А.А. Краснощеков, A.A. Krasnoshchekov,
аспирант кафедры Postgraduate Student of the Department
административного of Administrative and Municipal Law
и муниципального права of the Saratov State Law Academy
Саратовской государственной [email protected]
юридической академии
DOI:
£
ш
л
ПРОЦЕДУРА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ Ц
КАК РАЗНОВИДНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНЫХ |
ПРОЦЕДУР В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ |
Аннотация: статья посвящена рассмотрению лицензирования как вида ад- ю министративных процедур в сфере высшего образования. Актуальность избранной g тематики предопределяется высоким запросом со стороны общества и государства о на квалифицированные кадры. Целью работы выступает выявление особенностей g лицензионно-разрешительной деятельности на уровне высшей школы и определение g основных путей развития данного направления. Методологическая основа иссле- ю дования представлена формально-правовым анализом положений действующего д российского законодательства, а также сравнительным анализом мнений иссле- О дователей относительно содержания и особенностей категории «лицензирование» g в контексте выработки и реализации государственной политики в сфере высшего g образования. Результаты: аргументирована авторская позиция о перспективах развития лицензирования в сфере высшего образования в современной России. Выводы: -с несмотря на определенные тенденции к автономизации учреждений высшего обра- ^ зования и неодинаковый подход к реализации данной административной процедуры п в зарубежных государствах, предпочтительным представляется эволюционный путь ■©.
развития в данном направлении. Ц>
ю
Ключевые слова: лицензионно-разрешительная деятельность, лицензирование, 2
административные процедуры, сфера высшего образования, реестровая модель с
предоставления государственных услуг. 3
о
з
LICENSING PROCEDURE AS A KIND OF ADMINISTRATIVE g
PROCEDURES IN THE FIELD OF HIGHER EDUCATION Ц
a
Annotation: the article is devoted to the consideration of licensing as a type 257
of administrative procedures in the field of higher education. The relevance of the chosen _
topic is predetermined by the high demandfrom .society and the state for qualifiedpersonnel. ^
The aim of the work is to identify the features of licensing and permitting activities 3
at the level of higher education and to determine the main ways of development in this 3
area. The methodological basis of the study is presented by a formal legal analysis of the g
provisions of the current Russian legislation, as well as a comparative analysis of the J
opinions of researchers regarding the content and features of the category "licensing" 0
in the context of the development and implementation of state policy in the field of higher ° education. Results: the author's position on the prospects for the development of licensing in the field of higher education in modern Russia is argued. Conclusions: despite certain
tendencies towards the autonomy of higher education institutions and an unequal approach to the implementation of this administrative procedure in foreign countries, the evolutionary path of development in this direction seems to be preferable.
Keywords: licensing and permitting activities, licensing, administrative procedures, higher education, registry model for the provision of public services
На современном этапе развития российского государства выработка и реализация эффективной политики в сфере высшего образования представляет собой одну из приоритетных задач ввиду как никогда актуальной задачи по подготовке квалифицированных специалистов различных отраслей. В связи с этим закономерным и последовательным выглядит издание Президентом РФ Указа Президента РФ от 25 апреля 2022 г. № 231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий» [1]. .а В свою очередь, это обуславливает актуальность рассмотрения отдельных вопросов лицензионно-разрешительной деятельности государства в сфере высшего образования, в частности - особенностей а процедуры лицензирования.
§ Явление лицензирования давно известно в правовом измерении. § Как отмечают исследователи, еще в XVIII в. во Франции купцы ис-2 пользовали разрешения, называемые «лицензией», необходимые для ^ продажи товаров, закупаемых на территории Англии и ее колоний в пе-— риод континентальной блокады, объявленной Наполеоном [2, с. 175]. § В России деятельность по лицензированию в современном виде 25 прошла ряд этапов законодательного нормирования, начиная с вопро-§ сов лицензирования хозяйственной деятельности [3, 4], затем более с широко [5, 6, 7], а позднее - применительно к сфере образования [8, 9, 10, 11]. В науке административного права пока не сформирова-о но единообразное понимание содержания и соотношения категорий ^ «административный процесс», «административное производство» С и «административные процедуры», однако наиболее распространенной выступает точка зрения, согласно которой лицензионно-раз-решительным производством является «деятельность полномочных ^ органов исполнительной власти по предоставлению юридическим СЧ лицам и индивидуальным предпринимателям специального субъекту тивного права на осуществление конкретного вида деятельности или ^ на совершение определенных действий посредством выдачи этим лицам специального письменного разрешения (лицензии) или документального подтверждения получения уведомления о совершении таких действий». Категория процедуры же здесь выступает в качестве части производства, представляя собой порядок рассмотрения админи-
258
