей сельского населения и ни/кой плотностью расселения и долей лиц в трудоспособном во/расте. Число /анятых на крупных предприятиях находится на среднем уровне. Следует отметить высокую эффективность работы центров /анятости четвертой группы муниципальных районов Орловской области. В среднем по группе 64% бе/работных было трудоустроено, а уровень напряженности составил 6 человек на одну /аявленную вакансию. В свя/и с отсутствием инвестиций ра/витие как крупного и среднего, так и малого би/неса не получило достаточного ра/вития. Величина инвестиционных вложений не обеспечивает восполнение выбывающих и морально устаревших основных фондов.
В Знаменском районе Орловской области работают инвесторы: ЗАО «Орелсельпром», ООО «Агротех-М», ООО «Авангард-Агро-Орел», но
проблемным остаётся вопрос отсутствия на
территории района обособленных структурных подра/делений инвестиционных компаний, /а
исключением ООО «Агротех-М», которое является инвестором ООО «Знаменское».
В Краснозоренском и Сосковском районах Орловской области отмечено сокращение числа хо/яйствующих субъектов и численность /анятых в экономике. Основными проблемами Корсаковкого района являются: сокращение численности населения, ни/кий уровень оплаты труда работников органи/аций, сокращение объемов прои/водства
отрасли растениеводства, /начительное число убыточных предприятий.
В сельских муниципальных образованиях данного типа необходима активная демографическая политика, всесторонняя поддержка сельской
экономики, стимулирование роста инвестиций в основной капитал, со/дание новых рабочих мест, осуществление мероприятий по повышению оплаты труда.
Пятый тип сельских муниципальных обра/ований характери/уется как группа с достаточно высоким уровнем инвестиций и долей населения трудоспособного во/раста, но при этом типологической группе присущ ни/кий уровень /анятости, /аработной платы, число
/арегистрированных крестьянских (фермерских) хо/яйств и неэффективной работой районных центров занятости. Данные муниципальные образования можно определить как неблагоприятные, требующие комплексных мероприятий по повышению уровня /анятости сельского населения.
Основными проблемами типологической группы являются: ухудшение демографической ситуации, сокращение численности населения, прежде всего численности детей и подростков, не по/воляет обеспечить формирование квалифицированных трудовых ресурсов, способных воспрои/водить и ра/вивать материальный и интеллектуальный потенциал муниципальных обра/ований, недостаток квалифицированного кадрового потенциала также свя/ан с недостаточным уровнем /аработной платы и отсутствием высокооплачиваемых,
высококвалифицированных вакантных рабочих мест.
Приоритетами ра/вития данной группы муниципальных районов Орловской области должны стать: всесторонняя поддержка ра/вития как
аграрных, так и несельскохо/яйственных видов деятельности; мероприятия по повышению /аработной платы работников органи/аций; ра/витие малых форм хо/яйствования; повышение эффективности работы центров /анятости.
Таким обра/ом, ре/ультаты исследования социально-экономической ситуации на рынке труда сельской местности Орловской области позволили выделить типы сельских территорий, определяющие в последствие направления и мероприятия, реализация которых обеспечит повышение /анятости и уровня жи/ни населения в соответствии с потребностями и проблемами муниципальных районов региона. Особое внимание необходимо уделить муниципальным обра/ованиям пятой группы, к которой относятся Димтровский, Новодеревеньковский, Новосильский, Покровский, Хотынецкий, Шаблыкинский районы.
