Научная статья на тему 'ПРОТОПАРТИЦИПАТОРНЫЕ ПРАКТИКИ В РОССИЙСКИХ МУЗЕЯХ ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННОГО ПЕРИОДА'

ПРОТОПАРТИЦИПАТОРНЫЕ ПРАКТИКИ В РОССИЙСКИХ МУЗЕЯХ ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННОГО ПЕРИОДА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МУЗЕЙНЫЕ ПРАКТИКИ / ИСТОРИЯ МУЗЕЯ / ПАРТИЦИПАЦИЯ / КУЛЬТУРА СОУЧАСТИЯ / ПАРТИЦИПАТОРНЫЕ МУЗЕЙНЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Стародубцева М.Н.

В статье анализируются исторические истоки партиципаторных проектов в отечественных музеях. На основе обобщения опыта деятельности отечественных музеев послереволюционного периода делается вывод о том, что в них активно использовались инновационные формы работы с посетителями, которые в настоящее время принято обозначать как партиципаторные. Толчком к появлению протопартиципаторных практик можно считать глобальные социально-политические трансформации, обусловившие демократизацию аудитории, а также деятельность авангардистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTO-PARTICIPATOR PRACTICES IN RUSSIAN MUSEUMS AT THE POST-REVOLUTIONARY PERIOD

The article analyses the historical sources of the participatory projects in the national museums. Based on the generalized experience of the activity of National Museums at the post-revolutionary period, this article shows that there were broadly used some innovative approaches of work with visitors, known these days as participatory practices. It is supposed that the impetus for the emergence of the practice might be global social-political transformation, which led to the democratization of the audience, as well as the activity of the avant-garde artists.

Текст научной работы на тему «ПРОТОПАРТИЦИПАТОРНЫЕ ПРАКТИКИ В РОССИЙСКИХ МУЗЕЯХ ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННОГО ПЕРИОДА»

7. Kizin M.M. Russkaya shkola peniya kak fenomen nacional'noj muzykal'noj kul'tury : avtoref ... dokt. is-kusstvovedeniya : 24.00.01. - M., 2020. - 43 s.

8. Kosovcov N.E. Pedagogicheskie tradicii i metodiki russkoj klassicheskoj vokal'noj shkoly XVIII - XIX vv. : avtoref....kand. ped. nauk : 13.00.01. - M., 2018. - 39 s.

9. Kocharova D.A., Rapackaya L.A. Iskusstvo sozdaniya hudozhestvennogo obraza v pedagogicheskoj deyatel'nosti A. V. Nezhdanovoj [Elektronnyj resurs] // Pedagogika i psihologiya obrazovaniya.-2013.-№4.-URL : https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvo-sozdaniya-hudozhestvennogo-obraza-v-pedagogicheskoy-deyatelnosti-a-v-nezhdanovoy (data obrashcheniya : 09.08.2022).

10. Kurulenko E.A., Plaksina K.G. Podgotovka vokalistov-ispolnitelej : istoricheskij aspekt [Elektronnyj resurs] // Russian Journal of Education and Psychology. - 2018. - №9. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-vokalistov-ispolniteley-istoricheskiy-aspekt (data obrashcheniya : 09.08.2022).

11. Lin Hun. Mysli ob integracii tradicionnoj muzykal'noj kul'tury v prepodavanie vokal'noj muzyki v kolledzhah // Sichuan Drama.- 2017. - № 7. - C. 155-157.

12. Czyan SHanzhuna Pedagogicheskij potencial vzaimodejstviya sistem vokal'nogo vospitaniya studentov v muzykal'no-pedagogicheskih vuzah Rossii i Kitaya : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.02.- M., 2018. - 32 s.

13. SHalaeva A.A. Ob integracii metodicheskih principov vokal'nyh shkol v praktike zarubezhnyh prepo-davatelej vokal'nogo iskusstva v sisteme vysshego muzykal'nogo obrazovaniya Kitaya [Elektronnyj resurs] // Kul'tura i iskusstvo. - 2020. - №1.- URL : https://nbpublish.com/library_read_article.php? id=30508 (data obrashcheniya : 16.07.2022).