стративных дел, регламентированный соответствующими административно-процессуальными нормами [12, с. 192-193]. Содержание любой э административной процедуры как разновидности возникающих пра- Л воотношений определяется через права и обязанности их участников, ^ а также действия по их реализации. Административные процедуры * имеют ярко выраженную прикладную целенаправленность, которая | заключается в наличии конкретного правового результата. Как прави- | ло, в качестве такого результата определяется административный акт, § принятие которого имеет правообразующий характер для возникнове- | ния и развития определенных правоотношений. Процедура лицензи- о рования в данном случае не является исключением, что всесторонне о обеспечивается отраслевым законодательством. Важно отметить, что § принципиальное значение для набора и объема вышеназванных прав §
и обязанностей имеет не только конкретный вид административной |
й
процедуры, но и степень развитости правопорядка в соответствующей ¡
сфере жизнедеятельности общества и государства. |
В области высшего образования процедуру лицензирования |
осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования °
и науки [13]. Стоит отметить, что российская действительность харак- §
теризуется наличием существенного многообразия образовательных |
организаций, в связи с чем справедливой видится детальная регла- §
ментация требований к соискателям лицензии и лицензиатам. Кроме §
того, правоотношения, возникающие между лицензирующим органом Ь
со
и соискателем лицензии, и правоотношения, возникающие между .§. лицензирующим органом и лицензиатом, отличаются качественным | своеобразием и спецификой содержания процедуры лицензирования. | Следует согласиться с Н.А. Рубановой, которая характеризует | административную процедуру лицензирования образовательной § деятельности высшего профессионального образования как «установ- О
ленный административно-процессуальными нормами порядок осу- §
¡
ществления лицензирующими органами определенной деятельности, | направленной на принятие управленческого решения по возбуждению
лицензионного дела, сбору и анализу информации о лицензируемом 259
объекте, принятию решения по делу, исполнению решения, надзору а за соблюдением лицами, получившими разрешение, установленных ь требований и условий, а также по применению мер принуждения О
за допущенные нарушения лицензионных требований и условий» §
[14, с. 160]. Сфера высшего образования, согласно действующему |
законодательству, неразрывно связана с категорией «образовательные § услуги», которая, имея экономическое происхождение, уже с момента своей нормативной регламентации подвергается заслуженной критике
со стороны сообщества педагогических работников. В то же время данная категория и вытекающие из нее особенности правового статуса лишь подчеркивают важность регулирования соответствующих административных процедур и регламентов, так как это прямо влияет на уровень правовой защищенности получателей услуг, на что справедливо указывают исследователи [15, с. 37].
Стоит отметить, что образовательные организации не всегда стремятся к прохождению лицензирования своей деятельности. Существует практика стремления вывести свое функционирование из поля зрения лицензирующих органов и уклонения от лицензионного контроля. Например, частным образовательным учреждением высшего образования осуществлялась образовательная деятельность в филиале без его указания в приложении к лицензии, выданной институту [16].
„о В данном контексте следует согласиться с мнением Т. Б. Куликовой, го которая выделяет следующие факторы, способствующие вышеназванной противоправной деятельности: № ■ сложность процедур первичного лицензирования и последую-§ щего лицензионного контроля;
§ ■ сложность выявления и расследования соответствующих
2 случаев;
^ ■ незнание потребителем подобных услуг правовых основ осу— ществления образовательной деятельности и особенностей своего
§ правового статуса; с
§ ■ возможность выдачи юридически значимых документов, под-
§ тверждающих наличие образования и (или) квалификации, состав-с= ляемых по образцу, установленному образовательной организацией
самостоятельно [17, с. 56]. О В соответствии с положениями ст. 91 Федерального закона ^ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской С Федерации» [18] образовательная деятельность является лицензируемой. Соответствующая процедура осуществляется по видам, уровням 260 образования, по профессиям, специальностям и направлениям подго-^ товки, научным специальностям (для профессионального образования) (V и по подвидам дополнительного образования. При этом соискателями ® лицензии на осуществление образовательной деятельности являются ^ образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно. Требование о прохождении процедуры лицензирования с последующим контролем распространяется,
помимо прочего, на федеральные государственные образовательные
учреждения высшего образования, учредителем которых является э
Министерство науки и высшего образования РФ. Интересно отметить, Л
что в некоторых зарубежных государствах данный вопрос регули- ^
руется иначе. Например, в таких странах, как Швейцария, Бахрейн, *
Австралия (а именно, штат Западная Австралия), Австрия и Франция, |
лицензионно-разрешительная деятельность осуществляется исклю- 1
чительно в отношении негосударственных учреждений, так как госу- §
дарственные признаются автоматически [19, с. 329]. Вместе с тем воз- |
можность применения такой практики в российской действительности о
следует оценить отрицательно ввиду особенностей федеративного о
устройства России, ее огромной территории, а также повышенного §
спроса на квалифицированных специалистов, не только освоивших § совокупность необходимых навыков, знаний и умений, но и образо
ванных с позиций воспитания идеи ответственности за развитие своей О
страны. Представляется, что наряду с тенденцией к автономизации |
вузов в отдельных вопросах и экономическому подходу к ряду важных |
аспектов высшей школы процедура лицензирования и последующий °
|
государственный контроль выступают важными инструментами §
в обеспечении баланса государственно-частных интересов и требуют |
непрерывного развития как с точки зрения воспитательной работы §
в вузах, так и с точки зрения формально-технических аспектов в виде §
развития реестровой модели предоставления государственных услуг Ь
со
и применения риск-ориентированного подхода. .2.