Литература
1. Молодежь на рынке труда Орловской области: аналитическая записка / Орелстат. - Орел, 2011. - 16 с. (17)
2. О ситуации на рынке труда Орловской области в 2011 г. / Аналитический доклад. - Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Орловской области (Орелстат). - Орел, 2012. - 17 с. (14)
32
3. Официальный сайт администрации Волховского района [Электронный ресурс]: Реестр действующих нормативно-правовых актов. Режим доступа: http://adm-
bolhov.ru/index.php?name=Html_Content&op=page&fold
er=Content&contentsite=docum1.htm
4. Официальный сайт администрации Верховского района [Электронный ресурс]: Целевые программы Режим доступа: http://adminverhov.ru/material-149
5. Официальный сайт администрации
Должанского района [Электронный ресурс]: Законы, нормативные акты. Режим доступа:
http://admindolgan.57ru.ru/acts.php
6. Официальный сайт администрации Кромского района [Электронный ресурс]: Итоги социальноэкономического развития Кромского района в 2011 году. Режим доступа: http://adm-krom.ru/econ_razvit.php
7. Официальный сайт администрации Ливенского района [Электронный ресурс]: Целевые программы Режим доступа: http://adm-livr.ru/article55
8. Официальный сайт администрации
Малоархангельского района [Электронный ресурс]: Социально-экономическое развитие
Малоархангельского района за 2011 г. Режим доступа: http://www.maloarhr.ru/article530
9. Официальный сайт администрации Орловского района [Электронный ресурс]: Законы, нормативные акты. Режим доступа: http://adminorel.57ru.ru/acts.php
10. Официальный сайт администрации
Свердловского района [Электронный ресурс]: Итоги социально-экономического ра/вития Свердловского района за 2011 год. Режим доступа:
http://www.zmievka.info/
11. Официальный сайт администрации Урицкого
района [Электронный ресурс]: Социально-
экономическое ра/витие Урицкого района. Режим доступа: http://urickiy.ru/inc_soceconom
12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]: Обследование населения по проблемам занятости 2011. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_30/ (5)
13. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]: Тенденции на рынке труда. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B 12_04/IssWWW.exe/Stg/d03/ 2-rin-trud.htm (18)
14. Социально-экономическое положение
муниципальных районов и городских округов Орловской области в 2005-2010 гг. / Сводные информационно-аналитические материалы. -
Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Орловской области (Орелстат). - Орел, 2011. - 219 с.
15. StatSoft Russia [Электронный ресурс]:
Кластерный анализ. Режим доступа:
http://www.statsoft.ru/HOME/TEXTBOOK/modules/stclu an.html#k
Вестник Орел Г Ay
№5(38)
октябрь 2012
Теоретический и научно-практический журнал. Основан в 2005 году
Учредитель и издатель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный аграрный Университет»_______________________________________________________
Редакционный совет:
Парахин Н.В. (председатель) Амелин А.В. (зам. председателя) Астахов С.М.
Белкин Б.Л.
Блажнов А.А.
Буяров В.С.
Гуляева Т.И.
Гурин А.Г.
Дегтярев М.Г.
Зотиков В.И.
Иващук О.А.
Козлов А.С.
Кузнецов Ю.А.
Лобков В.Т.
Лысенко Н.Н.
Ляшук Р.Н.
Мамаев А.В.
Масалов В.Н.
Новикова Н.Е.
Павловская Н.Е.
Попова О.В.
Прока Н.И.
Савкин В.И.
Степанова Л.П.
Плыгун С.А. (ответств. секретарь) Золотухина О.А. (редактор)
Адрес редакции:
302019, г. Орел, ул. Генерала Родина, 69.
Тел.: +7 (4862) 45-40-37 Факс: +7 (4862) 45-40-64 E-mail: nichо[email protected] Сайт журнала: http://ej.orelsau.ru Свидетельство о регистрации ПИ №ФС77-21514 от 11.07.2005 г.
Специалист регионального методического центра по УДК: Служеникина А.М. Технический редактор: Мосина А.И.
Сдано в набор 10.08.2012 г. Подписано в печать 23.09.2012 г. Формат 60х84/8. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.
Объём 21,5 усл. печ. л. Тираж 300 эк/. Издательство Орел ГАУ, 302028, г. Орел, бульвар Победы, 19. Лицензия ЛР №021325 от 23.02.1999 г.