14. SHalyapin F.I. Maska i dusha. Moi sorok let na teatrah [Elektronnyj resurs]. - M.: Sovremennye zapiski, 1932.- URL : https://libking.ru/books/nonf-/nonf-biography/130201-fedor-shalyapin-maska-i-dusha.html (data obrashcheniya : 16.07.2022).

15. YAo Vej Podgotovka specialistov vokal'nogo iskusstva v sistemah vysshego muzykal'nogo obrazovaniya Kitaya i Rossii : dis ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Astrahan', 2015. - 196 s.

УДК 7.038.531

М.Н. Стародубцева

ПРОТОПАРТИЦИПАТОРНЫЕ ПРАКТИКИ В РОССИЙСКИХ МУЗЕЯХ ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННОГО ПЕРИОДА

В статье анализируются исторические истоки партиципаторных проектов в отечественных музеях. На основе обобщения опыта деятельности отечественных музеев послереволюционного периода делается вывод о том, что в них активно использовались инновационные формы работы с посетителями, которые в настоящее время принято обозначать как партиципаторные. Толчком к появлению протопар-тиципаторных практик можно считать глобальные социально-политические трансформации, обусловившие демократизацию аудитории, а также деятельность авангардистов.

Ключевые слова: музей, музейные практики, история музея, партиципация, культура соучастия, партиципаторные музейные проекты.

Marina N. Starodubtseva PROTO-PARTICIPATOR PRACTICES IN RUSSIAN MUSEUMS AT THE POST-REVOLUTIONARY PERIOD

The article analyses the historical sources of the participatory projects in the national museums. Based on the generalized experience of the activity of National Museums at the post-revolutionary period, this article shows that there were broadly used some innovative approaches of work with visitors, known these days as participatory practices. It is supposed that the impetus for the emergence of the practice might be global social-political transformation, which led to the democratization of the audience, as well as the activity of the avant-garde artists.

Key words: museum, museum practices, the history of the museum, participation, participatory culture, participatory museum projects

Введение

Стремительное развитие технологий, трансформация экономической сферы, демократизация политических процессов на рубеже ХХ-ХХ1 вв. привели к появлению новых социокультурных ориентиров и практик, в том числе в музейной сфере. В настоящее время музейные учреждения всего мира озадачены

поиском и внедрением новых форматов деятельности, соответствующих актуальным вызовам современного общества.

Одним из самых востребованных направлений развития музея стали так называемые партиципаторные практики, предполагающие активную вовлеченность посетителей в процесс создания музейного продукта. Дан-

ная тенденция сформировалась в западноевропейском сообществе второй половины XX столетия в рамках становления культуры соучастия. В XXI столетии вслед за зарубежными институциями к принципам культуры соучастия обратились и отечественные музеи. Однако анализ источников позволяет констатировать, что в практике российских музеев элементы партиципации появляются значительно раньше, в послереволюционный период. Этот опыт отечественных музеев нуждается в обобщении и переосмыслении, так как он во многом обусловливает специфику современных партиципаторных проектов, реализующихся в отечественной музейной среде.

Материалы и методы

В процессе исследования использовались теоретические методы: анализ и обобщение литературы по проблеме исследования. Ис-точниковую базу исследования составили труды послереволюционных отечественных авторов, затрагивающие вопросы организации музейной деятельности.

Литературный обзор

Особенности партиципаторной модели музея в настоящее время рассматриваются многими отечественными и зарубежными авторами: Д. Агапова, С.Ю. Каменский, С. Радис, Н. Саймон, А.В. Смирнов, Р. Штейн, Е.А. Шуклина и др. Гораздо меньше исследований посвящено изучению отечественного опыта внедрения подобных практик в послереволюционной России. В частности, В.Б. Королева и Е.К. Леденцова в своей статье отмечают, что принципы культуры соучастия знакомы музейным работникам, потому что на них основывалась вся социальная сфера России [5]. В монографии Т.П. Калугиной обосновывается мысль о том, что советские художественные музеи послереволюционного периода оказались первопроходцами, предвосхитившими многие мировые тенденции и инновации [4]. Об этом же пишет в своей монографии З.А. Бонами [3].