х
Список литературы: |
1. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и техноло- | гий : указ Президента РФ от 25 апреля 2022 г. № 231 (вместе с Положением 3 о Координационном комитете по проведению в Российской Федерации .§> Десятилетия науки и технологий) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 3
- 2022. - № 18, ст. 3052; - № 31, ст. 5694. §
2. Туранская, Т.И. Е.В. Тарле: Л.Н. Толстой и Отечественная война | 1812 г. / Т.И. Туранская, Н.А. Стекольщиков // Проблемы филологии: язык
и литература. - 2010. - № 4. - С. 173-182. 261
3. О банках и банковской деятельности : федеральный закон от 2 декабря " 1990 г. № 395-1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 6, ^ ст. 492; Российская газета. - 2022. - № 279. ^
4. О предприятиях и предпринимательской деятельности : закон РСФСР § от 25 декабря 1990 г. № 445-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РСФСР. - 1990. |
- № 30, ст. 418. §
5. О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, ав- § тономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности : постановление Правительства РФ от 27 мая
1993 г. N° 492 // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. - 1993.
- № 22, ст. 2033.
6. О лицензировании отдельных видов деятельности : федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации.
- 1998. - № 39, ст. 4857; - 2001. - № 1, ч. 2, ст. 21.
7. О лицензировании отдельных видов деятельности : федеральный закон от 8 августа 2001 г. N° 128-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации.
- 2001. - № 33, ч. 1, ст. 3430; - 2011. - № 1, ст. 54.
8. О лицензировании отдельных видов деятельности : федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011.
- № 19, ст. 2716; - 2022. - № 29, ч. 2, ст. 5220.
9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования : федеральный закон от 8 ноября 2010 г. № 293-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 46, ст. 5918; - 2014. - № 43,
ЭС ст. 5796.
§ 10. Об утверждении Положения о лицензировании образовательной
% деятельности : постановление Правительства РФ от 16 марта 2011 г. № 174 5 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 12, ст. 1651; - 2012. § - № 53, ч. 2, ст. 7958.
oq 11. О лицензировании образовательной деятельности : постановление
Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 (вместе с Положением о лицензировании образовательной деятельности) // Собр. законодательства Рос. ^ Федерации. - 2013. - № 44, ст. 5764; - 2020. - № 9, ст. 1195. je 12. Административное право Российской Федерации : учебник для ба-
I— калавров / под ред. А.Ю. Соколова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, § ИНФРА-М, 2018. - 352 с.
§ 13. Об утверждении Административного регламента Федеральной
tt службы по надзору в сфере образования и науки по предоставлению госу-§ дарственной услуги по лицензированию образовательной деятельности : § приказ Рособрнадзора от 24 декабря 2020 г. № 1280 (зарег. в Минюсте России g 16 февраля 2021 г. № 62517). - URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения:
С 20.08.2021).
14. Рубанова, Н.А. Административная процедура лицензирования об-262 разовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / Н.А. Рубанова. ^ - Челябинск, 2013. - 222 с.
О 15. Публичные услуги и право : научно-практическое пособие / под ред.
Ю.А. Тихомирова. - М., Норма. 2007. - 416 с.
16. Прокуратура инициировала расследование факта предоставления образовательных услуг керченским филиалом одного из вузов // Официальный сайт Прокуратуры Республики Крым. - URL https://epp.genproc.gov.ru/ru/ web/proc_91/mass-media/news/archive?item=42814848 (дата обращения: 10.12.2022).
17. Куликова, Т.Б. Понятие образовательной деятельности в контексте административной процедуры лицензирования / Т.Б. Куликова // Вестник а МГПУ. Серия: юридические науки. - 2020. - № 4 (40). - С. 55-67. Л
18. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон § от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. О - 2012. - № 53, ч. 1, ст. 7598; - 2017. - № 29, ст. 4437. Л
19. Вок, М. Г. Зарубежная практика лицензионно-разрешительной § деятельности в области образования / М.Г. Вок // Управление наукой и на- Ц
укометрия. - 2020. - Т. 15, № 3. - С. 307-330. §
§||
§ §
§
I
|
§ 3
263