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикаций научных работ, отражающих основное научное содержание кандидатских и докторских диссертаций
Содержание номера
Экономика АПК
Парахин Н.В., Прока Н.И. Адаптация механизма государственной поддержки аграрного сектора
России к условиям ВТО........................................................................2
Гуляева Т.И., Волобуева Т.А. Крестьянские (фермерские) хозяйства Орловской области: состояние
и перспективы развития....................................................................... 10
Иващук О.А., Константинов И.С., Архипов О.П. Подходы к созданию автоматизированной
системы управления «умными фермами».......................................................... 15
Проняева Л.И. Состояние и проблемы инновационного развития процесса воспроизводства
основного капитала в АПК..................................................................... 21
Григорьева Н.В. Приоритетные направления развития рынка труда сельских муниципальных
образований Орловской области................................................................ 26
Дармограй О.В. Влияние вступления России в ВТО на развитие сельского хозяйства............... 33
Калиничева Е.Ю., Романов А.Д. Экономическая оценка реализации ресурсного потенциала
свеклосахарной отрасли в Орловской области................................................... 36
Сидоренко О.В. Ценовая паритетность зерновой отрасли в условиях присоединения России в ВТО.. 40 Бураева Е.В. Минимальная заработная плата: роль в экономике и проблемы использования в
современной России........................................................................... 45
Карлова Е.В., Полянин А.В. Перспективные направления производства побочной продукции
сахарной промышленности...................................................................... 51
Иванова А.А. Основные направления повышения экономической эффективности свиноводства
Орловской области............................................................................ 54
Трясцина Н.Ю. Ключевые направления и вектор развития молочно-продуктового подкомплекса
Орловской области............................................................................ 59
Савкин В.И., Деулина А.В., Крыгин А.А., Ерёмин А.А. Малые формы хозяйствования -
приоритет развития аграрного сектора экономики (на примере Орловской области)................ 66
Лисютченко Н.Н. Оценка формирования и использования производственных ресурсов в отраслях
животноводства Орловской области............................................................. 72
Полухин А.А., Алпатов А.В., Ставцев А.Н. Оценка состояния, использования и воспроизводства
материально-технической базы сельскохозяйственных организаций Орловской области.............. 78
Ловчикова Е.И. Анализ состояния и использования трудовых ресурсов села как основы
обеспечения сельского хозяйства квалифицированными кадрами................................... 85
Бычкова С.И. Анализ факторов, сдерживающих формирование механизма эффективного
стратегического управления на современном этапе развития экономики........................... 90
Кравченко Т.С. Показатели экономической эффективности освоения отраслевых инноваций в
растениеводстве.............................................................................. 93
Медолазов А.С. Приоритетные направления социально-экономического развития сельских
территорий Орловской области................................................................. 100
Первых Н.А., Гришаева О.Ю. Тенденции формирования и развития трудовых ресурсов в сельском
хозяйстве Орловской области.................................................................. 105
Бухвостов Ю.В., Волков А.А. Экономико-статистический анализ инновационного потенциала
Орловской области............................................................................ 109
Зеленская И.А. Методические аспекты прогнозирования численности трудовых ресурсов в
сельской местности........................................................................... 112
Жаравина О.М. Оценка выполнения руководителями функциональных обязанностей (на примере
сельскохозяйственных организаций)............................................................ 114
Лытнева Н.А., Сысоева О.Н. Развитие инновационных методов в управлении результативностью
хозяйственных систем......................................................................... 118
Рыбалкин Д.А. Возможности инвестирования временно свободных денежных средств................. 123
Куликов И.Н. Состояние и прогноз развития плодоводства в Российской Федерации................ 126
ж ивотноводство
Гамко Л.Н., Шкурманов П.Н. Мергель и белково-витаминно-минеральный концентрат в рационах
молодняка свиней............................................................................. 130
Концевенко А.В., Концевенко В.В. Изучение особенностей остеодистрофии у коров
промышленных комплексов Белгородской области................................................. 133
Усачев К.И., Усачев И.И. Результаты исследований микробиоценоза слизистой оболочки
подвздошной кишки овец....................................................................... 135
Шкурманова Е.С. Изменения параметров роста и развития мышц у цыплят-бройлеров в 10-, 20- и
30-дневном возрасте при разном уровне обменной энергии....................................... 137
Зверева Г.П. Основные тенденции экономического развития отечественного свиноводства.......... 140
Зеленский В.О. Состояние и направления развития рынка яиц Иркутской области.................. 143
Ярован Н.И., Новикова И.А. Окислительный стресс у высокопродуктивных коров при
субклиническом кетозе в условиях промышленного содержания.................................... 146
Нуриев Г.Г., Боровик Е.С. Показатели переваримости и использования питательных веществ при
включении в кормовую смесь зерна тритикале................................................... 149
Технические науки
Пичугин И.Л. Роль энергоаудита при разработке энергосберегающих мероприятий в бюджетных
организациях................................................................................. 151
Блажнов А.А. Многофункциональное производственное сооружение для фермерских и личных
хозяйств..................................................................................... 155
Васильев А.Н., Будников Д.А., Грачёва Н.Н. Экспериментальное исследование сушки зерна
электроактивированным воздухом............................................................... 160
Фомин И.Н., Суров Л.Д. Дистанционный контроль над действиями выключателей в кольцевой сети 163 Чичиланов И.И., Арженовский А.Г., Асатурян С.В. Методика и результаты диагностирования
тракторных дизелей с ГТН..................................................................... 167
Информационное сообщение К юбилею профессора Максимова Владимира Ильича............................................... 171
© ФГБОУ ВПО Орел ГАУ, 2012