Результаты

В послереволюционный период в России активно обсуждалась необходимость пересмотра функций музейной деятельности. Высказывались самые разные точки зрения, включая радикальные. В частности, некоторые представители авангарда призывали отказаться от музеев, как пережитков буржуазного прошлого, ассоциирующегося с могильниками. Большое число претензий вызывала работа «музейных деятелей».

В свою очередь руководство советского

государства видело в музеях большой потенциал и предлагало использовать его для решения политических и просветительских функций. В связи с этим в первые послереволюционные годы в музейную деятельность начали внедряться идеи открытости, доступности, вовлеченности и ориентации на местное сообщество. Обозначенные идеи нашли свое отражение в музейных проектах того времени.

Существенное влияние на формирование новых музейных технологий оказал Первый всероссийский музейный съезд, который прошел в 1930 г. Участники съезда отмечали, что «музеи должны выдвинуться в массы, дойти до отдаленных и малокультурных районов» [7, с. 22]. Кардинальная трансформация музеев должна способствовать их превращению из «замкнутых учреждений» в «центры, активно ищущие свою аудиторию», шагнувшие «за стены музеев» [7, с. 32]. Важным обстоятельством стало решение расширить общественную базу музеев, создав различные активы для того, чтобы рабочий превратился из пассивного зрителя выставок «в активного участника строительства музея» [7, с. 12], а детские коллективы были включены «во все стороны музейной жизни» [7, с.28].

На том же съезде прозвучало предложение пересмотреть формы работы с посетителями. Предлагалось переходить к формам, при которых будут активны и посетители [7, с.15]. Рекомендовалось использовать лекции на производстве и в общественных местах, краткосрочные курсы, короткие радиопередачи. Особое место отводилось выставкам-передвижкам, в которых реализовывалась идея организации гибкой музейной среды, предполагающей наличие места для регионального контента, и возможность адаптации под запросы местных сообществ [7, с. 22-24]. Одной из вариаций выставки-передвижки стали выставки-лавины, реализованные Ленинградской организацией рабочих-художников (ЛОРх) в 1931 г. [8, с.244]. Они предназначались для пропаганды идей социалистического строительства и приобщения представителей рабочего класса к изобразительному искусству. Особенность выставок заключалась в том, что, передвигаясь от одной фабрики или завода к другому, они дополнялись новыми произведениями местных художников (плакатами, рисунками, карикатурами), за счет которых экспозиция увеличивались.

Значимая роль отводилась музею в кол-

лективной производственной деятельности. По мнению Д.Е. Аркина, музеи, прежде всего художественные, должны были взаимодействовать с промышленными предприятиями и художественными организациями и быть включенными в процесс производства, путем демонстрации предметов прошлого и производственных материалов настоящего [1, с.148]. Такая идея была реализована, в частности, в московском Музее игрушки, который совместно с Техникумом кустарной промышленности занимался подготовкой инструкторов по игрушечному делу [2].

Начиная с 1930-х гг. все большее значение в работе отечественных музеев приобретают идеологические факторы, инновационная активность музейных сотрудников снижается, происходит унификация форм работы с посетителями, стагнация демократических идей, активности и вовлеченности сообщества. Музей становится политико-просветительным учреждением, преимущественно ориентированным на пропаганду индустриализации, колхозного строительства, атеизма и нового социалистического быта. Дальнейшая эскалация международной напряженности, Вторая мировая война и период послевоенного восстановления выдвинули в качестве приоритета проблему спасения культурного наследия и надолго отодвинули вопросы инновационного развития музеев на второй план.

Обсуждение

В послереволюционной России, на фоне масштабных политических и социально-экономических преобразований, а также под влиянием деятельности авангардистов про-

изошло переосмысление миссии и основополагающих функций музея. В связи с этим возникли новые форматы музейной деятельности, по некоторым признакам схожие с парти-ципаторными проектами, распространившимися в западноевропейской культуре на рубеже XX-XXI вв. Появлению протопартиципа-торных практик в немалой степени способствовала демократизация аудитории, необходимость сделать культуру и искусство народными и общедоступными. Однако, как отмечает З.А. Бонами, впечатление об инноваци-онности советских музейных практик необходимо сочетать с пониманием того, что они были основаны на технологиях силового воздействия на посетителей с помощью идеологически мотивированного выбора значения музейных предметов [3].

Заключение

Таким образом, можно заключить, что современные партиципаторные практики в отечественной музейной среде инспирированы не только идеями так называемого парти-ципаторного музея/«Музея 2.0», выдвинутыми в начале XXI в. американским музеологом Н. Саймон [6], но и переосмыслением опыта российских музеев послереволюционного периода, в которых «протопартиципаторные» практики зародились значительно раньше.

Социально-политические события 1930-х гг., Вторая мировая война и долгий период послевоенного восстановления приостановили этот вектор развития вплоть до начала XXI столетия, когда, следуя зарубежным тенденциям, отечественные музеи обратились к принципам культуры соучастия.

Литература:

1. Аркин Д.Е. О художественно-промышленном музее // Труды первого Всероссийского музейного съезда. В 2 т. Т.2: Материалы секционных заседаний 1-5 декабря 1930 г. / под ред. И.К.Луппола. Т.2. - М. : Учгиз, 1931. - С.148-155.

2. Бартрам Н. Д., Овчинникова Е. Музей игрушки: об игрушке, кукольном театре, начатках труда и знаний и о книге для ребенка / Гос. музей игрушки музейного отд. Главнауки Нарком [п]роса. - Л.: Academia, 1928. - 61 с.

3. Бонами З. А. Как читать и понимать музей. Философия музея. - М.: АСТ : ОГИЗ, 2018. - 223 с.

4. Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. - СПб.: Петрополис, 2008. - 242 с.

5. Королева В. Б., Леденцова Е. К. Культура участия как «хорошо забытое старое» // Дергачёвские чтения-2014. Русская литература: типы художественного сознания и диалог культурно-национальных традиций: материалы XI Всерос. науч. конф. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2015. - С.348-353.

6. Саймон Н. Партиципаторный музей /пер. А. Глебовской. - М.: АД МАРГИНЕМ Пресс, 2017. - 368 с.

7. Труды первого Всероссийского музейного съезда. В 2 т. Т.2: Материалы секционных заседаний 1-5 декабря 1930 г./ под ред. И.К.Луппола. - М.: Учгиз, 1931. - 164 с.

8. Четыркин Л.А. Опыт работы ЛОРХ, выставки-лавины // Авангардная музеология / под ред. А. Жиляева. - М.: V-A-C press, 2015.- С. 244-245.

References:

1. Arkin D.E. O hudozhestvenno-promyshlennom muzee // Trudy pervogo Vserossijskogo muzejnogo s"ezda. V 2 t. T.2: Materialy sekcionnyh zasedanij 1-5 dekabrya 1930 g. / pod red. I.K.Luppola. T.2. - M. : Uchgiz, 1931. - S.148-155.

2. Bartram N. D., Ovchinnikova E. Muzej igrushki: ob igrushke, kukol'nom teatre, nachatkah truda i znanij i o knige dlya rebenka / Gos. muzej igrushki muzejnogo otd. Glavnauki Narkom[p]rosa. - L.: Academia, 1928. - 61 s.

3. Bonami Z. A. Kak chitat' i ponimat' muzej. Filosofiya muzeya. - M.: AST : OGIZ, 2018. - 223 s.

4. Kalugina T. P. Hudozhestvennyj muzej kak fenomen kul'tury. - SPb.: Petropolis, 2008. - 242 s.

5. Koroleva V. B., Ledencova E. K. Kul'tura uchastiya kak «horosho zabytoe staroe» / / Dergachyovskie ch t-eniya-2014. Russkaya literatura: tipy hudozhestvennogo soznaniya i dialog kul'turno-nacional'nyh tradicij: ma-terialy XI Vseros. nauch. konf. - Ekaterinburg: Izd-vo Ural'skogo un-ta, 2015. - S.348-353.

6. Sajmon N. Participatornyj muzej /per. A. Glebovskoj. - M.: AD MARGINEM Press, 2017. - 368 s.

7. Trudy pervogo Vserossijskogo muzejnogo s"ezda. V 2 t. T.2: Materialy sekcionnyh zasedanij 1-5 dekabrya 1930 g./ pod red. I.K.Luppola. - M.: Uchgiz, 1931. - 164 s.

8. CHetyrkin L.A. Opyt raboty LORH, vystavki-laviny / / Avangardnaya muzeologiya / pod red. A. ZHilyaeva. - M.: V-A-C press, 2015.- S. 244-245.

УДК 39

Л.Д. Экард

СОБИРАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОЛЬКЛОРИСТОВ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ В XX-XXI ВЕКАХ

Статья посвящена истории собирания музыкального фольклора в Красноярском крае. Автор рассказывает об известных собирателях-фольклористах XX - XXI века, о результатах их работы. Затрагивается проблема отсутствия в крае единого центра по координации экспедиционной работы и информационной взаимосвязи между учреждениями, осуществляющими собирательскую деятельность. Отсюда экспедиционные маршруты собирателей фольклора зачастую дублируют друг друга. Анализ собирательской деятельности фольклористов с середины XX века по настоящее время в Красноярском крае способствовал выявлению не только хорошо исследованных территорий, но и малоисследованных и неисследованных районов. В тоже время автором рассматриваются основные причины, из-за которых сбор музыкального фольклора в некоторых районах края проводился довольно редко или не проводился вовсе.

Ключевые слова: фольклор, фольклорная экспедиция, собиратель, исследование, народные песни, песенные сборники, нематериальное наследие

Larisa D. Ekard COLLECTING ACTIVITY OF FOLKLORISTS IN THE KRASNOYARSK TERRITORY IN THE XX-XXI CENTURIES

The article is devoted to the history of collecting musical folklore in the Krasnoyarsk Territory. The author talks about famous collectors-folklorists of the 20th - 21st centuries, about the results of their work. The problem of the absence in the region of a single center for the coordination of expeditionary work and information interconnection between institutions engaged in collecting activities is touched upon. Hence, the expedition routes of folklore collectors often duplicate each other. An analysis of the collecting activity of folklorists from the middle of the 20th century to the present in the Krasnoyarsk Territory has contributed to the identification of not only well-studied territories, but also little-studied and unexplored areas. At the same time, the author considers the main reasons due to which the collection of musical folklore in some regions of the region was carried out quite rarely or not at all.

Key words: folklore, folklore expedition, collector, research, folk songs, song collections, intangible heritage

Введение

Собирательская деятельность в Красноярском крае началась в 30-е - 40-е годы XIX века и продолжается до сих пор. До революции 1917 года фольклор в Красноярском крае и в целом в Сибири собирали энтузиасты, любители народного творчества и в их личных архивах концентрировались записи фольклора. В советский период собиранию и изучению народного поэтического творчества придается государственное значение. Благодаря нескольким поколениям историков, этнографов, языковедов, писателей и

фольклористов мы можем оценить богатство и разнообразие сибирского фольклора.

Фольклорно-этнографические экспедиции в Красноярском крае организовывались и до сих пор проводятся различными учреждениями культуры и образования -Государственным центром народного творчества Красноярского края, Государственным педагогическим институтом имен В.П. Астафьева, Красноярским колледжем искусств имени П.И. Иванова-Радкевича, Сибирским государственным институтом искусств имени Дмитрия Хворостовского и др. Практически в каждом учреждении есть свой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.